История правления российской империи. Все цари России по порядку (с портретами): полный список

В 1909 году американский репортёр Мюррэй Хоув сопровождал группу американских чемпионов
по рысистым бегам на выставочном туре по Европе и России. В ходе поездки он сделал более 300 фотографий на камеру Graflex.
Эта группа фотографий стала музейной выставкой под названием «Империя и сопереживание - винтажные фотографии России».
Тогда фотографу нужно было работать без дублей, а это удавалось не всем.
Фотографии ценны тем, что на них запечатлён простой русский народ в повседневной обстановке.


Дрожки - легкий открытый рессорный экипаж на 1-2 человека.


Сапожник. Люди этой профессии работали на улице круглый год и чинили обувь прямо при клиенте.


Торговки на базаре.


Мальчишки тащат лубьё.Сзади них на рельсах конка.


Обитетали Хитрова рынка - места скопления криминального элемента в Москве.
Автор снимка пишет, что эта толпа хотела напасть на него, и он был спасён полицейским.


Один из сотен уличных базаров Москвы.


Царь-пушка.Ещё у ворот здания Арсенала. В 1960 г.её переместили на Ивановскую площадь Кремля.
«Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094 (от ред.1586), в третье лето государства его.
Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов»
Пушка стреляла один раз, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия.


Публика на скачках.Среди русских мы видим и коллег фотографа.


У детского приюта.


Я так думаю это раввин из московской синагоги с полицейским.


Два швейцара,коллега Мюррея по скачкам и московский бродяга.


Московские уличные мальчишки торгующие пирожками,огурцами,лубьём,
ситами и коробками.


Типы Москвы.

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками,
наполненными всевозможными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетерками, зайцами. У баб из корзин торчали
головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно
поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы
гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый
напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. Летом сбитенщиков сменяли торговцы квасами,
и самый любимый из них был грушевый, из вареных груш, которые в моченом виде лежали для продажи пирамидами на лотках,
а квас черпали из ведра кружками.

Мясные и рыбные лавки состояли из двух отделений. В первом лежало на полках мясо разных сортов - дичь, куры, гуси, индейки,
паленые поросята для жаркого и в ледяных ваннах - белые поросята для заливного. На крючьях по стенам были развешаны туши
барашков и поенных молоком телят, а весь потолок занят окороками всевозможных размеров и приготовлений - копченых, вареных,
провесных. Во втором отделении, темном, освещенном только дверью во двор, висели десятки мясных туш. Под всеми лавками -
подвалы. Охотный ряд бывал особенно оживленным перед большими праздниками. К лавкам подъезжали на тысячных рысаках расфранченные
купчихи, и за ними служащие выносили из лавок корзины и кульки с товаром и сваливали их в сани. И торчит, бывало, из рогожного
кулька рядом с собольей шубой миллионерши окорок, а поперек медвежьей полости лежит пудовый мороженый осетр во всей своей красоте.

Из подвалов пахло тухлятиной, а товар лежал на полках первосортный. В рыбных - лучшая рыба,
а в мясных - куры, гуси, индейки, поросята.

Около прилавка хлопочут, расхваливают товар и бесперебойно врут приказчики в засаленных долгополых поддевках и
заскорузлых фартуках. На поясе у них - целый ассортимент ножей, которые чистятся только на ночь.
Чистота была здесь не в моде.

Главными покупателями были повара лучших трактиров и ресторанов, а затем повара барские и купеческие, хозяйки-купчихи и кухарки.
Все это толклось, торговалось, спорило из-за копейки, а охотнорядец рассыпался перед покупателем, памятуя свой единственный лозунг:
«не обманешь - не продашь».


Коллеги Мюррея


.Босяки чего-то куда-то тянут. На заднем плане три мальчика, которые ходили
за фотографом наверное добрые полдня.
Их часто видно и на других снимках.


Продавец огурцов.


Царь-колокол отлитый русскими мастерами Иваном Моториным и сыном в 1735 году.
Во время пожара в Москве через два года над ямой с отлитым колоколом загорелась деревянная постройка.
В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой
раскалённый металл и... колокол дал 11 трещин и от 200-тонного исполина откололся кусок весом около
700 пудов (11,5 тонн).


Лобное место. Немосквичи знают его по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Мне нравится гражданочка с рукой на лице,смотрящая на фотографа и наверняка думающая:
-Батюшки! Что же это за невидаль такая на трёх ногах?


Торговцы ягодой. Интересно,что это у них заткнуто сзади за поясами. Кульки?


Мальчишки-лотошники. Жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем.
Публика евшая их от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам
до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик,
что парой можно было сытно позавтракать.

Жизнь в царской России была по разным оценкам непростой и удивительной. Могущественная империя стремительно наращивала экономическое благосостояние. И естественно сильная монархическая Россия расстраивала лидеров капиталистического мира.

За всю историю планеты — ни одно государство в мире не пострадало от такого количества войн, как Россия. Она падала и поднималась. Так случилось и с могущественной царской Россией. Что случилось с жизнью страны после прихода к власти большевиков — об этом написано немало статей, книг…

Сегодня рассмотрим жизнь царской России до ее распада. Уникальные фотографии того времени, дошедшие до нас иллюстрируют очень разную жизнь — богатую и бедную…

Крестьяне на реке Уссури, 1843
Карабахский негр, 1870

Абхазские негры или кавказские негры - небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа. Появились на Кавказе примерно в XVII веке. По одной версии были завезены изначально как рабы, по другой — потомки античных колхов.

Фотография Джорджа Кеннана.
Подаяние, Нижний Новгород, 1870-1875 гг.
Фотография Андрея Карелина.
Крестьяне Нижегородской губернии, 1870-е

Фото И.Рауля
Оренбургские казаки с верблюдами., 2-я половина XIX века

Батум (Батуми). Городская пристань, 1880-е гг.

В 1878 году город был освобождён объединённым грузино-российским войском, и вошёл в состав России по Берлинскому мирному договору между Россией и Турцией.

Верхние городские ряды, Москва, 1886

Крушение императорского поезда, 17 октября 1888 г.

Осенью 1888 года царский поезд потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были тяжелораненые и умершие среди слуг, однако члены царской семьи остались невредимы: они на тот момент находились в вагоне-столовой. Однако крыша вагона всё-таки обвалилась, и, по словам очевидцев, держал её на плечах до тех пор, пока не подоспела помощь. Следователи, выяснявшие причины крушения, резюмировали, что семья чудом спаслась, а если царский поезд и дальше будет ездить на такой скорости, то чуда во второй раз может и не произойти.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 г.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение.
Был основан при Екатерине Второй в 1764 году.

Фонтан на Лубянской площади, конец 1890-х

Фонтан в центре Лубянской площади был водоразборным. Извозчики поили из него своих лошадей за копейку ведро.

Муши (носильщики тяжестей), Кавказ. Конец 1890-х гг.

Фотография Д. И. Ермакова.
Конный трамвай, 1890-1900-х гг., Станция конки у Серпуховских ворот.

Подвоз воды в тюрьму и огороды, Нерчинская каторга, 1891.

Нерчинская каторга — Знаменитая каторга в Сибири. Славилась тем, что помимо простых уголовников туда ссылали и политических заключенных. Первыми узниками Нерчинской каторги были декабристы, позже участники польского восстания. Самые знаменитые узники — Н. Чернышевский, Ф. Каплан, Г. Котовский…

«Русские горки» на Марсовом поле, Санкт-Петербург. 1895.

Самым старым упоминанием о горках считается увлечение катанием на санях в зимнее время в России в XVII веке. Ледяные горки, построенные по указу Петра I под Санкт-Петербургом, имели высоту примерно 25 м и угол наклона около 50°.

Екатерина II была настолько увлечена ледяными горками, что приказала построить их для личного использования на территории царской резиденции. Существует несколько мнений относительно того, кто первый предложил оборудовать сани колёсами. Некоторые историки полагают, что впервые такие горки появились при Екатерине II в садах Ораниенбаума в 1784 году. Множество других историков утверждают, что это произошло во Франции.

В Париже в 1812 году были открыты Les Montagnes Russes à Belleville, что переводится как «Русские горки в Бельвилле». Вагонетки этих горок были оборудованы колёсами, которые фиксировались в рельсе и обеспечивали безопасность при больших скоростях.

Красная площадь, 1896 г.

Велогонщики, 1896, Велодром в Стрельне, Санкт-Петербург.

Фотография Карла Буллы
Подводные работы на строительстве моста через Енисей, Красноярск.
1896-1899 гг.

Императрица Мария Федоровна на рыбалке, Петергоф, 1896

Нравится мне этот снимок. Начиная от удочки, резного стульчика, до головного убора императрицы)

Девушки Олонецкой губернии, 1899. Сейчас Республика Карелия.
Из отчет этнографа М.А.Круковского.

Как и сейчас, в начале 20 века женская одежда предполагала большее богатство красок и форм, чем мужская. Чего только не носили девушки Олонецкой губернии! Сарафаны на лямках, платья с пышным до локтя рукавом, рубахи с узором, пышные передники и даже мужские портки! Последний предмет в женском гардеробе был отнюдь не данью моде, а зачастую суровой необходимостью. Бедные крестьянки надевали то, что было в доме, выбирать могли только зажиточные барышни.

Молодые девушки, как правило, носили платья светлых тонов, пожилые женщины- одежду в темных тонах. Совсем маленьких девочек, так же, как и мальчиков, одевали в домотканые рубахи. Но уже с 5-6 лет малышки носили сарафанчики со всеми взрослыми атрибутами: рюшами, широкими рукавчиками и воротничками. Девочки из бедных крестьянских семей - те же рубашки с юбками.

Однако и в бедных и в богатых семьях всегда были свои праздники. А в такие дни женщины Олонецкой губернии наряжались от души: белая рубашка с кружевным воротничком и пышным рукавом, перевязанным ленточками, с прямой широкой юбкой и витиеватым узором… На голове - чепцы, декорированные «коронами» из ткани.

И главная изюминка гардероба олонецких девушек - расшитая золотом повязка с прикрепленным к ней венком и шлейфом, украшенным разноцветными цветами из ткани. Этнографы отмечают, что такого элемента гардероба не было у женщин никаких других губерний. Олонецкие красавицы блистали в прямом и переносном смысле слова.
Наказание плетьми на Сахалинской каторге, 1899

Уральский казак, 19 век

Кулачный бой, Праздник Троицы вблизи Царёва Городища, 1900-е

В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками.

Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания, постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».
Взвешивание и первичная разделка осетровых, Астрахань, конец XIX-начало ХХ века.

Русский самокатчик, Жандармы 1900-е

Грязевые ванны, Сакское озеро, 1900-е

Конка у Александровского сада, Санкт-Петербург, 1900-е

Рыбалка на «Черном пруду», 1900-е, Нижегородская губерния.

Кто сказал, что рыбалка — это исключительно мужское занятие?


Нефтедобыча в Баку, Конец XIX — начало XX века.

Его еще называли «Черный город» — на территории города находилось в свое время около 150 заводов по добыче нефти. Все это удовольствие находилось до 1870 года в черте города. Вот что пишет побывавший в Чёрном городе в 1890 году:

«Все черное, стены, земля, воздух, небо. Вы чувствуете нефть, вдыхаете испарения, резкий запах удушает вас. Вы идете среди облаков дыма, которые закрывают небо»

Николай II с иконой благословляет солдат, 1904-1905

Бурлак на Волге, 1904

Цесаревич Алексей на прогулке, Царское село, 1906

Невеста в свадебном наряде. Якутия, 1905

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке, Сентябрь 1908 г.

В бухте Улисс, на заднем плане эскадренный миноносец «Грозовой».


Старый пасечник, 1908, Задонский уезд. Воронежская губерния.

Продолжение следует…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Образование Российской Империи случилось 22 октября 1721 года по старому стилю или 2 ноября. Именно в этот день последний российской царь Петр 1 Великий объявил себя императором российским. Случилось это, как одно из следствий северной войны, после которой сенат просил Петра 1 принять титул Императора страны. Государство получило название «Российская Империя». Ее столицей стал город Санкт-Петербург. За все время столица только на 2 года (с 1728 по 1730 гг.) переносилась в Москву.

Территория Российской Империи

Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, историю которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которых стоит считаться.

Территория Российской Империи составляла 21,8 миллионов км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:

  1. Санкт-Петербург.
  2. Москва.
  3. Варшава.
  4. Одесса.
  5. Лодзь.
  6. Рига.
  7. Киев.
  8. Харьков.
  9. Тифлис.
  10. Ташкент.

История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе, - Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.

Карта

Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем, на которой представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.


Население

Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.

Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:

  • Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
  • Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
  • Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
  • Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).

По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территория Польши, которые после ее распада отошли России.

Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Неслучайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня любители царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).


К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.

Политический строй

Российская Империя была самодержавной по форме своего правления, где вся полнота власти сосредотачивалась в руках 1 человека – императора, которого часто называли, на старый манер, царем. Петр 1 закладывал в законы России именно безграничную власть монарха, что и обеспечивало самодержавие. Одновременно с государством самодержец фактически управлял и церковью.

Важный момент – после правления Павла 1 самодержавие в России уже нельзя было назвать абсолютным. Случилось это по причине того, что Павел 1 издал указ, по которому отменялась система передачи трона, установленная Петром 1. Петр Алексеевич Романов, напомню, постановил – правитель сам определяет своего приемника. Часть историков сегодня говорит о негативе этого документа, но именно в этом и выражается суть самодержавия – правитель принимает все решения, в том числе и о своем преемнике. После Павла 1 вернулась система, при которой сын наследует престол за отцом.

Правители страны

Ниже приведен список всех правителей Российской Империи за период ее существования (1721-1917).

Правители российской империи

Император

Годы правления

Петр 1 1721-1725
Екатерина 1 1725-1727
Петр 2 1727-1730
Анна Иоанновна 1730-1740
Иван 6 1740-1741
Елизавета 1 1741-1762
Петр 3 1762
Екатерина 2 1762-1796
Павел 1 1796-1801
Александр 1 1801-1825
Николай 1 1825-1855
Александр 2 1855-1881
Александр 3 1881-1894
Николай 2 1894-1917

Все правители были из династии Романовых, и после свержения Николая 2 и убийства большевиками его самого и его семьи, династия прервалась, и Российская Империя прекратила свое существование, изменив форму государственности на СССР.

Основные даты

За время своего существования, а это практически 200 лет, Российская Империя пережила множество важных моментов и событий, которые оказали свое влияние на государство и народ.

  • 1722 – Табель о рангах
  • 1799 – Заграничные походы Суворова в Италию и Швейцарию
  • 1809 – Присоединение Финляндии
  • 1812 – Отечественная война
  • 1817-1864 – Кавказская война
  • 1825 (14 декабря) – восстание декабристов
  • 1867 – Продажа Аляски
  • 1881 (1 марта) убийство Александра 2
  • 1905 (9 января) – Кровавое воскресенье
  • 1914-1918 – Первая мировая война
  • 1917 – февральская и октябрьская революции

Завершение Империи

История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.

В редакцию нашего сайта пришел вопрос от читателя:
«Почитав Ваши ответы, я понял, что современное общество полностью растлено телевидением и современной музыкой; мол, раньше была сильная вера и порядочное общество. Вы приводите цитаты русских классиков, ставя их в пример, давая понять, что в их время было совсем по-другому. Поэтому у меня к Вам возник ряд вопросов.

1. Если в царское время было так хорошо, как тогда Вы относитесь к тому, что великий русский (кстати, особо мною почитаемый) композитор Пётр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, писатель Некрасов играл в карты, – далее не буду ворошить прошлое, надеюсь, достаточно.

2. И если Бог дал нам полную свободу в развитии, ограниченную заповедями, то почему на картине “Неравный брак”, действие которой происходит в православной церкви и где священник венчает старого мужчину с молодой девушкой, в её глазах не видно счастья и любви к мужу, и всё это действо происходит с молчаливого согласия родителей (ведь, как гласит одна из заповедей, их нужно слушаться) и священника!!! Где истина? Так почему если два человека живут в любви и согласии гражданским браком – это блуд (тяжкий грех), а “Неравный брак”, заключенный в церкви и изначально не подразумевающий любви, а подразумевающий похоть старого самца с одной стороны и покорность юной девы воле родителей с другой стороны, трактуется совершенно иначе? Заранее спасибо. Иван».

Мы попросили ответить на эти вопросы священника Михаила Немнонова .

Иван, прежде всего я не могу полностью согласиться ни с одной из Ваших исходных посылок. Современное общество действительно растлено телевидением и музыкой, но не полностью. Так и раньше вера в русском народе была сильнее (если рассматривать народ, как единое целое) и общество было порядочнее, но идеального общества и полной святости во всех людях не было и раньше. Во времена русских классиков действительно многое было совсем по-другому, но именно русские классики свидетельствуют в своих творениях о многих несовершенствах тогдашнего общества и тогдашних людей. Теперь о Ваших вопросах.

1. Как я отношусь к тому, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом? Никак не отношусь. Поскольку ничего, кроме сплетен, об этом не слышал. Многие только и говорят: «Вы разве не знаете, что Петр Ильич Чайковский…» На вопрос «а вы откуда об этом знаете» обычно следует ответ вроде «так ведь об этом знают все». Только два моих знакомых сослались на «неопровержимые» доказательства – переписку с братом и дневники. А один из них был настолько любезен, что предъявил одно из таких доказательств: Петр Ильич после какого-то светского мероприятия подробно описал то ли в дневнике, то ли в письме внешность одного молодого человека. Представляете?! О чем тут еще можно говорить! Причем удивляет настойчивость, с которой эта сплетня распространяется. Думаю, люди XIX века просто постеснялись бы назвать гомосексуалистом человека на основании подобных «фактов». А кроме того, Чайковский не прославлял ни гомосексуализм, ни вообще «свободную любовь» в своем творчестве – в отличие от многих современных авторов, и в этом его явное преимущество перед ними.

Что касается Некрасова, то и он, предаваясь игре в карты, писал в своих произведениях (поклонником которых лично я, кстати, никогда не был) совсем о другом. Придя в любой современный театр или книжный магазин, он, я думаю, перекрестился бы и поспешил бы уйти. Эта стыдливость людей, даже подверженных определенным грехам, и отличает к лучшему прежнее время от нынешнего.

2. Вы пишете: «Бог дал нам полную свободу в развитии, ограниченную заповедями». Нет, не так. Наша внешняя свобода ограничена не заповедями, а обстоятельствами непреодолимой силы. Свобода внутренняя ограничена опять-таки не заповедями, а свободным произволением человека. И если он решается следовать заповедям, то не потому, что у него нет другого выбора, а потому, что сам так захотел.

Что касается картины «неравный брак», то я не намерен отвечать за работу автора этой картины. Поэтому оставим ее в стороне и рассмотрим аналогичную ситуацию в жизни – юная девушка по благословению родителей выходит замуж за пожилого человека, и их венчают в Церкви. В глазах девушки не видно счастья и любви к мужу. Но ведь ее во время венчания спрашивают, по собственной ли воле она вступает в брак! И она отвечает согласием! И не надо говорить, что все девушки в прежнее время выходили замуж, повинуясь родителям – те, кто были не согласны с их выбором, умели настоять на своем. Сохранилась, например, любопытная «отступная грамота» времен Иоанна Грозного, в которой боярыня дает нелюбимому жениху своей внучки за отказ от брачного сговора «слез ее ради» 400 рублей, сумму поистине гигантскую – стоимость тридцати деревень! Так что если уж девушка пошла под венец, то она так или иначе согласилась на это. Другой вопрос – почему? Возможно и правда из уважения к родителям, а может быть – и ради богатства своего престарелого жениха (что, кажется, и имел в виду автор названной Вами картины). Но это уже, извините, ее дело, а не наше с Вами. Кроме того, далеко не все престарелые женихи заслуживают имени «старых самцов», и далеко не все «неравные браки» заключались с одной мыслью о похоти. В браке есть и еще много чего, кроме похоти – в частности, взаимная ответственность и уважение друг к другу, и то, что рядом есть человек, который, может быть, и не пламенеет от любви, но, во всяком случае, к тебе привязан и готов тебя поддержать. Такие отношения, конечно, не блуд и не тяжкий грех, в отличие от внебрачного сожительства, в котором люди хотят пользоваться одной приятной стороной общения с лицом противоположного пола, всячески избегая взаимной ответственности и прочих «издержек». Вот почему лично мне брак пожилого мужчины с юной девушкой представляется явлением менее болезненным, чем сожительство двух людей, которые «любят» друг друга, но как огня боятся создания настоящей семьи.

В царское время не все было так хорошо. Все плохое, что есть в мире и в России сейчас, так или иначе существовало и в царское время. А вот растления действительно было меньше, и, святость была жизненным идеалом, видимо, для большего числа людей. Что, впрочем, не мешает беречься от растления и стремиться жить христианской духовной жизнью и нам с Вами.