Исцеляющая духовная практика. Чем вам грозят «духовные практики

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство. Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Дорогие мои читатели, мой вам привет. В этой статье я хотела бы порассуждать на тему, какими должны быть духовные практики для женщин.

Существуют самые разные духовные практики. Это и различные аскезы, ограничения, посты, молитвы, йога, медитация, и много других. Какие из них наиболее приемлемы для женщин?

Давайте вспомним хотя бы восемь ступеней аштанга йоги Патанджали. Всего их восемь, и осваивают их последовательно одну за другой. Духовные праактики начинаются лишь с седьмой ступени – это медитация (дхьяна) и освобождение (самадхи). Чтобы прийти к ним, необходим преодолеть долгий путь из предыдущих шести ступеней.

То есть что получается? А вот что: выходит, прежде, чем перейти непосредственно к духовным практикам, начать следует с того, что соблюдать моральные принципы, затем подготовить себя физически, привести свое тело в порядок и только затем развивать дух.

Духовные практики для женщин – в чем отличие?

Духовные практики для женщин имеют свои особенности. Ведь женская природа очень сильно отличается от мужской. И если для мужчины жесткое ограничение, пост или аскезы будут дорогой к духовному росту, то для женщины может быть все даже наоборот.

Различные ограничения и аскезы женщины переносят намного сложнее, и не всегда это ведет к духовному росту и развитию, а может даже навредить. Все это может привести к разбалансировке энергий, женщина станет нервной, раздражительной, будет испытывать стресс и выплескивать его на своих близких. В результате все может закончиться разладом в семье и проблемами во взаимоотношениях с супругом и детьми.

Природа женщины служить своим близким, заботиться о них и делать их жизнь лучше и счастливее. Семья для женщины всегда должна быть на первом месте. И забота о своем муже и детях и также родителях (своих и мужа) как раз и будет ее главной духовной практикой.

В жизни каждой женщины всегда немало разных ограничений и аскез, так к чему добавлять их сознательно? Подумайте сами: беременность, роды, кормление грудью, уход за маленьким ребенком, ведь первые годы жизни он нуждается в ее заботе и внимании круглые сутки, приходится порой забывать о себе. Именно в заботе о семье и близких женщина воспитывает в себе много духовных качеств.

Что такое духовная женщина, согласно древним ведическим знаниям? Она должна быть прежде всего, женственна, красива, это женщина, которая ухаживает за собой, одаривает всех вокруг своей любовью и нежностью, уважает своего мужа и создает в доме уют.

Моя духовная практика

Прежде всего, скажу, что я как-то никогда особо и не задумывалась о духовном развитии, всегда было ощущение, что это уже заложено во мне. И как-то само собой выходило, наверное, неслучайно, что с рождения всегда чувствовала, где правильный путь.

Так, например, я никогда не использую в речи маты, и когда слышу их, чувствую, как будто прямо пробивают твою ауру, очень тяжело и негативно ощущаются на энергетическом уровне. Я отрицательно отношусь к курению и употреблению алкоголя (хотя никого не осуждаю, каждому свое), даже по праздникам не употребляю, и вообще не понимаю, какой в этом смысл, но это уже отдельная история.

Вот и в жизни я руководствуюсь своими определенными моральными принципами. И один из таких: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Важно понимать, что все, что мы отдаем в мир, вернется к нам обратно, только преумноженным. Так, если мы сеем вокруг только доброе, помогаем другим, в нужный момент помогут и нам. Если же мы причиняем кому-то зло, не стоит ожидать, что жизнь будет благоволить нам.

Я всегда тянулась к свету, занималась саморазвитием, потом увлеклась йогой. И в йоге меня привлекла именно духовная ее сторона, не только физическая. Ведь чтобы обрести стройную фигуру, силу и гибкость, достаточно заняться спортом или фитнесом.

Какие бы духовные практики для женщин вы ни выбрали, помните, что важно учитывать свою женскую природу. Счастья вам и гармонии со всем!

Что такое духовная практика? Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует прояснить понятие «духовность». Наиболее емкое, точное, формально выверенное определение этому слову дал Александр Зиновьев. Он писал:

Духовность не измеряется уровнем образованности, бытовыми привычками и общей культурой, «правильными» - с точки зрения господствующей моды - убеждениями, даже личной душевностью и добросердечием. Всё это значимо, но всё это лишь сопутствующие признаки, следствия и эпифеномены. Духовный человек может быть необразован, иметь дурные манеры, очень странные убеждения и скверный характер. Потому что духовность определяется не этим. А только одним: добровольным и осознанным отказом от главного социального наслаждения - участия в вечном и повсеместном унижении человека человеком. Тем самым он идёт против собственной человеческой природы - и в той мере, в какой ему это удаётся, перестаёт быть человеком и становится чем-то другим.

Но не надо заблуждаться: такое перерождение, если даже оно возможно - привилегия немногих сильных духом людей».

То есть для того, чтобы называться духовной, практика должна

  • иметь в своем арсенале способы и методы, позволяющие человеку увидеть злонамерение, носителем которого он является
  • обладать способами и методами, позволяющимипровести процесс дефрагментации человеческой личности до той степени, которая необходима для того, чтобы человек смог принять ответственность за злонамерение и его последствия

Единицы из существующих на настоящий момент практик соответствуют этим требованиям. И особое место среди них занимает «процессинг игр» Усачева А.В., так как позволяет напрямую прояснять и сокращать злонамерение.

В настоящее время духовные практики часто путают с различными психотерапевтическими методиками, системами оздоровления, целительством, религией, магией и другими способами, позволяющими воздействовать на человека. Все вышеперечисленные направления, несомненно, имеют свое право на жизнь, имеют свое место в социальной структуре общества, и в определенных случаях могут быть весьма результативными и эффективными. Большей частью они ориентированы на исцеление физических и душевных недугов человека, на стимулирование лидерских качеств и подавление «неуспешных» черт человеческого характера. Однако «псевдодуховные» практики не затрагивают глубинных основ человеческого «я», и, пытаясь «усовершенствовать» имеющуюся личность, которую на данный момент носит человек, действуют в рамках этой личности. Духовная же практика в первую очередь нацелена на трансформацию человеческой личности.

Несмотря на то, что интерес к духовным практикам огромен, мало кто из людей, начинающих заниматься духовной практикой четко представляет себе, что же такое духовное возрождение и с чем ему придется столкнуться. Ведь процесс духовного возрождения человека качественно отличается от психофизической коррекции его личности.

Безусловно, духовное развитие - это удивительный, захватывающий процесс, богатый поразительными открытиями. Это фантастическое, сказочное действо в котором главным героем является тот, кто идет по духовному пути. Но этот путь изобилует препятствиями и опасностями, преодоление которых требует от человека максимальной отдачи и предельной концентрации всех его сил.

Духовная практика, вызывая изменения на уровне духа, инициирует перестройку и всей системы «человек» в целом. Поэтому каждому, кто занимался какой-либо духовной практикой (в том числе и процессингом), приходилось сталкиваться с разнообразными физиологическими расстройствами различной степени интенсивности - обострениями хронических заболеваний, с молниеносно развивающимися острыми процессами; проваливаться в депрессии; испытывать приступы эйфории; меняться внешне и внутренне. Это связано с тем, что духовное пробуждение, не смотря на позитивный характер изменений, происходящих на духовном уровне, вызывает нарушение «внутренней среды» в системе«человек». (Состояние системы стабилизируется только после полной обработки материала, поднятого при духовном пробуждении). Уровни системы вынуждены видоизменяться для того, чтобы система могла сохранять целостность и стабильность. Процесс «перестройки» в системе может происходить незаметно и спокойно, а может проявляться в виде каких-то дисфункций и сбоев в работе того, или иного уровня (или уровней). Если же «перестройка» по каким-то причинам невозможна, и уровни индивидуальности, ума и тела не могут трансформироваться так, чтобы соответствовать изменившемуся духовному уровню, то система теряет стабильность, целостность и разрушается. По этой причине несистематизированные, самостоятельные занятия духовными практиками без предварительной основательной подготовки могут стать причиной значительных нарушений физического и психического здоровья.

Для того, чтобы произвести «перестройку», и обрести стабильность в новом качестве система «человек» должна обладать достаточным ресурсным и энергетическим потенциалом. Если же система, не обладает достаточным потенциалом для «перестройки», то она нуждается в притоке внешних ресурсов для того, чтобы перейти на новый энергетический уровень. В этом случае самостоятельные занятия, без поддержки профессионала могут привести к крайне нежелательным последствиям.

Для того, чтобы заниматься духовной практикой не нужно «семи пядей во лбу». Практически любой человек обладает всеми необходимыми способностями для того, чтобы начать свое духовное восхождение. Но только немногие продолжают последовательное движение по этому пути. Одной из причин, тормозящих процесс духовного пробуждения, является отсутствие информации о том, как влияет трансформация духовного уровня на уровни индивидуальности, ума и тела.

Человек оказывается не готов к тому, что в период «перестройки» систему может «ломать», «лихорадить», «разрывать на части», и т.п. Столкнувшись с подобными проявлениями духовного пробуждения, человек, как правило, начинает уделять большее внимание возникшим осложнениям, чем занятиям духовной практикой. В результате духовный рост затормаживается, или вовсе прекращается, а состояния «перестроичного» периода приобретают затяжной, хронический характер. Ситуация усугубляется тем, что возникшие в результате дестабилизации духовного уровня отклонения здоровья плохо поддаются коррекции лекарственными препаратами и полностью разрешаются только после полного урегулирования ситуации на духовном уровне.

В литературе посвященной духовным практикам (Роберто Ассаджиоли «Психосинтез») описаны некоторые из состояний, возникающие в процессе духовного роста. Клинические проявления этих состояний такие же, как и у заболеваний, развивающихся у человека в течение жизни «естественным» путем. Отличием, наверное, можно считать то, что заболевания, вызванные «перестройкой» системы дух-индивидуальность-ум-тело возникают как бы внезапно, без всякой причины, на ровном месте. Причем вначале проявившаяся симптоматика не имеет под собой органического субстрата, что вводит в заблуждение врачей. УЗИ, ЭКГ, энцефалограммы, рентренограммы, томограммы, всевозможные анализы не показывают отклонений от физиологической нормы, а человек чувствует себя плохо, хотя, согласно проведенных обследований, должен быть здоров. И лишь спустя какое-то время врачам удается выявить причину заболевания. В данном случае причина заболевания является следствием активизированного и не рассмотренного материала. А время поиска органических изменений - это время, которое необходимо организму для того, чтобы «перестроиться» и создать у себя болезнь, согласно произошедшей инициации. По мере рассмотрения активизированного материала заболевания часто исчезают сами по себе, либо относительно легко устраняются правильным лечением.

Время чтения статьи — 15 минут.

В мире все больше людей интересуется разнообразными духовными практиками и конечно не в последнюю очередь это связано с информационным взрывом, который настиг нас на рубеже тысячелетий, благодаря появлению интернета в широком пользовании.

Однако, духовный путь никогда не был прост, и долгие тысячелетия не случайно имел эпитеты знания тайного, сакрального и даже опасного для профанов и оттого, что многие люди сейчас с легкостью могут отыскать священные тексты в интернете, вовсе не стал другим. Но, с другой стороны, законный вопрос, а что же вообще делает его таким непростым и таким тайным, и не является ли это просто выдумкой религиозных адептов, желающих получить монополию на знание. Да и знание ли это? В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, в частности и о том, какие подводные камни можно встретить, занимаясь столь популярной в наше время медитацией.

Шок от духовности.

Лет 10 назад мне рассказали одну историю, которая, как мне кажется, может послужить хорошей иллюстрацией для главного тезиса статьи, и хотя она о человеке практикующем японский дзен, она может иметь отношение ко многим людям занимающимся духовными практиками.

В США есть довольно много дзенских монастырей, связано это с тем, что после войны изрядное количество японцев эмигрировало в Америку и дзенские монахи вовсе не были исключением. Были среди них и довольно известные учителя , которые эти монастыри и открывали, естественно по японскому образу и подобию.

Один из таких монастырей много лет посещала женщина, которая задолго до этого занималась всякими духовными направлениями вроде йоги, индуизма и, в общем, слыла продвинутым практиком. Она не жила там постоянно, но при этом регулярно принимала участие в периодах интенсивной практики — в Японии они называются о-сессин и проводятся почти ежемесячно, а длятся одну неделю. О-сессин довольно суровое время, спать приходится мало, а практиковать много, иногда по 10 часов в день отводится только на сидячую медитацию. Тем не менее, множество людей проходит через этот опыт и делает это неоднократно.

Та женщина, назовем ее Дженни, была как раз из таких людей.

Дженни все знали очень хорошо, как позитивного, веселого, никогда не унывающего человека, однако однажды, после одного из о-сессин она почувствовала себя очень плохо. В какой-то момент она стала демонстрировать из ряда вон необычное поведение, она рыдала, кричала, что медитация это зло, что она ненавидит дзен и своего учителя. После этого она уехала и больше не возвращалась. Этот случай запомнился всем еще и потому, что Дженни, никогда не давала даже намеков на то, что с ней может произойти подобное и случившееся стало для многих полной неожиданностью и шоком.

Случаи подобные этому вовсе не редкость, несмотря на сложившееся на западе, и в том числе и в нашей стране, мнение о духовных практиках, как об инструменте, решающем многие, если не все проблемы человека.

К сожалению, часто бывает, когда люди охотно и помногу говорят о том, какие чудесные ощущения и результаты дает практика, а об обратной стороне медали предпочитают помалкивать. Приводит это к тому, что многие, столкнувшись лицом к лицу с внутренними психологическими трудностями, пытаются разобраться в них самостоятельно, не задавая вопросов учителям, а также другим практикующим.

Этот подход и порождает случаи подобные описанному, когда человек не выдерживает внутреннего напряжения и заканчивает свои упражнения, прекращая заниматься этим навсегда или очень надолго.

Многие причины имеют психологический характер.

В восточных духовных учениях часто говорят об эго личности, справедливо относя истоки страдания человека именно к нему и его стремлениям.

Психология также не обходит стороной тему эго. И если говорить, например, о психоанализе , где тема эго раскрывается достаточно полно, то с точки зрения этого учения, исток психологических проблем человека, а это ни что иное как внутренний дискомфорт (страдание), лежит в области неудовлетворенных желаний личности.

Разочарование от того, что твои желания не удовлетворены не исчезает бесследно, а локализуется в бессознательном человека и создает психологическое напряжение, которое проявляется в виде невротического состояния и поведения.

Это напряжение может проявляться двояко, как негативное психологическое состояние, которое по сути является страданием, или (и) в виде поведения, которое также часто является дезадаптивным, поскольку причины того, как мы реагируем на что-то, часто лежат не столько в самом текущем событии, сколько в нашем прошлом. Неудивительно, что такое поведение также часто не приводит к решению проблем, а наоборот, к их усугублению.

Этим и занимаются психологи, которые теми или иными способами корректируют поведение человека, когда архаичные поведенческие модели из прошлого просто заменяются на те, которые более актуальны на данный момент.

Например, если вы хотите построить отношения с партнером, то наиболее эффективным будет строить их исходя из сегодняшней ситуации, а не тянуть из прошлого старые проблемы с родителями и проецировать их на события, не имеющие отношения к настоящему моменту. К сожалению, многие люди поступают именно так, что становится поводом для появления все новых и новых проблем. И наше внутреннее напряжение только усиливается, приводя к неврозу и невротическим же реакциям.

Все это имеет свои последствия во многих сферах жизни, и если в обычной жизни мы можем долгое время «сливать» это напряжение, пользуясь многочисленными психологическим защитами, то для человека серьезно занимающегося такими вещами как медитации, это не всегда проходит, особенно, когда практика становится действительно интенсивной и эффективной.

Именно по перечисленным причинам некоторые психологи настоятельно рекомендуют не пренебрегать психотерапией людям, которые практикуют.

Почему практика приносит проблемы.

Все дело в том, что роль медитации – получение нового психологического опыта и этот опыт:

— во-первых, требует постоянно переходов на новые уровни осознанности бытия (прогресса).

— во-вторых, инициирует перемены, которые чаще всего входят в противоречие со скрытыми архаичными и не осознаваемыми нами моделями поведения.

— в-третьих, сокрытое доселе напряжение, накапливаемое нами в области бессознательного, начинает проявляться в виде эмоциональных состояний, доселе нам незнакомых, ведь эффективная практика ослабляет традиционные психологические защитные механизмы .

По перечисленным причинам происходит то, что можно назвать эмоциональным срывом, когда человек просто не выдерживает того, что происходит внутри него. Иначе говоря, это означает, что мы начинаем испытывать страдания, интенсивность которых в какой то момент превышает порог толерантности.

Возникает естественное желание устранить страдание и каждый делает это по-своему. В принципе вариантов не так уж и много.

В самом простейшем случае это обычное бегство, то есть, совершенно правильно связав свое негативное состояние с тем, что вы делаете, то есть с практикой, вы просто удаляете ее из своей жизни, перестав этим заниматься. Естественно такой путь не всегда приводит к желаемому результату, ведь если перемены в вас уже начались, то простого бегства может быть недостаточно.

В довольно большом количестве случаев включается рационализация и человек начинает объяснять себе то, что с ним происходит, просто перекладывая ответственность за происходящее на внешнюю причину. Можно например, убедить себя, что этот метод не подходит вам лично (что, кстати, может быть правдой), обвинить в происходящем с вами учителя, который недостаточно компетентен в своем деле, найти причину в неподходящем окружении и т.п.

Можно обвинить в неудачах самого себя, сказать себе, что у вас просто недостаточно способностей, много негатива, что у вас плохая карма, ну и так далее.

К сожалению, весьма часто такие мнения подкрепляют другие практикующие активно подкидывая подобные идеи друг другу.

Проблемы идущие от самой практики.

Мы затронули (и вероятно далеко не все) психологические причины, а теперь перейдем к другому ряду причин – как бы внешних проявлений этих психологических моментов, о которых мы поговорили.

Их несколько и все они так или по-другому связаны с мотивацией и происходящим из нее ожиданием.

Конечно, трудно ждать от человека, который пришел в первый раз в религиозную группу, понимания истинной сути религии.

При этом абсолютно у каждого есть, пусть и смутное, внутреннее понимание зачем он это делает и что он в итоге хотел бы получить. Происходит это понимание из тех моментов, что мы знали ранее о религии, о себе самом и об окружающем нас мире. Чаще всего это причудливая смесь верований, стереотипов и невротических реакций нашей личности, о которой мы уже упомянули раньше.

Можно ли назвать все это заблуждениями с точки зрения той же религии? Несомненно. Но с другой стороны, именно наши первоначальные стремления становятся источниками вдохновения и, на первых порах, важным стимулом к движению вперед.

Ожидания и предположения.

Первое о чем хочется сказать, это ожидания. Подавляющее количество людей абсолютно не переносят событий, которые идут в разрез их ожиданиям. Конечно, мы начинаем практиковать по разным причинам, но в основе всегда лежит ожидание результата. В этой плоскости и лежит первая проблема.

Почти никто не готов к тому, что любая духовная практика это годы, а чаще десятилетия напряженного труда.

Наша личность всегда рассчитывает на быстрый или даже немедленный результат, поэтому, в большинстве случаев, первое разочарование от занятий приходит уже в первые насколько месяцев занятий.

Тех, кто привык напряженно трудиться чтобы добиться цели, также может ждать разочарование.

Мы все привыкли к тому, что если вкладывать упорство и усилия, то непременно наступает хороший результат и такой поход касается большинства социальный мероприятий, в которых мы участвуем. Однако, результат духовной практики далеко не всегда связан напрямую с затраченными усилиями. Чтобы позволить внутреннему опыту произойти, нужно измениться, многие из нас готовы интенсивно трудиться, однако очень немногие готовы при этом измениться внутренне, на это и нужно время.

Порой происходит и вот что. Человек ожидая быстрого результата и не получив его, испытывает разочарование. Возможные последствия этого мы уже рассмотрели раньше, но есть еще одно, которое мы не упомянули, разочаровавшись в конкретной практике, секте или религии, человек начинает поиск другого, более подходящего для себя места или учителя.

Само по себе это не является проблемой, ведь в этом деле нет ничего более естественного, чем сомнения и поиск. Проблема в том, что именно этот этап часто затягивается очень надолго и длиться он может годами. Естественно, одна из причин такого положения дел — наше скрытое сопротивление и нежелание меняться, которое очень сложно распознать, зато очень легко утопить в различных рационализациях.

Думай и чувствуй правильно.

Еще одна причина связана с тем, что люди, как правило, слабо себе представляют, что же такое в действительности религия и каковы ее истоки и с этим связано большое количество личных представлений о практике и о том, каков должен быть конечный результат. Удивительно, что на деле это приводит к тому, что любой практикующий совершенно точно знает как быть должно, а как быть не должно.

Такое «вроде бы знание» порождает еще одну волну ожиданий, которая связана с тем, что мы начинаем ждать от себя и окружающих совершенно определенного поведения — правильных внешних реакций, правильных эмоций и так далее.

В этом случае мы обычно уже не ждем немедленного результата, но зато мы ждем определенного результата , о котором у нас уже есть свои смутные или даже четкие представления.

Например, есть распространенное мнение, что в духовном месте все должно быть, что называется «чинно и благородно», то есть мы сами, другие люди и тем более учитель должны вести себя совершенно определенным позитивным образом, исходить из безусловной любви и понимания, выполнять предписания доктрины и так далее. Самое печальное, что те же требования предъявляются к своему внутреннему миру и есть ожидание, что внутри нас, как практикующего и потому приобщившегося к высокой духовности существа, также все должно быть о-кей.

Конечно, при таком раскладе, внутренние проявления злобы, агрессии, сильной привязанности и т.д. принимаются как неприемлемые и либо подавляются (до определенного момента), либо порождают разочарование в себе. Все то же самое предъявляется и к другим членам группы, нередко даже в большей степени, чем к себе самому.

Однако, настоящая практика всегда связана с постоянным выходом за пределы привычного и способна порождать состояния, о которых мы и не подозревали.

Поэтому очень хорошо, если практикующий человек знает, что такие вещи могут происходить, и даже возможно, они являются свидетельством того, что то, что вы делаете — на самом деле работает. К сожалению, реальность состоит в том, что о таких вещах говорят редко, а многие люди предпочитают вообще не говорить о состояниях, которые считают неправильными, что и приводит к еще одной волне разочарований и непонимания.

Идея духовного совершенства

И еще одно препятствие, о котором хотелось бы сказать, носит куда более тонкий и далеко не такой явный характер, зато поджидает нас на любом этапе практики.Связано оно с тем, что у нашей личности всегда есть идея своего собственного усовершенствования, которая приходит из наших социальных представлений о том, что есть успех и что есть благо.

В нескольких словах это можно выразить вопросом —«а чего ты добился в жизни»?

Именно в таком формате эта идея приносится из социума и тут же проецируется на практику.

Конечно, живя в социальном мире мы постоянно сталкиваемся с выполнением определенных задач, которые всегда связаны с началом, выполнением и завершением. Завершение знаменует достижение цели, которая проецируется на наш общественный и личный ЭГО СТАТУС.

Здесь возникнет естественный вопрос — почему тот же самый подход нельзя использовать, когда дело касается вещей духовных и возможно ли вообще такое явление как «духовный рост» или «духовный прогресс»?

С одной стороны, все вроде бы очевидно, вот есть учитель, который всего достиг, потому он и учитель (статус), а есть ученики, которые только находятся на пути (растут, достигают?) и рано или поздно, затратив необходимые усилия, также станут учителями. Именно таким образом абсолютное большинство (конечно с известными вариациями) представляет себе задачу. И вроде бы все здесь правильно, не подкопаешься.

Все дело в мотиве?

Но есть один нюанс, и связан он с мотивом. Все дело в том, что путь усовершенствования есть на самом деле, но он вовсе не связан напрямую с конечной целью реализации духовного пути, которая, несомненно существует. Так в чем же дело?

Как уже было сказано, тонкость в мотиве. А именно, каким мотивом вы руководствуйтесь, мотивом самосовершенствования или же нет. Мотив совершенствования, это ни что иное как эгоистичная цель, и не имеет отношения к реализации пути, более того, она весьма препятствует этой реализации, хотя и позволяет добиться значительных успехов — решить психологические проблемы, стать сильным и полным энергии и даже выглядеть, как учитель, а иногда и реализовать амбиции и стать учителем. И таких людей довольно много, куда больше чем настоящих учителей.

*Среди таких людей есть две категории: мошенники, хорошо отдающие себе отчет в том, что никакими учителями они не являются, а также люди, свято верящие в то, что они и вправду учителя. И обмануть в этом себя несложно, ведь такой самообман всегда сладок».

Каков же другой мотив, позволяющий на самом деле не уйти в сторону? В этом то и состоит вся сложность.

Мне видится, что этот мотив наиболее полно представлен в буддийской доктрине Махаяны, давайте ей и воспользуемся для объяснения.

Мотивация в Буддизме Махаяны.

В Буддизме Махаяны есть такое понимание пути, как путь Бодхисаттвы.

Бодхисаттва это существо целиком и полностью посвятившее себя спасению всех живых существ и дающее соответствующую клятву. Иногда ее понимают как отказ от личного блага Блаженства Нирваны до тех пор, пока самое последнее существо во вселенной не достигнет просветления.

И такой посыл, казалось бы пропитанный совершенным альтруизмом, на деле нечто гораздо более сложное и неоднозначное.

Во-первых, в рамках той же доктрины индивидуальное освобождение вообще не возможно.

Во-вторых, любой эгоистический мотив сам по себе весьма осложняет дело, ибо привязанности к чему бы то ни было препятствуют даже не достижению, а закреплению определенных состояний сознания и об этом немало написано в буддийских текстах.

Получается, что эгоизм представляет из себя именно тех персонажей-демонов, которых в изобилии можно найти на входе в любой буддийский храм. Интересно, что иногда их называют стражами учения, которые охраняют его от профанов или от тех же демонов.

Идея личности — главное препятствие.

Что это все значит? Если принять во внимание все сказанное, то станет очевидно, что самое эффективное препятствие на пути, это ни что иное, как желание себя усовершенствовать, стать лучше, правильнее, достичь просветления, стать учителем. А еще сюда же можно отнести и такие вещи, как попытка избавится от страдания или же наоборот, обрести счастье.

Нетрудно понять, под каким флагом зарождаются все эти мотивы, это ни что иное, что в христианстве называют грехом гордыни, который, не исключено, именно вследствие свойства чинить препятствия в пути, и называют самым страшным.

Многие знают и христианское выражение «Воистину легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». О каком же богатстве идет здесь речь? Можно предположить, что с точки зрения любой религии это ни что иное как «Я Сам», то есть наша личность, которая и представляет из себя для нас самую большую ценность и источник привязанностей.

Здесь рождается, казалось бы, неразрывный замкнутый круг.

Получается, что с одной стороны, главным препятствием на пути является наше эго-личность, а с другой, именно она ответственна за выбор этого пути, а также за те идеи, которые стимулируют и вдохновляют нас.

На самом деле понятно, что ничтожно мало людей садится медитировать или практикует молитву для того, чтобы спастиживых существ, абсолютное большинство практикует для себя, руководствуясь либо откровенно эгоистичными мотивами, либо этими же мотивами, но в завуалированной форме, когда эгоизм прикрывается доктриной или собственной красивой идеей практикующего.

Так последователь махаяны может легко утверждать, что практикует ради всех существ, поскольку так говорит его доктрина, а на деле, скрывая от себя истинный мотив, жажду просветления для себя.

Выход в принятии всех обстоятельств.

И здесь немного оптимизма.

На самом деле, эгоистичный подход и те состояния, которые мы считаем негативными, ни что иное, как просто неотъемлемый и необходимый этап, который рано или поздно будет пройден при условии того, что мы понимаем и принимаем эту реальность.

Важно понять, что есть реальные обстоятельства, в которых мы находимся и нам, так или иначе, их необходимо принять как данность .

Кто-то из нас богат, кто-то беден, кто-то здоров, кто-то болен, но в любом случае, эта та данность, в которой мы существуем и которую необходимо принять как точку отсчета, как то, что у нас есть сегодня, здесь и сейчас.

То же самое касается и внутренних обстоятельств. Возможно сегодня в нас есть добро и сострадание, но одновременно есть и гнев, злость, уныние, эгоизм, при этом и то и другое естественная данность сегодняшнего дня, которую, как и внешние условия, необходимо принять целиком и полностью.

Возникает естественный вопрос, а что это означает, принять так, как есть? Значит ли это, что сам факт нашего знания об этих обстоятельствах уже и есть их приятие? Здесь есть два ключевых момента, которые совершенно необходимо реализовать — честность и, собственно, само приятие.

Первое необходимо для того, чтобы обнаружить и осознать в себе присутствие того, что нам видеть не очень то хочется.

Второе позволяет нам принять обстоятельства нашей жизни полностью, что означает осознание полной ответственности за то, что я есть и за то, что происходит вокруг меня.

И есть еще третье, которое связано с нашим намерением практиковать, которое должно пересилить стремление к психологическому комфорту любой ценой – девиз которым давно пронизано все наше общество.