Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе. Открытое интегрированное и комплексное занятие в детском саду

Информация использована из статьи сайта «Маам»

Комплексные занятия в детском саду — это занятия с использованием разных видов деятельности: изо, художественного слова, математики, музыки, конструирования, ручного труда в разных сочетаниях. Таким занятиям обычно предшествуют тематические занятия, так как работа в основном строится на знакомом для детей материале. Отличие комплексных занятий от интегрированных в том, что на комплексных решается несколько задач в комплексе, в то время как в интегрированных — решается одна задача, путем интеграции разных видов деятельности.

Информация использована из статьи сайта «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»

Комплексные и интегрированные занятия в детском саду.

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
  5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.
  6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помощи универсальной системы значений — синтеза».

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.+

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные − предметные
  • разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия.

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Комплексным является занятие , направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Практическая работа с определениями. (В чем сходство и отличие.)

Интегрированное занятие:

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема). Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное. Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Комплексные занятия:

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Тема «Царство растений»

Таким образом

Интегрированное Комплексное
В этих заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Царство растений», имеют возможность узнать что-то новое.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Царство растений» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой области подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
  • Подбор литературы.

Интегрированное занятие «В поисках сюрприза» Ср. Группа
Цель:
1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
3. Закреплять знания полученные ранее.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Уточнить представления о счете (в пределах 5).
-Упражнять в счете звуков на слух.
-Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
-Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические формы: шар, цилиндр, конус, куб и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Развивающие задачи: продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве;
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»
Круг радости – «улыбка» (эмоциональный настрой).
В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
– Ребята, посмотрите, что такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано.
– Давайте откроем конверт и посмотрим, что там? (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
– В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их соберем, и тогда, может быть, узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).
– Все ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Совсем немного осталось до теплого жаркого лета, которое вы с нетерпением все ждете. Правильно?! и сегодня, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка».
(Дети находят корзину с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры, соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.) По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания. А давайте посчитаем сколько же заданий нам нужно выполнить??
Дети считают на русском и татарском языке. И наоборот.
Задание 1
Расставить цифры по порядку.
Задание 2 (Части суток).
Ой, а здесь, ребята, загадки.
Воспитатель: Знаете ли вы части суток?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте в какое время суток это бывает.
1. На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать. (утро)
2. Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют,
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
3. Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? (ночь)

4. В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают. (день)

Повторить части суток по порядку. (Утро, день, вечер, ночь)

Задание 3

Ориентирование в пространстве.

На мольберте расположить:

Мяч, — посередине

Справа — банан,

Слева — лимон

Сверху – кошка

Снизу — медведь

Кошка, — верхний левый угол (Бу кем?) — Песи

Собака, — нижний правый угол (Бу кем?) — Эт

Заяц, — верхний правый угол (Бу кем?) — Куян

Медведь, — нижний левый угол (Бу кем?) — Аю

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернемся
И все вместе улыбнемся.

Задание 4

Волшебный мешочек.

Доставать из мешочка геометрические фигуры по одной, называть и приводить примеры на что они похожи, и где их можно встретить, где видели такие фигуры.

Задание 5

С предыдущими заданиями вы справились, а вот справитесь ли с последним???

Ребята смотрите, здесь что-то есть, и опять письмо.

Ребята, это подарок для моего внука. Он учится на волшебника. Но я не успел ее украсить, помогите мне, пожалуйста.

Ребята волшебник просит украсить шляпу для его внука! Поможем?!

Дети по желанию рисуют и раскрашивают шляпу.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 24th Март, 2016
Вы находитесь:

Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений по технологии подготовки, проведения и анализа интегрированного занятия. Данные подходы к проектированию интегрированного занятия дают возможность педагогам творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником современного дошкольного образования, направленного на восприятие дошкольниками целостности окружающей действительности

Введение

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Использование интегрированных занятий позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д.), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.

Комплексное занятие - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Технологическая матрица сравнения и планирования

интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях

между ними, при этом один

вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Решается одна основная

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию

деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка +

познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от

количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с

реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не

чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

2. Определить доминирую-

щую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру

занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для

ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения, а также определение оптимальной нагрузки

различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть

(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если

участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

словесные

наглядные

практические

проблемные

Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,

«как ты узнал?» и т.д.);

Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

Практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

Проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация

к деятельности)

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

    углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

    основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

    эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

    сложность отбора учебного материала;

    подробное структурирование занятия;

    проблема личной совместимости педагогов;

    общий подход к оценке знаний и умений детей;

    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

    Выбор объекта интеграции.

    Отбор компонентов интеграции.

    Отбор материала.

    Выбор структуры занятия.

    Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:

    музыка + познание (математика);

    коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

    коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;

    познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

    познание (математика) + изобразительная деятельность;

    здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

    познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).

Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»

Требования к организации занятий

    педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;

    проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам

    связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия

    Задать логику

все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от, например, тематического, когда после рисования идет игра)

    Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

    Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

    Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности

    Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

Формы проведения интегрированных занятий

Интегрированные занятия можно проводить в различных фор­мах. Например:

    занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис­пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

    занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чай­ковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Ко­нек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;

    занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;

    занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»

    занятие-праздник

    занятие- проект

    занятие - эксперимент

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в це­лом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных те­оретических знаний, способов, приемов работы в их практичес­ком преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты инди­видуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

    качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, пра­вильность, осознанность;

    умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и про­цессов;

    отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию

Анализ интегрированного занятия (по СВ. Кульневичу)

    Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

    Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сфор­мирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

    Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Ка­кую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Об­легчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

    Формы проведения интегрированного занятия, виды деятель­ности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ве­дут ли к поставленной цели?

    Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрирован­ном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одея­ло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

    Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргумен­тация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная

Список использованной литературы

    Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

    Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4

    Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование образовательной деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. .№6

    Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду. М., 1997.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

    Павленко И..Н. Интеграционный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.

    Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.



Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты - мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1.Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2.Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

·лес: совокупность животных, растений, отдых;

·море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;

·магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;

·строительство: рабочие, машины, оборудование;

·класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;

·хлебозавод: работники, оборудование, продукты;

·парк: дизайн, развлечения, растения;

·музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» (Н. Гавриш).

| Интегрированные занятия. Конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «По страницам нашей сказки» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему : «По страницам нашей сказки» Цель : Приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи : Образовательные : - продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; - понимать и у потреблять в...

Конспект интегрированной НОД «В гости к солнышку» во второй младшей группе Цель : Закреплять знания о солнце (Для чего оно нужно? Какое оно. Задачи : развивать фантазию, воображение, речь, мышление, память; учить передавать образ солнышка. Интеграция : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,...

Интегрированные занятия. Конспекты - Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Угощение для Зайки»

Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому...» Конспект интегрированного занятия по художественно - эстетическому развитию для детей первой младшей группы Тема: «Угощение для Зайки» Воспитатель первой квалификационной категории Гляцевич Н. С. г. Сергиев Посад декабрь 2017 г. Программное содержание: Развивать у детей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект интегрированной ООД на тему: « День космонавтики». Выполнила: Братчикова О.В. Задачи: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр. Материал: картинки о космосе, листы бумаги, фломастеры....

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, физическое Цель: Развитие музыкальности детей, формирование эмоционально-радостного ощущения в процессе общения с музыкой. Задачи: 1. Обучающая: Вызвать у детей радостные чувства, эмоционально реагировать...

Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Воздушный шар» во второй младшей возрастной группе. Конспект интегрированной НОД по аппликации (обьемной) «Воздушный шар»

Интегрированные занятия. Конспекты - Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Ежик»


Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Ежик» во второй младшей возрастной группе. Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Ежик» Автор: Чаптыкова Ирина Васильевна Тема: «Ежик» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе занятий...

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и продуктивной деятельности у детей раннего возраста «Разноцветная сказка» Конспект интегрированого НОД по формирование элементарных математических представлений и продуктивной деятельности у детей раннего дошкольного возраста «Разноцветная сказка»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА». Сценарий спортивного развлечения Посвященный Дню Защитника Отечества. Интегрированный досуг по физической культуре и английскому языку для повышения мотивации изучения...

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез искусств, прививать любовь к классическому наследию. Задачи: 1.Учить детей слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения 2.Формировать...

На интегрированных занятиях разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Такие занятия учат детей возможности рассмотреть одно явление с разных точек зрения. Для решения одной, конкретной задачи, дети могут применяют знания из различных областей. С помощью таких занятий у детей формируется способность к самостоятельным исследованиям. Занятия интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового материала, но с возможностью планирования занятий по общей теме для нескольких предметов и разных педагогов.

В рубрике собраны все занятия с интеграцией из разных областей, которые проводились воспитателями и пользователями нашего сайта. Будем рады, если и вы поделитесь авторским материалом по этой теме.

Для того, чтобы ваш материал попал в эту рубрику - опубликуйте материал в своем личном блоге и пропишите в тегах слово интегрированные занятия