Ингаляционный путь введения лекарственных веществ. Применение карманного индивидуального ингалятора. Применение карманного ингалятора со спейсером

Условия проведения ингаляций.

· В педиатрии достаточно широкое применение нашёл данный метод: проводят ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.

· Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.

· Больного ребёнка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крик ребенка способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.

· Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами и периодически делают глубокие вдохи.

· Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы успешно проводить ингаляцию, флакон с лекарственных веществом необходимо располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных средств остается в глотке.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАТИВНОГО ИНГАЛЯТОРА

Медицинская сестра.

· читает название лекарственного препарата;

· объясняет ребёнку ход процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства;

· усаживает ребёнка, а если позволяет его состояние, то лучше провести ингаляцию в положении ребёнка стоя, так как при этом эффективнее дыхательная экскурсия;

· снимает с ингалятора защитный колпачок;

· переворачивает баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхивает его;

· просит ребёнка сделать глубокий выдох;

· мундштук ингалятора вставляет ребёнку в рот, прост плотнее, как только можно, охватить ею губами и голову при лом слегка запрокинуть назад;

· просит ребёнка сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика;

· извлекает мундштук ингалятора изо рта у ребёнка, попросив его задержать дыхание на 5-10 секунд;

· простит ребёнка затем сделать спокойный выдох

· предлагает ребёнку самостоятельно выполнить эту процедуру в её присутствии:

· после окончания процедуры закрывает ингалятор зашитым колпачком.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Включает в себя введение лекарственных средств через рот, сублингвально, в прямую кишку.

МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления детям сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям старшего школьного возраста.

При раздаче лекарств медицинская сестра должна соблюдать следующие правила:



1. Внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства;

2. Раздавать лекарства у постели больного ребёнка;

3. Ребёнок должен проглотить и запить лекарство в присутствии медицинской сестры;

4. Средства с пометкой "до еды" необходимо дать ребёнку за 15 минут до приема пищи; с пометной "после еды" - через 15 минут после приема пиши: средства, предназначенные для приема "натощак" - дать ребёнку утром за час до завтрака;

5. Детям старшего возраста твердые лекарственные формы - таблетки, капсулы, драже - медицинская сестра помещает на корень языка и даёт запить небольшим количеством воды: порошок высыпает на корень языка и дает запить водой: жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях - медицинская сестра отмеривает в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребёнку и запить чистой водой;

6. Для детей раннего возраста делают специальные мелкие расфасовки препаратов; лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя ею в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах для таких детей, в суспензиях с добавлением сахарных и фруктовых сиропов;

7. Если в одни и те же часы ребёнок должен получить несколько лекарственных препаратов, медицинская сестра не должна их смешивать, а должна дать каждое лекарство поочередно.

8. В случае упорной рвоты все лекарственные препараты вводят ребенку в виде свечей и парентерально.

Вопрос 14. Ингаляционный путь введения лекарственных средств: виды ингаляторов, правила пользования карманным ингалятором.

Ингаляционный путь введения — введение лекарственных средств через дыхательные пути. Вводят аэрозоли, газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан).

Лекарственное средство во флаконе-ингаляторе находится в виде аэрозоля. Применяют как сосудосуживающее и противовоспалительное средство в нос и рот.

Преимущества:

Локальное действие (в рот, нос);

Воздействие в неизменённом виде на патологический очаг.

Недостатки:

Раздражение слизистой оболочки дыхательных путей;

Плохое проникновение лекарственных средств непосредственно в очаг при нарушении бронхиальной проходимости.

Различают ингаляторы — стационарные, портативные, карманные.

Карманные ингаляторы применяют при приступе бронхиальной астмы. Медсестра обучает пациента пользованию индивидуальным ингалятором.

Применение карманного ингалятора

Последовательность действий:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Снять с баллончика защитный колпачок и перевернуть вверх дном.

3. Встряхнуть препарат.

4. Охватить губами насадку.

5. Сделать глубокий вдох, нажать на дно баллончика и задержать дыхание на 5-10 секунд.

6. Сделать медленный выдох через нос.

7. Надеть защитный колпачок.

8. Вымыть и осушить руки.

Лекарственное средство можно вводить в нос применяя специальную насадку.

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос (рис. 9-17)

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры, получить его согласие.

3. Вымыть руки.

II. Обучение

4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.

5. Помочь пациенту сесть.

6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

в) слегка запрокинуть голову, склонить её к правому плечу;

г) прижать пальцем правое крыло носа к носовой перегородке;

д) сделать глубокий выдох через рот;

е) ввести кончик мундштука в левую половину носа;

ж) сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;

з) извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента);

и) сделать спокойный выдох;

к) при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.

Рис. 9-17. Ингаляции лекарственного средства через нос: а - прижимание правого крыла носа к носовой перегородке; б - глубокий выдох через рот; в - проведение ингаляции; г - задержка дыхания на 5-10 с

7. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

8. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры.

9. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведённое место.

10. Вымыть руки.

11. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента в медицинской карте.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ

Энтеральные способы введения лекарственных средств:

Через рот (per os);

Через прямую кишку (per rectum);

Под язык (sub lingua, в некоторых случаях относится к энтераль-ному способу).

ПРИЁМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.).

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:

1) частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

2) зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологических процессов в организме;

3) медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте. Кроме того, введение лекарственных средств через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в лечебном учреждении во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальная методика

1. Поставить на передвижной столик ёмкости с твёрдыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, ёмкость с водой, ножницы, положить листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственное средство непосредственно у его постели, согласно листку назначений (средство выдается из упаковки, в которой оно было получено в аптеке).

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

Внимательно прочитайте лист назначения;

Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

Будьте особенно внимательны при наличии пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получающих одинаковые лекарственные средства.

3. Никогда не давайте лекарственное средство без упаковки. Не прикасайтесь к таблеткам руками, так как это небезопасно для вашего здоровья.

4. Упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку.

5. Пациенту необходимо принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения.

6. Жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать.

7. Флаконы с белковыми препаратами при перемешивании нужно осторожно вращать, чтобы не произошла денатурация белка и образование пены; убедитесь, что препарат не изменил цвет; обратите внимание на его срок годности.

Преимущества такой раздачи лекарственных средств очевидны. Во-первых, медицинская сестра контролирует, принял ли пациент препарат. Во-вторых, она может ответить на его вопросы. В-третьих, исключены ошибки при раздаче лекарственных средств. Давая их пациенту, следует предупредить его об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала после его приёма.

Внимание! Пациент имеет право знать название, назначение и дозу лекарственного средства.

Пациенту нужно сообщить, чем запивать лекарственное средство. Необходимо проинформировать пациента об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания называется ингаляцией . Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоли.

Сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.

С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос.

Ингаляции лекарственного средства через рот

Обучение пациента технике ингаляции складывается из 3-х этапов:

  • получение информированного согласия на процедуру;
  • обучение технике ингаляции;
  • контроль (при необходимости) или коррекция действий пациента.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через рот

I. Подготовка к обучению

  1. Вымыть руки.

Рис. 9.16. Ингаляции лекарственного средства с помощью баллончика

II. Обучение

  1. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику.

Запомните! На распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

  1. Предложить пациенту на время обучения сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя).
    1. сделать глубокий выдох;
    2. взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;
    3. сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;
    4. извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    5. сделать спокойный выдох.
  2. Предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

III. Завершение обучения

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.
  2. Вымыть руки
  3. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Ингаляции лекарственного средства через нос

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

  1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
  2. Прочитать название лекарственного средства.
  3. Вымыть руки.

Рис. 9.17. Ингаляции лекарственного средства через нос

II. Обучение

  1. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.
  2. Помочь пациенту сесть.
  3. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:
    1. снять с ингалятора защитный колпачок;
    2. перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;
    3. слегка запрокинуть голову, склонить ее к правому плечу;
    4. прижать пальцем правое крыло носа к перегородке;
    5. сделайть глубокий выдох через рот;
    6. ввести кончик мундштука в левую половину носа;
    7. сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;
    8. извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    9. сделать спокойный выдох;
    10. при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.
  4. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.
  5. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведенное место.
  2. Вымыть руки
  3. Сделайть запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».