Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич). Илия ii

27.07.2011 // 00: 05

Георгий Двали, Тбилиси

Абхазия раздора

Находящийся с визитом на Украине глава Грузинской православной церкви (ГПЦ) католикос-патриарх всея Грузии Илия II встретился в Киево-Печерской лавре с патриархом всея Руси Кириллом. Как стало известно «Ъ”, главной темой встречи была ситуация в церковных делах Абхазии. По признанию источников „Ъ” в ГПЦ, договориться патриархам не удалось.

Илия II прибыл с четырехдневным визитом на Украину по приглашению патриарха Кирилла и иерархов украинской православной церкви (московского патриархата) для участия в праздновании Дня крещения Руси, который отмечается 28 июля. Главным же событием визита грузинского патриарха стала его встреча c патриархом всея Руси. В своей проповеди перед отъездом в Киев Илия II даже призвал паству «молиться за благополучное завершение переговоров с патриархом Кириллом».

Как сообщили «Ъ” в патриархии ГПЦ, главной темой переговоров с московским патриархом „конечно же, является ситуация в Абхазии“». Эта тема уже давно осложняет отношения между Московским и Мцхета-Тбилисским патриархами. Хотя в конце грузино-абхазской войны 1992-1993 годов Абхазию покинуло все грузинское духовенство, Абхазия формально считается частью канонической территории ГПЦ, а отец Виссарион Аплия, до последнего времени управлявший церковными делами в Абхазии, является рукоположенным клириком ГПЦ.

Это положение не изменилось и после признания РФ независимости Абхазии: РПЦ, правда, не раз обращалась к грузинскому патриарху с просьбой разрешить иерархам РПЦ окормлять паству в Абхазии на временной основе и по разрешению патриарха Илии, но всегда получала отказ. Нарушить же каноническую территорию ГПЦ Московская патриархия не может, поскольку, как считают эксперты, в ответ грузинская патриархия признала бы украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с «раскольником Филаретом». Но с другой стороны, РПЦ не может быть безучастной к судьбе православия в Абхазии.

Ситуация в межцерковных взаимоотношениях особенно обострилась после того, как весной патриарх Кирилл без предварительного согласования с патриархом Илией принял в Москве отца Виссариона Аплию. Источники в патриархии ГПЦ сообщили «Ъ”, что грузинский патриарх дважды в те дни звонил главе РПЦ, но патриарх Кирилл уклонился от разговора. Оскорбленный католикос-патриарх Грузии бросил тогда, что „патриарх Кирилл должен знать, где проходят границы России“».

Недовольство ГПЦ вызвало еще и то, что после встречи с отцом Виссарионом патриарх Кирилл (опять-таки без согласования с Илией II) назначил новым настоятелем новоафонского монастыря представителя Московской патриархии игумена Ефрема (Виноградова) вместо абхазского священника отца Андрея (Ампара). Это решение вызвало возмущение не только грузинских иерархов, но и абхазских священников, выступающих за независимость абхазской церкви как от России, так и Грузии. В итоге игумен Ефрем так и не был допущен к управлению новоафонским монастырем.

А 5 мая в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне состоялось церковно-народное собрание, инициаторами которого выступили иеромонах Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар) и иеродиакон Давид (Сарсания). Его участники поддержали предложение о придании церковно-народному собранию статуса высшего органа управления Православной церкви в Абхазии — до «полноценного сформирования института АПЦ». Был создан и новый церковный институт — Священная митрополия Абхазии, которая должна поэтапно преобразоваться в независимую Абхазскую православную церковь (АПЦ). Участники избрали Совет Священной митрополии и его председателя — им стал иеромонах Дорофей (Дбар). Они также обратились к предстоятелям и священным синодам всех поместных православных церквей с просьбой создать комиссию под председательством представителя Вселенского патриарха с обязательным участием представителей Совета абхазской митрополии — для урегулирования канонического статуса Священной митрополии Абхазии и создания независимой АПЦ.

Это вызвало недовольство и грузинского, и российского патриархов. Заместитель главы отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов предупредил, что создание новой митрополии в Абхазии только усложнит решение абхазского церковного вопроса. «Каноны церкви не предусматривают принятия решений о создании новых митрополий или тем более автокефальных церквей на „церковно-народных” собраниях, — заявил он. — А выдвижение „народным сборищем” кандидатов в епископы прямо запрещено каноническим правом““. Абхазские иеромонахи (в отличие от отца Виссариона, они формально являлись клириками РПЦ) были отлучены от священнослужения, а Московская патриархия возобновила поиск компромисса с ГПЦ — чтобы не допустить роста влияния в Абхазии Константинопольского патриархата.

В создавшейся ситуации РПЦ считает, что Илия II должен обратиться к Московскому патриарху с просьбой временно окормлять верующих в Абхазии. Однако, по данным «Ъ”, грузинский патриарх пока исключает такую возможность, поскольку в Грузии это будет воспринято как согласие на выход Абхазии из лона грузинской церкви. По словам источников „Ъ” в ГПЦ, на встрече с патриархом Кириллом Илия II поставил вопрос об их совместном визите в Новоафонский монастырь. Это предложение ставит в трудное положение уже Московского патриарха. Ведь, признавая канонические границы ГПЦ, РПЦ не может не поддержать идею Илии II. Но абхазский премьер Сергей Шамба уже предупредил, что „МИД Абхазии не выдаст визу грузинскому патриарху““.


По признанию источников «Ъ” в ГПЦ, стороны пока очень далеки от достижения компромисса. Поэтому ситуация в церковных делах Абхазии останется нерешенной еще долго.

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II сегодня прибудет в Москву, где 21 января ему будет вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов.

25 декабря 2012 года исполнилось 35 лет Патриаршего служения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Те изменения, которые произошли за эти годы в Грузинской Церкви, поражают: народ обрел веру, храмы и монастыри восстановлены, возрождены церковные искусства. Но еще более изумляют всенародная любовь и уважение к Патриарху.

В буквальном смысле слова «отец» всех грузин, любящий и любимый ими. «Я не могу без вас, - как-то обратился он к своей пастве, - и вы не можете без меня». Эта фраза самым точным образом характеризует взаимоотношения народа и Патриарха в Грузии.

Патриарху Илии удается участвовать и в жизни общества, и в жизни каждого человека, будь-то высокопоставленный чиновник, академик или нищий, пришедший за подаянием. Обычно после одной встречи со Святейшим люди уходят преображенными. Почувствовав истину, они тянутся к источнику истины Христу. Патриарх говорит тихо, кротко, просто, но силу имеет каждое его слово.

При расставании у нас непроизвольно вырывается из самого сердца: «Ваше Святейшество! Мы с Вами были, словно в раю!» - «Приезжайте почаще, и вы часто будете в раю», - отвечает с улыбкой Святейший Патриарх.

От всей души мы желаем Патриарху Илии крепости душевных и телесных сил и щедрой помощи Божией в его Первосвятительском служении. А нашим читателям предлагаем интервью, записанное в августе 2012 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси.

Ваше Святейшество! Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы согласились принять нас сегодня и обратиться к русскому народу и к России, в которой Вас очень любят!

Я сердечно приветствую все народы Российской Федерации. И желаю, чтобы с ними всегда пребывали мир и благополучие. Я сердечно приветствую Вас и благодарен за то, что Вы прибыли к нам и потрудились.

Праздник святого Георгия

- Как Вы в атеистические годы избрали путь служения Церкви?

Я рос в православной, очень доброй семье. Мои родители старались всегда помогать другим. Моего отца звали Георгий. Праздник святого Георгия отмечается у нас в Грузии два раза в году. И вот когда он наступал, наш дом заполняли нищие. Вместе с ними мы садились за стол. Потом поприветствовать моего отца приезжали знатные лица нашего края.

У нас часто собиралось духовенство, изгнанное из своих церквей и монастырей. Мы их оберегали, кормили, поили, одевали. В нашем доме находилась русская монахиня, матушка Палладия, которую мы очень любили; у нее была отдельная комнатка. После службы она приносила мне и дарила гривенник. Гривенник - это 10 копеек. За гривенник я покупал двух красных «петушков» на палочке.

Мы ходили в храм . И это знаменательно: в миру меня звали Ираклием, а по молитвам пророка Илии я стал Илией.

Позднее мой отец купил два участка земли на нашей улице во Владикавказе и на них устроил молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери (это было сразу после войны или в последний военный год). И я помню, как много верующих, которые ходатайствовали о его открытии, приходили к нам. Они повторяли: «Мы идем к Филоненко» (уполномоченному по делам религии). И вот это врезалось в мою память: что каждый день они ходили к Филоненко, иногда ездили в Москву. И это продлилось до тех пор, пока «Москва» не разрешила им открыть молитвенный дом. Тогда нам прислали замечательного духовного отца - священника Емелиана Касимова.

«Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»

Вот в такой семье я рос, и это определило мой путь. Когда я окончил среднюю школу, то по ходатайству служившего у нас молодого священника я был направлен в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, подал свои документы и был принят в число студентов.

- Кто в духовном плане оказал на Вас наибольшее влияние?

Многие. Моя крестная мать монахиня Зоили (Валишвили). Она часто приезжала к нам. Духовным отцом нашей семьи был осетин - отец Михаил Зацоев. Он тоже духовно влиял на нашу семью.

Когда я начал учиться, ректором Московских духовных школ был отец Константин Ружицкий, умный, духовный и мудрый человек. Я очень его уважаю, и люблю, и благодарю. У меня в резиденции висит его портрет. Большое впечатление производила его супруга, матушка Мария.

Нас исповедовал отец Петр, лаврский архимандрит. И когда я говорил о себе, что вот, я грешный, такой, сякой, и гордость, и все…, он начинал плакать, спрашивал: «Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»…(вздыхает) . Такие высоко духовные лица были в Троице-Сергиевой лавре.

- А здесь в Грузии… отец Шио (Дзидзава)?

Отец Шио уже в бытность моего епископства. Он приезжал ко мне из Цхакайя (современный город Сенаки) сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня, принимал участие в богослужении. Необыкновенный человек! Немного юродствовал. Я очень полюбил его. Он был старше меня, и когда он замечал, что мне трудно, говорил: «Владыка - на исповедь». Когда же он видел, что из-за какого-то греха я был взволнован, он обнимал меня: «Молись, владыка, не переживай. И со мной случалось такое». Этим он утешал меня.

Может быть, такое никогда с ним и не случалось, но он был настолько снисходителен и благороден, что брал этот грех на себя ради того, чтобы утешить меня. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня со словами: «Владыка, теперь ты уже ангел. Господь да простит твои прегрешения».

Стоять выше конфликта

Замечательных подвижников Вы встречали, Ваше Святейшество. Что на их примере самое главное в духовной жизни для нас, современных христиан?

Вы знаете, все главное. Нет ничего второстепенного. И молитва - главное, и пост - главное, и отношения между людьми - главное. Нельзя быть верующим человеком и ненавидеть людей. Я не могу сказать, что верующий человек должен быть святым. Святым должен быть, но не получается иногда. Не иногда, а часто. И мы уповаем на милость Божию, на Его милосердие. Господь покроет наши грехи.

Самое главное еще - отношение к Церкви верующего человека и отношение к духовнику. При этом духовник должен быть смиренным: привести верующего человека к Богу, а сам - остаться в тени. Он не должен заслонять видение Господа человеком. Так что все - главное. Надо быть открытым. Надо быть любвеобильным. Надо быть милостивым. Надо видеть нужды других людей.

- Но как практически этому научиться? Очень часто мы живем без любви, даже с близкими ссоримся!

Я всегда ставлю себя на место другого человека. Если человек недоволен тобой или сказал дерзкое слово, то нужно искать причину не в нем, а в себе, стоять выше конфликта. Не отвечать с раздражением. У нас был очень мудрый Патриарх Каллистрат, и однажды ему человек, чем-то расстроенный, говорит: «Вы - ». А Патриарх ему так спокойно ответил: «Я не Иуда, я Католикос-Патриарх всея Грузии». И тот ушел.

Наверное, главное - иметь смирение. Если человек имеет смирение, то он терпит все и переносит. Знаете, мы очень часто показываем себя, показываем людям, что мы верующие, что мы благочестивые и так далее. А на самом деле мы - самые грешники. Прежде всего, я говорю о себе. Надо всегда помнить, что мы видим внешние черты человека, лицо человека. А Господь видит сердце человека.

Творчество - это потребность

С детства я восхищаюсь Грузией. Для меня это жемчужина, которая сияет всему миру, соединяя в себе красоты природы, древнейшие памятники культуры, щедрость души, традиционные ценности. Что Грузия для Вас?

Однажды я сказал на проповеди нашему народу, что я не знаю, я - в Грузии или Грузия - во мне. Грузия действительно выделяется своей искренностью, правдивостью. Это я говорю не потому, что я грузин. Я побывал почти во всех Православных Церквах и не видел такого любвеобильного народа, как в Грузии. Когда приезжают Патриархи, они удивляются: откуда это? И в то же время грузины - не фанатики, они просто добрые верующие люди. Мы очень любим искусство, красоту…

Я иногда пишу музыку. Вы слышали мою музыку?

- Да, я очень люблю Вашу музыку. И это мой следующий вопрос - что значит творчество в Вашей жизни?

Творчество - это потребность. Оно само приходит. Эта музыка, она внутри, в моем сердце и разуме. Она не может находиться постоянно сокрытой, поэтому выходит наружу.

Однажды, будучи епископом или митрополитом, я приехал в Москву. На улице стояла дождливая погода. А в моем номере (не то в «Советской» гостинице, не то в «Украине») было пианино. Я сел и начал перебирать клавиши. Получилась музыка, которую я назвал «Мысли о прошлом и грядущем».

Мое первое сочинение - это музыкальная обработка молитвы «Святый Боже». Никто тогда не знал, что я пишу музыку. Я и сам относился к этому как-то несерьезно. И вот я сопровождал Святейшего Патриарха Ефрема на конференцию в Прагу.

«Трисвятое»

«Κύριε ελέησον»

«Agnus Dei»

Нас привезли в большой зал. Вероятно, этот зал раньше был храмом. Я увидел в глубине сзади большой орган и сказал Святейшему: «Я сейчас приду». Поднялся наверх и сыграл Трисвятое. Наш Святейший сразу понял, что это я и что это за молитва. Он стал петь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Теперь эта молитва облетела весь мир и где есть грузины, там они поют это «Святый Боже».

- Ваше «Святый Боже» я впервые услышала на Кипре…

Вот… А потом, года три тому назад, был новогодний концерт в Батуми. И одна наша известная певица исполнила «Ave Maria» Шуберта, и настолько эмоционально, что у меня появилось желание написать самому. Но представляете, как трудно, после Баха, и Гуно, и Шуберта писать «Ave Maria»?!

«Ave Maria» значит «Радуйся, Мария». Это «Богородице, Дево, радуйся», точно те же слова, только добавлено: «Божия Матерь, помоги мне ныне, во время кончины». Одна из самых древних молитв.

И вот я начал подбирать ноты в Грузии, а потом поехал в Германию на исследование здоровья и там закончил. Получилось то, что получилось. Не знаю, Вам нравится или нет?

«Ave Maria»

- Со слезами на глазах слушала я это произведение, исполнявшееся на концерте в Париже. Так меня тронула Ваша музыка! Она доступна для каждого человека и касается самого сердца. Спасибо Вам!

Некоторым не нравится, что я написал несколько произведений на латинские тексты. Но я же писал их не для храма, а для концерта.

Надо быть близким к народу

Сегодня распространено мнение, что вера и наука несовместимы. Ваш пример доказывает обратное! Как и почему Вы решились вести диалог с научной интеллигенцией? В чем видите его смысл?

Это традиция Грузинской Церкви - иметь хорошие отношения с учеными. Каждый монастырь исторически был не только местом, где подвизались монахи, но и культурным, и научным центром. Там делали переводы, сочиняли оригинальные произведения и т. д. Поэтому мы просто следуем традиции. Например, Президент Грузинской Академии наук почти каждое воскресение приходит к нам, приходят и профессора. Мы беседуем не только о научных исследованиях, но и об их нуждах.

За 35 лет Вашего Патриаршества сделано невероятно много. Как было возможно духовно возродить страну за столь короткий и исторически непростой период?

Это воля Божия. Когда произошла моя интронизация, то ко мне пришел один человек, очень духовный, и сказал: «Это настолько тяжелый крест, что Вам трудно будет нести его. Поэтому молитесь за грузинских царей и Патриархов, и они Вам будут помогать». И мы каждую службу, особенно патриаршую службу, поминаем всех грузинских царей и всех Патриархов. Это помогает.

К нам приезжал Александрийский Патриарх Николай, и он говорил, что в Грузии столько святых мучеников, и преподобных, и святителей, что она всегда пребудет под покровом Божиим и Божией Матери. Так оно и есть: наши храмы переполнены верующими людьми.

Надо быть близким к народу. Не надо свысока смотреть на людей. Народ - это наши братья и сестры, наши духовные чада. Я всегда был близок к моей пастве со дня интронизации. Я помню, мы договорились с властью, что можно будет пустить в Светицховели шесть тысяч, не больше. Но как нахлынул народ: люди заполонили все улицы, и двор, и храм. Они прорвали кордоны, и милиционеры побросали свои посты. Такой была наша первая встреча.

А после того люди все прибавлялись, и прибавлялись.

Ваше Святейшество! Пожалуйста, Ваше благословение русскому народу и пожелание, каким Вы видите наше будущее! Мы всегда чувствуем Вашу любовь и молитву за Россию, Ваше доброе отношение к нам.

Я прошу Господа, чтобы Господь сохранил ваши народы в мире, любви и благополучии. То, что произошло между Россией и Грузией, - открытая рана. Но это не влияет на отношения между нашими народами. Наши народы по-прежнему любят друг друга. И мы молимся о Вашей Церкви, о , о других иерархах. Я думаю, что те недоразумения, которые произошли между нами, будут урегулированы.

Грузия всегда любила и любит Россию. В России множество святых подвижников. Видите роспись на этой стене? Здесь среди грузинских святых изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Мы очень чувствуем их помощь, их молитву.

Бог да благословит русский народ, всех верующих для делания добра. Спасибо вам!

Сердечно благодарю митрополита Димитрия Батумского и Лазского за помощь в подготовке этого материала. Фото - из открытых Интернет-источников.

В Ветхом Завете древнеизраильский пророк (9 в. до н.э.). Илия борец за утверждение культа Яхве как единственного в Израильском царстве, борец против идолопоклонства. Илия имеет лик нищенствующего аскета подвижника. В Библии Илии посвящён целый… … Исторический словарь

1) и, жен. Редк.Производные: Иля; Илюша.Происхождение: (Женск. к (см. Илья))2) и, муж. Стар. форма имени (см. Илья). Словарь личных имён. Илия См. Илья … Словарь личных имен

Илия: Илия мужское имя, вариант имени Илья. Илия библейский пророк в Израильском царстве. Илия (Илья) деревня Вилейского района Минской области Беларуси … Википедия

- (евр. Çliyyâh, «бог мой Яхве» греч.Ήλίας), в ветхозаветных преданиях (3 я и 4 я книги Царств) пророк. Он предстаёт как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и… … Энциклопедия мифологии

Илия - (ИЛЬЯ ПРОРОК) персонаж Ветхого Завета, пророк времен царя Ахава, вел борьбу с самим Ахавом и его женой Иезавелью. Когда И. беседовал со своим сподвижником пророком Елисеем, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (Елия) (евр. Элийя, Элийяху, мой Бог Яхве): 1) пророк, чье прозвище Фесвитянин, означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар 17:1). Израил. царь Ахав (871 852 гг. до Р.Х.) был совращен своей женой см. Иезавелью на служение Ваалу. По его… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ираклий Георгиевич Гугушаури Шиолашвили (р. 1933), католикос патриарх всея Грузии с 1977. В 1959 принял монашество. С 1963 епископ, с 1969 митрополит. С 1979 один из президентов Всемирного совета церквей … Энциклопедический словарь

Илия - (Elijah) (9 в. до н.э.), евр. пророк во времена царя Ахава. Он был призван, как об этом сказано в Ветхом завете, укреплять веру израильтян в Бога, бороться с поклонением др. богам и способствовать установлению обществ, справедливости. И. осуждал… … Всемирная история

Илия - Илия/, и, муж. устаревшая форма имени Илья … Словарь личных имён и отчеств

- (мой Бог моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар.17:1). В первый … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix`Elijah, Op. 70`. Жанры: Sacred oratorios; Oratorios; Religious works; For 4 voices, mixed chorus, orchestra; For voices and chorus with orchestra;…
  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix "Elijah, Op. 70" . Жанры: Sacred oratorios; Oratorios;…
  • Я все переживаю с вами. Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского , Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. Воспоминания о преподобном Алексии, старце Зосимовой Смоленской пустыни, принадлежат священномученику протоиерею Илье Николаевичу Четверухину и его супруге, Евгении Леонидовне. Никто лучше,…

Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.

Биография

Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии.

В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II .

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илия II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила католикос-патриарху Илии II почeтное звание доктора богословия.

За те годы, в течение которых Илия II возглавляет Грузинскую православную церковь, были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук. Число епархий выросло до 39. Пять из учрежденных при Илие II епархий восстановлены на территориях за пределами современной Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 октября 2002 года была учреждена также Западноевропейская епархия. Открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 монастырей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц .

По благословению Илии II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.

В конце 2016 года Илия II перенес вирусную инфекцию, которая повлекла за собой воспаление желчного пузыря. Из-за ухудшения состояния здоровья Илия II не смог присутствовать на литургии в честь 39-летия со дня его интронизации 25 декабря 2016 года.

2 февраля 2017 года Илия II отправился в берлинскую клинику для планового обследования состояния здоровья. 12 февраля 2017 года источник телеканала "Рустави-2" сообщил, что патриарха пытались отравить . В аэропорту Тбилиси был задержан руководитель службы по управлению имуществом патриархии Грузии отец Георгий Мамаладзе, который направлялся в Германию. У него в багаже правоохранители обнаружили яд и оружие .

Примечания

  1. Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) // Официальный сайт Московского патриархата.
  2. Цифры по состоянию на конец 2009 года.

Решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.

Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.

Потомки Гудуши - Гудушаури - играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий - отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.

Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.

Индивидуальное сельское хозяйство теряло какую-то либо пользу и смысл, и жизнь в селе становилась трудной. Поэтому в 1927 году Георгий Шиолашвили вместе с семьей отправился на временное проживание в город Владикавказ, где со второй половины XIX века проживала многочисленная грузинская диаспора, кровно связанная со своей родиной.

Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.

В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.

Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.

© photo: Sputnik / А. Александров

Большая семья будущего Патриарха состояла из двух родителей, братьев - Теймураза, Шоты, Виктора и сестры Нино, и каждый день молилась. В одной из своих проповедей Илия II вспоминал:

"Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых - преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения".

Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.

"Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре".

С семьей Георгия Шиолашвили дружили и мусульмане-кистинцы, которые по словам Илии Второго, часто приходили в их дом и в комнате для гостей молились по своим религиозным обычаям, после чего хозяева вместе с гостями собирались за общим столом. Заслугой Георгия и Наталии в 1947 году стало и создание во Владикавказе церкви Пресвятой Богородицы. В архиве Патриархии Грузии имеются материалы, подтверждающие этот факт.

Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Вскоре Ираклий Шиолашвили решил отказаться от мирской жизни и 16 апреля 1957 года, в возрасте 24 лет в храме святого Александра Невского в Тбилиси, с благословения Мелхиседека Третьего студент второго курса духовной семинарии принял монашеский постриг с именем Илия в честь святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.

Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.

© photo: Sputnik / В. Чистяков

В 1960 году Илия Второй окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "История афонского Иверского монастыря". После окончания академии он вернулся на родину. Об этом факте Илия II писал в своей автобиографии.

"Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию".

Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).

Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.

1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.

Путь Патриарха

Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии - это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом - право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

После смерти Католикоса-Патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода Илия Второй был назначен Патриаршим Местоблюстителем. В 1977 году 23 декабря года в Тбилисском патриаршем храме Сиони XII местное собрание Православной грузинской церкви рассмотрело вопрос об избрании нового Католикоса-патриарха Всея Грузии. За кандидатуру митрополита Илии проголосовали единогласно. Интронизация Илии Второго состоялась 25 декабря 1977 года.

В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

В 1995 году Илия II так вспоминал первые и сложные годы своего пути в ранге Патриарха Грузии: "У грузинской интеллигенции было стремление к духовному, но не хватало опыта. Помню, как мы для подготовки академического издания истории грузинской церкви пригласили в Патриархию наших выдающихся историков, разработали план и распределили темы. Но когда они представили мне обработанные материалы, я понял, что издание их было невозможно, поскольку это была история, написанная нецерковными людьми… Однако, несмотря на это, стремление к сближению не останавливалось. В Патриархии продолжались встречи с учеными. Часто вопросы, которые мы рассматривали в ходе наших бесед, были настолько интересными, что о них рассказывали своим студентам профессора-педагоги университетов… Наши ученые внесли огромный миссионерский вклад и я благодарен за проявленную ими в столь тяжелое время поддержку".

В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

С 1 по 4 марта 2007 года грузинский Патриарх по приглашению Русской православной церкви находился с визитом в России, в ходе которого состоялась презентации 13-го тома "Православной Энциклопедии", в котором помещена обширная статья о Грузинской Церкви.

Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.

За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.

© photo: Sputnik / Михаил Климентьев

В 2013 году за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность награжден Орденом Украины "За заслуги" I степени. За просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия Патриарху в 2008 году Международной федерацией русскоязычных писателей стран СНГ был передан Орден Культурного наследия. В том же году за неоценимые же заслуги перед грузинским народом Илия Второй награжден Грузинской православной церковью Золотым орденом хитона Господня.

Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов "За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями".

Патриарх как творец

Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество - автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них - портреты его родителей, работы под названием "Святая Троица", "Господь с нами", "Старые времена", "Иверская Богородица", "Платитера", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар" (имеется несколько версий этих икон) и др.

Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.

Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность - это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.

Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку - церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — "Kyrie eleison" (греч. — "Господи, помилуй!", "Sanctus" (лат. — "Свят"), "Agnus Dei" (лат. — "Агнец Божий") и "Ave, Maria".

Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.

Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.

Как-то путь своего служения Илия Второй назвал "солнечной ночью", потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.