Или повесть о первой любви. Фраерман дикая собака динго, или повесть о первой любви Дикая собака динго идея произведения

В 8 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА)

Панченко Н. А.

Повесть Р. И. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» написана семьдесят лет назад, но остается современной сегодня, так как вечны и интересны читателям, особенно молодым, проблемы дружбы и любви, верности и преданности.

Так или иначе учитель прежде, чем приступить к изучению произведения Р. Фраерма-на, вместе с учащимися обратится к словам писателя о замысле своей повести, о чем эта книга, какова ее главная тема. Учащиеся повторят, как сам автор оценивал значение своего произведения, вспомнят, что Р. Фраерман хотел подготовить сердца своих читателей к жизненным испытаниям, рассказать им, как много в жизни прекрасного, показать зарождение любви высокой, чистой, готовности умереть за счастье любимого, за товарища.

Главная героиня повести «Дикая собака динго...» Таня Сабанеева - пятнадцатилетняя школьница, ровесница тех, кто сидят в классе и читают произведение Р. Фраермана. Она испытывает первое чувство любви, которое накладывает сильный отпечаток на все ее поведение. Мысли и чувства Тани причиняют ей достаточно сильные страдания. Семьдесят лет прошло после написания книги, но честно представим себе как к такому чувству, к таким переживаниям и страданиям еще и сейчас относятся и взрослые люди, и родители, и учителя.

К величайшему сожалению, они бывают невероятно далеки от бережного и чуткого отношения к тому, кто попал в плен этого возвышенного чувства.

Любовь эта принесла Тане мучительные страдания, как это почти всегда и бывает в жизни, если чувства глубокие, но в то же вре-

г. Екатеринбург

мя эта повесть о любви светлой, поэтичной.

Вот и первая цель уроков чтения по изучению повести - помочь учащимся понять Таню, ее чувство любви к Коле, приемному сыну ее отца, почувствовать моменты ее поведения, где проявляется, раскрывается ее чувство.

Но ситуация осложняется тем, что автор параллельно рассказывает о драматических отношениях, сложившихся между умудренными жизненным опытом отцом и матерью Тани. Пятнадцатилетней Тане понять и разобраться в этой ситуации сложно, сложно и учащимся с интеллектуальной недостаточностью, в семьях которых ситуации часто значительно хуже, чем в семье Тани.

Приезд отца со второй женой и приемным сыном вызывают бурю переживаний в душе девочки. Ей надо определить свое отношение к отцу, к которому она тянется и которого в то же время готова винить в том, что они живут не вместе. Винит Таня и приемного сына отца, который, по ее глубокому убеждению, отнял у нее отца, отцовскую ласку и внимание.

Появилась и вторая цель уроков чтения по повести Р. Фраермана - помочь учащимся понять сложную жизненную ситуацию разведенных родителей и отношения к ним дочери.

Но в повести есть еще одна линия взаимоотношений молодых людей, связанная с Таней и Филькой. Девочка впервые в жизни полюбила, полюбила именно Колю, приемного сына отца, которого она должна, казалось, ненавидеть. Полюбила, несмотря на то, что рядом с ней постоянно, неотступно находился преданный друг Филька. Эта ситуация не редкость, она близка учащимся восьмого класса.

Еще одной целью изучения произведения, аналитического чтения, беседы может быть помощь учащимся в понимании дружеских чувств Фильки, чуткости его души, стремления помочь Тане и отношение Тани к нему.

Все эти три цели уроков чтения по изучению повести Р. Фраермана «Дикая собака динго...» переплетаются и достигнуты могут быть в комплексном анализе.

Понимание учащимися этих линий взаимоотношений людей, проявления их чувств и зарождения любви ведет к пониманию того, что Таня, пройдя через сомнения, страдания, горести и радости, повзрослела, можно сказать, попрощалась с детством. При этом она сумела оценить дружбу и верность близких людей.

Сложность изучения произведения и в том, что изучается оно в отрывках. Даются пять глав (каждая в сокращении), которые общим содержанием могут восприниматься учащимися как целое произведение, как законченное повествование, ибо ни вступления, ни дополнительных комментариев по главам нет, значит, нет дополнительных сведений о героях. На уроках используется лишь представленный в учебнике текст, и аналитическое чтение строится так, что у учащихся остается впечатление от прочитанного как от цельного произведения.

Весь художественный материал, поведение героев могут быть поняты, если будут поняты внутренние мотивы, переживания героев, сложности их взаимоотношений, достаточно трудные для детей с нарушением интеллекта.

Сложность аналитического чтения еще и в том, что часто на поставленные учителем вопросы в тексте нет прямых ответов. Учащимся придется сопоставлять факты, думать и делать вывод - ответ на поставленный вопрос. Вопросы в основном носят причинноследственный характер, такова особенность художественного текста: постоянно, чтобы понять, почему герои поступили так, надо заглянуть им в душу.

Уметь понять героя произведения, сопереживать ему - наука для читателя сложная, тем более для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Стоит акцентировать внимание на художественном образе Тани, на ее взаимоотношениях с мамой, отцом, Филькой и Колей.

В предлагаемом возможном варианте аналитического чтения ведущей линией и будут эти взаимоотношения, понять которые учащиеся смогут, только поняв душевное состояние героев.

В первой главе можно выделить четыре смысловые части. Для не очень большой главы произведения, изучаемого в восьмом классе, может показаться, что частей много и они маленькие. Но эта глава важна для понимания сложившейся ситуации, описанной в следующих главах.

Первая часть главы кончается словами «.взяла и прочла».

Почему бумага под подушкой показалась Тане еще холодней, чем вода в колодце? Учащиеся знают содержание этой главы и могут понять, что это было неожиданностью для Тани - лист под подушкой, оказавшийся письмом. Неплохо навести учащихся на мысль о том, что писатель, может быть, хотел и нам -читателям что-то сказать: холодная, твердая бумага принесет что-то нелегкое.

Почему «сильно стукнулось» сердце Тани? Тут могут быть разные варианты ответов, но учащиеся подводятся к мысли о том, что в отношении с отцом есть сложности, что для Тани письмо отца - ожидание, радость и боль. Она всегда его ждала, вот сердце и откликнулось, подсказало.

Почему Таня прошлась по комнате, спрятала письмо, снова прошлась по комнате, потом все-таки письмо прочла?

Подводим учащихся к пониманию того, что Таня нервничала, переживала: с одной стороны нельзя читать чужие письма (письмо было маме), тем более, что оно спрятано, но, с другой стороны, это письмо от отца и хотелось знать, о чем оно.

Вторая часть главы составляет письмо отца и реакцию на него Тани (кончается словами «.овладевала ее сердцем обида»).

Что мучает отца Тани и страшит его? (Он чувствует вину в том, что редко писал дочери, часто о ней забывал, хотя заботы о ней не покидали его, и в ее редких письмах он всегда находил осуждение себя.. Страшит его встреча с дочерью). Стоит зачитать последние предложения письма со слов «Ведь ей было только восемь месяцев.»

Почему Таня горько заплакала, прочитав письмо? Можно задать дополнительные наводящие вопросы: «Какой запомнил отец Таню? Эту часть мы зачитывали. И в связи с этим: «О чем больно осознавать, чего не видел отец, чего была лишена Таня?» Зачитываем это место со слов «Посмотрела на руки.»

Учащимся требуется подсказка, что воспоминания отца о пальцах «не больше горошин», переходят в мысль Тани, что даже посеянный горох приходят проведать. Отсюда и горькие слезы Тани.

Почему у Тани рядом смех и слезы? Текст дает возможность учащимся увидеть противоречивые чувства Тани: радость, что приезжает отец, которого она так долго ждала, поэтому и слезы - здесь слезы радости, не случайно потом сказано: «. пока не вспомнила, что вовсе не любит отца» (нелюбовь она внушала себе всегда - и вдруг радость по поводу его приезда).

Почему Таня утверждает, что ненавидит отца и Колю? В чем обида, овладевшая ее сердцем? (Обида на отца, который в письме говорит, как дорог ему Коля, и на Колю, который, по ее мнению, отнял у нее отцовскую любовь»). К таким размышлениям можно вести учащихся, выбирая из текста все, что помогает раскрыть противоречивость нахлынувших на Таню чувств, а это в свою очередь, поможет пониманию дальнейших событий.

Третья часть главы начинается словами: «.Близко за плечами Тани.»,- а кончается словами: «. приводит в порядок постель». Эта часть о том, какой Таня увидела маму и какие чувства это вызвало у нее.

Какой увидела Таня маму после месяца разлуки? Можно попросить учащихся выделить слова и выражения из текста, которые говорят о том, что заметила Таня: «две еле заметные морщинки», «худые ноги в туфлях, слишком просторных», «худые слабые руки, столь искусно врачевавшие больных».

Что при этом отмечает писатель и Таня? («Мать никогда не умела заботиться о себе»). Так или иначе, но это надо подчеркнуть.

Что неизменным осталось во внешности матери? («Взгляд остался неизменным»).

Что произошло с обидами Тани? При ответе на вопрос рекомендуем учащимся использовать выражения из книги. «И в них, как щепотка соли, брошенная в море, растворились все обиды Тани».

Чего боялась Таня, когда целовала маму? (Таня избегала притронуться к глазам «словно боясь своим движением погасить их взгляд»).

Почему «взгляд ее (матери) глаз»» погас сам собой? Вопросом мы свяжем эту часть с предыдущей и увидим, что и матери тяжело от предстоящих событий. Учащиеся же на вопрос ответят довольно легко: «Мать увидела беспорядок и письмо, вынутое из конверта, она поняла, что Таня прочла письмо. По-

этому взгляд ее глаз погас».

Учащиеся будут правы так ответив, но при этом подводить их надо к тому, что думы, связанные с письмом, погасили взгляд.

Что увидела Таня во взгляде матери? («В нем появилось беспокойство, неуверенность, тревога. даже притворство.»)

Почему Тане показалось даже притворство? Важно выяснить, понятно ли учащимся это состояние матери, через что Таня его почувствовала. Учащиеся могут объяснить это словами текста: «. Иначе зачем же так медленно мать поднимает с пола подушки и приводит в порядок постели?»

Так зачем же она так медленно приводит все в порядок? Почему Таня в этой медлительности увидела притворство? Конечно, мама могла сделать все быстрее, но она специально тянула время (притворялась), чтобы собраться с мыслями, обдумать ситуацию.

Это внешние проявления чувств, а теперь с учащимися выясняем внутреннее состояние матери, оно противоречивое: она беспокоится за Таню, к тому же мать не уверена в том, что ей делать и что говорить Тане об отце. Для Тани он отец, и не плохой отец и человек, но боль и обида в душе матери есть. Вот она и делает все медленно, оттягивая время. Примерно такая беседа предстоит с учащимися по этой части.

Последняя часть I главы начинается со слов: «Ты прочла это без меня, Таня?» В этой части важны сведения о Коле, и необходимо связать их с содержанием письма отца Тани.

Что мы узнаем о Коле из письма отца? (Узнаем, что Колю приняли в тот же класс, где учится Таня, и что он очень дорог отцу Тани и его жене.)

Кем приходится Коля отцу Тани? («Он чужой, он только племянник Надежды Петровны. Но он вырос у них.»)

Кем приходится Коля Тане? (Он чужой, он «даже не брат»)

В чем вы видите сложность чувств, душевного состояния мамы Тани? Можно, для того чтобы учащиеся ответили на этот сложный вопрос задать наводящие вопросы.

Как мама оценивает поступок отца? («Папа

Добрый человек».)

Хочет ли мама, чтобы Таня встретила отца на пристани? («Отец будет очень рад. Ты ведь пойдешь на пристань, правда?» -здесь утверждение.)

Пойдет ли мама встречать отца Тани? («Я, Таня, на могу. Ты ведь знаешь, мне всегда так некогда».)

Как вы думаете, в ответе мамы настоящая причина или отговорка, найденная, чтобы не ходить?

Важно, чтобы учащиеся почувствовали отговорку.

Отвечая на наводящие вопросы, учащиеся подходят и к ответу на вопрос, в чем сложность душевного состояния мамы.

Почему Таня не пойдет встречать отца? (Ответ заключается в последнем абзаце главы, в признании любви только к маме)

Выбирая заголовок к этой главе, ведем учащихся от ситуации, что толчок к проявлению всех чувств мамы и Тани дало полученное мамой письмо. Отсюда и близкие варианты заголовка»: Тревога Тани и мамы после получения письма», «Противоречивые чувства в душе Тани после получения письма», «Письмо отца и тревога Тани и мамы» и т. п.

В процессе аналитического чтения можно выделять и на доске записывать черты характера Тани и детали ее поведения. В конце концов получится план рассказа - характеристики Тани, что в свою очередь даст возможность повторить главное в содержании представленных в учебнике глав.

По первой главе о Тане можно записать:

1. Письмо, тревога и сомнения Тани.

2. Г орькие слезы Тани.

3. Противоречивые чувства Тани после прочтения письма отца (успокоение, радость, смех и слезы, любовь и ненависть).

4. Внимание и любовь к маме.

В учебнике после главы есть вопрос «Как иллюстрация помогает вам понять, что разговор у них (мамы и Тани) состоялся действительно трудный? Как на ней выглядит Таня и ее мама? Какие у них лица?»

Но нам кажется, что иллюстрация очень неудачная: она, во-первых, не соответствует описанию по тексту их внешнего вида, во-вторых, что очень важно, выражение их лиц тоже не соответствует главному в тексте, лицо мамы ничего не выражает, а лицо Тани здесь просто злое. Не стоит акцентировать внимание на иллюстрации.

Вторая глава делится на две смысловые части. За пределами нашего аналитического чтения остается художественный материал, связанный с характеристикой учительницы, так как главная линия - переживания Тани и Фильки, и акцент в аналитическом чтении делается на понимании их душевного состояния и сопереживания им.

Первая часть второй главы кончается словами «Филька поместился сзади». Предла-

гаем учащимся рассказать, как они понимают абзац: «Но она не в силах была бежать. по коридору».

Почему Таня не в силах была бежать?

Что значит «точно взбираясь на крутизну»?

Ожидается ответ в плане того, что она помнила по письму - там должен быть Коля. Ей надо было преодолеть свое волнение, а это тяжело, как подниматься в гору.

Как вы понимаете смысл предложения: «И этот шум, как милый шум реки и деревьев, с ранних лет окружавший ее, привел в порядок ее мысли».

Предполагаем, учащиеся ответят, что привычный шум в классе напомнил ей шум природы, среди которой она выросла, а это успокаивало.

Что значит сказанные ею слова: «Забудем все». (Забыть письмо как будто его и не было, как будто нет никакого Коли)

А почему она это сказала, «словно мирясь сама с собой»?

В таком порядке учащимся легче ответить: сначала они вспомнили, что хотела забыть Таня, а потом можно рассуждать, что она борется сама с собой: помнит и не хочет помнить.

Если учащимся будет трудно понять душевное состояние Тани, потребуются наводящие вопросы по содержанию письма отца и ее противоречивых чувств по отношению к отцу и Коле. Это она и решает забыть.

Почему Филька сделал прекрасную стойку и почему вид у него при этом был печальный?

На первую часть вопроса учащиеся находят быстро ответ: он хотел привлечь к себе внимание всех и Тани, он так выразил свою радость, что пришла Таня. А вот почему он был печальный, понять труднее. Наверное, он хорошо знал Таню и видел, что с ней что-то случилось, поэтому грустил. Анализ последующего эпизода с Филькой поможет понять его грусть.

Вторая часть главы начинается словами: «И в ту же минуту. ».

Почему вздыхал Филька? (Он хотел написать письмо другу, а, какие надо поставить знаки, забыл).

А что он хотел написать? («Куда ты утром так рано уходила, дружок?»).

Что подумала Таня? («Ведь он обо мне говорит»).

Почему Таня сидела по-прежнему с опущенным взглядом? (У Тани было желание избежать ответа на вопрос Фильки. Об этом уже подумала учительница, и автор снова это подчеркнул).

Каким Фильке показалось лицо Тани? («.лицо ее показалось Фильке таким убитым», что он пожелал себе провалиться, если это он своей шуткой причинил ей огорчение. Выясняем, что значит «убитым»).

Что сделал Филька и для чего? (Он написал слово «товарищ» с мягким знаком и доказывал, что это слово является глаголом, поэтому надо писать «ь». Он хотел развеселить Таню).

Найдите в тексте описание веселья в классе, возникшего после его объяснений. («Громкий хохот прошелся. громче всех остальных»).

Почему Филька чуть ухмыльнулся? (Учащимся нетрудно понять, что Филька достиг цели - развеселил Таню. И в тексте есть фраза: «Филька был доволен», доволен, что Таня рассмеялась «громче всех остальных».

Что поняла учительница?

Прямого ответа в тексте нет. Можно

прочитать два маленьких абзаца в конце главы и попросить учащихся объяснить, как они понимают мысль учительницы: «.Нет, тут кроется нечто другое.» Неплохо подвести учащихся к мысли, что Филька симпатизирует Тане, тревожится за нее, беспокоится, понимая, что что-то произошло. И учительница что-то подобное уловила в его поведении.

Главу можно назвать «Желание Фильки развеселить Таню». О Тане из этой главы можно выделить моменты:

5. Тревожные чувства Тани в школе и в классе.

6. Смех Тани.

В III главе можно выделить четыре смысловые части.

Первая часть III главы о предпраздничном настроении и достаточно легкая по содержанию, насыщенная богатыми языковыми средствами (Кончается словами: «. забыли про тесто»).

Есть поэтическое описание новогодней ночи с очень выразительными эпитетами, и неплохо, если учащиеся перескажут первый абзац с использованием выразительных средств, обязательно объяснив (может быть, и с помощью учителя) понимание выражений: «с тонкой мглой, загоравшейся от каждого мерцания звезды»; «а повыше этой мглы. ходила по своей дороге луна».

Такая работа способствует развитию речи учащихся и создает определенное настроение в восприятии события.

Почему Таня очень любила новогоднюю ночь? Обычно учащиеся при ответе используют все содержание отрывка.

как выглядела мама, когда пришла Таня, попросив при этом учащихся наглядно продемонстрировать выражение, описывающее руки «Она относит их назад, как два крыла, которые готовы поднять ее на воздух».

Что значит выражение: «Легче связки сухой травы была эта ноша (мама) для Тани»? Почему использовано слово «ноша»? Здесь учитель может помочь, вспомнив пословицу: «Своя ноша не тянет»,- то есть родное, близкое, дорогое не бывает тяжелым. А что может быть дороже мамы?

Почему няня сказала о Тане и матери: «Ополоумели обе»? Что это значит? Особых трудностей ответ не вызывает, но неплохо подчеркнуть, что это шутка.

Следующая часть начинается словами: «И тогда наступили.»,- и кончается словами: «. придет Коля. Придет ли он?»

Но отрывок интересен с точки зрения особенностей быта, хранения продуктов на Севере. Пересказ или беседа по этой части обогащает речь учащихся новыми словами, требующими объяснений («длинные волокна и пыль, похожая на пыль канифоли»). Спрашиваем у учащихся, как они понимают описание хлеба («.Сидел в кладовой, как старик. Из каждой поры его веяло смертью»), как оживали продукты и что значит «. хлеб начинал дышать».

Не только обогащается речь учащихся, но они узнают, какой была Таня хозяйкой.

Второй и третий абзац на 209 странице требует от учителя объяснения, почему семьдесят лет назад (книга написана в 1939 году) на далеком Севере можно было пойти в лес и срезать маленькую пихту.

Что вспомнила Таня о прошлых новогодних праздниках? (Таня вспомнила, как хорошо «было в этот счастливый день.»).

Что думала Таня о сегодняшнем новогоднем празднике? («И сегодня должно быть нисколько не хуже. Придет отец, придет Ко-ля.Придет ли он?»).

Третья часть главы начинается словами: «.Мать была уже одета.»,- а кончается: «. поминутно поглядывая на дверь»., наполнена душевными переживаниями Тани.

Как выглядела мама Тани? (В тексте есть прямой ответ, но важно, чтобы учащиеся подчеркнули, что для Тани нет «на свете человека красивей и милей, чем она»).

Глядя на мать, о чем подумала Таня?

(Таня подумала о том, как не может понять отец, что нет на свете никого, кто бы был красивей и милей мамы.)

Как вы считаете, о чем все время думает Таня? Подтвердите это подбором мест из текста. (Таня все время думает о Коле. Когда пришли первые гости, она решила, что это был Коля).

Почему Таня побледнела, когда сказала: «Коля пришел»? (Таня побледнела от волнения: она очень ждала Колю).

Обращаем внимание учащихся на то, что детали внешности всегда помогают понять внутреннее состояние человека. Продолжаем начатую работу.

Потом еще раз повторяется, когда Таня заводила патефон фраза: «А Коли не было». И она подумала: «Где же он?»

Как об этом подумала Таня? (Она подумала об этом с тоской).

Почему Таня была равнодушна к танцу отца? Прочитайте абзац, где об этом говориться. («Она смотрела на отца.Она все время думала о Коле»)

Как Таня танцевала с Филькиными братьями? («Она танцевала поминутно поглядывая на дверь»).

Последняя часть начинается словами: «Таня танцевала и с матерью.»

В каком эпизоде видно, что Таня продолжает думать о чем-то своем? («Филька несколько раз позвал ее. Она подняла не него свой рассеянный взгляд». Подчеркиваем - рассеянный).

Как внешне проявилось огорчение по поводу того, что она узнала - с Колей на каток пойдет Женя? («Таня схватилась за деревце. Оно закачалось под тяжестью ее руки.». Наверное, у нее закружилась голова).

Почему Филька решил съесть свечку? (Фильке стало жалко Таню).

Почему ему стало жалко Таню и зачем надо есть свечку? (Филька увидел, что она расстроилась, что ей стало грустно, и ему захотелось ее развеселить).

Какую ситуацию вам напоминает эта сцена, когда Филька хотел развеселить Таню? (Был момент в классе, когда Филька, чтобы развеселить Таню, доказывал, что слово «товарищ» - глагол и его надо писать с «Ь»).

Развеселил ли Филька Таню? («.Таня не могла удержаться от смеха»)

Что появилось на глазах у Фильки? («.на газах у Фильки загорелись слезы». Выясняем, что значит «загорелись слезы»)

Почему у Фильки «загорелись слезы»? Что о них думала Таня, а что вы думаете? (Таня сначала огляделась вокруг, но не нашла никого, кто мог бы обидеть Фильку. Потом она решила, что в свечи подмешивают какое-нибудь горькое вещество. Учащиеся же понимают, что это ему было обидно и больно и за себя, и за Таню. Она «о нем совсем забыла: за весь вечер не сказала ему ни слова». И он видел, что Таня страдает, что не пришел Коля. Таня была другом Фильки, а может быть, он ее любил).

Заглавием главы может быть «Новогодний праздник в доме Тани» или «Радость и грусть Тани в новогодний праздник» и т.д.

По III главе о Тане можно записать:

7. Любовь Тани к новогодней ночи.

8. Таня - хорошая хозяйка.

10. Слезы Фильки и внимание к нему Тани.

Четвертая глава полна драматизма; здесь переплетаются и стихия природы, и чувство тревоги, волнения Тани за Колю, который может погибнуть, и чувство ответственности перед отцом за судьбу Коли. В процессе аналитического чтения акцент на чувствах и поступках Тани.

Первая смысловая часть главы кончается словами: «.дом, стоящий на самом берегу».

О чём прежде всего подумала Таня, когда узнала, что надвигается буран? («Буран... а они (Коля и Женя) на реке»).

А что сделала прежде всего Таня? (Она помогла учительнице развести маленьких детей по домам: отвела домой девочку).

Исходя из ее поступка, что можно сказать о Тане? (Таня проявила отзывчивость к людям в беде и смелость).

Вторая часть начинается словами: «Через мгновение Тане снова показалось.», - а кончается словами: «. руками закрывал от ветра лицо».

Прочитайте по тексту, как Таня решила сообщить Коле и Жене о буране. («Она решила нисколько не торопиться.Вы оба забыли все»).

Почему она решила не торопиться и сказать Коле и Жене грубо?

Если учащиеся сами не поймут, то подводим их к мысли, что Таня не хотела, чтобы Коля подумал, что она торопилась его (их) спасать, пусть он увидит ее равнодушие. Она не хотела раскрывать истинные чувства.

Вспомните, а Коля где-то хотел показать свое равнодушие к Тане и позлить ее? (Коля хотел показать равнодушие и позлить Таню, когда попросил Фильку сказать ей, что он с Женей пойдет на каток).

Почему они так делают? (Каждый не

хочет, чтоб другой знал о его чувствах. А остальное учащиеся-подростки доскажут, исходя из своего уже жизненного опыта).

А на самом деле, как повела себя Таня? («Она ускоряла шаг, ноги понесли ее, она мчалась» и кричала, чтоб они скорее уходили).

В чем разница в поведении Жени и Тани? (Таня спасает других, а Женя думает только о себе, и даже не захотела сказать Фильке, что Таня и Коля на льду реки: «Нет, нет, я пойду прямо домой. Я боюсь - скоро буран»).

Третья часть начинается со слов: «Таня опустилась на лед.»,- и кончается словами: «. не слышала его криков».

Что решила сделать Таня, чтоб спасти Колю, который не мог идти? («Но если ты не можешь ходить, я на руках отнесу тебя до рыбацких домов.»).

Что изменилось в словах и поведении Тани по отношению к Коле? (Она открыто сказала, что боится не бурана, а за него, она знает, что это опасно и осталась с Колей. Обязательно приводим цитату из текста: «Она смотрела на него с нежностью, которую не хотела скрывать. И лицо ее выражало тревогу»).

Что решила сделать Таня, чтобы отвезти Колю вовремя домой?

Перескажите этот эпизод.

Почему Таня назвала Фильку милым? «.молчи, милый Филька!» (Она понимала, что Филька все о ней знает, он - ее верный друг и на все готов ради нее. Примерно к такому размышлению можно привести учащихся).

Четвертая часть главы начинается со слов: «Она сидела на нарте верхом.»,- а кончается словами: «. будто не случилось никакого несчастья»).

О чем размышлял Филька, когда умчалась Таня? Прочитайте этот абзац.

Как вы понимаете фразу: «размышляя. о ветре, Тане и о себе самом»?

Здесь могут быть интересные размышления пятнадцатилетних подростков, у которых уже есть некоторый опыт дружбы и даже сложных «треугольников». При этом подводим их к мысли, что по ветру он чувствовал приближение бурана, что Таня делает хорошее дело, спасая человека, и он, несмотря на свои чувства, должен ей помочь, помочь как друг. Этот вывод поможет учащимся понять его следующее решение.

Какой вывод сделал Филька? («.все хорошее должно иметь хорошее направление, а не дурное», и побежал в крепость).

Как вы думаете, почему Филька побежал в крепость? (Он хотел позвать на по-

мощь пограничников).

Таким образом мы еще раз поразмышляли о Фильке как настоящем друге Тани.

Подберите абзацы, где говорится о том, как Таня управляет нартой.

Расскажите об этом и сделайте вывод о ее умении.

- «Она взмахнула канюром, крикнула на собак по-нанайски.».

- «Она сидела на нарте верхом, как настоящий охотник.».

- «Она затормозила нарту возле Коли.».

- «Как неуловимы при этом были ее движения и как верны, как зорок был взгляд.»).

Прочитайте абзац, где рассказывается об удивлении Коли. («Он удивился.он еще ничего не слыхал»).

Беседа по смыслу этого абзаца достаточно сложна: здесь не просто удивление, но и поэтичность, и сказочность, и предчувствие чего-то необыкновенного, приятного, и все недосказанное. Для того, чтобы учащиеся это почувствовали, поняли недосказанное, обращаем внимание на выражения: «.в глазах, тревожно горевших», «во всем ее существе. совершенно незнакомый смысл», «будто на этих диких собаках. уносились. в новую страну.».

И еще раз уточняем

Как вы понимаете выражение «. и во всем ее существе являлся ему совершенно незнакомый смысл»? (Коля увидел то, что раньше не видел: решительность и умение, заботу и нежность, тревогу и уверенность и т.п.и т.д.).

Что значит «уносились они оба в другую, новую страну, о которой он еще ничего не слыхал»? (Мы уже выяснили с учащимися, какой он увидел Таню, плюс к этому была необыкновенная обстановка снежной пурги, «дикие собаки» и езда с необыкновенной девочкой - езда в новую страну новых чувств..

Примерно в таком направлении может идти беседа).

Почему на лице Тани был ужас?

Своими словами перескажите, что случилось. (Собаки яростно рванулись навстречу мчавшемуся коню. Собаки больше не слушались. Таня с силой воткнула каюр в снег, но он сломался. Она знала, что будет беда, поэтому на лице ее был ужас.)

Что произошло с нартой и собаками? (Нарта опрокинулась набок, «свободная стая умчалась в глухую метель», Коля и Таня лежали в снегу).

Как вела себя Таня после падения?

Найдите, где это описано и ответьте на вопрос, используя выражения из текста. («Падение не ошеломило ее. движения ее были неуловимы, сильны и гибки.отряхнула снег... спокойно, будто не случилось никакого несчастья».) выясняем, что значит слово «ошеломило».

Что можно сказать о Тане исходя из этого случая? (Таня собранная, не поддающаяся панике, спокойная в трудную минуту).

Пятая часть начинается словами: «Коля же не стоял на ногах..», кончается словами: «. среди этой вьюги». Эта часть, можно сказать, посвящена самоотверженности Тани.

Что требовала Таня от Коли, зная, что только так можно спастись? (Нельзя стоять на месте, надо двигаться.).

Как вы думаете, почему Таня назвала Колю милым? («Ты слышишь меня, Коля, милый? Двигаться надо!»).

Вспомним с учащимися, что и Фильку Таня назвала «милым», когда брала нарту. Есть разница в употреблении этого слова? По отношению к Фильке Таня выразила уже привычное чувство к верному другу, а по отношению к Коле это было первое признание, что он ей дорог.

Как Таня решила спасать Колю, который не мог сам идти? (Она решила его везти на нарте).

Перечитаем вслух самый выразительный отрывок повествования о том, как Таня преодолевала буран, отрывок поэтичен и эмоционален («Ухватившись за обрывок веревки. пот струился по спине».) отрывок довольно большой.

Выделяем яркие выражения, передающие силу бурана и силу преодоления его Таней, поэтические средства повествования. («Высокие волны катились ей навстречу. Она взбиралась на них и снова опускалась. плечами расталкивая густой, непрерывно движущийся воздух. Дышала она тяже-ло.одежда становилась твердой - покрывалась тонким льдом. как в самый страшный зной, пот струился по ее спине»).

Можно попросить учащихся пересказать с использованием выделенных выражений, как Таня боролась с бураном. Этим достигается две цели - развитие речи и смысловой акцент на мужестве, силе воли в преодолении трудности и достижения цели Таней.

Какое состояние было у Коли? («Оцепенение охватывало его все сильнее». Выясняем, что значит слово «оцепенение»).

Как Таня заставляла Колю преодолевать оцепенение? («.обхватив за пояс и положив его руку себе на шею, потащила снова

вперед, заставляя все же передвигать ногами».)

А что делала Таня? Прочитайте об этом в книге. («Таня крепко налегала. из своих объятий друга»).

Что значит «благословляя»?

Было ли Тане страшно и почему? (Порой на нее нападал страх, потому что ей казалось, что она в этом страшном буране одна).

Шестая часть четвертой главы начинается словами: «Между тем навстречу ей.»

Была ли Таня одинока в борьбе с бураном? (Навстречу ей двигались пограничники).

Какое предложение в этом отрывке вы выделили бы как самое сильное в передаче ее состояния? («Она шаталась от каждого порыва ветра, падала, снова вставала, протягивая вперед только одну свободную руку»). Беседуя о такой ситуации с учащимися, подчеркнем критическую ситуацию, когда без помощи невозможно было выжить.

Почему Таня сразу узнала отца?

Используйте для ответа последний абзац на странице 221; ответьте своими словами на вопрос. И снова мы способствуем развитию речи и подчеркиваем, что Таня почувствовала отца сердцем, которое его так давно искало, ждало.

Почему первое, что сказала Таня отцу была фраза: «Он жив». (Таня, можно предположить, все время думала о том, что она приведет Колю к отцу. Кроме того, что она хотела спасти Колю, она хотела доставить радость отцу).

Какие лица были у Тани и отца? («И лицо ее искаженное страданием и усталостью, покрылось слезами. Он тоже плакал, и лицо его, искаженное страданием, как у Тани, было совершенно мокрое»).

И то, и другое лицо искаженные страданием.

Поразмышляем с учащимися, чем было вызвано их страдание и почему они плачут.

Кто позвал пограничников на помощь

Обязательно надо напомнить, что Филька снова проявил себя как настоящий друг. А ведь он бежал «против бури», то есть ему было очень трудно.

После аналитического чтения всей IV главы стоит поговорить, как учащиеся оценивают поведение в буран Жени, Коли и Фильки. Поведение Жени и Фильки весьма понятно, сложнее с Колей, который даже впадал в оцепенение. Порой приходится помогать учащимся, чтобы они не увидели в поведении Коли

трусости. Он не струсил, а он всей своей жизнью далек от этих краев и не был приучен к экстремальным (опасным для жизни) ситуациям Севера. К тому же из-за травмы ноги не мог сам передвигаться.

О Тане можно записать:

11. Отзывчивость к людям в беде.

Пятая глава маленькая, и ее можно разделить на две смысловые части.

Аналитическое чтение главы дает возможность понять, что Таня уезжает и прощается не только с родными местами, друзьями, но и с детством. Глава раскрывает трогательные отношения Тани и Фильки, завершает тему преданности Фильки Тане.

Первая часть кончается словами «. покидают они друг друга».

Зачем Таня пришла на берег реки? («Таня в последний раз обходила берег, прощалась со всеми»).

Как вы думаете, почему «Филька убежал, не желая прощаться с ней»? (Ему, наверное, очень грустно, что она уезжает и, может быть, он на нее обиделся).

В чем Таня чувствует свою вину перед Филькой? Ответ найдите в тексте. («Не она ли сама виновата?...упорно искала») и ответьте близко к тексту.

Над чем рассмеялась Таня, увидев Фильку? (Она рассмеялась над его «скорбным видом» (Что это значит?) и над его привычным выражением «мало-мало»).

Почему Таня вдруг умолкла? (Она увидела, что «на груди темной от загара, выделялись светлые буквы. Она прочла «Таня»).

Что решил Филька, когда перестал прятать слово «Таня»? («Пусть видят это все люди, раз так легко покидают они друг друга»)

Прав ли Филька, думая, что они так легко покидают друг друга? Легко ли Тане?

Беседа с учащимися может пойти в том плане, что Тане тоже трудно, иначе она не пришла б прощаться с родными местами и не

искала бы Фильку с самого утра. Филька еще не понимает, что жизнь иногда так поворачивается, что друзьям приходится расставаться.

Вторая часть главы начинается со слов: «Но Таня смотрела не на него».

Что придумал Филька, чтоб на загорелой груди белым осталось слово «Таня»? («Я каждое утро прихожу сюда и даю солнцу жечь мою грудь, для того чтобы имя твое осталось светлым»).

Почему Филька попросил Таню больше не смеяться над ним?

Прямого ответа на этот вопрос в тексте нет. Учащиеся из всего, что они узнали об отношении Фильки к Тане, могут сделать вывод, что ему дорога дружба с ней и ему хотелось, чтоб хотя бы в имени на груди она осталась с ним навсегда. К такому примерно ответу можно подвести учащихся.

Почему Таня сказала, что Филька маленький, ребенок? (Она напомнила ему, что зимой «все отгорит и исчезнет»).

Что на это ответил Филька?

Ответ очень значим, так как он ставит важный жизненный вопрос: «Неужели же всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь останется?» Здесь уже речь идет не о жарком солнце и слове на груди, а о том, останется ли у них что-то от дружбы.

Что ответила Таня на размышления Фильки? Прочитайте этот ответ. («Что-нибудь должно остаться. Все не может пройти. Иначе куда же. куда же девается наша верная дружба навеки?»).

Обязательно следует побеседовать с учащимися по поводу ее ответа: как они понимают его, что они думают о дружбе, исходя из своего жизненного опыта, и есть ли у них друзья, с которыми они расстались, но сохранили

о них память.

Почему Таня и Филька «неотступно смотрели в одну и ту же сторону...вперед» (. потому что у них не было еще воспоминаний»).

А что уже было? («Но первая грусть воспоминаний уже потревожила их»).

Что хотелось сделать Фильке? («Ему хотелось громко заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря»).

Как вы понимаете фразу: «.и чистый ветер, прилетевший с того же сурового моря, дул ей (Тане) все время навстречу».

Подводим учащихся к мысли о том, что неслучайно ветер «чистый» (ничего плохого он не принесет), но с «сурового моря», что закалило и Фильку, и Таню. Он дул навстречу,

значит, придется его (как и любые трудности) преодолевать.

Название главы приходит легко: «Прощание Тани с родным краем и Филькой».

18. Грусть расставания.

19. Признание вины перед Филькой.

20. Взгляд вперед, в будущее.

После каждой главы мы выделяли положения, относящиеся к Тане, характеризующие ее в разные моменты жизни. У нас получился план, по которому можно составить рассказ-характеристику Тани. Можно разделить этот рассказ на смысловые части, чтобы большее количество учащихся принимало участие и чтоб им было легче.

1. Противоречивые чувства Тани после полученного письма. Письмо, тревога и сомнения Тани.

2. Горькие слезы Тани.

3. Противоречивые чувства Тани (успокоение, радость, смех и слезы, любовь и ненависть).

4. Внимание и любовь к маме.

5. Желание Фильки развеселить Таню. Тревожное чувство Тани в школе и в классе.

6. Смех Тани.

7. Радость и грусть Тани в новогодний праздник. Любовь Тани к новогодней ночи.

8. Таня - хорошая хозяйка.

9. Постоянные думы Тани о Коле.

10. Слезы Фильки и внимании к нему Тани.

11. Борьба Тани с бураном. Отзывчивость к людям, попавшим в беду.

12. Умение управлять собаками и нартой, смелость Тани.

13. Незнакомый смысл ее взгляда и всего ее существа.

14. Собранность, решительность Тани.

15. Сила воли в борьбе с бураном.

16. Страх одиночества, последние силы.

17. Слезы страдания и радости.

18. Прощание Тани с родным краем и Филькой.

19. Грусть расставания.

20. Признание вины перед Филькой.

21. Взгляд вперед, в будущее.

При аналитическом чтении была целенаправленная работа: помочь учащимся понять душевное состоянии е героев, и главным образом Тани. Отсюда и определенное направление пересказов - не просто пересказать содержание, а использовать содержание повести, чтобы рассказать о Тане, о том, что с ней случилось, что она чувствовала и как себя вела.

Остается выяснить, почему повесть так называется. Мы опираемся только на текст повести в учебнике.

Поэтому сначала задаем вопрос учащимся

Как вы понимаете фразу: «прощай, дикая собака динго, - сказал Филька, -

Вместе с учащимися приходим к выводу, что, наверное, Филька имел в виду Таню за ее характер, сильный, смелый, непокорный, как у дикой собаки динго. Но Таню настигло прекрасное чувство любви, которое ее изменило («Прощай, дикая собака динго.»).

© Н. А. Панченко, 2008

И. Мотяшов

Известность Фраерману принесли ему написанные в конце 20-х – начале 30-х годов книги «Вторая весна», «Никичен», «Соболя», «Шпион» и некоторые другие. Они увлекательно рассказывали о коренных жителях дальневосточной тайги, о строительстве новой жизни в этом прежде диком краю, о неспокойных буднях пограничников. Уже в 40-е годы большой успех выпал на долю повести Р. Фраермана «Дальнее плавание» – о школьниках-старшеклассниках.
Но лучшей книгой писателя стала «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Как всякое значительное явление литературы, она тесно связана с породившей ее эпохой – второй половиной 30-х годов – и вместе с тем отражает вечный и всегда актуальный поиск человеком смысла жизни и нравственных решений волнующих его проблем.
В повести дикой собакой динго некоторые ребята называют свою одноклассницу четырнадцатилетнюю Таню Сабанееву, которая мечтает о дальних странах и неведомых зверях. Дикая австралийская собака олицетворяет для девочки все неизвестное и таинственное, что предстоит человеку в его жизни постигнуть и понять, сделать близким и ясным. В Тане немало странного. В ней есть склонность к одиночеству, к уединенному размышлению. Ее поступки не всегда понятны окружающим. Но как раз этим она и интересна: резкой индивидуальностью, непохожестью на других.
В детстве, даже в юности не все знают, что неповторимость личности – бесценный дар, тяжкий для его обладателя, но чрезвычайно необходимый для всех нас. Странные, не похожие на других люди, чудаки, донкихоты – тоже богатство общества, его творческий резерв, разведка, посланная в будущее, в ней черты модели завтрашней духовной нормы. Ведь будущее все мы представляем как общество ярких, непохожих друг на друга личностей – своеобразно одаренных, всесторонне развитых и самостоятельных. И тем самым интересных друг для друга и взаимно необходимых.
Стать такой личностью легко и трудно. Легко, потому что от рождения любой человек запрограммирован на индивидуальность. Даже на дереве нет двух одинаковых листьев. Что же сказать о человеке с его сложнейшей и тончайшей душевной организацией!
Но для того чтобы найти себя и остаться самим собой, чтобы развить данные природой возможности, каждому необходимы не только разум и воля, но и мужество. А в отдельных случаях и готовность к самоотречению, к подвигу.
Р. Фраерман написал свою повесть о Тане Сабанеевой в 1939 году, когда пламя второй мировой войны уже бушевало вблизи наших границ. Говоря о замысле книги, писатель вспоминал тридцать лет спустя: «Мне хотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы, на подвиг, на смерть».
Таня – ровесница Зои Космодемьянской: в сорок первом ей будет семнадцать. Она живет с мамой в дальневосточном приграничном городе. Зимой, когда выпал снег, она лепит на школьном дворе не обычную бабу, а часового с винтовкой и примкнутым штыком. Танин отец – военный, полковник.
У него другая семья. Тревожная близость грозных событий подчеркнута в повести тем, что Таниного отца неожиданно переводят из Москвы на погранзаставу, как раз в тот город, где живет Таня.
Приезд отца с новой женой, Надеждой Петровной, и усыновленным племянником ее Колей многое меняет в жизни юной героини. Теперь у Тани есть второй дом – богатый и щедрый, где ее всегда с радостью ждут, вкусно кормят, дарят красивые добротные вещи. Но контраст между благополучием отца-полковника и более чем скромным достатком матери, больничной служащей, лишь усиливает в душе Тани недоверие к Надежде Петровне, подкладывающей ей за обедом лучшие куски, ревность к Коле, которого отец запросто щелкает по носу, и обиду за мать, которой отец предпочел другую женщину.
Мучительно постигает Таня огромный и непростой мир тончайших человеческих чувств и отношений, с одной стороны, как будто вовсе не зависящих от людей, а с другой – именно людьми поднимаемых на высоты истинной красоты и поэзии, благороднейших деяний, подвига.
Бережно, тактично и психологически точно рисует Р. Фраерман пробуждение первого чувства любви у подростков: у нанайца Фильки к Тане и у Тани к ее сводному брату Коле. Очень важно, однако, чтобы собственное чувство не ослепляло человека, а, напротив, помогало увидеть, что происходит в душах окружающих его людей. С удивлением открывает Таня, что ее мать продолжает любить оставившего их отца. А сколько горечи в любви Таниного отца к взрослеющей дочери от сознания непоправимой утраты великого отцовского счастья – качать свое малое дитя на руках!
Если же вспомним, что в «Дикой собаке динго» описаны и родительские чувства Филькиного отца-охотника, и любовь педагогов к своим воспитанникам, и сложная эмоциональная жизнь семиклассников, то не будет преувеличением охарактеризовать повесть Р. Фраермана как своего рода маленькую энциклопедию любви. Той любви, в которой, по мысли писателя, каждый из нас, взрослых и юных, сдает серьезнейший нравственный экзамен на степень готовности жить в обществе, на уровень и качество духовной культуры, на человечность.
К концу повести Таня поймет, что любовь – это не только радость, счастье, покой, но и страдание, боль, готовность жертвовать собой.
В повести рядом с Таней мы видим девочку Женю, «у которой не было никакой фантазии, но которая всему умела находить верную причину». Она недоуменно спрашивает: «А скажи, пожалуйста, Таня, зачем тебе австралийская собака динго?» В отличие от Тани, Женя всегда может ответить, что именно ей нужно и зачем.
Писатель показывает, сколь опасна такая убежденная в своей непогрешимости разумность. Ведь лишенная высоких порывов душа, ищущая спасения от одиночества в том, чтобы быть «как другие», легко вбирает пороки обыденного, «массового» сознания – тщеславие, зависть к чужому успеху, эгоистический прагматизм. В ней преувеличенно развивается чувство самосохранения и страха перед жизнью.
Испытанием для Жени становится буран, обрушивающийся на город. Он грозит застать Женю и Колю врасплох на катке посредине реки. Таня спешит к ним, чтобы предупредить об опасности. Но Коля вывихнул ногу и не может идти. Таня решает остаться с ним, а Женю просит зайти по пути к Фильке и попросить его о помощи. Но Женя отвечает: «Нет, нет, я пойду прямо домой. Я боюсь – скоро начнется буран».
Женя уверена, что на ее месте так поступил бы всякий разумный человек ее возраста. А «странная» Таня говорит Коле: «...Я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и я останусь здесь с тобой». Превозмогая страх и неуверенность в себе, она пригонит на реку Филькину собачью упряжку, а сам Филька помчится на заставу – предупредить пограничников, что его друзья попали в беду. Благодаря Таниной смелости и находчивости, благодаря тому, что Коля не испугался, а Филька оказался верным товарищем, несчастья не произошло.
Однако в школе, где учатся ребята, есть учитель истории Аристархов. Писатель рисует «его плечи, поднятые чрезмерно высоко, его равнодушные очки, его руки, занимавшие так много пространства, что, казалось, никому больше не оставалось места на свете». Аристархов – воплощенная серость, безликость. Его монументальная самоуверенность и неколебимое чувство превосходства над другими основаны на полном отсутствии сомнений и совести. Он считает долгом написать в местную газету о недисциплинированности Тани и Коли Сабанеевых и Фили Белолюбского, которые, вместо того чтобы сидеть в буран дома, развлекались на реке и могли погибнуть, если бы их не спасли «наши славные пограничники».
Заметку напечатали, вывесили в школе, и Женя, которая спокойно оставила товарищей в беде, сказала, что Таню «за такие дела... следовало бы исключить из отряда». Ее громко поддержал новенький «толстый мальчик». И когда Таня подошла к газете, она очень удивилась, что все одноклассники отвернулись от нее и молча разошлись, словно скованные неведомым страхом. Глядя на Фильку, который в эту минуту один остался возле нее, Таня вдруг «поняла, что холодные ветры дуют не только с одной стороны, но и с другой, бродят не только по реке, но проникают и сквозь толстые стены, даже в теплом доме настигают они человека и сбивают его мгновенно с ног».
Ничто так не ранит юное сердце, как подлость и неправда, лицемерно выдаваемые за истину и принципиальную борьбу за справедливость. «...Таня, открыв губы, глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран. Уши ее ничего не слышали и глаза не видели. Она сказала:
– Что со мной будет теперь?»
Автор всегда мудрее своих героев. Он знает, что детей нельзя судить с той же непримиримостью, с какой полагается судить взрослых. Когда ребята образуют вокруг «раскритикованной» Тани пустоту, делая вид, будто Тани вовсе не существует, они сами не понимают, что совершают предательство. Просто они механически и безотчетно копируют поведение окружающих взрослых. Ведь даже Женя, которая втайне завидует Тане и потому не хочет ей добра, имеет, по свидетельству автора, «вовсе не злое сердце, хотя чаще, чем другие, она была права и заставляла Таню плакать».
Как же может быть страшна эта бездушная «правота» юных резонеров, берущих пример со «всегда правых» аристарховых! Но детство, юность по самой природе своей тянутся к правде, добру и не приемлют ложь, подлость, низость.
Толстому новичку, призывающему «выбросить... Таню вон из отряда», Филька внушает: «...Прошу тебя очень: будь хоть раз человеком». И когда Аристархов, в голосе которого мальчишки «не услышали ни одного звука, похожего на милость», приказывает Коле, Фильке и толстому мальчику немедленно разыскать Сабанееву, они, только что ссорившиеся и едва не подравшиеся, смекают, что мертвая, не знающая милости сила учителя обращена не против одной Тани, а против самого принципа справедливости. И они говорят: «Где же мы ее найдем?.. мы ее нигде не видели. Как же мы ее к вам пошлем?..» Символично, что, обойдя Аристархова, словно какую-нибудь опасную для мореплавания скалу, они уходят, обнявшись и дружно распевая светловскую «Гренаду» – песню интернациональной солидарности и братства.
История, начавшаяся в буран, завершается собранием пионерского отряда, которое, благодаря честной и твердой позиции, занятой вожатым Костей и учительницей Александрой Ивановной, единогласно решает встать на Танину сторону, защитить ее от глупости и навета. Голосуя за это решение, каждый член отряда, не исключая Жени или толстого новичка, испытывает подъем, гордость, радостное облегчение от сознания благородства и правильности совершаемого поступка.
Занятая ребятами активная гражданская позиция повышает их самооценку, поднимает человека в собственных глазах. И с этой высоты низкой и предательской кажется позиция трусливого умолчания и бездействия, которая поначалу так потрясла Сабанееву.
В передаваемой товарищам Тани эстафете доброты исключительно велика роль Александры Ивановны, учительницы русского языка и литературы – предметов, которые более других связаны с духовной, нравственной стороной человека. На первый взгляд может показаться сущей мелочью отказ Александры Ивановны объяснять уроки с возвышения учительской кафедры. Однако в педагогике мелочей не бывает. «...Если четыре крашеные доски, – мысленно рассуждает учительница, – могут возвысить человека над другими, то этот мир ничего не стоит».
Авторитет несовместим с авторитарностью, считает Александра Ивановна. Всегда доступная, спокойная, ровная с ребятами, но также и способная плакать, разделяя чужую беду, она в прямом и переносном смысле настолько близка ученикам, что, как пишет Р. Фраерман, «между ними и ею уже не было никаких преград, кроме собственных недостатков каждого». Как точно и мудро сказано! Но чтобы понимать друг друга, любить, дружить, мало разрушить перегородки между людьми. Надо научиться устранять и собственные недостатки.
«Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена», – говорит Тане ее мама. В тексте повести эти слова звучат как ее главная, определяющая мысль. Человек свободен не только в выборе любимого или друга. Человек свободен выбирать между правдой и ложью, верностью и предательством, честностью и лицемерием, подлым страхом за свое маленькое благополучие и мужеством жить по большому нравственному счету, мужеством борьбы и подвига. Повесть Р. Фраермана и сегодня учит презирать безликую приспособляемость обывателя, утверждает достоинство, самобытность, ответственность и гражданскую активность личности.

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» является самым известным сочинением советского писателя Р.И. Фраермана. Главными героями повести являются дети, и написана она, по сути, для детей, однако проблемы, поставленные автором, отличаются серьезностью и глубиной.

Содержание

Когда читатель открывает произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», сюжет захватывает его с первых страниц. Главная героиня, школьница Таня Сабанеева, на первый взгляд похожа на всех девочек ее возраста и живет обычной жизнью советской пионерки. Единственное, что отличает ее от друзей - страстная мечта. Австралийская собака динго - вот о чем грезит девочка. Таню воспитывает мама, отец оставил их, когда дочери только-только исполнилось восемь месяцев. Вернувшись из детского лагеря, девочка обнаруживает письмо, адресованное ее матери: отец сообщает, что намеревается переехать в их город, но уже с новой семьей: женой и приемным сыном. Девочку переполняют боль, ярость, обида на сводного брата, ведь, по ее мнению, именно он лишил ее папы. В день приезда отца она идет его встречать, но не находит в портовой сутолоке и дарит букет цветов больному мальчику, лежащему на носилках (впоследствии Тане станет известно, что это и есть Коля, ее новый родственник).

Развитие событий

Рассказ о собаке динго продолжается описанием школьного коллектива: Коля оказывается в том же классе, где учатся Таня и ее друг Филька. Между сводными братом и сестрой начинается своеобразное соперничество за внимание отца, они постоянно ссорятся, причем инициатором конфликтов, как правило, выступает Таня. Однако постепенно девочка понимает, что влюблена в Колю: она постоянно думает о нем, мучительно стесняется в его присутствии, с замирающим сердцем ждет его прихода на новогодний праздник. Этой влюбленностью очень недоволен Филька: он относится к старой подруге с большой теплотой и не хочет ни с кем ее делить. Произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» изображает тот путь, который проходит каждый подросток: первая любовь, непонимание, предательство, необходимость сделать тяжелый выбор и, в конце концов, взросление. Это утверждение может быть отнесено ко всем персонажам произведения, но в наибольшей мере - к Тане Сабанеевой.

Образ главной героини

Таня - это и есть "собака динго", так прозвали ее в коллективе за обособленность. Ее переживания, раздумья, метания позволяют писателю подчеркнуть главные черты девочки: чувство собственного достоинства, сострадание, понимание. Она от всей души сочувствует матери, которая продолжает любить бывшего мужа; она изо всех сил пытается понять, кто же виноват в семейном разладе, и приходит к неожиданно взрослым, здравым выводам. С виду простая школьница, Таня отличается от своих сверстников способностью тонко чувствовать, стремлением к красоте, истине, справедливости. Ее мечты о неизведанных краях и собаке динго подчеркивают порывистость, пылкость, поэтическую натуру. Характер Тани ярче всего раскрывается в ее любви к Коле, которой она отдается всем сердцем, но при этом не теряет себя, а пытается осознать, осмыслить все происходящее.

75 ЛЕТ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОВЕСТИ «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, ИЛИ ПОВЕСТЬ
О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ» Г. 1939

Рувим Исаевич Фраерман - советский детский писатель. Родился в бедной еврейской семье. В 1915 окончил реальное училище. Учился в Харьковском технологическом институте (1916). Работал счетоводом, рыбаком, чертёжником, учителем. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке (в партизанском отряде). Участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 был тяжело ранен в бою, в мае демобилизован.

Был знаком с Константином Паустовским и Аркадием Гайдаром.
Более всего Фраерман известен читателю как автор повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939).
Вышедшая из печати в суровые для страны годы сталинских репрессий и предвоенного напряжения международной обстановки, она захватывала глубиной лирико-романтического тона в изображении свежести и чистоты первой любви, сложного мира «переходного возраста» - расставания с детством и вступления в мятежный мир юности. Привлекала авторская убежденность в непреходящей ценности простых и естественных человеческих чувств - привязанности к родному дому, семье, природе, верности в любви и дружбе, межнациональному сообществу.

История написания

Обычно Фраерман писал медленно, трудно, отшлифовывая каждую фразу. А вот «Дикую собаку Динго» он написал удивительно быстро - всего за один месяц. Это было в Солотче Рязанской области в декабре 1938 года. Стояли холодные, морозные дни. Рувим Исаевич работал с большим подъемом, делая короткие передышки на морозном воздухе.
Повесть получилась очень поэтическая, она была, как говорится, написана на «одном дыхании», хотя замысел книги вынашивался много лет. Повесть признана по праву лучшей книгой Фраермана, переведена на многие языки народов нашей страны и за рубежом - в Швейцарии, Австрии, Западной Германии. В парижском издании она названа «Первая любовь Тани». По книге был создан одноименный фильм, который на международном кинофестивале в Венеции в 1962 году был удостоен первой премии - «Золотого льва святого Марка».

В детском лагере в Сибири отдыхали друзья с детства и одноклассники Таня Сабанеева и Филька и теперь они возвращаются домой. Девочку дома встречают старая собака Тигр и старая нянька (мать на работе, а отец не живёт с ними с тех пор, как Тане исполнилось 8 месяцев). Девочка мечтает о дикой австралийской собаке Динго, впоследствии дети так её и прозовут за обособленность от коллектива.
Филька делится с Таней своим счастьем - ему отец-охотник подарил лаек. Тема отцовства: Филька гордится своим отцом, Таня сообщает другу, что её отец живёт на Маросейке - мальчик раскрывает карту и долго ищет остров с таким названием, но не находит и говорит об этом Тане, которая расплакавшись убегает. Таня ненавидит отца и агрессивно реагирует на эти разговоры с Филькой.
Однажды Таня нашла под подушкой матери письмо, в котором отец сообщает о переезде его новой семьи (жена Надежда Петровна и её племянник Коля - приёмный сын Таниного отца) в их город. Девочку переполняет чувство ревности и ненависти к тем, которые украли у неё отца. Мать пытается настроить Таню положительно по отношению к отцу.
В то утро, когда должен был приехать отец, девочка сорвала цветы и пошла в порт его встречать, но не найдя его среди приехавших дарит цветы больному мальчику на носилках (она ещё не знает, что это и есть Коля).
Начинается учёба, Таня пытается обо всем забыть, но это у неё не получается. Филька пытается поднять ей настроение (слово товарищ на доске пишет с Ь и объясняет это тем, что это глагол второго лица).
Таня лежит с мамой на грядке. Ей хорошо. Она впервые задумалась не только о себе, но и о матери. У ворот полковник - отец. Тяжёлая встреча (спустя 14 лет). Таня обращается к отцу на «Вы».
Коля попадает в тот же класс, что и Таня и садится с Филькой. Коля попал в новый для него, незнакомый мир. Ему очень тяжело.
Таня с Колей постоянно ссорятся, причём по Таниной инициативе, идёт борьба за внимание отца. Коля умный, любящий сын, он относится к Тане с иронией и насмешкой.
Коля рассказывает о встрече с Горьким в Крыму. Таня принципиально не слушает, это выливается в конфликт.
Женя (одноклассница) решает, что Таня влюблена в Колю. Филька мстит за это Жене и вместо липучки (смола) угощает её мышонком. Маленький мышонок лежит один на снегу - Таня его согревает.
В город приехал писатель. Дети решают, кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой честью («пожать знаменитому писателю руку»). Таня развернула чернильницу и облила руку, её заметил Коля. Эта сцена демонстрирует, что отношения между врагами стали теплее. Ещё некоторое время спустя Коля предложил Тане танцевать с ней на ёлке.
Новый год. Приготовления. «Придёт ли он?» Гости, а Коли нет. «А ведь совсем недавно сколько горьких и сладких чувств толпилось в её сердце при одной только мысли об отце: Что с ней? Она все время думает о Коле». Филька тяжело переживает Танину влюблённость, так как сам влюблён в Таню. Коля подарил ей аквариум с золотой рыбкой, а Таня попросила эту рыбку зажарить.
Танцы. Интрига: Филька сообщает Тане, что Коля завтра идёт с Женей на каток, а Коле говорит, что они завтра пойдут с Таней на спектакль в школу. Филька ревнует, но пытается это скрыть. Таня идёт на каток, но прячет коньки, так как встречает Колю с Женей. Таня решает забыть Колю и идёт в школу на спектакль. Резко начинается буран. Таня бежит на каток, чтобы предупредить ребят. Женя испугалась и быстро ушла домой. Коля упал на ногу и не может идти. Таня бежит к Фильке домой, садится в собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда девочка бросила им на растерзание любимого Тигра (это была очень большая жертва). Коля и Таня упали с нарты, но, несмотря на страх, продолжают бороться за жизнь. Буран усиливается. Таня, рискуя жизнью, тянет Колю на нарте. Филька предупредил пограничников и те вышли на поиски детей, среди них был и их отец.
Каникулы. Таня и Филька навещают Колю, который отморозил себе щеки и уши.
Школа. Слухи о том, что Таня хотела погубить Колю, затащив его на каток. Все против Тани, кроме Фильки. Ставится вопрос об исключении Тани из пионеров. Девочка прячется и плачет в пионерской комнате, потом засыпает. Её нашли. Все узнают от Коли правду.
Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать предлагает уехать.
Встреча с Филькой, он узнает, что Таня собирается встретиться с Колей на рассвете. Филька из ревности рассказывает об этом их отцу.
Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с Филькой. Уходит. Конец повести.

Цитаты из книги
Хорошо, если у тебя справа друзья. Хорошо если они и слева. Хорошо, если они и там и тут.
Русское слово, прихотливое, непокорное, великолепное и волшебное, - величайшее средство сближения людей.
- Думная ты уж очень.
– Это что же значит? – спросила Таня. – Умная?
– Да не умная, а думаешь много, отчего и подуравей выходишь.
… люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена.
Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. Глаза ее были опущены вниз. Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где крутые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой.
Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своем воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. Ей хотелось увидеть иные страны, иной мир, например австралийскую собаку динго. Потом ей хотелось еще быть пилотом и при этом немного петь.
Как часто застает она ее в последнее время и печальной и рассеянной, и все же каждый шаг ее исполнен красоты. Может быть, в самом деле, любовь скользнула своим тихим дыханием по ее лицу.