Икона «Петр и Павел. Иконография первоверховных апостолов петра и павла

Икона святого Петра - важнейшая часть любого домашнего иконостаса. Молитвы перед ней способны уберечь вас от опасности, а также укрепить и сохранить веру в Господа.

Апостол Петр был сыном рыбака и с самого детства промышлял рыбной ловлей. По достижении старшего возраста Петр повстречал Христа и пошел за Ним. Среди 12 апостолов Петр стал любимым учеником и последователем Иисуса: именно ему Спаситель доверил хранение ключей от райских врат.

Когда Иисуса Христа схватили и приговорили к смертной казни, Петр, испугавшись преследования, трижды отрекся от Него на рассвете. Осознав весь ужас своего поступка, он горько раскаивался и позже был прощен Господом. Всю оставшуюся жизнь Петр посвятил проповедованию Божьего учения, был схвачен и принял мученическую кончину во времена правления Нерона.

После кончины апостол был канонизирован, а его икона до сих пор творит чудеса исцеления и знамений, спасающих жизни людей.

Где находится чудотворная икона

Существует множество копий и списков чудотворного образа, но первоначальная икона, написанная в 6 веке, находится в Египте, в монастыре святой Екатерины. Канонический образ Петра, с которого были списаны фрески Исаакиевского собора, находится в Соборе Святой Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга.

Описание образа

На иконе изображен апостол Петр в расцвете своего духовного пути. Святой одет в монашеский хитон, в одной руке держит Священное Писание, а в другой — ключи от врат Рая. Апостол находится в пути.

Этот образ символизирует долгий жизненный путь проповедования и подвигов во имя Господа и веры в Него, а также долгую дорогу от отречения до прощения и принятия Господом своего любимого ученика во вратах Рая.

В чем помогает икона апостола Петра

Хотя Петр оставил дом и семью ради служения Господу, он не забывал о насущном труде и своих корнях. Именно поэтому Петр считается покровителем рыбаков и моряков. Святому молятся о сохранении жизни на воде и помощи в беде.

Кроме того, по преданию, апостол Петр был наделен столь большой силой, что мог исцелять смертельно больных людей, лишь прикоснувшись к ним. По этой причине иконе святого молятся об исцелении телесных и душевных болезней, а также об облегчении хронических болей.

Молитвы перед образом апостола Петра

«Святой Петр, покровитель мореплавателей и путешественников, молим тебя, в тоске и страхе к тебе прибегая: не оставь молитвы наши без ответа, убереги от опасности на море и на суше! Молим тебя, не попусти живота раба Божьего (имя) и сохрани от всякого зла всех спутников его. Истинно апостол, хранитель и разрешитель, спаси и сохрани раба Божьего (имя) от всякого зла. Аминь».

«Святой апостол Петр, хранитель ключей, отмыкающих врата Рая, великий целитель, молим тебя смиренно и с надеждою: яви дар, данный тебе Господом нашим Иисусом Христом, исцели раны душевные и телесные, спаси и живот мой, душу мою и разум мой от происков дьавольских, убереги жизнь мою от боли и страданий. Истинно прошу тебя, защити и укрой покровом своим от болезней, дабы возблагодарить мне Господа Нашего и смиренно прославлять волю Его до конца дней моих. Аминь».

Как выглядит икона апостола Петра

Помимо первого канонического образа существуют несколько распространенных версий иконы апостола, признанных Церковью. На одной из них святой изображен не в полный рост, а по пояс.

В одной руке святой Петр держит Священный свиток, а другой благословляет каждого молящегося перед образом.

На другом достаточно распространенном образе святой Петр изображается в преклонных летах. Глаза апостола подняты к небесам: в этот момент святой получает благословение Божье на мученическую смерть.

В одной руке Петр держит раскрытую книгу Евангелия, а в другой сжимает ключи от райских врат.

Апостол Петр был любимым учеником Господа и получил прощение греха отречения от воли Господней и учения Его. Именно поэтому перед образом святого особенно сильны молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.07.2017 05:09

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

Вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» - это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат , символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства - донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, - представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день - 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра - синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла - синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни - распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола - знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная .

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Согласно учению православной церкви, каждому человеку во святом крещении придается ангел-хранитель, который на протяжении всей жизни оберегает его от дьявольских козней и руководит помыслами, направляя их на исполнение Божьих заповедей. Принято считать, что у родившихся в период с 24 августа по 23 сентября ангелы-хранители - святые Павел, Александр и Иоанн. О первом из них мы поговорим подробнее.

День памяти верных слуг Господних

В своей земной жизни святой Павел - ангел-хранитель миллионов христиан, - являлся одним из наиболее горячих последователей учения, принесенного в мир Спасителем нашим Иисусом Христом. За свое служение Господу он вместе со своим ближайшим сподвижником святым Петром был наречен Первоверховным апостолом. Русская православная церковь отмечает их память ежегодно 12 июля. В этот день принимают поздравления и все те, кого Господь передал под покров ангела-хранителя − святого Павла. Фото с изображением его иконы, открывает нашу статью.

Обращение в христианскую веру

Известно, что будущий Первоверховный апостол Павел происходил из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, и по рождению мог претендовать на римское гражданство. Получив воспитание в кругу ортодоксальных евреев, он с возрастом превратился в непримиримого гонителя христиан, считая их подлинным воплощением зла.

Но случилось так, что в 34 году (то есть уже после Распятия и Вознесения Иисуса Христа), получив Божье откровение, он исполнился истинной веры и вступил на путь апостольского служения. Приняв крещение, он сменил данное ему при рождении имя Савл на Павел. Исполнение своей великой миссии будущий ангел-хранитель святой Павел начал с того, что стал проповедовать учение Спасителя на площадях и в синагогах. Не раз разъяренные толпы иудейских фанатиков пытались расправиться с ним, но каждый раз Господь отводил от него руки убийц.

Спаситель гибнущих душ

Еще во дни своей земной жизни, став для многих людей ангелом-хранителем, святой Павел совершал длительные путешествия, обращая их в истинную веру, и, тем самым, спасая от мрака вечной смерти. Везде по пути его следования появлялись тайные христианские общины, из которых впоследствии вышли тысячи мучеников за веру, на чьей крови поднялось здание Христианской церкви.

Постоянная готовность умереть за имя Господне придавала ему сил и помогала безропотно переносить скорби и лишения, а ниспосланный свыше дар чудотворения давал возможность необычайно ярко воздействовать на сознание окружавших его язычников. И сегодня, глядя на иконы ангела-хранителя святого Павла, нельзя не заметить присущее ему выражение глубокой одухотворенности и стремления к самопожертвованию ради спасения людских душ.

Мученическая кончина

Земной путь первоверховного апостола Павла, по мнению историков Церкви, завершился в 64 - 67 гг. Точную дату установить не удалось. Не существует и единого мнения относительно обстоятельств его гибели, известно лишь, что он был обезглавлен в Риме по приговору, вынесенному императором Нероном. Причиной же, по одной версии, стала помощь, оказанная Павлом святому Петру в его противостоянии Симону волхву и обращение во Христову веру двух любимых жен самого императора.

Однако есть основания полагать, что вспышку гнева он спровоцировал тем, что сумел сделать христианином главного придворного виночерпия. В любом случае будущему святому Павлу, как римскому гражданину, отсекли мечом голову, что в то время являлось своего рода привилегией. Не будь у него гражданства, его бы ждала долгая и мучительная смерть на кресте.

Прославление святого апостола

После мученической кончины, ставшей достойным завершением его жизненного пути, душа новопреставленного воспарила ко Господу, и обрела вечное блаженство у Его Престола. Великий проповедник учения Христова стал для бесчисленного множества людей их ангелом-хранителем. Святой Павел, явился примером того, как даже самый яростный гонитель христиан, обрекший себя на вечные муки, может, получив отпущение своим грехам, стать одним из столпов истинной веры.

В IV веке, после того как христианская вера обрела официальный статус и стала главенствующей религией Римской империи, в честь первоверховных апостолов Петра и Павла были возведены два собора, один - непосредственно в столице, а другой в Константинополе. С тех пор посвященные им торжества, проходившие по Юлианскому календарю 29 июня, получили столь широкое распространение, что Медиоланский епископ Амвросий - выдающийся религиозный деятель той эпохи, писал, будто в них принимает участие весь мир.

Помощники и заступники рода человеческого

Прежде чем перейти к разговору о том, как помогает ангел-хранитель святой Павел тем, для кого он является небесным покровителем, остановимся на кратком описании тех небесных сил, к сонму которых он был причислен по воле Творца. Об их бытие известно со слов Иисуса Христа, приведенных в 18-й главе Евангелия от Матфея. Указывая на окруживших Его детей, Он говорил что их ангелы-хранители взирают на лик Отца Небесного. Миссия же их состоит в том, чтобы помогать человеку в добрых делах, и хранить его от злых сил.

Значение ангела-хранителя святого Павла, как и всех прочих бесплотных духов, придаваемых людям в момент совершения над ними таинства Крещения, неизмеримо велико. По учению православной церкви, некрещеный, а следовательно, лишенный заступничества небесных сил человек находится во власти демонов - падших духов, служителей сатаны. Зачастую именно они, переполняя его сердце злобой и ненавистью к близким, толкают на безрассудные поступки.

В то же время рядом со всеми чадами Христовой Церкви, обретшими благодать в крещенской купели, незримо пребывает посланник Господень, оберегающий их, и избавляющий от нападок врага рода человеческого. Одним из таких небесных посланников и является ангел-хранитель святой Павел. Он, как и прочие небесные воины, не покидает человека на протяжении всей его жизни, если только тот сам не отгонит его греховными делами и помыслами.

Свидетельства отцов Церкви

Святой праведный Иоанн Кронштадтский − выдающийся деятель Русской православной церкви, оставивший после себя богатое литературное наследие, в начале XX века писал о том, что если бы не ангелы-хранители, то род человеческий непременно был бы уничтожен бесами, чья злоба по отношению к нему не знает границ. В своих сочинениях он неоднократно подчеркивал, что предназначение ангелов-хранителей состоит в том, чтобы уберечь и сохранить людей, кои являются творениями Божьими, и должны унаследовать жизнь вечную, заняв место падших ангелов.

Церкви, сподобившиеся получить откровения Божии, и сохранившие их в своих писаниях, учат, что служение небесных посланников, не завершается с окончанием земной жизни того, кому они приданы Творцом всего сущего. Их великая миссия продолжается и после того, как отделившись от тела, его душа покидает тленный мир.

На пути к вратам вечности

Чем помогает ангел-хранитель святой Павел умершему человеку? Прежде всего тем, что сопровождает его душу на всем пути воздушных мытарств. Вместе со вторым ангелом, специально посланным из Чертога Небесного, он противостоит демонам, стремящимся увлечь ее во мрак преисподней, перечнем совершенных при жизни грехов. В своих руках святой держит книгу, с записями всех ее добрых дел, и если они оказываются весомее прежних беззаконий, то слуги тьмы в бессилии отступают.

Из трудов святых отцов известно также, что помощь небесных посланцев бывает необычайно своевременна и деятельна главным образом потому, что с людьми их роднит духовная близость. Более того, многие из них, прежде чем стяжать венец во Царствии Божьем, прошли путь земной жизни. Ярким примером тому может служить святой ангел-хранитель Павел. Молитва об исцелении, возносимая перед его честным образом обладает необычайной силой именно по тому, что сам он некогда претерпел все те страдания, которыми недуги изнуряют людскую плоть.

Помогают ли молитвы, возносимые небесному заступнику

Несмотря на то что во дни своей земной жизни Первоверховный апостол Павел не имел личного общения с Иисусом Христом и не сподобился войти в число Его ближайших учеников, за свою проповедническую и миссионерскую деятельность, благодаря которой светом истинной веры озарились народы, утопавшие прежде во мраке язычества, он почитается как один из основных столпов христианства.

Поистине велики его заслуги в спасении людских душ. Недосягаемы для сил ада становились те, для кого был ангелом-хранителем святой Павел. Молитвы, возносимые ему искренне верующими людьми, не оставались безответными. Единственным непременным условием была их искренность и убежденность молящихся во всесилии Господа, перед Которым он за них непрестанно ходатайствовал.

Поклонение святых Первоверховных апостолов на брегах Днепра

Почитание святого Павла на Руси началось сразу же после того, как из Византии над ней воссиял свет новой веры. Достаточно сказать, что его образ был в числе первых, принесенных в Киев святым равноапостольным князем Владимиром, и там же была возведена первая, освященная в его честь церковь.

Не остался в безвестности и его ближайший сподвижник - святой Петр. Со временем на Руси появилось великое множество посвященных им храмов, под сводами которых звучали специально написанные молитвы. Иконы святого Павла − ангела-хранителя, а также Первоверховного апостола Петра, испокон века являлись обязательной принадлежностью любой, даже самой маленькой, церкви.

Храм в Новгороде и собор на Неве

В начале XVI века на территории Новгорода в их честь был основан мужской монастырь. Через два столетия, когда на берегах Невы, волею государя Петра I строилась новая столица государства Российского - Санкт-Петербург, ее сердцем стал, возведенный на Заячьем острове, «Собор Первоверховных апостолов Петра и Павла» − так звучит официальное название этого величественного сооружения. Он же дал название окружавшей его крепости, и всему городу, что было не случайно, поскольку Государь считал святых первоапостолов своими небесными покровителями. Характерно, что именно этому собору впоследствии суждено было стать усыпальницей русских царей и членов августейшей фамилии.

Имя, ставшее общенародным

Имя Павел на Руси с давних пор получило широкое распространение и во святом крещении часто давалось младенцам, появившимся на свет, не только в дни, указные для этого в святцах, но и в иные периоды. Причина заключалась в необычайно высокой популярности святого среди всех слоев российского общества. Известно, что его носили многие лица, оставившие яркий след в отечественной истории.

Среди них были православные святые, такие, как преподобный Павел Камельский, исповедник Павел Прусиадский, священномученики Павел Виерей и Павел Филицин, а также многие другие представители духовенства. Были высокопоставленные государственные деятели и военачальники. Но чаще всего, оно во все века встречалось у выходцев из простого народа, свято верившего в несокрушимую силу святого ангела-хранителя Павла. Икону, на которой он был изображен вместе с другим Первоверховным апостолом - святым Петром, можно было увидеть и в княжеских дворцах, и в простых деревенских избах.

Молитва ко святому угоднику Божию Павлу

В завершение разговора, уместно будет остановиться на древней молитве, возносимой ко святому Первоверховному апостолу Павлу как в праздник, посвященный его памяти, и отмечаемый 12 июля, так и в остальные дни.

О, святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий ветие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольский обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ее текст представлен выше. Напечатанный на церковно-славянском языке современным шрифтом, он не представляет сложности для понимания.

В этой молитве святой Павел именуется «сосудом Божьим» и «православным витием». Этими и, сопутствующими им метафорами, подчеркиваются заслуги первоапостола в утверждении Христовой веры и обращении в нее язычников. Далее, следуют адресованные к нему мольбы о помощи в преодолении душевных немощей, препятствующих человеку обрести благодать во Царствии Божьем. Завершается молитва выражением уверенности во всесилии святого, дарованном ему Отцом Небесным.

Лик великого апостола Павла, отображает эта икона Павла.

Мирское имя святого Павла было Савл. Он родился в городе Тарсе, расположенного в Малой Азии. Павел был уроженцем этого города и, выйдя из рабства, он имел все права римского гражданина. Именно в Тарсе он ознакомился с языческой культурой, потому что в его словах проглядывают знания языческих писателей.
Дальнейшее образование Савл получил в Иерусалиме в академии у учителя Гамалиила, который считался отличным знатоком Закона и любящим греческую мудрость, хотя и принадлежал партии фарисеев. В академии Савла научили делать палатки, что в дальнейшем ему очень пригодилось для того, чтобы заработать деньги на пропитание.

Молодой Савл по окончании академии явно готовился к должности раввина. Он показал себя со стороны ревнителя фарисейских преданий и гонителей Христовой веры. Он был свидетелем смерти мученика Стефана. Затем Савл был поставлен преследовать христиан в Дамаске, за пределами Палестины.

По пути в Дамаск Господь призвал его к апостольскому служению. Савла осветил очень яркий свет, который ослепил его. Он упал на землю. И вдруг раздался голос, который спросил: «Савл, почему ты гонишь меня?», Савл спросил, кто это, и в ответ услышал: «Я Иисус, которого ты гонишь». Иисус велел Савлу идти в Дамаск и там ему будут указаны дальнейшие действия. Спутники Савла не видели яркого света, но они слышали голос. Ослепшего Савла под руки повели в Дамаск. Он был научен вере, а на третий день принял крещение с именем Ананий, после погружения в воду он прозрел. Он стал теперь ревностным проповедником.

Иудеи были возмущены его обращением к Христу, он вынужден был бежать в Иерусалим, где познакомился с апостолами и присоединился к ним. Эллинисты жаждали убить его, убегая от них, Савл вернулся в родной Тарс. В 43 года отправляется в Антиохию для проповеди по велению Варнавы, а затем они вместе направились в Иерусалим. Во многих местах они проповедовали. На Кипре Савл обратил проконсула Сергия Павла в христианина и после этого его стали называть Павлом.

Второе апостольское путешествие Павел начал с Малой Азии, затем посетил Македонию, где были основаны общины в Солуни, Филиппах и Верии. Затем он перешел в Грецию. Дальнейший его путь лежал обратно в Иерусалим, а оттуда в Антиохию.
Побыв недолго в Антиохии, апостол Павел предпринял свое третье апостольское путешествие. Посетил малоазийские церкви, затем побывал в Ефесе. Здесь на протяжении двух лет он проповедовал в училище Тиранна.

В Иерусалиме апостола Павла взяли под стражу римские власти. В 59 году, т.е. через два года апостол Павел был направлен в Рим на суд кесаря, как римский гражданин. У острова Мальты произошло кораблекрушение, и летом 62 года, Павел добрался в Рим. Там он пользовался снисхождением у римских властей. Он мог свободно проповедовать.

По одному из преданий апостол Павел был схвачен и предан мучениям за то, что он обратил к христианской вере любимую наложницу императора Нейрона. После девятимесячного заключения в темнице апостол Павел был усечен мечом в 67 году.
Икона Святой Павел апостол отображает облик одного из святых апостолов.

И Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч ― символ жертвенности - в руках другого ― свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Особенности их изображения

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов - это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.