Икона георгия победоносца описание. Последование христианской вере. Как обращаются к Георгию Победоносцу за помощью

Данный святой причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке н. э. и умер в начале IV века - в 303 году. Георгий родился в г. Каппадокии, который находился в то время на территории современной Турции. Вторая распространённая версия - родился в г. Лидде (первоначальное название - Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, находящийся на территории Израиля. А вырос святой в Каппадокии, в семье благородных и богатых родителей, исповедовавших христианство.

Что мы знаем о Георгии Победоносце

К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из приближённых римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).

Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал всё принадлежавшее ему имущество, освободил рабов и объявил императору, что является христианином. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в г. Никомидии (в настоящее время - Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).

Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира

В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как "земледелец") трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов - Жоржем, у болгар - Гёрги, у арабов - Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

Хранитель земель русских

На Руси видели в Георгии особенного угодника и хранителя земель Русских, возводя его в ранг героя-полубога. По народным представлениям, святой Егорий словом и делами своими «устрояет землю светлорусскую» и, завершив эту работу, принимает её под личное смотрение, утверждая в ней «веру крещёну».

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой - царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, - который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Святой Георгий на государственных символах России

Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.

После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец - покровитель города Москвы.

Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей - на Руси, для военной знати - в Византии, для рыцарей - в Европе.

Закрепление за святым символики Иисуса Христа

Рассказы о случаях, когда святой Георгий Победоносец появлялся в качестве военачальника войск крестоносцев в Палестине, сделали его в глазах верующих полководцем всего воинства Христова. Следующим закономерным шагом стала передача ему эмблемы, изначально являвшейся эмблемой самого Христа - на белом фоне крест красного цвета. Стало считаться, что это персональный герб святого.

В Арагоне и Англии гербовые знамена Георгия Победоносца стали на длительное время официальными символами государств. На флаге Англии ("Юнион Джек") он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом генуэзской республики.

Считается, что Георгий Победоносец является небесным покровителем республики Грузии и самым почитаемым в этой стране святым.

Фигура святого великомученика на древних монетах

Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.

Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.

Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.

Чей образ чеканили на монетах Руси

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

Когда личность князя на Руси стала отождествляться с образом Георгия Победоносца

Известна даже точная дата, начиная с которой, на Руси великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления Новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, имевшие первоначально одностороннее изображение святого всадника с обнажённым мечом, вскоре получают на обратной стороне рисунок, именуемый чисто по-славянски - «ездеца в короне». А это ни кто иной, как сам князь. Тем самым подобные монеты и печати информируют всех, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович - это один и тот же человек.

В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия постановляет считать, что сей победоносный всадник на эмблемах российских есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание - кафоликон - датируется XVI веком, новое - XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён - Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня - личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Храмы, возведённые в России в XX-XXI веке

Из построенных сравнительно недавно и также освящённых во имя святого Георгия следует упомянуть Храм великомученика Георгия Победоносца, который был заложен 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящён 06.05.1995, а также храм Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АО г.Москва). Он возведён в 1997 году в лучших традициях северного славянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Самыми первыми из дошедших до нас изображений указанного святого считаются барельефы и иконы, датированные V-VI веками. На них Георгий, как и положено воину, изображён в доспехах и обязательно с оружием. При этом верхом на коне он изображён далеко не всегда. Старейшими считаются изображения святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырском храме коптов, находящемся в городе Аль Бавити (Египет).

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки - чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Гипотеза возникновения истории о победе святого над змием

Однако официальная церковь проявляла крайнюю настороженность и негативное отношение к иконам, содержащим изображения иносказательные. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.

В религиозной трактовке именуется «Чудо о змие» эта икона. Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) так и не отрекся от веры истинной, несмотря на все искушения, которым его подвергли мучители. Именно поэтому данная икона не один раз чудесным образом помогала христианам в опасности. На данный момент существует в нескольких вариантах икона Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете видеть на этой странице.

Каноническая икона с изображением данного святого

Изображение, считающееся классическим, представляет собой святого, который сидит верхом на коне (чаще всего белом) и поражает копьём змея. Именно змея, что особенно подчёркивают служители церкви и учёные-геральдисты. Поскольку дракон в геральдике - персонаж всегда положительный, а вот змей - только отрицательный.

Сказание о победе святого над змием трактовалось не только в прямом смысле (к чему склонялись на Западе, используя данную трактовку для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобождённая царевна ассоциировалась с церковью, а повергаемый змий - с язычеством. Ещё одна трактовка, имеющая место, - это победа святого над собственным эго. Вглядитесь - вот он, святой Георгий Победоносец. Икона говорит сама за себя.

Почему святого Георгия народ признал хранителем земли русской

Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность данного святого исключительно с «переложенным» на него языческим наследием и сказочно-мифологической узнаваемостью. Тема мученичества не оставляла равнодушными прихожан. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой общественности гораздо менее канонических. На них, как правило, сам святой, изображённый в полный рост, располагается в центре, а по периметру иконы располагается, аналогично раскадровке, череда так называемых «житейских клейм».

И сегодня весьма почитаем Георгий Победоносец. Икона, значение которой может трактоваться по-разному, имеет демоноборческий аспект, составляющий основу культа указанного святого. Он всегда ассоциировался на Руси с непримиримой борьбой против иноземных завоевателей. Именно поэтому Георгий в XIV-XV веках становится на Руси чрезвычайно популярным святым, символизирующим именно бойца-освободителя и защитника народа.

Школы иконописи

В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.

У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.

Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.

Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Образ святого на монетах современной России

Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, - Георгий Победоносец - прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, - благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.

Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса - 7,89 г, При этом золота - не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты - 3 рубля. Масса - 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.

Памятники Георгию Победоносцу

Это раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых существующих монументов, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.

В России всё больше мест, где устанавливаются памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за её пределами.

1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).

2. В Загребе (Хорватия).

3. Город Большеречье, Омская область.

Икона Георгий Победоносец

Георгий Победоносец. Икона. Молитва Георгию Победоносцу.

Георгий Победоносец считается великомучеником, наиболее почитаемым христианским святым именем святой Георгий. Во времена Великого гонения в триста третьем году после восьмидневных тяжелейших мучений был обезглавлен.

Не только верующие, но даже не очень религиозные люди знают о святом Георгии Победоносце. А вот о чем молиться перед иконой великомученика Георгия не каждый знает. Именно молитва Георгию Победоносцу помогает обратившимся с просьбами исцелиться, помогают молитвы в защите своего дома от врагов.

Икона Георгия Победоносца. В чем помогает и ее значение.

Святой Георгий Победоносец на иконах изображается чаще всего с копьем на белоснежном коне, попирая ногами змея. Во время гонения христиан он раздал свое имущество людям, которых притесняли. Его после этого самого подвергли пыткам и убили. Перед этим святой Георгий молитвой разрушил в храме идолов. Поэтому икона Георгию Победоносцу защищает людей от зла, а так же и от дьявольских происков. Во многих храмах, построенных в городах или в военных частях, можно увидеть лик Георгия Победоносца, который стал символом защиты. Воины этот символ часто используют, именно он покровительствует военнослужащим, а так же всем людям, кто попал в зону боевых действий.

Перед иконой Георгия Победоносца молятся с просьбой о мире, о защите близких от врагов. Чтоб молитва была услышана, нужно рядом с ликом святого поставить свечку и озвучить свою просьбу.

Так же у иконы просят помощи в борьбе с недугом, она так же помогает людям защитить себя от болезней. Перед иконой Победоносцу молятся от избавления от бесплодия.

Всем, кто верит в помощь, кто пришел с чистой душой к иконе, будь то ребенок, мужчина, женщина, Георгий Победоносец поможет, его просьбы будут услышаны и обязательно исполнятся. Если не знаете молитвы, то даже со своими простыми словами вы можете обратиться к святому, главное, чтоб это были искренние слова от чистого сердца.

Великомученик Георгий много чудес совершил. Наиболее известное посмертное чудо святого Георгия это убийство змея копьем, который опустошал землю в Бейруте. По преданию нужно было отдать чудовищу на растерзание царскую дочь, но явился святой Георгий на коне и избавил царевну от смерти, пронзив при этом змея. И после этого явления многие местные жители обратились в христианство. Толковалось это сказание по-разному. Царевна – это церковь, змей – это язычество. Т.е. победа церкви над язычеством или же над дьяволом.

Для защиты себя и своего дома от видимых врагов поможет молитва Георгию Победоносцу:

В настоящее время нас так же поджидают разные опасности в любом месте: в дороге, дома, в гостях, на работе. Чтобы защитить себя в трудной дороге, от порчи, прежде чем выйти из дома нужно пару раз прочитать молитву к Святому Георгию:

Так же есть обряд с молитвой святому для победы в спорте, успехе в работе, помощь в финансовых вопросах. Для этого нужно зажечь три свечи, поставить рядом графин со святой водой и икону Победоносца. Теперь расслабьтесь и представьте себя в том месте, где у вас нет проблем на рабочем месте, как вы решаете свои трудные задачи. При этом нужно представить образ начальника, который в это время не строгий, не ругает вас, а наоборот – хвалит. Вообразив эту четкую картину, нашепчите молитву на успех в работе. Это писание называется прошение о помощи в бизнесе. Просить Святого Георгия о заступничестве и помощи нужно следующими словами.

Житие святого Георгия Победоносца

В изложении истории жития святого великомученика Георгия в различных христианских конфессиях за давностью лет имеются некоторые разночтения. Нам, конечно, уместно принимать жизнеописание, которое существует в Русском Православии, где святой Георгий Победоносец, на Руси – Юрий или Егорий, поражающий змия, изображался на воинских хоругвях, его изображения чеканили на монетах и печатях великих русских князей, каждый из которых от рождения воспитывался как будущий полководец. Среди простого народа святой великомученик Георгий почитался как покровитель труда земледельцев и скотоводов.

Со временем его изображение как всадника на коне, поражающего змия, приобрело и священный символический смысл – в образе змия святой поражает врага рода человеческого.

По преданию, святой великомученик Георгий Победоносец был родом из города Белит (ныне Бейрут – столица современной Сирии), Малая Азия. Его родители были благочестивыми христианами и так же воспитывали своего сына. Отец пострадал за Христа, поскольку в это время правил император Диоклетиан, известный как один из самых жестоких и беспощадных гонителей христиан. Мать, спасаясь от гонений, будучи уроженкой Палестины и обладая там имением, забрала сына и вернулась на родину. Там она продолжала растить мальчика, уча его следовать христианским добродетелям, однако скрывая следование Христовой вере, чтобы избежать гонений.

Ставшему юношей Георгию ничего не оставалось, как поступить на службу в римское войско, где за его храбрость в военных сражениях, доблесть, отличные физические данные он был отмечен императором и принят в состав его личной стражи в звании комита – на латыни так назывались старшие военачальники.

Усиливая гонения на исповедовавших Христа, Диоклетиан издал указ о всяческом и всемерном истреблении христиан в случае их отказа принять языческую веру и пообещал помощь и поощрение тем, кто начнет неуклонно следовать его указу. Когда святой Георгий узнал об указе, то раздал что имел, распустил рабов и пришел в Сенат. Там он в присутствии всех объявил о своем несогласии с требованиями императора, во всеуслышание сообщил, что он – христианин, и предстал перед сенаторами, чтобы свидетельствовать об Истине. Тогда один из сенаторов задал ему вопрос, который когда-то Пилат задал Христу, – он спросил: а что есть Истина? На это святой Георгий ответил, что Истина, гонимая римскими язычниками, – это сам Христос.
Диоклетиан очень высоко ценил воина Георгия, не хотел терять такого военачальника и пытался урезонить его, призывая не погубить всего, что достиг молодой человек, – по преданию, святому Георгию было тогда не более 30 лет. Он уговаривал его оставить Христову веру, принести жертву языческим богам и тем спасти свою жизнь. Но святой оставался непреклонен.

Разгневанный император повелел отправить святого Георгия в темницу и посадить в колодки, но когда того стали подталкивать в спину копьями, то металл их стал мягким, копья начали гнуться, не причиняя святому ущерба.

Известно, что римляне-язычники были жестоким народом: все сословия получали немалое удовольствие от лицезрения смертельных гладиаторских боев, схваток рабов с дикими зверями и так далее. В изобретении же пыток им просто не было равных. Семь дней подряд император и его сенаторы изощрялись в изобретении самых разных мучений для святого Георгия, но каждый раз святому являлся Ангел Господень в виде ясноликого юноши, возлагал на него руку, и великомученик становился невредимым – к великому изумлению его мучителей.

Видя эти чудесные явления, язычники, которые наблюдали за происходящим, начинали испытывать колебания в язычестве, а некоторые даже склонялись на сторону Христовой веры. Два сенатора, Анатолий и Протолеон, до того тайно исповедовавшие веру в Господа Иисуса Христа, открыто заявили о ней, но тут же были казнены.

Царица Александра также пожелала принять христианство, но один сенатор, понимая, чем это грозит ей, не дал царице провозгласить ее желание вслух и быстро увел из капища, где происходило судилище, во дворец.

А истязания продолжались, но Бог каждый раз посылал Ангела исцелить раны святого, и он оказывался невредим. Упорствуя в своем неверии, несмотря на то, что на все вопросы о якобы колдовской силе, которая помогает святому, и ответы Георгия, что нет тут волшебства, а только одна спасительная вера в Животворящую Волю Христа, ожесточенный неудачей Диоклетиан велел волхву по имени Афанасий приготовить два зелья. Одно – сильнейший яд. Другое – снадобье, которое должно было сделать святого Георгия покорным. Но и это не помогло.

Император настаивал, что исцеления святого после мучений – плод владения им особым волшебством, тот же отвечал, что тело его в самом деле страдает, но каждый раз мученика исцеляют вера в дела Христовы, молитвы Ему. Когда же император спросил у святого Георгия, каковы же дела Христовы, он ответил ему, что дела Его – просвещение слепых, очищение прокаженных, избавление от хромоты, возвращение слуха глухим, изгнание бесов и воскрешение умерших. Император не понял, конечно, что не только о буквальном, физическом излечении тел говорил святой, но и об исцелении слепых, глухих, прокаженных духовно, одержимых языческими идолами и мертвых для веры Истинной душ говорил мученик за Христа.

Однако никогда никакими языческими обрядами не удавалось воскресить мертвого, и император потребовал в доказательство слов святого, чтобы он совершил это чудо. Святой Георгий отвечал, что император пытается искусить его, но раз это нужно для свидетельства веры в Бога Единого перед теми, кто это чудо увидит, воскрешение будет сотворено, но не волшебством, а верой в Господа Всемогущего. И когда его подвели к могиле, святой Георгий обратился к Господу с просьбой вывести мертвого из гробницы. И тут случилось землетрясение на этом месте, гробница открылась, и мертвый восстал. Все видевшие это зарыдали и, прославляя Бога Истинного, признали веру Его, а волхв Афанасий, упав к ногам святого Георгия, также признал Христа своим Богом и просил о прощении прегрешений, совершенных им по неведению.

Диоклетиану было мало и этого: он тут же приказал казнить Афанасия, а святого Георгия снова отправить в темницу. Однако все чудеса, творимые великомучеником по воле и милости Господней, стали известны многим. Люди тайно проходили в темницу и просили у святого именем Господним об исцелении от недугов, о помощи в других делах.

Покровителем скотоводов святой Георгий считается после чудесного события, когда пришел к нему некто Гликерий, бедный земледелец, и рассказал, что у него пал единственный вол, на котором он возделывал свой надел – единственное средство к существованию. Когда Гликерий нашел дома вола ожившим, то пошел по городу, прославляя Христа. Тут его, конечно, схватили, и он разделил участь всех, кто осмелился на открытое свидетельство о Боге Истинном.

Число христиан множилось. Ослепший в гневе и упорстве Диоклетиан решил еще раз – последний – попытаться заставить святого Георгия принести языческую жертву, назначив местом жертвоприношения капище Аполлона. Накануне, предчувствуя, что завтрашний день станет последним его днем на земле, святой великомученик Георгий усиленно молился. А когда утомился и задремал, то в видении явился ему Сам Господь, обнял и поцеловал. Далее Господь возложил на голову святого венец и повелел ему ничего не бояться, дерзать, и тогда вскоре он сподобится узреть Царствие Небесное.

Утром, когда святого Георгия вновь привели на суд к Диоклетиану, император решил испытать святого властью – предложил ему стать соправителем. Святой Георгий сделал вид, что соглашается, сказав, что не надо было мучить его столько, а сразу объявить свой милостивый замысел, но про себя полагал еще раз показать народу, пока пребывавшему в язычестве, каковы настоящие лики его ложных богов.

В капище Аполлона собралось множество народа – и неприятно удивленные таким решением святого обращенные христиане, и готовые возликовать язычники. Но святой Георгий, подойдя к статуе Аполлона и осенив себя крестным знамением, обратился к нему как к живому существу и спросил, готов ли идол принять от святого жертву как Бог. И тот, кто жил в этом идоле, закричал человеческим голосом, что он – не Бог, и никто из сонма, к которому он принадлежит, – не Бог. Затем он признал, что весь римский пантеон языческих божеств – ангелы-отступники, падшие ангелы, призванные смущать людские души, завистники ангелов, которые служат истинному Богу.

Тогда святой великомученик снова спросил, как же они смеют находиться перед ним, служителем Бога Истинного? И тут раздался шум, рыдания, и идолы, находившиеся в капище, обрушились. Поднялось невероятное смятение – кто-то бросился к выходу, кто-то пал на колени, исповедуя Бога Истинного, а жрецы и некоторые закоснелые язычники из народа кинулись на святого с побоями, требуя немедленной казни.
Нам известно, что уже однажды царица Александра, супруга Диоклетиана, порывалась объявить о своем признании себя как христианки, но в первый раз ей не дали это сделать. Теперь, явившись на великий шум и узнав, что произошло, она пробиралась сквозь смятенное сборище и кричала, просила, чтобы Бог Георгия помог и ей, как Единый и Всемогущий Господь. Пробившись к святому, она пала к его ногам и во всеуслышание славила Христово имя.

Обезумевший от гнева император Диоклетиан тут же объявил о немедленной казни святого Георгия и царицы Александры, впоследствии причисленной к лику святых в мученическом чине святой Александры Римской, которая безропотно последовала за святым. По дороге царица от переживаний и усталости потеряла сознание и упала. Обморок был столь глубоким, что все решили, что она умерла, и святой Георгий возблагодарил Господа за то, что Александра избежала насильственной казни. Однако это было не так. Придя в себя, она сумела укрыться вместе с дочерью, святой Валерией, воспитанной ею в христианской вере. Но святой венец мучениц был уготован им обеим в самом конце эпохи язычества – в 314 году при императоре Ликинии.

Перед казнью святой Георгий молился о том, чтобы Господь простил его многодневных палачей, ибо они не ведали, что творили, наставил их на путь Истинной веры, и мужественно, без колебаний склонил голову под меч. Дата этого события известна – по старому стилю 23 апреля 303 года. Так святой Георгий начал свой путь в Вечной жизни Победоносцем, презревшим смерть во имя Бога и сокрушившим идолов, заставив их Божьей волей и своей верой в Него открыть прилюдно свою истинную сущность. Так он сокрушил в душах многих язычников идольскую веру, обращая их в спасительную веру в Животворящего Христа.

Окончание правления Диоклетиана ознаменовалось окончанием многих веков язычества. Примерно через десятилетие святой равноапостольный император Константин Великий , начертав по воле Божией на своих воинских знаменах Крест Его и девиз: «Так победишь», начнет свои сражения с другими императорами-язычниками и окончательно объединит Рим и Византию в христианской вере. Античные религии многих богов станут не более чем данью исторической памяти, а мифология античности – источником творческих усилий мастеров живописи, но уже только в Ренессансе, то есть спустя почти тысячу лет.

Какое чудо произошло

Читая Житие святого Георгия, мы видим, сколькими чудесами прославлен был святой Георгий Победоносец при жизни, отчего сподобился венца страстотерпца за Христа и веру Истинную. Самое известное чудо, которое повлекло за собой написание иконы на этот сюжет, было чудо святого Георгия Победоносца о змие.


иконописец Юрий Кузнецов
По древнему преданию, в давние времена в Сирии было озеро, превратившееся в трясину, где поселился змий, который ежедневно выходил и пожирал жителей близлежащего города. Никто не мог справиться с этим чудищем. Избежать этой участи было невозможно, поэтому, по согласию с горожанами, был установлен черед – кому отправляться на съедение твари. Настал час, когда на съедение надо было отправляться и дочери правителя города. Царь был готов расстаться с ней, раз сам установил этот порядок, но просил горожан за великую мзду принять на себя ее участь, однако согласных не оказалось. Надо сказать, что в этом месте не было тех, кто следовал бы христианской вере, и когда весь город сошелся, чтобы оплакивать девушку, милосердный Бог избрал ее для свидетельства Божьего могущества через святого Георгия.

В то время святой Георгий шел в свое отечество – Каппадокию. Когда он остановился напоить коня, то увидел плачущую девушку и спросил, о чем она плачет. Она ответила, что рассказ об этом слишком долог, и лучше ей не отвечать. Но Георгий настаивал, говоря, что скорее умрет, чем оставит ее в таких безутешных слезах. Тогда девушка рассказала ему о том ужасе, который преследовал уже давно жителей этого города, и посоветовала, чтобы он скорее уходил из этого проклятого места.

Святой Георгий, дослушав историю до конца, ответил ей, чтобы она успокоилась, ибо теперь страшиться нечего ни ей, ни горожанам. Он обратился во весь голос к Богу Всемогущему с горячей молитвой о том, чтобы Он волею Своей явил ему милость повергнуть чудище. Затем же люди узнают о Его мощи и что святой Георгий – Его служитель везде. Тут же в ответ услышал голос с неба, говорящий, что молитва святого дошла до Господа и чтоб святой Георгий без страха делал задуманное.

В тот же миг девушка услышала приближение чудища и в ужасе закричала, чтобы святой скорее уходил. Но он ринулся с копьем навстречу змию, с упованием на Господа, прося Его, чтобы змий пал живьем и через это чудо неверующие уверовали во Христа. Так и случилось, и змий пал живым, но обессиленным к ногам святого. Затем святой Георгий повелел девушке снять с себя пояс, а с его коня поводья, связал змия и привел в город.

При виде змия горожане были готовы в панике бежать, но святой Георгий крикнул, чтобы они не боялись, а только увидели могущество и славу Господа и уверовали, и тогда святой сумеет навсегда погубить змия. Все вместе с ним воскликнули: «Веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и нераздельную Троицу!» Тогда святой пронзил змия копьем (в иных сказаниях – убил мечом) и вернул царю его дочь.

И сегодня его имя связано с чудесами, происходящими по искренним молитвам к нему.

Приведем один пример, связанный с личными воспоминаниями автора: у одной женщины, Марины С., сын служил первые полгода в «учебке» в Краснодаре, где есть храм Святого Георгия Победоносца. Приехав к сыну, который должен был скоро следовать к месту срочной службы, она узнала, что ее сын, за успехи достигший звания младшего сержанта, должен был отправиться в один из штабов в Чечне для участия в Чеченской войне. Штаб – штабом, но война есть война. И в материнском сердце любой воин – это только ее сын, дорогой мальчик всего восемнадцати лет отроду.

В отчаянии и ужасе за судьбу сына мать кинулась в большой храм темно-красного кирпича. Она его уже заметила, въезжая на автобусе на улицу незнакомого города, на которой располагалась часть, где служил сын. Поскольку она не могла переодеться в юбку – в дороге из другого места России была в брюках, что не положено при посещении женщиной церкви, то, уважая веру и традицию, она встала у входной двери, передав деньги на свечи с просьбой поставить их к иконе Богородицы и Святого Георгия. Однако к ней скоро подошла женщина из прихожанок, кто часто приходит приглядывать за храмом, убирает после служб погасшие свечи и пр., и спросила, отчего она так бледна и плачет. Женщина рассказала ей о возможной участи сына. Тогда прихожанка посоветовала ей заказать молебен с водосвятием святому Георгию, которому посвящен храм. У женщины было где остановиться в Краснодаре. Наутро, одевшись как положено, пока сын, отпущенный по случаю приезда матери в увольнение, спал, она пришла в храм, отстояла и литургию, и молебен. Проведя отпущенный на увольнение день с сыном, она уехала домой.

Затем, спустя некоторое время, из письма от юноши женщина узнала, что в места военных действий его все-таки не пошлют, а назначат в часть, расположенную поблизости от тех мест, откуда он родом – в Подмосковье. Тогда она вознесла горячую благодарственную молитву Богу и, конечно, святому Георгию Победоносцу.

Значение иконы

Святой великомученик Георгий Победоносец, многократно изображаемый на хоругвях доблестного русского воинства, на монетах великих князей и их именных печатях, – один из величайших символов русской державной славы и воинской доблести России. Его икона – память о прославлении его имени во многих исторических событиях, связанных с русской государственностью.

Князь Ярослав Мудрый, в крещении – Георгий, приложил многие усилия для почитания имени святого в Русской Православной Церкви. Его трудами основаны город Юрьев (ныне Тарту, Эстония), монастыри в честь святого Георгия в Новгороде и Киеве, где им был воздвигнут и освящен святителем Илларионом, митрополитом Киевским и всея Руси в 1051 году храм Святого великомученика Георгия. Орден Святого Георгия – Георгиевский крест – стал одной из самых славных высоких наград в российском государстве.

Юрий (Георгий) Долгорукий основал столицу нашей Родины – Москву. Святой великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович – в народной памяти Егорий Храбрый – стал во главе войск на борьбу с золотоордынскими захватчиками. Сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского князь Юрий Данилович стал первым князем во времена собирания вокруг Москвы всех русских земель. Именно в это время изображение святого Георгия Победоносца как святого всадника, пронзающего копьем змия, появляется в геральдике Москвы и Руси в целом – на гербах, знаменах. Поскольку этот образ был почитаем во многих христианских государствах, то появление его, помимо самой прославленной во многих местах иконы, в геральдике Руси укрепило связи государства с другими христианскими странами. Одной из них была Грузия – Иверия, где имя святого Георгия было первым среди святых после Богородицы. Может, поэтому сегодняшние политические разногласия между Россией и Грузией отзываются в сердцах русских и грузинских православных христиан искренней болью.

Военные считают святого великомученика Георгия Победоносца своим покровителем. Он защищает тех, кто связан с воинской службой и является защитником членов их семей. На одной из икон Георгий Победоносец изображен убивающим змея верхом на коне, что олицетворяет собой величие воинской силы и отваги. Существуют даже монеты с этим образом.
Кроме этого святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Молитвы ему помогают в сохранении урожая и здоровье скота, защищают от природных стихий, вредящих сельскому труду.
Георгий Победоносец помогает обратившимся к нему за помощью людям защитить их от врагов, и обрести победу и мир. Святой великомученик также помогает в излечении от тяжелых недугов, есть свидетельства об избавлении от женских болезней.
Святой великомученик Георгий помогает всем, у кого есть вера в то, что его просьба будет услышана и исполнена. Все страдания, которые перенес великомученик Георгий Победоносец, он претерпел за православную веру, которую не предал и не променял на богатство и власть.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Святой Георгий родился в Ливане в Каппадокии в городе Белит (сейчас это Бейрут в Ливане) около 276 г. Его родители были зажиточные и благочестивые люди, живущие по христианским заповедям. Георгий был еще маленьким, когда лишился отца, замученного за исповедание Христа.
Святой Георгий , получив хорошее образование, избрал для своей деятельности воинскую службу, где он проявил себя мужественным и талантливым командиром. Благодаря своим талантам, он вскоре получил звание тысяченачальника, а в войне римлян с персами (296-297 гг.), Георгий показал себя отважным воином, после чего получил расположение самого императора Диоклетиана и был назначен в личную охрану комитом (спутником) правителя.

Диоклетиан был талантливым правителем (годы правления 284-305), но отличался своим фанатичным отношением к язычеству, и поэтому в историю он вошел, как самый жестокий правитель в отношении христиан. В 303 году император повелел:

«разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей»

Совсем скоро случились два пожара императорского дворца в Никомидии, виновниками которых Диоклетеан посчитал христиан и начал их уничтожение. В тюрьмы и на казни отправлялись те, кто исповедовал истинного Бога.
Когда Георгий стал свидетелем о беззаконном суде над невинными, и услышал приказ об истреблении христиан, он сочувственно отнесся к гонимым и воспламенился ревностью к вере.

Предполагая, что его тоже ждут мучения, Георгий раздал нищим все, что у него было, включая золото и драгоценности, освободил на волю всех своих рабов и после этого, на совещании, где присутствовал Диоклетиан, произнес обличительную речь.
Он сказал, что император со своими князьями и подчиненными заблуждаются в своей вере. Не идолам нужно поклоняться, но Иисусу Христу, веру в которого они пытаются уничтожить. Он обличил их в жестокости и несправедливости, а в конце своей речи Георгий объявил себя Христовым рабом, проповедником истины.
Взбешенный император повелел заточить своего вчерашнего любимчика в тюрьму, где его заковали в колодки, положили на пол, а сверху привалили тяжелым камнем. Но Георгий отважно перенес испытание и продолжил славить Господа.

Затем Диоклетиан велел продолжить мучение святого на колесе с железными остриями. После этой пытки, когда палачи посчитали Георгия умершим, неожиданно все услышали голос:

«Не бойся Георгий! Я с тобою!»

Это Ангел Господень помогал праведнику. Когда святейший, прославляя Бога, сам сошел с колеса, царица Александра и некоторые царские сановники захотели принять христианство. За такое неповиновение воли Диоклетиан отдал приказ о казни сановников, а императрица была заперта в одной из комнат дворца.

Самого великомученика кинули в яму и засыпали известью, полагая, что она сожжет его плоть. В яме Георгий находился три дня, после чего его живого и невредимого вытащили, и привели к изумленному императору.
«Скажи Георгий , – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься? »
«Царь , – ответил Георгий- ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах ». Царь приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Тогда император обратился к знаменитому в то время волхву Афанасию и велел ему победить святую силу непокорного Георгия. Колдун приготовил два напитка, один из которых должен был подчинить волю мученика, а второй был ядом, выпив который Георгий должен был умереть. Наполнив два кубка этими снадобьями, Афанасий предложил их Георгию. Он выпил оба, но остался живым, после чего сам колдун уверовал во Христа и исповедовал Его, как всемогущего Бога, чем и поплатился своей жизнью.

И опять мученика отправляют в темницу, но люди уже узнали о чудесах, которые произошли с Георгием Победоносцем, они подкупают охранников, чтобы увидеть святого и попросить у него наставления и благословение.
Ночью, перед следующими испытаниями святого Георгия, ему во сне было явление Христа, Который сказал:

«Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Когда мученика привели в языческий храм, и Диоклетиан стал уговаривать его поклониться идолам, Георгий сотворил крестное знамение, в храме раздались демонские стоны, и языческие статуи начали разрушаться. Жрецы с язычниками набросились на святого и начали избивать его, но тут на защиту его встала сама царица Александра, которая пришла на шум, доносящийся из храма. Император был очень удивлен поступком супруги:
«Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов? » Но она лишь отвернулась от мужа и ничего ему не ответила, тогда Диоклетиан приказал ее предать казни.

Святая Александра, идя на казнь, усердно молилась Богу, по пути она попросила стражников разрешения присесть у стены, где и предала свой дух Господу – Бог услышал ее молитвы и избавил от мучений.

Святой Георгий 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года был казнен через отсечение головы.

Великомученика Георгия за его отвагу и за несомненную духовную победу над палачами, которые подвергли его жесточайшим истязаниям, но так и не сумели принудить отречься от святой христианской веры, Церковь называет Победоносцем. Святые мощи страстотерпца Георгия были положены в Лидде (Палестина) в храме, который носит его имя, а глава его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

После мученической кончины Георгия Победоносца, милосердный Господь, для нашей пользы и спасения, возвеличил в сердцах людей память святого многими чудесами, самым знаменитым из которых является его победа над страшным чудищем, диавольским порождением- змием.

По преданиям, недалеко от Бейрута, места рождения святого Георгия, было озеро, в котором обитал большой змей-дракон. Чудище выходило на землю и пожирало людей, скот, уничтожало посевы. Для того чтобы его успокоить, люди были вынуждены кидать жребий и отдавать детей в жертву этому дракону. Однажды царю-правителю выпало отдать свою дочь на растерзание змею, ее привели на жертвенное место, где она стала покорно ожидать своей участи. Когда злое чудовище начало приближаться к царевне, неожиданно для всех наблюдавших издали людей, вдруг появился юноша на белом коне, напал на змея и своим копьем поразил его, а затем, вынув меч, отрубил тому голову. Этим храбрецом был святой Георгий Победоносец, который сказал людям:

«Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея».

После такого чудесного избавления, люди уверовали во Всемогущего Бога и приняли Святое Крещение.
Существует еще одна легенда, связанная с чудесами святого Георгия, согласно преданию, это чудо произошло в Рамеле. После того, как один из воинов-сарацинов выстрелил из лука в икону Георгия, у него сильно опухла рука и он, из-за нестерпимой боли, обратился к христианскому священнику за советом. Тот предложил возжечь лампаду перед иконой святого Георгия и оставить ее горящей на всю ночь. А утром нужно было взять масло из лампады и помазать им свою больную руку. После того, как сарацин все сделал, как было ему сказано, рука исцелилась и он уверовал во Христа, за что его другие сарацины предали мученической смерти.
Поэтому иногда на иконе, где Георгий Победоносец поражает змея, изображается маленький человек с лампадой в руках, сидящий позади святого.
Этот образ, пришел из одной арабской легенды, он также является очень популярным в Греции и на Балканах.

Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства, с его святым именем связаны многие победы в царские и советские времена. До революции среди наград были орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. К этим наградам полагалась двухцветная Георгиевская лента, черный и оранжевый цвета которой в одной из интерпретаций означали «дым и пламя», символ победы над драконом. В советское время эту ленту немного изменили, она стала называться «Гвардейская лента», ее использовали для оформления ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в нашей стране ежегодно в День праздника Победы проводится добровольная акция «Георгиевская ленточка – я помню! Я горжусь», когда участники прикрепляют ленту к своей одежде, к сумке или к ручке (антенне) автомобиля.
В честь основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого (Юрий – это русский вариант имени Георгий),святой Георгий Победоносец изображен на древнем гербе Москвы.

Возможно, защита жителей и их стад от змея и послужило поводом для почитания святого Георгия защитником скотоводов. До революции крестьяне в день его памяти, после молебна святому, окропив животных святой водой, в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища.
Кроме этого, крестьяне до времен Бориса Годунова, очень любили «Юрьев день», в который им разрешалось переходить от одного помещика к другому.

Грузия была обращена в православную веру святой († 335), которая доводилась Георгию двоюродной сестрой.
В воспоминание о колесовании великомученика Георгия Победоносца 10/23 ноября святой Ниной был установлен день памяти, который до сих пор является одним из важных в Грузии.
Грузию называют Джорджией (Георгией) во многих языках мира и считается, что такое название эта страна получила в честь Георгия Победоносца. Самое популярное имя среди новорожденных мальчиков – Георгий, Гога, Джордж.

16 ноября (по новому стилю) в Русской православной Церкви вспоминают освящение и обновление храма святого Георгия в палестинской Лидде.

Еще находясь в заключении и предвидя кончину, святой Георгий попросил своего слугу, чтобы он перенес его тело по смерти в Палестину. Это повеление было исполнено — тело святого было перевезено и захоронено в городе Рамле.
В годы царствования императора Константина в Лидде был выстроен красивый храм в честь Георгия Победоносца и из Рамлы 3/16 ноября перенесены нетленные мощи святого. По прошествии многих лет этот красивый храм, гордость Лидды, оказался запущенным, целым в нем остался алтарь и гроб святого.
И только благодаря жертвам русских благотворителей и русского правительства, храм в Лидде был восстановлен и в 3/16 ноября произошло его вторичное освещение, в тот же день, когда это было сделано впервые.

Князь Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, во святом крещении получил имя Георгий.
В Киеве, недалеко от Софийского собора, он задумал построить храм в честь своего ангела-хранителя Георгия Победоносца. Работы начались и, однажды, когда князь приехал посмотреть на ход строительства, он был удивлен малым числом работающих человек.
Вызвав управляющего, Ярослав спросил: “Почему так мало трудящихся у храма Божиего?”
Тот объяснил, что “так как – дело властительское” (т.е. княжеское), то люди не хотят тут работать, так как боятся остаться без оплаты своего труда.
Когда князь объявил, что каждый работник будет получать по монете в день, на работу сразу подвизались множество людей и храм достаточно быстро был достроен.
26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1051 года храм в честь великомученика Георгия был освящен митрополитом Илларионом, а день освящения Ярослав Мудрый повелел праздновать по всей стране ежегодно.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величием тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ

В православном мире много чудотворных икон, среди которых и икона Георгия Победоносца. Она представляет собой своеобразный щит, защищающий каждый дом. Святой Георгий является покровителем воинства. Помимо этого, он считается покровителем животноводства и фермерского хозяйства. Молитва перед его образом помогает тем, кто несет военную службу, а также тем, кто уже в запасе. Святой Георгий защищает и их семьи. Также перед иконой молятся о тех, кто идет на срочную службу, о том, чтобы молодого парня миновали большие трудности и прочие неприятности. Святому Георгию молятся и жители сельской местности о хорошем урожае, о защите домашнего скота от болезней, о защите от стихийных бедствий.

Жизнь Святого Великомученика Георгия

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Икона Георгия Победоносца: описание

На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину - 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

"Чудо Святого Георгия о змие"

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.