Икона димитрия солунского, значение и фото. Мощи Дмитрия Солунского. Житие святого

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках . Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом » для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября ) и послал стражу в темницу - пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского . Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI - начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

————————

Библиотека Русской веры

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь - базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII - начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога ». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем » славянских народов.

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому

Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тебе помощника вселенная страстотерпче, поганыя побеждающа, яко же убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг укрепи Нестора, тако святе Димитрие, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями Димитрие, Церковь Бог обагрил есть, давыи ти державу непобедиму, и соблюдая град твой невредим. Тому бо еси утверждение.

Библиотека Русской веры

Читать онлайн

Святой великомученик Димитрий Солунский. Иконы

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.

Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика . Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве , известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь . Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием ». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле . В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Скульптурные изображения великомученика Димитрия Солунского

8 ноября 2008 года в городе Дмитрове Московской области был установлен памятник Димитрию Солунскому .

8 ноября 2013 в городе Камышине Волгоградской области был установлен памятник Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города. В 1697 году в Камышин из Казани «для охраны шлюзного дела » был переведен Дмитриевский стрелецкий полк. На берегу реки Камышинки было возведено укрепление «Петровское ». Позже город, обрытый валом и обнесенный палисадом с 4 воротами, стали называть Дмитриевском, а стрелецкий полк особо почитал и хранил икону святого великомученика Димитрия Солунского.

Святыи славныи великомучениче Димитрие, моли Бога о нас !

8 ноября Православная Церковь чтит память великомученика Дмитрия, названного Солунским. На Руси его считали «своим» святым, но где и когда он родился? Почему называется Мироточивым? За что Русь так полюбила святого? Почему перед днем его памяти была установлена Дмитриевская поминальная суббота? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Детство и юность великомученика

Великомученик Дмитрий Солунский родился в ІІІ веке в греческом городе Фессалоники (современные Салоники). На Руси этот населенный пункт называли «Солунь». Отсюда и название святого «Солунский» и многие версии о том, что великомученик был русским. Но они не соответствуют действительности.

В то время, когда жил Дмитрий, Фессалоники принадлежали к Римской империи, а отец святого был римским проконсулом. Так как христианство тогда еще не было официальной религией, родители тайно крестили сына в их домовой церкви и воспитывали мальчика в христианском духе.

Императоры того времени — Диоклетиан и Максимиан Галерий — поддерживали язычество и устраивали гонения на христиан. Если бы они знали, что проконсул в Фессалониках — последователь Христа, то отец будущего великомученика вряд ли остался на своей должности и умер своей смертью.

От службы на императора до казни — один шаг

Что требовалось от юного проконсула? Защита границ империи от внешнего врага, организация деятельности военных командиров. Но император поручил своему подданному и новое задание: бороться с христианами.

Дмитрий Солунский сделал все наоборот: стал язычников просвещать верой Христовой. Это был открытый вызов императору. Максимиан не потерпел такой дерзости и заключил проконсула в тюрьму.

Дмитрий прекрасно знал, что его ожидает за открытое исповедание христианства, и еще до темницы раздал все свое имущество. Не известно, сколько бы он провел в заключении, если бы не согласился на вторую дерзость. А смысл ее был вот в чем.

Император Максимиан устраивал гладиаторские бои, выставляя против христиан гордого супротивника Лия. Собственными силами его никто не мог победить. Но христианский юноша Нестор, надеясь на Божью помощь, пришел к заключенному проконсулу и попросил благословения. Дмитрий Солунский благословил Нестора и попросил у Господа помощи. Так юноша одолел надменного Лия, бросив его на воинские копья.

Максимиан отомстил за смерть своего любимца казнью Нестора. А когда узнал, от кого юноша получил благословение, приказал убить и его советчика.

8 ноября 306 года, с самого утра слуги Максимиана прибыли в темницу. Они застали Дмитрия за утренней молитвой и насмерть пронзили его копьями.

Как Дмитрий Солунский стал Дмитрием Мироточивым?

Тело святого, по замыслу императора, должны были съесть дикие звери. Но Господь этого не допустил. Святые мощи погребли христиане.
Слуга великомученика Лупп оставил себе в память о праведнике ризу в крови и перстень. Молитвой и прикосновением этих вещей он исцелял больных, за что также был убит императором-язычником.

Лишь с приходом Константина Великого, когда прекратились гонения за веру, над могилой великомученика построили храм. На этом место приходило множество людей, и Дмитрий Солунский многим помогал. Одним из них был вельможа Леонтий, который в первой половине V века воздвиг на этом месте большую церковь.

Во время строительства обрели и святые мощи. Они не только были нетленны, но и источали благовонное миро. По свидетельству византийского чиновника и историка Иоанна Скилицы, первое мироточение наблюдалось в 1040 году.

Как пишут очевидцы, миро истекало настолько обильно, что ампулы с ним привозили многие верующие, пребывавшие в Фессалониках. Но благовонную жидкость набирали не только христиане. Когда город захватили турки-мусульмане, они увозили с собой и миро от мощей святого, считая его лекарством от всех недугов. За чудотворение от мощей Дмитрий Солунский получил и второе название — Мироточивый.

Бывали и случаи сверхкощунственного отношения к святыни. Как пишет византийский историк Никита Хониат, скандинавы во время осаждения города в 1185 году тоже набирали миро. Жидкости было настолько много, что норманны черпали ее кастрюлями, готовили на ней рыбу и смазывали обувь.

В XIV веке совершилось иное чудо: из колодца в крипте, в которой пребывали мощи, потекла миро-вода. Когда выстроенный храм превратился в мечеть, мироточение из колодца прекратилось.

В наше время праведные останки Дмитрия Солунского не источают благовонную жидкость.

Великомученика почитает как Православная, так и Католическая Церковь. Длительный период (с начала ХІІІ века и до 1978 года) мощи пребывали в Италии, и только во второй половине ХХ века вернулись в родной город Салоники.

Почитание святого на Руси и Дмитриевская поминальная суббота

Во многих древнерусских храмах обязательно была икона Дмитирия Мироточивого с частичкой мощей. Откуда берет начало такое почитание? Еще со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители Руси после создания азбуки первым же делом перевели на славянский «Канон Димитрию Солунскому».

Очень часто храмы на Руси называли именно в честь святого. Пожалуй, самый интересный пример — Дмитриевский монастырь ХІ века в Киеве. Его построил сын Ярослава Мудрого Изяслав (крещенный как Дмитрий). Длительное время историки не могли понять, что с ним случилось, пока не пришли к версии: со временем его переименовали в Михайловский Златоверхий.

Первый каменный храм Московского Кремля, построенный в конце XIII века на средства князя Даниила Московского, также был освящен во имя великомученика Дмитрия.

При любой возможности русичи старались привезти в свои храмы частицы мощей праведника или ампулы с миром. Судя по количеству икон с мощевиками, им это удавалось.

Дмитрий Солунский также был запечатлен Андреем Рублевым на фреске Успенского собора во Владимире.

Многие русские князья называли своих старших сыновей именем этого святого (вспомните Юрия Долгорукого, Александра Невского или Ивана Грозного).

Покровитель воинов?

Так как святой при жизни занимался воинским делом, то на Руси его считали покровителем воинов. Особо чтил своего небесного покровителя Дмитрий Донской, с которым связана Дмитриевская поминальная суббота.

Осенью 1380 года войско князя Дмитрия победило в сражении с армией Золотой Орды. В память о павших воинах была установлена Дмитриевская поминальная суббота. Впервые ее отслужил Сергий Радонежский в субботу перед днем памяти небесного покровителя Дмитрия Донского. Сам князь присутствовал на поминовении.

Традиция поминать усопших перед праздником солунского святого сохранилась до наших дней. Этот день так и называется: Дмитриевская поминальная суббота.

О жизни святого рассказывается в предлагаемом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Житие (биография) святого великомученика Димитрия Солунского мироточивого. Память 8 ноября по новому стилю.

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).


Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих ( , .). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Иконописный подлинник

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Киев. 1108-1113.

Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва.

Русь. XII.

Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва.

ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.
Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году.

Убиение вмч. Димитрия. Икона. 1-я четв. XVII в. (Музей Бенаки, Афины)

Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII в. при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV в. Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.


Димитрий Солунский, Мартирий Зеленецкий и Иоанн Златоуст


Апостол Филипп святые Феодор и Димитрий

Св. вмч. Георгий и Димитрий

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К нач. 70-х гг. ХI в. относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 г., как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 г., накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Сказание о чудесах великомученика Дмитрия Солунского

Существует несколько собраний рассказов о чудесах Дмитрия Солунского, 2 из которых, созданные в VII в. в Фессалонике, считаются древнейшими, они легли в основу всех последующих. В них показаны основные черты образа великомученика и характер его подвигов. Автором древнейшего собрания (Собрание I - BHG, N 499-516) является архиепископ Фессалоникийский Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), создание его сочинения относится к времени правления императора Ираклия (610-641). Собрание Иоанна состоит из 15 тематически подобранных чудес.

Чудо 1 «Об эпархе Мариане»

Эпарх Иллирика Мариан стал предаваться чревоугодию, плотским страстям и прочим грехам, от чего тяжело заболел, и никакое лечение не могло ему помочь. Мариан отверг предложенный ему магический амулет, предпочтя спасение души выздоровлению. Тогда во сне ему явился Дмитрий Солунский и приказал идти в его храм. Проведя ночь в храме великомученика, Мариан исцелился. Это событие могло иметь место не ранее средины V в., когда после падения Сирмия резиденцией правителя Иллирика стала Фессалоника. Не исключено, что оно заимствовано Иоанном из более древнего собрания.

Чудо 2 «Об имевшем кровотечение»

Некий военачальник, служивший под властью эпарха Иллирика, страдал сильным желудочным кровотечением. Так, как он был известен своей верой и кротким нравом, весь город сочувствовал ему, но ни одно лекарство ему не помогало. Находясь при смерти, он попросил отнести его в храм главного защитника города. На вопрос, кто это, он ответил: «Дионисий Солунский». В его храме он получил исцеление.

Чудо 3 «О чуме»

Иоанн подробно описывает эпидемию, от которой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Дмитрия Солунского, люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли. Это событие относят к июлю 586 г.

Следующая группа чудес (4-7) в Собрании I относится к категории «духовного исцеления», или избавления от заблуждений.

Чудо 4 «Одемонах»

Рассказывает о воине, которым овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм Дмитрия Солунского и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему.

Чудо 5 «О востребовании мощей мученика»

Император Маврикий потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Дмитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и голосом Дмитрия Солунского, запретившего им делать это.

Чудо 6 «О серебряном троне»

Во время пожара в храме Дмитрия Солунского был разрушен серебряный киворий над гробницей - главное украшение храма. Архиепископ Евсевий для возмещения серебра, недостающего на восстановление кивория, решил расплавить трон, находившийся в храме, но одному из священников во сне явился Дмитрий и запретил делать это. Однако Евсевий не поверил ему, тогда Дмитрий 2-й раз явился священнику, а через 18 месяцев - 3-й, на этот раз обещая позаботиться о кивории. Вскоре к Евсевию обратился некто по имени Мина, а затем и другие жертвователи серебра на восстановление кивория.

Чудо 7 «О пономаре Онисифоре»

Некий юноша Онисифор, в обязанность которого входило зажигать свечи и оправлять лампады в храме Дмитрия Солунского, начал красть и продавать свечи, а деньги присваивать. Дмитрий явился ему во сне, но Онисифор не внял предостережению святого. Однажды ночью он хотел похитить свечи из кивория, но был остановлен голосом Дмитрия из гроба. Онисифор упал, как пораженный громом, а очнувшись, покаялся и оставил греховную страсть. Чудо имело место во времена Евсевия (предшественника Иоанна на церковном престоле Фессалоники), но до того, как он стал епископом, т. е. до 586 г.

Чудеса 8-15 рассказывают о защите Фессалоники от различных бедствий.

Чудо 8 «О помощи великомученика в голоде»

После снятия осады города наступил голод, так как нападавшие варвары уничтожили посевы и все припасы в округе. К тому же из-за распространившихся слухов, что Фессалоника захвачена, торговые корабли перестали приходить в город. Жителям угрожала голодная смерть. Тогда великомученик явился во сне Стефану, капитану кораблей с хлебом, идущих в Константиполь, и велел ему изменить курс и плыть в Фессалонику. Святой шел по морю впереди корабля и указывал путь. Когда капитан прибыл в город, он рассказал о видении Дмитрия Солунского впервые проявил чудотворную силу вне стен Фессалоники. Событие датируется осенью 586 г.

Чудо 9 «О помощи мученика в голоде другой раз»

Великомученик направил суда с продовольствием в родной город, которому грозил голод, но на этот раз он не являлся купцам, а внушил им идти в Фессалонику. Датируется ок. 610 г.

Чудо 10 «О госпоже Евтаксии»

Рассказ относится к времени кровопролитной гражданской войны при имп. Фоке (602-610), начавшейся на Востоке (Киликия, М. Азия), а затем перекинувшейся на Иллирик и Фессалонику. Одному человеку, недавно прибывшему в город и еще незнакомому с ним, приснилось, что он находится в храме Дмитрия Солунского, в левой части которого был киворий необычайной красоты. Он спросил, что это за сооружение, и ему ответили, что, по слухам, там покоится вмч. Дмитрий. Человеку захотелось заглянуть внутрь, и ему отворили врата кивория. Там он увидел некое подобие серебряного ложа, в изголовье которого был золотой престол, усыпанный драгоценными камнями, а на нем восседал сам Дмитрий. В нижней части ложа был другой престол, из серебра, на котором сидела красивая знатная женщина. Она поднялась и сделала шаг к двери, но святой остановил ее и просил не покидать город, который нуждается в ней. Видевший сон поинтересовался, кто она, и получил ответ, что это некая Евтаксия. Она послана Богом в спутницы Дмитрию Солунскому. Сон был истолкован как знак того, что великомученик не позволяет Евтаксии покинуть город, переживающий междоусобицу. Это чудо содержит самое детальное описание кивория, предполагаемого надгробия Дмитрия Солунского.

Чудо 11 «О богохульствующем эпархе»

Центральной фигурой здесь снова является некий эпарх Иллирика, который был очень надменным и презрительно обращался с гражданами. Когда он дошел до богохульства, то в наказание был поражен болезнью: его тело покрылось страшными язвами. Так он страдал почти год и был избавлен от болезни только после того, как со слезами исповедался в храме Дмитрия. Это чудо относится к времени ок. 586 г.

В Чудесах 12-15 содержится описание военной помощи, оказанной Дмитрием Солонским городу. Все они касаются исторических событий, свидетелями которых были современники архиепископа Иоанна.

Чудо 12 «О возгорании кивория»

На 2-й день праздника в честь Дмитрия (26 окт.), в ночь на 28 окт., киворий загорелся и расплавленное серебро потекло рекой по полу. Разбуженные горожане бросились тушить пожар. Когда огонь был потушен, а горожане еще не разошлись, служители церкви стали опасаться, как бы не ограбили храм, и не знали, как вывести из него людей. Тогда Дмитрий внушил одному из них объявить ложную тревогу о нападении варваров. Вскоре толпа рассеялась и служители стали спокойно собирать расплавленное серебро. Когда же горожане, вооружившись, поднялись на стены города, то оказалось, что славянское войско и в самом деле незаметно подступило к Фессалонике. Бой длился целый день, пока атакующие не отступили. Это чудо содержит самое раннее упоминание о дне памяти святого - 26 окт. Отнести событие к определенному году трудно, а предлагаемые датировки варьируются от 584 до 609 г.

Чудо 13 «Об осаде города»

Архиепископ Иоанн называет его «главнейшим из чудес мученика», которое спасло Фессалонику от неминуемой гибели. Замыслив причинить как можно больше горя императору Маврикию, вождь (каган) аваров собрал подчиненных ему славян и выступил с огромным войском против Фессалоники. Сметая все на пути, войско продвигалось к городу быстрее, чем можно было ожидать. Но Дмитрий наслал на врагов помрачение, так что те приняли крепость мц. Матроны за город и задержались там, только к рассвету обнаружив ошибку. Когда все-таки начался штурм города, Дмитрий появился на стене в снаряжении тяжеловооруженного воина, сбросил копьем первого варвара из поднимавшихся по лестнице на стену. Падая, тот увлек за собой всех остальных. Охваченные страхом, варвары отступили от стен. После первой неудачи авары и славяне плотным кольцом окружили город. Горожан охватил ужас, так как они никогда еще не видели вблизи такого количества варваров. К тому же население города сильно сократилось после эпидемии чумы, и спасение казалось невозможным.

Чудо 14 «О певце»

Полагают, что первоначально Чудеса 13-14 представляли собой единый рассказ, который из-за большого объема был разделен на 2 части. В 1-й говорится о том, как Дмитрий не дал варварам внезапно захватить город, во 2-й - как Фессалоника была избавлена от осады. В центре каждого из рассказов лежит чудо, связанное с явлением великомученика для оказания военной помощи, но, кроме того, имеется еще несколько других чудес святого, которыми объясняются удачи горожан и промахи варваров во время осады. За несколько дней до появления варваров архиепископу Евсевию приснилось, что он находится в городском театре, где некий певец собирался петь о нем и его дочери. Проснувшись, Евсевий догадался, что дочь - это Фессалоника. Зная, что сны такого рода предвещают несчастье, он молился день и ночь. Когда варвары напали на город, он сразу понял, что пророчил певец. В городе не хватало ни людей, ни денег, ни оружия, чтобы отразить атаку.

Но вдруг, к удивлению нападавших, на стенах появились неизвестно откуда взявшиеся воины - это Бог послал на помощь свое войско. Автор подробно описывает осаду, в ходе которой варвары несколько раз были близки к тому, чтобы взять город, но Дмитрий помогал отражать атаки, и нападавшие ни с чем возвращались в лагерь. На 7-й день осады варвары решили предпринять решающее сражение. Однако в назначенный день они неожиданно отошли от стен города, охваченные ужасом. Отступая, они грабили и убивали друг друга. Перебежчики с их стороны рассказали, что накануне видели, как из ворот города выехало войско, во главе которого был «муж огненный и сияющий на белом коне и одетый в белую одежду». Горожане поняли, что это было ангельское войско во главе с Дмитрием Солунским. Это событие можно отнести к 586 или 597 г. Большая часть исследователей склоняется к датировке 22-29 сент.586 г.

Чудо 15 «О явлении ангелов»


Ангелы беседуют с вмч. Димитрием о судьбе Фессалоники. Клеймо иконы «Вмч. Димитрий Солунский с житием» Нач. XVI в.

На 3-й день осады одному иллюстрию было видение в храме великомученика: 2 ангела постучали во врата кивория. Врата отворились, и иллюстрий увидел внутри Дмитрия Солунского, от которого исходил ослепительный свет. Ангелы передали ему, чтобы он оставил город, который Бог предает в руки язычников. Дмитрий опечалился и просил ангелов передать Богу его просьбу не отдавать город или позволить ему положить свою душу за жителей города. Ангелы исчезли, и Дмитрий. вернулся в гробницу. Наутро варвары были обращены в бегство. Это чудо имеет большое значение для формирования образа святого как защитника отечества, который отказывается покидать город, наказанный за грехи, и вымаливает ему прощение у Бога.

Собрание II (BHG, N 516z - 523) возникло как непосредственное продолжение Собрания I. Во введении автор дает основания отнести его составление к 80-90-м гг. VII в. Собрание II сохранилось в единственной рукописи (Paris. gr. 1517), где оно идет вслед за Собранием I. Ни имя автора, ни его социальное положение неизвестны, т. Дом лист с началом 1-й главы утрачен, но из сочинения понятно, что автор был жителем Фессалоники. Собрание II состоит из 6 Чудес и более насыщено историческими сведениями, чем Собрание I. Все Чудеса (кроме 6-го) связаны с обороной города от варваров.

Чудо 1 «О снаряжении кораблей дрогувитов, сагудатов, велегезитов и других»

Рассказывает о чудесах Дмитрия Солунского, совершенных во время нападения на Фессалонику флота славянских племен. Прежде чем приступить к осаде города, славяне, нападавшие со стороны моря на судах-моноксилах (однодревках), опустошили другие области Греции - Фессалию, Эпир, Ахайю, захватили большую часть греческих островов и дошли до берегов Малой Азии. Для штурма Фессалоники они приготовили сложные осадные орудия. Когда после 3-дневных приготовлений славяне пошли на штурм, они увидели, как Дмитрий в белой хламиде обходил стену и шел по морю, как по суше. И тогда суда славян стали неуправляемыми, сталкивались друг с другом и переворачивались. Подул встречный ветер, и уцелевшим кораблям не удалось повернуть назад, они едва смогли уйти в сторону. Славяне задумали захватить город изнутри. Их вождь по имени Хацон хотел тайно проникнуть в Фессалонику, но был обнаружен и выдан горожанам. В память об этом существовало изображение недалеко от несохранившегося храма Дмитрия Солунского в мест. Ксилон. Морскую атаку славян на город датируют ок. 615 г. Об активных действиях славян на Балканах в первые десятилетия VII в. сообщают и другие византийские авторы, но Собрание II - единственный источник, позволяющий восстановить ход событий в южных областях полуострова. Во время атаки славяне привели под Фессалонику свои семьи, намереваясь захватить город и поселиться здесь. Их морские операции охватили практически все побережье Греции, включая Пелопоннес, с прилегающими островами, морскую зону Македонии и малоазийские берега. Предварительно славянам необходимо было захватить внутренние области полуострова. То, что Фессалоника уцелела в этих обстоятельствах, воспринималось современниками как чудо.

Чудо 2 «О войне кагана»

Потерпев неудачу под Фессалоникой, славяне послали множество даров аварам, пообещав дать еще больше, если те помогут им захватить город. Собрав все подвластные ему племена, каган выступил против Фессалоники. Это нападение было еще опаснее предыдущего. Архиепископ Иоанн старался поддержать дух осажденных, он поднимался на стены, призывая уповать на помощь Божию и Дмитрия Солунского. Кто-то из горожан, написав на камне имя великомученика, пустил его во врагов, тот столкнулся с др. камнем, больших размеров, брошенным славянами, и обратил его назад. Оба камня упали на катапульту варваров, что привело к большим жертвам. В тот же день произошло сильное землетрясение, варвары увидели, что стена рухнула, и устремились в город, но, приблизившись, они убедились, что стена стоит, как раньше. Пущенные варварами стрелы оборачивались против них. Неожиданно гавань города заполнилась кораблями с различными припасами. Моряки говорили, что их направил неизвестный чиновник, но горожане сразу поняли, что это был Дмитрий, так как в стране еще не знали о внезапном нападении варваров на Фессалонику. Каган, увидев, что не может взять город, согласился на выкуп и отступил. Осада длилась 33 дня. Ее датируют 618 г.

Чудо 3 «О землетрясении и о возгорании храма»

Вскоре после осады, о которой шла речь в предыдущем Чуде, архиепископу Иоанну было видение о землетрясении в городе. Он просил Бога отсрочить наказание до его смерти. Его мольба была услышана. Примерно через месяц после смерти архиепископа Иоанна произошло землетрясение. Толчки продолжались несколько дней, но особенно сильным был первый, так что часть города сразу разрушилась, но никто из горожан не погиб, успев покинуть дома и город попечением Дмитрия. Другим чудом было то, что славяне, находившиеся поблизости, не напали на Фессалонику.

Они рассказывали, что когда увидели город разрушенным и ворота открытыми, то, взяв орудия для расчистки завалов, отправились за имуществом горожан, решив, что все погибли. Подойдя ближе, они обнаружили, что город стоит, как и раньше, а на стенах вооруженная охрана. В чем именно состояло чудо, можно толковать двояко: то ли славяне стали жертвой иллюзии, то ли стены действительно рухнули, а Дмитрий их восстановил. Во время бедствия Дмитрий Солунский сам являлся для охраны города, и на этот раз он шел в сопровождении других святых. Вскоре после землетрясения загорелся храм Дмитрия. Потушить пожар не смогли, несмотря на все усилия, и базилика оказалась полностью разрушенной. Фессалоникийцы восприняли это как наказание за грехи, а некоторые решили, что Дмитрий просил Бога покарать его храм, чтобы отвести от города еще большее наказание. Дмитрий Солунский, явившись во сне одному праведному человеку, сообщил, что храм будет восстановлен. Описанные события относят к 20-м или 30-м гг. VII в. Чудом 3 заканчивается рассказ о событиях времен архиепископа Иоанна. Приведенные ниже Чудеса относятся к последующим десятилетиям и рассказывают о событиях, современником которых был неизвестный автор Собрания II.

Чудо 4 «О голоде и осаде из-за Первуда»

Этот текст самый большой в Собрании, он является наиболее ценным в историческом отношении. Автор делит его на неск. частей. В основе сюжета - попытка славян, уже давно поселившихся вокруг Фессалоники, захватить город. Поводом для конфронтации был арест находившегося в городе славян кн. Первуда. Славянские племена окружили город со всех сторон, так что жителям угрожала голодная смерть. Для спасения соотечественников Дмитрий совершил несколько чудес. По его промыслу был пойман Первуд, которому удалось бежать после первого ареста. Затем им было остановлено бегство жителей к славянам из-за сильного голода: Дмитрий внушил последним мысль о продаже горожан в рабство славянам внутренних районов полуострова. Спустя некоторое время, когда в городе остались только самые немощные, так, как все молодые и сильные отплыли на кораблях за продовольствием в Фессалию, славяне решились на штурм. Тогда Дмитрий, явившись воочию с жезлом в руке, отогнал врагов от ворот. Благодаря этому чуду и тому, что, несмотря на осадные машины с одной стороны и истощение сил защитников с другой, враги все-таки не могли взять Фессалонику, они поняли, что у города есть святые заступники. Когда на помощь пришло императорское войско, со славянами был заключен мир. Главным чудом в этом пространном сюжете является обращение славянского мастера-изобретателя в христианство. Некий умелец решил построить необычную осадную машину в виде башни, где могли бы разместиться воины с разнообразным вооружением. Но ему явился Дмитрий, ударил его по лицу, и мастер потерял рассудок. Он бежал в горы, где стал жить как дикий зверь. Придя в себя, он разузнал, кто был явившийся ему святой, и вскоре принял крещение. Этот важный эпизод намечает новую линию в чудотворениях святого - обращение язычников в христианство. Блокада города славянами заняла 2 года и относится скорее всего к 676-678 гг.

Чудо 5 «О междоусобной войне, задуманной против города болгарами Мавром и Кувером»

Сюжет относится к переломному моменту в истории Балканского полуострова, когда авары уже не упоминаются в источниках, славяне становятся важным демографическим элементом, а болгары начинают представлять серьезную угрозу. Из текста видно, насколько быстро менялась ситуация в Македонии и на полуострове в целом. Часть подданных аварского кагана, потомки захваченных когда-то в плен греков, смешавшихся со славянами и болгарами, решила уйти из каганата и вернуться под власть империи. Перейдя Дунай, они дошли до Фессалоники и стали лагерем недалеко от города. Болгарин по имени Кувер, возглавивший этот исход из каганата, не захотел отпустить народ, стремившийся вернуться в город предков, опасаясь лишиться власти. Люди начали бежать от него в Фессалонику. Тогда Кувер задумал послать преданного ему человека по имени Мавр в город, чтобы там вызвать «междоусобную войну». Осуществление этого плана предотвратил Дмитрий Солунский. Он явился во сне стратигу кораблей Сисинию у острова Скиатос и велел ему срочно двигаться к городу, при этом великомученик сделал ветер попутным. Прибытие кораблей Сисиния спасло Фессалонику. Эти события датируют 80-ми гг. VII в. Сохранились печать Мавра и др. свидетельства, подтверждающие подлинность сведений. Этим чудом заканчиваются рассказы об осадах города варварами. По мысли автора, все их попытки овладеть Фессалоникой были обречены на неудачу, ибо город как дом Дмитрий Солунский должен был оставаться нетронутым.

Чудо 6 «О епископе Киприане»

Который отправился из Африки в Константинополь. У берегов Эллады он был захвачен славянами и попал в рабство. Однажды перед ним предстал некий юноша в военной одежде и сказал, что его имя - Димитрий и его дом в Фессалонике. Он велел Киприану следовать за ним, но хранить по дороге молчание и не обращаться к нему. Через 8 дней Киприан достиг Фессалоники и его провожатый исчез. Епископ искал в городе дом воина Димитрия, чтобы поблагодарить его, в храме Дмитрия Солунского он узнал своего спутника на иконе и рассказал обо всем архиепископу Фессалоники. По возвращении в Африку Киприан воздвиг на родине храм во имя Дмитрия Солунского, который сам помог ему достать мрамор для строительства. В этом храме многие исцелялись от укуса скорпионов, помазавшись маслом от лампады перед иконой великомученика.

Чудо о Радомире

Болгарский царь Радомир был человеком лютого нрава. Любимым его занятием была охота, во время которой он травил людей зверями. Доведенные до отчаяния, подданные молили Дмитрия избавить их от мучителя. Однажды во время охоты, заманив Радомира в труднодоступное место, великомученик явился перед ним на коне, одним ударом сбросил Радомира с коня и пронзил копьем, а затем стал невидим. Речь идет о Гаврииле Радомире (1014-1015), который был сыном болгарского царя Самуила и возглавлял борьбу болгар против византийского завоевания. Он был убит двоюродным братом Иваном Владиславом во время охоты, о чем свидетельствуют некоторые исторические источники.

Чудо о Калояне


Чудо вмч. Димитрия о царе Калояне. Икона. XVIII в.

Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи Дмитрия Солунского. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Дмитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя. Калоян был младшим братом основателей Второго Болгарского царства Петра (Феодора) и Асеня (Белгуна). Известно, что он внезапно умер или был убит ночью в своей палатке накануне штурма Фессалоники. Болгары сразу же отступили от города, а убийцы не были найдены. Таинственная смерть Калояна породила много слухов, на основе которых и был записан рассказ Иоанна Ставракия. Легенда об убийстве Калояна Дмитрием Солунским встречается и у западных писателей Альберика и Робера де Клари (XII-XIII вв.).

Молитвы Святому великомученику Дмитрию Солунскому, Мироточивому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую.Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная