Икона Божией Матери «Страстная»: в чем помогает, ее значение. Значение иконы «Страстная» и в чем она помогает

Икона Богородицы « Страстна́ я»

История

Страст-ная ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы по-лу-чи-ла на-зва-ние от то-го, что око-ло ли-ка Ма-те-ри Бо-жи-ей изо-бра-жа-ют-ся два Ан-ге-ла с ору-ди-я-ми стра-стей Гос-под-них. О про-слав-ле-нии ико-ны из-вест-но сле-ду-ю-щее: од-на бла-го-че-сти-вая жен-щи-на, Ека-те-ри-на, по-сле вступ-ле-ния в брак ста-ла под-вер-гать-ся при-пад-кам и бес-но-ва-нию: ли-ши-лась ума, убе-га-ла в лес и не раз по-ку-ша-лась на са-мо-убий-ство. В ми-ну-ты про-свет-ле-ния она мо-ли-лась Ма-те-ри Бо-жи-ей и да-ла обет в слу-чае ис-це-ле-ния по-сту-пить в мо-на-стырь. По-сле вы-здо-ров-ле-ния она вспом-ни-ла об обе-те лишь спу-стя дол-гое вре-мя, по-чув-ство-ва-ла страх и от ду-шев-но-го вол-не-ния слег-ла в по-стель. Три-жды яв-ля-лась ей Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-ца, по-веле-вая боль-ной ид-ти в Ниж-ний Нов-го-род и ку-пить у ико-но-пис-ца Гри-го-рия Ее ико-ну для мо-лит-вы. Ис-пол-нив это, Ека-те-ри-на по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние, и с тех пор от той ико-ны на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-де-са. Празд-не-ство ра-ди ико-ны со-вер-ша-ет-ся 13 ав-гу-ста по слу-чаю пе-ре-не-се-ния ее в 1641 го-ду из се-ла Па-ли-цы в Моск-ву; на ме-сте встре-чи ее у Твер-ской за-ста-вы бы-ла вы-стро-е-на цер-ковь, а за-тем, в 1654 го-ду, Страст-ной мо-на-стырь. Вто-рич-но празд-не-ство ра-ди ико-ны со-вер-ша-ет-ся в 6-е вос-кре-се-ние по Па-схе, в Неде-лю о сле-пом, в па-мять чу-дес, быв-ших в этот день. Про-сла-ви-лись так-же Страст-ные ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри мос-ков-ской церк-ви в честь за-ча-тия свя-той Ан-ны, в се-ле Ен-ка-е-ве Там-бов-ской епар-хии.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

Дне́сь возсия́ неизрече́нно ца́рствующему гра́ду на́шему Москве́/ ико́на Богома́тере,/ и, я́ко светоза́рным со́лнцем, прише́ствием тоя́ озари́ся ве́сь ми́р,/ Небе́сныя си́лы и души́ пра́ведных мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся,/ мы́ же, на ню́ взира́юще, к Богоро́дице со слеза́ми вопие́м:/ о Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́, Бо́гу на́шему,/ да пода́ст ми́р и здра́вие все́м христиа́ном// по вели́цей и неизрече́нней Свое́й ми́лости.

Перевод: Сегодня воссияла неизреченно царствующему городу нашему Москве икона Богоматери, и, как светозарным солнцем, пришествием ее озарился весь мир. Небесные силы (ангелы) и души праведных духовно торжествуют, радуясь, мы же, на нее взирая, к Богородице со слезами взываем: «О Всемилостивая Госпожа, Владычица Богородица, молись из Тебя воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здоровье всем христианам по великой и неизреченной Своей милости».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

Животворя́щей Прему́дрости исто́чник чуде́с/ честны́й о́браз Тво́й, Богоро́дице Де́во,/ моля́щеся, к нему́ любо́вию усе́рдно притека́юще, све́тло пра́зднуем/ и из глубины́ души́ вопие́м Ти́:/ спаси́, Влады́чице, ве́рою покланя́ющихся цельбоно́сному Твоему́ свято́му о́бразу,/ те́м, благодаря́ще, Тя́ велича́ем, я́ко Ма́терь Бо́жию,/ спаси́ архиере́и правосла́вныя,/ и сохрани́ зе́млю Ру́сскую,/ и вся́ лю́ди, и́же Тебе́ чту́щия, соблюди́,/ да хвале́бныя Ти́ да́ры, гре́шнии, прино́сим, Благода́тная:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Животворящей Премудрости источник чудес, почитаемый образ твой, Богородица Дева, с молитвами к нему усердно обращающиеся, светло празднуем и из глубины души взываем к Тебе: «Спаси, Владычица, с верой поклоняющихся подающему исцеления Твоему святому образу, за то, благодаря, прославляем Тебя, как Матерь Божию, спаси архиереев православных и сохрани землю Русскую, и всех людей, которые Тебя почитают, убереги, да приносим Тебе, грешные, хвалебные дары, Благодатная: радуйся, Дева, честь христиан».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

Благода́ть прия́хом нетле́ния,/ е́же дарова́ла еси́ на́м, спаси́тельнаго Твоего́ целе́ния/ чудотво́рным Твои́м о́бразом честны́м, Богоро́дице Де́во,/ те́мже вопие́м Ти́ и с ра́достию зове́м, Госпоже́ Цари́це,/ мо́лимтися уми́льно, гре́шнии, со слеза́ми глаго́люще:/ о Пресвята́я Влады́чице,/ ско́рое на́м яви́ заступле́ние и по́мощь,/ спаси́ ны́ от супоста́т на́ших/ и от вся́кия ско́рби соблюди́,/ зе́млю на́шу ми́ром огради́,/ и вся́ лю́ди Твоя́ покры́й,/ и соблюди́ на Тя́ упова́ющия,/ потщи́ся изба́вити,/ да не поги́бнем зле́, раби́ Твои́,/ но да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Мы приняли нетленную благодать, которую Ты даровала нам спасительным Твоим исцелением через чудотворный образ Твой почитаемый, Богородица Дева, потому взываем к Тебе и с радостью обращаемся: «Госпожа Царица, молимся Тебе смиренно, грешные, со слезами говоря: о Пресвятая Владычица, яви нам Свою быструю защиту и помощь, спаси нас от врагов наших и от всякой скорби убереги, землю нашу огради миром и всех людей Твоих укрой и сохрани на Тебя надеющихся, поспеши освободить нас, да не погибнем жестоко, но взываем к Тебе: радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

О, Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ все́х А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих Корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н все́х поможе́ние и заступле́ние. О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй ра́б Твои́х, Вели́каго Господи́на и отца́ на́шего Святе́йшаго Патриа́рха (и́мя ре́к) , и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и ве́сь свяще́ннический и и́ноческий чи́н, Богохрани́мую страну́ на́шу, военача́льники, градонача́льники и христолюби́вое во́инство и доброхо́ты, и вся́ правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет на́с си́лою Свое́ю свы́ше на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша. О Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни на́с из глубины́ грехо́вныя и изба́ви на́с от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ве́тр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла́. Пода́ждь, Госпоже́, ми́р и здра́вие рабо́м Твои́м, все́м правосла́вным христиа́ном, и просвети́ и́м у́м и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию, и сподо́би ны́, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Страстная»

Кондак 1

Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестныя страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангели предсташа к держимому в объятиях Твоих Сыну Твоему и Богу нашему, показоваху орудия Крестныя, мы же со страхом поклоняемся страстем Сына Твоего, и зовем Ти: Радуйся, Архангелов удивление; Радуйся, Тайн Божиих Служительнице. Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя и сила Вышняго осени Тя; Радуйся, яко рожденный от Тебе есть Сын Божий. Радуйся, яко приснодевственное семя Твое сотре главу, гнездившагося в змии диавола; Радуйся, яко Тобою ад огорчися и смерть умертвися. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видяще, Пренепорочная, яко прииде Господь на землю, милости ради, да постраждет за грехи верующих в Него и вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разуме, Пренепорочная, глагол старца Симеона, Тебе же Самой в сердце пройдет оружие, да открыются от многих сердец помышления, тем со умилением зовем Ти: Радуйся, Херувимов Светлейшая; Радуйся, вся скорби от Ирода и иудей приявшая. Радуйся, в пречистом рождестве Твоем сомнение от Иосифа понесшая; Радуйся, яко во яслех безсловесных Бога повила и положила еси. Радуйся, яко Тя с Сыном и Богом не име где главу подклонити; Радуйся, яко Тобою человек бывает Бог, да Бог Адама соделает. Радуйся, яко Тобою превознесеся человеческое естество; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Силою укрепляема благодатною свыше, претерпе всякую скорбь и тесноту, любезно объят Сына Своего, со Архангелы вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще святую икону Твою, “Страстную” именуемую, яко шипок благовонный и яко сокровище многоценное, приносим Ти смиренно поклонение, зовуще: Радуйся, Покровительнице обители Страстной; Радуйся, изволившая святою иконою Твоею стати на месте сем. Радуйся, благочестивому царю внушившая устроить обитель иноческую; Радуйся, Стено нерушимая верных. Радуйся, инокиням Помощница во спасении; Радуйся, о всем мире Молитвенница непреложная. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурею греховною смущаеми и отягченнии сном нерадения, припадаем святой иконе Твоей, благодарим милостивое посещение Твоею иконою на месте сем, поюще непрестанно Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православнии людие града Москвы, яко повеле благочестивый царь принести икону нарицаемую “Страстною”, сего ради и срете ю много народа с царем, патриархом Иовом и всем Священным Собором, радостно возопиша: Радуйся, радость и спасение наше; Радуйся, Святыя Троицы Богогласная Горлице. Радуйся, воззвание страданий Христовых; Радуйся, спогребшая в страдании Сына Твоего. Радуйся, подтверждение всеобщего воскресения; Радуйся, высокий Кедре нашего безсмертия. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечная звезда указует Тебе путь с Пренепорочным Младенцем. Мы же мысленно со Иосифом на пути сем припадаем, поюще рожденному Господу и Тебе: Аллилуиа.

Икос 5

Видеши, Всенепорочная, наше сокрушение о гресех, не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, токмо Тебе дадеся благодать молитися за ны, сего ради с верою зовем: Радуйся, молитвами Твоими свобождающая нас пламене геенскаго; Радуйся, молившаяся за весь мир у Креста Христова. Радуйся, пламень страстей от человек отгоняющая; Радуйся, светом пречистыя души Твоея всех просвещающая. Радуйся, чистотою Твоею Ангелы удивившая; Радуйся, яко демоны трепещут от пречистаго имени Твоего. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Предстояще у Креста Сына Твоего и Бога нашего, лютое оружие пройде душу Твою, егда распинаху Жизнодавца на лобном месте, посреде двою разбойник, егда воини совлекоша ризы Его и метающие жребий о иматисме Его. Тогда разумная воинства пояху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши, яко светлая свеща, у Креста Сына Твоего, горяще любовию матернею, глаголюще: “Аще и страждеши на Кресте, но вем Тя, прежде денницы рожденна”. Видевши Пречистая, яко вся тварь вопиет Ти: Радуйся, яко душею и телом предстоиши у Креста Зиждителю Твоему; Радуйся, до последняго часа смерти, с Господом не разлучавшаяся. Радуйся, яко у Креста рекла еси: “Вся земля сорыдайте горце, Жизнеподатель зрится, яко мертв”; Радуйся, Подательница нам вечнаго радования. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящим воспевати страсти Сына Твоего, помози, Владычице, и не отрини молящихся пред чудотворною Твоею иконою и воспевающих из глубины души песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую милость людем явила еси, Владычице, иконою Твоею, егда принесше ю честно людие во град Москву, донесше до врат Тверских, и, о, чудо! Икона Твоя Святая ста неподвижно на месте сем, идеже ныне обитель Пречистому Твоему Имени. Радостно вопием Ти: Радуйся, Заступнице и Прибежище наше; Радуйся, всякия скорби и печали отгнание. Радуйся, благословение всем концем земли; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное и преславное чудо богатыя милости Твоея нам, недостойным, являеши, и всем, с любовию притекающим к чудотворней иконе Твоей и вопиющим: Аллилуиа.

Икос 8

Вси роди блажат Тя, Пренепорочная, видя Тя страждущую и молящуюся при Крестном страдании Сына Твоего и вопиющую к Нему: “Из прободеннаго Твоего ребра, сладчайший Сыне, источи безсмертие”. Сего ради со умилением зовем Ти: Радуйся, безсмертныя жизни сподобляющая рабы Твоя; Радуйся, уготовляющая райския обители благочестно живущим. Радуйся, Ходатаице вечнаго радования почитающим Тя; Радуйся, спасение и заступление инокинь, призывающих Тя непрестанно. Радуйся, покрывающая Своею благодатию всю вселенную; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Вся страждеши при Кресте и вопиеши к распятому Господу: “Грядеши на страсть волею, Сыне, от страстей разреши Адама, и сущия от Адама, со беззаконными вменился еси, да от беззакония спасеши человека, зовуща: Аллилуиа!”

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут воспеть страдания Твоя при Кресте. Ты же, о Пречистая, лице со власы терзающи и перси биюще, взывала еси: “Сыне, приими дух Мой и не остави Мене Едину”. Мы же, недостойнии, умиленными гласы зовем Ти: Радуйся, помогающая верным в час смерти; Радуйся, сопровождающая всех христиан по лютым мытарствам. Радуйся, освобождающая нас от демонскаго удержания; Радуйся, Заступница христиан на Страшнем Суде Божием. Радуйся, Ходатаице всем хотящим получити христианскую кончину; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасения прося нам, Пречистая, руки Твоя простерши, о многоблагоутробне Спасе, рекла еси, Страсти Твоя чтущих с праведным разбойником Твоим учини и спаси, Милосердие, вопиющая Тебе: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси необоримая, мирови Прибежище, милости Сокровище, приими моления раб Твоих, предстоящих Святому образу Твоему и умильно зовущих Ти: Радуйся, обрадованная, вечно блажимая Богородице; Радуйся, грешным и смиренным известное Прибежище. Радуйся, дев и сирот Заступнице; Радуйся, людем крепкая Помощнице. Радуйся, Святителем великое вразумление; Радуйся, благоговейных иереев Руководительнице. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение умиленное и хвалу молебную сподоби приносити пред чудотворною иконою Твоею, Пресвятая Богоневесто, и не отврати лица Твоего от поющих Ти и Богу во веки: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светозарное солнце, возсия в храме нашем образ Твой, Страстная Богородице, освящая, сохраняя и спасая от бед всех страждущих и вопиющих с любовию: Радуйся, сохраняющая благодатию Своею обитель иночествующих; Радуйся, Помощнице крепкая борющимся со страстьми. Радуйся, обидимых и угнетенных Заступнице; Радуйся, нищих и убогих радование. Радуйся, больных исцеление и подкрепление; Радуйся, юных вразумление и наставнице. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать Твою ниспосли нам, Благословенная, почитающим Святую икону Твою, и поклоняющимся Пречестным Страстем Сына Твоего с верою поющих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще непрестанно пред Святою иконою Твоею, поклоняемся, величаем и со страхом лобызаем чудотворный образ Твой, радостно взывающе: Радуйся, вечное наше радование; Радуйся, воскресения нашего Сокровище. Радуйся, от рова страстей нас свобождающая; Радуйся, взыскание погибших и ума лишенных. Радуйся, исполняющая прошения верных; Радуйся, уповающим на Тя грехов прощение даруеши. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, приими недостойных раб Твоих молитву, призри на предстоящия люди пред чудотворной иконою Твоею и усердно поклоняющихся Пречистым Страстем Сына Твоего, просящих избавления от вечныя муки, вопиющих Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Приими молитву и усердное поклонение пред чудотворною иконою Твоею, милостиво посети смиренныя и грешныя рабы Твоя, не остави нас погибнути в гресех наших, буди Помощнице и Заступнице всем православным христианам, и в час кончины жизни нашей предстательствуй, о Всенепорочная! Помилуй нас милостию Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа и Твоим Матерним ходатайством удостой избавитися от вечныя смерти. Аминь.

Чистосердечное моление иконографическому облику и Богу – это одно из наиболее значимых деяний в существовании человека , который верит в православное христианство. Собственно, таким образом мы можем контактировать с Всевышним. Он, Пречистая богородица, непорочные угодники и Агнец божий смотритель – призваны оберегать нас и защищать. Следовательно, необходимо устремляться к ним в любой период, и в бедах, и в радостях, и не только лишь с мольбами, а и с признательностью. Одной из множественных святынь, к каковой допускается устремляться в мольбах представляется «Страстная» икона Божией Матери . Пресвятая Богоматерь всегда готова посодействовать и направить на дорогу подлинную, любого, кто к Ней направиться с чистейшим сердцем и покаянием.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ — ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Данное имя икона Пресвятой Богородицы получило от того, что на образе помимо Девы Марии и Иисуса Младенца находятся святые духи, держащие орудия Господних страданий: копье, губка и крест. Данная икона стала известной еще в период правления Михаила Короткого. В одной деревне Нижегородского ведомства проживала крестьянка Екатерина. Бедная женщина страдала одержимостью лукавым, и довольно часто испытывала нечеловеческие страдания. Сильно устала Екатерина от таких страданий, и начала женщина просить Пресвятую Богородицу, по обещав постригся в монахини, как только избавится от одержимости. Дева Марии вняла мольбам женщины и ниспослала избавление от недуга. Но, как бывает очень часто, Екатерина забыла о данном слове Богородицы и не ушла в монастырь. Пришла во сне к Екатерине Богородица, и высказала недовольство за то, не сдержала свое слово и приказала: «А сейчас пойди, и расскажи всем, что к тебе явилась Я, и чтобы все жители деревни не злоупотребляли спиртным, не копили злобу и не делали гадостей друг другу, чтобы вели праведный образ жизни и посещали храм». Испугавшись, что люди ее не послушают, женщина не выполнила наказ, за что ее и покарала Царица – Екатерина заболела параличом. Собравшись с силами Екатерина исповедалась и умоляла ее простить. Пречистая Дева Мария смиловалась и исцелила ее, но теперь сказала девушке отыскать в городе Новгороде художника, которых хранил икону Богородицы и помолится. Екатерина наконец исполнила наказ Богородицы и через время женщина полностью выздоровела. С того времени и стали называть образ Богородицы «Страстная» , и много чудес явила она через свой образ.

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ СТРАСТНОЙ ИКОНЕ И ТЕКСТ МОЛИТВЫ

Событие, что сделало данный лик Девы Марии известным, случилось весьма давно, однако по настоящий период совершаются чудесные деяния пред ее обликом. Для начала сориентируемся в иконографии, так этот стиль принадлежит к виду «Одигитрии». Дева Мария показана со склоненной к грудному ребенку головой. Лицо Богомладенца повернуто в противоположную от Пречистой и сосредоточено к виду его предстоящих мучений, что презентованы на иконе в облике 2-ух ангелов. Существенный элемент – Спаситель правой рукою придерживается за большой пальчик Богородицы, а иной он сдавливает руку, что показывает стремление приобрести охрану от Пресвятой. Главная значимость иконы «Страстная» олицетворена тем, что Божья Пречистая богородица беспрекословно обдает собственного малыша на мучения, целиком откликаясь послушанием Господним. Данный стиль может помочь народу освободиться от влечений, волнений и разных мучений. Благодаря данной иконографической композиции, люди, которые верят в Бога обучаются существовать послушными и кроткими. Значимость иконы для богомольных огромна, и любой беспорочный человек, которого нагнали горесть и недомогание, возносит молитву образу. И таким образом, лик поддерживает в следующем: Дарует освобождение от болезней различных, физических и внутренних; Помогает утешить тоскующих и больных; Дает веру, силу духа и усиливает вероисповедание; Исцеляет душевные травмы, освобождает от волнения; Прогоняет демонов, пессимистичные идеи, в особенности в случае если человечек замыслил осуществить суицид; Помогает осуществлять размеренную святую жизнедеятельность. Молятся иконе и о охране жилья собственного от пожара и стихийного несчастья . Таким образом, в период управления Иоанна Строгого, запылало резкое пламя, а одним-единственным непочатым пунктом осталась гостиная, в коей располагался чудодейственный стиль. Чтобы направиться к Заступнице за поддержкой, следует раскрыть собственную душу, и честно возносится. Вот слова одного православного молитвословия к лику «Страстной» Богоматери.

В иконографическом искусстве, за все время существования православного христианства, образ Богородицы был представлен в абсолютно разных сюжетных вариациях. Одним из самых уникальных и исключительных следует считать «Страстную» икону Божией Матери. На её главном художественном замысле, помимо двух центральных ключевых фигур, представлены ангелы, держащие в своих руках крест, губку и копие.

История иконы

Согласно старинным русским приданиям название «Страстной» иконы Богородицы обусловлено возникновением одним очень интересным и в тоже время загадочным случаем, который произошел в Нижегородской области с одной женщиной.

Её звали Екатерина. Долгое время она проживала в невероятных мучениях, которые были связаны с появлением в её жизни страшных бесов, вызывающие у женщины тяжелые припадочные состояния. Во время их временного исчезновения, она не переставала молиться Небесной Царице. А за оказание любой возможной помощи, Екатерина пообещала, что в случае исцеления, она пойдет служить Господу Богу, навсегда связав свою жизнь с монашеством. Услышав мольбы нуждающегося человека, Богородица решила помочь, полностью избавив Екатерину от былых страданий.

Почувствовав себя полностью здоровой и независимой женщиной, она так и продолжила жить дальше, позабыв про данное когда-то обещание. И вот однажды, в темную ночь прямо в дом к ней является сама Богородица, которая просит рассказать обо всем увиденном остальным людям, чтобы те перестали злоупотреблять пагубными привычками и скотским поведением, продолжая свою жизнь в целомудренном и чистом воздержании. Об этом и символизирует образ «Страстной» иконы Божией Матери. На этот раз, Екатерина снова не послушалась, и тогда Богородица парализовала её. В итоге, добравшись при помощи близких людей до храма, Екатерине удалось отыскать древнюю святыню «Страстной» Богоматери. И, покаявшись во всех свершенных ею алчных и чревоугодных грехах, женщина вновь была полностью исцелена.

Описание святыни

Представленный на священном полотне данный художественный образ относится к типу «Одигитрии» то есть, иконе, способная указать или направить на путь истинный. На изображении видно, как голова маленького Иисуса Христа повернута в сторону ангела, держащий в своих руках крест. Его образ, как и образ другого ангела, расположенного с лева, символизируют страдания, на которые в будущем будет обречен Иисус. На «Страстной» иконе Божией Матери отчетливо видно, как правая рука сына Божьего обхватывает палец Богородицы, показывая таким образом своё желание получить поддержку и защиту.

Основной смысл «страстной» иконы заключается в страданиях, которые неоднократно будут сопровождать маленького Иисуса Христа. При этом Богородица верит, что всё плохое является частью жизненного пути, который необходимо пройти. Ведь на все что с нами происходит есть воля Божья, и нужно не боятся его повиновения.

Именно «Страстная» икона Божией Матери учит людей быть смиренными и воздержанными от всего, что вызывает страстное и в то же время пагубное влечение.

В чем помогает Страстная икона Божией Матери

Данная святыня имеет крайне важное значение для всех религиозно-верующих православных людей, которые стремятся полностью излечить свою душу от различных внутренних страданий. «Страстная» икона помогает избавиться от следующих возникших проблем и трудностей:

  • Избавиться от суицидальных мыслей;
  • Изгнать бесов;
  • Защитить от пожаров и других опаснейших стихийных бедствий;
  • Вылечить тело и душу от тяжелых болезней.

С начала 17 века, по приказу избранного царя Алексея Михайловича Романова, «Страстную» икону Богородицы перевезли из Нижнего Новгорода в Москву.

Специально в честь этого знаменательного события, 13 августа стал всенародным днем празднования страстной иконы Божией Матери.

Молитва иконе «Страстная»

Молитвы перед почитаемой старинной русской святыней помогут людям обрести надежду и спасение в те неблагоприятные временные обстоятельства, когда человек испытывает полное обречение.

Текст молитвы звучит следующим образом:

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных ис­целение, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные ми­трополиты, архиепископы и епископы, и весьсвященнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и хри­столюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею чест­ною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на не­видимыя и видимыя враги наша. О Всемило­стивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплемен­ных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетвор­ных ветр, и от смертоносныяязвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие ра­бом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Боганашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пре­святым и Благим и Животворящим Его Ду­хом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Название "Страстная" икона Божией Матери (ударение на второй слог) связано прежде всего с тем, что кроме образа Пресвятой Богородицы с Младенцем в верхней части симметрично изображены ангелы с орудиями Крестных страстей Господних. держит крест, где Иисус Христос принял смерть, а Архангел Михаил - губку, поданную Христу для утоления жажды, и копие, которое вонзил в ребра Иисуса сотник Лонгин, чтобы убедиться, что тот мертв.

Общее описание

"Страстная" пребывающая в монастыре возле гробницы преподобного Димитрия Прилуцкого, имеет изображение только одного ангела с Она создана иконописцами в монастыре Кутлумуш. В XIII веке с помощью этой иконы Богоматерь защитила афонских иноков от пиратов. Заступничество Пресвятой Богородицы сделало так, что обитель была окутана туманом и оказалась невидимой для грабителей. С тех пор икона имеет и другое наименование - "Фовера Простасиа", что в переводе означает "Страшная защита".

"Страстная" икона Божией Матери: значение

Слово "страсть" в переводе с церковнославянского в данном случае означает изображение Богородицы обладает особенным смыслом, выполняет важную сакральную функцию. "Страстная" икона Божией Матери, значение которой трудно переоценить, издавна почитается на Руси, так как символизирует Страстную седмицу перед Христовым воскресением. Ангелы, летящие к Младенцу Христу с орудиями пыток Господних, свидетельствуют о будущих реальных страданиях Спасителя. Он же, глядя на них, в испуге хватается за мать обеими руками, будто требуя помощи и защиты.

Пресвятая Богородица, исполненная смирения и добродетели, покорно несет свое чадо навстречу пыткам и страданиям, повинуясь Божьей воле и веря в Божью правоту. Сей чудотворный образ призван избавлять человеческий род от страстей, душевной немощи и страданий, он учит покорности и смирению. В последнее время наблюдается востребованность Страстного образа Богоматери верующими, независимо от образования или занимаемого положения в обществе, поскольку он является символом Христовых и человеческих страстей.

Иконографический тип

"Поясной" образ Богородицы на иконе имеет иконографический тип "Одигитрия". "Страстная" характерна тем, что лик Младенца повернут в направлении ангела, который держит Крест. Голова же Пресвятой Богородицы наклонена к Младенцу, что смягчает строгий иконографический тип "Одигитрия", к которому относятся "Казанская", "Иверская", "Троеручица", "Скоропослушница", "Смоленская" ("Одигитрия"), "Ченстоховская" и другие иконы. Богородица держит Младенца Христа, испуганно обхватывающего ее правую руку.

Страницы истории

"Страстная" икона Божьей Матери, фото которой здесь представлено, впервые упоминается ещё в шестнадцатом веке. Список с этой иконы, изготовленной на Афоне, появляется в России в семнадцатом веке. Его авторство приписывают иконописцу Григорию из Нижнего Новгорода. Крестьянка Екатерина из села Палицы была больна беснованием с самого начала супружеской жизни и часто покушалась на свою жизнь, то кидаясь в воду, то накидывая на себя петлю. Обратившись с молитвой к Богоматери, она дала обещание, что в случае исцеления уйдет в монастырь. Но после выздоровления Екатерина забыла про свой обет, стала матерью и занялась воспитанием своих детей.

По прошествии некоторого времени ей было видение Божией Матери в сопровождении другой светоносной девы. Пресвятая Владычица укоряла ее за неисполнение данного обета. Богородица повелела возвестить о ее явлении, но Екатерина не решилась это сделать. Два раза приходила к ней Божия Матерь, и в последний раз за непослушание женщина была наказана уродством и расслаблением. Для исцеления Пресвятая Богородица приказала Екатерине найти в Нижнем Новгороде иконописца Григория, написавшего ее образ, именуемый "Одигитрия". После молитвы пред ним Екатерина исцелилась. После этого икона прославилась многочисленными чудесами.

Дата празднования

По распоряжению государя святой образ был перенесен из Нижнего Новгорода в Москву, где был встречен с почестями при большом скоплении народа у Тверских ворот. В честь этого памятного события установили празднование "Страстной" иконы Божией матери - это 13 августа. На месте торжественной встречи иконы в дальнейшем построили храм, а затем, в 1654 году, основали Страстной монастырь. В 1937 году здания обители были снесены. "Страстная" икона Пресвятой Богородицы в настоящее время помещена в храм Сокольников - "Воскресение Христово". Современная общественность выступает за восстановление разрушенного монастыря. На месте бывшего "Страстного" собора каждую субботу и воскресенье читается акафист "Страстной" иконе Божией Матери. Вторичная дата чествования иконы - в Неделю о слепом, это шестое воскресение, следующее после Пасхи, в память о произошедших в этот день чудесах.

О чем молятся

Образу "Страстной" иконы Пресвятой Богородицы молятся о спасении от пожара, об исцелении от болезней. Во времена правления Иоанна Грозного случился страшный пожар, в котором целым остался лишь тот дом, где была помещена эта икона.

По распоряжению царя святой образ был перенесен во дворец, а после - в храм в Китай-городе. "Страстная" икона Божией Матери почитаема в кафедральном соборе города Липецка. Здесь в соборе Рождества Христова (1835 г.) во время холеры был совершен крестный ход с ее образом, и по заступничеству Пресвятой Богородицы эпидемия страшной болезни прекратилась. Однако в 1931 году власти решили закрыть собор. Икона была спасена от поругания и перенесена в небольшой храм села Двуречки. В год 2000-летия христианства "Страстная" икона Божией Матери была торжественно перенесена крестным ходом в собор г. Липецка - "Рождества Христова".

Перед этим образом впоследствии не раз совершались чудесные исцеления. Ему молятся об отступлении страшных болезней и эпидемий. Поскольку этот образ символизирует не только страсти Христовы, но и страсти человеческие, молитва "Страстной" иконе Божией Матери способна исцелить душевные недуги, а также избавить от мыслей о самоубийстве или совершения каких-то греховных и пагубных поступков.

Важность иконы

В последнее время обострились отношения некоторых слоев общества с православием, что закончилось кощунственным поруганием святынь. После известных событий 21 февраля 2012 в храме Христа Спасителя в Москве, когда участницы феминистской панк-группы Pussy Riot осквернили священное место, образ "Страстной" иконы Божией Матери вновь оказался востребованным. Десятки тысяч верующих пришли на молитвенное стояние в защиту веры пред храмом Христа Спасителя и участвовали в Крестном ходе вместе со "Страстной" иконой Божией Матери (22 апреля 2012 г.).

13/ 26 августа в нашей обители чествуется чтимая Страстная икона Божией Матери

Страстна́я икона Богоматери называется так по изображению по бокам сидящей Богоматери с Младенцем двух ангелов с орудиями страстей Христовых (копие, трость, Голгофский крест). Голова Богородицы наклонена к сидящему на её руках младенцу Иисусу. Взирая на предстоящие ему крестные страдания, Своими руками Богомладенец держится за руку Матери, сандалия с правой ноги Его спадает.

В старину называли Страстную икону «Страшная», это название появилось от перевода греческого наименования иконы «Φοβερά Προστασία» — «Страшное Предстательство» (или «Всемилостивая Заступница»). Икона «Фовера Простасия» является главной святыней афонского монастыря Кутлумуш. (Слово «страшный» с церковнославянского языка переводится как внушающий почтение, благоговение; удивительный, чудный).

Древнейшая русская Страстная икона Богородицы известна c XIV века как келейный образ преподобного Димитрия Прилуцкого. В 1547 году в Москве прославилась Страстная икона Божией Матери, избавившая от пожара дом в Китай-городе. Повелением Царя Иоанна IV образ был перенесен во дворец, где от него совершилось множество чудотворений, а затем установлен в храме Зачатия святой Анны.

Особо чтима Страстная икона стала на Руси в XVII веке после чудес, совершившихся от образа из нижегородского села Палицы. Первой получила исцеление благочестивая женщина Екатерина, после вступления в брак подвергавшаяся беснованию и покушавшаяся на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения заболела. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. В 1641 году по желанию Царя Михаила Фёодоровича чудотворную икону перенесли из Нижнего Новгорода в Москву, где она была торжественно встречена у Тверских ворот. В 1654 году повелением Царя Алексия Михайловича на этом месте был выстроен монастырь, названный в честь чудотворной иконы Страстным.

Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву и в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день.

Чудотворная Страстная икона Богородицы в Успенской девичьей обители Александровой слободы по преданию привезена была из Москвы (ок. 1642- 1654 гг.) преподобным старцем и помещена в Успенской церкви. Такой же образ был и в Лукиановой пустыни. Монастырское подворье в Москве находилось в Тверской части, недалеко от Страстного монастыря.

В рукописном «Сказании о чудесах от 4 икон Богородицы», составленном в последней четверти XVII века, описывается чудо исцеления монахини перед этой иконой (Музей-заповедник «Александровская слобода» АМ–1793/267, лл. 16 – 17об.):

Чудо 39

Во обители Успения Пресвятыя Богородицы монахиня некая именем Марфа имея руку велми больну: лом превеликой бысть в руке ея. И того ради помышляше от болезни крови пустить. Сие помысливши, прииде в трапезу Успения Пресвятыя Богородицы и нача молитися со слезами пред образом Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Страшныя, иже стоит на левом столбе в трапезе Успения Пресвятыя Богородицы. Марфа же начат руку свою больную прикладывати ко образу Пресвятыя Богородицы и молитися со многими слезами, припадая пред образом Божия Матере. И утомися от безмерныя болезни, усну в трапезе пред образом Ея - и слышит глас к себе, глаголющий тончайшим гласом: «Марфо! Не пущай крови - и исцелееши недуга твоего»,- и трижды похватавши за руку ея. Она же, в себе бывши, ощути руку свою здраву и отиде в келлию свою, радуяся, благодаря Врачебницу свою безмездную.

В описи монастыря 1764 года числится три Страстных иконы: две в Троицком соборе – в алтаре на горнем месте и в трапезной части Сергиевского придела. Третья, наиболее чтимая, — на левом столпе в трапезной части Успенской церкви: «образ Страшныя Богородицы, на ней венец чеканной с резною короной. В короне 6 херувимов, на Предвечном Младенце венец чеканной же, серебряные вызолочены. На Богоматери венец и цата и на Младенце цата ж низаны средним и мелким жемчугом, в убрусе и в цатах больших и средних 14 запонов с разными искрами, перед ним лампад медной с кистью бисерною» (РГАДА ф.280 оп.3 д.706 л. 9об, 10,19)

По описи Успенской церкви 1877 года

За левым клиросом на столпе: Большой образ Страстныя Божией Матери; на нем венцы, риза, по оплечью и полям оклад – серебряные, чеканные, вызолоченные; убрус и ожерелье по золотому шитью низаны жемчугом с половинчатыми зернами и разноцветными камушками (ГАВО ф.566,оп.1,ед.хр.339 л.8об.).

В описи 1919 – 1920 года в трапезной Успенской церкви описывается Страстная икона Божией Матери конца XVII века, Ушаковской школы, риза на ней серебряная золоченая, убрус жемчужный, присвоена 3 категория ценности (ГИМ, ф. 54, ед.хр. 322).

При изъятии церковных ценностей в конце апреля – начале мая 1922 года со Страстной иконы Божией Матери, находящейся в Успенской церкви, были сняты одежда и венчик весом 4 фунта 72 золотника и лампада с цепями, висевшая пред иконой, весом 56 золотников (ГАВО ф.Р-25,оп.4,д.36 л.51).

С 1946 года чудотворная Страстная икона Божией Матери находится в Троицком соборе. День празднования этой иконе на 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, совпало с прославлением и обретением мощей преподобных Лукиана и Корнилия Александровских.

Тропарь Богородиц е пред иконой Ея Страстн о́ й , глас 4:

Животворя́щей Прему́дрости исто́чник чуде́с / честны́й о́браз Твой, Богоро́дице Де́во,/ моля́щеся, к нему́ любо́вию усе́рдно притека́юще, све́тло пра́зднуем / и из глубины́ души́ вопие́м Ти:/ спаси́, Влады́чице ве́рою покланя́ющихся цельбоно́сному Твоему́ свято́му о́бразу,/ тем, благодаря́ще, Тя велича́ем, я́ко Ма́терь Бо́жию,/ спаси́ архиере́и правосла́вныя,/ и сохрани́ зе́млю Ру́сскую,/ и вся лю́ди, и́же Тебе́ чту́щия, соблюди́,/ да хвале́бныя Ти да́ры, гре́шнии, прино́сим, Благода́тная:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь