Икона божьей матери отрада и утешение. Икона «Отрада и Утешение. Основание и дальнейшая судьба монастыря

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово - «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

Икона «Отрада и Утешение» очень почитаема на Руси, в храмах есть много списков. Пресвятая Богородица, не лиши народ русский Своего Покрова.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешение»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

* "Богородица. Повествование о земной жизни, рассказы об иконах, молитвы".

«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

В молитве иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» есть прошение укрепить нас в святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение».

Слово Патриарха Кирилла в день празднования иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»

Священный великий монастырь Ватопед

В иерархии монастырей Святой Афонской горы Ватопед - второй после Лавры преподобного Афанасия. Расположен он на восточном побережье полуострова между монастырями Эсфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как полагают некоторые исследователи, монастырь возник на месте церкви, построенной в начале IV века императором Константином Великим и разрушенной Юлианом Отступником. Раскопки в 2000 году позволили обнаружить древнехристианскую базилику, на руинах которой в X веке и вырос соборный храм в его современном виде.

Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием Великим. У правителя было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, Феодосий отправил молодую чету, а также двоих своих сыновей в Рим. На обратном пути по морю в Константинополь возле местечка Имброс юного Аркадия во время шторма волной выбросило за борт корабля, и он исчез в пучине. Сам корабль нашел прибежище от бури неподалеку от места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И именно там погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Юноша рассказал, что его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь. В благодарность за спасение сына император Феодосий на этом месте воздвиг монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого - «куст отрока»).

Вид монастыря Ватопед на Святой горе Афон с высоты птичьего полёта

На фото в центре видны купола соборного ватопедского храма

Духовный расцвет монастыря связывают с именами преподобных Афанасия, Николая и Антония, учеников преподобного Афанасия Афонского. По его благословению во второй половине Х века они отправились жить в эти места, где тогда находились кельи отшельников более ранних времён.

Уже спустя столетие монастырь процветал. Щедро поддерживаемый византийскими императорами, Ватопед был не просто богатым и привилегированным, но и управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых до наших дней не сохранились.

В последующие века Ватопед, как и Афон в целом, ожидала драматическая история: ужасающие по своей жестокости набеги крестоносцев и разбойников, турецкое иго - всё это несло мученическую смерть братии, пожары и разрушения.

Главное нынешнее сокровище Ватопеда - это сонм просиявших в нём святых. Шестьдесят шесть подвижников, живших в обители, канонизированы и прославлены Церковью. Среди них - преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.

Вследствие войн ХХ века и политических событий в новейшей истории Греции обитель пришла в упадок, но в 1990 году с приходом в Ватопед братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) монашеская жизнь возродилась с новой силой, и сегодня древняя обитель предстаёт в своём расцвете.

Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижничеством древних и современных насельников, но и святынями, среди которых - чудотворные иконы Божией Матери.

Отрада наша и Утешение

О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.

«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но, как Судия, имеет строгий вид.

Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо
В этой нише до перенесения в специально построенный придел находилась чудотворная икона

Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.

После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она пребывает доныне. Никогда не угасает затепленная перед ней лампада. Каждый день в параклисе служится молебен, а каждую пятницу совершается Божественная литургия. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.

Чудотворная икона, украшенная чеканным серебряным окладом. На образе виден суровый лик Спасителя

В этом чуде даётся ещё одно подтверждение древнему убеждению Православной Церкви о силе материнского дерзновения Богородицы ходатайствовать о грехах человеческих к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».

Чудотворная Ватопедская икона на Руси

Икона Божьей Матери «Отрада и Утешение» относится к редким иконографическим сюжетам: даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных зачастую нет.

Появление изображения Афонской святыни в русском искусстве относится к началу XVI века. Чуть раньше, с XV века, встречается интерес к святогорским обителям в литературных памятниках, в частности, к Ватопеду. Самое первое известное описание Афона датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. Приблизительно в это время уже была известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е годы XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Помимо этого в летописях сохранились неоднократные упоминания о приездах греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли святогорцев. Так, в 1515 году с возвращающимися из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню, и прошения молитв была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, в которой Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком - будущим преподобным Максимом Греком .

Икона преподобного Максима Грека

В конце XV века преподобный Максим, на то время монах доминиканского монастыря во Флоренции, находился в центре богословской жизни Италии. В 1505 году он навсегда покинул Запад, оставил католичество и направился на Афон, духовный центр восточного Православия, где принял монашество в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному преподобный Максим вспоминал о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни.

В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими познаниями сразу же привлек внимание современников. Его произведения об обителях на Святой горе Афон пользовались большой популярностью, а в его келье собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Именно с Максимом Греком и его пребыванием в русской столице связан особенный подъём интереса к Афону, а также история появления на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Промыслительно, что празднование этой иконы и память преподобного Максима приходятся на один день - 21 января (3 февраля по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский и его келейная икона

Самая ранняя известная русская «Богоматерь Ватопедская» - келейный образ, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому и часто изображавшийся на его иконах.

Икона святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров на Киевщине в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латынь, а также ряд классических наук.

В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий - в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец, там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Беларуси, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал он сам, душа его наполнилась образами святых, укреплявшими его дух и тело, вселявшими веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим архимандрит Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника оценил патриарх Адриан, и в 1701 году указом Петра Первого отец Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время из-за важности научного труда и ввиду слабости здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года как митрополит Ростовский.

Образ Божией Матери, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому (на фото видно, что это зеркальное изображение иконы «Отрада и Утешение»)

Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» была привезена святителем Димитрием в Ростов как келейная (то есть та, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая). Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда подходила к концу его земная жизнь. После его смерти икона около месяца находилась рядом с гробом митрополита в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого и после погребения была оставлена при могиле в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора.

Через 42 года после смерти святителя открылось нетление его святых мощей: прогнившие бревна пола над склепом митрополита Димитрия провалились, упали на гроб, и под рассыпавшейся крышкой тело его было обретено нетленным. Как от благодатного источника, от мощей стали происходить чудесные исцеления.

Все эти годы память о святителе жила в народе, и все, обращающиеся к нему в молитве, возносили свои прошения перед его келейным образом - иконой Богородицы «Отрада и Утешение». Здесь совершались молебные пения и панихиды по святителю после обретения его мощей, до появления первых икон с его изображением. При описании многочисленных чудес у мощей митрополита Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице также возносились горячие молитвы паломников. В связи с этим в Ростове списки с этой иконы получили широкое распространение.

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта святыня? Считается, что Ватопедский образ Божией Матери был тем самым, которым родители благословили его на монашество.

Есть и другое мнение: 13 сентября 1689 года во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери за труд составления житий святых, о чём святитель сделал запись в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона - список с Афонской святыни - хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, соответственно, за писательский труд наградил патриарх и святителя Димитрия. Образ был украшен окладом и едва виднелся под потемневшей олифой, поэтому святитель в своих дневниковых записях назвал его просто - образ Божией Матери.

В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В его дневнике содержится описание такого события: в 1700 году, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».

Святитель Петр (Могила)

Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел окончить при жизни, и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем, осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. По этой причине в своем дневнике святитель Димитрий назвал икону московской - по её происхождению от царского двора, поскольку непосредственно «Московской» иконы не существует. Исследователи предполагают, что это и был образ Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Икона «Отрада и Утешение» в Киеве

В начале 2010 года в Ватопеде была написана точная копия чудотворной иконы - в благословение женскому монастырю в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение» на Киевщине.

Множество людей обращаются к Божией Матери перед этим списком с Её иконы, и уже известны случаи явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Киот иконы являет собой точную копию киота Ватопедского чудотворного образа.

Также в нашем монастыре находится абсолютная копия келейной иконы святителя Димитрия Ростовского «Отрада и Утешение», написанная в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова.

Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. И в наши непростые времена оно укрепляет верующих в уповании на заступничество Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.

Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая!

Ольшанский женский монастырь. Точная копия с Ватопедской иконы Божией Матери «Парамифия» (это название не имеет точного русского перевода и обозначает понятие «отрада» или «утешение»)

Святая Гора Афон. Удел Пресвятой Богородицы. Православная твердыня и место паломничества людей со всего света.
Паломники, бывшие на Афоне, единодушны в своих воспоминаниях — покидать Святую Гору можно только со слезами на глазах, как будто оставляешь лучший мир, преддверие Неба. И хочется возвратиться вновь на это святое место, отрешившись от суеты и мирских забот.
И как ручейки воды берут свое начало от живительного источника, так разносятся по свету частички афонской благодати. Одной из них милостью Божией стал и наш храм.
Под красивой золотой сенью в северной части храма находится его главная чтимая святыня – икона Богородицы «Отрада или Утешение»

Икона эта написана на Афоне по благословению святейшего патриарха Алексия II специально для нашего храма и является списком с чудотворного образа, находящегося в монастыре Ватопед. История монастыря насчитывает более десяти веков. Интересно происхождение названия обители. По преданию, в конце IV века сын императора Феодосия Великого Аркадий, будучи ещё отроком, совершал морское путешествие. Погода на море переменчива, и путешественники были застигнуты бурей. Мощная волна обрушилась на корабль и смыла мальчика за борт. Придворные страшно испугались за жизнь своего господина! Как только буря утихла, они принялись искать отрока. Команда прочесывала прибрежные заросли в надежде найти хотя бы тело. К счастью, мальчик нашелся живым и невредимым. Все это время он мирно спал под прибрежным кустом. Оказалось, что в последний момент Аркадий в отчаянии взмолился к Пресвятой Богородице, и Она услышала и спасла его. В благодарность за чудесное спасение сына Феодосий Великий восстановил на этом месте церковь, разрушенную при Юлиане Отступнике, а само место получило название Ватопед, что значит «куст отрока».

Прошло несколько столетий, и в середине X века на Афон прибыли три человека — Антоний, Афанасий и Николай. Они были вельможами из Адрианаполя и занялись восстановлением древнего разрушенного монастыря. Первое упоминание Ватопеда в летописных источниках датируется 985 г., а уже через десяток лет монастырь становится одной из главных обителей Святой Горы. Свое высокое положение монастырь сохранил до наших дней. За столетия своего существования Ватопед пережил годы расцвета и упадка, не раз страдал от набегов пиратов и землетрясений.
Современная история монастыря началась с 1987 года, когда группа братий Благовещенского скита, духовных чад старца Иосифа Спилеота (Иосифа Ватопедского), переселилась в монастырь, находившийся к этому моменту в упадке. Ученик старца, иеромонах Ефрем, был единогласно избран игуменом, а в монастыре начались восстановительные работы.

Невозможно перечислить все святыни, хранящиеся в Ватопедском монастыре.

Здесь и Честной Пояс Богородицы и крест императора Константина

и крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых; трость от Страстей Господних; Честные главы: свт. Григория Богослова; свт. Иоанна Златоуста и других святых,

моши святых угодников Божиих. В монастыре также находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Виматарисса (Ктиторская), Эсфагмени (Закланная), Антифонитрия (Предвозвестительница), Элеовритисса (Елеоточивая), Пироволифисса (Простреленная), Пантанасса (Всецарица) и, наконец, Парамифия (Отрада или Утешение), чудотворный список которой находится в нашем храме.

Написана эта икона, а точнее, фреска, в XIV веке. Первоначально она находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма. Но, после произошедшего чуда фреска была снята со стены и перенесена в особый параклис (церковь) во имя Божией Матери Отрада или Утешение. Образ этот по иконографии очень редок и в нем чудесным образом проявляется особое дерзновение Матери Божией перед Её Сыном — не только утешать нас, грешных, но и гнев Божий отвращать от нас.
Монастырь, в древности постоянно страдавший от набегов пиратов, представлял собой фортификационное сооружение. В вечерние часы ворота обители крепко запирались. Существовал обычай, согласно которому, выходя после утрени из соборного храма, насельники монастыря прикладывались к иконе Богородицы, а игумен монастыря давал ключи привратнику, чтоб тот мог отпереть ворота. И вот, 21 января (3 февраля по н.ст.) 1320 г. произошло великое чудо. По обычаю, игумен уже собирался передать ключи привратнику, но в этот момент икона Богородицы на стене ожила! Матерь Божия повелела не открывать ворота, а подняться на стены и защитить монастырь, так как ночью его осадили пираты. И — ещё одно чудо! — в этот момент Младенец Иисус, находящийся в объятиях Матери, обратился к Ней со словами: «Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но, Матерь Божия отвела ручку Младенца от уст Своих, с великим материнским дерзновением уклонилась вправо и второй раз обратилась к игумену с повелением не открывать врата. И, добавив: «Смотрите, покайтесь, ибо Сын Мой гневается на вас!» — в третий раз повторила Свое предостережение.
Матерь Божия и Младенец вновь замерли на иконе, но вид её с тех пор навсегда изменился. Лик Богоматери уклоняется вправо и исполнен материнской любви, нежности и безграничного снисхождения. Рукой Своей Пречистая Дева удерживает ручку Младенца, лик Которого строг и грозен.
Перед этим образом, уже воистину нерукотворным, с тех пор всегда горит неугасимая лампада. Каждую пятницу в параклисе Отрада или Утешение совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. В древности также был обычай совершать здесь монашеские постриги.
Старец Иосиф Ватопедский говорил в своей проповеди следующие слова: «…подобно тому, как Бог Отец обладает в совершенстве отеческой любовью, так что Он «Сына Своего не пощадил», но «за всех нас» предал Его, так и сейчас Дева наша Богородица, сия сподобившаяся обожения Дщерь, обладает совершенным лицом, полной степенью совершенного материнства. И ныне с дерзновением прибегаем мы к сему престолу благодати материнства и как сыновья молим Ее, матушку свою, и не может Она не услышать нас. Не может, ибо как это возможно в совершенстве материнства закрыть сердце Свое к зову и мольбам детей Своих?»
Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в нашем храме. В день памяти афонских святых, 13 июня, он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с его игуменом архимандритом Ефремом .

Крестным ходом икона была торжественно перенесена в храм иконы Божией матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы. По прибытии в храм перед святым образом отслужили утреню с акафистом, а на следующий день была совершена Божественная литургия архиерейским чином в сослужении священноиноков афонского Ватопедского монастыря и московского духовенства.
С тех пор святыня постоянно пребывает в нашем храме. По свидетельству священников, от этой иконы произошло множество исцелений. Много лет уже страдающие, болящие люди получают утешение и отраду в своих скорбях, обращаясь к Матери Божией с молитвами. Так будем же всегда надеяться на Её молитвенное предстательство и заступничество перед Сыном Её и Господом нашим Иисусом Христом!

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение

О, покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице низпосли отраду и утешение; на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

Иной тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение

глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ Радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва иная

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Канон Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея «Отрадо» или «Утешение»

глас 8

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Божиею благодатию озари мя, Богоблагодатная, благоговейно пети пред святою иконою Твоею Тебе, необориму Заступницу и державу неразрушиму стада Твоего.

Тя, Всенепорочная, имамы предстательство, Отраду же и Утешение. Сего ради, славяще благость Твою, молимтися: помилуй нас.

Хранительница сущи Горы, нашедшим разбойником на обитель Ватопедскую не предала еси, Госпоже, рабов Твоих в руки вражия.

Кто подобен Тебе, Дево, славно творящая чудеса? Наставив бо иноки правдою Сына Твоего, еже боятися Его, избавила и утешила еси их крепостию Твоею.

Врачевско есть еже резати и жещи, здравия виновное, но Ты нас, Сыне Божий, мягкими лечбами щедрот Твоих уврачуй, Матере Твоея мольбами.

Услыши, Благая, мольбы христоименитых людей, призри на озлобление утесняемых, виждь слезы сущих в скорбех и умилосердитися потщися на рабы Твоя.

Песнь 3

Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой.

Под кров Твой притекаем, людие Твои, Заступница буди нам, Владычице, подающи отраду и утешение поющим Тя.

Возвеселишася ватопедцы о спасении Твоем, Дево, немощствующих бо препоясала еси силою на прогнание разбойников.

Не престай, Всемилостивая Госпоже, спасати рабы Твоя от нечаемых напастей, да благодарственно славим Тя.

Моли, Богородительнице, еже избавитися нам всякаго гнева и прещения Божия, Тебе почитающим.

Ходатаица благоприятная и сильная к Богу, прегрешений оставление испроси нам у Него, Богоневесто.

Смертоносных недугов душевных и телесных изми ны, Владычице, вечнующую Жизнь миру рождшая.

Седален

Видимыми и невидимыми враги окружаемии, к Тебе, Дево, прибегающе, зовем: не удали помощь Твою от нас, якоже от иноков ватопедских не удалила еси, но державною силою Твоею побори борющия ны, мирное и Богоугодное житие нам устрояющи.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Убоися сердце игумена в молитве устен его от гласа Твоего, Богомати, и прещения Сына Твоего, и смятеся крепость его, возвещену бывшу нападению от разбойников.

Внегда смутитися Ватопеду во гневе Твоем, Господи, милость Твою помянул еси предстательством Приснодевы, от Неяже явился еси на спасение людей Твоих.

Не предаждь в руки врагов наследие Твое, Чистая, да некогда рекут: где есть Богородительница, на Нюже уповаша? но не вредно и ненаветно соблюди стадо Твое.

Святому образу Твоему припадающе, молим Тя: разори советы хотящих нам злая и живот наш направи творити в мире Божественную волю Сына Твоего.

Во искушениих буди нам, Владычице, спасительное прибежище, в болезнех врачевание, во обуревании тихое пристанище и в скорбех Отрада и Утешение.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Стену тверду и столп непоколебим Тя имать Гора в нашествиих варварских: студа бо исполняеши вражия лица и возвращатися твориши им вспять тщетным и бездельным, Владычице.

Матернее промышление о сущих в Горе имущей Ти, страха ради Сына Твоего, Дево, поболе Ватопед, уведев о разбойницех, и роди дух спасения предстательством Твоим, Преблагословенная.

Яко же настоятеля Ватопедскаго, по утрени бдевша и молившася, наставила еси, Благая, како спастися от напасти, тако и нам подаждь тщание от нощи утреневати к Богу и ко спасению настави ны, избавляющи от всех бед.

Яко же запретила еси, Госпоже, отверзати врата готовой сущей погибели от врагов, тако положи в нас благодатную дверь ограждения, да не обрящется входа всезлобным губителем и их плевелом.

Яко же повелела еси, Владычице, возшедше на стены, разгнати разбойники, тако укрепи быти нам на четверостении мужества и правды, мудрости и целомудрия, да отражаем борющия ны.

Яко же умилостивила еси, Дево, Сына Твоего, прогневавшася на сущия в Ватопеде, тако умилостивляй Его о нас, во многия грехи впадающих, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Возвещающе Ти печали наша, молимтися, Мати Божия: обвесели благодатию Твоею скорбящих сердца, всех Радосте, и от тли возведи ны.

Не стяжахом на земли иного утешения и крепкаго заступления, разве Тебе, Всеблагая, покрый убо от всякаго зла любовию воспевающих Тя.

Благостыню и милость приемлем от Сына Твоего, Дево, молитвами Твоими: от молвы бо храниши ны, смущения, ловитвы и всякаго коварства вражия, Всепетая.

Миру Спасительнице, необоримою силою Твоею не престай соблюдати стадо Твое, зовущее: Отрада и Утешение наше Ты еси, Благословенная.

Всех благих вина, смертных оживление, погибших взыскание, избави, Госпоже, рабы Твоя от напрасныя смерти и от тли греховныя возведи ны.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангели Тя, Матерь Бога нашего, песньми славословят, и мы земнии воспеваем радостно Тебе вопиюще: радуйся, Светодавца селение, Еюже лучи спасения мирови возсияша; радуйся, Обрадованная, Еюже исполняемся Божественнаго веселия. Радуйся, двере Востока, от врат смертоносных греха нас отводящая; радуйся, светильниче пресветлый, просвещаяй омраченных. Радуйся, бездно Божия к нам человеколюбия; радуйся, цены всякия превысший дар, нам от Бога дарованный. Радуйся, яко имаши велие к Нему дерзновение; радуйся, страже Афона и тамо обитающих Хранительнице. Радуйся, всекрепкая стено, еюже сохраняемся необоримы враги христианскими; радуйся, язво невидимых врагов и от них уязвляемых врачевание. Радуйся, безсильных сило и помоще безпомощных; радуйся, Отрадо и Утешение скорбящих. Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Воплощся от утробы Твоея Господь, господствуяй тварию, и Тебе, Дево, Госпожу показа видимым же всем и невидимым, яко Матерь Свою прославляя Тя.

Согрешихом, Господи, но не отступихом от Тебе и иного не вемы, разве Тебе, не предаждь нас до конца Матере Твоея мольбами, отцев Боже благословенный.

Гора Божия осененная, Всечистая, покрый сущия в Горе сению Твоих молитв и от сети ловящих избави поющия: отец наших Боже, благословен еси.

Непобедимая еси крепость, Госпоже, и несокрушимое ограждение с верою призывающих Тя: разрушаеши бо советы вооружающихся на славящия Тебе.

Унывающим Отрадо, печальным Утешение, заблуждающим Наставнице, соблюди нас, Дево, от всякаго зла, чтущих святый образ Твой.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Преблагословенная Мати Всещедраго Бога, ущедри ны, недостойныя, дарами милосердия Твоего, да превозносим Тя во веки.

Крепость и держава буди рабом Твоим, Всецарице, сила, оружие и меч, враги спасения секущий, да славим Тя во веки.

Сияющая паче Ангел святынею, храни нас, Всенепорочная, от греховных деяний, глаголаний и помышлений, да благословляем Тя во веки.

Освяти, Всесвятая, благоговейно лобызающих святую икону Твою и Твоим Матерним дерзновением милостива нам твори Сына Твоего, да поем Его во веки.

Отрадо и Утешение молящихся Тебе, временных и вечных лютых избави ны, да хвалим Тя и Сына Твоего превозносим во вся веки.

Путь и Живот, Дево, рождшая, стопы наша направи по словеси Божию, да, живот вечный наследовавше, поем Тя, Сына Твоего превозносяще во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Проявленное на горе законоположнику во огни и купине Рождество Приснодевы в наше, верных, спасение песньми немолчными величаем.

Веселися, Ватопеде, неусыпная бо Афона Назирательница яже на Тя коварство вражие манием Своим разруши и изгнанны сотвори разрушение Тебе уготовавшия.

О, великаго дерзновения Твоего, Дево, к Богу и благоутробия к рабом Твоим! Возвещающи бо о вразех, уклонила еси лице Свое от руки Сына Твоего, якоже до ныне зришися на иконе Твоей.

Поток светлости, отрады и утешения неистощимый Ты еси, Богорадованная Мати Света, тьму убо страстей прожени от нас, обстоящих светлое подобие лица Твоего, и несветимаго огня избави.

Спасение буди присное, Госпоже, от враг наших и из руки всех, ненавидящих нас, и направи ноги наша на путь мирен милосердия ради милости Сына Твоего и Бога нашего, Преблагословенная.

Владычествующая всеми яко Всецаря Матерь, стране нашей подаждь благоденствие, мир, спасение и на сопостаты победы и одоление.

Молебное пение от души принесох со страхом Тебе, Дево, рождшей Христа Бога, Егоже молящи, благоприятна сотвори моления наша, да Тя песньми немолчными величаем.

Светилен

Озаряеми благодатным светом от иконы Твоея, Владычице, благоговейно зовем Ти: радуйся, светозарная луно, в нощи греха сущих путеводящая к свету покаяния; радуйся, Мати Избавителя, избавляющая нас от напастей нечаемых. Радуйся, Отрадо и Утешение душ наших.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада», или «Утешение»

Кондак 1

Взбранной Воеводе Победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем Ти:
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Икос 1

Ангел множество и вся небесныя воинства славят Тебе, Матерь всех Богородицу, яко источаеши радости и утешения сердцам человеков в скорби обретающихся. Тем же и мы печальми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивши, умиленно взываем:
Радуйся, материнское к нам грешным благоволение;
Радуйся, прибегающих к Тебе крепкое заступление.
Радуйся, Божественный благости Подательнице;
Радуйся, христианского рода Заступление.
Радуйся, яко Тебе вся колена земная Материю Божиею исповедуют;
Радуйся, яко Твоими молитвами скорби наша утишаются.
Радуйся, Твоим ходатайством прошения благая наша исполняются;
Радуйся, благодать и милость иконами Твоими нам являющая.
Радуйся, мир от потопа греховнаго спасающая;
Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются.
Радуйся, яко Твои честныя иконы чудесами прославляются;

Кондак 2

Видя чудес множество от честных икон Твоих изливающееся, яко Ты еси молящихся Благая Помощнице, обидимых Заступнице, ненадеющихся Надеждо, скорбных Отрада и Утешение, болящих исцеление, труждающихся помоще, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, в находящих на нас лютых скорбех к Тебе прибегати, утешения ищущи. Ты же яко Благая, не остави нас во всякой требуемой нам помощи, да таковую получивше взываем Тебе радостно:
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
Радуйся, сомневающихся известное утверждение.
Радуйся, скорая Помощнице в скорбех и напастех;
Радуйся, теплая Заступнице во всяких обстояниях.
Радуйся, печали наша Твоим утешением умоляющая;
Радуйся, скорбями грехи наша очищающая.
Радуйся, в страданиях наших утешение нам подавающая;
Радуйся, от внезапныя смерти без покаяния молящихся Тебе избавляющая.
Радуйся, от враг видимых и невидимых нас охраняющая;
Радуйся, от нападения злых человек спасающая.
Радуйся, во всяких нуждах прибегающим к Тебе помогающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 3

Силою свыше укрепи нас, Благая Владычице, к Твоему заступлению с верою притекающих и Твоего посещения и промышления сподоби, мрак уныния и скорбей облегших нас отгоняя, да спасаеми Тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неизреченное, всем просящим руку помощи простираеши, недуги врачуя, скорби утоляя, страсти угашая. Не презри нас, Благая Владычице, в печалях и скорбех наших к Тебе притекающих и вопиющих:
Радуйся, Единая всех Мати, милосердие нам являющая;
Радуйся, милости Своей сокровищницу всем открывающая.
Радуйся, родителей скорбящих о чадах своих заблудших печаль утоляющая;
Радуйся, вдовствующих подкрепляющая.
Радуйся, сиротствующих добре устрояющая;
Радуйся, всех скорбящих утешение.
Радуйся, отчаявающихся едина Надеждо;
Радуйся, изнемогающих от уныния Заступнице и подкрепление.
Радуйся, болящих телом и душею благонадежное посещение;
Радуйся, различными недугами одержимых премудре уврачевание.
Радуйся, яко Тобою по мере веры подается совершенное исцеление немоществующим;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 4

Буря многих бед и напастей содержит нас и волнения их в мире терпим. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса нашего Господа, воздвигни руце к Сыну Твоему, да призрит на лютыя сердец наших и исхитит нас из пучины отчаяния, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, яко являла и являеши многую милость роду христианскому, не оставляй нас во дни скорби и напасти и избавление от сих даруй, молим Тя: храни и заступи всех нас от всякия беды и печали, да в мире воспеваем Ти сице:
Радуйся, Заступнице наша, Твоим всемощным заступлением от всякия нужды нас избавляющая;
Радуйся, усердное моление ко Господу о нас приносящая.
Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая;
Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая.
Радуйся, Твоею помощию уповающих на Тя не оставляющая;
Радуйся, добре подвизающихся укрепляющая.
Радуйся, на благое и душеполезное нас наставляющая;
Радуйся, души обремененныя заботами житейскими к попечению духовному направляющая.
Радуйся, всех верных благое мздовоздание;
Радуйся, в забвении долга и чести живущих правосудное наказание.
Радуйся, в пленении, во узах сущих подкрепление и возвращение;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 5

Богосветлые чины ангельския славят Тебе, яко Матерь всех и Богородицу. Мы же Тебе, Заступнице нашей, поклоняющеся, умиленное благоволение приносим и уповающи на Твою милость смиренно молим Тя: милостива пребуди к нам, Владычице, и избави нас от бед и скорбей, да всегда прославляем Твое милосердие зовуще Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша силы небесныя, яко Твоею молитвою гнев Божий утоляется, прославляют и величают Твое милосердие. Мы же грешнии на земли зряще Тебе, изображенную Пречистую Богоматерь, умиленно взываем:
Радуйся, Матерь рода христианского, милосердие нам являющая;
Радуйся, у Престола Сына Твоего непрестанно о христианах молящаяся.
Радуйся, любовию Своею грехи наши покрывающая;
Радуйся, Твоею милостию нас заступающая.
Радуйся, источник отрады и утешения всем источающая;
Радуйся, от междоусобия и распри нас охраняющая.
Радуйся, вражду и ненависть миром и любовию утоляющая;
Радуйся, скорбь и смущение сердец наших умиляющая.
Радуйся, гневливостью одержимых вразумляющая;
Радуйся, в мире со всеми живущих Отрада и Утешение.
Радуйся, суетная прелести мира сего презирати нас научающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 6

Проповедуют милости и чудеса Твоя, Богомати, вси люди православнии, ибо честным Своим покровом охраняеши весь род христианский. Тем же вопием Ти: избави Твоими молитвами всех нас от бед и напастей, да воспоим вси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать светозарная от пречудных икон Твоих, Богомати, пред ними мы припадающе молим Тя: отгони облак нашедших на нас искушений, да вопием Ти:
Радуйся, честныя иконы Твоя чудесами прославляющая;
Радуйся, молящимся пред сими иконами с верою прошения исполняющая.
Радуйся, в бедах сущих заступающая;
Радуйся, уповающим на Тя спасение подающая.
Радуйся, Предстательница пред Богом, за всех нас молящаяся;
Радуйся, Заступнице рода христианского, от Бога нам дарованная.
Радуйся, яко Ты еси храмов наших первейшее украшение;
Радуйся, домов христианских благословение.
Радуйся, православных людей Покров и Заступление;
Радуйся, всего мира очищение.
Радуйся, вся благополезны просящим у Тебе дарующая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 7

Хотящи явити милосердия Своего бездну повелела, Пречистая, игумену обители Ватопедския на Афоне врат обители их не отверзати, да избегнут Твоим ходатайством по суду Божию предстоявшего нападения вражескаго и тако избавльшеся милостию Твоею беды и напасти вси иноцы воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное чудо явила, Богомати, инокам спасение, от святыя иконы Своея изрекла еси, но и зрак лика Твоего Пречистаго Сына сущии на иконе изменила еси. Сего ради видевше чудо сие велие и преславное вси люди возопиша Ти:
Радуйся, святыя иконы Своя на земли во спасение всем явити благоизволившая;
Радуйся, иконами Своими милосердное нам заступление являющая.
Радуйся, чрез святыя изображения Твоя чудеса и ныне источающая;
Радуйся, ими наша скорби и печали утоляющая.
Радуйся, яко на икону Твою взирающе Тебе Самой поклоняемся;
Радуйся, Твоим милостивым заступлением мы грешнии спасаемся.
Радуйся, Твоими святыми иконами град наш освятившая;
Радуйся, теми сердца верующих возвеселившая.
Радуйся, грады и веси Российския Своими чудотворными иконами от разорения спасшая;
Радуйся, страну нашу от порабощения избавлявшая.
Радуйся, утешением и радостию молящихся пред Твоею честною иконою возвеселяющая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 8

Странники и пришельцы на земли вси есмы, по глаголу Апостолову: беды от врагов, скорби от близких, печали от лжебратии и сродник терпяще, в лишениях многих. Ты же, Владычице, яко Милостивая Утешительнице, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего утешение и радости нам даровати, да всегда вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Все житие наше на земли болезненно и печали бывает причастно: слава не стоит, богатство мимо течет, друзи и искреннии смертию отъемлются, немоществует тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, о Богомати, пред Пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и утешения скорбное сердце наше, да вопием Ти:
Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Своею покрывающая;
Радуйся, Милостивая, и нас милующая.
Радуйся, Домостроительнице, жизнь нашу добре устрояющая;
Радуйся, отрадою и утешением печали наши утоляющая.
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая;
Радуйся, Ему о нас моления всегда приносящая.
Радуйся, жестокость сердца нашего умягчающая;
Радуйся, отчаявшихся надеждою возвеселяющая.
Радуйся, Твоим заступлением враждующия на нас отводящая;
Радуйся, от козней духа злобы нас спасающая.
Радуйся, верующим противу диавола силу и мужество подающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское виде Тя, Богомати, у Престола Сына Твоего, предстоящую и за вся христианы молящуюся, восхваляет Тя, яко сильным Своим предстательством грешных заступаеши, прибегающих к Тебе от бед избавляеши, печали наша отрадою утоляеши и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не возможет по достоянию восхвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетныя чудеса Твоя, ими же нас просвещаеши. Мы же Твои благодеяния ведающе, душею радующеся Тебе глаголем:
Радуйся, от напастей Твоим предстательством нас защищающая;
Радуйся, от всяких бед Своим ходатайством нас изимающая.
Радуйся, от належащего праведнаго прещения Божия Твоим умилением нас освобождающая;
Радуйся, от нашествия вражия нас спасающая.
Радуйся, от домашния вражды и брани единокровных миром ограждающая;
Радуйся, от смертоносныя язвы прибегающих к Тебе с несумненную верою исцеляющая.
Радуйся, правосудие Божие умилостивляющая;
Радуйся, страны нашея православныя Защитнице.
Радуйся, всех верующих Благая Заступнице;
Радуйся, всех труждающихся помощь и укрепление.
Радуйся, теплая за всех нас Предстательнице;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий от вечныя муки и прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным во отраду и утешение, да будеши обидимым Заступнице, отчаявающимся Надеждо, скорбящим радование, печальным утешение и всех в нуждах и напастех к Тебе прибегающих спасаеши вопиющих верно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и заступление всем с верою и любовию притекающим к Тебе, Пречистая Владычице, тем же молим Тя: заступи и покрый и огради всех сирых и безпомощных нас от искушений, озлоблений и бед с любовию взывающим:
Радуйся, Мати Божия, любовию материнскою нас возлюбившая;
Радуйся, яко Твоя материнская молитва много может, Владыку умилостивляющая.
Радуйся, Милосердная, двери милосердия Божия нам отверзающая;
Радуйся, к делам милосердия нас возбуждающая.
Радуйся, Святыя Заповеди исполняти нас научающая;
Радуйся, любити своего ближняго нас наставляющая.
Радуйся, грешники к покаянию призывающая;
Радуйся, находящий на нас облак печалей и скорбей разсеявающая.
Радуйся, пламень страстей наших угасающая;
Радуйся, мрак искушений изгоняющая.
Радуйся, Твоим к Богу прошением вся полезная нам подающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода христианского: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарно сияют иконы Твои святыя, проявленныя на освящение наше и утешение. Мы же с любовию чтуще их с верою припадаем пред ними и вопием Ти:
Радуйся, Мати Бога Истиннаго, благочестивыя души просвещающая;
Радуйся, Утешительница наша, обремененныя сердца умиряющая.
Радуйся, всем Тебя призывающим руку помощи простирающая;
Радуйся, Тебе Материю Божией именующим и почитающим нам непрестанно помогающая.
Радуйся, уповающим на Тя и в вере живущим непостыдный конец живота подающая;
Радуйся, во внезапных бедах на нас находящих подкрепляющая.
Радуйся, от насилия и от внезапныя смерти охраняющая;
Радуйся, от татей ограждающая.
Радуйся, в сердцах наших зависть и небратолюбие искореняющая;
Радуйся, от наветов, клеветы и поношений защищающая.
Радуйся, отступающих от веры и церкви вразумляющая и на путь правый возвращающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего, Пречистая Богородительнице, и простри руку помощи, покрый нас кровом крилу Твоею, избави от облежащия беды и напастей, отгони от нас всякаго врага, и супостата, умири нашу жизнь, Владычице, и в печалех бедствующим помози, да спасаеми Тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твои милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, веруем и надеемся, яко испросиши, Благая, временная и вечная всем воспевающим Тя сице:
Радуйся, непостыдное наше Упование в животе и по представлении нашем;
Радуйся, уповающим на Тя в мире конец живота подающая.
Радуйся, всех искренне верующих благословляющая;
Радуйся, маловерных и суеверных вразумляющая.
Радуйся, непочитающих икон Твоих святых наказующая;
Радуйся, поклоняющимся иконам Твоим и Тя на помощь призывающим помогающая.
Радуйся, гордостию ума одержимых и от святыя Церкви отходящих смиряющая;
Радуйся, благами мира сего прельщающихся и попечение сугубое о них имущих светом блага истиннаго озаряющая.
Радуйся, в юности доброму и чистому житию Наставнице;
Радуйся, в старости от сердечнаго окаменения Охранительнице.
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Кондак 13

О, Всепетая и Всемилостивая Мати, Пречистая Госпоже Богородице! Услыши глас молящихся рабов Твоих и приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: подаждь нам в жизни руку помощи, враги наша разжени, недуги наша исцели, всякую злобу и вражду отжени от нас, в печалех житейских отраду и утешение даруй и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.


(фотографии Святой Горы и Ватопедского монастыря любезно предоставлены протоиереем Игорем Пчелинцевым)

Парамифия (21 января / 3 февраля) - по греч. Увещание - один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов Пресвятой Богородицы. В России эта чудотворная икона известна под другими именами (Отрада и Утешение и Ватопедская), хотя на Афоне и в Греции они практически не используются. Есть некоторое расхождение у греческих и русских авторов и относительно происхождения иконы, в связи с чем мы попытаемся восстановить историю этого чудотворного образа, ориентируясь на наиболее авторитетные и достоверные источники из библиотеки самой Ватопедской обители.

Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).

В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.

Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Неоткрывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители...»
По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.

Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».

Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.
С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием»1 этого чудотворного образа.
Однажды Неофит по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но там он тяжко заболел и чувствуя приближение кончины, стал слёзно молить Пречистую, чтобы Она сподобила его умереть в родной обители. Тотчас он услышал голос Божией Матери: «Неофит, ступай в свой монастырь и через год будь готов».
Неофит вернулся в обитель, и через год, причастившись как-то раз Пречистых Тайн и поднимаясь по лестнице перед параклисом Божией Матери Парамифия, он услышал Её голос: «Неофит, время твоего отшествия настало». Придя в свою келью, преподобный почувствовал недомогание и, получив прощение от всей братии, отошёл ко Господу.

В Москве есть и храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.
Списки чудотворного образа есть в Санкт-Петербурге в Казанском соборе Новодевичьего монастыря и в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре (точная копия).

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

В главном соборе Афонского монастыря Ставроникита, освященного в честь святителя Николая, при колоне правого клироса, находится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия. Образ относится к XIII

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, где впервые была явлена ее благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной ст

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее

«Утешайте, утешайте народ Мой!» (Ис. 40:1) – так повелел Бог Своему пророку, обращаясь к томившимся в Вавилонском плену иудеям.

Спустя столетия Симеон Богоприимец тоже ожидал «Утешения Израилева» (Лк. 2:22). Христос-Младенец явился ему на руках Марии, Матери Своей – явился как один из многих младенцев, принесенных в Иерусалимский Храм. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка!» – проговорил потрясённый старец. Он был потрясён не видимой славой Господней, как Исайя или Иезекииль. Ему открылось Слава Божия – словно в гласе хлада тонка (3 Цар 19:11-12) – в хрупкости принесенного Младенца, в приоткрывшейся старцу тайне Креста и Гроба…

Младенец вырос и вышел на Своё крестное служение, и пришел в капернаумскую синагогу, и открыл книгу пророка Исайи.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19).

«Отпустить измученных на свободу» – или, по церковно-славянски, «отпустити сокрушенныя во отраду…

Да! Отпускай на свободу измученных,
Отрок, чье имя прекраснее всех.
в горы взойди неприступными кручами,
в старости Сарре дарующий смех.

…Незадолго до Сретения совершается празднество в честь этой прекрасной иконы, носящей имя «Отрада и Утешение». Младенец, вернее, Отрок, облачен в зелень риз Духа – на Нём Дух Господень, давший Ему помазание, Дух Христов. И хитон Отрока – долгожданного Утешения Израилева, Отрока, которого Бог Отец помазал елеем радости для того, чтобы Он отпускал измученных на свободу, был последней и единственной Отрадой для тех, чья и душа, и кости сокрушены – хитон Его бел, как снег. Преображенная, обОженная плоть Сына – начало нового творения, начало великой радости мира…

Крылья голубки распахнуты в стороны –

лето Господне, и колос, и песнь!

Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною –

Дождь – на руно, и завет Его – радугой,

петь Его, слышать и видеть весь день!

Да! Он ведет, Он берет тебя за руку –

пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он – чудесней видений и знамений,

в старости Сарре дарующий смех,

явленный Боже и Боже являемый,

Отрок, чье Имя прекраснее всех.

И Церковь в лице Богоматери причащается этой тайне Богочеловека, тайне Сына Божия, отпускающих на свободу измученных царством зимы и смерти.

«…саму руку Владыки всех
Получив…
Изливая свет, она виделась мне невещественно,
Непрестанно и невечерне. (…)
Она и чашею Божественного Духа
И безсмертного потока сделалась для меня» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. Этот Евхаристический образ присутствует и на иконе «Отрада и Утешение». Христос – утешение народа Своего, Церкви Своей. Христос – Распятый, Христос – который «был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:18), Христос, раздающий Себя в Евхаристии – просто и без упреков (Иак.1:5), Христос, имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18), имеющий полную власть над врагами…

Лик Отрока грозен. Не таким ли Он был, когда Петр уговаривал Его не идти на смерть? Он отверг искушение, Он преломил Себя на Кресте, Он дал вкушать Плоть Свою, Он, Воскресший – есть истинная Отрада, истинное Утешение Церкви Своей. И только Церковь может раздавать и дарить Его – Отраду и Утешение Свое – всем, теснимым врагами. Ибо Он сразился с последним врагом – смертью – и сломил в Себе ее жало. И Тело Победившего смерть питает нас, и Кровь Его течёт в жилах наших…

Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.

Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!

Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.

Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь!..

Когда на солнце ляжет тень –
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…

…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь –

Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.