Игровые приемы в продуктивной деятельности дошкольника. Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

подобрала педагог ИЗО

МБДОУ «ЦРР – детский сад №166»

г. Воронеж

ЦИЦИЛИНА М.Г.

Д/И «Угадай, что получится?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: Лист бумаги, карандаши.

Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Д/И «Волшебная палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Гуашь. Палитра.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Д/И «Чего на свете не бывает?»

Цель:

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Д/И «Что это может быть?»

Цель: Развиватьвоображение.

Материал: Гуашь. Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Д/И «Поможем художнику»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Д/И «Придумай сам»

Цель: Развивать воображение, фантазию.

Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Д/И «Волшебные картинки»

Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.

Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.

Д/И «Веселая палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.

Задание: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Д/И «Клубочки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Д/И «Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Д/И «Веселый гном»

Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Чудесный лес»

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.

Цветные карандаши.

Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,

полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Перевертыши»

Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Д/И «Составь портрет»

Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал: Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.

Определить настроение и нарисовать портрет.

Д/И «Подводный мир»

Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.

Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Нарисуй теплую картинку»

Цель: Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Задание: Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Д/И «Витражи»

Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы.

Материал: Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.

Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.

Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

Текстовая HTML-версия публикации

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ Методическое пособие Составила Н.А.Байдюкова
Актуальность: В этом методическом пособии представлена коллекция дидактических игр, которая разработана и изготовлена на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в воспитательно-образовательном процессе с самого начала обучения ребенка в различных образовательных областях. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (изъявляют желание вместе с педагогом создавать дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами: (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В
играх с предметами
используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится менее заметна. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.
Настольно-печатные игры
– интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам
.
Самое простое задание в такой игре– нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры
построены на словах и действий играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, и т.д.. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В словесных играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора.
Дидактические игры по цветоведению: Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему, (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, каждый цвет оказывает на нас определённое эмоциональное воздействие.
Д/И «Собери Гусеничку»

Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Мордочки Гусеницы основных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый), круги различных оттенков основного цвета.
Задание:
Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого. Ещё один вариант: среди множества цветов нужно найти и его оттенки.

Д/И «Снеговик и Солнышко»

Цель:
Развивать чувство цвета. Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал:
Изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание:
Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

Д/И «Составь букет для Алёнушки и Снегурочки»

Цель:
Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку, используя при этом теплую и холодную цветовую гамму.
Материал:
2 картинки с изображением Алёнушки и Снегурочки, Цветные круги или цветы в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание:
Внимательно рассмотрев картины, по сигналу педагога положить рядом с персонажем круги, (цветы) придерживаясь соответствующёй цветовой гаммы.
Д/И «Попугай художник»

Цель:
Уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.
Материал:
картинка с изображением попугая, цветные капельки.
Задание:
Внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.

Д/И «Волшебная палитра»

Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Гуашь. Палитра.
Задание:
Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
Д/И «Веселая палитра»

Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.
Задание:
Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактические игры на развитие творческого воображение:
Д/И «Волшебные картинки»

Цель:
Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал:
Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.
Задание:
Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.
Д/И «Чудесный лес»

Цель:
Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал:
Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Угадай, что получится?»

Цель:
Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал:
Лист бумаги, карандаши.
Задание:
Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Д/И «Чего на свете не бывает?»

Цель:

Материал:
Цветные карандаши. Бумага.
Задание:
Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
Д/И «Что это может быть?»

Цель:
Развивать воображение.
Материал:
Гуашь. Палитры.
Задание:
Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

Д/И «Симметричные предметы»

Цель:
Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы:
Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.
Задание:
У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Цель:
Развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал:
Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
Д/И «Поможем художнику»

Цель:
Развивать творческое воображение.
Материал:
Цветные карандаши. Бумага.
Цель:
Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.
Д/И «Придумай сам»

Цель:
Развивать воображение, фантазию.
Материал:
Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.
Задание:
Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
Д/И «Веселый гном»

Цель:
Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал:
Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Задание:
Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Перевертыши»

Цель:
Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал:
Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание:
Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Д/И «Составь портрет»

Цель:
Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал:
Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет. Определить настроение и нарисовать портрет.
Д/И «Подводный мир»

Цель игры:
Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Материал:
Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.
Задание:
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель:
Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал:
Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Задание:
Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Д/И «Витражи»

Цель:
Развивать воображение, чувство цвета и формы.
Материал:
Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.
Задание:
Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.
Игры на развитие мелкой моторики рук
1.

Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного

карандаша
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями ) Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами). Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем) Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца ) Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши ) - Ох! (Один хлопок) И ушел. (Ритмичные хлопки по столу) Газон засох.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. (Грозят пальчиком ) Рыбка спинку изогнула, (Медленно сближают ладони.) Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка хвостиком махнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.) Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.) Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка (На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке ) И пушистого щенка! (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».) Гав! Гав!
5. Самомассаж пальцев и ладоней рук
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши). Этот пальчик самый сильный Самый толстый и большой Этот пальчик для того, Чтоб показывать его Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Избалованный он самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал. Раз, два, три, четыре, пять - Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли И домой пришли опять (Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении- правой руки) начиная с большого.)(Интенсивно растереть кисти (Энергично встряхивать кистями рук.)
Художественное слово: Волшебник Владимир Данько Волшебник кисточкой взмахнул - И ожил лист бумажный: Донёсся грома дальний гул, И дунул ветер влажный. И вот уж ливень грозовой На сад цветущий льётся! И человечек, как живой! Под зонтиком Смеётся!.. Я рисую осень. Я рисую осень. Жёлтые листочки. Из лесу приносят Рыжие грибочки. Веточка рябины, Будто бы заря. Вот какие краски, Краски сентября. Окуну я в осень Кисточку свою. Осень золотая, Я тебя люблю. Мы идём по парку. Всюду листопад. Осени багряной Каждый очень рад.
Литература: Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада.– 2-е издание,доработанное– М.; Просвещение,1991 г. КомароваТ.С.,Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве.– М., Педагогическое общество России,2002 г. Лыкова И.А.Программа художественного воспитания,обучения и развития детей2-7 лет «Цветные ладошки». – М.,«Карапуз-Дидактика»,2006 г. Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова.Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М.,«Просвещение»,1969 г.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»




Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;
- фишки за правильные ответы.

Ход игры:

1 вариант игры:

Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих разный стиль украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.

2 вариант игры:

Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.

3 вариант игры:

Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по собственному желанию (меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).

4 вариант игры:

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

5 вариант игры:

Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.


Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.

Елена Гирдзияускас

Думаю, никто не будет спорить со мной с тем, что изобразительное искусство оказывает благотворное влияние на всех людей, особенно на детей. Чтобы познакомить детей с искусством, мы, конечно, подбираем репродукции, фотографии, но этого оказывается мало для того, чтобы ребенок понял тему и ему было интересно. Поэтому в своей работе, как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, для ознакомления детей с искусством я использую ИГРЫ. Хочу предложить их Вашему вниманию.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

«Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках. Найти этот жанр среди других и обосновать свой выбор.

«Собери пейзаж»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о

признаках времени года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний,

«Времена года и краски»

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.

«Части суток и краски»

Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.


«Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)


«Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.

«Придумай и собери портрет»

Цель: Составить портрет из отдельных частей лица по собственному выбору и воображению.



«Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.