Иерархия фундаментальных потребностей, по маслоу


ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

"Есть своего рода обратная связь между "хорошим обществом" и "хорошими людьми". Они нуждаются друг в друге".

Однако даже идеальное общество не может создавать самоактуализирующихся индивидуумов. "Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным".

Маслоу также описывал эупсихическое или просвещенное управление в противоположность авторитарному управлению бизнесом. Авторитарный менеджер предполагает, что рабочие и администрация имеют фундаментально противоположные, несовместимые цели, что работающие хотят заработать как можно больше с минимальными усилиями, и потому за ними надо тщательно смотреть.

Просвещенное управление предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничении и контроле администрации. Маслоу, однако, указывает, что просвещенный подход лучше всего применим к устойчивым, психологически здоровым работникам. Враждебно настроенные, подозрительные люди, может быть, будут лучше работать в авторитарной структуре и непродуктивно используют свободу. Эупсихический менеджмент применим лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться самоуправлением. Поэтому Маслоу полагал, что эупсихическое общество должно состоять из самоактуализирующихся людей.

СИНЕРГИЯ.

Термин "синергия" первоначально был использован учительницей Маслоу, Рут Бенедикт, для обозначения степени межличностной кооперации и гармонии в обществе. Синергия обозначает объединенное действие или "кооперацию". Она означает также объединенное действие, в котором общий результат больше, чем был бы у всех элементов, если бы они действовали по отдельности.

Как антрополог, Бенедикт отдавала себе отчет в опасности ценностных суждений в сопоставлении обществ и оценки других цивилизаций с точки зрения того, насколько они соответствуют нашим культурным стандартам. Тем не менее, изучая другие цивилизации, Бенедикт ясно видела, что в одних обществах люди более счастливы , более здоровы и более эффективны, чем в других. Одни группы имеют верования и обычаи, которые гармоничны и удовлетворяют их членов, практика же других групп создает подозрение, страх и тревожность.

В условиях низкой социальной синергии успех одного является потерей или неудачей для другого. Например, если каждый охотник делит свою добычу только с членами своей узкой семьи, охота становится делом весьма конкурентным. Тот, кто усовершенствует свою охотничью технику или найдет новые места дичи, постарается скрыть свои достижения от других. Чем больше успех одного охотника, тем меньше может остаться дичи для других охотников и их семей.

В условиях высокой социальной синергии кооперация максимизируется. Примером может служить та же охота, с одним существенным отличием – разделением продуктов на всех. В таких условиях каждый охотник выигрывает от успеха других. В условиях высокой социальной синергии культурная система верований усиливает кооперацию и позитивные чувства между индивидуумами, помогая минимизировать конфликт и разногласия.

Маслоу также писал о синергии в индивидуумах. Отождествление с другими способствует высокой индивидуальной синергии. Если успех других является источником подлинного удовлетворения для индивидуума, то помощь предлагается свободно и великодушно. Здесь в некотором смысле соединяются "эгоистический" и альтруистический мотивы. Помогая другому, индивидуум получает и сам удовлетворение.

Синергия может также существовать внутри индивидуума как единство между мыслью и действием. Принуждение себя к действию указывает на определенный конфликт мотивов. В идеале человек делает то, что ему следует делать. Лучшее лекарство – то, которое не только эффективно, но и хорошо на вкус.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Маслоу провозгласил развитие новой области – трансперсональной психологии – в предисловии ко второму изданию книги: "Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, психологию третьей силы, переходной, подготовительной к еще более "высокой". Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. ...Мы нуждаемся в чем-то "большем, чем мы сами", перед чем мы могли благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи".

"Без трансценденции к трансперсональному мы становимся больными или яростными, нигилистическими или лишеннымн надежды, или апатичными".

Многие из тем, охватываемых трансперсональной психологией, существенны для теорий, развиваемых Маслоу: "пик-переживания", бытийные ценности, мета-потребности и т.п. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала Трансперсональной психологии", определял ее как исследование "предельных способностей и возможностей человека",. тех способностей, которые не нашли себе места в систематике обычных психологических концепций.

Трансперсональная психология включает изучение религии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных человеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах , и большинство психологов не желают принимать эти области всерьез из-за ненаучных, догматических или мистических способов, какими они описывались. Популярность восточных религий на Западе частично связана с их менее теологическим и более психологическим подходом к человеческой природе. Эти традиции также ясно описывают техники психологического и духовного развития.

Маслоу обнаружил наличие духовного "измерения" в самоактуализирующихся людях, которых он постоянно изучал. "Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов".

"Человеческое существо нуждается в ценностной системе отсчета, в философии жизни... в соответствии с которыми можно жить и понимать жизнь в том же смысле , в каком оно нуждается в солнце, в кальции и в любви".

Трансперсональная психология эмпирически изучает медитацию, йогические дыхательные упражнения и другие духовные дисциплины, а также парапсихологию, природу сознания и измененные состояния сознания, гипноз, сенсорную депривацию и пр.

ДИНАМИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ.

Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.

Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Маслоу полагает, что более высокие потребности по природе связаны с большим удовлетворением, так что метамотивация – это показатель того , что индивидуум прогрессировал за дефициентный уровень функционирования.

Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.

"Когда человек становится интегрированным, то же происходит с его миром. Если он чувствует себя хорошо, его мир хорош".

ПРЕПЯТСТВИЕ К РОСТУ.

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивмом поведении ; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Маслоу указывает, что деструктивное окружение и ригидное авторитарное образование легко приводят к непродуктивным привычкам паттернам, основанным на дефициентной ориентации. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

"Два роды сил действуют на индивидуума, а не один. Одни силы толкают его к здоровью, другие же, силы страха и регресса, толкают его назад, к болезни и слабости".

Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают индивидуума. Они уменьшают независимость суждения, так что индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу: например западный взгляд, что большинство человеческих инстинктов, по существу, греховны и должны быть управляемы и подчиняемы. Маслоу полагает, что это негативное отношение фрустрирует рост, правильно же противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, добры, а импульсы к росту составляют Основной источник человеческой мотивации.

Эго-защиты рассматриваются Маслоу как внутренние препятствия росту. Первый шаг в работе с эго-защитами состоит в сознавании их и видении, как они действуют. Затем индивидуум должен постараться минимизировать искажения, создаваемые этими защитами. К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация – это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.

"Хотя в принципе самоактуализация легка, практически она редко имеет место (по моим критериям, безусловно реже, чем у 1% взрослого населения)".

"Комплекс Ионы" – это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов , довольствующихся "прохождением" курса, требующим лийь части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными.

СТРУКТУРА

ТЕЛО.

Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. "Аскетизм, самоотречение, произвольное отрицание требований организма по крайней мере на Западе создает задержку роста, калечит организм; даже на Востоке это приносит самоактуализацию лишь немногим исключительно сильным индивидуумам".

Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физических чувств в "пик-переживаниях", которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным опытом. Он указывает, что обучение танцам, искусству, другим физическим средствам выражения – важное дополнение традиционного, когнйтивно ориентированного образования и что физические и чувственно ориентированные учебные предметы требуют активного вовлечения учащихся, что может быть включено во все формы образования.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

По Маслоу, любовь и уважение – фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает , что большинство учебников психологии даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или сексуального подкрепления.

"Фактически люди добры, если только удовлетворяются их фундаментальные желания (привязанность и безопасность)... Дайте людям привязанность н безопасность, и они в свою очередь ответят привязанностью и предоставлением обеспеченности в своих чувствах".

ВОЛЯ.

Воля – витальвый ингредиент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.

"Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь".

"Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом – не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно". В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и импульсов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

ЭМОЦИИ

Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию .

ИНТЕЛЕКТ

Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пик-переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность. В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания добра и зла в единстве.

Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.

Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.

Маслоу пишет, что творческие люди центрированы на задаче, а не на средствах. Центрированная на проблеме деятельность определяется прежде всего требованиями доставленной цели. Люди же, ориентированные на средства, заняты технологией, методикой, так что часто выполняют очень хорошо продуманную работу с тривиальной задачей. Центрированность на проблеме противопоставляется также центрированности на собственном эго, что часто искажает видение вещей в сторону желаемого в отличие от действительного.

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.

В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 3.1). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.


Рис. 3.1.

Для медсестры данная классификация важна, поскольку у пациента могут быть неудовлетворёнными одна или несколько потребностей любого уровня, реализация которых должна войти в план ухода. Приоритет физиологических потребностей связан с поддержанием жизни человека.


Рис. 3.2.

Характеристика потребностей

Физиологические потребности

Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.

  • В нормальном дыхании, в кислороде (дышать) - приоритетная для медсестры. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Благодаря дыханию поддерживается необходимый для жизни газовый состав крови. Кора головного мозга очень чувствительна к явлениям гипоксии - недостаточному поступлению кислорода к тканям и органам.
    • Проявления нарушения потребности: одышка, кашель, затрудненное носовое дыхание, бледность и цианоз (синюшность) кожи и слизистых, боль в грудной клетке.
    • Факторы риска: курение, загрязнение окружающей среды.
    • Помощь медицинской сестры: поднять изголовье кровати, проветривать помещение, запрещать курение, обучать технике кашля и дыхательным упражнениям, следить за свободным носовым дыханием.
  • В пище (есть). Пища – основной источник энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка обеспечивает нормальный рост и развитие, для взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Адекватное питание при болезни способствует выздоровлению.
    • Проявления нарушения потребности: нарушение аппетита (пониженный аппетит, анорексия – полное отсутствие аппетита, булимия – повышенный аппетит), тошнота, рвота, изжога, боли в животе.
    • Факторы риска – нарушение режима питания, несбалансированное питание, переедание, отсутствие зубов.
    • Помощь медицинской сестры: оказывать помощь в приеме пищи, обучать правильному питанию.
  • В жидкости (пить) - человеку необходимо употреблять 1,5 – 2 л ежедневно. Для сохранения нормального водного баланса нужно употреблять жидкости больше, чем выделать, иначе произойдёт обезвоживание организма, нарушение функций органов и систем.
    • Проявления нарушения потребности: жажда, сухость во рту, сухость кожи и слизистых, пониженный или повышенный диурез (количество выделяемой мочи), запоры.
    • Факторы риска: употребление некачественной воды, недостаточное или избыточное употребление воды.
    • Помощь медицинской сестры: помочь в приеме жидкости и обеспечить ее достаточное количество.
  • В выделении продуктов жизнедеятельности (в физиологических отправлениях). Продукты жизнедеятельности организма выводятся с мочой, калом. Мочеиспускание и акт дефекации – индивидуальные, интимные процессы. Медсестра должна проявлять деликатность, соблюдать конфиденциальность, обеспечить условия уединения пациенту.
    • Проявления нарушения потребности: частый жидкий стул (понос) , задержка стула (запор) , уменьшение отделения мочи, недержание мочи, болезненное мочеиспускание и др.
    • Факторы риска: погрешности в диете, малоподвижный образ жизни, недостаточное употребление жидкости, переохлаждение.
    • Помощь медицинской сестры: помочь пациенту дойти до туалета, обеспечить судном и мочеприемником.
  • В сне и отдыхе. Отдых и сон необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, для преодоления полученных вредных воздействий. Недосыпание приводит к переутомлению, появлению психологических проблем, ухудшению питания мозга. Особенно это важно для больного. Медицинская сестра должна создавать условия, способствующие поддержанию данной потребности.
    • Проявления нарушения потребности: прерывистый сон, бессонница, усталость, зевота, раздражительность.
    • Факторы риска: шум, яркий свет, нарушение распорядка дня, нарушение теплового режима, неудобная постель, болевые ощущения и др.
    • Помощь медицинской сестры: обеспечить комфортные условия для сна, выяснить причины его нарушения.
  • В движении – ограничение ведёт к возникновению проблем со стороны кожи (пролежни), опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Кроме того, при нарушении данной потребности человек лишен общения с окружающей средой, способности себя обслуживать. Помощь медицинской сестры должна быть направлена на восстановление подвижности, на улучшение качества жизни пациента.
    • Проявления нарушения потребности: невозможность или ограничение движения в связи со слабостью, отсутствием конечности, болью, наличием параличей, расстройством сознания, психики.
    • Факторы риска: малоподвижный образ жизни – гиподинамия.
    • Помощь медицинской сестры: помочь пациенту в перемещении, обеспечить вспомогательными устройствами, обучить пассивным и активным упражнениям в постели.
  • Поддерживать нормальную температуру тела. Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без относительного температурного постоянства внутренней среды организма. Организм человека с помощью физиологических механизмов регулирует теплопродукцию и теплоотдачу. Заболевания повышают температуру тела: инфекции, воспалительные процессы, злокачественные новообразования, кровоизлияние в мозг.
    • Проявления нарушения потребности: бледность или покраснение кожи (гиперемия), сухость или влажность кожи, озноб или чувство жара, головная боль, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенная или пониженная температура.
    • Факторы риска: нарушение теплового режима в помещении, одежда не по сезону, пониженный иммунитет, нарушение гормонального фона.
    • Помощь медицинской сестры: контроль температуры тела, поддержание оптимальной температуры в помещении.

Самые основные из базовых потребностей в теории мотивации человека А. Маслоу. Они включают те, которые обычно связываются с физиологическими нуждами, такими как голод, жажда и т.д.


Смотреть значение Фундаментальные Потребности в других словарях

Потенциал Потребности — (NEED POTENTIAL). В теории Роттера - вероятность того, что представленное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности, такой как независимость. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)
Политический словарь

Потребности Политические — - нужда в политическом влиянии или в политической власти, представляющих возможность воздействия на сознание и поведение людей, на функционирование государственных органов.
Политический словарь

Ценность Потребности — (NEED VALUE). В теории Роттера - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей. (Фрейджер, Фейдимен Дж. Личность. Теории.........
Политический словарь

Абсолютные Потребности — уровень потребностей, выражающий потенциальную возможность их удовлетворения
обществом. А.П. являются главным стимулом развития производства.
Экономический словарь

Базисные (основные, Первичные) Потребности — - обычно врожденные
потребности, такие как потребности выжить.
Экономический словарь

Безграничные Потребности — не ограниченное предельным значением желание потребителей иметь, использовать
товары и
услуги, доставляющие им удовольствие, удовлетворяющие их
потребности.
Экономический словарь

Вторичные Потребности — - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанности и власть.
Экономический словарь

Действительные Потребности — уровень потребностей, отражающий реальный уровень потребления. Д.П. выступают как реальная потребительная сила общества.
Экономический словарь

Локальные Потребности — - это
потребности: которые невелики по
размеру и связаны с ограниченным кругом клиентов (
местный деревенский
магазин); разнородны (например,
ателье........
Экономический словарь

Маржинальные Правила (предельные Потребности) — -
правила, определяющие максимальную долю задолженности, которая может использоваться для приобретения ценных бумаг.
Экономический словарь

Настоятельные Потребности — наиболее острые, важные
потребности и нужды людей, без удовлетворения которых они не могут обойтись.
Экономический словарь

Первичные Потребности — - психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
Экономический словарь

Планирование Потребности В Капитале — действия, направленные на выявление потребности в капитале в процессе хозяйственной деятельности. Различают долгосрочное и краткосрочное П.п.в к. К долгосрочному относится........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Материальных Ресурсах (material Requirement Planning, Mrp I) — Ряд технологий, использующих
данные ведомости основных материалов (ВОМ) о составе изделий и складских запасов, а также объемно-календарный
план для вычисления........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Материальных Ресурсах С Замкнутым Циклом (closed Loop Mrp) — Идеология структуры управления предприятием, базирующаяся на планировании потребности в материальных ресурсах, которая включает в себя все функции, стандартно- (минимально)........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Производственных Мощностях (capacity Requirements Planning, Crp) — Функция планирования, предназначенная для определения, измерения и коррекции необходимых ограничений мощности или уровней мощности. Данный термин в MRP II относится........
Экономический словарь

Платежеспособные Потребности — уровень потребностей, определяемый платежеспособным опросом населения. П.П. ограничены товарной массой и денежными доходами населения.
Экономический словарь

Потребности — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся........
Экономический словарь

Потребности Биологические — потребности, связанные с биологическими нуждами человека.
Экономический словарь

Потребности Насыщаемые — потребности, имеющие четкий
предел.
Экономический словарь

Потребности Ненасыщаемые — потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Экономический словарь

Потребности Социальные — потребности, которые обусловлены общественной природой человека.
Экономический словарь

Потребности Хеджирования — Потребность в ценных бумагах для хеджирования определенных источников потребительского риска, помимо обычной среднерассеянной диверсификационной мотивации.
Экономический словарь

Потребности Экономические — внутренние экономические мотивы развития потребления и производства. П.э. представляют собой часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием........
Экономический словарь

Предпосылки, Бухгалтерские Фундаментальные — - принципы, согласно международному бухгалтерскому стандарту № 1 (IASI), лежащие в основе подготовки финансовых отчетов: 1) продолжающейся деятельности; 2) последовательности;........
Экономический словарь

Расчет Плановой Потребности Предприятия В Оборотных Средствах — в плановой экономике:
расчет, составляемый
банком совместно с
предприятием на основе изучения
потребности в
деньгах для образования запасов и формирования........
Экономический словарь

Фундаментальные Дескрипторы — Применительно к модели
расчета фундаментальной беты, -
коэффициенты в индексах
риска, отличные от изменчивости рынка, основанные на финансовых данных, отличных........
Экономический словарь

Фундаментальные Детерминанты Криминальной Экономической Деятельности — - причины и условия, связанные с сущностными характеристиками хозяйственной системы определенного типа: рыночной, командно-административной, переходной.
Экономический словарь

Фундаментальные Исследования — финансово-экономический
анализ, основанный на объективных критериях, как-то:
прибыль,
товарооборот,
уровень
накопления, соотношение активов и пассивов и т.д.
Экономический словарь

Фундаментальные Научные Исследования — - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека,........
Экономический словарь

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Важнейшей, «глубинной», фундаментальнейшей детерминантой живых систем является потребность, которая определяется как «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» .

По сути дела, все другие детерминанты являются производными от этой основной детерминанты. Потребность лежит в основе внутреннего напряжения, которое составляет основу активности живого организма. Главная потребность живого - поддержание неравновесного состояния, негэнтропии. Поэтому в истории живой системы нет ни одного «беспотребностного» мгновения; вся жизнедеятельность живой системы - это удовлетворение этой фундаментальной потребности. В конкретных условиях взаимоотношений организма и среды доминирующее значение приобретают те или иные частные потребности (голод, жажда и т. д.), удовлетворение которых знаменует не переход к «беспотребностному» бытию, а лишь смену частных потребностей. Общее - основная жизненная потребность - существует и реализует себя через частное. Соответственно и общая жизненная детерминанта выявляет себя в определенных частных детерминантах, специфика которых определяется качественной определенностью данной конкретной живой системы. Именно поэтому фундаментальная жизненная детерминанта, воплощаясь в определенные конкретные детерминанты, превращает активность «вообще» в направленную активность. Фундаментальная потребность живых систем - поддержание неравновесного состояния и, следовательно, предотвращение установления равновесия. Как пишет И. Пригожин, «жизнь сопряжена с далекими от равновесия условиями…» . Это же положение подчеркивает и Дж. Карери, указывая, что «поток энергии извне не только поддерживает открытую систему в неравновесном состоянии, но вдобавок приводит к новой ситуации, которая затем в процессе эволюции оптимизируется и приобретает устойчивость» . Эта исходная, фундаментальная жизненная потребность, трансформируясь в частные потребности, определяющиеся, как уже указывалось, качественной определенностью живых систем, направляет активность этих систем, их поведение на удовлетворение определенных, в данное время доминирующих потребностей. Вот почему столь важна для понимания детерминации поведения (как проявления деятельности мозга) рациональная классификация потребностей. И не случайно принципам классификации потребностей уделяет такое внимание П. В. Симонов, указывающий, что «вопрос о потребностях, их классификации, их взаимоподчинении и взаимодействии ныне представляет первый и основной вопрос, который необходимо поставить перед любой системой взглядов, претендующей на анализ человеческого поведения» . Разумеется, рациональная классификация потребностей важна не только для понимания поведения человека, но и для понимания поведения животных. Говоря словами А. А. Ухтомского, понять поведение - это уметь детерминировать его. Раскрытие детерминирующей роли потребностей в построении поведения возможно лишь на основе определенной группировки, классификации потребностей. Такая классификация представляется тем более необходимой, что любая из потребностей выступает не как изолированная, автономная детерминанта (даже если она носит в данный момент доминирующий характер), а как элемент системы потребностей - детерминант, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Доминирование и, следовательно, ведущая детерминирующая роль одной какой-либо потребности - это результат взаимодействия данной потребности с другими. Глубоко прав П. В. Симонов, подчеркивающий значение не только простой классификации потребностей, но и изучения их взаимодействия и взаимоподчинения. Именно таким путем может быть реализован принцип системности в раскрытии детерминирующей роли потребностей, а сам комплекс потребностей (детерминант) может быть квалифицирован как одна из форм системной детерминации. Удовлетворение потребности - это внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, это восполнение недостающего, и с этой точки зрения удовлетворение потребности может рассматриваться как достраивание живой системы (именно системы!), о котором К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Сама эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Становление системы такой целостностью образует момент ее, системы, процесса, ее развития» . Комментируя эту замечательную мысль, В. В. Давыдов и В. П. Зинченко подчеркивают, что «становление целостности - это момент развития органической системы, а это ее развитие состоит в создании недостающих ей органов. Иными словами, целостность системы является результатом ее саморазвития» . С другой стороны, удовлетворение потребности - не только и не столько восполнение недостающего, простое достраивание системы, сколько превращение ее в определенную целостность. Это дает основание рассматривать ведущую детерминанту живой системы как фактор ее системообразования. Рассматриваемый в теории функциональной системы П. К. Анохина результат как системообразующий фактор есть не что иное, как трансформированная потребность. Но потребность только потому приобретает системообразующую роль, что она обеспечивает главное свойство живого - его выделенность из среды и противостояние ей (как форма диалектического единства со средой). Будучи атрибутом живого, потребность по мере повышения уровня организации живого трансформируется в условный раздражитель (в «цель», «акцептор результатов действия», «модель потребного будущего» и т. д.), т. е. приобретает очертания конкретных физиологических детерминант. Но трансформированная в разные физиологические детерминанты, исходная жизненная потребность служит фактором формирования различных систем. Казалось бы, один и тот же организм под влиянием разных потребностей (детерминант), оставаясь самим собой, в то же время становится другим. В отличие от тел неживой, «косной» природы живые системы под влиянием тех или иных потребностей «преодолевают» себя.