И.М. Тронский. История античной литературы: Комедия. Аттическая комедия

ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н. э. комедия.

Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. Термин «комедия» восходит к древнегреческому слову comōidía, буквально обозначающему «песню комоса», т. е. песню участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы и связанного обычно с наступлением зимнего солнцеворота или весеннего равноденствия. С этимологией понятия согласуется сообщение Аристотеля, возводящего начало комедии к импровизациям зачинателей фаллических песен («Поэтика», гл. IV), которые являлись непременной частью комоса, выражая надежды земледельцев на богатый урожай и хороший приплод скота.

Обрядовая откровенность первобытного комоса облегчила проникновение в него обличительных элементов, когда в процессе социального расслоения выявились тенденции разбогатевших членов рода к угнетению основной массы земледельцев. Во всяком случае, поздние античные источники сообщают о том, что некогда простые люди, притесняемые каким-нибудь богатым человеком, собирались ночью около его дома и распевали песни, изобличающие жестокость и корыстолюбие обидчика. Со временем государство оценило-де общественное значение этих крестьянских инвектив и велело их исполнителям повторять свои насмешливые песни днем и при всем народе. Называли даже имя некоего поэта Сусариона, жившего в первой половине VI в. до н. э. и облекшего земледельческие импровизации в поэтическую форму, причем деятельность Сусариона связывали с кратковременным расцветом демократии в пелопоннесском городе Мегаре.

Хотя историческая достоверность подобных свидетельств не может считаться вполне доказанной, они, несомненно, верно улавливают обличительный характер фаллических песен и комоса в целом, унаследованный в дальнейшем литературной аттической комедией.

Другим ее источником послужила элементарная и столь же древняя форма народного балагана - шуточная сценка, в которой глупый богач, плут или вор пытается обмануть, обокрасть или еще как-нибудь ущемить интересы основного героя, но всегда терпит поражение и с позором покидает эстраду, сопровождаемый ударами палки и дружным хохотом зрителей. Действующими лицами в таком фарсе могли быть даже боги или мифические герои: веселая атмосфера дионисовского празднества допускала вольное обращение и с ними.

Жанр фольклорных, бытовых и пародийно-мифологических сценок впервые получил литературную обработку, по-видимому, в творчестве сицилийского комедиографа Эпихарма (конец VI - первая половина V в. до н. э.), известного нам только по названиям и незначительным фрагментам его комедий. Здесь мы встречаем среди действующих лиц и богов, и ненасытного обжору Геракла, и плута Одиссея, но также и некоторые бытовые типы (например, парасита), характерные впоследствии для аттической комедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый, и современная история литературы придерживается этого деления, поскольку оно позволяет достаточно четко охарактеризовать жанровые особенности комедии на каждом этапе ее существования.

Одним из наиболее примечательных признаков строения древней аттической комедии являлась активная роль хора, носителя основной публицистической идеи пьесы, хотя и облаченного часто в причудливые костюмы птиц, зверей, облаков, городов, подземных духов и т. п.

Иллюстрация:

Сер. IV в. до н. э.

Театр в Эпидавре, приписываемый архитектору Поликлету младшему

Участие хора создавало специфическую композиционную структуру древней комедии, отражающую основные черты ее происхождения из хорового (обличительного) и диалогического (балаганно-фарсового) элементов.

Комедия открывалась прологом - обычно диалогической сценой, в которой давалась экспозиция сюжета, намечалась расстановка его участников, а иногда происходили и весьма существенные события. За прологом следовал, как и в трагедии, парод хора, но гораздо более оживленный, причем часто хор самым непосредственным образом включался в действие, принимая сторону главного героя или, наоборот, всячески стараясь помешать исполнению его замысла. Иногда хор, который в комедии состоял из 24 человек, мог разделиться на две враждующие половины. Но и независимо от этого для выступлений хора на протяжении всей комедии характерно симметричное построение: песни исполнялись поочередно двумя полухориями.

Столкновение, наметившееся в прологе и обострившееся после выступления хора, достигало высшего напряжения в сцене агона, т. е. спора двух противников, подбодряемых и побуждаемых к максимальной настойчивости полухориями. С победой одной из сторон содержание конфликта, в сущности, исчерпывалось. Вторую половину комедии составляла вереница балаганных сценок, связанных между собой только личностью главного героя: либо он разоблачал и прогонял всякого рода проходимцев, желавших воспользоваться уже завоеванной победой, либо, реже, с каждым новым эпизодом приближался к своему поражению, и тогда одержанная победа оказывалась призрачной, мнимой. Завершалась комедия песнью хора, покидавшего орхестру.

Между агоном и эпизодами второй половины комедии обычно вклинивалась ее наиболее своеобразная часть, так называемая парабаса: обращение хора к зрителям, своеобразное лирическое и публицистическое отступление, в котором автор устами хора разговаривал непосредственно с аудиторией о себе и о текущих событиях, давал политические советы, вспоминал о прошлом и одновременно нападал на тех, чье поведение считал несовместимым с гражданской

моралью. Парабаса представляла, по-видимому, древнейшее хоровое ядро комедии, обличительное по своему основному назначению.

Общественно-политическая активность, вмешательство в обсуждение злободневных вопросов, резкая критика любых политических деятелей, поэтов, философов составляла другую существенную черту древней аттической комедии. Выросшая из задорных крестьянских обличений, призванная развлекать и поучать в дни всенародных празднеств людскую массу, состоявшую в огромной степени из тех же аттических земледельцев, древняя комедия не знала никаких границ ни в осуждении неугодных ей лиц, учреждений, обычаев, ни в откровенности и фантастике сюжетных ситуаций. По существу своему она была глубоко демократическим жанром и не случайно получила доступ на Великие Дионисии в 487/486 г., три года спустя после победы при Марафоне, когда укрепилось влияние аттического крестьянства. Авторы комедий, как и трагические поэты, выступали в порядке художественного состязания: ежегодно соревновались три драматурга, каждый с одной комедией. Около 444 г. комедии стали ставить также на Ленеях.

Число афинских комедиографов было очень велико: известно свыше пятидесяти имен поэтов, писавших в V - начале IV в. Из них античная критика выделила - вероятно, по аналогии с трагической триадой - Кратина, Евполида и Аристофана, но от первых двух до нас дошли только фрагменты. Таким образом, единственные памятники древнеаттической комедии для нас - комедии Аристофана.

Древняя аттическая комедия - это один из наиболее сложных для понимания жанров античной литературы. Аттической она названа потому, что бытовала в Аттике - области Греции, цеитром"которой были Афины; древней - для отличия от комедии TV-III вв. до н. э., которую мы называем новой аттической комедиен. ’ " С начала и до конца своего существования древняя аттическая комедия по структуре, художественным особенностям и со- \ держанию была теснейшим образом связана с обрядовыми играми, в которых следует искать. е&лищж^^^/Поэтому для правильного"" понимания и оценки произведений этого жанра необходимо хорошо разобраться в вопросе его происхождения. Z" Обряды, лежащие в основе комедии, принадлежали нразд- f йикам богов плодородия и уходят корнями в глубокую древ- \ность. В переводе с греческого хо)Ц(об1а означает «песня комо- са». Комосом же назывались процессии людей, славящие бога в’ шутливых, подчас весьма вольных песнях, перемежающихся с п ведя ми насмешливого содержания. Иногда это были земле- дельцы, приходившие’по ночам в город и певшие обличительные песни иод окнами своих обидчиков-горожаи. Таким образом," в песнях комоса содержался элемент социального* протеста, который перешел в комедию, имевшую в V в. до и. э. острую политическую направленность. * ^ «Фаллические песни», исполнявшиеся в процессиях в честь богов плодородия, особенно в честь Диониса, с несением при этом фалла (символа плодородия), явились источником характерных для комедии непристойных шуток, которые, как и другие нарушения повседневных моральных норм поведения, *по понятиям древних народов, благоприятно влияли на плодородие земли и скота. Плодородие можно было вызвать, но мнению древних, также смехом и борьбой - с этим связана установка древней комедии на беспредельный комизм, а также обязательное наличие в комедии агона (борьбы, спора) как основной композиционной части произведения. Итак, песни комоса и фаллические песни легли- в основу хоровых партий древней аттической комедии. Драматические же части комедии восходят к незатейливый ярмарочным сценкам балаганного характера с перебранками п драками, т. е. имеют фольклорное происхождение, как и несли хо-ра. Одним из разновидностей комедийного жанра была «сицилийская комедия» Эпихарма (V в. до и. э.). До нас дошли только фрагменты комедий Эпихарма, из которых видно, что это были серии сценок бытового или мифологического содержания. Излюбленными героями мифологических комедий Эпихарма были Одиссей, изображаемый ловким плутом, и Геракл- не подвижник и страдалец, каким он предстает перед памп в трагедиях Софокла и Еврипида, а обжора, пьяница и сластолюбец, каким выводит его впоследствии древняя атти1 ческая комедия. В бытовых комедиях Эпихарма были отклики па современную жизнь, на философские течения современности, и этим его комедии близки древней аттической. В Афинах комедии стали ставиться в театре позднее трагедий (в 80-х годах V в. - два раза в году): на Дионисиях и на Ленеях. Обычно на празднике выступали три комедиографа, каждый с одной комедией. Актеры, как и в трагедиях, играли в масках, изображавших смеющиеся или уродливые лица, так как безобразное, в понимании греков, как и смешное, способно влиять на плодородие. Весь внешний вид актера - его костюм, особая бутафория, составляющая часть костюма, манера держаться и передвигаться по сцене - все должно было вызывать смех. В комедии выработался ряд определенных персонажей, которых мы называем типическими масками: шут, ученый шарлатан, трусливый щеголь, пьяная старуха, обжора, воин, «вар- вар» (иностранец, коверкающий греческий язык), смышленый раб и др. Эти персонажи найдут свое дальнейшее развитие nv в новой аттической, потом и римской комедии, и наконец в европейской комедии нового времени. О тесной связи древней аттической комедии с обрядом свидетельствует активная роль хора, который занимает здесь большее место, чем в трагедии. Если трагический хор состоял вначале из 12, потом из 15 человек, то комический - из 24 человек, и он делился на два полухорпя, что давало возможность хороводного а гон а (словесного состязания). Названия большинства сохранившихся комедий Аристофана («Всадники», «Облака», «;Осы», «Ахарияне», «Птицы» и т. п.) указывают на состав хора и свидетельствуют о ведущей роли хора в древней аттической комедии. Ролью хора обусловлена и структура комедии. Она открывалась прологом - монологом одного из действующих лиц или диалогом, вводившим зрителей в ситуацию спектакля. Затем следовал парод - выход на сцену хора и его первая песня, призванная возбудить любопытство публики, интерес к представляемому сюжету, тем более, что участники хора часто были одеты в фантастические костюмы облаков, лягушек, ос и т. п. Дальнейшее действие делилось на эписодии (актерские сцены) и стасимы (песни хора). В комедии обязательно был один пли два агона, т. е. сцены спора между полухориямп или между персонажами - словесные, но доходящие иногда до потасовок. Где-то в середине комедии была парабаса - обращение хора к публике с обличением деятелей государства, с обвинением их в честолюбии, казнокрадстве, агрессивной военной политике и т. п. или с пропагандой взглядов автора на политику государства, на общественную жизнь, литературу и т. п. Содержание этой части, таким образом, не было прямо связано с действием комедии, и в пен особенно ощутима связь комедии с. обличительными песнями комоса. Последняя песня хора и уход его ср сцены-эксод. В конце действия обычно разыгрывался ряд сценок, отражающих разные моменты праздников плодородия: пирушка, свадьба (или эротическая сценка), беготня с факелами (пли пожар) и т. п. Элементарной формой народного балагана является шуточная сценка; в пей часто действуют сказочные герои или содержатся сказочные мотивы. Для народного фарса характерен гротеск. Отсюда - карикатурность, фантастика, буффонада древней античной комедии. Единство действия, т. е. последовательное развитие единой сюжетной линии в древней аттической комедии, соблюдалось не всегда. Дреэняя аттическая комедия была связана одновременно / и с обрядом и с современной общественной жизнью: она консервативна но форме и злободневна по содержанию; фантастика и грубый комизм соединяются в ней с обсуждением серьезнейших политических и социальных проблем. В этой протпзо- речивости и состоит своеобразие жанра, /меняющего свой характер по мере ослабления его связи с обрядом. Тенденциозная, политическая по содержанию, натуралистическая в деталях и карикатурная по форме, древняя "аттическая комедия являлась мощным орудием социальной борьбы. Свобода содержавшейся в комедии политической критики обеспечиваласьа-^эд11он сторизны, особенностями афинской д«ь мократии У в. AQ jjс друготг- 1СомедийноТ1>рад11Циёи7 восходящей к праздникам плодородие; где насмешка, поношение, как сказано выше, были важной частью ритуала.

«Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. С этой фольклорной стороной «древней» комедии необходимо прежде всего познакомиться для того, чтобы понять специфику жанра.

Аристотель («Поэтика», гл. 4) возводит начало комедии к «зачинателям фаллических песен, и поныне остающихся в обычае во многих общинах». «Фаллические песни» - песни, исполнявшиеся в процессиях в честь богов плодородия, особенно в честь Диониса, с несением при этом фалла, как символа плодородия. Во время таких процессий разыгрывались насмешливые мимические сценки, отпускались шутки и бранные слова по адресу отдельных граждан (стр. 20); это те самые песни, из которых в свое время развился сатирический и обличительный литературный ямб (стр. 75). Указание Аристотеля на связь комедии с фаллическими песнями в полной мере подтверждается рассмотрением составных элементов «древней» аттической комедии.

Термин «комедия» (Komoidia) обозначает «песню комоса». Комос - «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания. Комосы имели место и в религиозной обрядности и в быту. В древнегреческом быту комос иногда служил средством народного протеста против каких-либо притеснений, превращался в своего рода демонстрацию. В комедии элемент комоса представлен хором ряженых, одетых подчас в весьма фантастические костюмы. Нередко встречается, например, животный маскарад. «Козы», «Осы», «Птицы», «Лягушки» - все эти заглавия древних комедий даны им по костюму хора. Хор славит, но чаще всего обличает, причем его насмешки, направленные против отдельных лиц, обычно не стоят ни в какой связи с комедийным действием. Песни комоса были прочно, укреплены в аттическом фольклоре, независимо от религии Диониса, но входили также и в обрядность Дионисовых празднеств.

Таким образом, и хор и актеры комедии восходят к песням и играм празднеств плодородия. Обрядность этих празднеств отражена также и в сюжетах комедии. В структуре «древней» комедии момент «состязания» обязателен. Сюжеты чаще всего строятся таким образом, что герой, одержав в «состязании» победу над противником, устанавливает некий новый порядок, «переворачивающий» (по античному выражению) вверх дном какую-либо сторону привычных общественных отношений, и тогда наступает блаженное царство изобилия с широким простором для еды и любовных радостей. Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием комоса. Из известных нам «древних» комедий лишь немногие, и притом наиболее серьезные по своему содержанию, отклоняются от этой схемы, но и они, кроме обязательного «состязания», всегда содержат в том или ином виде также и момент «пиршества»

* Древняя аттическая комедия

Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый воин», «ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. п.), Ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. «Древняя» комедия - комедия по преимуществу политическая и обличительная, превращающая фольклорные «насмешливые» песни и игры в орудие политической сатиры и идеологической критики.

Другая отличительная черта «древней» комедии, это - полная свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Высмеиваемое лицо либо прямо выводилось на сцену в качестве комического персонажа, либо становилось предметом язвительных, порой очень грубых, шуток и намеков, отпускавшихся хором и актерами комедии. Например, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как лидер радикальной демократии Клеон, Сократ, Эврипид. Не раз делались попытки ограничить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались безуспешными.

используя при этом также и типические маски фольклора и сицилийской комедии. даже тогда, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в очень малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста») вообще с присовокуплением типических черт маски «ученого шарлатана».

Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер..

Комический хор состоял из 24 человек, т. е. вдвое превосходил хор трагедии дософокловского времени. Он распадался на два иногда враждующих между собой полухория. Важнейшая партия хора - так называемая парабаса, исполняемая посредине комедии. Она обычно не стоит ни в какой связи с действием пьесы; хор прощается с актерами и обращается непосредственно к зрителям. Парабаса состоит

из двух основных частей. Первая, произносимая предводителем всего хора, представляет собой обращение к публике от имени поэта, который сводит здесь счеты со своими соперниками и просит о благосклонном внимании к пьесе. Вторая часть, песня хора, имеет строфический характер и состоит из четырех партий

а гон, в котором часто сконцентрирована идейная сторона пьесы. Агон в большинстве случаев имеет строго каноническое построение. «Состязаются» между собой два действующих лица, и спор их состоит из двух частей; в первой ведущая роль принадлежит той стороне, которая будет побеждена в состязании, во второй - победителю; Типическим для «древней» комедии можно считать нижеследующее построение. В прологе излагается фантастический проект героя. За этим следует парод (вступление) хора, живая сцена, где участвуют и актеры. После агона цель обычно достигнута. Тогда дается парабаса. Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, Заканчивается пьеса процессией комоса. Развитие связного действия и усиление партий актера привели к созданию пролога, произносимого актерами, и оттеснению парабасы к середине пьесы. КНИГА СТР.157-161

Древняя аттическая комедия, как и трагедия, родилась из обрядовых игр праздников Диониса. Другой источник – элементарного форма народного балагана – шуточная сценка, в котором высмеиваются глупый вор, хвастун ученый и т.д.

Термин «комедия» восходит к древнегреческому слову comōidía, буквально обозначающему «песню комоса», т. е. песню участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы и связанного обычно с наступлением зимнего солнцеворота или весеннего равноденствия. С этимологией понятия согласуется сообщение Аристотеля, возводящего начало комедии к импровизациям зачинателей фаллических песен («Поэтика», гл. IV), которые являлись непременной частью комоса, выражая надежды земледельцев на богатый урожай и хороший приплод скота.

Характерными чертами древней аттической комедии как жанра являются политическая насмешка, направленная на определенных людей и касавшаяся актуальных современных вопросов, сказочность и фантастичность.

Одним из наиболее примечательных признаков строения древней аттической комедии являлась активная роль хора, носителя основной публицистической идеи пьесы, хотя и облаченного часто в причудливые костюмы птиц, зверей, облаков, городов, подземных духов и т. п.

Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый воин», «ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. п.), Ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. «Древняя» комедия - комедия по преимуществу политическая и обличительная, превращающая фольклорные «насмешливые» песни и игры в орудие политической сатиры и идеологической критики.

Другая отличительная черта «древней» комедии, это - полная свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Высмеиваемое лицо либо прямо выводилось на сцену в качестве комического персонажа, либо становилось предметом язвительных, порой очень грубых, шуток и намеков, отпускавшихся хором и актерами комедии. Например, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как лидер радикальной демократии Клеон, Сократ, Еврипид. Не раз делались попытки ограничить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались безуспешными.

Используются при этом также и типические маски фольклора и сицилийской комедии. даже тогда, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в очень малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста») вообще с присовокуплением типических черт маски «ученого шарлатана».


В Новой комедии почти исчезла пародия на трагедию, которая была еще в Средней комедии, - вероятно, потому, что публика не была достаточно знакома с произведениями трагиков, чтобы понимать намеки на них. Но насмешки над философами продолжаются, как были они в Средней комедии; касаются они главным образом стоиков и Эпикура и очень редко Платона. Мифологические темы встречаются гораздо реже, чем в Средней комедии; всего чаще бывают они у Дифила. Число комедий, озаглавленных именами гетер, значительно меньше, чем в Средней комедии.

Расцвет новой аттической комедии относится к концу IV и к III в. до н. э. Нам известно более 60 имен ее представителей, но их произведения мы знаем почти только по отрывкам. Правда, этот пробел отчасти возмещается переделками римских поэтов Плавта (прибл. 250- 184 гг.) и Теренция (прибл. 190- 159 гг. до н. э.). Менандр, Филемон, Дифил, Аполлодор, Посидипп, Демофил.

Внешним отличием «новой» комедии от «древней» было отсутствие хора, который и не подходил к ее содержанию, требовавшему большей интимности. Песни хора иногда упоминаются в тексте, но они не имели отношения к действию и служили только в качестве дивертисмента в антрактах. В исполнении этих комедий число актеров не ограничивалось тремя. Другой особенностью комедии была специальная фигура «пролога», которая давала, как нередко это бывало в трагедиях Эврипида, объяснение содержания пьесы.

Основные черты Новой аттической комедии: сосредоточение интереса на частных конфликтах и любовной интриге; стремление к бытовому правдоподобию, отказ от безудержной игры фантазии; исчезновение черт народно-культового действа; тяготение к стереотипным ситуациям и характерам-маскам (гетеры, раба, скупого отца, хвастливого воина и др.). На политические события «новая» комедия реагирует изредка и мимоходом

2. Эволюция творчества Аристофана. Проблематика и поэтика его комедий.

Эволюция:

1)427-421г, это первый этап Пелопонесской войны. Этот период является ярко политическим, с соблюдение обрядно-хорового стиля.

2)второй период (414-405) от 421 до 414 мы не имеем никаких сведений.

Этот период уже не столь ярко политический. Его тематика, в основном, общественно-сатирическая, комедии содержат сатиру на поэтов и театр в связи с политическими требованиями.

3)третий период(392-388)крушение старой земледельческо-ритуально-политической комедии, приближение к позднейшей бытовой комедии нравов, культивирование утопических идеалов, преобладание диалога над хором, отсутствие парабасы.

1) Изменение роли хора

Сначала хор участвовал в действии до парабасы, в парабасе хор говорил от лица автора и дальше никакого отношения к сюжету не имел. Хор открыто выражал тенденцию автора.

Позже Аристофан стремился вовлечь хор в развитие сюжета.

2) Глубокое раскрытие индивидуальных свойств характера персонажей. Например, Лисистрата – целеустремленные, требовательная, несгибаемая.

Живой характер раба. В «Ахарнянах» и «Птицах» рабы – бессловесные статисты, в отличие от раба в «Лягушках».

Комедия Аристофана по содержанию распадается на две части: в первой излагается и дебатируется какой-нибудь тезис, а во второй – изображаются практические последствия этого тезиса, причем возможны два случая: или эти последствия оказываются явно дурными, и через это доказывается негодность допущенного тезисами, или же, напротив, последствия оказываются хорошими. Первый случай можно видеть в «Облаках», где последствия иллюстрируют вред софистских учений, одержавших победу над старинным воспитанием. Второй случай можно увидеть в «Лисистрате».

Стихосложение Аристофана разнообразно; в разных частях комедии употребляются разные стихотворные размеры, главным образом в зависимости от того, для чего предназначена данная часть - для разговора или для пения.

Поэтому в диалоге употребляются одни размеры, в лирических частях - другие.

В диалоге употребляются: 1) ямбический неусеченный триметр, 2) ямбический усеченный, ный тетраметр, 3) трохаический усеченный тетраметр, 4) анапестический усеченный тетраметр.

Как бы то ни было, но вполне очевидно, что язык всех действующих лиц у Аристофана совершенно одинаков. Это заметил и автор трактата «Сравнение Аристофана с Менандром», в котором ставится Аристофану в вину такой одинаковый для всех персонажей способ выражения. Ни один гражданин афинский не говорит каким-нибудь

неправильным языком; даже рабы употребляют всегда отличный аттический язык; ничего подобного Толстовскому «таё» нет в аттической комедии. Напротив, чужестранцы, появляющиеся на сцене, всегда изображаются говорящими на языке или диалекте того народа, к которому они принадлежат: например, беотиец и мегарянин в «Ахарнянах», спартанец в «Лисистрате»; или же говорят на ломаном аттическом: например, перс в «Ахарнянах», скиф в «Фесмофориазусах». Это служит доказательством того, что афиняне все говорили одним языком: иначе Аристофан не упустил бы случая посмеяться

над какой-нибудь вульгарной особенностью своих соотечественников (Соболевский)

3. Комедия "Облака": конфликт, проблематика, система образов, приемы создания комического эффекта.

Конфликт поколений; конфликт старого и нового; конфликт между старинным воспитанием и софистскими учениями. Аристофан стремился раскрыть политическую опасность софистской диалектики. Аристофан ополчается в своей пьесе против философии софистов и говорит об ее развращающем влиянии на нравы общества и в особенности на юношество. Он безжалостно посрамил Сократа и в его лице - всю модную науку.

Проблематика:

Проблема воспитания, проблема истины и лжи

Приемы комического эффекта:

ü Гротескное преувеличение «изощренного ума» Сократа

ü Комическое контрастирование «высокого» и «низкого»: отвлеченной теории Сократа и трезвого, практического ума Стрепсиада.

ü В конце пьесы, когда Стрепсиад поджигает «мыслильню», на вопрос Сократа он отвечает его же словами, сказанными при встрече: «Хожу по воздуху, созерцая солнце». Комизм такого ответа усиливается сходством ситуации: вначале Стрепсиад спрашивал Сократа, стоя внизу, а теперь внизу находились Сократ и его ученики.

ü В форме гротеска осмеиваются напыщенные пустые речи учителей, их безапелляционный тон и уверенность, что только они владеют истиной.

Почему в качестве главного софиста выбран именно Сократ?

ü Одним из главных качеств Сократа было превосходное владение софистической диалектикой, он считался очень искусным мастером софистических рассуждений, даже в среде самих софистов.

ü Такое же как у софистов отношение к общественно-политическим вопросам: презрение демократии и высоко чтимых моральных традиций (глупо избирать должностных лиц по жребию, так как истинными правителями являются «знающие», те, кто умеют управлять. Сократа обвиняли в том, что он возбуждает у молодежи презрение к установленному государственному стилю.

В действительности Сократ также многим отличался от софистов.

ü Сократ не давал платных лекций, не претендовал на знание абсолютной истины.

ü Его не интересовали естественно-научные проблемы (в пьесе он говорит, что «небо – железная печь, а люди – угольки»).

Однако Аристофан дал некоторую конкретизацию образа Сократа. Он дал внешнюю характеристику философа: Сократ ходил босой, внешность его была безобразна

Система образов:

В комедии «Облака» выведены следующие действующие лица: Стрепсиад – старик, человек старой закалки, трудолюбивый, чтит богов и обычаи, защищает свою веру; Фидиппид - его сын, молодой человек; Ксанфий - слуга Стрепсиада; ученик Сократа; Сократ - философ, человек около 46 лет; Правосуд - аллегорическое лицо, представитель

старинного афинского воспитания; Кривосуд - аллегорическое лицо,

представитель нового, софистического афинского воспитания; Пасии - старик, кредитор Стрепсиада; Аминий - молодой человек, кредитор Стрепсиада; свидетель, приведенный Пасием, немое лицо; Херефонт, ученик Сократа, произносящий только один стих - 1505.

Хор состоит из Облаков, изображенных в виде женщин.

4. Комедия "Лягушки": композиция, конфликт, проблематика, значение агона, образы главных героев, своеобразие комизма.

Конфликт: столкновение двух мировоззрений: консервативной землевладельческой афинской демократии периода становления и радикальной демократии периода Пелопонесской войны с проявлением кризиса идеологии.

Комедия посвящена критике идейных основ драматургии Еврипида и его сценических приемов. В то же время в ней немало высказываний Аристофана по вопросам внутренней и внешней политики Афин.

Проблематика: Что есть истинное искусство? В чем главные достоинства трагедии?

В комедии есть три плана:

Первый: обычная буффонада с участием Диониса и его раба. Комизм их похождение основан на пародировании мифа о том, как герой и силач Геркулес спустился в Афин и украл Цербера. Фарсовые приемы, грубые шутки, потасовка, потешная клоунада – аксессуары первой части комедии.

Второй: Публицистический план. Политические мотивы в хоровых песнях мистов.

Третий: Литературный спор Эсхила и Еврипида. Почему именно Эсхил и Еврипид?

В творчестве Эсхила отразилось мировоззрение афинской демократии. А Еврипид большее внимание обращал на человеческую личность, его по мировоззрению близок софистам.

Комедия "Лягушки" распадается на две части. Первая изображает путешествие Диониса в царство мертвых. Бог трагических состязаний, обеспокоенный пустотой на трагической сцене после недавней смерти Еврипида и Софокла, отправляется в преисподнюю, чтобы вывести оттуда своего любимца Еврипида. Эта часть комедии наполнена шутовскими сценами и зрелищными эффектами, трусливый Дионис, запасшийся для опасного путешествия львиной шкурой Геракла и его раб попадают в различные комические положения, встречаясь с фигурами, которыми греческий фольклор населял царство мертвых. Дионис со страху меняется ролями с рабом и каждый раз во вред себе. Свое наименование комедия получила по хору лягушек, которые во время переправы Диониса в преисподнюю на челноке Харона поют свои песни, парод хора мистов любопытен для нас тем, что представляет собой воспроизведение культовых песен в честь Диониса. Гимнам и насмешкам хора предшествует вступительная речь предводителя - прототип комедийной парабасы. Проблематика "Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в агоне Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве компетентного лица - судьи ссостязания. Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки первонач. намерению взять Еврипида. Состязание в "Лягушках", частично пародирующее софистические методы оценки лит. произведений, является древнейшим памятником античной лит. критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи. В первой части рассматривается основной вопрос о задачах поэтического искусства, о задачах трагедии. Еврипид:

За правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше

Они делают граждан родимой земли.

По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев -

И Патроклов и Тевкров с душой, как у льва. Я до них хотел граждан возвысить,

Чтобы вровень с героями встали они, боевые заслышавши трубы.

Главные действующие лица в этой комедии следующие. Дионис, как Бог театрального дела; Ксанфий, его слуга; Еврипид, поэт; Эсхил поэт; Плутон, бог подземного мира. Хор главный состоит их «мистов», т. е. посвященных в элевсинские мистерии; хор второстепенный состоит из лягушек и действует лишь за сценой. Непонятно, почему пьеса носит название по этому второстепенному хору, а не по главному. Большая часть действия происходит в подземном мире.

Комедия Аристофана «Лягушки» интересна как выражения взглядов её автора. Она направлена против Еврипида, изображаемого в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Комедия интересна, далее, своей остротой антимифологической тенденцией. Бог театра –Дионис, тупой, трусливый и жалкий. Значение агона: посредством агона Аристофан сравнивает творчество Эсхила с творчеством Еврипида.

Начинается главная часть пьесы - состязание Эсхила и Еврипида. Сперва нападающей стороной является Еврипид, обвиняющий Эсхила в умышленном растягивании трагедий и в сознательном стремлении обманывать публику долгим молчанием действующего лица для удлинения песен хора и поражать ее нарочно придуманными страшными словами, бессодержательными по существу, но звучными и тревожными в их нелепой

загадочности: слово «конепетух» («гиппалектрион») в одной трагедии Эсхила заставило Диониса промучиться целую ночь бессонницей, размышляя о его значении.

Затем роли меняются, и нападать начинает Эсхил; в противоположность Еврипиду он направляет удары не на внешнюю форму, а на внутреннее содержание драм, обвиняя Еврипида в безнравственности сюжетов. Преступление Еврипида, по мнению Эсхила, состоит в том, что он выводит в своих пьесах влюбленных и изменяющих мужьям жен и учит молодых людей зря болтать, а не заниматься делом. Однако в дальнейшем споре внимание обращается на технику речи. И здесь опять-таки первым нападает представитель новой, нарождающейся словесной техники и софистического мастерства рассуждения Еврипид, упрекающий Эсхила в неточности языка и в выражении одного и того же понятия двумя различными словами.

Потом нападает Эсхил. Он указывает на неточность способа выражения Еврипида. Так, у Еврипида в одной трагедии сказано: «Сперва Эдип был счастливым человеком»; Эсхил возражает: «Эдип не мог быть счастливым, потому что еще до рождения его было

предсказано, что он убьет отца». Затем Эсхил указывает на однообразие построения прологов Еврипида: стихи у него так построены, что в первой половине стиха поставлено причастие в имен. п. мужск. рода и благодаря этому во второй половине стиха после цезуры можно вставить фразу вроде «флакончик потерял», например: «Египт, с своими сынами прибыв в Аргос, ..."флакончик потерял"». Затем в споре противники критикуют друг у друга музыкальную сторону хоровых и сольных песен их трагедий.

Литература:
1. Гоовня В.В. Аристофан. М., 1955.
2. Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1988

3. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
4. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954
.
5. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия: Пособие по спец.курсу. - М.: Издательсвто Московского университета, 1979.

Древняя комедия, подобно трагедии и сатировской драме, получила литературное оформление в Афинах, где на праздниках Диониса издавна звучали песни веселых процессий (комос). Песни комосов вошли в состав комедии, история которой, по словам Аристотеля, "нам неизвестна, потому что сначала на нее не обращали внимания: даже комический хор только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т. п., неизвестно". 48 Только в 80-х годах V в. до н. э. официально были учреждены комедийные состязания. Сначала на Великих Дионисиях, а позже и на Ленеях состязались три, впоследствии пять комедийных поэтов, представляя по одной комедии.

В необычной структуре литературной комедии можно все же обнаружить некоторые следы ее происхождения.

Прежде всего комедия, подобно трагедии, состоит из партий хора и партий актера. Основная часть комедии - агон, то есть спор. В литературной комедии тема спора определена актуальными общественно-политическими событиями, но по своему происхождению агон является рудиментом фольклорной комедии, связанной с обрядовым ритуалом праздников плодородия. Существенной частью этих праздников было изображение борьбы весны с зимой, молодого года со старым и так далее. Победа отмечалась пиром с выпивкой и любовными увеселениями. В литературной комедии тема агона намечалась в прологе в диалоге актеров, затем эту тему подхватывал выходящий на орхестру хор (парод). Далее агон достигал своей кульминации, и победа завершалась пиром и прославлением утех любви. Этим заканчивалась комедия, и актеры с хором покидали орхестру (эксод).

Наряду с основной темой агона, разыгрываемого актерами и хором, разделенным на два враждующих полухория, комедия включала также эпизодические бытовые сценки. Их представляли актеры без участия хора во второй части комедии перед эксодом. Эти сценки своим происхождением обязаны народной шуточной драме, известной издавна у многих народов. Подобные сценки были любимым видом зрелища. В них изображались похождения незадачливого воришки, самовлюбленного врача-шарлатана, глупого и уродливого волокиты или обжоры, иногда вместо бытовых фигур выступали боги или герои, но обязательно в роли комических персонажей. Например, Зевс - герой любовных похождений, ревнивая Гера, обжора Геракл, плут Одиссей и т. д. Участники представления в масках импровизировали текст, придерживаясь основной сюжетной схемы бытового или пародийно-мифологического характера.

Характерными чертами древней аттической комедии как жанра являются политическая насмешка, направленная на определенных людей и касавшаяся актуальных современных вопросов, сказочность и фантастичность.

а) Что касается прежде всего сюжетов комедий Аристофана, их исторической основы, то здесь перед нами последняя четверть V в. и первые два десятилетия IV в. до н.э. Это - время кризиса афинской демократии и конец всего классического периода Греции.

б) Идейны и смысл комедий Аристофана. Мировоззрение Аристофана не старинно-аристократическое (он - сторонник крепких и устойчивых земледельческих идеалов), не софистическое или демократическое. Оно основано на резкой критике зарвавшейся и разбогатевшей городской демократии, которая вела захватническую войну ради дальнейшего обогащения.

Социально-политические взгляды Аристофана в связи с указанными тремя периодами его творчества эволюционируют от смелой, вызывающей сатиры на демократические порядки, в сообенности на милитаризм тогдаших демократических лидеров, через известного рода разочарования в действенности подобных памфлетов, к прямому утопизму, свидетельствующему о бессилии автора против наступления торгово-промышленных слоев и о некоторых его тенденциях к мечте и к сказке, которая, впрочем, тоже встречает у него критику. Аристофан особенно атакует милитаризм ("Ахарняне", "Всадники", "Женщины на празднике Фесмофорий", "Мир"), афинскую морскую экспансию (кроме тех же комедий, "Вавилоняне"), радикализм демократии (особенно он беспощаден к Клеону) и вообще городскую цивилизацию (например, сутяжничество в "Осах", торгашество в "Ахарнянах"), развивающую в свободных гражданах привычку к ничегонеделанию и мнимым политическим правам; выступает он против софистического просветительства ("Облака"), атакует и конкретных лидеров воинствующей демократии, создавшей тогда напряженное противоречие между богатевшей верхушкой и разоренной, праздной, свободной беднотой. Наконец, Аристофану свойственны острая ненависть к фетишизму денег и стремление избавить от этого жизнь (последний период). Литературно-эстетические взгляды Аристофана выражены им главным образом в комедиях "Лягушки" и "Женщины на празднике Фесмофорий", где он сопоставляет стиль Еврипида, представляющийся ему субъективистским и декламационным, с древним торжественным стилем Эсхила и отдает предпочтение последнему. В пародиях на оба стиля Аристофан проявляет необычайное умение воспроизводить их, вплоть до всех музыкальных интонаций.

В религиозных взглядах Аристофан весьма принципиален (такова, например, его яркая антисофистическая позиция в "Облаках"), но это не мешало ему выводить богов в смешном и даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и пророчества. Правда, принимать это комическое изображение богов за полное их отрицание едва ли возможно, так как это не противоречило греческой религии начиная с самого Гомера. Тем не менее у Аристофана мы находим самую резкую критику антропоморфной мифологии. До Лукиана (II в. н.э.) мы нигде в античной литературе не встретим такого издевательского изображения богов, демонов и героев. Однако известно, что во времена Аристофана и даже еще раньше антропоморфная мифология отрицалась даже религиозно мыслящими писателями.

в) Жанр комедии Аристофана содержит в себе, с одной стороны, элементы бурно-оргиастического культа Диониса, а с другой - острейшую сатиру и пародию на городские порядки. В связи с характером жанра индивидуально-пластические образы, в которых Аристофан воплощал свои отвлеченно-типовые идеи, всегда носили характер неимоверно раздутого шаржа, размалеванного, визгливого шутовства и клоунады. Действующие лица ни в какой мере не являются здесь живыми характерами, взятыми из конкретно-индивидуальной жизни. Это - только общие типы (таков в "Ахарнянах" тип задавленного войной крестьянина; Стрепсиад в "Облаках", тип сбитого софистами с толку простолюдина; Клеон, меньше всего реальный вождь демократической партии, но вообще хитрый и дальновидный демагог). С другой стороны, нет ничего ярче и пластичнее тех образов, в которых Аристофан воплощал эти отвлеченные типы. Таков в "Облаках" Стрепсиад - ворчун, скупец, пройдоха, неудачник и т. д. Однако характеры заметно эволюционируют в поздних комедиях Аристофана, приобретая уже чисто бытовые черты, характерные для позднейшей комедии (например, Ксанфий в "Лягушках" или Карион в "Богатстве").

В связи с основным характером древнейшей комедии произведения Аристофана полны всяких отступлений, случайных эпизодов, причудливого сцепления невероятных мелочей - словом, полного беспорядка. Но Аристофан очень упорно проводит каждый раз определенную, четкую отвлеченную идею, которой вся эта видимая бесформенность подчинена. Комедия Аристофана не является комедией интриги (на манер более поздней комедии). Его интересуют не человеческие действия, а отвлеченные идеи. Лирические партии у Аристофана отличаются непрерывным разнообразием и полной неустойчивостью в настроениях, но Аристофану не чужды были и высокая лирика природы ("Птицы", "Облака"), и красоты простой сельской жизни ("Ахарняне", "Мир"),

г) Художественны и стиль аристофановских комедий представляет собой необычайно выразительный образец чисто классического стиля, то есть он основан не на психологии, не на анализе переживаний или картинах быта, но на изображении отвлеченно-типического в индивидуально-пластической форме. Это и есть классический стиль искусства, и этим как раз богат Аристофан. Особенно замечателен язык Аристофана. В основе это обыденный, разговорный аттический городской язык. Но комик пересыпает его бесчисленными каламбурами, противоестественными словосочетаниями, неожиданными многочисленными сравнениями; вносит бойкую живость и характерность в диалоги (пример - экзамен колбасника во "Всадниках"), доходящие до грубых острот (Стрепсиад), тут иностранное коверканье (скиф в "Женщинах на празднике Фесмофорий"), комическая скороговорка и даже полная непристойность речи.

д) Антивоенные комедии. В 1954 г. по постановлению Всемирного Совета Мира праздновалось 2400-летие со дня рождения Аристофана. Отмечалась та напряженная борьба, которую Аристофан вел против милитаризма своего времени, в защиту простых людей и тружеников-земледельцев, при помощи которых тогдашняя правящая верхушка Афин вела грабительские войны. Аристофан своим убийственным смехом беспощадно разоблачал эту кровожадную практику военной партии. В этом отношении особенно замечательны комедии "Ахарняне", "Мир" и "Лисистрата".


Похожая информация.