Храмы павловской слободы. Храм благовещения пресвятой богородицы

На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также розовый храм Царственных мучеников, строящаяся часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход и его церкви связан с двумя знаменитыми обителями этой части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским монастырями.

Главными датами в истории Благовещенского прихода Павловской Слободы можно назвать 1504 и 1663 годы. К 1504 году относится первое документальное упоминание села как вотчины бояр Морозовых, а в 1663 году было достроено и освящено каменное здание сохранившейся до наших дней Благовещенской церкви. Обе эти даты были важны и для религиозной жизни Московского государства. В 1504 и в 1666 годах состоялись два знаменитых церковных собора, оба закончившиеся анафемами, осуждениями и гонениями. На московском соборе 1504 года была окончательно осуждена ересь жидовствующих, которая увлекла в том числе и многих представителей духовенства и государственных чиновников. По итогам собора около десятка самых видных еретиков, среди которых был брат управляющего посольскими делами, сожгли в деревянных срубах. Ярым противником жидовствующих как на этом соборе, так и ранее был игумен Успенского Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин.

В 1666 году, всего три года спустя после освящения храма в Павловской Слободе, на новом соборе осудили и лишили патриаршества церковного реформатора и строителя Ново-Иерусалимского монастыря Никона. Правда, еретиком его не признали, вина патриарха состояла в обиде царя Алексея Михайловича и, говоря современным языком, в превышении должностных полномочий. Кстати, одним из пунктов обвинения значилось строительство новых монастырей, которым бывший патриарх давал неподобающие имена вроде «Нового Иерусалима». Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог - сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим. В истории прихода отразились важные религиозные события XVI и XVII веков, связанные с основателями этих монастырей.

Преподобный Иосиф Волоцкий стал особо почитаться в приходе Благовещенского храма Павловской Слободы в последнее время. В честь этого святого был сооружен небольшой надвратный храм, который первым бросается в глаза со стороны автобусной остановки. Этот новый храм построен в духе церквей XVII века, а его пестрая расцветка, видимо, была позаимствована у старинной московской церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. В облике здания сочетаются зеленый, белый, желтый и красный цвета. Кстати, надкупольный крест церкви в Хамовниках напоминает крест Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Оба распятия украшены фигурками ангелов-серафимов, которые расселись на перекладинах, будто птицы на ветвях дерева.

С внешней стороны ворот, над которыми сооружен храм Иосифа Волоцкого, в одной из ниш установлена ростовая мозаичная икона преподобного Иосифа. На ней изображена и основанная преподобным Успенская обитель вблизи Волоколамска. На мозаике заметна высокая колокольня монастыря, которая была взорвана из военных соображений в 1941 году при отступлении советских войск. Если пройти на территорию храмового комплекса к главному старинному храму Благовещения, то на сводах его массивного крыльца увидим фрески, где вновь изображен святой Иосиф Волоцкий. На одной из фресок повествуется о знамении на месте возведения Волоколамской обители. По легенде, место для строительства монастыря указал удар молнии и неожиданная буря, повалившая деревья вокруг.

Главная Благовещенская церковь, как уже говорилось, была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Владелец Павловской Слободы и строитель Благовещенского храма Борис Иванович Морозов не дожил несколько лет до освящения церкви в своей вотчине. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества. Вдова родного брата Бориса Ивановича Морозова Феодосия стала одной из самых известных противниц церковных нововведений. Именно она изображена на знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» в образе фанатичной сторонницы старого обряда, которую в оковах на санях увозят в место заточения.

Феодосия Морозова тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.

Немало староверов проживало и в Павловской Слободе. В конце XIX века здесь снимал дачу знаменитый композитор Александр Порфирьевич Бородин. Он поселился в так называемом «кладбищенском» конце села, где как раз и проживали раскольники-беспоповцы. На берегах реки Истры они странным образом оказались в соседстве с Ново-Иерусалимской обителью ненавистного им патриарха Никона. В своих письмах из Павловской Слободы Бородин описал быт и нравы этих людей, живших замкнуто и отстраненно от других жителей села. Местное раскольничье согласие имело своим духовным центром московскую общину так называемых «федосеевцев», чья молельня и сейчас находится вблизи бывшего старообрядческого кладбища в Москве у Преображенской площади. Композитор Бородин, естественно, заинтересовался песенной традицией Павловских староверов. Считается, что услышанные в селе молитвенные напевы Александр Порфирьевич использовал в своей Третьей симфонии. К сожалению, это произведение Бородина не было записано и не сохранилось.

Интересно, что в Пафнутьевом Боровском монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. На протяжении 18 лет Иосиф жил в Боровской обители, являясь учеником святого Пафнутия. Иосиф даже возглавлял монастырь некоторое время после смерти учителя. Разногласия с подчиненными монахами вынудили Иосифа оставить ставший родным монастырь и обосноваться в Волоколамской земле, откуда были родом его родители.

Еще один храм комплекса в Павловской Слободе посвящен Царственным мученикам - семье последнего российского императора Николая II . Икону царской семьи можно увидеть над входом в эту церковь. Видимо, семь колоколов разных размеров в примыкающей к церкви звоннице символизируют каждого члена расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге семьи. На сегодняшний момент на территории прихода строится еще и водосвятная часовня с купальней, которую предполагается освятить, как указано на стенде, в честь «14 000 убиенных Иродом Вифлеемских младенцев». Согласно евангельскому рассказу иудейский царь Ирод, услышав от пришедших восточных мудрецов о звезде, которая указывала на рождение в Вифлееме великого царя, сильно испугался. Он велел убить там всех младенцев, рассчитав примерный возраст возможного, как он думал, претендента на его власть. Эти убитые младенцы стали почитаться в церкви как невольные мученики за Христа. Судя по эскизу на стенде, храм будет построен в духе древних соборов Владимирского зодчества. В частности, если проект не изменится, внешние стены часовни украсят каменные барельефы.

Всего в трех километрах от комплекса храмов в Павловской Слободе стоит церковь благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро. Этот новый храм хорошо виден с трассы «Новая Рига». Интересен он, прежде всего, тем, что с 2009 года в нем хранится древняя Торопецкая икона Божией Матери. Чудотворный образ до революции был главной святыней города Торопец Тверской области, а в советское время переместился в запасники Русского музея в Ленинграде. Оттуда девять лет назад ее «вызволил» местный предприниматель, поместив в построенный на его средства храм Александра Невского в Истринском районе.

, пос. Павловская Слобода

Доехать до Храма Благовещения Пресвятой Богородицы удобнее всего по улице Ленина.

Земля, на которой стоит храм, к моменту постройки первой церкви принадлежала дворянскому роду Морозовых. Первое сохранившееся письменное упоминание о церкви датируется 1593 годом. В середине 17 века Б.И.Морозов, ближайший друг и сподвижник царя Алексея Михайловича, решил построить на месте деревянного пышный каменный храм. Его строительство завершилось уже после смерти Б.И.Морозова в 1662 году. В церкви бывал царь Алексей Михайлович, государи Федор Алексеевич и Иван Алексеевич, царевна Софья и молодой царь Петр. В 1830 году церковь была перестроена, а в 1880 году из-за ветхости и недостаточной высоты снесли колокольню. При советской власти храм был закрыт и разорен. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. В 1941 году колокольня вновь была разрушена, на этот раз советскими войсками, чтобы высокая колокольня не послужила немцам ориентиром. В 1992 году богослужения возобновлены и отстроена колокольня. И сейчас на территории храма ведутся реставрационно-строительные работы.

После восстановления западного крыльца церкви Благовещения Пресвятой Богородицы встал вопрос о ее росписи, так как в 17 веке, как правило, расписывался весь внутренний объем храма. Поскольку сведений об изначальной стенописи крыльца не сохранилось, стали отыскивать аналоги, современные восстановленной постройке.

Приходской комплекс включает в себя церковно-причтовый дом или настоятельский корпус, корпус трапезной палаты, келейный корпус, домовую церковь на сенях, часовню и служебные помещения хозяйственного назначения, связанные в единый ансамбль.


Домовая церковь Святых старотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии расположена между трапезной палатой и настоятельским корпусом. Храм от настоятельского корпуса отделяют сенцы, которые на восточном фасаде раскрываются в звонницу.

Одноэтажная трапезная палата внутри делится на небольшую кухню и саму трапезную.


В здании настоятельского корпуса размещаются различные административные, жилые и хозяйственные помещения. Основное внимание уделено оформлению оконных проемов, в его архитектурном облике использованы шесть различных типов наличников.


Двухэтажное здание келейного корпуса. Первый этаж занимают несколько келий - жилых помещений. Вход в корпус осуществляется с открытого крыльца, которое на втором ярусе преображается в небольшую часовню Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Фасады келейного корпуса и часовни отделаны пилястрами, оконными наличниками, профилированными карнизами и мозаичными изображениями.


К административно-хозяйственному комплексу относятся и небольшие одноэтажные здания сторожки с проходной и туалет, а также ограда, которой обнесены церковные владения.


В ограде с трех сторон (север, юг и восток) устроены Святые врата. Через северные проездные ворота с двумя калитками осуществляется основной вход на территорию. Около ворот есть парковка для автомобилей.

С юга вход осуществляется через трехчастные Святые врата. В настоящее время вход закрыт, ведутся ремонтные работы.

Третий вход в восточном участке церковной ограды с трехчастными Святыми вратами не разглядела, так как из-за строительных работ проход вдоль восточной ограды был закрыт.

Зеленая территория храма - настоящий розарий из разноцветных благоухающих прекрасных цветов.



Благовещенский храм

Проезд из Москвы : в Павловскую Слободу можно проехать от Старого (через Нахабино) и Нового Волоколамского шоссе (через пос. Истру и Веледниково).

Павловская Слобода получила двойное название примерно в 1864 году, а до того село именовалось просто Павловским.

История этого Подмосковного местечка насчитывает много веков. В межевой грамоте (1504 г.) Ивана III, краеведы впервые находят упоминание этого селения, и имя одного из его первых владельцев – Якова Морозова.

В период времени с 1664 по 1730 вотчина становится дворцовой.

Древний Благовещенский храм, сохранившийся в Павловском, специалисты датируют 1661-1662 гг. Церковь поставили на дворе царского «дядьки» Бориса Ивановича Морозова. Она соединялась крытым переходом с жилыми хоромами боярина. Рядом с палатами теснились многочисленные надворные постройки, разветвленный хозяйственный комплекс, а тесовые ворота вели к юго-западной околице села. Боярскую усадьбу окружали обширные плодовые сады и ягодники.

Особенно красивый вид на храм Благовещения Пресвятой Богородицы открывается из-за реки, со стороны Лешково. Отсюда хорошо виден холм, удачно подмеченный неизвестными зодчими и послуживший естественным пьедесталом для церкви. Восточная алтарная часть сооружения, над которой возвышается пестрое многоглавие (золотые и небесно-голубые, усеянные восьмиконечными звездами купола), со стороны реки Истры наиболее эффектна.

Церковь, состоящая из бесстолпного пятиглавого четверика с трехчастной апсидой и трапезной палаты, водружена на этаж подклета. По периметру ее охватывает крытая галерея в два яруса, на восточных торцах ограниченная приделами с главами. Декоративное убранство храма, в основном, сводится к применению кокошников, наличников двух типов, и ширинок на парапетах гульбища.

Более поздняя трехъярусная шатровая колокольня 1879-1881 гг. не сохранилась.

Павловское соединялось со стольным градом прямой дорогой, по которой царь Алексей Михайлович любил ездить на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь. Царица Наталья Кирилловна имела здесь свои хоромы (1674). Царевна Софья с меньшими братьями Петром и Иваном нашла в Слободе убежище во время стрелецкого бунта (1682).

С 1730 г. вотчина принадлежит сподвижнику Петра I – генерал-прокурору, графу П.И. Ягужинскому, затем его наследникам. В начале XIX столетия род Ягужинских прерывается, и село отписывается в Коммисариатское ведомство Военного министерства.

В революционные годы судьба Павловской Слободы весьма типична. В разграбленном в 1930-е гг. храме сначала разместили общежитие, а затем филиал Красногорской кожгалантерейной фабрики. После 1995 года, по многочисленным просьбам верующих, производство было выведено из храма, и дом молитвы обрел свое истинное предназначение. В 1999 году восстановлена шатровая колокольня, стройной вертикалью дополнившая композицию храма.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в селе Павловская Слобода , Истринского района. Строительство храма было начато в 1650 и закончено в 1662 году. Село Павловская Слобода принадлежало в то время Борису Ивановичу Морозову — ближайшему сподвижнику и другу государя Алексея Михайловича.

Боярин Морозов решил воздвигнуть в своей родовой вотчине храм во имя Благовещения Пресвятой Бородицы не случайно. Несколькими годами раньше патриах Никон основал «российскую Палестину» — , а холм над рекой , на котором планировалась постройка храма Благовещения Пресвятой Богородицы, олицетворял собой Назарет.

Строительство ныне существующего каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы продолжалось более 10 лет.. Здание храма по праву считается одним из сложнейих архитектурных сооружений не только прошедшей, но и нынешней эпохи — пятиглавый, огромный, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, с трапезной и двумя приделами (во имя пророка Илии и Николая Чудотворца),с величественной шатровой колокольней. Первоначально четверики храма и приделов покрывались по кокошникам, что значительно обогащало живописный силуэт храма.

Здание храма с трех сторон окружено сводчатыми двухъярусными галереями на аркадах. За свое великолепие храм называют в народе "царским". Основным элементом украшения фасадов служат разнообразные по форме и величине наличники окон.

В XIX веке храм был немного перестроен — за счет галерей, во втором ярусе которых были заложены открытые арки, в стенах трапезной пробиты многочисленные проемы, растесаны окна апсид и четверика храма.

На высоком подклете, с трапезной и двумя приделами, совершенный в пропорциях, красиво украшенный закомарами, аркатурными поясками, массивный храм кажется легким, пронизанным воздухом и светом, словно парящим в воздухе. Опоясывает церковь галерея-гульбище. Фасады украшают разнообразные наличники, стены венчают пояса декоративных кококошников под карнизом.

В 1933 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы был закрыт . Двое суток с подворья выозилась церковная утварь. Колокольня храма была взорвана, а в помещениях храма было устроено женское общежитие и артель по пошиву дерматиновых сумок.

В 1992 году то храм был возвращен православной общине и в нем начались реставрационные работы . Была заново отстроена 36-метровая колокольня с 11 колоколами. Внутри храма сооружён крестильный храм с бабтистерием (для крещения с полным погружением). Начато строительство нового комплекса, в центре которого — храм Царственных Страстотерпцев (семья последнего российского императора), трапезная, дом для священнослужителей, библиотека. При храме открыта и действует воскресная школа.