Главная в рассказе пеппи длинный чулок. Моя подруга Пеппи Длинный Чулок (описание внешности героини)
Пеппилотта (сокращенно Пеппи) Длинныйчулок доказала девочкам земного шара, что слабый пол ни в чем не уступает мальчишкам. Шведская писательница наделила любимую героиню богатырской силой, научила стрелять из револьвера, сделала главной богачкой города, которая способна угостить всех детей мешком леденцов.
Девочка с волосами цвета морковки, в разноцветных чулках, башмаках «на вырост» и платье, сшитом из обрезков ткани, обладает бунтарским характером – не боится грабителей и представителей внутренних органов, плюет на законы взрослых и учит юных читателей человечности. Пеппи словно говорит: быть самой собой – большая роскошь и неповторимое удовольствие.
История создания
Рыжеволосая девочка Пеппи принесла своей создательнице Астрид Линдгрен мировую известность. Хотя персонаж появился совершенно случайно – в начале 40-ых годов у будущей литературной звезды, которая в дальнейшем подарит миру еще и толстяка-проказника , серьезно заболела дочь Карин. Перед сном Астрид выдумывала для ребенка разные чудесные истории, а однажды получила задание – рассказать о жизни девочки Пеппи Длинныйчулок. Дочка сама придумала имя героине, и изначально оно звучало «Пиппи», но в русском переводе неблагозвучное слово переиначили.
Постепенно, вечер за вечером, Пеппи стала обретать индивидуальные черты, а жизнь ее – наполняться приключениями. Шведская сказочница попыталась вложить в рассказы появившуюся в те времена новаторскую идею в плане воспитания детей. По советам новоявленных психологов, отпрыскам необходимо давать больше свободы и прислушиваться к их мнению и чувствам. Вот почему Пеппи получилась такой своевольной, попирающей правила взрослого мира.
Несколько лет Астрид Линдгрен заворачивала фантазию в обертку вечерних сказок, пока в итоге не решилась записать получившееся на бумагу. Рассказы, где поселилась еще парочка действующих лиц – мальчик Томми и девочка Анника, превратились в книжку с иллюстрациями автора. Рукопись полетела в крупное издательство Стокгольма, где, впрочем, не нашла поклонников – Пеппи Длинныйчулок безжалостно отвергли.
Книги о Пеппи Длинныйчулок
Зато писательницу тепло приняли в «Рабен и Шерген», напечатав первое произведение в 1945 году. Это была повесть «Пеппи поселяется на вилле «Курица». Героиня тут же стала популярной. Следом родились еще две книги и несколько рассказов, которые скупали как горячие пирожки.
Позже датская сказочница признавалась, что девочка носит черты ее характера: в детстве Астрид была такой же непоседливой выдумщицей. Вообще, характеристика персонажа – страшилка для взрослых: 9-летний ребенок делает то, что вздумается, легко справляется с грозными мужиками, носит на себе тяжелую лошадь.
Биография и сюжет
Пеппи Длинныйчулок – дама необычная, как и ее биография. Однажды в маленьком, ничем не примечательном шведском городке на старой заброшенной вилле «Курица» поселилась конопатая девочка с рыжими, поднятыми кверху косами. Живет она здесь без надзора взрослых в компании с лошадью, которая стоит на веранде, и мартышкой господином Нильсоном. Мать покинула мир, когда Пеппи была еще малышкой, а отец по имени Эфраим Длинныйчулок служил капитаном судна, которое потерпело крушение. Мужчина попал на остров, где чернокожие аборигены назвали его своим вождем.
Пеппи Длинныйчулок и ее обезъянка Господин Нильсон
Такую легенду героиня шведской сказки рассказывает новым друзьям, брату и сестре Томми и Аннике Сеттергрен, с которыми познакомилась по приезду в город. Пеппи от отца достались отличные гены. Физическая сила настолько велика, что девочка прогоняет из дома полицейских, явившихся отправить сироту в детский дом. Оставляет без рогов разгневанного быка. На ярмарке побеждает силача из цирка. А грабителей, забравшихся в ее жилье, закидывает на шкаф.
А еще Пеппи Длинныйчулок невероятно богата, за что тоже стоит благодарить папу. В наследство дочери достался сундук с золотом, которое героиня с удовольствием тратит. В школу девочка не ходит, предпочитает нудным занятиям опасные и увлекательные приключения. Тем более, что учеба уже не нужна, ведь Пеппи – знаток обычаев разных стран мира, в которых побывала с отцом.
Пеппи Длинныйчулок поднимает Лошадь
Девочка во время сна кладет ноги на подушку, тесто для выпечки раскатывает прямо на полу, а в свой день рождения не только принимает подарки, но и дарит сюрпризы гостям. Жители города с изумлением наблюдают, как ребенок при ходьбе пятится назад, потому что в Египте только так и ходят.
Томми и Анника полюбили всем сердцем новую подругу, с которой невозможно соскучиться. Дети постоянно попадают в забавные переделки и неприятные ситуации. По вечерам вместе с Пеппи делают любимые блюда – вафли, печеные яблоки, блины. Кстати, рыжеволосая девочка замечательно делает блины, переворачивая их прямо в воздухе.
Пеппи Длинныйчулок, Томми и Анника
Но однажды друзей чуть не разлучил приехавший за Пеппи отец. Мужчина действительно оказался вождем племени далекой островной страны Веселии. И если раньше соседи считали главную героиню выдумщицей и врушей, то теперь тут же поверили во все ее небылицы.
В последней книге из оригинальной трилогии Линдгрен родители отпустили Томми и Аннику на каникулы в Веселию, где дети в компании с неподражаемой Пеппи Длинныйчулок, ставшей негритянской принцессой, получили россыпь незабываемых эмоций.
Экранизации
Канонической считается шведско-германская многосерийная лента, которая вышла в прокат в 1969 году. Имя актрисы прославилось на весь мир – Пеппи правдоподобно сыграла Ингер Нильссон. Воплощенный образ оказался ближе всех к книжной девочке-проказнице, да и сюжет мало расходится с оригиналом. В России фильм не нашел любви и признания.
Ингер Нильссон в роли Пеппи Длинныйчулок
Зато советские зрители полюбили Пеппи, которая блистала в двухсерийном музыкальном фильме, снятом режиссером Маргаритой Микаэлян в 1984 году. В постановке задействовали известных актеров: на съемочной площадке встретились (фрекен Розенблюм), (жулик Блом), (отец Пеппи), ну а Пеппилотту играет Светлана Ступак. Картина наполнилась заводными композициями (чего только стоит «Песня пиратов»!) и цирковыми трюками, что добавило фильму очарования.
Светлана Ступак в роли Пеппи Длинныйчулок
Роль Пеппи для Светланы Ступак стала первой и последней в кино. Девочка сначала не прошла кастинг: режиссер забраковал ее за светлые волосы и взрослую внешность – Света никак не тянула на 9-летнего ребенка. Но юной актрисе выпал второй шанс. Девочке предложили вообразить себя дочерью вождя негритянского племени, показать непосредственность и задор.
Тами Эрин в роли Пеппи Длинныйчулок
Ступак с задачей справилась, продемонстрировав зубрам кино сногсшибательный трюк, который не требует участия дублеров. Авторы фильма решили снимать ее, о чем в дальнейшем пожалели: Света по характеру оказалась еще хуже главной героини сказки. Режиссер то за валидол хваталась, то хотела взять в руки ремень.
В 1988 году рыжая бестия вновь появилась на телевизионных экранах. На сей раз для создания фильма «Новые приключения Пеппи Длинныйчулок» объединились США и Швеция. В кино впервые засветилась Тами Эрин.
Пеппи Длинныйчулок в мультфильме
Ярким мультипликационным фильмом стал канадский сериал, вышедший в конце прошлого столетия. Голос Пеппи подарила Мелисса Алтро. Режиссеры не позволили себе вольностей и соблюли литературное лекало, заботливо созданное шведской сказочницей.
- Актерская судьба у Ингер Нильссон тоже не сложилась – женщина работала секретаршей.
- В Швеции на острове Юргорден построен музей сказочных героев Астрид Линдгрен. Здесь в гости ждет дом Пеппи Длинныйчулок, в котором разрешается бегать, прыгать, лазить и кататься на лошади по кличке Лошадь.
Домик Пеппи Длинныйчулок в музее сказочных героев Астрид Линдгрен
- Театральные подмостки не обходятся без такого яркого персонажа. На новогодних каникулах 2018 года в столичном театральном центре «Вишневый сад» детей ждут на спектакль «Пеппи Длинныйчулок», поставленный в лучших вахтанговских традициях. Режиссер Вера Анненкова обещает глубокое содержание и цирковую зрелищность.
Цитаты
«Моя мама - ангел, а папа - негритянский король. Не у всякого ребенка такие знатные родители».
«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И еще они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясется ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и все такое прочее».
«Кто сказал, что нужно стать взрослым?»
«Когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно».
«Настоящая воспитанная дама ковыряет в носу, когда ее никтошеньки не видит!»
Пеппи Длинныйчулок - одна из самых фантастических героинь Астрид Линдгрен. Она делает все, что хочет. Спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, возвращаясь домой, пятится всю дорогу задом, потому что ей не хочется разворачиваться и идти прямо. Но самое удивительное в ней то, что она невероятно сильна и проворна, хотя ей всего девять лет. Она носит на руках собственную лошадь, которая живет в ее доме на веранде, побеждает знаменитого циркового силача, разбрасывает в стороны целую компанию хулиганов, напавших на маленькую девочку, ловко выставляет из собственного дома целый отряд полицейских, прибывших к ней, чтобы насильно забрать ее в детский дом, и молниеносно забрасывает на шкаф двоих громил воров, которые решили ее ограбить. Однако в расправах П. Д. нет ни злобы, ни жестокости. Она на редкость великодушна со своими поверженными врагами. Осрамившихся полицейских она угощает только что испеченными булочками. А сконфуженных воров, отрабатывающих свое вторжение в чужой дом тем, что они всю ночь танцуют с П. Д. твист, она великодушно награждает золотыми монетами, на сей раз честно заработанными ими, и радушно угощает хлебом, сыром, ветчиной, холодной телятиной и молоком. Причем П. Д. не только на редкость сильна, она еще и невероятно богата и могущественна, ведь ее мама - ангел на небе, а папа - негритянский король. Сама же П. Д. живет вместе с лошадью и обезьянкой, господином Нильс-соном, в старом полуразвалившемся доме, где она устраивает поистине королевские пиры, раскатывая скалкой тесто прямо на полу. П. Д. ничего не стоит купить для всех детей в городе «сто кило леденцов» и целый магазин игрушек. По сути дела, П. Д. не что иное, как мечта ребенка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, могуществе и самоотверженности. Но вот взрослые П. Д. почему-то не понимают. Городской аптекарь просто свирепеет, когда П. Д. спрашивает его, что нужно делать, когда болит живот: жевать горячую тряпку или лить на себя холодную воду. А мама Томми и Анники говорит, что П. Д. не умеет себя вести, когда та в гостях одна заглатывает целиком сливочный торт. Но самое удивительное в П. Д. - это ее яркая и буйная фантазия/которая проявляется и в тех играх, которые она придумывает, и в тех удивительных историях о разных странах, где она побывала вместе с папой, капитаном дальнего плавания, которые она теперь рассказывает своим друзьям.
Однажды в ясный весенний день, когда у Томми и Анники не было занятий в школе, Пеппи решила отправиться за покупками. Прихватив горсть золотых монет, дети вышли на главную улицу городка. Пеппи начала с того, что купила руку от манекена, решив, что третья рука ей очень пригодится.
Сидишь во время обеда за столом, в одной руке вилка, в другой - нож, а тут как раз захочется поковырять в носу или почесать себе ухо. Нет, ничего не скажешь, неглупо придумано иметь три руки.
Затем Пеппи опустошила кондитерскую лавку и раздала сладости детям, сбежавшимся со всего города. Затем наступил черёд магазина игрушек - каждый ребёнок получил то, о чём всегда мечтал.
Толпа детей заполонила улицу, громко трубя в игрушечные дудки. На шум явился полицейский и велел детям расходиться по домам. Те были не против - каждый хотел вволю повозиться с новой игрушкой.
Напоследок Пеппи зашла в аптеку, где купила лекарства от всех болезней, доведя при этом аптекаря до белого каления. Выйдя на улицу, Пеппи решила, что не практично держать такие маленькие порции лекарств в таких больших пузырьках. Не долго думая, она слила всё в одну бутылочку, сделала оттуда несколько глотков и заявила: если она не умрёт, то смесь не ядовита, а если всё же ядовита, то пригодится для полировки мебели.
Я уверена, что это очень хорошее лукарство, потому что я чувствую себя куда бодрее, чем раньше. Будь я кошкой, я бы высоко задрала хвост, - заключила Пеппи.
В итоге у Пеппи не осталось ничего, кроме руки от манекена и нескольких леденцов.
Как Пеппи пишет письмо и идёт в школу
Однажды Томми получил письмо от бабушки и рассказал о нём Пеппи. Та тоже захотела получить письмо и написала его себе сама. В письме было очень много ошибок, и дети снова начали уговаривать подружку пойти в школу. Они рассказали, что их класс пойдёт на экскурсию в лес.
Пеппи посчитала несправедливым, что экскурсия пройдёт без неё, и на следующее утро явилась в школу. Она устроилась на берёзе, которая росла перед школой, заявив, что в классе воздух «загустел от учёности», и у неё кружится голова. Разумеется, детям было уже не до математики, поэтому учительница закончила урок и повела всех в лес.
Как Пеппи участвует в школьной экскурсии
День прошёл очень весело. Дети играли в «чудовище», в роли которого выступала Пеппи. Вечером все отправились в дом девочки, жившей возле леса, где их ждало угощение. По дороге Пеппи заступилась за старую лошадь, которую бил кнутом злой фермер - она несколько раз подкинула фермера в воздухе, а потом заставила его тащить тяжёлый мешок до самого дома.
В гостях Пеппи принялась запихивать за щёки булочки. Учительница сказала, что она должна научиться себя вести, если хочет стать настоящей дамой, и рассказала девочке о правилах поведения. Пеппи захотела стать настоящей дамой, но тут у неё заурчало в животе. Поскольку у дамы в животе урчать не может, Пеппи решила стать морской разбойницей.
Как Пеппи идёт на ярмарку
На главной площади городка открылась ежегодная ярмарка с множеством ларьков и аттракционов. Томми и Анника отправились на ярмарку вместе с Пеппи, которая нарядилась как настоящая дама - подвела брови углём, намазала красной краской ногти и губы и надела платье до пят с большим вырезом на спине.
Я считаю, что, когда идёшь на ярмарку, надо выглядеть как настоящая дама, - заявила она и пошла по дорожке, подражая ‹…› походке городских модниц.
Сперва Пеппи поразила своей меткостью хозяйку тира, затем прокатила друзей на карусели с лошадками, после чего отправилась в балаган смотреть представление. Драма так понравилась девочке, что она выскочила на сцену и спасла героиню от коварного убийцы.
В зверинце Пеппи решила поучаствовать в представлении и повесила на шею огромного удава, который попытался её задушить, а затем спасла маленькую девочку от тигра, вырвавшегося из клетки.
На этом приключения Пеппи не кончились. Ей пришлось перевоспитывать здоровенного лодыря, державшего в страхе весь городок. Лодырь явился на ярмарку и начал обижать старика-колбасника. Увидев это, Пеппи подхватила здоровяка и немного пожанглировала им, после чего лодырь заплатил за испорченную колбасу. Жители городка были в восторге от девочки.
Как Пеппи терпит кораблекрушение
Томми и Анника все дни проводили у Пеппи и даже учили уроки у неё на кухне, а девочка рассказывала им о своих приключениях. Однажды речь зашла о кораблекрушениях. Томми вспомнил, что недалеко от городка, на озере, есть необитаемый остров, и Пеппи решила потерпеть на нём кораблекрушение.
Когда Томми и Аннику отпустили на каникулы, а их родители уехали на несколько дней, Пеппи починила старую лодку, и друзья отправились на остров в компании лошади и господина Нильсона.
Запасливая Пеппи прихватила с собой палатку и еду. Дети прожили на острове несколько счастливых дней. Они готовили пищу на костре, охотились на тигров и каннибалов, сражались с пиратами и вволю купались в озере.
Когда пришло время возвращаться домой, обнаружилось, что лодка исчезла. Это Пеппи решила, что они пробыли на острове слишком мало для потерпевших кораблекрушение.
Если уж человеку посчастливилось попасть на необитаемый остров, то там надо прожить не меньше семи лет.
Пеппи бросила в озеро бутылку с письмом о помощи, но её прибило к берегу острова. Поняв, что спасать их никто не собирается, девочка достала спрятанную в кустах лодку и отвезла друзей домой.
Как Пеппи принимает дорогого гостя
Однажды, когда Томми и Анника сидели на крыльце Пеппи и лакомились земляникой, у калитки появился человек, оказавшийся отцом Пеппи, капитаном Эфроимом. Он действительно стал негритянским королём на острове Веселия, и теперь приехал, чтобы забрать туда дочку.
Поздоровавшись с Пеппи, Эфроим начал мерятся с ней силами. Хотя капитан был очень сильным, Пеппи всё же победила его. Потом папа переоделся в костюм негритянского короля и весь вечер развлекал детей. Несмотря на царившее в доме веселье, Томми и Аннике было грустно, ведь Пеппи скоро уедет от них.
Как Пеппи устраивает прощальный пир
Пеппи была счастлива: полгода она будет негритянской принцессой, а другие полгода - морским волком на шхуне папы Эфроима, которая уже ждала её в порту.
Нечасто девочки вдруг становятся негритянскими принцессами. О, какая я буду удивительная, какая нарядная! В ушах кольца, и в носу тоже огромное кольцо.
Перед отъездом Пеппи решила устроить прощальный пир и пригласить на него «всех, кто хочет с ней проститься». Девочку очень любили, поэтому проститься с ней пришла целая толпа детей. Явился на пир и экипаж шхуны «Попрыгунья». Матросы и папа Эфроим весь вечер развлекали детей и играли с ними.
Эту ночь Пеппи решила провести на вилле «Курица», хотя папа Эфроим и звал её с собой на шхуну. Девочка оставила Томми и Аннике ключи от дома и разрешила приходить сюда, играть и брать всё, что им угодно.
Как Пеппи отправляется в плавание
Утром Пеппи села на лошадь, посадила на плечо господина Нильсона и отправилась в порт в сопровождении Томми и Анники. На причале собрались все жители городка, чтобы попрощаться с Пеппи. Когда девочка понесла лошадь на корабль, Анника начала плакать. Томми крепился, но вскоре и его лицо было в слезах.
Увидев заплаканных друзей, Пеппи решила остаться. Она посчитала несправедливым, что кто-то страдает из-за неё. Папа Эфроим решил, что «ребёнку лучше вести осёдлую жизнь», и пообещал часто приезжать в гости. Пеппи была с ним согласна.
Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведённому порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами.
На прощание капитан передал Пеппи ещё один чемодан с золотыми монетами.
Вскоре Томми и Анника уже возвращались на виллу «Курица», а Пеппи рассказывала им очередную невероятную историю.
ПЕППИ ПОСЕЛЯЕТСЯ В СВОЕЙ ВИЛЛЕ
На окраине очень маленького шведского городка был старый, запущенный сад. В этом саду стоял старый дом. В этом доме жила Пеппи Длинный чулок. Ей исполнилось девять лет, и, представьте, она жила там совсем одна. У нее не было ни папы, ни мамы, но, честно говоря, это имело свои преимущества: никто не гнал ее спать как раз в то время, когда лучше всего игралось, и никто не заставлял пить рыбий жир, когда хотелось есть конфеты.
Прежде у Пеппи был отец, и она его очень любила. Мама, конечно, у нее тоже когда-то была, но Пеппи ее уже совсем не помнила. Мама умерла давно, когда Пеппи была еще крошечной девочкой, лежала в коляске и так ужасно кричала, что никто не решался к ней подойти. Пеппи думала, что ее мама живет теперь на небе и сквозь маленькую дырочку смотрит оттуда на свою дочку. Поэтому Пеппи часто махала ей рукой и всякий раз приговаривала:
– Не бойся, я не пропаду!
Зато своего отца Пеппи помнила очень хорошо. Он был капитаном дальнего плавания, и его пароход бороздил моря и океаны. Пеппи никогда не разлучалась с отцом. Но вот однажды во время сильной бури огромная волна смыла его в море, и он исчез. Но Пеппи была уверена, что в один прекрасный день ее папа вернется, – она никак не могла себе представить, что он утонул. Она решила, что отец попал на остров, где жило много-много негров, стал их королем и день-деньской расхаживал с золотой короной на голове.
– Мой папа – негритянский король! Не у всякой девочки есть такой удивительный папа, – частенько с видимым удовольствием повторяла Пеппи. – И когда мой папа построит лодку, он приедет за мной и я стану негритянской принцессой. Гей-гоп! Вот будет здорово!
Этот старый дом, окруженный запущенным садом, отец купил много лет назад. Он собирался поселиться здесь с Пеппи, когда состарится и уже не сможет плавать по морям. Но после того, как папа исчез в море, Пеппи отправилась прямехонько в свою виллу, чтобы там дожидаться его возвращения. В комнатах стояла мебель, и, казалось, все было специально приготовлено для того, чтобы Пеппи могла здесь поселиться. Однажды тихим летним вечером Пеппи простилась с матросами на папином пароходе. Они так любили Пеппи, и Пеппи так любила их всех.
– Прощайте, ребята, – сказала Пеппи и поцеловала поочередно каждого в лоб. – Не бойтесь, я не пропаду!
Только две вещи взяла она с собой: маленькую обезьянку, которую звали господин Нильсен, – она получила ее в подарок от папы – да большой чемодан, набитый золотыми монетами. Матросы выстроились на палубе и глядели вслед девочке, пока она не скрылась из виду. Пеппи шла твердым шагом и ни разу не оглянулась. На плече у нее восседал господин Нильсен, а в руке она несла чемодан.
– Странная девочка, – сказал один из матросов, когда Пеппи исчезла за поворотом, и смахнул слезу.
Он был прав, Пеппи и в самом деле была странной девочкой. Больше всего поражала ее необычайная физическая сила, и не было на земле полицейского, который бы с ней справился. Она могла бы поднять лошадь, если бы захотела, и, знаете, она это частенько делала. Ведь у Пеппи была лошадь, которую она купила в тот самый день, когда поселилась в вилле. Пеппи всегда мечтала иметь лошадь. Лошадь жила у нее на террасе. А когда Пеппи хотелось после обеда выпить там чашечку кофе, она, недолго думая, выносила лошадь в сад.
По соседству с виллой находился другой дом, тоже окруженный садом. В этом доме жили папа, мама и двое маленьких милых ребятишек – мальчик и девочка. Мальчика звали Томми, а девочку – Аника. Это были славные, хорошо воспитанные и послушные дети. Томми никогда ни у кого ничего не выпрашивал и выполнял все мамины поручения. Аника не капризничала, когда не получала того, чего хотела, и всегда выглядела такой нарядной в своих чистеньких, аккуратно выглаженных ситцевых платьицах. Томми и Аника дружно играли в своем саду, но все-таки им не хватало товарища для игр, и они мечтали о нем. В то время, когда Пеппи еще плавала со своим отцом на пароходе, Томми и Аника иногда залезали на забор, отделяющий сад виллы от их сада, и говорили:
– Как жалко, что никто не живет в этом доме! Вот было бы хорошо, если б здесь поселился кто-нибудь с детьми!
В тот ясный летний вечер, когда Пеппи впервые переступила порог своей виллы, Томми и Аники не было дома. Они отправились на недельку к своей бабушке – погостить. Поэтому они и понятия не имели о том, что кто-то поселился в соседнем доме. На другой день после возвращения от бабушки они стояли у калитки и глядели на улицу, не зная еще, что так близко от них находится товарищ для игр. И как раз в тот момент, когда они обсуждали, чем бы им заняться, и не знали, сумеют ли они затеять какую-нибудь забавную игру, или день пройдет нудно, как всегда, когда не удается придумать ничего интересного, как раз в этот момент открылась калитка соседнего дома и на улицу выбежала маленькая девочка. Это была самая удивительная девочка из всех, которых когда-либо видели Томми и Аника.
Пеппи Длинный чулок отправлялась на утреннюю прогулку. И вот как она выглядела: волосы ее цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще он был весь в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. Она хотела, чтобы платье у нее было синим, но так как синей материи у нее не хватило, она то там, то здесь вшила в него красные лоскуточки. На ее тонких, худых ногах были длинные чулки, причем один коричневый, а другой черный. А ее черные туфли были раза в два больше, чем надо. Папа купил их в Южной Африке, на вырост, и Пеппи ни за что не хотела носить другие туфли.
Но когда Томми и Аника увидели, что на плече незнакомой девочки сидит обезьяна, они просто застыли от изумления. Это была маленькая мартышка, одетая в синие брючки, желтую курточку и белую соломенную шляпу.
Тут и познакомилась Пеппи с Томми и Аникой. Много презабавнейших историй произошло с ними. О некоторых их приключениях вы узнаете из следующих глав.
ПЕППИ ИГРАЕТ С ПОЛИЦЕЙСКИМИ В САЛОЧКИ
Вскоре в маленьком городке разнесся слух, что девятилетняя девочка живет совершенно одна в заброшенной вилле. И взрослые этого городка сказали, что так дальше продолжаться не может. У всех детей должен быть кто-то, кто бы их воспитывал. Все дети должны ходить в школу и учить таблицу умножения. Поэтому взрослые решили, что эта маленькая девочка должна быть отправлена в детский дом. Однажды после обеда Пеппи пригласила Томми и Анику к себе пить кофе с блинчиками. Она расставила чашки прямо на ступеньках террасы. Там было так солнечно, и с клумб доносился аромат цветов. Господин Нильсен карабкался вверх и вниз по балюстраде, а лошадь время от времени тянула морду, чтобы получить блинчик.
– Как все-таки прекрасна жизнь! – промолвила Пеппи и вытянула ноги.
Как раз в этот момент распахнулась калитка и в сад вошли двое полицейских.
– Ах! – воскликнула Пеппи. – Что за счастливый день! Больше всего на свете я люблю полицейских, не считая, конечно, крема из ревеня.
– И она двинулась навстречу полицейским, сияя счастливой улыбкой.
– Ты и есть та самая девочка, которая поселилась в этой вилле? – спросил один из полицейских.
– А вот и нет, – ответила Пеппи. – Я маленькая старушка и живу на третьем этаже в одном из домиков на другом конце города.
Пеппи ответила так потому, что хотела пошутить. Но полицейские не нашли эту шутку смешной, они строго сказали ей, чтобы она перестала дурачиться, а затем сообщили, что добрые люди решили предоставить ей место в детском доме.
– А я и так живу в детском доме, – ответила Пеппи.
– Что за вздор ты несешь! – вскричал полицейский. – Где же он находится, твой детский дом?
– Да вот здесь. Я дитя, а это мой дом. Значит, это и есть детский дом. А места, как видите, тут вполне хватает.
– О милая девочка, тебе этого не понять, – сказал другой полицейский и засмеялся. – Ты должна отправиться в настоящий детский дом, где тебя будут воспитывать.
– А в тот детский дом можно взять с собой лошадь?
– Конечно, нет! – ответил полицейский.
– Так я и думала, – мрачно сказала Пеппи. – Ну, а обезьянку?
– И обезьянку нельзя.
Ты же сама это понимаешь.
– В таком случае пусть другие отправляются в детский дом, я туда не собираюсь!
– Но ведь тебе нужно ходить в школу.
– Почему это я должна ходить в школу?
– Чтобы научиться разным вещам.
– Каким это таким вещам? – не унималась Пеппи.
– Ну, самым разным.
Всевозможным полезным вещам. Например, таблице умножения.
– Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь без этой таблицы уважения, – ответила Пеппи, – значит, и дальше проживу без нее.
– Ну, подумай, как тебе будет неприятно, если ты на всю жизнь останешься такой незнайкой! Представь себе, ты вырастешь большой, и вдруг у тебя кто-нибудь спросит, как называется столица Португалии. А ты не сможешь ответить.
– Почему это я не смогу ответить? Я ему вот что скажу: "Если тебе уж так нужно узнать, какой главный город Португалии, то напиши прямо в Португалию, пусть они тебе растолкуют".
– И тебе не будет стыдно, что ты сама не смогла ответить?
– Возможно, – сказала Пеппи. – И я не смогу долго заснуть в тот вечер, буду все лежать и вспоминать: ну, а в самом деле, как же называется главный город Португалии? Но я скоро утешусь, – тут Пеппи сделала стойку, прошлась на руках и добавила, – потому что я ведь была в Лиссабоне с папой.
Тогда вмешался первый полицейский и сказал, чтобы Пеппи не воображала, что она сможет поступать как хочет, что ей приказано отправляться в детский дом, и нечего больше болтать попусту. И он схватил ее за руку. Но Пеппи тут же вырвалась и слегка шлепнув полицейского по спине, крикнула:
– Я вас осалила! Теперь вам водить!
И прежде чем он успел опомниться, она вскочила на балюстраду террасы, а оттуда быстро вскарабкалась на балкон второго этажа.
Полицейским вовсе не хотелось лезть наверх таким способом. Поэтому они оба кинулись в дом, поднялись наверх по лестнице. Но, когда они очутились на балконе, Пеппи уже сидела на крыше. Она так ловко лазила по черепице, словно была обезьянкой. В одно мгновение она оказалась на коньке крыши, а оттуда перескочила на трубу.
Полицейские сидели на балконе и в растерянности чесали затылки. Томми и Аника с лужайки восторженно следили за Пеппи.
– До чего весело играть в салочки! – крикнула Пеппи полицейским. – Как мило с вашей стороны, что вы пришли поиграть со мной.
Поразмыслив с минуту, полицейские сходили за лестницей, прислонили ее к дому и друг за дружкой стали взбираться на крышу. Оскальзываясь на черепице и с трудом балансируя, двинулись они по направлению к Пеппи.
– Смелее! – крикнула им Пеппи.
Но когда полицейские почти доползли до Пеппи, она, смеясь и визжа, быстро спрыгнула с трубы и перебралась на другой скат крыши. На этой стороне рядом с домом росло дерево.
– Глядите, я падаю! – крикнула Пеппи и, прыгнув с карниза, повисла на ветке, покачалась на ней разок-другой, а затем ловко соскользнула вниз по стволу. Очутившись на земле, Пеппи обежала дом с другой стороны и отставила лестницу, по которой взобрались на крышу полицейские. Полицейские перепугались, когда Пеппи прыгнула на дерево. Но они просто пришли в ужас, увидев, что девочка унесла лестницу. Окончательно рассвирепев, они принялись кричать наперебой, чтобы Пеппи немедленно поставила лестницу на место, иначе они с ней не так поговорят.
– Чего вы сердитесь? – с упреком спросила их Пеппи. – Мы же играем в салочки, зачем же понапрасну сердиться?
Полицейские немного помолчали, и наконец один из них сказал смущенно:
– Послушай, девочка, будь добра, поставь назад лестницу, чтобы мы смогли спуститься.
– С удовольствием, – ответила Пеппи и тотчас же приставила лестницу к крыше. – А потом, если хотите, мы выпьем кофейку и вообще повеселимся вместе.
Но полицейские оказались коварными людьми. Едва ступив на землю, они кинулись к Пеппи, схватили ее и закричали:
– Вот теперь ты попалась, скверная девчонка!
– А теперь я с вами больше не играю, – ответила Пеппи. – Кто жулит в игре, с теми я не вожусь. – И, схватив обоих полицейских за пояса, она выволокла их из сада на улицу. Там она их отпустила. Но полицейские еще долго не могли прийти в себя.
– Одну минуточку! – крикнула им Пеппи и со всех ног бросилась на кухню. Вскоре она снова появилась, держа в руках по блинчику. – Отведайте, пожалуйста! Правда, они немножко подгорели, но это неважно.
Затем Пеппи подошла к Томми и Анике, которые стояли, широко раскрыв глаза, и только диву давались. А полицейские поспешили вернуться в город и сказали тем людям, которые их послали, что Пеппи не годится для детского дома. Полицейские, конечно, утаили, что сидели на крыше. И взрослые решили: раз так, пусть эта девочка живет себе на своей вилле. Главное, чтобы ходила в школу, а в остальном она вольна сама собой распоряжаться.
Что до Пеппи, Томми и Аники, то они прекрасно провели в тот день время. Сперва они допили кофе, и Пеппи, успешно справившись с четырнадцатью блинчиками, сказала:
– Все-таки это были какие-то ненастоящие полицейские: болтали что-то о детском доме, о таблице уважения и о Лиссабоне...
Затем Пеппи вынесла лошадь с террасы в сад, и дети принялись кататься верхом. Правда, Аника поначалу боялась лошади. Но когда она увидела, как весело скачут по саду Томми и Пеппи, она тоже решилась. Пеппи ловко посадила ее, лошадь помчалась по дорожке, и Томми запел во все горло:
Мчатся шведы грохоча,
Схватка будет горяча!
Вечером, когда Томми и Аника легли в свои кроватки, Томми сказал:
– А ведь здорово, что Пеппи приехала сюда жить. Верно, Аника?
– Ну, конечно, здорово!
– Знаешь, я даже не помню, во что мы, собственно говоря, играли до нее?
– Мы играли в крокет, ну и в тому подобное. Но насколько с Пеппи веселее!.. А тут еще лошадь и обезьянка! А?..
ПЕППИ ИДЕТ В ШКОЛУ
Конечно, и Томми и Аника ходили в школу. Каждое утро ровно в восемь, взявшись за руки, с учебниками в сумках они отправлялись в путь.
Как раз в это время Пеппи больше всего любила ездить верхом на лошади, или наряжать господина Нильсена, или делать зарядку, которая заключалась в том, что, стоя прямо на полу, она сорок три раза подряд, не сгибаясь, словно аршин проглотила, подскакивала на месте. Затем Пеппи устраивалась у кухонного стола и в полном покое выпивала большую чашку кофе и съедала несколько бутербродов с сыром.
Проходя мимо виллы, Томми и Аника с тоской глядели через ограду. Куда охотнее они свернули бы сейчас и весь день проиграли бы со своей новой подружкой! Вот если бы Пеппи тоже ходила в школу, было бы хоть не так обидно.
– Как весело нам было бы возвращаться домой, а, Пеппи? – сказал как-то Томми.
– Ив школу мы бы тоже ходили вместе, – добавила Аника.
Чем больше ребята думали о том, что Пеппи не ходит в школу, тем печальнее становилось у них на душе. И в конце концов они решили попытаться уговорить ее пойти туда вместе с ними.
– Ты даже представить себе не можешь, какая у нас замечательная учительница, – сказал однажды Томми, лукаво взглянув на Пеппи. Он и Аника прибежали к ней, после того как сделали уроки.
– Ты не знаешь, как весело у нас в школе! – подхватила Аника, – если бы меня не пускали в школу, я просто с ума бы сошла.
Пеппи, сидя на низенькой скамеечке, мыла ноги в огромном тазу. Она ничего не сказала в ответ и только принялась так брызгаться, что расплескала вокруг почти всю воду.
– Да и сидеть там надо недолго, только до двух часов, – снова начал Томми.
– Конечно, – в тон ему продолжала Аника. – А кроме того, бывают каникулы. Рождественские, пасхальные, летние...
Пеппи задумалась, но по-прежнему молчала. Вдруг она решительно вылила из таза остатки воды прямо на пол, так что замочила штаны господину Нильсену, который, сидя на полу, играл зеркалом.
– Это несправедливо, – строго сказала Пеппи, не обращая ни малейшего внимания ни на гнев господина Нильсена, ни на его залитые водой штаны, – это совершенно несправедливо, и я не стану с этим мириться!
– Что несправедливо? – удивился Томми.
– Через четыре месяца будет рождество, и у вас начнутся рождественские каникулы. А у меня что начнется? – голос Пеппи зазвучал грустно. – Не будет у меня никаких рождественских каникул, даже самых маленьких, – продолжала она жалобно. – Это необходимо изменить. Я завтра же отправлюсь в школу.
От радости Томми и Аника захлопали в ладоши.
– Ура! Ура! Так мы тебя будем ровно в восемь у наших ворот.
– Нет, – сказала Пеппи. – Это для меня рано. А кроме того, я поеду туда верхом.
Сказано – сделано. Ровно в десять часов утра Пеппи сняла свою лошадь с террасы, вынесла ее в сад и отправилась в путь. Несколько минут спустя все жители этого городка кинулись к окнам, чтобы взглянуть на маленькую девочку, которую понесла взбесившаяся лошадь. На самом же деле все было не так. Просто Пеппи торопилась в школу. Она галопом влетела в школьный двор, спрыгнула на землю, привязала лошадь к дереву. Затем с таким грохотом распахнула дверь класса, что Томми, Аника и их товарищи подскочили на своих местах от неожиданности, и что есть мочи крикнула: "Привет!" – помахав своей широкополой шляпой.
– Я, надеюсь, не опоздала на таблицу уважения?
Томми и Аника предупредили учительницу, что в класс должна прийти новая девочка, которую зовут Пеппи Длинный чулок. Учительница и без того уже слышала о Пеппи. В маленьком городке о ней было немало толков. А так как учительница была милой и доброй, то она решила сделать все, чтобы Пеппи в школе понравилось.
Не дожидаясь приглашения, Пеппи уселась за пустую парту. Но учительница не сделала ей никакого замечания. Наоборот, она сказала очень приветливо:
– Добро пожаловать к нам в школу, милая Пеппи! Надеюсь, что тебе у нас понравится и что ты здесь многому научишься.
– А я надеюсь, что у меня будут рождественские каникулы, – ответила Пеппи. – Для этого я и пришла сюда. Справедливость прежде всего.
– Скажи мне, пожалуйста, твое полное имя. Я запишу тебя в список учеников.
– Меня зовут Пеппилотта-Виктуалия-Рульгардина-Крусминта, дочь капитана Ефраима Длинного чулка, "Грозы морей", а теперь негритянского короля. Собственно говоря, Пеппи – это уменьшительное имя. Мой папа считал, что Пеппилотта произносить слишком долго.
– Ясно, – сказала учительница. – Тогда мы тоже будем звать тебя Пеппи. А теперь давай поглядим, что ты знаешь. Ты уже большая девочка и, наверное, многое умеешь. Начнем с арифметики. Скажи, пожалуйста, Пеппи, сколько будет, если к семи прибавить пять.
Пеппи взглянула на учительницу с недоумением и недовольством.
– Если ты сама этого не знаешь, то неужели думаешь, что я стану считать за тебя? – ответила она учительнице.
У всех учеников глаза на лоб полезли от удивления. А учительница терпеливо объяснила, что так в школе не отвечают, что учительнице говорят "вы" и, обращаясь к ней, называют ее "фрекен".
– Простите, пожалуйста, – сказала Пеппи, смутившись, – я этого не знала и больше так делать не буду.
– Надеюсь, – сказала учительница. – Вот ты не хотела считать за меня, а я сосчитаю за тебя: если к семи прибавить пять, получится двенадцать.
– Подумать только! – воскликнула Пеппи. – Оказывается, ты сама можешь это сосчитать. Зачем же ты у меня спрашивала?.. Ой, я опять сказала "ты" – простите, пожалуйста.
И в наказание Пеппи сама сильно ущипнула себя за ухо.
Учительница решила не обращать на это никакого внимания и задала следующий вопрос:
– Ну-с, Пеппи, а теперь скажи, сколько будет восемь и четыре?
– Думаю, шестьдесят семь, – ответила Пеппи.
– Неверно, – сказала учительница, – восемь и четыре будет двенадцать.
– Ну, старушка, это уж слишком! Ты же сама только что сказала, что пять и семь будет двенадцать. Какой-то порядок в школе тоже должен быть! А если уж тебе так хочется заниматься всеми этими подсчетами, то стала бы себе в уголок да считала бы на здоровье, а мы бы тем временем пошли во двор играть в салочки... Ой, я снова говорю "ты"! Простите меня в последний раз. Я постараюсь в другой раз вести себя лучше.
Учительница сказала, что она готова и на этот раз простить Пеппи. Но что сейчас, видно, не стоит продолжать задавать ей вопросы по арифметике, она лучше будет спрашивать других детей.
– Томми, реши, пожалуйста, такую задачу. У Лизы было семь яблок, а у Акселя – девять. Сколько яблок было у них вместе?
– Да, сосчитай-ка, Томми, – вмешалась вдруг Пеппи, – и, кроме того, скажи: почему у Акселя живот болел сильнее, чем у Лизы, и в чьем саду они нарвали эти яблоки?
Фрекен снова сделала вид, что ничего не слышала, и сказала, обращаясь к Анике:
– Ну, Аника, теперь ты сосчитай: Густав пошел со своими товарищами на экскурсию. Ему дали с собой одну крону, а вернулся он с семью эре. Сколько денег потратил Густав?
– А я хочу знать, – сказала Пеппи, – почему этот мальчишка так сорил деньгами? И что он купил на них: лимонаду или еще чего-нибудь другого? И хорошо ли он помыл уши, когда собирался на экскурсию?
Учительница решила сегодня больше не заниматься арифметикой. Она подумала, что, быть может, чтение у Пеппи пойдет лучше. Поэтому она вынула из шкафа картонку, на которой был нарисован ежик. Под рисунком стояла большая буква "Ё".
– Ну, Пеппи, сейчас я покажу тебе интересную вещь. Это Ё-е-е-е-жик. А буква, которая изображена вот тут, называется "Ё".
– Ну да? А я всегда думала, что "Ё" – это большая палочка с тремя маленькими поперек и двумя мушиными крапинками наверху. Скажите мне, пожалуйста, что общего имеет ежик с мушиными крапинками?
Учительница не ответила Пеппи, а вынула другую картонку, на которой была нарисована змея, и сказала, что буква под картинкой называется "3".
– О!! Когда говорят о змеях, я всегда вспоминаю, как я дралась с гигантской змеей в Индии. Это была такая страшная змея, что вы даже представить себе не можете, – четырнадцати метров длиной, и злая, как оса. Каждый день она пожирала по пять взрослых индийцев, а на закуску лакомилась двумя маленькими детьми. И вот однажды она решила полакомиться мною. Она обвилась вокруг меня, но я не растерялась и со всех сил стукнула ее по голове. Бах! Тут она как зашипит. А я ее еще раз – бац! И тогда она – ух! Да, да, вот точно так это было. Очень страшная история!..
Пеппи перевела дух, а учительница, которая к этому времени окончательно поняла, что Пеппи –трудный ребенок, предложила всему классу нарисовать что-нибудь. "Наверное, рисование увлечет Пеппи, и она хоть немного посидит спокойно", – подумала фрекен и раздала ребятам бумагу и цветные карандаши.
– Вы можете рисовать все, что захочется, – сказала она и, сев за свой столик, принялась проверять тетради. Через минуту она подняла глаза, чтобы посмотреть, как дети рисуют, и обнаружила, что никто не рисовал, а все смотрели на Пеппи, которая, лежа ничком, рисовала на полу.
– Послушай, Пеппи, – с раздражением сказала фрекен, – почему ты не рисуешь на бумаге?
– Я давно уже ее всю изрисовала. Но портрет моей лошади не уместился на этом крошечном листке. Сейчас я рисую как раз передние ноги, а когда дойду до хвоста, мне придется выйти в коридор.
Учительница на минуту задумалась, но решила не сдаваться.
– А теперь, дети, встаньте, и мы споем песню, – предложила она.
Все дети поднялись со своих мест, все, кроме Пеппи, которая продолжала лежать на полу.
– Валяйте пойте, а я немного отдохну, – сказала она, – а то, если я запою, стекла полетят.
Но тут терпение у учительницы лопнуло, и она сказала детям, чтобы они все вышли погулять на школьный двор, а ей необходимо поговорить с Пеппи наедине. Как только все дети вышли, Пеппи поднялась с пола и подошла к столику учительницы.
– Знаешь что, фрекен, – сказала она, – я вот что думаю: мне было очень интересно прийти сюда и посмотреть, чем вы тут занимаетесь. Но больше мне сюда ходить неохота. А с рождественскими каникулами пусть будет, как будет. В вашей школе для меня слишком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружилась. Ты, фрекен, я надеюсь, не будешь этим огорчена?
Но учительница сказала, что она очень огорчена, и больше всего тем, что Пеппи не хочет вести себя как следует.
– Любую девочку выгонят из школы, если она будет себя вести гак, как ты, Пеппи.
– Как, разве я себя плохо вела? – с удивлением спросила Пеппи. – Честное слово, я этого и не заметила, – печально добавила она. Ее нельзя было не пожалеть, потому что так искренне огорчаться, как она, не умела ни одна девочка в мире.
С минуту Пеппи молчала, а потом сказала, запинаясь:
– Понимаешь, фрекен, когда мама у тебя ангел, а папа – негритянский король, а сама ты всю жизнь проплавала по морям, то не знаешь, как надо вести себя в школе среди всех этих яблок, ежей и змей.
Фрекен сказала Пеппи, что она это понимает, что она больше не сердится на нее и что Пеппи сможет снова прийти в школу, когда немножко подрастет. При этих словах Пеппи засияла от счастья и сказала:
– Ты, фрекен, удивительно милая. И вот тебе, фрекен, от меня подарок.
Пеппи вынула из кармана маленький, изящный золотой колокольчик и положила его на столик перед учительницей. Учительница сказала, что не может принять от нее такой дорогой подарок.
– Нет, ты должна, фрекен, должна! – воскликнула Пеппи. – А то я завтра снова приду в школу, и удовольствия никому это не доставит.
Тут Пеппи выбежала на школьный двор и вскочила на свою лошадь. Все дети окружили Пеппи, каждому хотелось погладить лошадь и посмотреть, как Пеппи выедет со двора.
– Вот я, помню, в Аргентине ходила в школу, так то была школа! – сказала Пеппи и поглядела на ребят. – Если бы вам туда попасть! Там через три дня после рождественских каникул начинаются пасхальные. А когда кончаются пасхальные, то еще через три дня начинаются летние. Кончаются летние каникулы первого ноября, и тут-то, правда, приходится здорово поработать, потому что рождественские каникулы начинаются только одиннадцатого. Но в конце концов с этим можно справиться, потому что в Аргентине не задают уроков. В Аргентине строго-настрого запрещено готовить дома уроки. Правда, иногда случается, что какой-нибудь аргентинский мальчик тайком залезет в шкаф и, чтобы никто не видел, немножко учит уроки. Но ему здорово влетает от мамы, если она это заметит. Арифметику там вообще не проходят, и если какой-нибудь мальчишка случайно знает, сколько будет пять и семь, и проговорится об этом учительнице, то она поставит его на весь день в угол. Чтением там занимаются только в свободные дни и то, если найдутся книги для чтения, но таких книг обычно ни у кого не бывает...
– Что же они там делают в школе? – с изумлением спросил маленький мальчик.
– Едят конфеты, – ответила Пеппи. – Поблизости от школы находится конфетная фабрика. Так вот от нее прямо в класс провели специальную трубу, и поэтому у детей нет ни минуты свободного времени, – только успевай жевать.
– А что же делает учительница? – не унималась другая девочка.
– Глупышка, – ответила Пеппи, – учительница там подбирает конфетные бумажки и делает фантики. Уж не думаешь ли ты, что там фантиками занимаются сами ребята? Нет уж, дудки! Ребята там даже сами в школу не ходят, а посылают младших братишек... Ну, привет! – радостно крикнула Пеппи и помахала своей большой шляпой. – А вы уж сами как-нибудь сосчитайте, сколько яблок было у Акселя. Меня вы здесь не скоро увидите...
И Пеппи с шумом выехала за ворота. Лошадь скакала так быстро, что камни летели у нее из-под копыт, а оконные стекла дребезжали.
Перевела со шведского Л. Лунгина.
Рисунки Е. Ведерникова.