Где находится икона утоли мои печали. Икона Божией Матери “Неупиваемая чаша”. Молитвы перед образом Утешительницы

Почтительное отношение к образам святых очень характерно для России, где большинство христиан относят себя к православной вере. Возможно, поэтому Господь благословил именно здесь явление стольких чудотворных икон - например, образ Божией Матери «Утоли моя печали» тоже прославился на нашей земле.


Особенности образа

Именно это изображение очень легко отличить от других. На нем Божия Матерь подняла левую руку к своему прекрасному лику. Она словно внимательно слушает просящего, сочувствуя ему. Лик может быть повернут в разные стороны, но замысел композиции от этого не меняется. Глаза святой Марии полны сочувствия, печали о всех, кто страдает от жизненных тягот. Поэтому не надо забывать, что люди пребывают на земле временно, значит, таковы и все проблемы.

Само название взято из стихиры Богородице - это богослужебные стихи, которые говорят о том, что Приснодева для всех стала надеждой, она способна отогнать болезни, исцелить (утолить) скорби грешных людей. Значение иконы «Утоли моя печали» можно понять из ее композиции: верующие всегда могут рассчитывать на божественную помощь, которая подается через молитвы. Даже если вера слаба, надо продолжать молиться, и Господь укрепит ее, даст силу и все, что необходимо.

Младенец Христос изображается по-разному: либо лежит в пеленах (колыбель не видна), либо восседает на руках Матери. Но всегда в руках его свиток. Надписи на нем могут делаться разные. Чаще всего это призыв к христианам: судить праведно, оказывать милости, быть щедрым к своим ближним, не обижать сирот, вдов, не держать в сердце зла на своих братьев (подразумеваются и сестры), не замышлять ничего плохого.

Таким образом показывается путь к достижению единства с Господом. Надо поступать в соответствии с заповедями, чтобы душа не страдала. Потому что в нее заложено внутреннее чутье, которое люди привыкли называть совестью. Когда человек поступает неправильно, внутренний голос начинает его обличать.


Иконографический тип

Первая икона Царицы Небесной написана, по преданию, евангелистом Лукой. Поэтому многие остальные образы восходят именно к «Одигитрии», сохраняя портретное сходство. Композиция меняется в зависимости от замысла. Икона Божией Матери «Утоли моя печали» относится к типу «елеуса» - умиление, милостивая, сострадающая. Это вполне отражает замысел - показать характер Девы Марии, ставшей заступницей всех грешных людей.

На образах этого вида нет расстояния между Младенцем Иисусом и Его Матерью. Богородица олицетворяет собой все человечество, Она является тем идеалом, к которому каждый должен стремиться. Единение в любви между Христом и Матерью - полное, именно такое взаимопроникновение подразумевается в христианской жизни.

Тайна Боговоплощения открывается через икону «Утоли моя печали», в этом ее значение. Обычная женщина смогла стать матерью Бога, сумев при этом сохранить девство. Это событие - сверхъестественное. Перейдя границу между привычным существованием, Мария смогла стать неким новым Божиим творением.

Именно на этом основано совершенно особенное почитание Божией Матери. Она и недоступна, и в то же время всем понятна, близка - ведь у каждого есть мать, многие сами являются родителями. Совмещая небесную природу со скромностью, добротой, Мария стала идеалом человека, который всю любовь свою отдал единственному достойному - Христу. На Него указывает она как на правильный, хотя и не всегда легкий, путь.

Хотя Евангелия дают немного подробностей о жизни Богородицы, она присутствует во время каждого эпохального события - от первого чуда на свадьбе (инициатором которого она сама явилась) до крестной смерти, когда практически все ученики в ужасе разбегаются. Только она проходит весь крестный путь с Ним, не утратив мужества.

Как можно не доверить свои молитвы Той, которая испытала такой ужас и сохранила душу в чистоте? Как не подражать ее безусловной вере, терпению, любви? Царица Небесная - райские врата для каждого христианина, та тропинка, через которую путник достигает Самого Христа.


В чем помогает икона «Утоли мои печали»

Название иконы само настраивает молящегося на нужный лад. Если в сердце поселилась тоска, верующий должен принести свою печаль Господу, Божией Матери - он не обязан демонстрировать, какой он сильный и переживать ее в одиночестве. Богу известно, когда человек изнемогает, нет смысла скрывать это. В чем же конкретно помогает икона «Утоли моя печали»?

  • Победить чувство отчаяния, которое одолевает душу.
  • Обрести гармонию, душевный покой, уверенность.
  • Преодолеть пагубные страсти.
  • Отогнать греховные мысли.
  • Укрепить силу воли.
  • Обрести христианскую веру.

Можно просить и за других, если в этом есть необходимость и сам человек не ощущает, что движется в неправильном направлении (например, поддался зависимости от азартных игр, одержим плотской страстью).

О чем еще молятся у иконы «Утоли моя печали»? Конечно, об излечении телесном. И неважно, каким недугом страдает человек - не надо бояться попросить «не о том», человеческие страдания Господь не делит на категории, это людские домыслы. Не будет грехом также попросить об удаче в делах, успехе конкретного дела (конечно, оно не должно вступать в противоречие с заповедями Божиими).

Куда прийти за помощью - храмы святому образу

Как и большинство чудотворных образов, икона имеет много списков, которые тоже прославились происходящими возле них избавлениями от страданий. Сама история образа началась в Белоруссии, более трехсот лет назад. Воскресенская церковь г. Шклово стала первым известным местом, где почитался образ. После революции оригинал был утрачен, сегодня неизвестно, где находится икона «Утоли моя печали».

В Москве же появились копии, сделанные в Белоруссии. На Арбате хранился самый старый список, в церкви св. Тихона. Милостью Божией, он дошел до наших дней, сегодня находится в храме Воскресения Словущего (пер. Филипповский). Икона прославилась многими чудесами. Образ явился некоей больной женщине во сне. Она пришла в храм, чтобы помолиться Богородице, но в там не оказалась нужной иконы.

Оказалось, что она, пыльная и забытая, находится на колокольне. После молебна, женщина немедленно исцелилась, как обещала ей Царица Небесная. С тех пор в этот день установлен праздник иконы «Утоли мои печали». Случилось памятное событие 7 февраля 1760 г. Только спустя сто лет опубликовали молебен с акафистом.

Самым первым храмом, освященным в Москве в 21 в., оказался храм во имя иконы «Утоли моя печали». Торжественное открытие проходило в присутствии Патриарха Алексия, а деньги на строительство собирали горожане. Большой образ иконы находится прямо над входом, само же здание выстроено в традиционном русском стиле.

Пятикупольное строение с двумя колокольнями стало настоящим украшением города. Найти храм легко - оно находится в нескольких сотнях метров от выхода из метро Марьино. Изображение церкви используется как флаг района.

Другие известные храмы

  • В московском храме на Кузнецской Слободе пребывает чудотворный список иконы Божией Матери «Утоли моя печали», привезенный в столицу 3 столетия назад. Первым делом, войдя в церковь, прихожане прикладываются к образу и кладут поклоны Царице Небесной.
  • В Леонове есть еще один чудесный образ, написанный в 18 в. Выполнен в одинаковой манере с иконой «Казанская», который висит напротив. Храм находится на станции «Ботанический сад».
  • В Дивеево также имеется чудотворная икона «Утоли моя печали», прихожане оставляют возле него записочки с молитвенными пожеланиями. Подобная благочестивая традиция соблюдается во многих обителях, она говорит о глубоком почитании святынь.

Как правильно отмечать церковный праздник

Празднование в церкви проходит два дня - накануне вечером служится обычно всенощное бдение. Это отголоски древнехристианской традиции, когда люди молились буквально всю ночь. Начинаются церковные службы в разное время, поэтому следует внимательно ознакомиться с расписанием - оно обычно висит недалеко от входа. Указывается название праздника, дата и время начала богослужения.

Приходить на службу следует заблаговременно, в подобающей одежде (женщины - в платках и юбках, без губной помады). Во время молитвы правила приличия требуют отключить телефон, громко не разговаривать, тем более не смеяться, не шуметь. В некоторых храмах женщины стоят отдельно от мужчин, но вообще сегодня это необязательно. После службы необходимо как можно дольше постараться вести себя подобающим образом - не курить, не выражаться, не ругаться с домашними.

Келейная молитва

Церковные службы бывают не каждый день, и поехать туда не всегда хватает времени. Для этого существует келейная (частная) молитва, которой не стоит пренебрегать, особенно когда имеется насущная потребность - кто-то болен, или душу одолевает тоска. Обычно рекомендуется сначала прочитывать утреннее (вечернее) правило - оно обязательно для всех христиан. Если нет времени читать все, существует более короткий вариант, составленный преподобным Серафимом Саровским.

Они посвящаются разным праздникам, святым или иконам. Каждое песнопение имеет собственную стихотворную форму, размер. Короче всего - тропари, в которых кратко отражена самая суть праздника. Тропарь можно выучить перед службой, чтобы петь вместе со всеми на молебне. Если дома в день праздника хочется прочесть акафист или канон, то брать благословение нет необходимости. Сделать это следует, только если планируется читать длительное время (по христианской традиции это 40 дней).

К чтению молитв необходимо добавить и чтение Священного Писания - псалмов, Евангелия. Хотя бы несколько стихов надо прочитывать ежедневно. Если Библия дается тяжело - на помощь придут толкования святых отцов. Можно записаться на курсы изучения Библии, которые действуют при многих приходах.

  • ирмосы;
  • кондаки;
  • тропари;
  • величания;
  • акафисты;
  • каноны.

Молитва иконе Утоли мои печали

Тропарь, глас 5

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгоняеши и греш​ных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение. Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствую щи присно, Богородице, чтущих Тя.

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году.

Откуда повелось это название? Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Данной иконе ближе всего соответствует следующая богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево ». Когда в конце XIX века была составлена специальная служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира вошла в неё в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни », или же «Утоли болезни и печали ». Однако на самых старых списках надпись иная — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей данную икону, её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Именно от него произошло позднейшее — «Утоли моя печали».

«Утолимая » означает утоляющая, укрощающая, т. е. утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. На свитке, который держит в руках Младенец-Христос мы читаем:«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте ». Это фрагмент Священного Писания — начало третьей главы книги пророка Захарии, причём извлечённое из текста Острожской Библии.

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках Богомладенца — непременная деталь иконы, но, как было сказано выше, на разных иконах на свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё только одна богородичная икона в России так многообразно пишется — «Всех скорбящих Радость».

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилёвщины. В XVIII — начале XIX века издавались даже печатные листы с её изображением. Со временем монастырь пришел в упадок, а икона осталась известной лишь ближайшей округе. После революции 1917 года о судьбе этого образа ничего не известно.

Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появившиеся в Москве в 1650-е годы, имели иную историю. В 1655 году, когда Шклов был захвачен войсками государя Алексея Михайловича, казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города, и привели в Москву редкие для Великороссии иконы.

Самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате — близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке . Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Уже с XVII века подобный образ находился в церкви святителя Николы на Пупышах . О ней на время забыли, спрятав ее на колокольне, пока некоторый чудесный случай не послужил её новому открытию.

Церковь Николая Чудотворца, что на Пупышах

Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих — Пресвятой Богородице Марии. Однажды во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в такую-то местность, в храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм св. Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» — и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25-й день января (7 февраля по н. ст.).

В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах, где произошло явление иконы, был разрушен, а икона перенесена в Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (г.Москва, м.»Новокузнецкая», Вишняковский пер., 15) . С того времени она находится в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе

Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы — супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.

Тропарь, глас 5
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгониши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, / Пресвятая Владычице, / но приими моление раба Твоего: / скорбь бо обдержит мя, / терпети не могу демонского стреляния, / покрова не имам, / ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, / и утешения не имам разве Тебе, Владычице мира, / упование и предстательство верных, / не презри моление мое, полезно сотвори.

«Утоли моя печали». Откуда повелось это удивительно трогательное название Богородичного образа?

Из молитвенных текстов иконе можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т.е. греховных страстей, обуревающих сердце.

В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может сказать о себе, что он на своем жизненном пути не переживал тяжелых минут несчастья и не искал ни откуда себе поддержки или утешения?

Христианин, при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной жизни, невольно мысленно обращается туда, откуда он ждет помощи. И, действительно, не от людей, таких же немощных по своей природе, он получает истинное лекарство, но от самого Господа по ходатайству пред Ним Пресвятой Богоматери.

Описание иконы:
На иконе Богородица изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.

История образа Иконы Божьей Матери «Утоли моя печали»:
Первая известная с XVII века икона "Утоли моя печали" находилась в белорусском городе Шклове. Этот образ был привезен в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче. Однако особенное, всероссийское прославление получил замоскворецкий список иконы, находившийся в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее документальные свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.
Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является следующий случай, положивший начало почитания иконы как чудотворной.

Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смертельного исхода. Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: « Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».

Женщина поделилась виденным со своими родственниками, и все с глубокой верой отправились в нелёгкий для болящей путь и по прибытии в Москву отыскали указанный храм. Однако, осмотрев всю церковь, прибывшие не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник, к которому больная обратилась за советом, приказал причётникам принести с колокольни все иконы Божией Матери. Среди принесённых обветшавших и запылённых икон обнаружили икону Богородицы с надписью: «Утоли моя печали». Увидев его, больная воскликнула: «Она! Она!» – и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года.С тех пор было установлено в этот день совершать празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

После разрушения богоборческой властью в 1930-е годы Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.

Реставрация образа была осуществлена в середине прошлого века прихожанкой Николо-Кузнецкого храма, иконописцем, художником-реставратором и профессором ПСТГУ Ириной Васильевной Ватагиной.

Праздник иконы, 7 февраля, в Николо-Кузнецком храме всегда отмечается очень торжественно архиерейским чином.

У прихожан существует традиция: перед началом службы поклониться чудотворному образу.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Тропарь, глас 5

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгоняеши и греш­ных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение. Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва перед иконой Богоматери Утоли моя печали

Надеждо всех концев земли и рабам Тво­им (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаяни­ем ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими возды­хание от души и сердца мольбу Ти принося­щих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» - чудотворная икона, почитаемая в Русской Православной Церкви.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами:

Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите.

Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.

Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления. Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» - и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали». В Москве прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя, что на Покровке; во имя святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной; во имя святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот; во имя преподобного Сергия, «что на Рогожской». В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня.

Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в храме во имя святителя Николая (Николо-Кузнецкий храм).

Просмотреть на карте большего размера

Об иконе Божией Матери «Утоли моя печали» по материалам сайта http://starovery.ucoz.ru/publ/17-1-0-62

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца — непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи. Пожалуй, еще только одна богородичная икона в России так многообразно пишется — «Всем скорбящим радость». Но там различия обусловлены сложностью изображения со множеством предстоящих, а на иконе «Утоли моя печали» представлены только Божия Матерь и Младенец-Христос. В чем же причина таких различий? И какая из этого множества икон была прославлена как чудотворная?

«Утоли моя печали»… Откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название?

Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из каких-то молитвенных текстов.

Для нашей же иконы самое близкое соответствие находят в следующей богородичной стихере: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело­веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». (Октай, глас пятый, понедельник вечер, на стиховне). Когда в конце XIX века в новообрядческой церкви была составлена специальная служба Богородице «Уто­ли моя печали», эта стихера вошла в нее в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе под­пись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей нашу икону, ее название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».

«Утолимая» означает «утоляющая», укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви св. Николы в Пупышах. Мы читаем ее на свитке, который держит в руках Младенец-Христос.

«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».

На всех других известных мне списках иконы эта надпись или сокращена, или вообще изменена. Она представляет собой малоизвестное место Священного писания — начало третьей главы книги пророка Захарии, причем извлеченное из текста Острожской Библии. В Елизаветинской Библии, изданной в середине XVIII века и официально принятой в синодальной церкви, это место читается по-другому, — ясное доказательство того, что икона из церкви св. Николы в Пупышах списана с более древнего образа. Надо отметить, что эти слова пророка Захарии вошли в книгу церковных поучений — Пролог. С них начинается помещенное на 5 сентября «Слово пророка Захарии к немилостивым князем». Возможно, из поучения эти слова и стали известны древнему иконописцу. И тогда смысл названия иконы раскрывается еще более: «Утолимая» — утоляющая жестокость «немилостивых князей», гордых завоевателей. В нем будто выразилась боль и мольба Украины и Белоруссии, в XVII веке горько страдавших от непрестанных насилий и грабежей — польских, московских, казацких, татарских…

Икона «Утоли моя печали» была привезена в Москву казаками в 1640 году, при царе Михаиле Федоровиче, и находилась в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы, но пожаром 1771 года все документальные свидетельства были уничтожены. Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является следующий случай, положивший начало почитания иконы как чудотворной.

Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смертного исхода. Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».

Женщина поделилась виденным со своими родственниками, и все с глубокой верой отправились в нелёгкий для болящей путь и по прибытии в Москву отыскали указанный храм. Однако, осмотрев всю церковь, прибывшие не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник, к которому больная обратилась за советом, приказал причётникам принести с колокольни все иконы Божией Матери. Среди принесённых обветшавших и запылённых икон обнаружили изображение Богородицы с надписью: «Утоли моя печали». Увидев его, больная воскликнула: «Она! Она!» - и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года.

После разрушения богоборческой властью в 30-е годы ХХ столетия Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в московский храм во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне. Отличительная особенность образа - Богомладенец держит в руках развёрнутый свиток, Божия Матерь одной рукой подпирает щёку.

Иногда икону называют «Утоли болезни». Название происходит от первых слов праздничного тропаря иконе «Утоли моя печали»: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево».

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», прославилась в Москве многими чудесами со второй половины ХVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613-1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма, об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», находятся во многих храмах Москвы и других городов.