Фурцева биография смерть. Биография. Миллиончик беззащитной женщине

Дочери и внучке министра культуры СССР не повезло в любви

Дочери и внучке министра культуры СССР не повезло в любви

Минуло 40 лет со дня ухода из жизни Екатерины ФУРЦЕВОЙ - самой известной женщины-министра в правительстве Советского Союза. Недавно мы напечатали воспоминания обозревателя Наталии КОРНЕЕВОЙ, автора книги «Мужские игры Екатерины Фурцевой. Политическая мелодрама», которая близко знала дочь Екатерины Алексеевны Светлану последние шесть лет ее жизни (). Но читатели засыпали вопросами о судьбе наследниц Фурцевой, и мы попросили Наталию КОРНЕЕВУ продолжить рассказ.

Когда Екатерины Алексеевны не стало, ее дочь Света хотела оставить для себя прежний уклад жизни. Хотя бы дачу. Но загородный дом сразу отобрали. Светлана долго ходила по высоким кабинетам, хлопотала, и в конце концов ей выделили двухкомнатные апартаменты с крохотной кухонькой в доме отдыха ЦК «Лесные дали».

Светин муж - Игорь Кочнов , бывший сотрудник КГБ, занимался переводами. Каждое утро садился за письменный стол, а потом они с женой шли гулять по лесу. Их семейную идиллию нарушало одно: измены Кочнова. Светлана умирала от ревности, но терпела.

Игорю предстояла операция на сердце, которую согласился сделать известный хирург Князев . Едва увидев дочь Фурцевой, врач сразу же ею увлекся и стал умолять уйти от супруга. Светлана обладала некоей магией: чтобы нравиться мужчинам, ей не нужно было ни кокетничать, ни плести интриги.

На что ты надеешься? Ты же знаешь все, - уговаривал ее Князев, имея в виду, что в палату к Кочнову не таясь ходили посторонние дамы.

Но, как рассказывала мне подруга, одна только мысль о разводе приводила ее в ужас. Скончался Игорь внезапно. Возвращался с грибами из леса и прямо на дорожке, на глазах жены, упал и умер.

Дальше нужно было обходиться одной. И казалось, Света справлялась. К примеру, обзавелась солидным деревенским домом, который спроектировал старый знакомый ее мамы - архитектор Аранаускас . Но через некоторое время Светлана с дочкой, зятем и внучкой Катей решилась уехать за рубеж - сначала в Германию, потом в Испанию. Прожили там почти 10 лет, а когда вернулись, первую зиму ужасно мерзли в своем жилище.

У тебя топят? - интересовалась у меня приятельница по телефону. - А у нас вороны повыдергали весь утеплитель из бревен, дует.

Обогреть трехуровневый коттедж было нелегко, но переехать в столицу Фурцевы не могли: свою типовую «трешку» Светлана сдавала.

Дом она обожала, хотя он и отнимал много сил: то насос сломался, то вода сочится в нижнем уровне. Архитектор Аранаускас придумал лестницу на второй этаж с секретом: нужно было забегать на нее с определенной ноги, иначе сверзишься. Светлана смеялась:

В пьяном виде ни вверх не заберешься, ни вниз не сойдешь.

В гости к ней съезжались дочь писателя Катаева Женя с внучкой, невестка Анастаса Микояна Нами, Виталий Вульф , искусствовед Ольга Бабанова с мужем.

Света иногда звонила и мне:

Когда приедешь? Внучка Катя хочет, чтобы ты ей рассказала про крепостное право. Воспитанная в Европе, девочка-подросток была оторвана от русской действительности, плохо знала историю, Пушкина и Толстого читать ей было трудно.

Джип вместо Петрова-Водкина

Возле Светланы всегда находился симпатичный молодой человек по имени Сергей. Я долго не могла понять, кто он: племянник, личный шофер или гувернер Кати?

Но вскоре до меня дошло, что это бойфренд Светы. С Сережей Фурцевым жилось уютно. Он занимался и ремонтом, и закупкой продуктов на рынке, и кухней, а еще возил их в Москву на своей машине. Он не был альфонсом. Полагаю, даже где-то подрабатывал и помогал Свете. Ее дочка Марина никогда за нашим столом не присутствовала. Я ее видела мельком на вечерах памяти Фурцевой, и на сближение она не шла. Позже я узнала от Светланы, что Марина поставила ей ультиматум: или она, или Сергей. И даже переселилась в один из гостевых домиков, которые стояли у них на участке.

Дочь вбила себе в голову, что я могу с Сережей зарегистрировать отношения, - жаловалась мне подруга.

...Как-то приезжаю к Светлане (мы не виделись месяца четыре) и вижу, что она очень похудела. Сначала я приняла это за позитив. Но вскоре почувствовала неладное. Первым, кстати, это понял дом. В нем не ощущалось прежнего уюта: пыль на зеркалах, криво висящие картины на стенах, куда-то исчезли ковры с пола. Уже не было и оживления в ожидании гостей, исчезли куда-то Сережа и домработница.

Какая ты счастливая! Можешь сама себя обеспечить, - говорила мне подруга, а я не принимала это всерьез до тех пор, пока не поняла: материально Фурцевым живется трудно. Как-то Света даже пожаловалась:

Катя просит новые сапоги, а у меня нет денег.

И вдруг однажды возле гаража появился черный джип.

Это же вложение средств, - объяснила Фурцева. - Катю нужно учить, а машину всегда можно продать.

А на что ты его приобрела? - поинтересовалась я.

Продала картину Петрова-Водкина .

Когда стало очевидно, что Светлана больна, я настаивала на срочной госпитализации. Она и слышать ничего не хотела и сразу переводила разговор на другое. Но медлить уже было нельзя. Я позвонила знакомому врачу из Института Склифосовского, дала Светин адрес, попросив срочно осмотреть подругу и убедить переехать в Москву. В тот же вечер он привез ее на городскую квартиру.

Невыполненное завещание

Вскоре мне позвонила Марина. Я сообщила ей страшный диагноз матери, и она расплакалась. Наверное, это было жестоко, но я хотела, чтобы Светина дочь протрезвела наконец и поняла: самый близкий ее человек в опасности! Я надеялась, что Марину это так встряхнет, что она почувствует себя старшей в семье и ответственной за мать.

Когда-то давно сама Екатерина Алексеевна готовила Марину для балета. Советский Большой театр тогда гремел на всю Европу. И высокопоставленная женщина отдала внучку учиться к известной балерине Софье Головкиной . Через некоторое время кто-то распустил по Москве нелепую сплетню, что у 10-летней девочки начал формироваться большой бюст и это мешает ей выступать. Когда Екатерины Фурцевой не стало, Головкина сразу избавилась от Марины. И балетная карьера девочки оборвалась.

Марина окончила театроведческий факультет ГИТИСа, но по специальности проработала недолго. Потом внучка Фурцевой вышла замуж за врача-стоматолога Игоря Владковского . А вскоре после того, как вся их семья уехала жить за границу, этот брак распался. Игорь остался в Германии. Фурцевы переместились в Испанию, где Марина открыла балетную школу.

После возвращения на родину Светлана затеяла Фонд имени Фурцевой в надежде, что это дело в конце концов перейдет к ее дочери. Но у той постоянно находились причины не заниматься фондом.

Когда Света уже была очень больна и переселилась в Москву, Марина однажды с горечью заметила:

Моя жизнь пропала. И это никого не интересует.

Света считала, что дочь, обладающая острым умом, могла бы большего добиться:

Она как выставит свои балетные ноги - мужики голову теряют сразу... Если б только Маринка захотела. Если бы пошла работать. Мы бы вылезли из проблем.

Лечь в больницу Светлана по-прежнему отказывалась: в районную она бы не пошла, а на Кремлевскую не было средств. Я хотела устроить ее в стационар:

У тебя в Склифе будет своя палата, тебя разместят там инкогнито.

Света передвигалась уже по стеночке и больше лежала, но по-прежнему разговоры только о фонде, о внучке Екатерине и ни слова о самочувствии.

В последнюю нашу встречу сказала:

Мне бы хотелось, чтобы Катя жила у тебя, ей нужно учиться. Ты сможешь ей помочь.

Девочка и правда раньше постоянно ходила за мной хвостиком. Ей все время хотелось поговорить об истории и литературе.

Умерла Светлана Фурцева в октябре 2005 года в клинике, куда ее все-таки устроила Марина за неделю до этого.

Когда я стояла в морге с ее любимым синим бархатным платьем в руках в ожидании санитара, не верилось, что Света тут, рядом.

Мне не удалось выполнить завещание подруги. Ее 17-летняя внучка через несколько дней вдруг позвонила и сообщила, что ушла из дома. Я перепугалась:

Катя призналась, что один хороший бабушкин знакомый помог ей снять квартиру и теперь она будет жить самостоятельно, учиться и работать. На следующий день, купив продукты, я бросилась к ней. Но вроде бы у нее все было в порядке: в еде и деньгах не нуждалась. Своего «спонсора» девушка рассекретить не захотела. Мне ничего не оставалось, как предупредить ее быть осторожной и умной.

Как мне без Светы плохо! - расплакалась тогда Катя.

Но спустя месяц я почувствовала, что она меня избегает: то не хочет брать трубку, то не может разговаривать. А потом я узнала, что Марина вернула ее домой.

Больше я Фурцевых не видела.

Министр культуры Екатерина Фурцева уже битый час стояла под окнами родильного дома на улице Веснина. Ноябрьский ветер налетал порывами, норовя хлестнуть мокрым снегом по глазам, она совсем продрогла в своем тонком французском пальто. Время близилось к полуночи. Наконец вышла санитарка и сказала, что еще не скоро. Екатерина Алексеевна развернулась, села в машину и поехала домой.

Петр и Екатерина

Утром Светлана , превозмогая слабость, поднялась с койки и добрела до окна. С высоты третьего этажа она увидала знакомую меховую шапочку, черное пальто с маленьким меховым воротником. «Мама, мамочка дорогая, — она здесь, рядом». Светлана почувствовала прилив необычайной нежности к матери. Теперь и она, Светлана, стала мамой, теперь их трое, и между ними завязался новый крепкий узелок.

В кремлевском роддоме порядки были еще более драконовские, чем в обыкновенном, поэтому Екатерина Алексеевна не смогла увидеть ни дочери, ни внучки, а только убедилась, что роды прошли благополучно.

Свекровь Александра Константиновна ни в какую не захотела, чтобы внучку назвали Екатериной, и когда Светлана с новорожденной появилась дома, имя уже было готово: Марина .

— Если бы родился мальчик, ты ведь не назвала бы его Фролом ? — сказала свекровь Светлане, имея в виду своего мужа, члена Политбюро Фрола Романовича Козлова .

Светлана и ее муж Олег жили с его родителями. Роды притормозили учебу в университете, у Светланы появились «хвосты» по некоторым дисциплинам, и она не торопилась от них избавиться. Но однажды утром раздался телефонный звонок и веселый, но вместе с тем требовательный голос матери отрезвил ее:

— Ты думаешь, если уехала от меня и живешь теперь за высоким забором, так я тебя не достану? Ну-ка, немедленно сдай все «хвосты»!

Светлане всегда было удивительно, как мама, при такой занятости и ответственности на службе, умудрялась быть в курсе ее жизни и вовремя поддержать, посоветовать, помочь. Еще когда Света была маленькой, вдруг появлялись в доме редкие по тем временам мандарины или прелестная французская шубка — в то время как мамы и в Москве-то не было, она была за границей. Ее незримое ласковое присутствие Света чувствовала всегда.

Фурцева бывала в гостях у Козловых не часто. Приехав поздравить Светлану с рождением дочери, Екатерина Алексеевна, глядя с нежностью на спящую в одеяльце Маринку, сказала: «Пусть у нее будет моя фамилия, она ей поможет...» Фурцева знала, что говорила.

Светлана была грудной, когда с фронта — это было в 1942-м — в отпуск приехал Петр Битков и огорошил жену новостью: он от нее уходит, на фронте «полюбил другую». И одиннадцатилетний брак, построенный на взаимности, доверии, общих интересах, рухнул в одночасье. Петр и Екатерина познакомились на Высших летных курсах в Ленинграде, куда Фурцева была направлена учиться по линии комсомола. В тридцатые годы молодежь бредила самолетами и летать было очень престижно. Екатерина и Петр вскоре поженились. Но их взаимную любовь омрачало лишь одно: время шло, а детей не было. Екатерина Алексеевна не стала упрекать мужа в том, что он разбил ее жизнь, хотя по сути так оно и было, оставила ему комнату на Красносельской и, запеленав четырехмесячную Светлану, ушла с чемоданом куда глаза глядят, надеясь, что судьба ей еще улыбнется. Екатерине было тридцать два и надо было начинать жизнь сначала. В то время у нее произошли перемены не только в личной жизни. Оставив науку — она окончила институт и аспирантуру факультета тонкой химической технологии, — Фурцева пошла на партийную работу, став вторым секретарем Фрунзенского райкома партии.

Борщ у Хрущевых

Светлану умыли, причесали, водрузив на голову огромный розовый бант, и нарядили в новое розовое платье. Все это означало, что они с мамой едут в гости. Екатерина Алексеевна объяснила семилетней дочери, как та должна вести себя за столом. Они ехали на обед к Хрущевым . Светлане на всю жизнь запомнился необыкновенно вкусный украинский борщ с пампушками, которым их потчевал за столом гостеприимный Никита Сергеевич .

После смерти Сталина , когда Хрущев возглавил страну, Екатерина Фурцева сыграла очень важную роль в его судьбе. В 1957 году группа соратников по партии, руководимая троицей Каганович Маленков Молотов , организовала заговор с целью сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Екатерина Фурцева — тогда первый секретарь Московского горкома и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС — искренне верила в Хрущева как в прогрессивного руководителя партии и страны и спасла его. Она очень оперативно, в течение двух часов собрала в Кремле всех, кто мог поддержать Хрущева, и заговор провалился. Фурцева после этого стала членом Политбюро. В 1960 году Екатерина Алексеевна выдала дочь замуж за сына члена Политбюро Козлова, и вся партийная элита гуляла на этой свадьбе.

Первый раз Козловы увидели Светлану весной того же года, когда правительственная делегация прибыла в Индию. Фурцева взяла дочь с собой. Она делала так всегда, когда позволяли обстоятельства, — хотела показать ей мир. Александре Константиновне Козловой очень понравилась беленькая, изящная, хорошо воспитанная Светлана, и у нее в уме зародился план познакомить с ней своего сына Олега.

По возвращении в Москву молодые люди познакомились, и Светлана вмиг была очарована высоким темноволосым юношей. Олег красиво ухаживал, дарил букеты. Стоял теплый апрель, они гуляли допоздна, долго прощаясь у подъезда на улице Грановского, где тогда Екатерина Фурцева жила со своим вторым мужем-дипломатом. Прощались до тех пор, пока бабушка с балкона не окликала Светлану домой. Олег сделал предложение через две недели. Фурцева восприняла новость, как и положено маме: «Подумай, дочка. Как же твои планы на будущее?»

— Но у меня, — вспоминает Светлана, — на тот момент, кажется, напрочь отсутствовала способность думать.

Свадьбу играли на государственной даче. На Светлане было маленькое, в талию, платье пастельных тонов из красивейшей, украшенной мелкими-мелкими камешками, индийской ткани. Среди гостей присутствовали Леонид Ильич Брежнев с супругой и дочерью Галей , Анастас Микоян с невесткой Элей , Хрущев с супругой, дочерью Радой и зятем Алексеем Аджубеем , известным журналистом. Никита Сергеевич преподнес в подарок Светлане флакон французских духов и куклу-барышню в роскошном длинном белом платье.

Домострой

Как только Петр ушел из семьи, к Фурцевой приехала ее мать — бабушка Матрена — и стала воспитывать внучку. Екатерина Алексеевна дала Светлане блестящее по тем временам образование: музыка, английский. На улице Грановского Светлана с бабушкой бывали редко, чаще жили на казенной даче — присутствие отчима вносило некоторый диссонанс в их женский спаянный коллектив. Николай Павлович Фирюбин считал, что Екатерина «уж чересчур» любит дочь, к тому же его раздражала теща, которая так и не смогла полюбить нового зятя. Его жена была министром культуры, членом Политбюро, но дома муж старался быть главным. «Катя, соль», — выразительно показывал он глазами на солонку, стоявшую поодаль от него на столе. И все же Светлана любила квартиру на Грановского, гостиную, обитую штофом, камин — мама умела навести уют. Самыми счастливыми были дни, когда мама брала ее с собой в отпуск. Тогда она всецело принадлежала Светлане. Они, бывало, даже спали в одной постели, потому что так много нужно было сказать друг другу, что дня не хватало и не хотелось разлучаться даже на несколько часов сна.

Бывало, пока спускались к морю — Фурцева отдыхала в санатории ЦК КПСС в Сочи, — отсчитывая сто пятьдесят ступенек, Светлана успевала задать все вопросы и получить ответы. А внизу уже ждали знакомые и друзья. Светлана лежала на пляже и сквозь щелки сомкнутых век наблюдала за мамой, которая была увлечена беседой с подругой актрисой Любовью Орловой . Говорили о своем, о женском, о том, что для фигуры полезно плавать по три часа в день и ежедневно играть в теннис, а уж если будет необходимо, можно пойти и на радикальные меры — сделать пластику лица. Светлана смотрела исподтишка на обеих, таких длинноногих, загорелых, стройных, и размышляла с высоты своих пятнадцати лет: «Ну, если в таком возрасте можно выглядеть так, как мама или Любовь Петровна, то у меня еще вся жизнь впереди».

Никогда Светлана не видела маминых слез. Только в дни заговора чувствовалось дома сильное, тревожное напряжение. Фурцева отгораживала дочь от всего, и Светлана видела только парадную сторону ее жизни. Совместные поездки в Югославию, Индию, Японию, Англию, Францию выглядели как сказка: мама, красивая, элегантная, рядом с первыми лицами государств, в окружении знаменитостей.

Итальянские актрисы Джина Лоллобриджида (слева) и Мариза Мерлини, министра культуры СССР Екатерина Фурцева во время II Московского международного кинофестиваля. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Предательство

Буквально через год после того, как Хрущев гулял на свадьбе Светланы, он предал Фурцеву. Екатерина Алексеевна о том, что ее вывели из состава Политбюро, узнала, когда зачитали новый список его членов на очередном XXII съезде КПСС. Ее имени там не оказалось. Пожалуй, только в этот момент она в полной мере осознала, как она тогда, в 1957-м, рисковала собой, Светланкой. Ведь она выступила одна против заговорщиков, за ее спиной не было никого: ни друзей, ни сильного покровителя. О том, что мама пыталась покончить с собой, вскрыв вены, Светлана узнала самой последней. Екатерина Алексеевна увиделась с дочерью в больнице, когда угроза ее жизни миновала и она уже вполне владела собой.

— Самое страшное, доченька, в жизни — предательство, — сказала тихо и грустно Фурцева.

Пока Екатерина Алексеевна находилась в больнице, семью ее выставили с госдачи, отобрали автомобиль и лишили привилегий. Фурцевой «доверили» лишь пост министра культуры. Это было понижением после той власти, которой она обладала, будучи членом Политбюро. Фрол Романович Козлов в тот период перенес инсульт и был частично парализован. Глядя на годовалую внучку, ползающую по ковру, он молодел душой, и силы снова возвращались к нему. Однажды он сказал домашним:

— Брежнев позвонил, наверное, произошли перемены. Раньше звонил и спрашивал разрешения приехать, а сейчас просто заявил, что едет.

Предположение оказалось верным, вскоре «попросили» из Политбюро и Фрола Романовича. Впереди была та же процедура лишения дачи, автомобиля и привилегий, что и у Фурцевой. Козлова вскоре после этого разбил второй инсульт, долго он не прожил...

Рядом с кинодивами

Сместили и Хрущева. А Фурцева на посту министра культуры осталась такой же самостоятельной, влиятельной и независимой, как и на высоких партийных должностях. Екатерина Алексеевна быстро оправилась от потрясения, и, глядя на нее, никто бы не смог подумать, сколько ей пришлось всего вынести. Она сделала себя сама: одевалась в Париже, занималась теннисом, а в 1965 году решилась на пластическую операцию. Прооперировалась в Москве и тут же улетела в отпуск в Сочи. Вернулась загорелая, помолодевшая, и никто ничего даже не заподозрил. Вращаясь среди звезд мирового кино, постоянно находясь на виду, бывая на приемах у королей и королев, Фурцева вела себя очень естественно. Она смело фотографировалась с кинодивами, не боясь, что будет выглядеть хуже, чем они.

Культурная жизнь страны под руководством Фурцевой преобразилась. Екатерина Алексеевна очень любила кино и, познакомившись в Париже с французским искусством, влюбилась и в город, и в его обитателей. В Москве начались недели французского и итальянского кино. Изголодавшаяся по премьерам публика ломилась в кинотеатры. Стало хорошим тоном разбираться в искусстве западного кино. Приехал на гастроли знаменитый миланский оперный театр Ла Скала. Открылись в Москве выставки французских импрессионистов. По инициативе Фурцевой в эти годы были построены новое здание балетного училища, новый МХАТ, Цирк на проспекте Вернадского, Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац . Пожалуй, этот период был самым счастливым в ее жизни.

Она по-прежнему возила дочь с собой. Светлана запросто в свободную минутку забегала к маме в министерство. У нее на даче в Переделкине собиралось интересное общество: близкая подруга Вера Марецкая — Екатерина Алексеевна умела дружить, подруги у нее сохранялись на долгие годы, — близкие друзья писатель Константин Симонов , актер Ростислав Плятт , режиссер Юрий Завадский . Екатерина Алексеевна ездила в отпуск на Валдай. Там она жила не в санатории, а, прихватив палатку и лодку, устраивалась на природе, у озера, и часами удила рыбу, ухой из которой потом угощался весь санаторий.

Через пять лет замужества Светлана вдруг встретила настоящую любовь. Игорь так же, как и она, работал в АПН, занимался переводами с английского, писал стихи. Между ними возникло взаимное чувство, но у Игоря тоже была семья, и три года влюбленные мучали друг друга, не решаясь на последний шаг.

— Ты посмотри на себя, — говорила Екатерина Алексеевна дочери, — ведь ты уже вся растворилась в нем, тебя уже нет.

Она, конечно, понимала дочь, ведь сама вышла замуж за Светланиного отца по большой любви. Но в то же время чисто по-женски пыталась предостеречь: «Светлана, я десять лет была одна, я знаю, что такое одиночество, когда все праздники, все выходные одна». А когда Светлана все-таки ушла от мужа, Екатерина Алексеевна сказала: «Ни о каких алиментах даже речи быть не может. Разве мы не в состоянии вырастить одного ребенка?» Выйдя за Игоря, Светлана несколько отдалилась от матери — теперь она вся принадлежала любимому. Екатерину Алексеевну это огорчало, она грустила, ведь ее второй брак не был очень счастливым. Особенно одинокой она чувствовала себя, когда умерла бабушка Матрена.

В тот последний день она поздно вечером заехала к дочери. У Светланы и Игоря были гости. Екатерина Алексеевна посидела немного и собралась домой. Позже Светлана позвонила ей — чувствуя неловкость за то, что из-за гостей мало уделила внимания маме, спросила, все ли хорошо. Ей показалось, что у мамы какой-то странный голос, но та заверила ее, что «все хорошо» и что она ложится спать. «До завтра», — как обычно сказала она.

За полночь гости разошлись. Светлана помыла посуду и только направилась в ванную, как зазвонил телефон. Звонил отчим.

— Мамы больше нет, — оглушил он Светлану известием.

Светлане на руки выдали свидетельство о смерти, в котором было написано, что смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности. До сих пор Светлана не знает точно, так ли это на самом деле...

На похоронах Петр Битков очень убивался. Он сказал Светлане, что всю жизнь любил «только одну Катю». Вскоре после смерти Фурцевой его тоже не стало. А Николай Фирюбин женился через месяц после похорон.

Олег Табаков: «Она была прежде всего женщиной»

По тем временам женщина в верховных органах власти была нереальным явлением. В этом феномен Екатерины Алексеевны. А для меня она была, прежде всего, удивительно красивой и мудрой женщиной.

Екатерина Алексеевна неоднократно прикрывала спину Олега Ефремова . Он, будучи грешен как все мы, иногда позволял себе отклонения от норм в употреблении алкоголя. Часто бывал просто на грани фола. Знаю, как дважды она отводила от него беду. А в 1970 г. его назначили главным режиссером Московского Художественного театра. При поддержке Фурцевой. Кто-то должен был за него поручиться, а это весьма не просто. Борьба между городским комитетом партии и Министерством культуры была очень жесткой. Одна деятельница Московского горкома даже предлагала мне сдать Олега, предъявив доказательства его «болезни». Я позвонил Екатерине Алексеевне, рассказал об этом, она спросила меня: «Ты послал ее?» Я говорю: «Да!» — «Вот так и надо!» И должен сказать, она успела увидеть правильность своего решения — первые десятилетия деятельности Олега были чрезвычайно активными, интересными, разнообразными. Он привлек по тем временам едва ли не самую лучшую труппу в Советском Союзе: Смоктуновский , Евстигнеев . И самая интересная, гонимая и преследуемая режиссура: Лев Додин , Кама Гинкас . Решиться на это надо было! Если бы у Олега не было поддержки Екатерины Алексеевны, вряд ли бы у МХАТа была такая история. Повторяю, делала все это — ЖЕНЩИНА!

Мне еще не было 35, когда меня назначили директором театра «Современник». Как? Не без ее ведения, конечно. Очень Фурцева симпатизировала и Галке Волчек . Она, еврейка, беспартийная, женщина, все-таки была утверждена на должность главного режиссера «Современника». Опять-таки не без помощи Екатерины Алексеевны. Если человек вызывал у нее доверие, его национальность, партийность не были важны. Екатерина Алексеевна довольно круто умела брать руль на себя. При этом она была веселым, лукавым человеком, но не хитрым. Знала, что красивая. Это сказывалось в том, как она одевалась: носила нейлоновые кофточки с черненьким башмачным шнурком — вроде бы строже не бывает, а все равно она была очень женственна. А уж это либо есть, либо нет — вне зависимости от должности.

Игорь Кваша: «Мы называли ее мама „мама“»

Наш театр «Современник» хотели закрыть. Никто не смел высказаться против. Скоро вернулась из поездки Мама (Екатерина Фурцева) и вызвала меня, Галю Волчек, Нину Дорошину и Олега Ефремова. Человек она была очень резкий, но с самого начала нас удивила: «А, это вы Ефремов? Как же, как же, я вас знаю. Мы с вами встречались на пленумах райкома». Она была первым секретарем Фрунзенского райкома, а Олег — секретарем комсомольской организации Детского театра в этом же районе.

Разговор был жесткий: надо закрывать театр, вы делаете черт знает что. А мы сидим с равнодушными рожами — все равно же закроют — отвечаем только «да» или «нет» и чуть ли не орем на нее. Молодые были, да и терять нам нечего. А Фурцева совершенно спокойна, хотя с ней, наверное, никто еще так не разговаривал. И вдруг она меняет тон разговора: «Вот вы сделали спектакль „Взломщики тишины“ о старых большевиках. А вы знаете, сколько их осталось? — и у нее слезы на глазах наворачиваются. — Их всего четыре с половиной тысячи. Ребята, а как вы их порочите?» И утирает слезы, настоящие!

Она, наверное, думала, что наорет на нас, мы ее испугаемся, а потом даст нам здание. А тут разговор пошел совершенно другой — ласковый, со слезами, с каким-то проникновением: «Мы вам даем здание на площади Маяковского, но мы вас просим все-таки учесть наши порядки, учесть, какая сложная обстановка в стране». И нас не закрыли!

Самая высокопоставленная женщина СССР покончила с собой от отчаяния?

Екатерина Фурцева, со дня рождения которой прошло ровно 100 лет, — единственная женщина, занимавшая высшие посты в нашем государстве. Что вознесло на вершину власти девушку из Вышнего Волочка? Незаурядные личные качества, случай, удача, симпатия вождей к красивой женщине? Екатерине Алексеевне приходилось пробивать себе путь в обществе, которое не поощряло стремительные женские карьеры. Фурцева — исключение.

Она несколько лет была хозяйкой Москвы, затем заняла место на партийном олимпе — вошла в состав президиума и секретариата ЦК КПСС. На переломном этапе истории нашей страны она принадлежала к числу тех немногих, кто определял судьбу нашего государства.

24 октября 1974 года она внезапно ушла из жизни. Фурцева не жаловалась на здоровье, и смерть показалась неожиданной и необъяснимо ранней. Она месяц не дожила до шестидесяти четырех лет. В Москве заговорили о том, что министр культуры по своей воле ушла из жизни. В семье версию о самоубийстве наотрез отвергали. Впрочем, семье не очень верили. Потому что один раз Екатерина Алексеевна уже вскрывала себе вены. Эта жизнерадостная, мажорная женщина с ярким темпераментом и сильным характером не могла перенести одного — когда ее отвергают, и в личной жизни, и в политической.

Но почему она пыталась покончить с собой? Какая печальная тайна делала ее несчастной? Драматической судьбе Фурцевой Леонид Млечин посвятил свою новую книгу, которая выходит в издательстве “Молодая гвардия” в серии “ЖЗЛ”.

Екатерина Алексеевна Фурцева (1910-1974), министр культуры СССР.

КАРЬЕРА ТКАЧИХИ

Екатерина Алексеевна Фурцева родилась в городе Вышний Волочок Тверской губернии. Ее отец, Алексей Гаврилович, рабочий-металлист, был призван в царскую армию, как только началась мировая война, и погиб в первых боях. Потеря отца — травма, наложившая отпечаток на всю дальнейшую жизнь Екатерины Алексеевны. Она боялась быть брошенной, отвергнутой, оставленной. Екатерина Фурцева сильно зависела от родных, друзей, подруг и любимых мужчин; ей всегда было страшно остаться одной.

Мать, Матрена Николаевна, больше не вышла замуж. Она в одиночку растила сына и дочь. Она была неграмотной, но в Вышнем Волочке пользовалась авторитетом. Екатерина Алексеевна унаследовала от матери характер, способность самостоятельно принимать решения, внутреннюю силу. И все же тщательно скрываемое чувство беспомощности осталось в ней навсегда.

В 1925 году она закончила семилетку и поступила в школу фабрично-заводского ученичества, выучилась на ткачиху. В пятнадцать лет стала к станку. Закрепилось за ней обидное для будущего министра культуры прозвище “ткачиха”. Екатерине Алексеевне всегда будут поминать работу за станком — причем высокомерно-презрительно, хотя ничего, кроме уважения и сочувствия необходимость рано начать трудиться не вызывает. За станком Екатерина Фурцева стояла недолго. Комсомол изменил ее жизнь.

Хорошо развитая, спортивная, Екатерина Фурцева соответствовала ожиданиям эпохи. Правда, двадцатые и тридцатые годы — время пуританства. Сексуальность — не тема для обсуждения.

А она не в силах скрыть своей женственности, желания любить и быть любимой. Вот и будет она разрываться между желанием ни в чем не уступать сильному полу и неосознанным стремлением встретить настоящего мужчину, рядом с которым она почувствует себя спокойно и надежно.

Шестнадцать месяцев она проработала секретарем Кореневского райкома комсомола в нынешней Курской области, потом приняла новое назначение и больше никогда в поселок не возвращалась. Краеведы уверяют, что раскрыли самую большую тайну ее личной жизни: 25 августа 1931 года Кореневский сельсовет зарегистрировал ее брак с местным плотником. Но уже через три месяца брак распался. Имя первого мужа Фурцевой краеведы скрывают.

ПЛЮС ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ

В 1931 году перспективного работника перевели секретарем горкома комсомола в Феодосию. В Коктебеле она увлеклась планерным спортом и добилась, чтобы обком партии рекомендовал ее на Высшие академические курсы Аэрофлота. После курсов Фурцеву отправили в Саратов помощником начальника политотдела авиационного техникума по комсомолу.

Зато здесь к ней пришла первая большая любовь. Она влюбилась в служившего в Саратове летчика Петра Ивановича Биткова. В тридцатые годы пилоты, окруженные романтическим ореолом, пользовались у женщин особым успехом. Инструктор летного звена Петр Битков, рассказывают, был видным, интересным мужчиной. Екатерина Алексеевна инстинктивно искала человека, который служил бы защитой и опорой, способного дать то, чего она была лишена в детстве и юности.

В 1936 году Петра Биткова перевели в политуправление гражданской авиации, и молодая семья перебралась в Москву. Фурцеву взяли в ЦК комсомола инструктором отдела студенческой молодежи, хотя сама она высшего образования не имела и студенческой жизни не знала. А в тридцать седьмом направили учиться в институт тонкой химической технологии имени Ломоносова. Училась Екатерина Алексеевна неважно, потому что сразу пошла по общественной линии. Ее избрали секретарем партийного комитета института. Диплом о высшем образовании инженер-химик Фурцева получила в сорок первом году, накануне войны. Работать по специальности ей так и не удалось.

Начало Великой Отечественной для Фурцевой оказалось вдвойне трагичным. Ее муж в первые же дни войны отправился на фронт. Но ушел он и из семьи. Больше они не жили вместе, хотя именно во время войны у них появился долгожданный ребенок.

Екатерина Алексеевна мечтала о детях, а забеременела только на тридцать втором году, после одиннадцати лет жизни в браке. Как и многое в жизни Фурцевой, обстоятельства, связанные с рождением дочки, обросли слухами и мифами. Поговаривали, будто и не муж вовсе был отцом ребенка, поэтому-то оскорбленный Петр Битков и ушел из семьи…

Рассказывают и другое. Петр Иванович, как это случилось со многими ушедшими в армию молодыми мужчинами, надолго оторванными от жен, встретил на фронте другую женщину, влюбился. Ему ответили взаимностью. И он завел новую семью. Это больше похоже на правду, потому что от дочки Петр Иванович не отказывался, напротив, сохранил к Светлане отцовские чувства до конца жизни.

САМЫЕ ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Крушение первого брака оставило тяжелый шрам. Фурцева никогда не сможет этого забыть. Молодая женщина, страшась одиночества и неопределенности, была готова избавиться от ребенка. Но ее поддержала мать: “Столько лет ждали. Что уж, одного ребенка не воспитаем?” Оставить ребенка в эти первые военные месяцы, самые трудные и опасные для москвичей, было нелегким и мужественным решением.

Беременную Фурцеву эвакуировали в Куйбышев (Самару), где разместились основные наркоматы и иностранные посольства. Роды были благополучными. Екатерина Алексеевна дала девочке свою фамилию. В Куйбышеве они оставались недолго. В отличие от многих других москвичей, которым до конца войны не позволяли вернуться в город, партийного работника Фурцеву ждали в Москве.

Сорок второй год был для Екатерины Алексеевны памятным во всех отношениях. У нее родилась дочь Светлана, и ей предложили новую работу. Растущего молодого работника приметил первый секретарь Фрунзенского райкома партии Петр Владимирович Богуславский и взял к себе в аппарат. Так началась успешная партийная карьера Фурцевой, которая приведет ее на вершину власти.

Возможно, успешно начавшаяся партийная карьера помогла справиться с личной драмой. У Фурцевой сложились особые отношения с первым секретарем райкома Богуславским. Говорят, он ценил не только ее деловые, но и женские достоинства. Молодая Фурцева была очень хороша — яркая, стройная, с бурным темпераментом. Трудно обсуждать то, что произошло между Петром Владимировичем и Екатериной Алексеевной. Это не та история, которой делятся даже с близкими людьми.

Служебные романы похожи один на другой как две капли воды. Общая работа сближала и доставляла удовольствие. Но едва ли такой роман может устраивать женщину. Идут годы, а он не собирается уходить от жены. Мужчина счастлив иметь и жену, и любовницу. А женщины не хотят вечно оставаться в этой роли. Им нужна настоящая семья. Так что, как правило, служебные романы заканчиваются, как только мужчина и женщина перестают работать вместе…


1961 год. Гагарин и Фурцева на приеме в Министерстве культуры по случаю II Московского международного кинофестиваля с его гостями - итальянскими актрисами Джиной Лоллобриджидой (слева) и Маризой Мерлини (вторая справа). Фото: РИА-новости

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ

Екатерина Алексеевна Фурцева быстро усвоила основные правила достижения успеха в партийном аппарате и выдвинулась на первые роли. Она сменила Богуславского на посту первого секретаря райкома. Чтобы доказать свое право быть хозяйкой района, ей пришлось усвоить многие привычки и манеры мужчин-руководителей. Она научилась не робеть в мужском коллективе, не смущалась шуточкам известного свойства, могла прилично выпить и при необходимости послать по матушке.

При этом она не забывала, что привлекательная женщина обладает и другими средствами воздействия на мужской коллектив. Организованная, требовательная, собранная и работоспособная, Фурцева неизменно выполняла обещанное. Ее ценили как мастерицу массовых мероприятий. Шла ли речь об очищении районного аппарата от выходцев из Северной столицы в разгар мрачного “ленинградского дела”, или о пропагандистском обеспечении столь же позорного “дела врачей”, Екатерина Алексеевна неизменно опережала коллег-секретарей.

Она, например, “требовала от институтов, расположенных в районе, выполнения социалистических обязательств к определенным датам: к 1 мая изобрести вакцину и полностью ликвидировать рак, к 7 ноября выпустить действенный препарат против туберкулеза. Изучаете детскую корь? Поработайте так, чтобы к следующему бюро райкома кори не было...”

В партийном руководстве тех лет все были догматиками. Но Екатерине Фурцевой катастрофически не хватало общей культуры и образования, поэтому ее выступления на идеологические темы производили особенно мрачное впечатление.

С 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве под лозунгом “За мир и дружбу” проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший огромным событием. Никогда еще не было такого широкого и практически неконтролируемого общения с иностранцами. Разнообразное начальство, привыкшее жить за железным занавесом, само было напугано и пугало других.

Накануне фестиваля Екатерина Фурцева предупреждала московских чиновников:

— Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания. Поэтому начали проводить прививки. Но уже было четыре случая каких-то уколов совершено в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол... Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества…

Карьере Фурцевой помогли крупные перемены в московском руководстве, когда Сталин вернул в Москву Никиту Сергеевича Хрущева и поставил во главе столицы. Среди секретарей горкома ему нужна была одна женщина. Никита Сергеевич выбрал энергичную и деловую Фурцеву.

В партийном аппарате женщин продвигали со скрипом. Считалось, что с руководящей работой справятся только крепкие мужчины. На пленуме ЦК 18 марта сорок шестого года Сталин сказал: “Нарком должен быть зверем”. Поставив Николая Константиновича Байбакова руководить нефтяной промышленностью, задал ему вопрос:

— Какими свойствами должен обладать советский нарком?

Байбаков стал перечислять. Вождь остановил его:

— Советскому наркому нужны прежде всего бычьи нервы плюс оптимизм.

Бычьих нервов Екатерине Алексеевне Фурцевой явно недоставало. Она была слишком эмоциональным человеком.

ХОЗЯЙКА ГОРОДА

Через год с небольшим после смерти Сталина, 26 мая 1954 года, Екатерина Фурцева была утверждена первым секретарем городского комитета партии. Ни одна женщина до нее не возглавляла столь крупную партийную организацию. Екатерина Алексеевна стала полноправной хозяйкой огромного города.

В отношении Хрущева к Фурцевой не было ничего личного, что бы тогда ни говорили. Постель редко играла решающую роль в карьерном росте женщины, возможно, потому, что в партийный аппарат, словно нарочно, отбирали дам не слишком привлекательных. Екатерина Алексеевна была в этом смысле исключением.

— Мы прежде всего видели в ней женщину, — рассказывал мне Валерий Харазов, в ту пору секретарь Сталинского райкома партии Москвы, — аккуратную, следящую за собой, изумительно одетую. Екатерина Алексеевна производила на нас сильное впечатление, мы ею восхищались.

Но в отличие от Леонида Ильича Брежнева Хрущев хранил верность жене и с особами другого пола устанавливал исключительно деловые отношения. Кстати, снисхождения никому не делал и с женщин спрашивал, как с мужчин.

СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ

Служебную удачу дополнило найденное, наконец, личное счастье. Когда Екатерина Алексеевна работала в московском партийном аппарате, то влюбилась в коллегу-секретаря — Николая Павловича Фирюбина. Он был всего на два года ее старше. Его считали капризным и избалованным женским вниманием.

Роман Фурцевой и Фирюбина был предметом пересудов в Москве. В те времена разводы не поощрялись. Женщина должна исполнять одну роль — самоотверженной жены и матери. Любовница — понятие отрицательное. Николай Павлович Фирюбин не спешил рвать с прежней жизнью, уходить из семьи. Екатерина Алексеевна переживала, хотя больше всего старалась не показать своей слабости. В доме ее сообщение о том, что она выходит замуж за Николая Фирюбина, встретили, мягко говоря, без восторга. Теща и падчерица его сразу невзлюбили. Конечно же, это была ревность. Ни Матрена Николаевна, ни Светлана ни с кем не желали делить Екатерину Алексеевну.

Едва Екатерина Алексеевна и Николай Павлович стали жить вместе, как вмешалась большая политика, мешая их счастью. В первых числах мая 1953 года вновь назначенный министром иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов попросил направить в распоряжение МИД партийных работников. Так стали дипломатами будущий председатель КГБ Юрий Андропов и муж Фурцевой Николай Фирюбин.

В январе 1954 года его сделали послом в Чехословакии. Посла всегда сопровождает жена. Она помимо всего прочего играет важную роль в работе представительства, помогает послу в организации приемов, налаживать отношения с дипломатами других стран. Но Екатерина Алексеевна не захотела пожертвовать карьерой и удовлетвориться ролью жены. Она не поехала с мужем в Прагу. Учитывая особую ситуацию, в ЦК разрешили Фирюбину жить одному, что не дозволялось другим дипломатам.

Для брака длительная разлука не благо. Фурцева переживала, не хотела отпускать мужа надолго. Но и отказываться от посольского назначения было нельзя. Конечно, Николай Павлович предпочел бы видеть жену рядом. Но быть женатым на самой Фурцевой — это тоже льстило его самолюбию. Екатерину Алексеевну точно можно было назвать первой дамой страны, поскольку жены руководителей государства оставались в тени.

При этом в отношениях с женой Фирюбин держался уверенно или, как говорят люди знающие, самоуверенно. Это характерное для властных и высоко себя ценящих мужчин стремление быть хозяином в семье. Он привык, что жена ему угождает. Она очень ценила мужа и хотела сохранить хорошие отношения. Ей казалось, что сделать его счастливым — это и есть ее цель. Свет был не мил, когда муж на нее дулся.

Мемориальная доска на доме №19 по Тверской улице в Москве, где жила Екатерина Фурцева.

МАТРИАРХАТ, ПАТРИАРХАТ И СЕКРЕТАРИАТ

ХХ съезд партии сыграл особую роль в жизни нашей страны. Для Екатерины Фурцевой съезд оказался вдвойне важным — она была вознесена на вершину политической власти. Хрущев сделал ее секретарем ЦК и включил в состав кандидатов в члены президиума. В советские времена значение секретариата ЦК никому не надо было объяснять. Однажды Сталин пошутил в узком кругу:

— История делится на три периода — матриархат, патриархат и секретариат…

В практической жизни никакое сколько-нибудь важное назначение не производилось помимо секретариата ЦК. Ни одно министерство или ведомство в стране ничего не могло предпринять, не получив предварительного согласия секретариата ЦК. Появление женщины в составе высшего руководства страны было событием. Но избрание Екатерины Алексеевны понравилось отнюдь не всем. Это было отражением свойственного эпохе мужского шовинизма…

Никита Сергеевич считал Фурцеву своим человеком и продвигал. 29 июня 1957 года он сделал Фурцеву полноправным членом президиума ЦК. Это было громкое назначение. В следующий раз женщина войдет в состав политбюро уже при Горбачеве.

Хрущев сделал ей подарок — вернул Екатерине Алексеевне мужа: Николая Фирюбина назначили заместителем министра иностранных дел. Теперь ничто не мешало Николаю Павловичу и Екатерине Алексеевне жить вместе. На ХХ съезде Николая Павловича Фирюбина избрали кандидатом в члены ЦК КПСС. Так что они с Фурцевой были единственной супружеской парой, которая посещала пленумы Центрального комитета. Конечно, Фирюбину не очень нравилось, что жена занимает более высокое положение. Для советской семьи это было нетипично.

ПЕРЕРЕЗАННЫЕ ВЕНЫ

Всего три года Фурцева пребывала на вершине власти. 4 мая 1960 года Никита Сергеевич неожиданно распорядился освободить от должности секретаря ЦК сразу несколько человек, в том числе Екатерину Алексеевну. Ее назначили министром культуры. Что же послужило причиной массовой чистки высшего эшелона партийного руководства? Почему Хрущев в один день разогнал своих ближайших помощников? Он же сам их подбирал и выдвигал…

Считается, что чекисты записали вольные разговоры нескольких секретарей ЦК, которые они вели в своих комнатах отдыха, попивая чай или более крепкие напитки. Ничего крамольного они не говорили, лишь позволяли себе критически оценивать поведение Никиты Сергеевича. Есть и другое объяснение. Хрущев был человеком увлекающимся. Понравившегося работника мог поднять на головокружительную высоту, но, разочаровавшись, с той же легкостью расставался с недавним любимцем и продвигал нового.

Еще год с лишним Фурцева оставалась членом президиума ЦК, высшего органа власти в стране. А вот на ХХII съезде в состав президиума ЦК ее не включили. Это стало для нее страшным ударом. Фурцева и Фирюбин не пришли на вечернее заседание съезда. Екатерина Алексеевна пыталась уйти из жизни.

“Сильно подвыпив с горя, — пишет Сергей Хрущев, — а Екатерина Алексеевна злоупотребляла алкоголем, она попыталась вскрыть себе вены. Но рука дрогнула, и самоубийство не удалось. Возможно, она и не собиралась расставаться с жизнью, а просто по-женски пыталась таким образом привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, но ее поступок произвел противоположный эффект”.

Да, готовых и способных сочувствовать оказалось немного…

Екатерина Алексеевна болезненно воспринимала утрату атрибутов прежней жизни. Но больше всего переживала, думая о том, как люди вокруг радуются ее падению и злорадствуют… Насчет нравов в политической верхушке она не заблуждалась.

Что заставляет совершать самоубийства крупных политиков уровня Фурцевой? Как-то все это не вяжется с обликом этих людей, решительных, жестких, способных преодолевать любые препятствия. Как правило, такие люди способны устоять при любых стрессах. Но действуют и другие факторы. Вряд ли мы в состоянии понять, что же стало последней каплей для каждого из них.

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

Фурцева была чуть ли не единственным человеком в руководстве страны, искренне заинтересованным в культурном обмене с другими государствами, в том, чтобы наши мастера выезжали на гастроли за границу, а в Советский Союз приезжали иностранные певцы, музыканты, артисты, привозили выставки из лучших мировых музеев.

Зарубежные гастроли были крайне выгодны государству, выдающиеся мастера после возвращения домой сдавали в казну большие суммы в валюте. Поэтому министерство культуры хотя бы из ведомственных соображений было сторонником гастролей. А партийный аппарат и система госбезопасности считали, что лучше никого никуда не выпускать. Достойными ехать в другие страны считали только самих себя.

Екатерина Алексеевна Фурцева с удовольствием открывала для себя мир. Даже для секретаря ЦК поездка была редкостью. Министр культуры же должна была путешествовать по миру в силу прямых обязанностей. За границей женщина-министр неизменно вызывала большой интерес.

В руках министра культуры была немалая власть. Но каждое решение таило в себе угрозу для карьеры. Идеологическая ситуация в стране, атмосфера запретов практически ставила крест на всем, что казалось опасным отступлением от генеральной линии. Система была такова, что в интересах Фурцевой было запретить, а не разрешить, потому что за удачный спектакль похвала достанется режиссеру или артисту. А за “ошибки” отвечать ей.

Желающих запретить было множество, а брать на себя ответственность и разрешать никто не хотел. Иногда она шла наперекор цензуре, брала ответственность на себя. Но чаще должна была — или хотела — помешать появлению на сцене того, что считалось недозволенным. А не дозволялось очень многое.

Но Екатерина Алексеевна не была держимордой. Помимо партийных установок часто руководствовалась личными симпатиями и антипатиями. Главный режиссер театра “Современник” Олег Николаевич Ефремов к пятидесятилетию октябрьской революции поставил пьесу Михаила Филипповича Шатрова “Большевики”. Цензура ее запретила. Министр культуры разрешила спектакль.

Полгода — невиданное дело! — спектакль шел без разрешения цензуры. В зрительном зале “Современника” — ни одного свободного места. Фурцева не испугалась и не отступила. Пьесу разрешили.

Фурцева и Софи Лорен.

КАКОВО БЫТЬ МУЖЕМ БАБУШКИ?

Как же все это случилось? Почему пошли разговоры о том, что Екатерину Алексеевну Фурцеву убирают с поста министра, что ждет ее безрадостная пенсионная жизнь — и, может быть, даже одинокая пенсионная жизнь, поскольку рушилась не только ее политическая карьера, но и отношения с мужем?

Ни по возрасту, ни по настроению она вовсе не собиралась уходить. Наверное, даже представить не могла себя на пенсионном покое. Но, похоже, ее министерские дни были сочтены. И рассчитывать на милосердие товарищей по партии ей не приходилось. В политическом мире нет настоящих человеческих отношений, здесь идет беспощадная борьба за власть или за иллюзию власти.

Говорят, что она сама могла быть жестокой и беспощадной. Привыкла к роли вершителя судеб и к власти над людьми. Странно, что ее не окрестили “железной леди”. Хотя само это понятие родилось позже, уже после ухода Фурцевой из жизни. Да она и не была железной! Она была, пожалуй, чересчур чувствительной.

Уже не в юном возрасте Екатерина Алексеевна продолжала волновать мужское воображение. В желании служить министру присутствовал несомненный эротический мотив. Общество восхищалось ее силой, но жаждало увидеть следы тщательно скрываемой женской слабости.

Екатерина Фурцева дружила с Людмилой Зыкиной. Уверяли, что на даче у певицы министр крепко выпивала. За столом, когда спрашивали, что ей налить, Екатерина Алексеевна отвечала одинаково:

— Я всегда с мужчинами, я пью водку.

В 1972 году умерла мать, Матрена Николаевна. Для Екатерины Алексеевны это был удар. Она зависела от матери, нуждалась в ее постоянном одобрении. Говорят, что девушки выходят замуж за своих отцов, то есть инстинктивно ищут мужчину с привычными чертами характера. Фурцева же, пожалуй, вышла замуж за свою мать! Мать заставляла ее жить в бешеном темпе: не позволяй себе отдыхать и расслабляться, двигайся от хорошего к лучшему. Так же строились отношения с мужем. Она нуждалась в его расположении. Понимала умом, что не в состоянии угодить ему во всем, но пыталась. Получалось, что единственный способ заставить его быть нежным — угадывать и исполнять все его желания...

Подруги знали, что на душе у нее неспокойно. Она говорила, что ее никто не понимает, что она одинока и никому не нужна. Надо понимать, она имела в виду мужа. Насколько справедливы эти упреки? Сам Николай Павлович о своих отношениях с Екатериной Алексеевной не рассказывал. Во всяком случае публично. Он умер еще до того, как журналисты получили возможность задавать личные вопросы.

ОДИНОЧЕСТВО ИЗРАНЕННОЙ ДУШИ

Фурцева занялась постройкой собственной дачи и попросила о помощи “подведомственные учреждения”. Желающих посодействовать министру строительными материалами и рабочей силой оказалось множество. При этом кто-то из посвященных написал донос: Фурцева, нарушив государственную дисциплину и партийную этику, приобрела по льготным ценам строительные материалы в Большом театре.

Дело разбирала высшая инквизиция — Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, которым руководил бывший руководитель Советской Латвии член политбюро Арвид Янович Пельше. Личная собственность считалась делом антипартийным. Поэтому руководители страны обходили этот запрет и строили дачи на имя родных и близких. Фурцева поступила неосмотрительно, записав дачу на свое имя.

Екатерина Алексеевна признала, что допустила грубую ошибку, сдала дачу. Ей вернули двадцать пять тысяч рублей. Она положила их на книжку и написала завещание в пользу дочери. Но все равно ее решили отправить на пенсию. А она сказала подруге:

— Что бы там ни было, что бы про меня ни говорили, я умру министром.

Так и случилось…

Теперь уж не узнать, что именно произошло поздним вечером 24 октября, когда Фурцева вернулась домой. Они с Фирюбиным жили на улице Алексея Толстого. Говорят, что именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а Николай Павлович встретил другую женщину. Екатерина Алексеевна не выдержала двойного удара. Тоскливая жизнь брошенной мужем пенсионерки была не по ней...

Наверное, много раз она мысленно прикидывала, сможет ли жить без работы и без мужа? Эмоционально она полностью зависела от своего положения в обществе, от того, как на нее смотрят окружающие. И, конечно же, от мужа! Одиночество казалось самым страшным. Она даже не могла подумать о том, чтобы порвать с ним и начать все заново с другим человеком.

Не так-то просто обрести покой израненной душе. Как вернуться из глубины несчастья к нормальной жизни? Это мистическое путешествие. Чувства и страхи, испытанные в детстве, остаются навсегда и возвращаются вновь и вновь, особенно когда мы не в силах справиться со своими проблемами. Она, наверное, понимала, что потеря отца — все это было давным-давно, но какая-то часть мозга по-прежнему воспринимает мир так, словно она еще маленькая девочка, оставшаяся без папы. Страх быть брошенной лишал ее возможности посмотреть на вещи реалистично.

После полуночи Светлане позвонил Николай Павлович Фирюбин:

— Мамы больше нет.

Когда приехали дочь с мужем, в квартире еще находилась реанимационная бригада. Доктор пытался успокоить Светлану:

— Даже если бы это случилось в больнице, врачи не смогли бы помочь.

Диагноз — острая сердечная недостаточность. Но по Москве пошли разговоры о том, что она вновь решила покончить с собой. И на сей раз попытка удалась.

Ее первый муж, Петр Иванович Битков, говорил дочери на похоронах, что всю жизнь любил только Екатерину Алексеевну. Он ненадолго пережил Фурцеву. Николай Павлович Фирюбин ушел к Клеопатре Гоголевой, вдове Александра Васильевича Гоголева, покойного секретаря московского обкома партии. Они жили на соседних дачах. Клеопатра Гоголева, которую знакомые называли Клерой, была значительно моложе Фурцевой.

С годами о Екатерине Алексеевне Фурцевой говорят все лучше и лучше. Дурное забылось. Остались воспоминания о живом и душевном человеке.

За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.

Екатерина Алексеевна Фурцева. Родилась 24 ноября (7 декабря) 1910 года в Вышнем Волочке Тверской губернии - умерла 24 октября 1974 года в Москве. Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС (1954-1957). Член Президиума ЦК КПСС (1957-1961). Секретарь ЦК КПСС (1956-1960). Mинистр культуры СССР (1960-1974).

Екатерина Фурцева родилась 24 ноября (7 декабря) 1910 года в Вышнем Волочке Тверской губернии в рабочей семье.

Отец - Алексей Гаврилович Фурцев, рабочий, во время Первой мировой войны погиб в 1914 году.

Мать - Матрёна Николаевна Фурцева (1890-1972), работала ткачихой на фабрике.

Екатерина с ранних лет проявляла себя как активная и смышленая девочка. В 14 лет вступила в комсомол. Занималась в школьном драмкружке, имела отличную память.

Окончила школу-семилетку, затем школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), получила профессию ткачихи.

С 1928 года работала ткачихой на фабрике «Большевичка» в Вышнем Волочке.

Активно участвовала в комсомольской работе. На фабрике Катя была избрана секретарем комсомольской организации.

В 1929 году по решению ЦК ВЛКСМ большая группа комсомольских активистов из промышленных областей была направлена для оказания помощи сельским районам Центрально-Черноземной области. Ее направили в Курскую область, где она стала секретарем Кореневского райкома ВЛКСМ. Екатерина Фурцева являлась активным проводником политики коллективизации, проявила хорошие организаторские способности, а также твердость и жесткость при внедрении решений партии.

В 1930 году Фурцева была принята в члены Коммунистической партии.

Далее ее перевели в Крым, где она стала секретарем Феодосийского горкома комсомола. Затем - заведующая орготделом и член бюро Крымского обкома комсомола. Часто ездила в Коктебель, где была база первых советских планеристов. Сама тоже увлеклась планерным спортом. Кроме того, она хорошо плавала. В Коктебеле познакомилась с будущим конструктором космических кораблей .

Обком партии рекомендовал ее на Высшие академические курсы Аэрофлота, списки слушателей которых утверждало Оргбюро ЦК ВКП (б). Три года училась на этих курсах в Ленинграде. После окончания была направлена в Саратовский авиационный техникум помощником начальника политотдела по комсомолу.

В 1936 году Екатерине предложили работу в ЦК ВЛКСМ инструктором отдела студенческой молодежи. По комсомольской путевке, не имея аттестата зрелости, поступила на учебу в Московский институт тонкой химической технологии имени Ломоносова, который окончила в 1941 году. Получила диплом инженера-химика. Хотя училась она весьма посредственно, зато преуспевала в общественной деятельности. Была избрана секретарем парторганизации института, поступила в аспирантуру.

В 1933-1938 годах - студентка Московский институт тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова. Одновременно в 1933-1935 и 1937-1938 годах - секретарь комитета ВЛКСМ института, в 1935-1937 годах - сотрудник аппарата ЦК ВЛКСМ. В 1937-1941 годах - секретарь партийной организации Московского института тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова.

В 1941 году принимала участие в мероприятиях по обеспечению обороны Москвы.

В 1942 году Фурцева вместе с институтом эвакуировалась в Куйбышев, где работала инструктором горкома партии.

В августе 1942 года возвратилась в Москву, а в ноябре была избрана секретарем Фрунзенского райкома партии по кадрам. Известно, что Екатерину Фурцеву усиленно продвигал Петр Богуславский - первый секретарь райкома. Позже она заменила Богуславского на этом посту.

Фурцева много работала над собой, репетировала свои выступления, заучивала тексты наизусть, репетировала перед зеркалом. Как результат - ее выступления были живыми, эмоциональными, артистическими, находили отклик у слушателей, которым импонировали речи без бумажки. Они отличались от речей многих функционеров, которые зачитывали доклады.

В 1948 году Фурцева заочно окончила Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б).

В 1942-1950 годах - второй секретарь, первый секретарь Фрунзенского райкома ВКП(б) города Москвы.

Фурцева пользовалась расположением и поддержкой тогдашнего первого секретаря Московского обкома и горкома партии Георгия Попова. В 1949 году провел очередную чистку партаппарата. Попова сменил , которого отозвали из Украины. 21 января 1949 года на торжественном траурном заседании, посвященном 25-й годовщине со дня смерти Ленина, Н. Шверник представил Фурцеву Сталину. Вождь удостоил ее комплимента.

В январе 1950 года Фурцева выступила с докладом на собрании партийного актива Фрунзенского района в связи с постановлением ЦК ВКП (б) «О недостатках в работе тов. Попова, снятого с постов первого секретаря МК и МГК ВКП (б)» и не жалея бранных слов яростно обличила своего еще недавно наставника. Хрущев присутствовал на Фрунзенской районной партийной конференции, где познакомился с Фурцевой и проникся к ней симпатией. В 1950 году он выдвинул ее вторым секретарем Московского горкома партии. Она курировала вопросы идеологии, культуры и науки, а также административные органы.

В момент, когда возникло «ленинградское дело», Фурцева провела чистку от ленинградцев в партийном и советском аппарате и даже в вузах. В ходе «дела врачей» Фурцева организовала в Москве его пропагандистское обеспечение, давала поручения проводить митинги, собрания, публиковать гневные отклики трудящихся.

Одновременно 1950-1962 годах - депутат Верховного Совета СССР.

На XIX съезде КПСС (1952) была избрана кандидатом в члены ЦК КПСС.

После смерти Сталина Никита Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС и стал на ключевые позиции расставлять своих людей. 29 марта 1954 года Екатерина Фурцева стала первым секретарем Московского горкома КПСС.

Ходили слухи, что Хрущева и Фурцеву связывали близкие отношения - поэтому, мол, он продвигал ее. Однако это выдумка, распространению которой способствовало и то обстоятельство, что Хрущев отправил Фирюбина (второго мужа Фурцевой) сначала послом в Чехословакию, а затем в Югославию.

Возглавляя Московский горком, Екатерина Алексеевна развила бурную деятельность. При ее поддержке началось строительство в Москве ряда крупных медицинских центров, театра имени Моссовета, театра оперетты, появились новые кинотеатры. Расширились масштабы жилищного и коммунального строительства.

В 1956-1960 годах была секретарем ЦК КПСС.

Занимая высокие партийные посты, тщательно следила за своей внешностью. Она была высокой и стройной. Красивой. Каждый день делала гимнастику, бегала, играла в теннис. Одевалась по последней тогдашней моде с большим вкусом. Ее постоянно консультировала художница Надежда Леже. Некоторые модели для нее делал . 7 ноября 1955 года, в день годовщины Октябрьской революции, Президиум ЦК КПСС устроил первый большой прием в Кремле. Фурцева пришла в бальном платье.

На знаменитом ХХ съезде КПСС Фурцева первой выступила в прениях по докладу Хрущева. Держалась на трибуне свободно. В отличие от других ораторов почти не заглядывала в подготовленный заранее текст.

В июне 1957 года в руководстве КПСС возник серьезный внутрипартийный кризис. На заседании Президиума ЦК Молотов, а затем Маленков, нарушив ход обсуждения текущих рутинных дел, неожиданно поставили вопрос об отстранении Хрущева с поста первого секретаря. Его обвинили в игнорировании Президиума ЦК, экономической безграмотности, склонности к импульсивным, непродуманным действиям. Их поддержали Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин и Сабуров. Семью голосами против четырех прошло предложение Молотова и Маленкова о смещении Хрущева с поста первого секретаря. Сторонникам Хрущева - Жукову, Брежневу, Фурцевой, тогдашнему председателю КГБ Серову и другим - удалось обеспечить созыв пленума. Членов ЦК военными самолетами доставили в Москву. Хрущев был спасен. Екатерина Алексеевна в этом принимала самое активное участие.

В 1960 году Екатерина Фурцева была назначена министром культуры СССР и занимала эту должность до самой смерти в 1974 году.

В октябре 1961-го состоялся XXII съезд КПСС. Она вошла в состав вновь избранного ЦК. Однако ее не избрали членом Президиума и секретарем ЦК. Для Екатерины Алексеевны это был страшный удар. Вернувшись домой после заседания, она вскрыла себе вены, потеряла много крови, однако врачи спасли ее. В знак протеста она не явилась на заключительное заседание съезда, вызвав гнев Хрущева. Ее вызвали для объяснений на Президиум ЦК. Бывший секретарь ЦК Н. Мухитдинов, который присутствовал на этом заседании, рассказывал: «От волнения и слез она еле говорила. Вызвали и ее мужа Фирюбина, заместителя министра иностранных дел, избранного на этом съезде кандидатом в члены ЦК. Оказалось, он тоже не присутствовал на заключительном заседании съезда. Никита Сергеевич крепко ругал его. Он сказал: "Как партийный работник в прошлом, как муж вы должны были проявить волю, ум - не только сам явиться на съезд, но и предотвратить позорные действия жены". Он извинялся, выражал раскаяние».

Mинистр культуры СССР Екатерина Фурцева

Хотя по сравнению с должностью секретаря ЦК пост министра культуры означал явное понижение в советской и партийной иерархии, но для Фурцевой он стал ее звездным часом. 14 лет она занимала этот пост и Фурцеву все запомнили надолго. В культуре и искусстве Екатерина Алексеевна разбиралась плохо. Но она очень ценила специалистов, знатоков и всегда прислушивалась к их мнению, к их рекомендациям.

Еще будучи на посту первого секретаря Московского горкома партии она уделяла большое внимание культуре. Она курировала установку памятника Юрию Долгорукому на Тверской, строительство спортивного комплекса «Лужники», проектирование и строительство «Детского мира», реконструкцию комплекса ВСХВ (ВДНХ), проведение Московского Фестиваля молодежи и студентов.

По инициативе Фурцевой были впервые проведены Международный конкурс имени П. И. Чайковского (именно благодаря настойчивости Фурцевой и Эмиля Гилельса Первая премия была вручена Вану Клиберну), Московский международный кинофестиваль (именно благодаря настойчивости Фурцевой и Григория Чухрая Большой приз 1963 был вручён за фильм «8 1/2»), Международный конкурс артистов балета (первый председатель жюри - ).

По инициативе Фурцевой на Тверской улице открылся книжный магазин «Москва», создано новое учебное заведение «Высшие сценарные курсы», построен Городской Дворец творчества детей и юношества на Воробьёвых (в то время - «Ленинских») горах в Москве, открыты Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац и Мемориальный музей-квартира Народного художника СССР П. Д. Корина, Цирк на проспекте Вернадского, построен и оснащён Государственный Концертный зал «Россия», новое здание МХАТ (Тверской бульвар, д. 22), монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Благодаря Фурцевой были проведены выставки Дрезденской галереи, приезд и концерт Ива Монтана и Симоны Синьоре, выставка работ С. Н. Рериха (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж), многочисленные недели французского, итальянского и др. кино, гастроли оркестра Бенни Гудмена (Москва, Ленинград, Киев, Минск), выставка Фернана Леже (в ГМИИ имени Пушкина), гастроли la Scala в Большом Театре, гастроли оркестра Дюка Эллингтона (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси), выставка Марка Шагала в «Третьяковке», выставка картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в ГМИИ имени Пушкина.

Благодаря Фурцевой в Советский Союз были возвращены произведения из наследия Рерихов и Савелия Сорина.В 1974 году Фурцева успела дать жизнь Театру-Студии .

О ней тепло отзывались такие выдающиеся деятели искусства, как Святослав Рихтер, . Она помогла открыть Театр на Таганке, а театр «Современник» не дала закрыть. Фурцева спасла фильм «Кавказская пленница».

В то же время с ее стороны были и грубые разносы, запреты, преследования. Крайне негативно о ней отзывалась . , советский музыкант XX века, в течение долгого времени не мог выступать на музыкальных сценах СССР по указанию Екатерины Фурцевой. Причиной стало укрывание на своей даче писателя . Ростропович оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974 году. Запрещала театральные постановки (спектакль «Живой» Театра на Таганке по повести Бориса Можаева, 1969 год).

В 1966-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.

Смерть Екатерины Фурцевой

Екатерина Алексеевна Фурцева скончалась 24 октября 1974 года, по официальной версии - от сердечной недостаточности. Ее нашли мертвой в собственной квартире на улице Алексея Толстого. В медицинском заключении, подписанном начальником 4-го Главного управления Минздрава СССР академиком Е. И. Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

Но есть версия о самоубийстве. Бывший председатель КГБ СССР В. А. Крючков в 2001 году на вопрос корреспондента, действительно ли смерть Екатерины Фурцевой не была насильственной, ответил: «Все знавшие её товарищи утверждали, что она покончила жизнь самоубийством в ванной комнате собственной квартиры».

Якобы она вернулась вечером с банкета в честь юбилея Малого театра и приняла цианистый калий. Но ее дочь эту версию категорически отрицала.

Похоронена 29 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище в Москве. Скульптор надгробия - Л. Е. Кербель, архитектор - М. О. Барщ.

Тайна смерти Екатерины Фурцевой

Рост Екатерины Фурцевой: 162 сантиметра.

Личная жизнь Екатерины Фурцевой:

Первый муж - Пётр Иванович Битков, лётчик. Познакомились в Саратовском авиационном техникуме. Были женаты с 1935 по 1944 год.

В браке родилась дочь Светлана (1942-2005). В 1959-1968 годах Светлана была замужем за Олегом Козловым, сыном члена Президиума ЦК КПСС Ф. Р. Козлова.

Внучка - Марина (род. 1963), правнучка - Екатерина.

Битков в первый день Великой Отечественной войны ушел на фронт. Екатерина Алексеевна тогда была беременна. Спустя четыре месяца после появления на свет ребенка муж прибыл на побывку и объявил, что у него есть другая семья.

В середине 1940-х годов состояла в отношениях с Петром Богуславским, первым секретарем Фрунзенского райкома партии.

Второй муж - Николай Павлович Фирюбин (1908-1983), советский государственный и партийный деятель, дипломат. Их отношения начались во второй половине 1940-х годов, тогда Фирюбин был секретарем Московского обкома ВКП (б), состоял в браке и имел двоих детей. Свой роман им приходилось тщательно скрывать, встречались тайно. Но скоро это перестало быть секретом для партийной общественности. Николай Фирюбин оформил развод только в 1951 году, однако и после этого поженились они не сразу. Были женаты с 1956 по 1974 год. В последние годы жизни Фурцева стала неравнодушна к спиртному. В семье были нелады, часто ссорилась с мужем.

Николай Фирюбин вскоре после ее смерти женился на Клеопатре Гоголевой - вдове бывшего секретаря Московского обкома партии Александра Гоголева. Клеопатра, несмотря на свое царское имя, никогда не занимала никаких постов, но зато была значительно моложе Фурцевой.

Награды Екатерины Фурцевой:

Четыре ордена Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почёта»

Образ Екатерины Фурцевой в кино:

2004 - «Женщина на Мавзолее»
2005 - «Екатерина Фурцева. Женская доля»
2006 - «Утёсов. Песня длиною в жизнь» - в роли Екатерины Фурцевой актриса
2006 - «Кремлёвские похороны. Екатерина Фурцева» (документальный)
2009 - «И примкнувший к ним Шепилов» - в роли Екатерины Фурцевой актриса
2010 - «Екатерина Третья» - в роли Екатерины Фурцевой актриса
2011 - «Фурцева» - в роли Екатерины Фурцевой актрисы