Функции образования в современном мире. Роль функций образования в современном обществе

Функция представляет собой роль, выполняемая определенным социальным институтом или процессом относительно целого. Потребности экономики в современном индустриальном обществе приводят к развитию грамотности в массах, а затем к подготовке большего числа квалифицированных специалистов. При этом если образование не справляется с поставленной задачей, то общество не получит развитых людей и высококлассных специалистов. Поэтому деятельность образовательной системы рассматривается как функция, если сохраняет стабильность и интеграцию общества. Функции и дисфункции института образования могут быть явными, то есть отчетливо выраженными или латентными, когда они неосознанны участниками образовательной системы. Явные функции образования являются ожидаемыми, необходимыми. Латентные функции являются непреднамеренным результатом деятельности образовательной системы или ее участников. Явные функции свидетельствуют о целях в рамках образовательного института, а латентные о результатах. К явным функциям образования относятся:

  • приобретение знаний и навыков,
  • подготовка к получению профессиональных знаний,
  • обучение профессиональным ролям,
  • усвоение основных ценностей общества.

Скрытые функции образования следующие:

  • приобретение социального статуса;
  • завязывание прочных связей,
  • поддержка выпускников во вступлении на рынок труда.

В научной литературе существуют различные теории о содержании функций образования и их систематизации. Согласно Л.М. Когану функции образования представлены:

  • трансляционной, подразумевающую трансляцию знаний и опыта от поколения к поколению (трансляционная),
  • ценностно-ориентировочную,
  • гуманистическую,
  • адаптационную.

Другой ученый - П.О. Кенкманн ориентируется на реализацию социальных программ посредством образования и выделяет следующие функции:

  • социальную, отвечающую за воспроизведение социальной структуры общества,
  • профессиональную, отвечающую за подготовку членов общества к выполнению профессиональных обязанностей,
  • гуманистическую, подразумевающую передачу знаний и культуры новым поколениям,
  • идеологическую, формирующую идейную направленность и жизненную позицию.

В.Т. Лисовский дополнительно выделяет ещё моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, заключающуюся в воспитании политической культуры.

Основные функции образования можно разделить на:

  • социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    • гуманистическая,
    • социальный контроль,
    • распространение культуры в обществе,
    • воспроизводство социальных типов культуры,
    • инновации в сфере культуры,
    • формирование и воспроизводство общественного интеллекта,
    • формирование ценностных ориентаций,
    • воспитательная функция,
    • обучающая функция,
    • социализация личности.
  • социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
    • формирование профессиональной среды,
    • перераспределение ресурсов,
    • социальная селекция,
    • профессиональный отбор,
    • активизация социальных перемещений,
    • функция социального и культурного изменения,
    • профориентационная работа.
    • социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

Очень высоко взаимодействие и переплетение вышеназванных функций.

Социально-культурные функции образования

Гуманистическая функция отражается в единстве противоположных и при этом органически связанных таких процессов, как социализация и индивид уализация личности. В процессе социализации индивид учится общественным отношениям и трансформирует их в собственную внутреннюю сущность. Этот процесс индивидуален для каждого человека. Связь образования и прочих сфер общественной жизни реализуется через личность, которая включена в различные социальные связи. Гуманизация - это потребность общественного развития, направленного на личность. Технократизм индустриального общества к сожалению дегуманизирует отношения в социуме.

Функция социального контроля в образовании позволяет определить место человека в обществе, его возможности, цели и способы вознаграждения за его деятельность.

Распространение культуры в обществе помогает передавать между поколениями ценности культуры. Система образования играет важную роль в сохранении национальной культуры и ее уникальности. Человек, приобщаясь к культуре становится носителем национального сознания и национальной психологии.

Образование способствует воспроизводству социальных типов культуры. Оно придает знанию технологичность и конструктивные формы, позволяет систематизировать, транслировать и накапливать знания. Таким образом передача знания и опыта приобретает динамичный, массовый характер.

Общественная система образования передает только часть инноваций, которые достигнуты в культуре.

Формирование и воспроизводство общественного менталитета включает в себя распространение знаний через обучение и привитие индивидам познавательных навыков. Система образования уже давно стала многоотраслевым комплексом, ее основная цель - передача знаний и развитие личности с интеллектуальным сопровождением развития общества. Образование формирует у молодых людей установки и жизненные идеалы, господствующие в обществе. Содержание образования зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, религии, морали, идеологии.

Воспитательная функция образования обеспечивает процесс социализации личности. Обучающая функция образования обеспечивает овладение человеком знаниями, навыками и умениями.

Описанные функции образования являются собой составными частями социализации личности.

Социально-экономические функции образования

С количественной точки зрения система образования воспроизводит профессионально-образовательный состав населения страны. Производительность и инновационная активность населения повышается вместе с ростом общего образования. Образование привносит в материальные потребности человека рациональность, содействует становлению ресурсосберегающей экономики и стабильной и позитивной среды жизнедеятельности человека. Самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование. Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов позволяет обеспечить ресурсами направления деятельности, ориентированные на образование и на «внеобразовательное» пространство.

Социальная селекция - важная функция формального образования.

Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. В современном обществе поиск и воспитание талантливых личностей - часть государственной политики в области образования. Развитие науки и техники требует постоянного притока талантливых специалистов. Процесс селекции наиболее способных учащихся осуществляется автоматически, потому что внутренняя структура образования нацелена на отбор и дифференциацию учащихся по способностям и в соответствии с индивидуальными возможностями и ценностными ориентациями. Профессиональная селекционная функция образования заключается в воспроизводстве социальных классов, групп и слоев, обусловленных образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают разное образование, это позволяет занимать соответствующие места в системе разделения труда. Сегодня в обществе достижение определенного статуса обусловлено в первую очередь образованием, поэтому большое значение имеет функция активизации социальных перемещений.

Функция социального и культурного изменения заключается в создании базы знаний для дальнейшего непрерывного образования. Она реализуется посредством научных исследований и открытий. Учебные заведения обязаны проводить профориентационную работу среди учащихся.

Функции образования в социально-политической сфере

Обязательным компонентом образования считаются правовые нормы и политические ценности, которые отражают интересы политической элиты. Превращение мира из биполярного в однополярный приводит к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Безопасность определяется уровнем развития человеческих ресурсов.

Структура образования

Система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:

  • Первое звено – дошкольное обучение, которое включает такие учреждения как детские сады, ясли-сад, центры раннего детского развития, прогимназии;
  • Второе звено – общеобразовательные заведения, представленные школами, лицеями, гимназиями, дающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование, представленное училищами, техникумами, лицеями, колледжами;
  • Четвертое звено – высшее образование, которое включает университеты, институты и академии;
  • Пятое звено – послевузовское образование, представленное аспирантурой, докторантурой, ординатурой.

Функция представляет собой роль, выполняемая определенным социальным институтом или процессом относительно целого. Потребности экономики в современном индустриальном обществе приводят к развитию грамотности в массах, а затем к подготовке большего числа квалифицированных специалистов. При этом если образование не справляется с поставленной задачей, то общество не получит развитых людей и высококлассных специалистов. Поэтому деятельность образовательной системы рассматривается как функция, если сохраняет стабильность и интеграцию общества. Функции и дисфункции института образования могут быть явными, то есть отчетливо выраженными или латентными, когда они неосознанны участниками образовательной системы. Явные функции образования являются ожидаемыми, необходимыми. Латентные функции являются непреднамеренным результатом деятельности образовательной системы или ее участников. Явные функции свидетельствуют о целях в рамках образовательного института, а латентные о результатах. К явным функциям образования относятся:

  • приобретение знаний и навыков,
  • подготовка к получению профессиональных знаний,
  • обучение профессиональным ролям,
  • усвоение основных ценностей общества.

Скрытые функции образования следующие:

  • приобретение социального статуса;
  • завязывание прочных связей,
  • поддержка выпускников во вступлении на рынок труда.

В научной литературе существуют различные теории о содержании функций образования и их систематизации. Согласно Л.М. Когану функции образования представлены:

  • трансляционной, подразумевающую трансляцию знаний и опыта от поколения к поколению (трансляционная),
  • ценностно-ориентировочную,
  • гуманистическую,
  • адаптационную.

Другой ученый - П.О. Кенкманн ориентируется на реализацию социальных программ посредством образования и выделяет следующие функции:

  • социальную, отвечающую за воспроизведение социальной структуры общества,
  • профессиональную, отвечающую за подготовку членов общества к выполнению профессиональных обязанностей,
  • гуманистическую, подразумевающую передачу знаний и культуры новым поколениям,
  • идеологическую, формирующую идейную направленность и жизненную позицию.

В.Т. Лисовский дополнительно выделяет ещё моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, заключающуюся в воспитании политической культуры.

Основные функции образования можно разделить на:

  • социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    • гуманистическая,
    • социальный контроль,
    • распространение культуры в обществе,
    • воспроизводство социальных типов культуры,
    • инновации в сфере культуры,
    • формирование и воспроизводство общественного интеллекта,
    • формирование ценностных ориентаций,
    • воспитательная функция,
    • обучающая функция,
    • социализация личности.
  • социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
    • формирование профессиональной среды,
    • перераспределение ресурсов,
    • социальная селекция,
    • профессиональный отбор,
    • активизация социальных перемещений,
    • функция социального и культурного изменения,
    • профориентационная работа.
    • социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

Очень высоко взаимодействие и переплетение вышеназванных функций.

Социально-культурные функции образования

Гуманистическая функция отражается в единстве противоположных и при этом органически связанных таких процессов, как социализация и индивид уализация личности. В процессе социализации индивид учится общественным отношениям и трансформирует их в собственную внутреннюю сущность. Этот процесс индивидуален для каждого человека. Связь образования и прочих сфер общественной жизни реализуется через личность, которая включена в различные социальные связи. Гуманизация - это потребность общественного развития, направленного на личность. Технократизм индустриального общества к сожалению дегуманизирует отношения в социуме.

Функция социального контроля в образовании позволяет определить место человека в обществе, его возможности, цели и способы вознаграждения за его деятельность.

Распространение культуры в обществе помогает передавать между поколениями ценности культуры. Система образования играет важную роль в сохранении национальной культуры и ее уникальности. Человек, приобщаясь к культуре становится носителем национального сознания и национальной психологии.

Образование способствует воспроизводству социальных типов культуры. Оно придает знанию технологичность и конструктивные формы, позволяет систематизировать, транслировать и накапливать знания. Таким образом передача знания и опыта приобретает динамичный, массовый характер.

Общественная система образования передает только часть инноваций, которые достигнуты в культуре.

Формирование и воспроизводство общественного менталитета включает в себя распространение знаний через обучение и привитие индивидам познавательных навыков. Система образования уже давно стала многоотраслевым комплексом, ее основная цель - передача знаний и развитие личности с интеллектуальным сопровождением развития общества. Образование формирует у молодых людей установки и жизненные идеалы, господствующие в обществе. Содержание образования зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, религии, морали, идеологии.

Воспитательная функция образования обеспечивает процесс социализации личности. Обучающая функция образования обеспечивает овладение человеком знаниями, навыками и умениями.

Описанные функции образования являются собой составными частями социализации личности.

Социально-экономические функции образования

С количественной точки зрения система образования воспроизводит профессионально-образовательный состав населения страны. Производительность и инновационная активность населения повышается вместе с ростом общего образования. Образование привносит в материальные потребности человека рациональность, содействует становлению ресурсосберегающей экономики и стабильной и позитивной среды жизнедеятельности человека. Самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование. Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов позволяет обеспечить ресурсами направления деятельности, ориентированные на образование и на «внеобразовательное» пространство.

Социальная селекция - важная функция формального образования.

Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. В современном обществе поиск и воспитание талантливых личностей - часть государственной политики в области образования. Развитие науки и техники требует постоянного притока талантливых специалистов. Процесс селекции наиболее способных учащихся осуществляется автоматически, потому что внутренняя структура образования нацелена на отбор и дифференциацию учащихся по способностям и в соответствии с индивидуальными возможностями и ценностными ориентациями. Профессиональная селекционная функция образования заключается в воспроизводстве социальных классов, групп и слоев, обусловленных образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают разное образование, это позволяет занимать соответствующие места в системе разделения труда. Сегодня в обществе достижение определенного статуса обусловлено в первую очередь образованием, поэтому большое значение имеет функция активизации социальных перемещений.

Функция социального и культурного изменения заключается в создании базы знаний для дальнейшего непрерывного образования. Она реализуется посредством научных исследований и открытий. Учебные заведения обязаны проводить профориентационную работу среди учащихся.

Функции образования в социально-политической сфере

Обязательным компонентом образования считаются правовые нормы и политические ценности, которые отражают интересы политической элиты. Превращение мира из биполярного в однополярный приводит к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Безопасность определяется уровнем развития человеческих ресурсов.

Структура образования

Система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:

  • Первое звено – дошкольное обучение, которое включает такие учреждения как детские сады, ясли-сад, центры раннего детского развития, прогимназии;
  • Второе звено – общеобразовательные заведения, представленные школами, лицеями, гимназиями, дающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование, представленное училищами, техникумами, лицеями, колледжами;
  • Четвертое звено – высшее образование, которое включает университеты, институты и академии;
  • Пятое звено – послевузовское образование, представленное аспирантурой, докторантурой, ординатурой.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Функции образования.

  1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
  2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
  3. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
  4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
  7. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные направления проводящейся реформы образования:

  1. демократизация системы обучения и воспитания;
  2. гуманизация процесса образования;
  3. компьютеризация;
  4. интернационализация.

В ходе их реализации предполагается:

  1. видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса;
  2. выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
  • организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
  • нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
  • образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
  • образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
  • учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
  • образовательные концепции, программы, стандарты;
  • учебную и методическую литературу;
  • периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.

Образование – это процесс становления и обучения человека, направленный на формирование и развитие его умственных и физических возможностей, приобретение знаний и навыков.

Государство заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Следует выделить три функции государства в образовании, а именно:

  1. Содействие развитию образования (участие в разработке новых учебных программ, новых стандартов среднего образования);
  2. Контроль за качеством образования (проверки школ, проведение единого государственного образования);
  3. Оказание помощи учреждениям культуры (финансирование дворцов культуры, библиотек и т.д.).

Образование является социальным институтом, одной из подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного его состояния к другому. В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному информационному обществу ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлены всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и др.

Образования отражает такие структурные элементы социального института, как:

  1. нали­чие особой формы организации жизнедеятельности людей;
  2. специальные учреждения для такой организации с соответствующей груп­пой лиц, уполномоченных выполнять необходимые социальные функции и роли по управлению деятельностью и ее контролю;
  3. нор­мы и принципы отношений между этими официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия данного соци­ального института, а также санкции за невыполнение этих норм и принципов;
  4. необходимые материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и др.);
  5. особые функции и направ­ления деятельности.

В целом основные функции культуры и образования можно условно поделить на:

  • социально-культурные , направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
  • социально-экономические , связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
  • социально-политические , реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко. Главным критерием образованности является системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому. Таким образом, следует сказать, что основной функцией образования является передача ценностей конкретной культуры.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить:

  • образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты);
  • социальные группы (учителя, студенты, учащиеся);
  • учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Также образование можно классифицировать:

1. зависимо от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления:

  • начальное;
  • среднее;
  • высшее.

2. зависимо от характера и направленности:

  • общее - дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.;
  • профессиональное - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности;
  • политехническое - знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование - самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование - это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Таким образом, образование является одним из главных аспектов человеческой жизни. Посредством образования осуществляется передача культуры от поколения к поколению. В то же время важную роль в развитии образования и культурной жизни человека отыгрывает государство, потому как без его содействия невозможен данный процесс.

Определение и раскрытие сущности функций, выполняемых образованием в обществе, представляет собой теоретический и практический интерес и входит в предметное поле современных проблем образования. Существование различных подходов к определению и описанию функций образования объясняется сложностями их институциализации, динамикой развития, а также многообразием теоретических концепций развития образовательных систем.

Образование как социальный институт выполняет специфический набор функций, ориентированных на определенные общественные потребности. Потребности, преломляясь через социальные интересы общества и групп, приобретают форму социального заказа. Анализ структуры социального заказа выявляет ряд его сущностных свойств: более частую сменяемость в силу социальной и культурной динамики, противоречивость в силу множественности источников, акцептацию ведущего заказа на формально-организационных показателях, «смещение целей» в бюрократическом управлении, педоцентризм и ориентацию на одну из сторон развития личности.

Различия в определении функций образования обусловлены и тем, что его социальная отдача отложена во времени. Нечеткость критериев его результативности расширяет возможности толкования функций образования, что усиливается противоречиями групповых интересов.

Еще одна проблема в исследовании и описании функций современного образования состоит в том, что чрезмерная детерминация функциональной модели социальным заказом приводит к недооценке либо гипертрофированию отдельных функций образования.

Важный аспект функциональной диспропорции – соотношение формального и неформального образования. На протяжении веков школа пыталась противостоять результатам внешкольной социализации, поскольку доминанты внешкольной среды существенно расходились с целями школы.

Наиболее распространенная классификация функций образования .

Социализация подрастающего поколения . Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, поскольку его функционирование напрямую связано с удовлетворением фундаментальных потребностей общества в социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций.

Воспроизводство и трансляция культуры. Реализация данной функции заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры. На протяжении всей истории человечества образование являлось главным инструментом просвещения общества. При реализации этой функции важно учитывать, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, следовательно, система образования играет важную роль в поддержании и сохранении национального сознания.

Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, установок, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе . Благодаря выполнению институтом образования этой функции, подрастающее поколение социализируется и интегрируется в существующую общественную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у человека общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему он научается понимать других людей и самого себя, становится сознательным членом общества.

Социальная селекция . Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференциацию обучающихся. Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной системой образования как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции чрезвычайно важны, так как его конечным результатом является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социальной селекции заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий. Система образования, главным образом высшего, служит важнейшим канатом социальной мобильности. Уровень образования является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе. Вместе с тем, некоторые исследователи приписывают этой функции образования негативную роль, поскольку она воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство.

Функция социального и культурного изменения. Данная функция была характерна для системы образования всегда, но особенно явно она проявляется в современных условиях. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, через неразрывную связь образования и научных исследований. Обладая наиболее высоким научным потенциалом, способствуя научному прогрессу, система образования всегда вносила и вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Во-вторых, в современных условиях происходит интеграция науки, образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Институты образования все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим, развитие научных исследований способствует совершенствованию системы образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в образовательные программы, обеспечивают повышение качества подготовки специалистов.

Обеспечение экономического роста . Образование постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию его структуры и видоизменение его функций.

Согласно другому подходу, функции образования рассматриваются в более широком аспекте – как категория, отражающая содержание деятельности отдельных элементов социальной системы, т.е. функции образования раскрываются в рамках данного подхода как социальные. К числу основных социальных функций образования относят:

социально-экономические, связанные с развитием человеческого капитала, удовлетворением потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества;

социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

культуротворческие, направленные на развитие духовной жизни общества, где образованию принадлежит решающая роль, ибо оно не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развивать и транслировать духовное наследие. Исследовательский интерес в данном случае представляет группировка функций и их содержательное наполнение.

Социально-экономические функции . Стратегический успех общества определяется не только формированием широкого круга научно-технической, гуманитарной и художественной элиты, но и достижением высокого образовательного уровня населения и повышением качества человеческого капитала. В то же время, экономический подход выступает и существенным препятствием на пути адекватного осознания ценности образования, приоритета в реализации собственно социальных и культуротворческих функций. Принятый в качестве идеологического постулата, он существенно деформирует и реализацию присущих образованию социальных функций, и реальную образовательную политику. Этот подход увязывает образование лишь с его социально-экономической функцией – обслуживанием сферы производства и социально-культурной инфраструктуры профессиональными работниками различного уровня квалификации.

К числу важнейших социально-экономических функций образования относится формирование интеллектуального и кадрового потенциала общества.

Социально-политические функции. Сущностную трансформацию претерпевают не только социально-экономические, но и социально-политические функции образования, что связано с кардинальными изменениями как внутри самой образовательной системы, так и в той внешней среде, которая оказывает на нее влияние.

Крупные политические катаклизмы конца XX века существенно изменили среду функционирования и развития образования. Это привело к тому, что все чаще стало встречаться упоминание о новой функции, которую выполняет образование в современном обществе. Речь идет об обеспечении национальной безопасности. В новых геополитических условиях армия и другие силовые структуры стали для дела безопасности стран отнюдь не исчерпывающим фактором. Истинная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется сегодня уровнем развития человеческих ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала. Именно в этом направлении разворачивается в XXI веке соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а следовательно, за уровень собственной безопасности, сохранение суверенитета и целостности. В свете этих перспектив образование и наука, их масштабность, уровень и качество становятся ведущими, решающими факторами развития и обеспечения национальной безопасности.

Культуротворческая функция. В условиях углубляющейся интеграции научного знания существующее жесткое разделение образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое наглядно обнаруживает свои уязвимые черты. Вопрос при этом не сводится лишь к организационным аспектам – он вписывается в проблему гораздо более широкую: определяется какой вклад должна и может внести система образования в развитие культуры и духовности, какова ее культуротворческая миссия. Вокруг комплекса этих вопросов не прекращается полемика. Существуют диаметрально противоположные позиции в отношении гуманитаризации образования.

Постепенно усиливается влияние сторонников развития способности образования по формированию духовных качеств личности, способности целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных отношений, овладевать чувством социальной ответственности. В учебные планы внесены курсы философии, социологии, политологии, истории. Усилилось внимание к формированию экологического сознания будущих специалистов и т. д.

Проблема молодежи: образование как средство преодоления конфликта поколений .

Процесс приобщения молодежи к основным социальным ценностям имеет различные формы и уровни, но ведущие позиции здесь принадлежат образованию.

Если согласиться со статусом образования как института социализации, то следует рассмотреть его принципиальные возможности в достижении тех целей и решении тех задач, которые перед ним встают в этой связи. Это предполагает четкое осознание, куда, в какое общество собирается «врастать» молодежь, будет ли она завтра способствовать развитию этого общества или строить принципиально другое – свое.

От этого, во-первых, будет зависеть понимание того, что из своего культурного наследия мы должны и сможем ей передать и что она, в свою очередь, из предлагаемого примет; во-вторых, покажет, не только какого рода информация составит то содержание, которое она воспримет и освоит как ресурс собственного развития, но и какие формы реализации этого содержания окажутся наиболее эффективными, максимально гарантирующими достижение социально значимых целей, формирование социально необходимых ценностей.

Сегодняшнее социальное состояние нашего общества порождает конфликт и протест молодежи. Демографические тенденции характеризуют обстановку крайнего неблагополучия (падение рождаемости, рост смертности, сокращение продолжительности жизни, рост числа разводов, бездетных и малых семей и др.), затрагивающего молодежь не только как таковую, но и как группу населения, которая в первую очередь обеспечивает его воспроизводство. Она начинает реагировать на ситуацию ухудшения условий ее жизни и угрозы ее существованию не только переориентацией поведения, избирая иные, нежели раньше, нормы и ценности, но даже прямым неприятием всех форм социальности и социализации. В этих условиях необходимо менять систему главных жизненных ориентиров. А это обязательно коснется самых фундаментальных характеристик образования как института социализации. Ведь если понять стремление молодежи уехать за границу не как мелочное желание легкой жизни на ниве, возделанной чужим трудом, а как социальный феномен, то это, значит, признать его отражением в массовом сознании неприемлемости существующих условий жизни. Ведь даже и те, кто готов остаться, прилагают иные мерки к оценке реальности, формируют свои стиль жизни. Традиционные принципы и ценности их родителей уже не являются для них руководством к действию, а даже напротив.

Преодолеть недоверие молодежи к нашей системе образования, являющегося для нее абстрактной, формальной ценностью, а отнюдь не стимулом к активному усвоению знаний, можно лишь при условии совмещения интересов и возможностей поколений. Мы не в состоянии сейчас передать молодежи не только свои прежние социальные ценности, но даже свой социальный опыт, поскольку он формировался в принципиально иной системе идеологических ориентиров и не работает в другой аксиологической системе.

Сейчас явно проявилась субъектность молодежи, в том числе как объекта социализации. Происходит не просто учет ее характеристик и мнений, а неформальное включение ее на равных правах в процесс перестройки социальных институтов, в выработку путей их дальнейшего развития. Это, в свою очередь, требует создания совершенно новых форм социальной коммуникации, высокой степени информированности, прогнозирования и понимания, какие решения найдут в молодежной среде активный отклик и сформируются в объективный, направленный и управляемый процесс, а какие ждет отторжение.

2.