Философия и наука. Роль философии в развитии науки

Значение и роль философии: в системе духовной культуры мира разнопланово и заключается в следующем:

1. Обобщает имеющиеся знания о действительности.

2. Позволяет более достоверно предвидеть и прогнозировать течение различных процессов, возможные изменения и последствия (на основе знания философских законов, т.е. устойчивой связи предметов и явлений действительности). Например: процессы развития общества.

В настоящее время философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, ставшие перед человечеством в начале 21 века:

Сущность и перспективы научно-технического прогресса;

Формы организации социальной жизни и международного сотрудничества;

Экологические, демографические и другие глобальные проблемы современности.

3. Помогает человеку достовернее судить о том, что происходит в природе, в обществе;

4. Специалисту дает общетеоретические представления о мире и общенаучные методы его познания;

5. Политикам помогает более грамотно вести политику и развивать экономику.

При этом философия тесано взаимодействует с другими сферами культуры (с наукой, искусством, религией) и обогащает их.

Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

Является ли философия наукой;

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

Соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она - наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

На первоначальные позиции ученого;

Его отношение к миру и познанию;

На его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Связь искусства и философии многосторонняя: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга -- искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

Искусство и философия -- важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия -- на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности).

Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства -- это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии -- интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Основные термины

1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - что является первичным: материя или сознание?

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - вопрос о познаваемости мира.

2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ - монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, а дуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала - и материю, и сознание.

АГНОСТИЦИЗМ - философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира.

БЫТИЕ - всё то, что реально существует.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - учение о познании.

ДУАЛИЗМ - философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия - и материю, и сознание.

ИДЕАЛИЗМ - течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.

ЛОГИКА - наука о формах правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ - течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и на место человека в нем.

МОНИЗМ - философская позиция, допускающая только один принцип бытия - или материю, или сознание.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к материи.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (в целом) - мир, как целое в его всеобщности.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (как частный объект изучения) - то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - философское течение, где первичным выступает индивидуальное человеческое сознание, формирующее для человека мир.



ФИЛОСОФИЯ (как деятельность) - поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

ФИЛОСОФИЯ (как наука) - система теоретических знаний о мире и о человеке в нем.

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена общество и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Роль и место философии в культуре.

Теоретическое ядро мировоззрения составляет философия, но мировоззрение не обязательно есть философия. Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории. Например, главным понятием религиозного мировоззрения выступает некое сверхъестественное ценностное начало, морального - добро и зло, эстетического - красота, научного - истина. Самой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы - это чудесные истории разных народов о богах и героях. В них мы находим первые попытки людей разгадать тайны жизни, ее происхождения, ответить на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека.

Важнейшие мировоззренческие вопросы - о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, добре и зле, о судьбе, - нашедшие отражение в мифах, были унаследованы религией и философией.

Религия (от лат. religio - "благочестие") - такая форма мировоззрения, которая организует человеческое поведение в соответствии с некоторым высшим смыслом. В отличие от мифа, в котором земное и сверхъестественное тесно взаимопереплетены, религия противопоставляет, разводит природу и Бога, который стоит над природой и вне природы, и высшие ценности переносит в потусторонний мир, в "вечную", а не земную жизнь. В течение многих тысячелетий (по последним научным данным религия возникла примерно 40-50 тыс. лет назад) религиозные верования носили политеистический характер, то есть у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них (буддизм, христианство, ислам) становятся мировыми. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения были первыми из известных мироощущений человеком окружающего его мира Они выступали не столько формой понимания явлений, предметов, событий, сколько помогали человеку ориентироваться в мире и объяснять происходящее.

Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Философия возникает практически одновременно на Востоке и на Западе в о веке до н.э., когда традиционные религиозно-мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить мировоззренческие запросы людей. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философия учила человека не принимать все на веру, призывала к самостоятельному размышлению. Философия стала рационально-теоретическим мировоззрением, фундаментом для которого являются позиции разума, интеллекта Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов и образов характерны для философии. Религия же не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума.

Итак, философия, в отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается в свободе, нескованности какими-то авторитетами, в то время как религии необходим авторитет вероучения, церкви. Философия невозможна без знания, религия же основывается, прежде всего, на интуиции.

Положение, которое философия занимает в истории интеллектуального развития человечества, в немалой степени определяется тем, что она является и мировоззрением, и исследованием. В этом последнем отношении она в принципе может быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место два противоположных подхода к пониманию соотношения философии и науки.

С точки зрения одного подхода, философия рассматривается как такое исследование в только что складывающихся областях знания, в процессе которого это знание доводится до уровня, когда его дальнейший рост начинает обеспечиваться наукой. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и других наук от философии. В таком случае философия не является наукой, она есть нечто предшествующее ей, всегда менее совершенное. И когда появляется наука, философия уступает ей место. С другой точки зрения, философия выступает интегральным обобщением научных данных и определяется как наука о наиболее общих законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается в подчиненном положении у философии. Аргументы в пользу того, что философия стоит над науками, исходят уже от Аристотеля и сводятся обычно к тому, что философия занимается более общими вещами, нежели конкретные науки. Аристотелевское понимание философии подразумевает, что мир организован строго иерархически и исчерпывающе описывается дедуктивной процедурой выведения более низких уровней из более высоких. Но если исходить из того, что различные уровни организации материального мира обладают собственными законами функционирования, то философия автоматически лишается статуса науки наук.

Цель ученого заключается в том, чтобы дать адекватную картину некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. Философские же вопросы относятся не к предмету конкретной науки, а к принципам получения и организации конкретного знания и его месту в системе знаний о мире. Другими словами, философия анализирует не действительность как таковую, а только то, как эта действительность представлена в человеческом знании. Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Сама же философия не дает нового знания, она дает возможность нового видения имеющегося знания. В этом смысле философия по своему предмету не может пересекаться ни с одной го научных дисциплин. Даже когда философия определяется как наука о действительности в целом, то речь идет не об охвате всех знаний, накопленных науками, а о выработке позиции, позволяющей увидеть мир как нечто единое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории.

2 . ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Под предметом любой науки понимается совокупность проблем, которые ею изучаются. Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования. Основными проблемы философии.
1) Проблема БЫТИЯ (существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает. В философии использовалось понятие "небытие". Понятие небытие было придумано для того чтобы объяснить процесс становления и возникновения. В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-ч реальностей.

I. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.
II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой, это многообразный мир духовных явлений.
III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей. Существуют различные формы бытия:

Естественная природа
- Созданная природа
- Мир сознания (идей представления)
- Социальный мир
- Общественное бытие

Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово) – учение о ценностях как положительная или отрицательная значимость для человека изучаемых им предметов окружающей действительности. Эта значимость определяется прежде всего с точки зрения классовых интересов, которые непосредственно связаны с экономическими. Аксиология возникла в конце 19 – начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценностей». Философия исходит из того, что вопросы о смысле жизни и истории, направленности и основания познания, конечной цели и оправдания человеческой деятельности и т. д. не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Аксиология представлена теориями ценностей 4 видов:

Методология. 1. учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. 2. совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке.

Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие методологии – одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и самосознания науки.

Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово).

1. Под онтологией или «первой философией» в философии понималось учение о бытие вообще, бытие как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике – системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое бы служило философским доказательством истин религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в философско-теологической системе Фомы Аквинского. В новое время (приблизительно с 16 в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего.

Праксиология (греч. praktikos-деятельный) – философская наука, занимающаяся мсследованием феномена практики, обычно входит в состав гносеологии как ее важнейшая сторона. Основана польским ученым Т. Котарбиньским и является одним из методов современных социологических исследований. Существо этого метода заклю чается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера. Праксиология занимается историей указанных категорий, а также конкретными исследованиями труда коллективов, анализом форм организации труда, его специализации, субъективными « значительно реже и объективными» факторами изменения организации и степени эффективности труда. Праксиология изучает взаимодействие индивидов, а также индивида и коллектива в процессе производства.

Гносеология или теория познания – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая гносеология с неизбежностью исходит из определенного решения основного вопроса философии. Дополнительные определения:

Трансцендентальный – в идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений.

Знание – от рус. знать; результат изучения и познания чего-либо, каких-либо явлений действительности.

Познание – от глаг. знать, познавать – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Древнегре́ческая филосо́фия - философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям,методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Досократовский период

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он - представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580-430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400-365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Классический период

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии - Сократу, Платону и Аристотелю - Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель - науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии - Аркесилай; новой - Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 - 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков - физик Стратон, географ и астрономАристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

[править]Эллинистическая философия

В эллинистический и римский периоды получили развитие многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии. Самые известные школы эллинистической философии:

· эпикуреизм;

· скептицизм;

· стоицизм;

· неоплатонизм.

· Экономическое обоснование

1. Повышение уровня производительных сил по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем.
2. Дифференциация труда и ремёсел, развитие торговли, развёртывание различных форм рабовладения. Появляется необходимость в знаниях, их передаче и распространении среди знати.
3. Распространяются города, появляются города-полисы. На этом этапе ценятся уже не только сугубо практические знания. Развитие прямой демократии обуславливает необходимость получения знаний, направленных на привлечение народа на свою сторону. Активно развивается риторика, а затем значение приобретает не только внешняя форма, но и содержание речей. Появляются «учителя мудрости» - софисты.
4. На смену полисам приходят монархии - возрастающая централизация власти обуславливает дальнейшее направление и препятствия для свободного развития философской и политико-правовой мысли.

Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 в до н.э. по 6 в н.э. Философ - человек, стремящийся к истине, полной и завершенной. Философ-человек, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять целое как целое. Понять с помощью разума, используя рациональные аргументации. Аристотель считал, что начало философии- в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Философия- чистая любовь человека к истине. Философия- не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку. Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, актуальных по сей день:
-Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм.
-Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми.
-Проблемы воли и свободы человека, достижение счастья.
-Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом космоса.
-Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем

Человек и сознание - вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами. Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека оказывается непосредственно данным, предметом подражания или веры. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, то есть обосновано, доказано им. Тем самым индивид становился судьей над всем, что раньше индивидуального суда не допускало. Софистов справедливо называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида.
Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. Знание доброго - это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью. Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обществе V века до н.э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных "мудрецов", подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399 году до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства - те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, что он счастливый человек.
Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый - традиционный - фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе "моралиста" и "возродителя устоев", а защитники традиций - "нигилиста" и разрушителя авторитетов.

Философия науки как раздел философии. Взаимоотношения философии науки и других разделов философии.

Философия науки находится в многообразных отношениях с основными разделами философии и с другими специализированными философскими дисциплинами.

Разделы философии и специализированные философские дисциплины теснейшим образом взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Тем не менее, их наличие сомнению не подлежит. Основания вычленения разделов философии и специализированных философских дисциплин разнородны, а именно: разделы философии и специализированные философские дисциплины отличаются друг от друга своими предметами, проблематикой, используемыми в них категориями, методологией.

Налицо взаимосвязь философии науки и гносеологии, эпистемологии (философского учения о познании). С одной стороны, философия науки невозможна без оперирования основными категориями гносеологии, как, например: познание, знание, субъект познания, объект познания, истина, заблуждение, методы и средства познания, уровни познания, формы знания. С другой стороны, философия науки конкретизирует и развивает общегносеологические концепции, даёт импульсы для развития этих концепций, требует уточнения и модификации давно сложившихся гносеологических категорий и концепций, поскольку наука, научное познание, а вместе с ними и философия науки, чрезвычайно динамичны.

Связь философии науки с разделом философии онтология . С одной стороны философия науки активно использует и конкретизирует, развивает категориальный аппарат онтологии, например: принцип детерминизма, принцип развития, категории необходимости и случайности, формы и содержания, сущности и явления, конечного и бесконечного, времени и пространства. С другой стороны, философия науки служит посредствующим звеном, передающим воздействия того, что называется научной картиной мира, на онтологические построения философов.

Связь философии науки с социальной философией . Наука уже на протяжении нескольких столетий является социальным институтом, играющим всё возрастающую роль в общественной жизни. Поэтому наука и её осмысление философией науки не могут не интересовать социальную философию. Социальная философия даёт концептуальную основу для обсуждения многих фундаментальных проблем философии науки: проблемы происхождения науки, проблематика взаимоотношений науки и других социальных институтов (системы образования, политических институтов, правовых институтов, религии и церкви…), вопросов взаимосвязи исследовательской деятельности с другими видами человеческой деятельности (с производственной деятельностью, прежде всего). Философия науки опирается также на результаты, полученные социальной философией, для рассмотрения развития и актуального состояния науки в широком социокультурном контексте, для анализа движущих сил развития науки, для выявления основных тенденций в развитии современной науки и т.п. Социальная философия, в свою очередь, активно использует опыт и достижения философии науки при исследовании других социальных институтов.

Взаимосвязь философии науки и аксиологии (философского учения о ценностях). Это обусловлено тем, что долгое время в общественном мнении (его поддерживало и научное сообщество) преобладала точка зрения, согласно которой наука, научное познание являются ценностно нейтральными. Цель науки, с такой точки зрения, - это познание действительности такой, «какова она на самом деле». Целью науки является достижение адекватного знания о мире и человеке. Всё остальное, например, как, кем и в каких целях (во благо человека или во вред ему) это знание будет использовано, науку не интересует, полагали сторонники такой точки зрения. Теперь уже очевидны односторонность, ущербность, опасность такого подхода. В действительности наука никогда не была ценностно нейтральной в полном смысле этого слова. Наука создаётся людьми, ценностные ориентации и мотивы научно-исследовательской деятельности которых социокультурно обусловлены. Наука существует и развивается в социуме, который предъявляет к ней определённые требования и т.д. Пока наука была делом одиночек, пока она не была слишком дорогой в прямом смысле этого слова, пока влияние её на общественную и частную жизнь человека было относительно слабым, ещё можно было говорить о ценностной нейтральности науки. Да и тогда наука не была ценностно нейтральной, поскольку влияла на постановку и решение мировоззренческих проблем. И тогда она была под пристальным присмотром церкви и власть имущих. В наше время наука стала едва ли не основным источником богатства и власти, а также источником многих социальных проблем. Поэтому, значимость аксиологической, ценностной (этической, прежде всего) составляющей философии науки выросла чрезвычайно.

Тесная связь и взаимное влияние различных специализированных философских дисциплин .

Философия науки тесно связана с философией образования . Наличие таких проблем, которые являются предметом рассмотрения и философии науки, и философии образования. Это проблема соразмерного присутствия различных наук в содержании образования учебных заведений разного уровня, проблема классификации и взаимозависимости наук, проблема фундаментализации образования, проблема своеобразия современной научной картины мира и способов её представления в содержании современного образования…

Взаимоотношения философии науки и философии религии . Эти взаимоотношения могут быть прослежены по многим вопросам. Например, европейская наука 16 – 17 –ого веков формировалась в лоне культуры, пронизанной религией (христианством). В связи с этим возникают вопросы, интересные и философии науки, и философии религии: какие черты тогдашнего христианского вероучения способствовали формированию науки того типа, который сложился в указанный период; как взаимодействовали принципы христианского мировоззрения, и принципы формирующегося естествознания в творчестве творцов науки нового времени и т.п. Другой комплекс вопросов, требующий совместных усилий философии науки и философии религии, связан с проблемой разграничения предметов научного знания и религиозных представлений. Корректное разграничение этих предметов позволило бы избежать многих недоразумений в отношениях между наукой и религией.

Философия науки связана и с другими разделами философии (философской антропологией, философией истории, история философии), а также с другими специализированными философскими дисциплинами (философией техники, философией искусства, философией права, философией политики, философией языка, философией культуры).

Вопрос №6

Мы не можем не рассмотреть еще один вопрос, без которого представление о философии будет неполным. Это отношение философии и науки. В предшествующем изложении философия сравнивалась с ростком, из которого вырастает мощное дерево современной науки. Но тогда надо выяснить: что общего между философией и наукой и в чем различия; как из философии возникает современная наука; для чего нужна философия, если есть наука. Естественно, это будет лишь предварительное знакомство, которое может дать общее представление о философии как теории и о взаимосвязи философии и науки.

Если познакомиться с определениями философии, данными в справочниках, энциклопедиях и учебниках, современных и не очень, то наиболее часто философия определяется как наука о всеобщем, наука о наиболее общих законах движения и развития мира, система самых общих, теоретических взглядов на мир и т.д. Здесь логика рассуждения следующая: предполагается, что научное знание имеет ряд уровней - экспериментальный, эмпирический и теоретический. В свою очередь теории различаются между собой степенью абстрактности, образуют внутри самого теоретического знания различные ярусы, этажи. Научное знание является, таким образом, как бы пирамидой, основанием которой служат опыт, эмпирические данные, вершиной - самые абстрактные теории. Философское знание при этом рассматривается как образующее самый верхний этаж пирамиды теоретического знания. Его положения и теории имеют самый общий, абстрактный характер, относятся ко всей реальности. Это положения типа: все в мире причинно обусловлено; движение абсолютно, покой относителен; противоречие - источник развития; материя первична, сознание вторично и т.д. Считается, что такие положения получаются в результате обобщения научных теорий, т.е. философия, в отличие от науки, не изучает что-то конкретное, а опирается на научные знания.

Такое представление об отношении философии и науки является весьма туманным. Наука не пирамида, а совокупность отдельных дисциплин, каждая из которых занимается своим делом. Попытаемся понять, каким делом занимается философия.

Проблема «философия и наука» возникает относительно недавно, в XIX веке, когда отдельные научные дисциплины – физика, химия, биология, математика и др. – окончательно отделились от философии. Естественные науки, а не философия, создают теперь объективно-истинное знание о мире. Что остается за философией? Философия, как мы знаем, была не только знанием о мире, но и знанием о самом процессе познания, теорией познания. В качестве теории о знаниях философия исследует методы познания, связь знания и практики, проблему истины и т.д. Тем самым она выступает как общая методология в отношении конкретных научных дисциплин. Кроме того, философия выполняет важную функцию интеграции научного знания. Основываясь на данных конкретных наук, философия создает общее представление о мире, выполняя мировоззренческую функцию. Таким образом, философия выполняет в отношении науки две важные функции: мировоззренческую и методологическую.


Но этим «работа» философии не ограничивается. Чтобы понять действительное отношение философии к другим наукам, обратимся к истории. Отношение философии и других наук обсуждается в диалоге Платона «Соперники».

В беседе между Сократом и его друзьями, состоявшейся примерно две с половиной тысячи лет назад, обсуждается вопрос: что такое философия. Один из собеседников, немного поразмыслив, говорит, что философией он считает многоученость, знание многих наук. Ему возражают, что учение полезно умеренное и нельзя изучить все науки. Сократ предлагает выяснить, какие же из наук следует изучать философу, если не все и не многие. Собеседник уточняет: «Не следует, Сократ, понимать мои слова в том смысле, что философ должен знать каждую науку так же досконально, как тот кто этим занимается,- нет, ему, как человеку свободному и образованному, достаточно уметь поддержать разговор, пусть не так углубленно, как могут сами специалисты». Далее выясняется, полезно или нет занятие философией, если понимать ее таким образом. Сократ спрашивает, кого надо приглашать в дом к больному, врача или философа; в бурю на корабле кому довериться, кормчему или философу. Следует закономерный вывод: «покуда есть знаток своего дела, от философа пользы нет».

Беседа Сократа на этом не заканчивается. Видимо, дело философии не в многоучености, а в чем-то другом, говорит Сократ. Разговор переходит к проблеме управления: как делать людей лучшими. Сократ говорит, что это предполагает знание о том, какие люди хорошие, а какие нет, знание о том, что такое человек, следовательно, знание самого себя. Не знать самого себя, значит не быть вообще в здравом уме. Здравый ум, рассудительность, справедливость и «искусство управляться с людьми» оказываются тождественны. Они основаны на знании о том, что такое человек.

Это знание необходимо политику в управлении государством, хозяину в управлении домом, врачу, судье и вообще любому здравомыслящему человеку. Знание о человеке и есть дело философии. Сократ не делает такой вывод, но он подразумевается, так как всю жизнь Сократ руководствовался изречением, высеченным в дельфийском святилище Аполлона. Оно гласило: «Познай самого себя». При таком понимании того, чем должна заниматься философия, она уже не представляется делом бесполезным, а, наоборот, весьма нужным и полезным любому человеку.

Философия приобретает также свой предмет исследования . Она теперь не вершина пирамиды познания, парящая над миром и дающая общее, абстрактное знание о мире, а знание о человеке, познание человеком самого себя, как действующего, чувствующего, мыслящего, существующего в мире. Современная философия включает в себя множество направлений или отдельных дисциплин: теорию познания (гносеологию), философию науки, логику, методологию, философскую антропологию, этику, философию искусства (эстетику), философию религии, философию культуры, социальную философию, историю философии и т.д. Таково, в общих чертах, содержание философского знания.

Мы определили особый предмет, особую сферу действительности, изучаемую философией - человек и вся совокупность гуманитарных проблем. В этом отличие философии от других наук - физики, химии, биологии и т.д. И все же философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.

Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, поиск смысла, истинных целей человеческого существования . Поэтому в философии так много места занимают рассуждения о том, что есть истина, как соотносится материальное и духовное в мире, душа и тело, что такое человек, существует ли свобода воли и т.д. Философия - осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире. Поэтому философия - не наука. Наука должна быть объективной, т.е. в ней дается теория объекта: солнечной системы, элементарных частиц, клетки и т.д. Законы науки подтверждаемы в эксперименте, а эксперименты воспроизводимы.

Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству; целеполаганию, самосовершенствованию. Поэтому философское знание, как знание человека о самом себе, самосознание, не может быть объективным. Оно не научно, а наукообразно, имеет форму теории, так как использует анализ, синтез, обобщения, рассуждения, доказательства. Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством, где мир не просто описывается, а переживается, где выражается определенное настроение, отношение к миру, к человеку, к жизни. Создавая тот или иной образ мира, философия задает и определенное отношение к нему, определенный настрой, определенное переживание бытия. А это, в свою очередь, может определить направление развития культуры, общества в целом.

Таким образом, мы выяснили, что несмотря на свою теоретическую форму, философия - это не наука. Теоретическая форма есть то общее, что объединяет философию и науку, но различие между ними принципиальное. Философия не просто одна из научных дисциплин, наряду с математикой, физикой, химией и т.д.

Философия - самосознание человека, попытка понять самого себя, свою деятельность, практическую и теоретическую, свое место в мире, понять жизнь, цели существования. В этом смысле философия шире науки, т.к. создает общее мировоззрение, общее представление о мире и человеке, о месте человека в мире.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Как пишет В.С. Соловьев «задача философии – не одна какая-то сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

В связи с этим возникает необходимость определения предмета философии и ее функций.

1. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” - любовь и “sophia” - мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболееобщих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ - ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.