"Филипок". Лев Толстой. Филипок

Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи.
И мать оставила его дома.

Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собака тоже за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине.

Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Отзывы о сказке

    💎💎💎💎💎💎😆😆мне нравется🎉🎉🎉🎉👻👻🎮🃏🍭

    Аноним

    класная сказка

    кирилл

    💀🌋🌌 Нам очень понравилось 💍💎

    Максим и Влад

    «Умный мальчик»))) 😨😨😨😨😨😭😭

    Дмитрий

    Сказка класс

    Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

    — Куда ты, Филипок, собрался?

    — В школу.

    — Ты ещё мал, не ходи. — И мать оставила его дома.

    Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

    Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.

    Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

    — Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

    Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

    — Все учатся, а ты что тут стоишь?

    Филипок и пошёл в школу.

    В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

    — Ты что? — закричал он на Филипка.

    Филипок ухватился за шапку и ничего

    не говорил.

    — Да ты кто?

    Филипок молчал.

    — Или ты немой?

    Филипок так напугался, что говорить не мог.

    — Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

    А Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

    — Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

    — Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

    Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.

    — Ну-ка, сложи свое имя.

    Филипок сказал;

    — Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.

    Все засмеялись.

    — Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

    Филипок осмелился и сказал:

    — Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

    Учитель засмеялся и сказал:

    — Ты погоди хвалиться, а поучись.

    С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

    Урок литературного чтения

    2 класс

    Л. Н. Толстой «Филипок»

    Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

    Задачи: личностных результатов обучения:

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
    • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
    • формирование коммуникативных умений.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
    • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
    • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
    • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
    • развивать навыки работы с текстом;
    • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

    Оборудование:

    • учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
    • выставка книг Л. Н. Толстого
    • компьютер, проектор
    • лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

    Организационный момент.

    К нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

    Я желаю вам на сегодняшний урок хорошего настроения, удачи, и плодотворной работы! У нас всё получится!

    Стадия вызова

    На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

    В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

    А что значит «растит»? (учит, воспитывает)

    Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему же оно учит?»

    (Подготовленные дети читают наизусть произведения Л.Н. Толстого

    «Правда всего дороже» и «Два товарища».)

    Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

    Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

    В то время в России было очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

    В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

    Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, а уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.

    Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.

    Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

    (Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.)

    В нашей классной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.

    Сегодня вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.

    Название вы узнаете, если среди гласных букв правильно расположите эти согласные. (. и. и. о. к п л Ф Филипок)

    О ком или о чём может быть произведение с таким названием?

    Ставим учебные задачи:

    1. Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».
    2. Учиться читать осмысленно, правильно, выразительно.
    3. Учиться работать с текстом.
    4. Дать характеристику главному герою.
    5. Определить главную мысль произведения.

    (Показать книгу)

    Что можете сказать об этом произведении по обложке книги?

    Когда жил этот мальчик? Где?

    Стадия осмысления. Чтение с остановками.

    1 часть

    Что вы узнали о Филипке в самом начале?

    (Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

    Почему он остался дома? (мать не пустила его в школу)

    Где были родители?

    (Мать ушла на подённую работу . Отец ещё с утра уехал в лес.)

    Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.

    Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.

    Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? (Торопился.)

    2 часть

    Слобода - сторона, улица. (во время чтения)

    Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)

    Что случилось по дороге в школу?

    Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)

    Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

    Дерево предсказаний (устно)

    А как поступили бы вы?

    Узнаем, как поступил Филипок.

    3 часть

    Кто же помог Филипку? (Мужик отогнал собак.)

    Как он назвал Филипка? (пострелёнок)

    Пострелёнок - озорник, сорванец.

    Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

    Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

    Во весь дух - очень быстро.

    Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? (страх)

    Почему? (Вдруг учитель прогонит.)

    Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

    (Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

    Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

    Дерево предсказаний

    4 часть

    Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?

    (Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

    Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)

    Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)

    Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

    - Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)

    Немой - лишённый способности говорить.

    Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.

    (Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)

    А почему же он заплакал?

    (Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

    5 часть

    Кто поддержал Филипка? (ребята)

    Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

    Украдкой - скрытно, незаметно от других.

    6 часть

    Когда же осмелел Филипок? (Когда учитель похвалил его.)

    А за что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

    Как о себе говорит Филипок?

    (Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)

    Бедовый - ловкий, сообразительный.

    Страсть какой - очень.

    Зачем он так сказал учителю?

    (Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)

    Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

    Что изменилось в жизни Филипка? (стал учеником.)

    Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

    Был ли такой мальчик Филипок?

    Жанр этого произведения так и называется - быль.

    Быль - это то, что было в действительности в жизни.

    Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?

    Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.

    Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?

    Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

    Стадия рефлексии.

    У вас на партах фрагменты иллюстраций к рассказу Филипок. Вам нужно собрать иллюстрации и объединиться в группы.

    Игра «Суета»

    - У каждой группы конверт с заданием.

    Вспомните правила работы в группе. Они перед вами.

    (Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

    Работа в группах

    1 группа

    Cоставить картинный план.

    Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

    Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

    • Мать не пустила
    • Собаки набросились
    • А главное - преодолел страх и свои сомнения

    Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?

    (желание учиться)

    2 группа

    Восстановить деформированный план.

    Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

    2. Филипок отправляется в школу.
    1. Скучно дома.
    3. Опасная дорога в школу.

    5. Встреча с учителем.
    4. Раздумья на пороге школы.
    7. «Ты погоди хвалиться».
    6. Филипок читает.


    Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

    3 группа

    Составить краткий рассказ о главном герое.

    Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

    Филипок - это … … мальчик. (маленький, деревенский)

    У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

    Костюшка ходил … . (в школу)

    Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

    Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

    Он упорно … … … . (добивался своей цели)

    Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)

    4 группа

    Составить синквейн.

    Правила написания синквейна:

    1. Кто? 1 слово
    2. Какой? 2 слова
    3. Что делал? 3 слова
    4. Что вы думаете о герое? 4 слова
    5. Кто он? (новое понятие) 1 слово
    1. Филипок
    2. Самостоятельный, настойчивый
    3. Бежит, хочет учиться
    4. Филипок добивается своей цели.
    5. Ученик
    1. группа

    Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.

    Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:

    на красных - тонкие, на желтых - толстые.

    Памятка

    Презентация работ (от каждой группы по 2 человека)

    Почему Филипок так стремился в школу ?

    (У него было огромное желание учиться)

    Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

    Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

    Чему же учит это произведение ?

    (Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)

    Это главная мысль произведения!

    Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».

    Подведём итоги. Вспомним учебные задачи.

    (Включить проектор)

    - Все ли задачи решены?

    Дом.задание: Подготовьте пересказ и подберите пословицы к рассказу.

    А напоследок я приготовила для вас самое интересное.

    Давайте прослушаем это обращение.

    Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

    Что радовало Толстого больше всего?

    И мне бы очень хотелось, чтобы вы учились хорошо, и чтобы желание учиться у вас не пропадало.

    А теперь заполните листы самооценки.

    Я учился рассуждать, понимать замысел автора.

    Я был активен на уроке.

    Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

    Я предлагал группе интересные идеи.

    Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

    Я завершил свою часть работы вовремя.

    Я общался с членами моей группы тактично и с уважением.

    Я спокойно принимал критику в свой адрес.

    Мне было интересно на уроке.

    Что получилось?

    Всем спасибо за работу!

    Самоанализ урока

    1. Характеристика класса. В классе 27 человек. Из них 25 человек имеют средний уровень развития, 2 человека – в зоне патологии. 2. УМК «Гармония». Предметная область «Литературное чтение». Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг». 3. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»). 4. Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов. 5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста. На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся. Считаю , что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли. 6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.


    Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже итти. Но мать сказала ему:

    Куда ты, Филипок, собрался?

    В школу.

    Ты еще мал, не ходи, - и мать оставила его дома.

    Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, и он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую, и пошел в школу.

    Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его, - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать; собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

    Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

    Куда ты, постреленок, один бежишь?

    Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

    Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят.

    На Филипка нашел страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится.

    Шла мимо школы баба с ведрами и говорит:

    Все учатся, а ты что тут стоишь?

    Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посредине.

    Ты что? - закричал он на Филипка.

    Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

    Да кто ты?

    Филипок молчал.

    Или ты немой?

    Филипок так напугался, что говорить не мог.

    Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

    А Филипок и рад бы сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик.

    Это Филипок, Костюшкин брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

    Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу.

    Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немного читать умел.

    Ну-ка, сложи свое имя.

    Филипок сказал:

    Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

    Все засмеялись.

    Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

    Филипок осмелился и сказал:

    Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

    Учитель засмеялся и сказал:

    Ты погоди хвалиться, а поучись.

    С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.