Есть ли христианские храмы в чечне. Православный храм открыт в чеченской станице шелковской

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно – Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий – настоятель единственного православного храма в Грозном – Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

При всем внешнем благолепии – очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, – катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны . Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», - сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма - его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: “По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову”.

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение – Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве – XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными – Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, . Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь – в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный – великолепный город.

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» – прим. В. Б.) очень помог – он – мусульманин и знал, что на у христиан не принято ходить на кладбище.

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата . "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы - 1 206 551 человек (95,3%), русские - 24 382 (1,9%), кумыки - 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию . Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата . "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы - 1 206 551 человек (95,3%), русские - 24 382 (1,9%), кумыки - 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию . Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

- Отец Григорий, как вы оказались в Чечне?

После моего рукоположения я служил некоторое время в Андреевском соборе Ставрополя, затем в Кабардино-Балкарской республике - в городе Прохладный, а в 2009 году на епархиальном собрании наш архиерей сообщил мне, что необходимо в самое ближайшее время отправиться на службу в Чечню - в город Грозный. На сборы и переезд было дано три дня. Как сейчас помню: 31 декабря ближе к 10 часам вечера я встречал матушку с вещами в Грозном. Она была уже в положении, мы ждали своего первенца Константина. Бог рассудил родиться ему в Чечне. И вот с того времени я несу свое послушание в Грозном в качестве штатного священника.

До меня здесь настоятелем был , который приезжал, чтобы совершить богослужение, из Ингушетии. Но, конечно, людям хотелось, чтобы был постоянный священник, хотелось настоящей приходской жизни. Вот архиерей и направил меня сюда.

После разделения Ставропольско-Владикавказской епархии нынешний назначил меня настоятелем храма и благочинным церквей Грозненского округа. Через несколько месяцев это благочиние было преобразовано: от него были отделены Наурский и Шелковской районы - там сейчас служит иеромонах Амвросий (Марченко), открыты три новых прихода в казачьих станицах.

- Ваш грозненский храм основан еще в XIX веке. Какое наследство вам здесь досталось?

Храм никогда не закрывался, даже в богоборческие времена. Он был построен в 1892 году на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Храм очень пострадал в первую чеченскую войну. Все убранство, иконы сгорели, а настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года . В январе 1997 года был похищен настоятель храма иеромонах Евфимий (Беломестный). Он был освобожден в ходе спецоперации в феврале того же года. В июне 1999 году похитили настоятеля храма иеромонаха Захария (Ямпольского). Его судьба неизвестна до сих пор.

В 2004 году храм стали восстанавливать по просьбе прихожан, которые забрасывали письмами различные инстанции. Силами военных была отстроена заново крестильня, в которой стали совершаться богослужения. Прихожане вспоминают, как собиралось здесь всего несколько бабушек, приходили военные.

На собранные средства жертвователей со всей России был отлит набор из семи колоколов, приобретены иконы, в том числе храмовая икона архангела Михаила, куплена православная литература для прихожан.

Завершили восстановительные работы в 2006 году; тогда же водрузили купола и кресты. 21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, . К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. В конце 2008 года началась реставрация храма: позолотили купола, голубые стены выкрасили в белый цвет. 26 апреля состоялась церемония освящения отреставрированного храма. Сегодня в большие праздники здесь собирается до 200 человек. И это большая радость!

- Чем живет приход, переживший две войны? Кто ваши прихожане?

Наши прихожане в основном пенсионеры. Живем за счет пожертвований военнослужащих и других заезжих людей. Они жертвуют одежду, продукты питания, строительные материалы. Чаще всего эта жертва взаимная. Например, у нас есть Молитвослов, который стоит 100 рублей. Приходит женщина и говорит, что у нее есть только 50 рублей. И, конечно, мы ей даем его за это пожертвование. Иногда развозим книги бесплатно, в том числе и в воинские части.

Поскольку наш приход немолодой по своему составу, то опираться нам приходится только на свои силы. Прихожане все очень немощные, старенькие, травмированные войной. И поэтому нам необходимо сестричество, чтобы можно было навещать тех, кто не может приходить в храм, а также помогать им: к кому-то нужно прийти постирать, помыть полы, принести продукты или просто поговорить по душам.

Наши пенсионеры, как и по всей России, живут крайне скромно. Но грозненцы особенно лишены внимания, защиты, в которых они очень нуждаются и нуждались раньше. В 1995-1996 годах я и представить себе не мог, что где-то недалеко от Ставрополья живут люди, которые пьют из лужи воду, которым нечего есть… Ведь многие месяцами прятались в подвалах, ждали смерти. Сложно передать, какие ужасы войны они пережили. И им сейчас очень не хватает внимания со стороны власти. Например, было такое: глава государства приехал сюда и не зашел в храм - и людям обидно. Пусть их немного, этих русских, но они же здесь есть. Радостной неожиданностью для прихожан был приезд Валентины Матвиенко.

Кроме того, у русских в Чечне есть жилищные проблемы. Квартиры их разрушены или повреждены во время бомбежки, находятся на очереди на восстановление. Нужна гуманитарная помощь, потому что порой не хватает той минимальной пенсии, которую они получают. Большинство из них одиноки или просто оставлены своими близкими.

Есть, конечно, и хорошее в нашей жизни. Мы ездим в паломнические поездки по Северному Кавказу, где много святых мест. Главное - это то, что есть возможность возродить православную духовную жизнь в республике.

- А молодежь в храме есть?

Совсем немного. Я могу по пальцам пересчитать тех, кого я знаю и стараюсь по мере сил пригласить в наш храм, приобщить к жизни прихода, открыть для них Христову истину. Вот один откликнулся и обучается сейчас в духовной семинарии во Владикавказе.

- В чем еще нуждается ваш приход?

- Я уже говорил, что нам нужно организованное на постоянной основе сестричество. Кроме того, я неоднократно доводил до сведения чиновников, что у нас нет места, где бы могли после службы собираться прихожане, смотреть вместе фильмы, обсуждать насущные проблемы, где бы мы могли вести катехизацию. Усилиями жертвователей, а это в основном прикомандированные военные или сотрудники полиции из других регионов России, построили небольшое помещение - трапезную и по совместительству гробовую, но это помещение можно использовать только в теплую погоду. Там мы собираемся после литургии на совместную трапезу. И здесь же у нас стоят погребальные принадлежности - гробы, кресты, а также пожертвованные заготовки на зиму, одежда, обувь, продукты.

Самым важным нашим начинанием является строительство при храме комплекса с библиотекой, гостиницей для паломников и благотворительной столовой. Там смогут остановиться приехавшие на малую родину бежавшие русские. Сегодня много говорят о возвращении русских в Чечню, и этот комплекс стал бы началом этого возвращения. Прежний архиерей добился договоренности о строительстве комплекса, обещали построить сразу после восстановления храма, и вот пока мы ждем.

Нашему приходу нужна литература, чтобы он мог стать центром для миссионерской деятельности в воинских частях, которые здесь есть. Я выезжаю и туда несколько раз в неделю; мы проводим там богослужения, беседы. В одной из частей есть воскресная школа для детей военных.

По силам ли тем, кто сегодня живет в Грозном в немощи и бедности, церковная жизнь? И трудно ли вам самому служится в Чечне?

Да так же, как и всем священникам: по долгу, по мере сил. Надо понимать, что 20 лет люди здесь жили без нормального духовного окормления плюс 70 лет богоборческих времен. Люди только сейчас в Чечне стали понимать, что человека нужно хотя бы достойно проводить в иной мир: соборовать перед смертью, отпеть. И конечно, всем недостает здесь катехизации.

Поначалу мы служили по три-четыре литургии в неделю. Люди были рады, истосковавшись по литургической жизни. Но со временем мы поняли, что нам не под силу частые богослужения и перешли на «щадящий» режим. Решили, что пусть лучше не так часто, но соберутся многие и придут в храм сознательно.

- Где вы живете со своей семьей, и какие у вас отношения с иноверцами?

Мы живем при храме, впрочем, как и прежний настоятель. Моему старшему сыну Косте уже 2 года. Подумываем отдавать его в детский сад: нужно, чтобы он общался с другими детьми, социализировался. Конечно, ему придется учить чеченский язык. Здесь в основном все говорят по-чеченски. Иной раз зайдешь в магазин и чувствуешь себя неуютно, не понимаешь, о чем говорят. Я пробовал учить язык, но пока мне не под силу - тяжело мне он дается. А вот дети, надеюсь, смогут его осилить.

- Вы планируете надолго остаться в Чечне?

Я не задаю себе такой вопрос. Это как создавать семью: никогда не предугадаешь, как все сложится. В семье любовь настоящая появляется только через десятилетия, когда пройдены вместе самые тяжелые времена. В Чечне же я только третий год. Время покажет. Пока я стараюсь честно выполнять свой пастырский долг.

Храм в честь Рождества Христова построен в станице Наурская на месте разрушенной в 1937 году деревянной церкви, сообщает пресс-служба главы и правительства республики.

Новый храм высотой 33 метра возводили специалисты из Екатеринбурга. Он сможет вместить около 500 прихожан. Купола церкви покрыты настоящим сусальным золотом. В храме установлен электронный звонарь, управлять которым можно при помощи функции SMS на мобильном телефоне.

Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам на церемонии открытия подчеркнул: «Наша страна является образцом того, как люди разных национальностей и разных вероисповеданий должны жить вместе. Мы, православные и мусульмане, на самом деле являемся братьями и сестрами».



Православные приходы Чечни

В комментарии для сайт епископ Варлаам рассказал о современном положении приходов Русской православной церкви, расположенных на территории Чеченской республики. Он сообщил, что на сегодняшний день в Чечне насчитывается четыре православных храма и два молитвенных дома.

«На данный момент в Чеченской республике несут церковное послушание три священнослужителя. Эти священники служат в Михаило-Архангельском храме в городе Грозном, в Рождественском храме станицы Наурская, а также при молитвенном доме в честь великомученицы Варвары в станице Шелковская, - рассказал он. - Еще в станице Червленной в части Внутренних войск стоит деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца».

Поскольку, по словам иерарха, постоянного священника в этом храме нет, туда время от времени приезжает священник из Шелковской.

«Еще один храм находится в Ханкале, на территории группировки. Он освящен в честь святого князя Димитрия Донского», - пояснил епископ Варлаам. Он добавил также, что в республике насчитывается около десяти православных часовен, расположенных на территории расквартированных в Чечне воинских частей.

Помимо молитвенного дома в станице Шелковская, действует также молитвенный дом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в станице Ищерской. Он окормляется священником из Наурской, рассказал архиерей.

Отвечая на вопрос о количестве православных - постоянных жителей Чечни, епископ Варлаам отметил, что в республике постоянно проживает примерно 10 тысяч православных. «Из примерно 4% - это постоянные прихожане», - добавил он.



Судьба утраченных храмов Чечни. Новый храм в Шелковской

Епископ Варлаам рассказал, что пока вопрос о восстановлении разрушенных в прошлом крупнейших православных храмов Чечни - Никольского и Космо-Дамиановского кафедральных соборов Грозного - не стоит на повестке дня. В то же время, подчеркнул епископ, активно обсуждается возможность постройки нового православного храма в станице Шелковская.

«Кафедральный собор необходим; Грозный - это вторая кафедра нашей епархии. Но поэтому вопросу пока решений особых нет. Однако при открытии Наурского храма Рождества Христова у меня состоялся разговор с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, и я его попросил посодействовать в строительстве храма в станице Шелковской. На что он сказал, что этим вопросом уже занимаются. Пока вот такие планы по строительству. В Грозном - пока нет, но в Шелковской будем строить храм. Это обещание главы республики», - рассказал епископ Махачкалинский и Грозненский.

Новый храм в станице Наурская возведен попечением главы «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Иконостас расписывали насельницы Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.