Эскимосы — самый северный народ мира. Эскимосы Чукотки: самый малочисленный народ России

Эскимо́сы - народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тысячи человек, 2000), севере Канады (41 тысяча, 1996), острове Гренландия (50, 9 тысячи, 1998) и в Российской Федерации (Чукотка, 1, 73 тысячи, 2010). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).

Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.

На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.

В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Корни эскимосской культуры уходят в VIII-IX века, когда предки современных эскимосов из культуры туле поселились в Нунавике - регионе, занимающем северную половину Квебека в Канаде, а к XIII веку обосновались в Гренландии. Однако родственные связи между туле и прежде проживавшими на этой территории палеоэскимосскими народами - представителями культур дорсет, индепенденс и саккак до сих пор не были установлены.

Стоит отметить, что термин “палеоэскимосы” был предложен антропологом Гансом Штинсбаем в начале ХХ века. Палеоэскимосы - это собирательное название древнего населения Арктики, включающее в себя представителей разных культур, которые питались мясом морских птиц, северных оленей, китов, рыбой и моллюсками. Их крайняя западная стоянка была обнаружена советскими археологами в 1975 году на острове Врангеля. Именно там, в Чертовом овраге (название стоянки), был обнаружен старейший обнаруженный на Чукотке гарпун, возраст которого насчитывает примерно 3360 лет. Также палеоэскимосские культуры развивались параллельно друг с другом на разных территориях и сменяли друг друга весьма неравномерно.

Читать еще

Культура саккак является древнейшей из известных науке культур юга Гренландии. В 2010 году в журнале Science было опубликовано исследование ученых из Копенгагенского университета, установивших, что эскимосы культуры саккак мигрировали в Гренландию и на Аляску из Сибири примерно 5,5 тысяч лет назад и что их ближайшие родственники - чукчи и коряки, а не современные жители региона. На вопросы о том, что случилось с культурой саккак и почему она исчезла, ученые ответить не могут.

На смену культуре саккак и другим сосуществовавшим с ней культурам пришлакультура дорсет (начало I тысячелетия до нашей эры - начало II тысячелетия нашей эры), распространившаяся на северо-востоке современной Канады, Канадском арктическом архипелаге, в западной и северо-восточной Гренландии. Ее представители заменили лук и стрелы на копье, острогу и гарпун, использовали каменные лампы с жиром для освещения жилищ. Племена дорсетской культуры изготавливали статуэтки из кости, бивня морских животных и дерева, украшали их линейным орнаментом.

Эскимосы - этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. чел.), на севере Канады (28 тыс. чел.), в Дании (о. Гренландия - 47 тыс.) и Рос. Федерации (Чукотский АО - 1,5 тыс. чел.). Общая численность - 115 тыс. чел.

Эскимосско-алеутская семья языков делится на эскимосскую и алеутскую ветвь. Эскимосская ветвь представлена двумя группами языков - группой инуит и группой юпик. На языках инуит говорят эскимосы Гренландии, Канады и Северной Аляски. В Гренландии существует один основной эскимосский язык, который официально называется гренландским и является государственным языком Гренландии. Гренландский язык сформировался на основе западно-гренландского диалекта.

Кроме того, в Гренландии выделяются еще два диалекта: восточно-гренландский и диалект Туле - самых северных эскимосов в мире. Эскимосский язык Канады, или инуктитут, включает несколько диалектов: диалект эскимосов Лабрадора, язык центральных эскимосов (включающий диалекты иглулик, нетсилик и карибу), язык эскимосов Баффиновой земли, язык эскимосов реки Коппер и язык эскимосов Маккензи.

Язык эскимосов Аляски (аляскинский инуит) представлен такими диалектами: диалект мыса Барроу, диалект залива Коцебу, диалект полуострова Сьюард и язык эскимосов Берингова пролива, живущих на мысе принца Уэльского и на острове Иналик.

Языки группы юпик, включающий центральный юпик, алютик, чаплинский и науканский диалекты азиатско-эскимосского языка. Диалекты центрального юпик - диалект острова Нунивак и диалект залива Хупер.

Язык алютик - это язык эскимосов полуострова Аляска, острова Кадьяк и залива Принс-Вильям. По-чаплински говорят эскимосы поселков Новое Чаплино и Уэлькаль, Сиреники и Провидения, а также жители американского острова Святого Лаврентия. Постоянные поездки друг к другу для обмена товарами, на праздники продолжались между Чаплино и островом Святого Лаврентия до 1948 года, а с 1988 года возобновились.

По-наукански говорили эскимосы ныне не существующего поселка Наукан. В настоящее время на этом диалекте говорят эскимосы поселков Уэлен, Лорино, Лаврентия.

В этой классификации особняком стоит язык сиреникских эскимосов. По мнению ученых, этот язык по-видимому "осколок" третьей ветви эскимосской семьи, существовавшей в прошлом наряду с юпикской и инуитской. Ныне сиреникский язык исчез. Последней, кто помнил этот язык была Выйе, жительница села Сиреники, которая умерла в начале 90-х годов 20 века.

Историческая справка

Сформировались как этнос в р-не Берингова м. до кон. II-го тыс. до н.э. В 1-м тыс. н. э. предки эскимосов, носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп:

Эскимосы южной Аляски, на побережье зал. Прицс-Уильям и о. Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (кон. ХVIII - сер. XIX вв.);

Эскимосы западной Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни;

Сибирские эскимосы, включая эскимосов о. Св. Лаврентия и о-вов Диомида;

Эскимосы северо-западной Аляски, живущие по побережью от зал. Нортон до американско-канадской границы и во внутренних р-нах сев. Аляски;

Эскимосы Маккензи - смешанная группа на сев. побережье Канады вокруг устья р. Маккензи, образовавшаяся в кон. XIV - нач. XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски;

Медные эскимосы, названые по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на сев. побережье Канады вдоль зал. Коронейшен и на о-вах Банке и Виктория;

Эскимосы-нетсилик в Сев. Канаде, на побережье п-овов Бутия и Адслсйд, о-ва Кинг-Уильям и в низовьях р. Бак;

Близкие к ним эскимосы-иглулик - обитатели п-ова Мелвилл, сев. части о. Баффинова Земля и о. Саутгемптон;

Эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова зал. смешанно с др. эскимосами;

Эскимосы Баффиновой Земли в центральных, и южных частях одноименного о-ва;

Эскимосы Квебека и Э. Лабрадора соответственно на севере-северо-востоке и западе-юго-западе, вплоть до о. Ньюфаундленд и устья зал. Св. Лаврентия, побережье п-ова Лабрадор, в 19 в. участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами);

Эскимосы западной Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала 18 в. подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации;

Полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии;

Эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка - каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Первыми начали защищать глаза от солнца эскимосы. Чтобы ограничить поток света они носили костяные щитки с узкими прорезями для глаз.

Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX в. родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов).

Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII в.), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм. У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (эскимосы Чукотки, о. Св. Лаврентия, побережья северно-западной Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северно-западная и восточная Гренландия, о-ва Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы западной и юго-западной Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы -карибу, часть эскимосов северной Аляски); сочетание охоты на карибу с мор. охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов северной Аляски).

После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция. К середине ХХ в. сформировалось четыре самостоятельные, этнополитические общности эскимосов.

Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназв.- "настоящие люди"; юиты - офиц. назв. в 1930-х гг.). Расселены на побережье Чукотского п-ова от Берингова пр. на север до зал. Креста на западе. Основные группы: нывукаг`мит ("науканцы"), живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия; ун`азиг`мит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлькаль; сиг`иныгмит ("сиреникцы"), жители пос. Сиреники.

Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе кириллицы. Литературный - чаплинский диалект. Распространён русский язык.

Хозяйство и быт

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном, моржа и тюленя. Развитая до сер. XIX в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысл, китобоями. В настоящее время выделяется квота на промысел гренландского и серого кита и охотники начинают охоту в июне традиционным способом, используя поворотные гарпуны и современные поплавки (пых-пых) для того, чтобы загарпуненный кит не утонул.

Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на сев. оленя и горного барана с луками и стрелами. С сер. XIX в. распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение сухопутной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). В июне на скалах собирались яйца крупных птиц. Занимались также рыболовством и собирательством.

Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и о. Св. Лаврентия.

После 1930-х гг. у эскимосов были организованы промысловые хозяйства.

Пища

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо. Виды употребления мяса - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растит. пища, морская капуста, моллюски. Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до сер. XIX в.

Жилище. В XVII - XVIII вв. под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей.

До нач. XIX в. сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты (к`имухсик) и ступательные лыжи (wалгуягык), при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до сер. XIX в. дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"ьяпик).

Одежда и обувь. До кон. XIX в. эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда -двойной меховой комбинезон (к"алъыва-гык) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка (к`ипаг`ак`), шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У эскимосов преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ьям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").

Духовная культура

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, ее деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Шаманизм был, но он не получил широкого распространения, как у чукчей.



Эскимосы

ЭСКИМО́СЫ -ов; мн. Народ, живущий на побережье Чукотского полуострова в России, на арктическом побережье Северной Америки и в Гренландии; представители этого народа.

Эскимо́с, -а; м. Эскимо́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Эскимо́сский, -ая, -ое.

эскимо́сы

(самоназвание - инуит), группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1995), севере Канады (28 тыс. человек), острове Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в России (Магаданская область и остров Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык эскимосский.

ЭСКИМОСЫ

ЭСКИМО́СЫ, народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тыс. человек, 2000), севере Канады (41 тыс. чел., 1996), острове Гренландия (50,9 тыс. чел., 1998) и в Российской Федерации (Чукотка и остров Врангеля, 1,7 тыс. чел., 2002). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).
Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.
На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.
Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.
В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.
Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "эскимосы" в других словарях:

    Эскимосы … Википедия

    ЭСКИМОСЫ, эскимосов, ед. эскимос, эскимоса, муж. Народность, живущая по полярному побережью Северной Америки и на северо восточной оконечности Азии. Западные эскимосы. Восточные эскимосы (живущие по берегам и островам Берингова моря, то же, что… … Толковый словарь Ушакова

    Соплемённость, насчитывающая около 100 тысяч человек и расселённая от острова Гренландия и острова Лабрадор через Арктическую Канаду, северную и западную Аляску до восточной Чукотки включительно. Эскимосы создали самобытное декоративно… … Художественная энциклопедия

    - (самоназв. инуит) группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1992), севере Канады (28 тыс. человек), о. Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в Российской Федерации (Магаданская обл. и о. Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭСКИМОСЫ, ов, ед. ос, а, м. Группа народов, живущих по полярному побережью Северной Америки, в Гренландии и на северо восточной оконечности Азии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Племя живущее в сев. Полярных, странах Америки; занимаются охотой и рыболовством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Народ, расселенный от восточной оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность около 90 тыс. человек (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке (См. Эскимосский язык). Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов. Э … Большая советская энциклопедия

    Народ, расселенный от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность ок. 90 тыс. чел. (1974, оценка). Эскимосский язык принадлежит к эскимосо алеутской семье языков. Антропологически Э. относятся к арктич. типу монголоидов. Как народ… … Советская историческая энциклопедия

    эскимосы - представители народа, проживающего на Чукотке и Камчатке (а также в США). Эскимосы отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой. Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических … Этнопсихологический словарь

    эскимосы - ЭСКИМОСЫ, ов, мн (ед эскимос, а, м). Группа народов, живущих на Аляске (США), севере Канады, о.Гренландия и в Российской Федерации (в Магаданской обл. и о. Врангеля); люди, принадлежащие к этой группе народов; яз. эскимосский, эскимосско… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка , Мэй-Лин Хопгуд. Американская журналистка в увлекательной манере рассказывает о методах воспитания детей в разных странах. С большой долей юмора и веселой иронией она делится своими впечатлениями от того, как…


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.