Экскурсия по святым местам. Покрово-Тервенический женский монастырь. село Годеново, Ярославская область

На необъятной территории России есть такие особенные места куда мечтают попасть паломники из разных уголков земли. Это древние города с храмами и церквями, удаленные от крупных населенных пунктов монастыри с особенными настоятелями, святые целебные источники, мироточащие иконы, а также нетленные мощи святых.

Особенности паломнических экскурсий

Святые места России излучают невидимую добрую и позитивную энергетику. Совершая паломничество путешественники не только поклоняются святыням и приобщаются к православным традициям, но и очищаются духовно, восстанавливают жизненные силы и заряжаются положительными эмоциями.

Сегодня, чтобы увидеть святые места и совершить паломничество, вовсе не обязательно совершать трудные и длительные путешествия, как раньше. Современные туристические фирмы организуют тематические поездки к наиболее интересным и привлекательным местам. Такие экскурсии к святым местам проходят на теплоходах и комфортабельных автобусах.

Верующие из любых уголков нашей страны могут легко отправиться к святому месту, помолиться, дотронуться до чудотворных икон или же исповедоваться в самом близком для сердца месте.

Туристические экскурсии к святым местам проводятся не только для глубоко верующих людей, но и для обычных граждан, интересующихся путешествиями. Кроме этого, очень популярны экскурсии к святым местам среди школьников. Подобные программы приучают детей с раннего детства понимать мир и выбирать свой праведный путь по жизни.

Паломнические программы могут проходить в любое время года, но чаще всего они приурочиваются к какому-нибудь православному событию, празднику или важному мероприятию. Все поездки делятся на многодневные, однодневные и так называемые «туры выходного дня».Удобнее всего совершать поездки по святым местам в летний период. В теплое время года можно запланировать длительные и насыщенные программы.

Наиболее популярные святые места России

1. Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь известен далеко за пределами России и весьма почитаем среди российских путешественников. Он находится в живописном месте в северной части Ладожского озера. Попасть на остров Валаам можно лишь на катере или теплоходе. На территории монастыря действует главный храм, есть скиты, а также сохранились мощи его основателей. Точная дата основания монастыря не известна, но даже в начале 16 века монастырь был.

2. Соловецкий монастырь

В Белом море на Соловецких островах еще в 1436 году тремя монахами был основан мужской монастырь, который сегодня считается важным духовным и общественным центром.Соловецкий монастырь, в котором проживали праведные и святые люди, сохранил на своей территории мощи основателей.

Для посещения монастыря требуется разрешение и благословение настоятеля.

3. Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Одной из наиболее известных и почитаемых русских святынь считается Свято-Троице-Сергиева Лавра, основанная в далеком 1337 году преподобным Сергием Радонежским. На уникальной территории Лавры сохранился старинный Троицкий собор, который был возведен еще в 1422-1425 году. Знаменит он тем, что там находятся святые мощи Сергия Радонежского. Кроме этого, особую ценность имеет иконостас, написанный Андреем Рубевым.

В окрестностях монастыря находится Успенский собор. Боголюбский и Вифанский монастырь, а также скиты и другие интересные для паломников сооружения.

4. Толгский женский монастырь в городе Ярославле

Одной из значимых святынь Золотого Кольца считается Толгинский женский монастырь. Благодаря удобному расположению и транспортной доступности ежегодный поток паломников и туристов сюда растет из года в год. Побывать в Ярославле и посетить экскурсию по городу может каждый путешественник, но правила посещения женского монастыря достаточно строгие.

5. Оптина пустынь в Калужской области

Оптина считается одним из важных духовных центров нашей страны. На ее территории расположен монастырь Свято-Введенский Оптиной пустыни. Наибольшую известность в России Оптина пустынь получила благодаря знаменитым писателям классикам, Достоевскому и Толстому.

6. Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области

Древний и прекрасный Кириллов монастырь входит в комплекс одноименного музея-заповедника, основанного в 1924 году. Архитектурный ансамбль включает монастырь, церкви, величественные стены и башни. Расположен он у самого берега Сиверского озера, что придает музею особое обаяние.

В Успенском соборе сохранились древнейшие иконы, экспозиция которых организуется в архиерейских палатах. А важная святыня церкви Кирилла — сохранившиеся там мощи Кирилла Белозерского. В 15-17 веках мужской монастырь был одним из самых больших и богатых на территории России. До сих пор он остается важным центром духовной жизни.

7. Псково-Печерский монастырь в Псковской области

Этот мужской монастырь считается одним из крупных и знаменитых монастырей, хранящий на своей территории следы многовековой истории. На территории находятся удивительные пещеры, а также пещерная церковь в холме, которую освятили в 1473 году — церковь Успения Божией Матери.

Ансамбль монастыря включает церкви, пещеры, звонницу, стены и башни. В монастыре есть два святых источника, которые считаются целебными и помогают в исцелении верующих. Это источник преподобномученика Корниия и Живоносный источник.

Для туристов и паломников для посещения открыты церкви и пещеры, по церковным праздникам на территории комплекса проводятся удивительные по масштабу и красоте службы.

Экскурсии по святым местам

Чаще всего экскурсионные программы по святым местам проходят по центральной части России и северо-западу. Путешественники отправляются по Золотому Кольцу, посещают города, связанные с историей православия на Руси. Сергиев Посад, Москва и Московская область, Ярославль, Суздаль, Великий Новгород, Владимир, Вологодская земля, Переславль-Залесский, Псков — вот лишь некоторый список популярных среди паломников городов.

    Россия Туризм Экскурсии

Святые места России… Вероятно, не так уж и много встретится людей, которым никогда бы не доводилось слышать о таких уголках. Паломничества сюда совершаются как россиянами, так и гостями из ближнего и дальнего зарубежья.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что же скрывается за популярным туристическим направлением под названием «Святые места России»? Почему путешественников тянет туда с такой силой и завидным постоянством? Неужели есть в этом какая-то тайна или загадка?

Данная статья расскажет не только про сами святые места в России, читатель познакомится с нюансами и деталями такого рода путешествий, а также узнает, куда же стоит заглянуть в первую очередь, посещая огромную страну.

Общая информация и актуальность вопроса

Перед тем как отправляться в путешествие по святым местам России, все же стоит ознакомиться с некоторой информацией.

Есть на земле русской такие места, к которым тянутся паломники со всех уголков планеты. Обычно таковыми считают различные святые источники, храмы, монастыри, нетленные мощи святых угодников и погребения праведников. Посещая такие места, человек очищается духовно, заряжается позитивной энергией, открывает что-то новое для себя и переосмысливает суть жизни на земле.

Выходит, что приезжают в святые места России именно те, кто мысленно стоит на пороге духовных перемен. Естественно, к такому путешествию готовятся заранее.

Паломничество по святым местам России

Особенности такого рода туров заключаются в конкретных направлениях. Специфика паломников определяется особенностью религиозного сознания верующих.

Основными мотивами для совершения паломничества являются следующие: желание помолиться, обрести благодать, дотронуться до нетленных мощей или чудотворной иконы, совершить таинство исповеди у особенного религиозного деятеля в определённом святом месте, выполнить пожертвование, совершить обет и т.д.

Как люди понимают, что им будет интересна поездка по святым местам России? Решение о паломничестве может приниматься самостоятельно либо с благословения духовного отца.

Как правило, интенсивность и характер таких путешествий зависят от политического и экономического положения той или иной страны, уровня социального и материального состояния граждан. На особенности путешествий религиозных паломников влияет климат и географическое положение пунктов назначения.

Продолжительность паломнического тура

Географически святые места в России очень часто находятся на некотором удалении от населенных пунктов.

Все по продолжительности делятся на многодневные, однодневные или туры «выходного дня».

Туры по святым местам России редко длятся дольше 12 суток. Больше всего времени занимает паломничество в самые далёкие регионы России (Екатеринбург, Тобольск и Алтай).

Любой маршрут подобного плана должен быть полным и логичным. Например, когда паломник желает увидеть святые места около Тобольска или же Екатеринбурга, лучше всего ему отправиться в комплексный тур, который охватывает все главные святыни на Урале. Таким образом, он сможет за одно путешествие посетить все святыни Центрального и Северного Урала, а также охватить путь Царственных мучеников Урала и в Сибири.

Куда чаще всего отправляются прихожане?

Если рассматривать туры по святым местам России по региональным признакам, можно определить направления самых посещаемых мест в стране.

Чаще всего паломники отправляются в центр и на северо-запад. Многие путешествуют по Золотому кольцу, посещают Курск, Дивеево (Нижегородская обл.), Задонск (Липецкая обл.).

В интересны Вологодская и Архангельская (Соловки) земли, Карелия (Кижи и Валаам), Великий Новгород, Псков. Последний знаменит Печорой и Пушкинскими горами, многие паломники посещают Талапские острова.

Основными важными местами для прихожан являются монастыри и пустыни Русской Православной Церкви. На территории государства находится 26 пустыней и 313 монастырей. Экскурсии по святым местам России проводятся регулярно.

Множество городов Золотого кольца очень тесно связаны с историй распространения православия на Руси. Именно там находится большое количество святынь, поэтому почти все храмы и монастыри являются объектами паломничества. Города, которые больше всего посещают, это Александров, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов Великий, Углич, Кострома, Сергиев Посад, Тутаев, Владимир и Суздаль.

Также недавно было открыто и восстановлено много монастырей в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Архызе. Паломничества на Алтай интересны в связи с изучением местных традиций.

Как выбрать время для поездки?

Бывает сложно выделить и опередить самый благоприятный период для паломничества. Как правило, летом удобнее и комфортнее совершать длительные поездки (от 3 до 7-12 дней) на дальние расстояния.

Весной и осенью обычно выбираются более короткие программы (2-3 дня). Только большие праздники являются исключением, т.к. в эти дни не имеет большого значения, выпадает ли выходной по обычному календарю на эту дату или нет.

Святые места России: Валаам

Одним из самых популярных туристических направлений является хорошо известный на весь мир остров Валаам. Он входит в состав довольно большого архипелага, который находится на севере Ладожского озера. Всего на острове проживает несколько сотен человек. Основное население архипелага составляют рыбаки, лесничие и монахи. На территории острова расположен Валаамский куда приезжают паломники со всех уголков мира.

Время и история распространения христианства на острове Валаам неизвестны, но есть сведения, что монастырь в начале XVI века уже существовал.

В те времена там жили такие святые, как Арсений Коневский, преподобные Авраамий Ростовский, Савватий Соловецкий, Адриан Ондрусовский и Александр Свирский. По сей день здесь действуют все скиты, а также имеется несколько филиалов монастыря (около десяти).

Ещё на территории островов находится метеостанция и воинская часть. Слава о высокой духовной жизни обители, удивительной природе острова, красоте и строгости монастырских богослужений привлекает на Валаам очень много паломников.

Соловки - известное место паломничества

Является ставропигиальным мужским монастырём Русской Православной Церкви. Он расположен в Белом море на пустыни и скиты - на островах архипелага.

Монастырь основали монахи Зосим, Савватий и Герман ещё в 1436 году. Многим известно, что в 20-е годы при монастыре находился лагерь для политических заключенных.

При Советском Союзе его ещё называли "Соловки", или "Русская Голгофа". На территории монастыря до настоящего времени хранятся мощи основателей. В нем монастыре проживало много праведных людей, которые после смерти были причислены к лику святых.

На сегодняшний день монастырь является крупным общественным и духовным центром. Паломничество сюда всегда считалось подвигом, совершить который осмеливались немногие. Сейчас Соловецкий монастырь посещают не только одни богомольцы, но и исследователи, и историки, и ученые.

приобретает популярность

В Свердловской области находится заброшенный Исетский рудник - Ганина яма. Паломники, которые приезжают на Урал, всегда стараются посетить это святое место. Ещё его называют Храмом на Крови. Он был построен на месте, где когда-то стоял дом, в подвале которого в ночь на 17 июля 1918 года вместе с прислугой были расстреляны государь Российский Николай II, его жена Александра Федоровна, дети - Алексий, Татиана, Ольга, Анастасия и Мария.

Потом тела отвезли на Исетский рудник и бросили в шахту вблизи Ганиной ямы, а одежду сожгли. На второй день несчастных перезахоронили в дальних шахтах. Спустя 60 лет это захоронение было найдено группой поисковиков. С 70-х годов это место стали посещать паломники, чтобы отдать дань святой земле, в которой были похоронены царственные мученики.

В 2000 году на Ганиной яме было начато строительство монастыря и сразу нескольких храмов. Сейчас там открыто 7 храмов, в которых хранятся частички мощей Спиридона Тримифунтского и мощи святых преподобномучениц инокини Варвары и Великой Княгини Елизаветы.

Святой источник села Талеж

Среди особых мест в России, отмеченных благодатью, есть в селе Талеж Чеховского района Московской области святой источник преподобного Давида. Он расположен вблизи Вознесенской Давидовой пустыни. Это мужской монастырь, который находится в посёлке Новый Быт.

Паломников в Талеж с давних времён привлекает родниковая вода, которая обладает целебными свойствами. Это святой источник, дарящий человеку бодрость, здоровье и радость жизни. Говорят, прикоснувшись к этой чистой воде, прихожанин чувствует, как на душе становится легче.

Рядышком с источником паломники имеют возможность омыться в специально сооруженной для этого благоустроенной купальне. Считается, что священная вода имеет силу очищать и освящать душу и тело.

К услугам современных пилигримов 88 созданных в епархиях, приходах и монастырях паломнических служб и организаций, а также около 8 десятков гостиниц паломнического класса и странноприимных домов. В России действуют 29 общественных православных организаций и огромное количество светских туристических агентств, которые также занимаются паломническими поездками.

Собираясь в паломнический тур, нужно сначала определиться: кого выбрать в качестве организатора поездки – светскую турфирму или церковную паломническую службу? Путешествия, организованные религиозными организациями, обойдутся примерно на 25–30 процентов дешевле. Объясняется это тем, что церковные службы не стараются заработать на подобных турах и организуют поездки на грани окупаемости их себестоимости. Зато у турфирм, где работают не подвижники, а профессионалы, реже случаются накладки. Да и культурная программа – если, конечно, вас интересует что-то кроме собственно паломничества – у них, как правило, богаче. А на Валааме, к примеру, уж поверьте, есть на что посмотреть. В остальном – условия для туристов-паломников примерно схожие: междугородный автобус, плацкартный вагон или катер, полупансион, двух-трехзвездочная или монастырская гостиница. Обстановка, как видите, довольно-таки спартанская.

Что вас ждет?

Собираясь в паломнический тур, вы должны представлять, что вас ждет. А именно: ранние подъемы, ночевки в спартанских условиях, многочасовые церковные службы, долгие поездки на автобусах и утомительные пешие переходы – такая нагрузка в течение нескольких дней может оказаться очень тяжелой даже для физически крепкого взрослого человека. Поэтому стоит задуматься о том, насколько необходимо брать с собой больных или маленького ребенка.

Но главное, конечно, не в уровне комфорта такого путешествия, а в духовной составляющей – в приобщении к православной культуре, в богослужениях и беседах со священнослужителями. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл однажды сказал, что люди, едущие в паломнические поездки, должны садиться в автобусы туристами, а выходить из них паломниками.

Что нужно знать?

Отправившись в паломнический тур, придется соблюдать некоторые правила. Разумеется, женщинам не стоит надевать вызывающую одежду и украшения, а также пользоваться яркой косметикой. При входе в храм женщины должны покрыть голову. Мужчины же, наоборот, обязательно должны снимать головные уборы. Для долгих пешеходных экскурсий лучше взять с собой удобную обувь. Но посещение храмов в спортивной одежде не разрешается.

Фотографирование и видеосъемка ведутся только в местах, где они разрешены. Если правила фото- и видеосъемки в данном храме или монастыре специально не оговорены, все равно лучше попросить разрешения у священника.

Как общаться со священнослужителями?

Подойдя к священнику, поклонитесь ему и попросите его благословить вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую вас, как невидимую руку Христа.

Если вы не знаете имени священника, то можете обратиться к нему просто – «батюшка». Если имя священника известно, можно назвать его, например, «отец Борис». Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону, а вот «батюшкой» его называть не принято. Не принято также распространившееся сейчас обращение к священникам «святой отец».

Куда ехать?

Самые популярные направления паломничества достаточно традиционны. Это в первую очередь крупнейшие и наиболее известные монастыри – Соловецкий, Валаамский, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь. А также древние русские города – Владимир, Новгород, Углич, Суздаль, Ростов Великий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Лавра была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году и на сегодняшний день это одна из самых почитаемых общерусских святынь.

Посмотреть на территории Лавры можно самый древний – Троицкий собор, построенный в 1422-1425 годах. Именно в нем и находятся святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Иконостас храма знаменит иконами, написанными самим Андреем Рублевым. 1559–1585 годы ознаменовались для монастыря тем, что царь Иоанн Грозный повелел построить здесь Успенский собор, возле которого расположена усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи. В окрестностях Лавры в XVIII–XIX веках возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита, в которых жили старцы-подвижники.

Добраться сюда можно поездом с Ярославского вокзала Москвы, автобусом от метро ВДНХ – до города Сергиев Посад. Здесь работают гостиницы «Березка» и «Загорск». Если вы планируете путешествовать группой, то лучше заранее уведомить администрацию Паломнического центра. В монастыре для паломников организовано бесплатное питание. Для того чтобы попасть в трапезную, нужно получить талон, который выдается при наличии паспорта.

Оптина пустынь

Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни, это один из самых известных монастырей нашей страны. Точно время основания Оптиной неизвестно, предположительно XV век. Еще в 1773 году здесь жило всего два монаха. А в конце XVIII века там были уже каменные здания, мельница и угодья. В Оптиной пустыни селились люди, многие годы проведшие в совершенном уединении – «пустынники». В это время Оптина стала одним из главных духовных центров России.

В 1821 году был устроен скит, расположенный за монастырской рощей. Здесь сохранились многие постройки, в том числе домики, где останавливались Гоголь и Достоевский, а также деревянная церковь Иоанна Предтечи, срубленная в 1822 году. Знаменитые русские писатели увековечили Оптину в своих произведениях: Лев Толстой описывал ее в «Отце Сергии», Федор Достоевский сделал старца Амвросия прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».

Как добраться: Калужская обл., г. Козельск (280 км к югу от Москвы). От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров.

Валаам

Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам – это древнейший монастырь Новгородской земли и один из самых почитаемых в России. Дискуссии относительно даты основания монастыря ведутся до сих пор. Церковь ориентируется на X век. Именно тогда на Русь пришло много монахов-миссионеров. А в XIV веке Валаамский монастырь стал «великою честною лаврою».

Posted Пнд, 22/02/2016 - 14:59 by Кэп

В какую точку нашей необъятной страны мы бы не направились - всюду нас встречают колокольни и маковки церквей. Почти у каждой из них своя особая история.
Где-то это белокаменный собор XII века, где-то покоятся нетленные мощи святого, а где-то находится Святой источник с благодатной и целебной водой. Рядом чудотворная икона Божьей Матери или почитаемого святого! А вот совсем новый храм, деньги на постройку которого собирали всем миром.
Кочующие в своих походах побывали во многих интересных и красивых местах былиной святой Руси: от Кавказа до Белого моря!
Расскажем о наиболее известных святынях России.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Преосвященнейший Ферапонт, епископ Костромской и Галичский, а его Наместником - игумен Петр (Ерышалов).

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока московского Симонова монастыря — Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, преодолевая лесные чащобы, болота и реки. Конечное место путешествия было известно Кириллу заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, когда Кирилл дошел до слов: «Странное рождество видевши, устанимся мира и ум на небо преложим», он услышал голос: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовати место, в нем же можеши спастися». Голос этот сопровождался яр-ким светом, проникавшим в окно кельи. Выглянув, Кирилл увидел, что сияние исходит с севера, где находилось Белоозеро. Великая радость охватила Кирилла, ибо понял он, что услышала Пречистая молитвы его.
Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае, особенно интересовало его, есть ли , пригодные для пустынножительства. Фера-понт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты.


Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.
Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.
После преставления преподобного Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения многих заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского.


Кири́лло-Белозе́рский (также Кириллов) монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера. Находится в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания прп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

Взоры путешественников по Волге невольно приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом ее берегу, недалеко от древнего города Ярославля. История основания монастыря переносит нас в далекое прошлое, во времена господства в России татар.
Постоянные междоусобия князей, при которых беспрерывно лилась русская кровь и слабела русская мощь, были причиной того, что над Русью, и в частности над Ярославлем, тяжелым, трудно вообразимым теперь гнетом, на долгие времена легло владычество татар. Громадные полчища кочевников бродили по русской земле, предавая все огню и мечу.
Молчаливая северная летопись редко пускается в подробности, зато на страницах ее слишком часто встречаемся с краткими, но зловещими отметками, в роде, например, того: «и бысть лютое томление», или «пагубу великую (татары) творяху людем»; изредка прорывается вопль негодования, за которым чувствуются страшные, дикие сцены, как например, под 1283 годом: «бе же видети стыдно и вельми страшно ругание от окаянных православному христианству и хлеб нейдяше во уста от страха».
Кроме физических и нравственных мук, жестокое иго татар причиняло русским и громадный духовный вред. Вечный страх воспитывал физического и духовного раба, вечная кровь ожесточала и очерствляла людей. В виду общего позора и гибели пропадала вера и надежда, сменяясь чувством равнодушия или отчаяния. Русский человек мог окончательно огрубеть при вечном виде крови и пожара, мог выродиться духовно, забыть свою честь под татарским гнетом, если бы не оставалось у него сокровища, которое передать врагу он не мог ни за деньги, ни за муки, обладание которым спасало его от нравственной смерти, это - вера его предков, которую он хранил, как единственное наследство, которая ставила непроходимую пропасть между ним, побежденным рабом, и его победителем «поганым татарином, окаянным сыроядцем». «Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злаго и нечестиваго пленения и посечения!»
При таких обстоятельствах совершилось радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны Ярославской. В августе 1314 года при владетельном Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче, в дремучем лесу, среди ночной августовской тьмы, засиял, озаряющий всю прилегавшую страну, свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы, вливавший живительный бальзам веры и упования в исстрадавшееся сердце человека, придававший ему новые силы для перенесения новых страданий. По этому случаю и на том святом месте, избранном Самой Божией Матерью и была основана монашеская обитель. Вот как произошло это замечательное в истории нашей Церкви и приснопамятное в истории Ярославского края событие. Толгский монастырь

Сведения о первых насельницах относятся к 30-ым годам XIX столетия.
Девица Евфимия Герасимовна ОВСЯННИКОВА, прожившая с ранних лет в монашеских кельях г. Кирсанова Тамбовской губернии двадцать лет, вынуждена была приехать вместе с родителями в с. Михайловку Бузулукского уезда, когда те переселились сюда на постоянное жительство. Но в миру она жить не смогла и ушла в Бузулук.
Около нее собралось человек 10 женщин, склонных к иноческой жизни, и, объединившись, стали они выполнять монашеские правила, учить ребятишек грамоте, читать Псалтирь по усопшим, намереваясь устроить женский монастырь.

Где находится, как доехать:
Адрес:
Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Серго, дом 1
Тип монастыря:
женский
Статус:
действующий
Язык богослужений:
церковнославянский
Настоятельница:
Настоятельница — игумения Пантелеимона (Кривенкова)
Престольные праздники:
Тихвинской иконы Божией Матери - Июль 9 [по н.с.]


Святыни:
Икона «Млекопитательница»
ИКОНА апостола Андрея Первозванного с частичкой мощей
Икона вмч. целителя Пантелеимона
Икона прп. Серафима Саровского с частичкой его св. мощей
икона свт. Феодосия Черниговского
икона святителя Николая
Камушек с места страдания мч. Василиска
Крест мощевик
Могилка схимонаха Максима
Святыня из Почаева
Табынская икона Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона Пресвятой Богородиц.

В феврале 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского Иргизский Воскресенский мужской монастырь стал восстанавливать свою былую мощь и красоту.
Здесь затеплилась лампада духовной жизни. 12 февраля 2005 гола в стенах бывшей часовни был отслужен первый молебен, а через три недели, 6 марта - совершена первая Божественная литургия. Тогда же у монастыря появились две старинные святыни: икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя которого освящен возрожденный из руин храм, и икона Пресвятой Богородицы «Троеручица».
В этом обитатели монастыря усматривают Божие благословение на их труд по восстановлению. 7 августа состоялось первое Таинство Крещения. В сентябре на повороте с трассы Балаково-Пугачев, у дороги, ведущей в обитель, был установлен и освящен поклонный Крест.

Сейчас восстановлен и украшается пока единственный храм монастыря, освященный во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, - душа обители. Установлен иконостас с узорчатой резьбой и писаными иконами, одна из которых Тихвинская икона Божией Матери. В 2007 году завершена внешняя отделка храма: установлен купол, крышу и крыльцо украсила все та же узорчатая резьба.

Большая работа ведется по очистке Монашеского озера, по завершении которой на его берегу будет возведена часовня. Уже сейчас спуск к предполагаемой часовне обустроен многоступенчатой кованой лестницей. Но этот спуск к озеру не единственный. Недавно стараниями послушников, которых здесь не так уж и много, через чашу леса была проложена ещё одна дорога, а трудами двух благочестивых мирян в обители появился источник чистой питьевой воды - колодец.

После небольшого ремонта для проживания паломников, которые приезжают сюда для молитвы и для помощи в восстановлении монастыря из разных мест России, стал пригоден двухэтажный келейный братский корпус.
На его первом этаже также расположилась большая зимняя трапезная. Почему зимняя? Потому что в 2007 году была отремонтирована маленькая, уютная летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при устроении берега Монашеского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» 11 июля стало особым событием в жизни монастыря. В 2006 и 2007 годах Божественную литургию в этот день возглавлял Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (до этого Архиерейского служения в обители не было 150 лет). После, перед храмом, перед чтимой иконой Владыка служил торжественный молебен. Последний приезд в обитель стал вдвойне примечательным: Епископ Лонгин совершил первый в новейшей истории обители монашеский постриг.

Двойным праздником в обители также считается Пасха, Светлое Христово Воскресение, в честь которого именуется обитель. Уже по традиции в этот день сюда съезжается множество верующих из Саратова, Самары, Покровска (Энгельса), Балакова, Пугачева и окрестных сел. Кажется, что храм не может вместить всех, но что невозможно человеку, возможно Богу. Первые, ночные часы Пасхи почти у каждого стоящего в храме завершаются принятием Святых Христовых Тайн. А наутро не умолкает колокол, неся пасхальную радостную весть всей окру, Христос Воскрес!

В 2007 году исполнилось 850 лет одной из старейших обителей России - Свято-Боголюбского монастыря, находящегося на территории древней Владимирской земли.
Этот юбилей - особо значимое для нас событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда - из Боголюбова града, Боголюбова монастыря.
В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери - в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города - Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона - первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым после св. равноапостольного великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский.

Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Её иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром - он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14 по н.ст.) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек - Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14 по н.ст.) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.)

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).
Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой).

Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв .

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.
Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны устраивают госпиталь, а после - государственный конезавод.

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня - чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.
В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

Храм расположен на окружающем гору Бештаугорском кольце — сюда очень удобно добираться на автомобиле.
Второ-Афонский мужской монастырь основали в 1904 г. русские монахи с Афона. Обитель заложили на месте, где в древние времена Алании (9 век) существовал византийский храм. После освящения монастыря, состоявшегося 28 ноября 1904 г., сюда заехали более 50 монахов.
Из-за революции 1917 г. и вспыхнувшей в стране гражданской войны многие насельники стали жертвами репрессий, некоторые были просто изгнаны из обители. В 1927 г. Второ-Афонский монастырь окончательно закрыли. В последующие десятилетия он медленно, но разрушался: сначала не стало храма, затем исчезли и остальные постройки. Но несмотря на разорение, люди регулярно собирались на руинах для общей молитвы.

Обитель задолго начала готовиться к торжественному дню. Прежде всего о предстоящем важном событии известили Великого князя Дмитрия Константиновича. К сожалению, он не смог приехать на освящение храма, но ответил поздравительной телеграммой. Накануне праздника монахи встречали именитых гостей. Из пятигорского Спасского собора сюда прибыл крестный ход. И тогда же иеросхимонах Герасим был избран настоятелем Второ-Афонского Успенского монастыря.

Торжества начались 28 ноября 1904 года в 9 часов утра. Все священнослужители собрались в храме. По архиерейскому чиноположению они встретили у входа Преосвященного Гедеона, епископа Владикавказского и Моздокского, а также всех высокопоставленных гостей.
Вокруг новосозданного храма начался крестный ход, который представлял величественное зрелище. Впереди несли хоругви, за ними - иконы и кресты. Следом шествовали 16 священников в светлых облачениях, по два в ряд. Шествие заключал архипастырь, который нес на голове ковчежец со святыми мощами. Их предполагалось вложить в престол новосозданного храма. Также несли миро для помазания престола и антиминса. За архипастырем шли чиновники - парадной форме, по два в ряд.

По общепринятому православному обычаю, крестный ход обошел вокруг нового храма, останавливаясь перед западным входом, где произносилась ектенья, народ осенялся святыми мощами и читалось Евангелие.
Самый волнующий момент наступил, когда Владыка при закрытых вратах храма воскликнул: "Возьмите врата князи ваша! И возьмитеся врата вечные, и внидет Царь славы!" А в ответ зазвучал хор изнутри храма: "Кто есть сей Царь славы?" Дважды повторились эти слова, а затем двери отворились, и крестный ход закончился молитвословием.
Освящение храма началось при пении псалмов. Освятили престол, совершили его водружение, омовение и облачение. В верхнюю часть креста под престолом вложили святые мощи, а под крест - имена благотворителей. Их же записали в синодик для вечного поминовения.

А затем Преосвященный Гедеон торжественно отслужил в храме первую литургию, по окончании которой поблагодарил строителей, ктиторов, благотворителей и посетителей. "Несмотря ни на какие затруднения, - сказал Епископ, - обитель возродилась, и ей теперь, как юному дитяти, нужна постоянная поддержка".
К знаменательному дню освящения новая обитель получила великие благословения от многих обителей Афона и России. Старцы Хиландарской Лавры на Афоне благословили братию иконою Божией Матери "Сладкое целование", Патриарх Иерусалимский - иконою Воскресения Христова; Митрополит у Гроба Господня - образом Успения Божией Матери от Гроба Царицы Небесной; архиепископ Синайской горы Порфирий - иконою Божией Матери и праведной Елисаветы; игумен русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне Нифонт - иконою Великомученика Пантелеимона; игумен русского Андреевского скита - иконою св. Андрея Первозванного; игумен русского Ильинского скита - иконою св. Пророка Илии; старцы братства Афонских обителей - иконою Божией Матери "Скоропослушницы"; настоятель монастыря св. Троицы на Афоне иеромонах Нифонт - иконою Покрова Пресвятой Богородицы; настоятель монастыря во имя Преображения Господня Софоний - иконою Иверской Божией Матери; настоятель пустыни св. Митрофания Фаддей - иконою св. Митрофания Воронежского; настоятель пустыни св. Дмитрия Солунского - иконами Почаевской Божией Матери и Дмитрия Солунского; настоятель св. Богословской пустыни на горе Афон пожертвовал 12 икон большого размера (от 2-х аршин и меньше). Среди них - одна из главных святынь новой обители - древняя чудотворная икона св. Иоанна Предтечи.

Находится одна из главных его достопримечательностей — действующий Свято-Введенский женский монастырь, созданный в 1685 г. и имеющий долгое и славное прошлое. Изначально он обосновался на левом берегу реки Орлик, где был древний Афанасьевский погост.

Ужасный пожар 1843 г. уничтожил все дотла, оставив без крыши над головой двести обитательниц, и монастырь был перемещен на юго-восток Орла.
Открытие его на краю города осуществилось 31 октября 1848 г. В 60-е гг. 19 столетия Введенский монастырь расстроился до 75 келий, освятили надвратную церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери (1865 г.). В 1870 г. возвели из дерева трапезную, открыли больницу, устроили в монастыре богадельню, позже превращенную в девичье училище, еще позже перекрещенную в приходскую Свято-Ольгинскую двухгодичную школу для ста двадцати учениц (бесплатно). Храм (уже каменный) с часовней-усыпальницей в честь Воскресения Словущего выстроили и освятили в 1885 г.
Здесь хранятся православные святыни: список чудодейственной иконы Божией Матери, подаренный в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), частица Древа Животворящего Креста Господня, ковчег и больше пятидесяти икон с частицами мощей святых.
Уже к 1901 г. монастырь стал одной из лучших и оборудованных обителей в России, в которой было 583 человека (монахини, рясофорные, послушницы).


За годы своего существования Свято-Введенский женский монастырь удостоился посещения видных личностей: императриц Елизаветы (1744) и Екатерины II (1787), преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, святого праведника Иоанна Кронштадтского, религиозного писателя Сергея Нипуса.
В послереволюционный период монастырь, как и многие другие, запретили и подвергли разрушению. Частично уцелели церкви Воскресения Словущего, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и две часовни. В послевоенные годы чего только здесь не было: артель, цех, склад, завод резинотехнических изделий, а также в кельях жили простые люди.
В 1993 г. архиепископ Орловский и Ливенский высокопреосвященный Паисий дал свое благословение — и началось возрождение монастыря. Сегодня Свято-Введенский женский монастырь закрыт для посещений, пройти внутрь очень сложно, делать там какие-то съемки вообще запрещено.
Попасть в храм к чудодейственному списку с иконы Божьей Матери Балыкинской можно только во время божественных служб, между которыми храм закрывают. В церковной лавке возле монастыря есть все необходимое.
Здесь хранились и хранятся православные святыни: не сохранившаяся икона Введения во храм Богородицы из города Карачева (17 век), список чудодейственной иконы Божией Матери, подаренный в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), частица Древа Животворящего Креста Господня, ковчег и больше пятидесяти икон с частицами мощей святых.
Монастырь является религиозным просветителем спецбольницы, колоний (женской и детской), детских садов и школ-интернатов, домов престарелых и ветеранов.
Посетив, если удастся, Свято-Введенский женский монастырь, попав в его храм на богослужение, можно почувствовать былое величие и спокойную благостную атмосферу этого старинного места, наводящего на думы о вечном.

__________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.

сайты указанных монастырей и храмов.

Святые места России.

Храмы и монастыри России.

Монастыри и храмы Центральной России.

  • 22078 просмотров

Православные Святые места России. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности России.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Паломничество само по себе - очень логичная вещь: здесь не надо ничего придумывать, достаточно только понять, для чего и куда человек хочет поехать. Ведь подлинное паломничество - не просто поездка «туда и обратно». Паломник не только и не столько путешествует в обычном значении этого слова - он соприсутствует на каком-то личном и необходимом только для него событии. Необходимо, чтобы паломник почувствовал, что все его мысли и стремления совпадают с предстоящим путешествием.

Практические моменты

Как известно, уровень объектов размещения в нашей стране - весьма неравномерный, что напрямую отражается и на выборе гостиниц для паломнических туров по России. Чаще всего они подразумевают проживание в недорогих гостиницах. Но порой оказывается, что таковых в округе просто нет: тогда остаются либо очень дорогие варианты размещения, либо ночлег в монастырях или в «частном секторе».

Один из важнейших практических моментов, который необходимо всегда учитывать - это особенности питания (соблюдение постов, среды и пятницы) и организация литургии. Как правило, время переездов рассчитывается так, чтобы паломники приезжали на место вечером, могли отстоять всенощную и переночевать. А утром - литургия и отъезд. Все программы строятся таким образом, чтобы за путешествие была одна или две обязательные литургии.

Продолжительность путешествия

По продолжительности все паломнические туры по России можно разделить на однодневные (в основном это Подмосковье), «туры выходного дня» и многодневные поездки - в основном от 3 до 7 дней. Максимальное количество дней в туре, как правило, не больше 12. Чаще всего это либо маршруты на теплоходе, либо паломничество в отдалённые регионы России, когда дорога занимает достаточно продолжительное время - например, Екатеринбург , Тобольск и Алтай .

Хороший паломнический маршрут должен быть логичным и полным. К примеру, если паломник решил посетить святые места в окрестностях Екатеринбурга или Тобольска, имеет прямой смысл отправиться в комплексное путешествие, охватывающее все основные святыни Урала .

Вот пример такого маршрута. Переезд от Москвы до Тобольска занимает около двух дней, в зависимости от выбранного поезда. Чаще всего предполагается остановка в Тобольске на 2-3 дня и осмотр близлежащих достопримечательностей. Затем - переезд до Екатеринбурга на автобусе или поезде и осмотр окрестностей города. Кроме того, оттуда недалеко до Перми, где расположен монастырь Белогорье - своего рода «Уральский Афон». Таким образом, в одном путешествии можно объединить Святые места Северного и Центрального Урала, а также «присоединить» к нему весь путь Царственных мучеников на Урале и в Сибири.

Куда и когда ездят

Если делить паломнические туры по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была ещё в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие по Золотому кольцу , Задонск (Липецкая область), Курск и Дивеево (Нижегородская область) и, конечно же, в Северо-Западный регион.

Северо-Запад - это не только Карелия (Валаам и Кижи), а также Архангельская (Соловки) и Вологодская земли , Псков и Великий Новгород . Псков интересен не только Пушкинскими горами и Печорой - кроме них, немало паломников посещает Талапские острова, где жил и служил отец Николай Гурьянов.

Большинство городов, входящих в Золотое кольцо России, неразрывно связаны с историй православия на Руси: в них сосредоточено множество святынь, и практически каждый храм и монастырь является объектом паломничества. Самые посещаемые города - Александров , Сергиев Посад , Переславль-Залесский , Ростов Великий , Ярославль , Углич , Кострома , Суздаль и Владимир .

Кроме того, нужно отметить и такие южные направления, как Ростов-на-Дону , Краснодар и Архыз - за последнее время там было восстановлено и открыто много монастырей. Особое место занимает Алтай , паломничества туда неразрывно связаны с изучением традиций местных жителей.

Какое-то самое благоприятное время для путешествия выделить сложно. Летом ездят везде и на более длительное время - от 3 до 7-12 дней. Осенью и весной, как правило, выбирают сравнительно короткие программы на 2-3 дня. Исключением являются только крупные праздники: тут уж выходные или нет, большого значения не имеет.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Краткий обзор Святых мест Православной России

Все монастыри Русской православной церкви имеют единые принципы организации монастырской жизни. Но также обязательно стоит отметить, что у каждого монастыря - своя история и духовный облик. Наиболее чётко и ярко это заметно в древних монастырях - Кирилло-Белозёрском (Вологодская область), Валаамском (Валаам), Псково-Печорском (Псковская область), Свято-Троице-Сергиевой лавре (Московская область).

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Монастырь расположен на Большом Соловецком острове в Белом море, а скиты и пустыни - на других островах архипелага. Именно географическое положение во многом сказалось на истории развития и судьбе обители. Монастырь являлся своего рода пограничной крепостью: он выдержал осаду ливонцев, шведов и англичан, а с конца 16 века использовался ещё и как место ссылки. После его закрытия в 1920 году здесь были лагерь и тюрьма особого назначения.

Пролетая над Коломной

Святыни монастыря: мощи основателей Соловецких - Зосимы, Савватия и Германа (надвратная церковь Благовещения), частицы мощей многих чтимых святых, мощи преподобного Елеазара Анзерского (Свято-Троицкий Анзерский скит) и преподобного Иова Анзерского (Голгофо-Распятский скит). Праздники обители: Преображение Господне - 19 августа, преподобных Зосимы, Савватия и Германа - 21 августа, Собор Соловецких святых - 22 августа, Собор новомучеников и исповедников Соловецких - 23 августа.

Москва

Монастыри: Свято-Данилов - часть мощей благоверного князя Даниила Московского, Донской - мощи патриарха Тихона, Зачатьевский - икона Божией Матери «Милостивая», Новоспасский - икона Божией Матери «Всецарица», Свято-Покровский - мощи блаженной матроны Московской, Новодевичий - чтимые иконы Божией Матери Смоленская и Тихвинская.

Святыни: мощи праведного Алексия Московского (Мечёва) в храме Святителя Николая на Маросейке, поклонный «Кийский крест» с частицами мощей более 300 святых в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Московская область

Монастыри: Троице-Сергиева лавра, Высоцкий Богородицкий в Серпухове - чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Саввин-Сторожевский в Звенигороде - с мощами преподобного Саввы Сторожевского, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский в Новом Иерусалиме - с частью мощей мученицы Татианы.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Санкт-Петербург

Монастыри: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мощи благоверного князя Александра Невского, Свято-Иоанновский - мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни: мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в храме в честь этой иконы на Зеленецком подворье, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Другие регионы России

Алтайский край: Богородице-Казанский (Коробейниковский) монастырь - чудотворная икона Божией Матери.

Калужская область: Оптина пустынь , Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Свято-Тихонова Успенская пустынь.

Костромская область: Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь.

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Нижегородская область: