Эко с православной точки зрения. Причины негативного отношения. Как церковь относится к крещению ЭКО детей

У кого-то эти проблемы временные, а у кого-то постоянные. Ответом современной медицины сало множество самых различных процедур, которые способствуют зачатию и рождению ребенка в той или иной мере. Но не все они соответствуют принципам и морали Православной Церкви. И здесь вновь поднимается следующий вопрос: «Каково отношение православной церкви к ЭКО-оплодотворению?»

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок - это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Мнение церкви об ЭКО

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь - это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел - убил ребенка с помощью аборта, захотел - купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу . Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, - говорит епископ, - нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей? Усынови сироту , которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной - врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей.

ЭКО: мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви - ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион - это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья - это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих . Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Молитвы о деторождении:

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис - это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой - разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка - это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий - это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения

Шагнувшая далеко вперед медицина изобрела способ, как помочь бесплодной паре. Появилась возможность решить эту непростую ситуацию – экстракорпоральное оплодотворение. Многих, решившихся на этот шаг, волнует отношение церкви к ЭКО – зачатию в пробирке.

Оплодотворение искусственным путем

В древние времена многие религии считали, что бесплодие женщины это наказание либо ей, либо ее семье за греховные деяния. В современном мире продолжают существовать культуры, в которых позором семьи является женщина, не способная стать матерью. Сейчас, конечно же почти никто не обращает внимание на эти предрассудки. Но невозможность зачать малыша, делает несчастными многие семейные пары, иногда даже разрушает брак.

Испробовав все возможные методы лечения от бесплодия, муж и жена решаются на оплодотворение вне женского тела. Невозможность зачать ребенка естественным путем вызывает отчаяние, а ЭКО дает надежду стать матерью и отцом.

Конечно, никто не гарантирует на сто процентов успех данного предприятия с первого раза. Нередко пары делают попытки до пяти раз, дожидаясь долгожданной беременности. Для многих процедура ЭКО – слишком дорогое удовольствие, да и ее не назовешь безобидной для женского здоровья.

Но, не обращая внимания на отрицательные моменты, мужчины и женщины готовы изыскивать средства, преодолевать разочарования, подвергать определенным рискам свое здоровье, лишь бы достичь желаемого результата.

Показания к проведению

Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?

  • Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
  • Полное отсутствие труб матки.
  • Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
  • При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.

Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.

Что думает церковь об искусственном оплодотворении?

Популярность оплодотворения искусственным способом набирает обороты. Причиной этого является репродуктивная патология с невозможностью иметь детей, распространяющаяся невероятно быстро. Статистические данные указывают следующее, что из семи супружеских пар одна сталкивается с данной ситуацией.

Разрешает ли церковь православным христианам обращаться за помощью к медикам, чтобы зачать малыша таким образом? Если зачатие вне женского тела делает счастливыми огромное количество пар, тогда почему церковь, мягко говоря, не приветствует такой способ рождения детей? В Основах социальной концепции православной церкви прописаны два метода воспроизводства потомства:

  • Искусственное оплодотворение.
  • Экстракорпоральное оплодотворение.

С нравственной стороны первый способ, как считает церковь, допустим. Второй – нет. Заминка состоит в следующем. Термин «искусственное» не конкретизирован. Здесь имеется в виду любая возможность зачатия неестественным путем. А ЭКО обозначает конкретно обозначенную методику оплодотворения не естественным способом. Такая некорректная терминология вызывает массу споров и мнений.

Пастыри истолковывают написанное в концепции субъективно, чем ставят под угрозу человеческие судьбы. Церковь допускает оплодотворение яйцеклетки искусственным путем, когда половые гаметы мужчины подсаживаются катетером непосредственно в матку. Это так называемая искусственная инсеминация. Она, по мнению церкви, не кардинально отличается от природного зачатия, не ломает целостность брака и происходит в рамках семейных взаимоотношений.

Причины протеста церкви против ЭКО

Об ЭКО в Концепции говорится следующее: недопустимым с нравственной стороны являются любые разновидности оплодотворения вне женского тела, при которых происходит заготовка, консервирование, и преднамеренное удаление «лишних» эмбрионов. Церковью осуждаются аборты именно из-за признания за эмбрионом человеческого достоинства. Все перечисленные манипуляции с «материалом» это тяжкий грех.

Некоторые члены церкви полагают, что человек, решившийся на экстракорпоральное зачатие, несет моральную ответственность как за «лишние», так и за подсаженные в матку зародыши в случае несостоявшейся беременности или их гибели внутри женского организма. Внедрение зиготы в маточную полость снаружи выглядит как научный эксперимент: получится – не получится.

Но врачи и потенциальные родители не берут во внимание тот факт, что эти эксперименты проводятся с живыми эмбрионами, являющимися крошечными людьми. Цена таких мероприятий – жизнь человека, поэтому церковь против ЭКО.

Судьба человеческих эмбрионов

Постоянной величиной, не зависящей от времени, социального происхождения, расовой и религиозной принадлежности, является цена жизни человека. Человеческое начало идет с момента его зачатия. Со стороны моральных норм положение эмбриона стоит на другой ступеньке, чем любая другая ткань, орган или часть человеческого тела.

Зародыш не может быть составляющим элементом женского тела. Это отдельный, целостный организм в самом начале своего человеческого развития. Судьба эмбрионов один из главных вопросов, поднимаемых в процессе ЭКО. Вот два из них:

  • Проблема ликвидации «ненужных, лишних» эмбрионов (в случаях, когда супруги не хотят иметь сразу нескольких детей).
  • Криоконсервация зародышей (оставшиеся, неиспользованные эмбрионы сохраняются в жидком азоте).

О присутствии нравственных сложностей у докторов и тех, кто обратился к ЭКО, свидетельствует ряд вопросов, возникающих между сторонами: хранить ли далее «материал», когда будет возобновлено внедрение замороженных зигот, не возражает ли пара против пожертвования зародышей для исследовательских мероприятий и на усыновление другим людям, может быть нужно утилизировать эмбрион? Весь этот перечень вопросов далеко небезупречен с точки зрения нравственности.

Получается, что человек на самой первой стадии развития становится экспериментальным объектом. А Православная Церковь неразделима в утверждении, что душа человека появляется в момент его зачатия. Отсюда и негативное отношение религии к экстракорпоральному оплодотворению.

Что еще отрицает церковь?

Недопустимым, с точки зрения церкви, является донорство гамет. Такие манипуляции, допуская вмешательство других лиц, попирают единство личности и неповторимость брачного союза. Помимо этого, донорская практика, заведомо предрасполагает мужчину и женщину к безответственному отношению к чаду, родившемуся не «плоть от плоти».

Казалось бы, то, что должно было объединить мужа жену, наоборот ставит под угрозу их взаимоотношения. Это связано с тем, что у родившегося ребенка существуют биологические родители. Что касается ребенка, то его рождение от донора, лишает права расти с настоящими, биологическими отцом и матерью. Вынашивание другой женщиной оплодотворенной яйцеклетки, так называемое «суррогатное материнство», является по церковным законам антиморальным и не естественным.

Данная методика ломает духовную и эмоциональную связь младенца с матерью в период его вынашивания. Происходит психологическое травмирование и женщины, и малыша. Малышу передаются душевные волнения чужой женщины — «суррогатной матери». Поэтому, в момент его передачи истинным родителям, ребенок переживает колоссальный стресс.

Эти методики рождения детей нравственно неприемлемы в православии. Если один из супругов не способен к воспроизводству потомства, а методы медицины для лечения бесплодие не дают положительных результатов, им необходимо смириться и принять данный факт как определенное жизненное дарование. Так говорят пастыри. К их рекомендациям относится возможность семьи усыновить ребенка по их обоюдной договоренности.

Дети ЭКО

Священнослужители, рассуждающие категорично и нежелающие признавать прогрессивные медицинские методики, иногда принимают доходящие до абсурда решения. Имеется в виду отказ крестить детей, родившихся при помощи ЭКО. Во внимание не берутся даже обстоятельства, из-за которых мужчина и женщина решились на этот шаг.

Родителям таких деток не стоит паниковать и отчаиваться. Выход очень прост, нужно обратиться в другой храм. Дело в том, что святой отец не имеет права отказывать в таинстве крещения по причине его осуждения поступков взрослых людей. Как говорится в Библии, каждый человек лично несет ответственность за свои деяния. Дети не могут отвечать за поступки родителей, а родители не могут быть наказаны за детей. Церковь правомочна требовать от отца и матери покаяния до того, как состоится крещение ребенка ЭКО.

Малыши, рожденные таким способом, в обязательном порядке принимаются в церковное лоно. Их не только крестят, но и соборуют, разрешают причащаться и исповедоваться. По-большому счету, ребенок ЭКО точно такой же, как и его сверстники. По мнению священнослужителей, эти дети вместе с родителями должны посещать храм как можно чаще.

Каждый человек должен понимать, что бесплодие имеет свою первопричину, как и любое другое заболевание. Жизненный уклад и мышление являются определяющими этой проблемы. Вполне логично, что для того, чтобы пройти этот «экзамен» нужно ввести в свою жизнь неотемлемые составляющие.

  • Исцелить не только душу, но и тело помогает исповедь и причастие христовых таинств.
  • При любых недугах помогает церковное таинство соборование.
  • Парам, состоящим в гражданском союзе, рекомендуется заключить брак на небесах, то есть повенчаться.
  • «Бесчадие», советует церковь, нужно лечить и традиционными и народными способами.
  • Также чудодейственной силой обладают молитвы. Достичь желаемого результата помогают молитвы, идущие от души, чистосердечные, с определенными эмоциями и страстностью. Особенно ценится молитва от бесплодия, читаемая в храме с коленопреклонением.

Хорошо, когда дома есть образ от бесчадия: Икона Моденская, Милостливая, Федоровская и Грузинская икона Божьей Матери. Женщинам, пришедшим в храм нужно знать где расположена икона, помогающая от бесплодия, ставить перед ней свечи и читать молитвы. К таким иконам относят: «Взыграние младенца», Богородица «Млекопитательница», «Нечаянная радость», «Целительница», икона Серафимо-Дивеевская.

Нужно обращаться к своему ангелу-хранителю, который есть у каждого человека. Просить у него помощи и поддержки. Помочь в попытках зачать малыша должны и святые. Это праведные Анна Пророчица, Матрона Московская, Ксения Перербуржская, святой мученик Ипатий, отрок Иоанн Киево-Печерский. Но, в самую первую очередь, церковь советует обращаться к Богу. Именно Бог дает человеку жизнь.

Отношение других религий к ЭКО

В Исламе отношение к экстракорпоральному оплодотворению, в целом, положительное, при условии соблюдения некоторых условий:

  • Нельзя использовать донорские клетки.
  • ЭКО должно проводиться исключительно в семьях с официально узаконенными отношениями.
  • Запрещено уничтожать эмбрионы, которым больше трех месяцев.

Согласно Шариату, продление рода - это благословенье свыше, поэтому приветствуется лечение бесплодия. Грехом считается нежелание иметь детей парами, способными решить проблему с деторождением.

Буддизм является одним из самых демократичных в вопросе экстракорпорального зачатия. Здесь приветствуется рождение детей. Зачатых любым способом. Пары, родившие или усыновившие ребенка, получают свыше благословение. По будистским законам нужно любыми путями спасать эмбрионы, тем самым продлевая род человеческий.

Иудеи, согласно семейным заповедям, обязаны рожать сыновей и дочерей. Каким способом произошло зачатие для них не имеет никакого значения. Также не принципиально и то, кто выносил малыша.

Однако существуют определенные ограничения при выборе суррогатной матери. Женщина перед проведением процедуры должна побеседовать с раввином и получить божье благословение. Помимо этого государство Израиль возмещает все расходы по оплодотворению искусственным способом.

Подводим итоги

Проанализировав разные аспекты экстракорпорального оплодотворения, можно подвести следующие итоги. Православная Церковь допускает использование данного способа для зачатия ребенка. Исключением являются несколько абсолютно неприемлемых моментов:

  • Выращивание и умерщвление «лишних» зародышей.
  • Вынашивание младенца суррогатной матерью.
  • Донорство гамет (третье лицо в браке).

Но процедура ЭКО возможна и без вышеперечисленных действий. Таким образом не возникает нравственных противоречий. Если муж и жена решили прибегнуть к искусственному оплодотворению, они должны не отступить от следующих правил:

  1. Использовать только свои половые клетки (никакие другие лица не должны принимать в этом участие).
  2. Имплантировать все полученные эмбрионы исключительно биологической матери.
  3. Не замораживать и не утилизировать зародыши. Все они должны имплантироваться. Для этого нужно создавать не более трех зигот.

Стоит отметить, что в случае с эмбрионами, криоконсервация не допустимав. А замораживание половых клеток считается абсолютно нормальной процедурой. А как же быть с «лишними» зародышами, которых родители оставили на заморозку и в последствие их не имплантировали? По мнению священников, эти эмбрионы можно отдать для усыновления парам, у которых не может быть собственных детей.

Имеется в виду не суррогатное материнство, а усыновление будущего малыша выносившей его матерью. Зародыш приобретает статус усыновленного. В то же время мать, вынашивающая плод, и ее муж могут насладиться всеми радостями, которые несут беременность и роды.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: если дополнительные репродуктивные методики способны оказать помощь бездетной семье, обоснованным и уместным будет использовать такую возможность. Высокий уровень проводимых процедур вполне способен предотвратить развитие «лишних» эмбрионов, а также их усыновление. Поэтому обратиться к этим процедурам, при условии соблюдения критериев этики и нравственности, не будет считаться грехом и может быть вполне оправдано.

Многие верующие не сразу соглашаются на ЭКО, их интересует отношение церкви к ЭКО в России и других странах.

Издавна бесплодие, по мнению религии, считалось не медицинской проблемой, а своеобразным божественным наказанием за совершённые грехи. Во многих религиях принято думать о бесплодных женщинах, как о грешницах, которые только позорят семью. Люди давно забыли про такие предрассудки, но проблемы с началом беременности не исчезли, а их стало гораздо больше! Иногда они способны полностью разрушить брак.

Существуют различным методы, которые помогают при бесплодии, но никто не может гарантировать, что хотя бы один из них сработает. По этой причине многие семейные пары обращают своё внимание на экстракорпоральное оплодотворение.

Но нельзя думать, что медицина достигла такого уровня, что . Экстракорпоральное оплодотворение дорогая процедура, но спрос на него велик, ведь дети — это то, на чём люди не экономят.

Показания

Основные ситуации когда паре показано ЭКО:

  1. Непроходимость маточных труб. В этом случае шанс встречи яйцеклетки с мужской гаметой равен нулю.
  2. Отсутствие маточных труб. Они могут быть удалены по причине наличия каких-либо заболеваний.
  3. Эндометриоз.
  4. Гормональные нарушения. При гормональных нарушениях может произойти прерывание беременности.

Как вы могли заметить, перечисленные причины относятся именно к женщинам. При мужском бесплодии проблема заключается в количестве полноценных сперматозоидов. Сидячая работа и отсутствие физической нагрузки негативно влияет на мужское здоровье.

Мнение церкви об ЭКО

По недавним данным примерно каждая 7 пара страдает бесплодием. Что же считает православная церковь относительно экстракорпорального оплодотворения? Православие совершенно не признаёт данный метод. Если искусственное оплодотворение церковь ещё может как-то принять, то от экстракорпорального священнослужители даже не рекомендуют, а заставляют отказываться.

По мнению церкви, искусственное оплодотворение приемлемо, потому что брак не нарушается, а ребёнок развивается в женщине.

Введение мужских сперматозоидов женщине, принято называть . Она не сильно отличается от обыкновенного зачатия, поэтому священнослужители вполне принимают и детей, рождённых таким способом.

Почему ЭКО отрицается

В «Концепции» содержится подробная информация о том, что недопустимым оплодотворением считается именно то, которое по каким-либо причинам происходило вне тела женщины. Также к причинам неприятия метода стоит отнести заготовку, удаление, а главное — консервирование эмбрионов, что с этической стороны недопустимо.

Ещё одно мнение, существующее у представителей православной религии, суть которого заключается в ответственности, ложащейся на пару в результате появления лишних эмбрионов. Осуждение происходит и в тех ситуациях, когда в матку женщины были подсажены живые зародыши, но в результате они погибли.

Проблема, связанная с зародышами, очень часто поднимается во время споров об ЭКО, так как они являются целостными и, как вы могли понять, не имеют вообще ничего общего с телом матери. Православная церковь против экстракорпорального оплодотворения также и из-за следующих операций с зародышами:

  • ликвидация «лишних» эмбрионов;
  • консервация, происходящая с использованием жидкого азота.

Ещё доктор задаёт вопросы о пожертвовании парой зародышей для проведения различных исследовательских мероприятий или же обыкновенного усыновления другими парами. Дело в том, что далеко не у всех поднимается рука на утилизацию эмбрионов, что приводит к проведению экспериментов на зародышах.

Сразу стоит обсудить и дополнительный вопрос, касающийся донорства гамет и прочих ограничений, выставляемых религией. Манипуляции такого рода запрещены по причине того, что они порочат брачный союз, так как в процесс могут вмешиваться сторонние лица. Таким образом, попирается и единство личности. Также, по мнению священнослужителей, донорская практика ведёт только к тому, что пара не будет любить чадо сильно, так как оно появилось не «от плоти».

Такое мнение можно считать ошибочном, потому что любой ребёнок только объединяет семьи, заставляя их вкладывать в ребёнка силы и заботу. Также церковь не принимает вариант рождения ребёнка от донора, потому что он будет полностью лишён общения с его настоящими родителями.

Когда женщина, на относящаяся к рассматриваемой супружеской паре, вынашивает для них ребёнка, считается крайне аморальным. Церковь старается пресекать такие ситуации. Представители церкви объясняют это тем, что малыш должен иметь определённую связь с матерью для того, чтобы черпать от неё эмоции и то прочее, что очень важно для его развития. А когда малыш имеет духовную связь и получает эмоции от чужой женщины, он не может считаться ребёнком пары, обратившейся за услугой суррогатного материнства.

Обе описанные методики никак не принимаются православием. Но не стоит забывать и про единственный вариант, который одобряется церковью — усыновление.

Обращение с детьми, появившимися при помощи ЭКО

Стоит отметить абсурдные решения обыкновенных священнослужителей относительно детей, которые были рождены благодаря ЭКО. Иногда их, например, просто отказываются крестить. Представители православия практически никогда даже не берут в расчёт причины, из-за которых пара и прибегла к подобным методам решения проблемы с бесплодием.

Если вам даже откажут в одном храме, но вы всё равно захотите крестить ребёнка, то можете смело обращаться в другой. Потому что в проблеме виноват не ребёнок, а его родители, которые и решили прибегнуть к подобному методу. Даже в Библии сказано, что люди несут сами ответственность за все совершённые действия. Нельзя наказывать детей за те ошибки, которые в своей жизни совершили взрослые! Но необходимо понимать, что представители церкви имеют право попросить родителей ребёнка покаяться в совершённом, но процесс крещения всё равно состояться должен.

Церковь, несмотря на полное отрицание экстракорпорального оплодотворения, обязательно примет любого малыша, рождённого «в пробирке». Он сможет и исповедоваться, и причащаться. В глазах священнослужителей ребёнок точно не будет отличаться от его сверстников, рождённых традиционным способом, но таким детям рекомендуется как можно чаще посещать храм.

Бесплодие, по словам представителей церкви, имеет основную причину, с которой и нужно бороться. Они говорят, что мышление и жизненный уклад — это именно то, что составляет основу данной проблемы. Члены православной церкви рекомендуют воспользоваться следующими советами, которые, по их мнению, помогут победить бесплодие и завести детей:

  • Причастие христовых таинств, а также важная исповедь — это именно то, что поможет исцелить душу человека, а также его тело со всеми функциями и возможностями, в которые входит рождение детей.
  • Соборование — это ещё один метод, к которому рекомендуют прибегнуть священнослужители.
  • Заключение брака на небесах также поможет достичь некоторых результатов в постоянной борьбе с бесплодием. Речь идёт именно про венчание.
  • Лечение бесплодия также входит в советы церкви, причём в него должны входить и народные средства.
  • И последней рекомендацией, про которую иногда забывают, являются постоянные молитвы, при помощи которых происходит обращение к богу. Молитвы обязательно должны идти от души и от сердца. Представители церкви считают наиболее эффективной , но читаться она должна во время службы в храме и с обязательным коленопреклонением.

Также стоит преобрести образ, защищающей от невозможности иметь детей (от бесчадия). За помощью с выбором обратитесь к священнослужителям. Что же касается самого прихода в храм, то женщины обязательно должны ставить свечи перед иконой, которая помогает справиться с бесчадием.

Последним советом от представителей церкви можно считать тот, суть которого заключается в постоянных обращениях к ангелу-хранителю человека, у которого необходимо просить помощи в борьбе со страшным заболеванием. Но данный вариант считается только дополнительным, так как жизнь даёт именно бог и только он имеет право наградить семейную пару возможностью иметь детей.

Что в других религиях думают про ЭКО?

Говоря про отношение церкви к ЭКО, каждый человек должен понимать, что стоит рассматривать не только православную церковь. Рассмотрим основные религии, а также их мнение об экстракорпоральном оплодотворении.

Ислам

Ислам — это одна из наиболее распространённых религий в России, но мнение об ЭКО у её представителей сильно отличается от православного. Представители исламской церкви положительно относятся к такому оплодотворению, но только при соблюдении трёх важных условий:

  1. Ни в коем случае нельзя применять донорские клетки.
  2. Пары, которые решаются на ЭКО, должны состоять в законных отношениях (состоять в государственном браке).
  3. Эмбрионы, срок существования которых превышает 0,25 года, не должны уничтожаться.

Представители исламской церкви также утверждают, что все должны стремиться к продлению своего рода, даже посредством лечения бесплодия. А люди, которые не хотят заводить детей, серьёзно грешат.

Буддизм

Данная религия ещё более лояльно относится к ЭКО, точнее сказать, экстракорпоральное оплодотворение тут даже является одним из советов, который можно получить в церкви. Буддисты рады любым детям вне зависимости от способа их рождения, в любом случае родители получат полное благословение. А любые эмбрионы должны быть спасены, ведь только так можно продлить род.

Иудаизм

Церковь не ограничивает родителей в выборе способа, будь то ЭКО, суррогатное материнство или же искусственное оплодотворение. Единственное существующее ограничение касается суррогатного материнства. На самом деле значения не имеет даже процесс выбора женщины. Важна только её беседа с представителем церкви. Дело в том, что она обязательно должна получить божье благословение, чтобы рождение ребёнка прошло успешно.

Итог

Православная церковь не одобряет метод, суть которого связана с экстракорпоральным оплодотворением. А особый грех заключается в использовании одного из следующих методов:

  • прибегание к суррогатному материнству;
  • выращивание, а также убийство зародышей;
  • наличие донора гамет.

Не допустима консервация зародышей, что не относится к половым клеткам мужчины. Лишние зародыши наиболее этично было бы отдать другим семьям, которые также желают завести детей, таким образом, происходит процесс усыновления, который церковь считает абсолютно нормальным.

Проблема экстракорпорального или искусственного оплодотворения является актуальной для верующих. Дело в том, что православная церковь во многих случаях считает, что искусственное оплодотворение - это грех. Разберемся, так ли это на самом деле и можно ли верующему человеку применять такой способ зарождения новой жизни.

Православная церковь рассматривает искусственное и экстракорпоральное оплодотворение со стороны моральности и соответствия основным церковным заповедям. Отношение к искусственному оплодотворению, мягко говоря, является неоднозначным. Если зачатие вне тела делает женщину счастливой, то почему бы не разрешить ей такое зачатие?

Церковь полагает, что зарождение жизни таким образом вполне допустимо. Но вот методы экстракорпорального зачатия она считает нравственно недопустимыми с православной точки зрения, грехом. Допускается только оплодотворение, когда гаметы подсаживаются в матку. Это, как считают духовные проповедники, максимально приближает оплодотворение к природному зачатию и не ломает семейных устоев.

При зачатии экстракорпоральным ЭКО происходит донорство гамет, а поэтому такое оплодотворение церковь считает неправильным, грешным. Дело в том, что это допускает вмешательство третьих лиц, нарушает единство брака, его неповторимость. Более того, мнение отдельных проповедников состоит в том, что ребенок, родившийся от донора, лишен права расти и воспитываться с биологическими отцом, матерью.

По тем же причинам отрицается и суррогатное материнство. Считается, что во время вынашивания ребенку передаются все эмоции суррогатной матери. Малыш переживает чудовищный стресс, когда попадает в руки истинных родителей.

Позиция православной церкви

В концепции Русской православной церкви есть раздел, который прямо относится к искусственному оплодотворению. Считается, что этот грех угрожает духовной целостности человека, сущности взаимоотношений между людьми.

Считается, что возможность иметь детей - это желаемый плод супружества, но далеко не его цель. Некоторые способы зарождения жизни могут считаться несовместимыми с волей Творца. Если случается, что муж или жена не могут иметь детей по каким-либо причинам, а технологии искусственного оплодотворения не приносят ожидаемого результата, то в таком случае надо принять бездетность как жизненное призвание. Пастырь может посоветовать удочерить или усыновить ребенка.

Допустимо оплодотворение гаметами мужа. В первую очередь, речь идет о способе ИКСИ, когда происходит введение сперматозоида в яйцеклетку. Этот способ не нарушает супружеских основ семьи.

Что делать в случае многоплодной беременности? Церковь считает ее нормальной, если при оплодотворении использовались гаметы мужа, а не третьих лиц.

Когда церковь одобряет ЭКО

Многих женщин интересует, когда одобряется ЭКО, не считается грехом и как церковь относится к искусственному оплодотворению, если оно было проведено с помощью такой процедуры. Отношение к экстракорпоральному оплодотворению бывает положительным лишь в том случае, если осеменение не нарушает целостность и моральные нормы брака.

То есть, парам, у которых нет детей, можно применять подобный способ забеременеть только с использованием клеток мужа. В таком случае прикрепление эмбриона к слизистой матки практически ничем не отличается от естественного оплодотворения. Конечно же, если у мужа имеются тяжелые патологии, нарушающие состав спермы, или по каким-либо причинам в ней нет сперматозоидов, то ЭКО не используется.

Когда церковь относится к ЭКО отрицательно

Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.

  1. Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии - это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство - а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
  2. Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
  3. Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
  4. Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
  5. Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.

Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.

Крещение детей рожденных в результате ЭКО

Отдельные служители культа могут отказывать в крещении тех детей, которые были рождены в результате искусственной инсеминации. Но мнение православной церкви относительно этого вопроса едино: дети должны быть крещены, каким бы методом они ни были рождены.

Отказ в проведении обряда крещения таких детей неверен и аморален. Согласно учению православной церкви и Библии, дети не могут нести ответственность за деяния своих родителей. И отказ крестить ребенка рассматривается как угроза православной вере и нарушение прав самого ребенка.

Все это говорит о том, что верующим женщинам надо сознательно подходить к процедуре искусственного оплодотворения. У нее есть возможность поговорить со священником и задать ему все интересующие вопросы.

Демченко Алина Геннадьевна

Время на чтение: 2 минуты

Ухудшение экологии, условий жизни и возникновение новых вирусных инфекций сделали свое дело. Если еще 50-60 лет назад практически не было бесплодных семей, то теперь это массовое явление не только у нас, но и за рубежом. Все бы ничего, ведь ученые создали вспомогательные репродуктивные технологии, способствующие зачатию, но тут возник другой вопрос: Как церковь относится к эко?

Отношение различных конфессий

Отношение церкви к ЭКО странное, ведь любое вмешательство в дела Господа под запретом, но, с другой стороны, если это укрепляет семью и веру в Бога, то почему бы и нет? Спорное отношение к “ребенку из пробирки” побудило многих в религиозном мире столкнуться с этическими проблемами, поднятыми новыми репродуктивными технологиями
Стандартному пониманию отношений между сексом и рождением бросили вызов прежде не предполагаемые методы зачатия. Многие конфессии считают, что такие способы разрушают брак, ведь ребенка можно просто «купить». Особенно страшно это стало теперь, когда многие страны разрешили однополые браки и хотят разрешить таким парам усыновлять детей или, в случае лесбийской пары, воспользоваться донорской программой для зачатия.
Эмоциональные потребности людей, которые стремятся иметь детей и не имеют никакой надежды на это, кроме как с использованием этих процедур, также вынудили богословов вновь исследовать традиционные доктрины. Тем более их поддерживают многие специалисты по этике, считая, что применение репродуктивных технологий безнравственно, ведь внимание людей должно быть направлено на предотвращение нежелательных рождений, на усыновление детей и на улучшение здоровья всех младенцев.

Православие

Православная церковь считает что технология экстракорпорального оплодотворения- это грубое вмешательство в тайну рождения ребенка. Если Господь не посылает нам детей, то это значит, что мы должны обратиться к нему с молитвами, благотворительностью и т.д. Господь проверяет родителей относительно того, готовы ли они принять ребенка как подарок Бога, а не как «продукт» медицинских технологических инноваций. Почему церковь против эко? Основной причиной негативного отношения к ЭКО является гибель эмбрионов во время процедуры. Экстракорпоральное оплодотворение противоречит основам церковной жизни: «При использовании технологии ЭКО эмбрионы проходят лечение как объекты, в частности, могут быть сохранены или уничтожены, что недопустимо». Церковь всегда считала эмбрион человеческим существом, имеющим душу, и его убийство является неприемлемым. Лечение бесплодия способом ЭКО между супругами Русская православная церковь условно «разрешает», полагая, что это вариант естественного зачатия. Однако РПЦ выступает против ЭКО для суррогатного материнства, донорских яйцеклеток и спермы. Особенно настораживает церковь тот факт, что многие знаменитые люди не хотят рисковать своим здоровьем и фигурами, а просто приобретают детей путём суррогатного материнства (Пугачева и Галкин, Филипп Киркоров и т.д.). Настоятели волнуются и надеются, что этот способ не войдёт в обычную практику.
Кроме этого не стоит забывать, что церковь считает тело человека «сосудом», а такие процедуры его разрушают и неизвестно какими последствиями в будущем обернется попытка стать матерью.
Как относится к запрету обычный народ? Практически никак ведь если женщина искренне поблагодарит за это Бога, он услышит ее молитвы и простит. Дети, рожденные в результате процедуры ЭКО, допускаются к крещению только после того, как женщина (мать) исповедуется и причастится. В православной церкви к детям допускаются поблажки, ведь они не несут ответственность за грехи родителей.