Е в вучетича монументальная скульптура. Вучетич евгений викторович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908, Екатеринослав - 1974, Москва), скульптор, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).


Родился в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1926-1931 гг. учился в Ростовском художественном училище, в 1931-1933 гг. - в Ленинградской Академии художеств. Член ВКП(б) с 1943 г. Портретист и монументалист.

В героико-символических, подчас гипертрофированно монументальных образах стремился отразить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Им создана целая галерея скульптурных портретов Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев войны и труда.

Автор многих крупномасштабных скульптурных композиций, в том числе: мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1949); мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде (1967). Среди других произведений - портрет генерала армии И.Д. Черняховского (1945); памятник В.И. Ленину во Львове; памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянке (1958 г., сброшен народом с пьедестала в сентябре 1991); скульптура «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке (1957 г., подарена ООН).

Вучетич - создатель самого грандиозного памятника Сталину в СССР на Волго-Донском канале (1951 г.; снесен в период десталинизации). В докладе на закрытом заседании XX съезда партии (1956) Н.С. Хрущев возмущался, что постановление Совета Министров о сооружении этого монумента, на который пошло 33 тонны меди, не считая других материалов, подписал лично Сталин.

За заслуги перед родиной Вучетич был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). В честь Вучетича названа одна из улиц Москвы.

Публицистическая статья Вучетича «Внесем ясность» по поводу оценки сталинской эпохи подверглась резкой критике со стороны К. Симонова (Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6).

Ася Вучетич

Руководитель творческой группы агентства BBDO Moscow

Обычный день Аси Вучетич

Я живу далеко от офиса, в Крылатском, поэтому реально очень долго еду - и полтора, и два часа бывает. Нормальный московский стиль: уже можно до Берлина долететь, а я только на работу приезжаю. К тому же ранее утро - единственная возможность сделать какие-то свои дела, например, заскочить в оптику.

Начало рабочего дня

О начале рабочего дня в BBDO Moscow напоминает даже надпись на дне наших офисных кружек. Опаздывать у нас не принято, но, с учетом пробок, конечно, бывают разные ситуации…

Обычный день, как у всех в BBDO Moscow: «The work, the work, the work». Иногда успеваешь кофе выпить, иногда - нет. В некоторые дни сидишь перед компьютером и рисуешь, в другие - ездишь на встречи, в третьи - на съемки, но сейчас это бывает не так часто.

К 19.00 работа должна закончиться, но так бывает, конечно, не всегда. К тому же у меня есть и другие занятия. Например, вот уже два года мы делаем проекты со студентами Московской школы кино, за что я очень благодарна куратору режиссерского факультета Алексею Попогребскому.

Если есть возможность, вечером еду в бассейн. Не всегда получается, правда, но стараюсь.

Ну и как же обойтись без встреч с друзьями?! Мы общаемся много, часто и по самым разным поводам. Вот сейчас не смогли купить билет на концерт LP в Москве, разозлились и слетали на концерт в Берлин.

Евгений Викторович Вучетич, дед
(1908, Екатеринослав - 1974, Москва)

Советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств СССР в 1970–1974 годах. Один из создателей стиля сталинского классицизма. Автор таких монументов, как «Родина-мать зовет» (Волгоград, Мамаев круган), «Перекуем мечи на орала» (Нью-Йорк), «Воин-Освободитель» (Берлин), памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянской площади в Москве и др.

В 1931–1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств.

В 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

В 1940 году назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Дослужился от рядового до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работал военным художником Московской СВХ имени М.Б. Грекова (до 1960 года).

В октябре 1948 года Евгений Вучетич назначается главным скульптором ВСХВ (сегодняшняя ВДНХ).

В память о выдающемся скульпторе в его честь была названа улица на севере Москвы, где располагалась художественная мастерская Вучетича.

Георгий Натансон, дед

Известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург

Георгий Григорьевич Натансон (родился 23 мая 1921, Казань) - известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург. Народный артист Российской Федерации (1994), Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Среди его работ фильмы «Москва, я люблю тебя!» (2010, новелла «Письмо бабушке Уйне»), «Взбесившийся автобус» (1990), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988), «Валентин и Валентина» (1985), «Посол Советского Союза» (1969), «Еще раз про любовь» (1968), «Старшая сестра» (1966), «Шумный день» (1960) и др.

В 1939 году Георгий Григорьевич окончил московскую среднюю школу № 12 и поступил во ВГИК. В 1941 году ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату, куда уехала и вся семья. В 1944 году окончил режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Льва Кулешова и Александры Хохловой.

В начале творческого пути работал на киностудии «Мосфильм» в качестве ассистента режиссера, а позже второго режиссера у таких классиков, как Иван Пырьев «Секретарь райкома» (1942) и «В шесть часов вечера после войны» (1944), Александр Довженко «Мичурин» (1948), Александр Птушко «Садко» (1952), Борис Барнет «Аннушка» (1959), Андрей Тарковский «Иваново детство» (1962).

В 1956 году совместно с Сергеем Образцовым поставил сатирическую картину «Небесное создание», отмеченную Гран-при на Международном кинофестивале в Венеции.

Экранизацию пьесы Алесандра Володина «Старшая сестра» (1966) с участием Татьяны Дорониной, Инны Чуриковой, Натальи Теняковой, Виталия Соломина посмотрели 22,5 миллиона зрителей. На декаде советских фильмов в Риме и Милане эта картина пользовалась самым большим успехом, а в СССР Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой года.

Георгия Натансона не зря называют «открывателем звезд»: именно у него впервые снялись Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Наталья Егорова, Александр Домогаров, Марина Зудина, Анна Тихонова.

В последние годы режиссер снимает в жанре документального кино. Живет и работает в Москве.

«Старшая сестра» (сцена «Доброе слово и кошке приятно»), 1966, режиссер Г.Натансон

Связь поколений

Оба моих дедушки - великие люди. Евгений Викторович Вучетич ушел из жизни в 1974 году, когда я была очень мала, пообщаться мы не успели, о чем жалею страшно. Собственно, от него мне досталась только фамилия и, наверно, какие-то способности, потому что рисую я с детства, и желание такое было, как себя помню. Второй дедушка, Георгий Григорьевич Натансон, - это важная и неотъемлемая составляющая моей жизни. Большая часть моего детства прошла на съемках, на «Мосфильме». И хотя дедушка не вел со мной какой-то педагогической деятельности, не водил в зоопарк или куда-то еще, он привил мне очень многое - умение дружить, любовь к путешествиям, смелость в отстаивании своих убеждений и другие важные качества.

О семье. Так сложилось, что с Вучетичами мы практически не общались. Я выросла в семье кинематографистов по маминой линии, и все они были гениями: дед - режиссер-постановщик, бабушка - директор картин (то, что сегодня называется продюсер), а позже - редактор творческого объединения на «Мосфильме», занималась всем сценарным контентом. Моя мама была знаменитым вторым режиссером. Например, работала вместе с режиссером Саввой Кулишом над кинокартиной «Взлет», в которой Циолковского играл Евгений Евтушенко. Помню, меня поразил его пиджак с люрексом. Он же такой франт, жена - англичанка.

На самом деле у меня было суровое)) детство. Все всегда были в разъездах. Я была самостоятельным ребенком. С семи лет ходила сама в школу, а после уроков - часто на «Мосфильм», побывала во всех павильонах киностудии. В лучших советских традициях проводила лето в пионерских лагерях, позже - в Пицунде в Доме творчества кинематографистов.

Потом окончила знаменитое Московское Художественное училище 1905 года и поступила в Строгановку на факультет коммуникационного дизайна. В ту пору слово «коммуникация» вообще никто не понимал, а промышленный дизайн только-только начинали воспринимать как коммуникацию. Моим дипломным проектом было дизайн-оформление знаменитой тв-программы «Клуб путешественников» и ее студии. На защиту, кстати, пришли редакторы. Не знаю, кто из нас больше волновался.

О великом скульпторе. О Евгении Викторовиче Вучетиче я знаю, наверное, столько же, что и остальные, кто интересуется его жизнью и творчеством. Он, на самом деле, европейский персонаж: его папа был черногорским сербом, а мама - наполовину француженка. В девичестве ее, кстати, звали Анна Стюарт.

Евгений Викторович родился на Украине, на Днепре. Учился в Ленинграде. С детства был потрясающе одаренным человеком.


О великом режиссере. Второй мой дедушка Георгий Григорьевич Натансон абсолютно прекрасен. Совершенно уникальный человек, хочется сказать «достояние российского кинематографа».

Он закончил ВГИК. Не смог пойти в армию по состоянию здоровья. Но в его жизни произошло все, что можно и нельзя: не только телевидение и интернет появились, но, по-моему, даже асфальт в Москве. Когда он сказал, что застал момент, когда во ВГИКе лекции читал Эйзенштейн, я дар речи потеряла. Он общался с великими российскими театральными артистами и кинематографистами. Работал вторым режиссером у Александра Птушко на фильме «Садко». У Птушко, между прочим, была уникальная тема - он любил шить обувь. Везде с собой возил колодки, машинку. И моей юной бабушке Мире Михайловне, которая, кстати, дублировала Вертинскую в роли птицы Феникс, режиссер сшил пару туфель. Позже бабушка говорила, что обуви такой потрясающей красоты и удобства у нее больше не было и никогда не будет.

Потом у Георгия Григорьевича были дебюты - «Шумный день» с прекрасным молоденьким Олегом Табаковым. В какой-то момент он работал с Тарковским над «Ивановым детством». И это был очень сложный момент, поскольку деда попросили «укрепить» Тарковского, что было в общем-то смешно. Но советский кинематограф жил по собственным законам…

Когда дедушка снял свои знаменитые фильмы «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», они стали очень кассовыми. Я бы сказала, что он для советской страны заработал немало денег.

Георгия Григорьевича и сегодня любят, приглашают. Сейчас он, к сожалению, стал плохо слышать, но все равно ездит на встречи, концерты, фестивали.

О красоте и моде. Дедушка - ужасный модник. Он любит моду, модные вещи, всегда обращает на это внимание, в том числе и в кино. У него есть потрясающий в смысле костюмов фильм «Посол Советского Союза» об Александре Коллонтай.

Кроме того, Георгий Григорьевич - поклонник прекрасных женщин. Он всегда увлекался, особенно блондинками. И это происходит до сих пор: у него меняется голос и начинает искриться глаз, когда он видит какую-нибудь красивую женщину. У бабушки, конечно, было много переживаний по этому поводу. Но он ее любил всю жизнь, обожал, боготворил.

О путешествиях. Георгий Григорьевич - великий путешественник: сколько было возможностей, он всегда ездил. Ему не удалось побывать только в Америке - ни в Южной, ни в Северной, и он очень сокрушается, что не доехал.

Как-то Георгия Григорьевича пригласили читать лекции в государственный университет в Южной Корее. И это была удивительная поездка. Он жил чуть ли не в апартаментах, где останавливался Ельцин. Его поразили корейцы ростом и красотой. Правда, их неотлучное присутствие немного нервировало. Представьте, к деду была прикреплена команда из шести человек: один переводил бытовые вопросы, другой - на лекциях, третий отвечал за логистику и т. д. И они постоянно находились с ним рядом! Дедушка потом говорил: «Думал, я повешусь!» Хотелось какого-то прайваси, чтобы оставили одного хоть ненадолго. Но это был совсем другой мир.

О друзьях и автомобилях. Дом Георгия Григорьевича и Миры Михайловны всегда был полон гостей со всего Союза. Бабушка была киевлянкой, поэтому много было людей и из столицы Украины. Сейчас дедушкиных друзей, конечно, осталось немного. Но зато мои знакомые тоже любят проводить время в его доме, очень уважают дедушку. Он веселый человек, с потрясающим чувством юмора. Тусовщик еще тот!

Дед общается с Василием Лановым. Однажды они учудили, будучи уже в возрасте, поехали вместе на машине на концерт за 200 км от Москвы! За рулем был Лановой. Нормально? Организаторы были готовы за ними приехать, их ждали. Но Лановой сказал: «Жорочка мы поедем с тобой так!». И, конечно, дедушка согласился. Он и сам очень любил и прекрасно водил автомобиль. Но когда стал плохо слышать, то перестал садиться за руль. И ужасно страдает по этому поводу.

О бытовых мелочах. Я обожаю своего дедушку, но он совершенно небытовой персонаж. Мемуары написать - да, а починить, сложить что-то - нет. Как-то Георгия Григорьевича пригласили на кинофестиваль, и он попросил отвезти его на вокзал. Подъезжаем с подругой, он выходит, в руках аккуратненький новый чемоданчик. Я говорю: «Какой классный у тебя чемодан!» А он: «Чудовищный! Очень плохой чемодан!» Как выяснилось, дедушка не смог расстегнуть декоративные ремешки, и ему пришлось заталкивать одежду через небольшое отверстие в том месте, где молния все-таки раскрылась. Я спросила, как ему удалось с этим справиться. Он застыл на секундочку, посмотрел на меня и мою подругу заулыбался и сказал: «Особенно сложно было с концертным костюмом. Я все в такие аккуратненькие трубочки скатал». Мы так смеялись, что я не могла ехать. Ему самому было смешно. Конечно, мы потом расстегнули все и поправили.

Об умении договариваться. Георгий Григорьевич терпеть не может радикализма, каких-то крайних точек зрения, когда люди перестают слышать окружающих. Дедушка всегда со всеми находит общий язык. У него удивительная способность успешно объясняться с иностранцами, не зная никаких языков, кроме русского. Мы с ним как-то оказались во Франции, он подошел к местной даме и спросил: «Детка, а как нам пройти…?» Женщина прекрасно поняла его, рассказала все по-французски. И он тоже все понял. И так было несколько раз! Он удивительно договороспособный человек. Может быть, потому что любит людей.

28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. С нашим регионом мастера связывает многое. Прежде всего, это, конечно, монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Но есть и другие работы. «АиФ-Волгоград» предлагает ознакомиться с наиболее прославленными произведениями народного художника СССР.

«Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открылся мемориал, в котором захоронено 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана стоит 12-метровая 70-тонная бронзовая статуя солдата. В левой руке он держит спасенную немецкую девочку, в правой – опущенный меч. Сначала Вучетич вложил солдату в руку автомат, но товарищ Сталин настоял на холодном оружии. Видимо, совет «отца народов» скульптор запомнил хорошо, так как в дальнейшем меч будут держать еще некоторые его изваяния.

Прототипом «Воина-освободителя» послужил солдат Николай Масалов (участник боев за Сталинград), спасший в апреле 1945 года берлинскую девочку.

Бронзовый боец попирает ногами разрушенную свастику. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра, выполненная в виде ордена Победы.

В 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ, также известный как ВДНХ) открылся гипсовый горельеф: площадь 90 квадратных метров, глубина объемной картины – 62 см. На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.

«Соединение фронтов»

В 70 км от Волгограда в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области стоит 16-метровая композиция. Как это принято у Вучетича, солдаты стоят на холме, к вершине которого ведут ступени. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Так завершилась операция «Кольцо».

«Перекуём мечи на орала»

В 1957 году работа Евгения Вучетича появилась в цитадели капитализма: в Нью-Йорке. У здания ООН разместилась статуя мускулистого мужчины с мечом. Но человек не хочет войны, поэтому тяжелым молотом он перековывает оружие в мирный плуг. Натурщиком при ваянии был олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич. Кстати, Гуревич потом эмигрировал и до сих пор живет в Чикаго.

А копии знаменитой статуи есть в Москве, рядом с Третьяковской галереей, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).

Памятник Дзержинскому

В 1958 году на Лубянке (тогда – площади Дзержинского) появился памятник «железному Феликсу», отлитый из бронзы. Вес самой статуи – 11 тонн.

Это, без отношения к художественным достоинствам скульптуры, самое скандальное произведение мэтра. Ветераны КГБ и их единомышленники добиваются возвращения Дзержинского на Лубянку, откуда его в 90-х сослали в Парк искусств МУЗЕОН. В противоположном лагере такие предложения, понятно, восторга не вызывают. Скульптуре, между тем, требуется основательная и дорогостоящая реставрация.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет Фото: www.russianlook.com Это, пожалуй, самое известное творение выдающегося скульптора. Для волгоградцев – так уж точно. Грандиозный монумент на вершине Мамаева кургана стал символом целого города. Масштабы здесь значительно превосходят все предыдущие работы автора. Один только меч длиной 33 м получается почти в три раза больше «Воина-освободителя».

15 октября 1967 скульптуру, бывшую на тот момент самой высокой в мире, торжественно открыли. Есть версия, что волгоградская «Родина-мать» является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» (скульптор Лев Головницкий) в Магнитогорске и «Воин-освободитель». Якобы на Урале меч выковали, потом Родина-мать вознесла его над головой в Сталинграде, а опустили его только после Победы в Германии. Триптих сформировался только к 1979 году.

Памятник Сталину-Ленину

В 1952 году в Сталинграде у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала появился памятник Иосифу Сталину. Пассажиры кораблей, шедших по Волге, видели 26-метрового колосса на набережной Красноармейского района. Сталин задумчиво глядел вдаль, сжимая свернутую трубочкой газету.

Однако в 1961 году за одну ночь статую вождя демонтировали. Как вспоминали жители, территорию набережной Фадеева оцепили. Никого не пропускали. Скульптуру распилили на части. Когда крановщик оттаскивал голову Сталина, трос врезался ему под усы и застрял. «Закусил!» - засмеялись рабочие. Где теперь фрагменты статуи, неизвестно. Возможно, где-нибудь на волжском дне.

С 1961 по 1973 год пассажиры теплоходов могли видеть на берегу только пьедестал, который местные острословы называли «пустомент». Однако при Брежневе решили одного вождя заменить на другого. Так появился памятник Ленину из облегченного железобетона. Высота скульптуры – 27 метров, а постамента – 30 метров.

«Родина-мать»

Монумент в Киеве – это последнее поражающее размерами произведение Вучетича. Он умер, не увидев работу законченной. Более того, заканчивавший проект Василий Бородай внес изменения в облик статуи.

Фигура сделана из нержавеющей стали. Сначала даже хотели покрыть ее сусальным золотом, но потом всё же решили посчитать, во сколько это обойдется, и отказались от идеи.

Самая статуя существенно ниже, чем волгоградская, однако она стоит на постаменте, высота которого 40 метров. Внутри пьедестала разместился музей.

Памятник в Киеве Фото: www.russianlook.com

Вучетич Евгений Викторович — один из наиболее именитых и востребованных деятелей искусства сталинского периода, создатель наиболее престижных и значимых монументов эпохи коммунистического строительства. Родился Е.В.Вучетич 15 декабря 1908 года в Екатеринославле (переименован в Днепропетровск). В 18 лет поступил в Ростовское художественное училище, которое успешно закончил в 1931 году. С 1931 по 1933 годы учится в Ленинграде в Академии художеств. В своих работах скульптор воссоздал наиболее значимые события в истории советского государства, его образы символизируют героизм советского народа. Особенно волнует Вучетича тема Великой Отечественной войны, в которой он принимал непосредственное участие. Великий подвиг народа отражен в его героико-символических с пафосом драматизма и непременного жизнеутверждения монументальных образах. В 1946 году в Вязьме был открыт памятник генерал-лейтенанту Ефремову, выполненный из бронзы и гранита. В 1947 году скульптор был награжден за него Государственной премии СССР. В 1948 году в Киеве был установлен гранитный памятник генералу армии Ватутину.

Вучетич является автором таких крупномасштабных скульптурных композиций, как памятник-ансамбль воинам-освободителям, павшим в боях с фашизмом. Был выполнен в 1946-49 годах из бронзы и гранита и установлен в Берлине в Трептов-парке, удостоен в 1950 году Гос. премии СССР. В том же, 1950-м, скульптор получил Государственную премию СССР за барельеф «Клянёмся тебе, товарищ Ленин...», выполненный в 1949 году из серебра и катодной меди. В 1967 году в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт потрясающей красоты и величия мемориальный комплекс (1963-67 годах) с фигурой «Матери-победы» в центре, прославляющий беззаветное мужество и стойкость защитников Сталинграда. В 1970 году был удостоен Ленинской премии. Впечатляет своими размерами и исполнением монумент В. И. Ленину, установленный в Волгограде. Это самый большой монумент, созданный реально жившему человеку, он внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Е. В. Вучетич — автор многочисленных скульптурных портретов Сталина, военачальников, политических деятелей, героев войны и труда. 1945 год — портрет генерала И.Д.Черняховского (бронза, гранит), 1947г. — В.И.Чуйкова (мрамор), 1948 год — Н. Ниязова (бронза), Т. Т. Хрюкина (мрамор). В 1955 году Вучетич выполнил из бронзы портрет Ж. Кишфалуди-Штробля (скульптора), в 1956 году — Ленина (гранит). Почти все эти работы скульптора были удостоены Гос. премии СССР и хранятся в Третьяковской галерее. Вучетич создал грандиознейший монумент Сталину, который был установлен в 1951 году на Волго-Донском канале. На сооружение этого памятника было затрачено 33 тонны меди помимо других материалов. К сожалению, в период десталинизации многие памятники вождю были снесены, многие — просто разрушены.

С 1953 года он является действительным членом АХ СССР. Вучетич — автор бронзовой скульптуры «Перекуём мечи на орала» (1957 г.), которая была подарена ООН и установлена в Нью-Йорке у здания ООН. В 1958 году на Лубянке был установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году три работы Вучетича были удостоены «Гран при». В 1959 году ему было присвоено звание Народного художника СССР. За созданные им портреты политических деятелей Индии Вучетич был награжден премией имени Дж. Неру. Пятикратный лауреат премии имени Сталина был награжден орденами Ленина, орденом Великой Отечественной войны и медалями. Умер величайший монументалист и портретист сталинской эпохи в 1974 году.

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 - Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931-1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже - в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930-1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Мастерская

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.

Творчество

Исторический и символический жанр

  • 1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.
  • Аллея саркофагов.
  • «Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).

Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

  • 1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л. М.) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.
  • 1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».
  • 1958-1967 гг. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: Алешенко М. С., Матросовым В. Е., Майстренко Л. М., Мельником А. Н., Маруновым В. А., Новиковым В. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

  • «Память поколений» - многофигурная композиция горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м).
  • «Стоять насмерть» (высота - 16,5 м)
  • Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
  • «Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м, высота скульптур - около 6 м).
  • Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий факел, посередине.
  • Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).
  • 1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

Памятники И. В. Сталину

  • Памятник И. В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; арх. Поляков Л. М.);
  • Памятник И. В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И. В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., арх-ры: Атанов В. С., Навалихин Д. К.)

Памятники

  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; арх. Белопольский Б. Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского р-на Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского р-на Кировской обл. (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953 г.; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; арх. Поляков Л. М.)
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской обл. (1954 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл. (1956 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской обл.(1956 г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; арх. Белоцерковский И. И.);
  • Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР (1957 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В.И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970г., арх. Ловейко И.И.)
  • Памятники
  • Макет головы неоконченного памятника Ленину.
    Мастерская Е. В. Вучетича, Москва

    Памятник М. Г. Ефремову в Вязьме

    «Перекуём мечи на орала»,
    скульптура возле штаб-квартиры ООН (Нью-Йорк)

  • Почтовые марки СССР
  • Скульптура «К звёздам» на марке СССР

    Скульптура «Советский воин-освободитель» на марке СССР

    Скульптура «Перекуем мечи на орала» на марке СССР

Надгробные памятники

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Фонтаны

  • Фонтан возле Ростовского академического театра драмы им. М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окружённых фигурами лягушек и черепах.

Портретный жанр

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.)
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е.
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951-1952 гг.
  • Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. 1954 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода «Баррикады». Бронза. 1955 г.
  • Народный художник СССР А. М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.
  • Чеканщик ленинградского завода «Монументскульптура» Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия)
  • 1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Захаров Г. А.) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет украшал одноимённую площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесён в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.