Для чего нужна школьная газета. Кому и зачем нужна школьная газета

Журналистика в школе

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Школьный пресс-центр

Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.

Пресс-центр организует : занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.

Пресс-центр планирует и готовит выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.

Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят читательские конференции, пресс-коктейли, встречи с журналистами и писателями, устраиваются экскурсии и т.д.).

Пресс-центр отвечает за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий.

Как создать газету?

Итак, у вас появилась идея – создать школьную газету . Тут главное - тщательно продумать концепцию издания. А это значит, что в вашей газете должны быть свежие идеи – новые способы подачи старых тем и новые темы, поданные со вкусом. Задайте себе следующие вопросы: Что нужно освещать в газете? Как это следует делать? Каким образом газета сможет ответить на запросы своих читателей? И, наконец, одна маленькая хитрость – никогда не стесняйтесь украсть хорошую идею. Но при этом помните: практика копирования других школьных газет для хорошего издания неприемлема. Найдите свои специфические формы информационной работы. Газета должна быть поставщиком интересной информации, со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему. Приступая к созданию газеты, учтите характерную особенность школьного издания – его теснейшую связь с читателями. Газета является самым близким для учащегося изданием. Ребята должны воспринимать газету как свою, родную, в которую всегда можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от связи с аудиторией.

Чтобы газета производила на читателя приятное впечатление, у нее должно быть: 1. Оригинальное и свежее содержание . Прежде всего, у вас должно быть, что сказать ценного и нового. 2. Самостоятельные взгляды . Очень важны убеждения газеты, ее позиция по тому или иному вопросу. 3. Привлекательный голос . Голос газеты - это тон, заданный общим стилем ее материалов.

Обдумывать все эти вопросы вы будете, конечно же, дружным редакторским коллективом.

Редакция

Создание редакции и ее состав. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.

Кто и что делает в редакции?

Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.

Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.

Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.

Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.

Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы.

Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Такой состав редакции может быть в вашем школьном пресс-центре.

Работа редакции

Главное дело редакции – выпуск школьной газеты. Впрочем, ребята помимо газеты могут выпускать приложения на разных языках, издавать литературно-публицистические альманахи и т.д. Но мы сейчас поговорим о газете, а также о формах работы редакции, которые могут помочь выпускать интересное издание.

Прежде всего, редколлектив должен обсудить структуру школьной газеты.

Структура газеты. Необходимо продумать, какое направление будет иметь ваша газета. Какой будет по содержанию и стилю – строгой и официальной? яркой и острой? Следующий шаг – создание модели газеты, обсуждение рубрик, возможных отделов, жанров газеты, составление плана, обдумывание тем, распределение работы внутри редакции и т.д.

План. Редакция облегчит свою задачу, если выпуск газеты будет идти по плану. Газета, выходящая от случая к случаю, заполненная материалами, перепечатанными из других газет и журналов, мало заинтересует ребят. Редакции следует продумать линию, стратегию и тактику газеты по всем вопросам. Задача – быть всегда в гуще событий, сделать школьную газету актуальной и злободневной. План газеты состоит из двух частей: структуры, то есть порядка, в котором идет ее содержание, и дизайна - облика газеты. К тому моменту, как вы начнете детально обдумывать эти вещи, следует определиться относительно содержания, формата, “лица” газеты, формы и объема.

Возможно, вся эта работа покажется вам сложной, возникнут вопросы, как делать макет, с какой стороны подойти к дизайну вашего издания и т.д. Не стоит опускать руки. Всему можно научиться. Организуйте в вашем пресс-центре школу юнкоров и обратитесь за помощью в школы (лицеи, гимназии и даже городские учреждения), где уже выпускаются газеты. Проводите теоретические уроки, сочетающиеся с практикой. Желательно приглашать на занятии профессиональных журналистов, печатников, поэтов или писателей, интересных людей. Занятия по дизайну может провести профессиональный художник, дизайнер. Но не стоит сводить всю работу в школе юнкора к “профессиональному” обучению Важно познакомить юнкоров с основами газетного дела. Делать их журналистами нет необходимости. В конце концов, не так уж важно, по всем ли правилам станут ребята писать заметки и репортажи. Важно, чтобы юнкоры принимали активное участие в тех делах, о которых они станут рассказывать потом в газете.

О чем писать ребятам? Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем. О том, например, как ребята учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Ребятам хочется получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный взгляд на проблему с мнением одноклассников. Хочется научиться размышлять, спорить, доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей, печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д.

Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы, шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий юмористический рассказ). Проведите, например, Шуточное пятиборье остроумных, Соревнования юных энциклопедистов, или редакционную кампанию, посвященную какой-либо проблеме и т.д. (см. Приложение № 1)

Кроме так называемого текущего материала, газета должна иметь и запасной, “задел”. Ценность газеты зависит от богатства редакционного портфеля. Редакция обязана заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные - шутливыми, трудные - легкими. Допустим, в школе был спектакль или проводилась экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Можно сделать из них тематическую подборку или открыть рубрику “Круглый стол” на тему… Газета - как букет из разных цветов. Насколько он красивее, когда есть из чего выбирать!

Как распределить работу? Для сохранения творческого потенциала издания стоит создать редколлегию со строгим распределением должностей, привлечь как можно больше авторов разного возраста; постоянно заниматься изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня.

В газете должны быть разные рубрики, должен помещаться злободневный материал, хроника. Если вы сможете давать в своей газете различные разделы, не ограничивайтесь обычными, публикуйте, например, такие тематические блоки: новости, спорт, бизнес, работа, книги, культура, телевидение, компьютеры, окружающая среда, средства массовой информации, семейные проблемы, путешествия, объявления, зарубежные новости, отдых, афиши, мода, разные сообщения…

У каждого юнкора может быть свой дневник, в который он заносит сведения по своей теме. Пусть один записывает именины и дни рождения соучеников, другой собирает сведения о контрольных работах или записывает события на большой перемене, третий сообщает об уроках математики, географии и т.д. Кто-нибудь может взять на себя рубрику о книжках, о преподавателях, о молодежной среде микрорайона. Наверное, будут возникать и новые рубрики, а кое-какие из старых - отмирать.

Должен ли писать сам редактор? Не обязательно. Но хорошо, если он умеет написать сам, когда что-нибудь понадобилось, а не удалось вовремя найти исполнителя.

Полезные советы редактору. Принимая ребят в качестве юнкоров, спрашивайте себя: какие причины заставляют ребенка взять ручку, бумагу и начертать свои первые строки?

Удовольствие от общения, от результатов труда, от нового типа получаемых знаний пробуждает желание быть признанным. Важно заметить способности ребенка, дать ему возможность раскрыться, почувствовать себя нужным, лучшим. Первые работы авторов нельзя грубо редактировать. Неуверенные в себе дети при попытке навязать им чье-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Такие ребята не любят своих имен и подписываются псевдонимами. Ничего страшного. Со временем пройдет. С детьми нужна работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Поначалу часть ребят сидят молча, но через некоторое время от стеснительности не остается и следа: у подростков даже голос становится тверже, отчетливее речь. Мотивами ваших дальнейших действий будут ответственность, признание и похвала юнкоров.

Несколько слов о наградах. Какие должны быть награды? Редакция школьной газеты небогата, поэтому награды не могут быть ценными. Опыт показал, что очень приятная награда - памятная открытка. Выбирается открытка с соответствующей картинкой, и пишется примерно такая надпись: “Постановлением редакционной коллегии … (название газеты)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка … (дата) … (подпись)”. Можно также написать, за что присуждается открытка (“За участие в конкурсе ”, “В память годичной (полугодичной) совместной работы ”, “В юбилей десятой (двадцатой) статьи ”).

Финансы

Это один из самых важных вопросов. Где же взять деньги на выпуск газеты? Тут следует решить несколько вопросов: Какой будет ваша газета – цветной или черно-белой, какого формата? Обратиться за помощью или попытаться выпускать газету самостоятельно?

1. В черно-белом виде и формата А4 обойдется несравненно дешевле.

2. За помощью можно обратиться в родительский комитет или к городскому печатному изданию.

3. Еще один вариант (используемый, правда, редко) – акционирование. Пресс-центр школы выпускает акции на определенную сумму, распространяет их среди учеников, педагогов, собирая деньги для закупки бумаги и прочих расходов.

Какой бы способ финансирования вы ни нашли, его можно сделать полезным для газеты. Все зависит от вашей коммуникабельности желания.

Не забудьте о рекламе издания. Распечатайте листовки-объявления с рекламой нового выпуска, после выпуска проведите анкетирование с целью узнать общее мнение о газете. Если ваша газета будет продаваться, то после нескольких выпущенных номеров подумайте, куда можно вложить вырученные от продажи деньги. Рациональнее всего часть средств потратить их на закупку бумаги, краски для печати, необходимые канцелярские принадлежности. Некоторая часть денег может пойти на поощрения самых внимательных и активных юнкоров, их помощников и читателей. И, наконец, очень важный момент – потратить на благотворительность. Можно отправить в детский дом, на помощь инвалидам. Главное – вы помогаете нуждающимся людям и еще прибавляете уважения к газете.

Прежде чем приступить к работе над газетой, будущим журналистам полезно пройти курс первичной подготовки.

Виды школьных газет

ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.

БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.

“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность.

ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.

Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.

ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.

Известный нем.философ Артур Шопенгауэр говорил: «Газета – это секундная стрелка истории». А что же такое шк. газета? Какова её основная функция? Может быть, это площадка для самовыражения творческих учеников? Или же школьная летопись? Глубоко задумавшись ДЛЯ ЧЕГО вы создаёте газету, можно избежать многих ошибок на этапе создания издания.

Одна из них такова – газета становится бумажной версией школьного сайта. Как вы думаете, будет ли читателю интересна информация, с которой он уже ознакомился за несколько дней до выхода «нового» выпуска? Ответ очевиден. Совет № 1: газета не должна дублировать информацию со школьного сайта.

И с других сайтов в Интернет тоже. История праздников, гороскопы, афиша мероприятий – всё это напрямую не относится к школьной жизни. Пишите оригинальные, авторские статьи. Создавайте эксклюзив! Ваш контент должен быть уникальным. И это правило № 2.

Так о чём же тогда писать, спросите вы? Ответ прост: пишите о ВАШЕЙ школе. И чем неинтереснее эта информация будет для читателей, не связанных с вашим изданием, тем лучше. Пусть причиной создания газеты не будет пресловутое «у всех есть и надо надо». Создавайте её с душой!

Совет № 3: один номер одна тема. Такой подход позволяет расположить материал логично, последовательно. Выбранную проблему можно освятить полно, со всех сторон. Примеров тем может быть множество: адаптация, успех, семья, еда.

На примере последней темы я расскажу какую информацию можно использовать для газеты. Например, можно провести опрос и выяснить: какое блюдо в столовой у школьников самое любимое? А затем взять рецепт этого блюда у поваров. Рецепты любимых блюд можно взять и у учителей. Уверена, среди нас есть настощие шеф-повары.

Отличным материалом будет статья из рубрики «Дублёр школьных профессий». Поверьте, это задание таит в себе массу воспитательных моментов: начиная от профориентации, заканчивая тем, что школьники начинают больше ценить и уважать труд обслуживающего персонала.

И как же не вспомнить, говоря о еде, заманчивый запах из кабинета технологии у девочек? Фоторепортаж с уроков труда с пошаговой инструкцией будет принят читателями газеты на ура. А у учителя технологии можно взять интервью и выяснить: кто как кулинар ей больше по душе – Ургант или Высоцкая?

В настоящее время много говорится о проектной деятельности учащихся. Проекты создаются. Активно. Но часто за пределами класса не освещаются. Всё в газету! «Кухонные фразеологизмы», семейный проект «Готовим блюдо для мамы к 8 марта». Всё сюда!

Используйте необычную форму подачи материала. Например, тест-драйв. Выясните, опытным путём какой портфель самый удобный для школьника. Составление топа. Топ-5 самых предпочитаемых профессий среди нынешних 11-классников. Блиц-опросы: чем, по мнению школьников, можно заняться на каникулах?

Большой популярностью пользуется проведение эксперимента. Например, в преддверии 5 октября можно задаться вопросом: как выглядит деть учителя в цифрах? Наш эксперимент показал, что за 1 смену по школьным коридорам учитель проходит в среднем до 2 км. А комплект из 5 пачек тетрадей по весу равен 5 литровой бутылке воды.

Как видите, информационных поводов много. Любая вещь, попавшая под прицел журналиста, может таить в себе увлекательный материал. Даже случайно оставленная первоклассницей туфелька возле раздевалки. Мы, к примеру, выяснили, что Золушки Маши-растеряши могут не переживать за сохранность потерянных вещей. Ведь бюро находок работает с утра до вечера.

Объектом внимания могут стать двери. Они регулируют всю нашу жизнь: то скрывают что-то, то открывают целые миры. Мы проходим мимо них каждый день, даже не замечая, какие они разные. Например, дверь в школьный тир самая узкая, в стоматологический кабинет – самая устрашающая, в столовую – самая притягательная. А какие двери в вашей школе?

Ещё один совет. Все статистические данные, рейтинги оформляйте в виде инфографики. Поверьте, даже взрослым трудно воспринимать текст, напичканный цифрами и процентами. Детям тем более. Инфографика – это просто о сложном.

В каждой школьной газете найдётся рубрика «Люди, которые нас удивили». Привычные интервью с олимпиадниками и спортсменами скучны. Они часто не раскрывают личность с разных сторон. Попробуйте, например, сфотографировать содержимое портфеля вашего героя. Результаты будут интересными! Ведь внутренний мир человека может отражать каждая деталь!

Активно привлекайте к созданию газеты вчерашних выпускников. Их связь со школой ещё сильна. Но и новых впечатлений от студенческой жизни много. Пусть они ими поделятся с 11-классниками. И расскажут, чем учёба в ВУЗе отличается от школьных будней? Правда ли, что сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя? Как получать автоматы? А главное, как сдать ЕГЭ и выбрать ВУЗ?

Семьи школьников тоже активно привлекайте к сотрудничеству. Такая связь поколений позволяет обнаружить много точек соприкосновения. Например, о нормах сдачи ГТО и значках разной степени со страниц школьного издания могут поведать спортивные бабушки второклассниц.

И ещё один совет: расширяйте границы ваших контактов. Участвуйте в конкурсах, слётах, олимпиадах по журналистике. Отличное мероприятие в условиях нашего города – областной медиафорум «Прорыв». Можно себя показать и на других посмотреть. А ещё пообщаться с акулами пера. Они с радостью делятся советами с юными корреспондентами.

Говоря о создании качественного школьного издания, моно, конечно, затронуть острые вопросы материально-технического обеспечения. Да, нужен цветной принтер, нужен зеркальный фотоаппарат, современные компьютеры. К сожалению, это доступно не каждой школе. Однако самым главным ресурсом для создания интересной газеты являются талантливые, увлечённые ученики.

К.Д. Ушинский сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». От наших с вами действий, уважаемые коллеги, зависит многое. И мне хочется пожелать: зажигайте с любовью!

Школьную газету можно назвать «Красный Конь» Вспомните у Петрова-Водкина, поди, в Третьяковке есть картина «Купание красного коня» там то ли мальчик на коне, то ли … Да, мальчик на коне в реке. Сам загорелый, глаза голубые, лошадь красная. И у Валентина Серова про купание лошади есть полотно. Для меня, как и для многих поколений детей, дружба с лошадью была пределом мечтаний. Эта мечта не покинула меня и сейчас.
Я работала в свое время в средней школе, и мы выпускали большую стенгазету «Красный Конь» , которая 1 апреля выходила еще больше и называлась «Розовый Слон» . А к Новому году у нас было приложение (еще три ватмана клеили к «концу») типа «Железная мышь» или «Синий Поросенок» в зависимости от того, год какого животного наступал по Восточному календарю. Так вот, рубрик было несколько Передовая – чаще «датская» , какой праздник на носу, с тем и поздравляли, вдавались в историю вопроса. Вторая – известия из дирекции. Интервью с директором на животрепещущие темы: про столовку, юридические вопросы, допустим, процесса увольнения школьника, планы на каникулы – что организует школа, надо ли будет помогать при ремонте там чего-то и т. п. С такими или подобными вопросами можно было хоть к дворнику поприставать и ответы изложить. Такая рубрика помогала и директору сосредоточиться на воспитательном, учебном или здравоохранительном процессе, и дети знали, что им «грозит» . И народ лучше узнавал своих лидеров и даже уборщиц. Они-то как раз много могли поведать о красочных эпизодах жизни школы после уроков. Еще была рубрика как бы статистическая: какой класс из параллели учится лучше: этим старосты занимались Они вычисляли средние баллы по предметам, а потом якобы обсуждали вместе. Конечно, не всегда удавалось обсудить. Этим могли заняться и члены редколлегии, но стат. материал добывался именно у старост классов. Теперь можно вычислять и «среднеклассовый» IQ, то бишь коэффициент интеллекта.
Затем учитель, допустим, литературы делал выписку самого интересного места из какого-либо произведения по программе и анонимно (без названия книги или произведения) печатал в газете «Тайная комната» не секрет, что многие книги для чтения в школе интересны, но детям нет стимула их читать. А прочтя лакомый кусочек, некоторые увлекаются или просто захотят ответить на вопрос литератора типа «И как же выйдет герой из ситуации? Продолжите рассказ или посмотрите в такой-то книге и получите приз! » Ну, там пачку жвачки или шоколадку. Но всё равно приятно.
В разделе «Ты проверь! » Химик рассказывает, как в условиях кухни произвести безопасные опыты и как это выразить формулами на бумаге. Физик читает специальную книгу и предлагает дома проделать соответствующий опыт. Я знаю такую замечательную книгу, все эксперименты в которой абсолютно безопасны, не проводятся с открытым пламенем, электричество исключительно от батареек и вообще – красота! Это для всех предметов – биология и география включены, химия тоже) . Это раз в месяц.
П отом так: серия приветов. Один класс (дежурный по газете) посылает юмористические приветы своим друзьям, оппонентам, спортивным соперникам: это не так чтобы очень злые карикатурки В ТЕМУ. Еще стихи и проза самодельного изготовления. Потом призывы сделать фотовыставку или сползать на пленер такого-то числа с бутербродами на ближайшую свал… поляну поснимать природу. Или призыв местных музыкантов прийти на их концерт в рекреации возле женского (мужского) туалета на 3 этаже такого-то числа во столько-то. Дежурный репортер с каждым понемногу говорит, чтоб народ понял и заинтересовался процессом и лицами. И чтоб пришел.
Короче, по такому типу мы с командой делали стенку на 6-8 ватманов (с заглавным рисунком на 2 ватмана, именуемым «заставкой») студентами в университете и, учтя ошибки студенческой поры по пустой трате времени, в школе, где я проработала 3 года. Детям очень нравилось делать газету, потому что я сперва готовила им поле приложения усилий. Так, здесь Люська рисует это большое поло

Посвятите себя этому. Выпускать газету может быть весело, но это, в том числе, и огромная ответственность. Даже не начинайте, если вы не планируете заниматься этим весь год. Если вы будете инициатором выпуска газеты, значит, вы берете на себя роль редактора. Работа редактора заключается в следующем:

  • Контролировать, чтобы все статьи были готовы вовремя (желательно в электронном виде).
  • Разрабатывать шаблон статей.
  • Редактировать и верстать статьи для печати.
  • Писать одну статью. Редактор обычно пишет статью для первой страницы.

Получите одобрение от школы. Организуйте встречу с директором и обсудите с ним идею создания школьной газеты. Помните, если вам откажут, нужно пойти на компромисс.

Соберите команду во главе с учителем. Это крайне важно для успеха газеты. Учитель сможет придать нужный статус газете, так как является представителем власти. Учитель, прежде всего, поможет обеспечить своевременность написания всех статей. Если процесс контролируется учителем, другие члены команды будут чувствовать свою ответственность. Это во многом облегчит вашу работу. Школьники склонны тянуть время, если над ними нет авторитета. Учитель не только будет следить за тем, чтобы статьи были готовы вовремя – если с вами участвует учитель, команда на 80% меньше будет склонна отказываться от участия. Учитель также отвечает за публикацию. Получив все статьи, он должен отредактировать их под газетный формат и распечатать. Это большая ответственность для одного учителя, поэтому рекомендуется вовлечь в проект двух учителей. Если вы не можете найти учителя для своей газеты, поищите другие варианты. Два школьника могут готовить хорошие выпуски газеты. Возможно, вам понадобится готовить параллельно онлайн версию для школьного сайта. Возможно, вам будет рад помочь школьный библиотекарь. Главной проблемой могут стать учителя, которые могут быть против встреч команды в своем классе.

Верстка текста. Организуйте на перемене или после занятий встречу всей команды. Обменяйтесь адресам электронной почты, чтобы статьи можно было просто скопировать из письма, а не перепечатывать. Возьмите также адрес электронной почты учителя, чтобы отправить ему финальную копию для печати.

Соберите идеи для статей. Поскольку вам нужно 12 статей, придумайте с помощью мозгового штурма 12 тем. Вот некоторые идеи: игры, конкурс рисования, короткие истории, гороскоп, советы, случайные факты, спорт, поэзия или мода. Определившись с темами, откройте Word и набросайте яркие, привлекательные заголовки. Можно что-то скопировать из интернета, но если у материала есть авторские права, не забудьте указать ссылку на оригинал. Сохраните, если необходимо, материал у себя на компьютере. Не забывайте, что газета должна быть стандартного формата.

Составьте график работ по выпуску газеты на весь год. Рекомендуйте своим авторам, начиная работу над первой статьей для первого выпуска, параллельно продумывать вторую статью, так как в жизни случается всякое: болезнь, каникулы, домашние дела итд. Также договоритесь о том, что в случае неготовности статьи, авторы должны предупредить об этом заранее, чтобы вы смогли найти замену. Распечатайте график и раздайте всей команде.

Собранные средства. Продумайте варианты вложения собранных средств. Возможно, это какие-то школьные проекты, местная благотворительность или даже вечеринка всей команды в конце года. Любое мероприятие, которое будет вдохновлять и мотивировать участников проекта.

Подумайте о том, что будет наиболее приемлемым. Воспользуйтесь здравым смыслом, чтобы оценить, какие материалы подходят для школьной газеты. Не печатайте ничего , даже отдаленно намекающего на оружие, насилие, наркотики и, в целом, незаконные или неприемлемые для школы темы.

Печать. Учитель должен напечатать газету согласно графику, а вам придется ее складывать. Закажите 50 копий, и если газета станет популярной и у вас получится быстро ее продать, напечатайте следующий выпуск в 75 или 100 экземплярах. Складывание газет займет минут 20, не больше. Если у вас большая школа, напечатайте изначально больше экземпляров или сделайте онлайн выпуск.




Издание МКОУ «Селинская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области

Праздничный выпуск

Из истории праздника

День учителя – профессиональный праздник работника сферы образования - был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году и обычно отмечается в первое воскресенье октября.

В нашей стране до 1994 года День учителя так же отмечается в первое воскресенье октября (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года). Согласно Указу Президента РФ от 3 октября 1994 года была утверждена официальная дата этого праздника – 5 октября.

Всенародный праздник

Дорогие, милые учителя! От всей души поздравляем вас с наступающим праздником - Днем учителя! Но нет учителя без учеников. А это значит, что сегодняшний праздник не только ваш, но и всех, кто учился и учится. В школе учились все: наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Получается, что День учителя - всенародный праздник.

Поздравляем с Днем учителя!

От всего сердца

Учитель в этот чудесный , волнующий день , мы хотим поздравить Вас . Пусть улыбки учеников согревают в этот осенний день и никогда - никогда не унывайте . Желаем Вам счастья и исполнения всех всех желаний .

Учительский состав нашей школы
В начальной школе нас учил один и тот же учитель, вел все предметы, был классным руководителем, и мы не задумывались о том, сколько учителей в нашей школе. Но когда мы перешли в 5 класс, все очень сильно изменилось. Мы знакомились все с новыми и новыми педагогами и с удивлением осознавали, что их гораздо больше, чем мы думали. И накануне Дня учителя мы собрали информацию о педагогическом коллективе. Вот что у нас получилось. Оказывается в нашей школе 17 учителей, из них 15 женщин и 2 мужчин. Коллектив довольно молодой: средний возраст 39 лет. 5 педагогов в возрасте до 35 лет.
Самый популярный предмет в нашей школе


Наименование предмета

Кол-во проголосовавших

Математика

13

Физкультура

10

Биология

7

Физика

6

Русский язык

6

Музыка

5

Информатика

4

География

4

Литература

3

Технология

3

Химия

2

ИЗО

2

История

2

Общество

2

Накануне праздника День Учителя мы провели опрос среди учеников нашей школы. Нам очень хотелось узнать какой предмет в нашем расписании самый популярный. Опросили всех учеников. Полученные результаты обобщили в таблицу.
Проблемы и мечты наших учителей
Конечно, быть учителем трудная задача, особенно это понимаешь, когда побываешь в их роли. Хорошая возможность испытать себя – день самоуправления, посвященный Дню учителя, который проводился в нашей школе. Мы даем возможность нашим учителям отдохнуть, отвлечься от повседневных забот, почувствовать праздник. И в то же время понимаем, насколько трудна и волнительна работа педагога. Мы очень часто обижаем наших учителей: не готовим домашнее задание, грубим, плохо ведём себя на уроке – говоря о том, что нам трудно учиться. Но редко кто из нас задумывается, а бывает ли трудно учителям, а какие проблемы у них, а что беспокоит их больше всего? Для того, чтобы узнать это мы провели опрос среди учителей нашей школы. В нашем опросном листе было всего три вопроса. Вот их перечень и ответы, которые дали педагоги:

Что самое трудное в профессии учителя?

Ответы: когда объясняем, на следующий урок дети ничего не знают, незнание таблицы умножения; подготовка к уроку, когда под рукой ничего нет; когда не слушают; найти общий язык с детьми; ничего трудного
Есть ли что-то такое, с чем пока справиться не удаётся?

Ответы: Заставить делать всех уроки; чтоб была дисциплина; с нервами; нет.
О чем мечтает учитель?!

Ответы: Об отличниках; чтобы дети хорошо отвечали и знали предмет на отлично; о спортсменах физической культуры; чтобы дети сдали хорошо экзамены; чтобы знания, которые получают ученики, пригодились им в жизни.

Пожелания учителей своим коллегам:

Терпения, сил, вдохновения, здоровья, зарплаты как у министра образования, творческих успехов, оптимизма, умных и внимательных учеников, понимающих родителей, семейного благополучия, быть стойкими и выносливыми.
Идеальный учитель

Какой он идеальный учитель?

С таким вопросом мы обратились к ученикам нашей школы. Какими качествами обладать, как вести урок, как относится к детям? Уж очень хочется понять, каким, дети видят образцового учителя. Каждому педагогу интересно узнать, какими нас хотят видеть дети, соответствуем ли мы их представлениям. В нашей газете публикуем некоторые работы.

***

Я считаю, что учитель должен быть, в первую очередь, таким, чтоб с него хотелось брать пример, чтоб на его уроке было желание с удовольствием слушать его предмет. Ну конечно же очень хотелось бы видеть доброго, умного, уравновешенного учителя на своем пути жизни .

***

Идеальный учитель должен хорошо знать свой предмет, который он объясняет ученикам. Его будут все любить, ходить на его предмет с удовольствием, понимать предмет. В нашей школе учителя все хорошие. Мои любимые предметы – математика, физика, география, история.

***

Идеальный учитель должен быть добрым и любить свою работу. Учитель должен отдавать свои знания ученикам. И вообще учитель должен ценить свою работу.

***

Моя точка зрения показывает, что идеальный учитель – это тот учитель, который хорошо объясняет, помогает сделать домашнюю работу, с тем, с кем можно посоветоваться.




-Ни одной ошибки, - удивлённо говорит учительница Вовочке, проверив его домашнее задание. - Скажи, только честно: «Кто помогал твоему отцу?»
-Сынок,- огорчённо говорит мать,- пока ты был в школе, твой попугай улетел!

-Я так и знал! То-то он вчера, когда я учил географию, уселся мне на плечо и так внимательно изучал атлас!
-Вовочка, как определить, где юг? - спрашивает учительница.

Надо посмотреть на дерево. Если дерево пальма, значит юг здесь.

На уроке физики учитель спрашивает Васю: «Расскажи, как работает трансформатор».

-Трансформатор работает так: «Уууууу!»


Вовочка: Мама, сегодня директор школы спросил, есть ли у меня братья и сестры, и я сказал, что нет и я единственный ребенок в семье.

И что же он ответил?

Он сказал: «Слава богу».


-Вася, мне кажется, что это почерк твоего брата…

-Возможно, господин учитель, я писал сочинение его ручкой.
Вовочка прибегает домой из школы. «Папа, поздравляю тебя!»

С чем сынок?

Тебе не придется тратиться на новые учебники. Я остался на второй год!

Из школьных сочинений
1.Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою маму.

2.Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала впереди.

3.И тогда он взял нож и застрелился.

4.Она говорила неразборчиво, потому что у неё заплетались зубы.

5.На картине нарисована девочка, собака и её бабушка.

6.В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

7.Велосипедисты долго ехали по горной дороге, устали, сели под кустик, сделали своё дело и поехали дальше.