Длинные нарды. Классические правила. Как играть в нарды — правила для начинающих

Нарды (тавла, трик-трак) - это, возможно, древнейшая настольная игра в человеческой истории. Игры с досками и игральными костями, судя по археологическим раскопкам, были известны шумерам и древним египтянам. Настольная игра с очень похожими правилами была известна уже в древнем Риме. В нынешнем виде игра появилась в средневековой Персии. С XII века в нарды играют и в Западной Европе.

В этой статье мы расскажем о правилах игры в нарды для начинающих (пошагово).

Общие сведения

Игра проводится на специальной доске при помощи шашек. Двое соперников играют двумя комплектами шашек (белыми и черными). Цель игры - как можно скорее провести вокруг доски все свои шашки, а также затруднить продвижение шашек противника. Выиграл тот, кто первым сумел вывести шашки с поля. Количество ходов зависит от броска костей: таким образом, при игре в нарды большую роль играет везение. Вместе с тем, для успешного завершения партии игрок должен работать головой и грамотно применять стратегию.

Есть две разновидности игры с разными правилами: длинные и короткие нарды. Длинные нарды - это классический вариант игры, известный на Востоке и в России. Короткие нарды - это европейская, реформированная версия игры, созданная англичанином Эдмондом Хойлом в XVIII веке. В последнее время короткие нарды получили распространение и в нашей стране, но не вытеснили длинные нарды.

Мы опишем правила игры в обеих ее версиях.

Кубики, доска и шашки

Инвентарь прост: доска с двадцатью четырьмя лунками, два кубика и тридцать шашек (пятнадцать белых и столько же черных).

Игровым полем является внутренняя сторона доски (в отличие от шахмат и шашек). Доска разделена на две половины (это разделение называется «бар»).

В коротких нардах расстановка перед партией происходит следующим образом. Противники садятся друг напротив друга с разных сторон доски. Каждый игрок выстраивает шашки своего цвета в правой верхней лунке игровой доски. Фактически ваши шашки будут выстроены в ряд с правой стороны доски, шашки противника - напротив. Первоначальное местоположение шашек называется «головой».

Цвет шашек не определяет очередность хода (этот вопрос решается броском костей)

В процессе игры нужно будет провести свои шашки через лунки (поля) на верхнем и нижнем краях доски. Правая верхняя лунка на старте уже занята вашими шашками, левая нижняя - занята шашками противника. Соперники ведут свои шашки вокруг доски против часовой стрелки. Ваша задача - провести их сначала через лунки дальнего края доски, а потом через лунки ее ближнего края в правую ближнюю четверть, которая называется вашим «домом». После этого вы сможете начать вывод с доски своих шашек. Такую же задачу выполняет и ваш противник - его «дом» находится (с вашей точки зрения) на дальнем левом краю поля.

Нарды: правила игры для начинающих с картинками:

Победителем считается тот, кто успел первым вывести все свои шашки из игры.

Третий обязательный элемент инвентаря - это два кубика (игральные кости). В нардах они имеют специальное название - зары. Перед каждым ходом игрок кидает обе кости. От суммы возможных очков зависит то, какие действия сможет совершить игрок.

Правила игры в длинные (простые, классические) нарды

В начале игры все шашки противников расставляются описанным в прежнем разделе образом, в «голове». Затем броском кубиков игроки определяют, кому принадлежит первый ход.

Перед тем как сделать ход игрок снова бросает две кости, чтобы определить, на сколько шагов он может передвинуть шашку вперед. Например, выпавшие числа 3 и 2 позволяют ему снять шашку «с головы» и продвинуть ее на три лунки и еще на две вперед. Следующий ход делает противник, далее игроки продолжают ходить по очереди.

Снимая «с головы» шашки, игроки могут двигать только одну шашку за свой ход. Но есть исключение: в правилах игры в нарды предусмотрен дубль. Если при первом броске костей выпадает дубль: 3 и 3, 4 и 4, 6 и 6, можно ходить двумя шашками (например, при броске 3 и 3 продвинуть и ту и другую вперед на три клетки).

  • сходить одной шашкой дважды за один ход (например, если 2 выпало на одном кубике и 3 на другом - сходить одной шашкой на три шага и тут же - на два)
  • сходить двумя шашками (при броске костей 2 и 3 передвинуть одну шашку на 2 шага, другую - на 3 шага).

Это очень важный момент: игрок может выбрать, какой вариант более целесообразен, и поступить по обстоятельствам.

Если в лунке уже стоит собственная шашка, ставить туда свои шашки (в любом количестве) - можно.

Если в лунке уже стоит шашка противника, ставить туда свою шашку нельзя.

Ходить на произвольное количество шагов нельзя.

Ходить назад нельзя.

Пропускать ход, если есть какая-либо возможность сходить, нельзя. По правилам необходимо делать ход в свой черед, даже если это действие ухудшит ваше положение. Пропустить ход можно лишь в том случае, когда правила вообще не оставляют возможности ходить.

Игра в нарды, фото:

Если выпал дубль (одинаковый бросок двух костей), то общее число шагов удваивается. Например, при броске 4:4 игрок ходит не на 8 лунок вперед, а сразу на 16 (одной шашкой на 16 лунок-полей или двумя шашками на 8).

В течение партии желательно не только как можно скорее довести все шашки до своего «дома», но и поставить палки в колеса противнику. Поставив шесть ячеек своего цвета подряд, вы создаете «непроходимый заслон», через который противнику не пробиться. Мы помним, что ходить на лунку, занятую шашкой противника, нельзя, и, скажем, при броске костей на 5 и 4 невозможно сразу сходить на девять пунктов вперед, а можно только 4, а потом сразу же на 5 шагов (либо сначала на 5, а потом на 4). Таким образом, перепрыгнуть «мост» из шести шашек противника не получится.

В отношении строительства «мостов» имеется ограничение. Строить мост можно только в том случае, если впереди этого заслона находится хотя бы одна шашка противника.

Когда все шашки - уже в «доме», игрок начнет снимать их с доски, чтобы скорее завершить партию. Пока хотя бы одна шашка остается на доске, ваша партия не завершена. Делается это тоже по броску кубиков. Так, при броске 1 и 3 убирается по одной шашке из тех, что стоят в первой и третьей лунке справа. Если с данного поля уже убраны все шашки, снимается шашка со старшей позиции. При этом шашки можно не только снимать, но и передвигать в «доме».

Считается, что в нардах ничьи не бывает. Однако в последние годы появилось одно исключение. Если один из соперников уже убрал все шашки с поля, надо дать другому один ход. Если за этот ход он тоже успеет убрать все шашки, считается, что наступила ничья.

Конец одной партии - это еще не конец матча. Противники могут провести несколько игр на очки. При этом важно, что в длинных нардах есть два вида побед. Более полная победа называется «марс» (один противник уже завершил игру, а другой еще не успел ввести в «дом» все свои шашки). Проигравший «марс» проигрывает двойное количество очков.

Правила игры в длинные нарды: видео

Правила игры в короткие нарды

Между двумя разновидностями игры много общего. Та же доска, то же количество шашек. Поэтому мы расскажем лишь о специфических особенностях коротких нардов.

Правила игры в короткие (быстрые) нарды таковы, что шашки противника движутся друг навстречу другу (дом белых и дом черных находятся друг напротив друга). Поэтому игра - скорее сражение, чем бег наперегонки.

Правила разрешают и предписывают сбивать с доски шашку противника. Как мы помним, в длинных (классических) нардах нельзя поставить свою шашку в лунку, если там уже стоит чужая шашка. В коротких нардах правила иные - если в лунке стоит лишь одна шашка (это называется «блот»), противник может выбросить ее, поставив на это место свою. Но если в одной лунке более двух шашек, ни взять их, ни остановиться на этом поле - нельзя. Сбитые шашки складываются на «баре» (черта, которая делит поле пополам). Противник стазу попадает в невыгодное положение: следующим ходом ему предписано вернуть свою шашку в игру. Вводить ее в дело приходится в «доме» противника, то есть на максимальном расстоянии от цели - своего собственного «дома». В какую лунку ее ставить, определяет бросок костей. Так, если кости показывают 3 и 5, то можно на выбор поставить шашку в третью или в пятую лунку. Если же сделать такие ходы невозможно технически (лунки заняты двумя и более шашками противника), придется пропустить ход и попытать счастья следующий раз.

«Побить» шашки противника - это значит замедлить его продвижение к финишу и, следовательно, увеличить собственные шансы на победу. По этой причине занимать сводное поле (лунку) только одной фишкой - довольно опасно.

Победить в коротких нардах можно по-разному. Более полная победа называется «марс» (если проигравший еще не успел снять с поля ни одной шашки). Еще более полная победа называется «кокс» (если проигравшему не удалось снять ни одной шашки и кроме того хотя бы одна его шашка осталась на баре или в «доме» противника). «Марс» дает двойное количество очков, «кокс» дает тройное количество очков.

Правила игры в короткие нарды: видеоурок

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

Делиться

Отправить

Класснуть

Вотсапнуть

Играть в нарды - значит погрузится в древнюю традицию, пришедшую с Востока, возраст самой старой найденной доски составляет не менее 5000 лет.

Когда-то это было очень распространено среди знати, а исход партии влиял на решения правителей.

Куда идут белые и черные камни

Смысл процесса сводится к тому, чтобы камни игрока прошли полный круг по доске, оказались в «доме» (последней четверти игральной доски), а затем играющий должен вывести камни с доски раньше соперника.

https://miaset.ru/education/tips/backgammon.html

Есть ли разница между длинными и короткими нардами

Отличия коротких нардов от длинных:

  • изначальная расстановка в коротких более сложная;
  • в них можно сбивать одиночные фишки противника, что недопустимо в длинных;
  • в коротких есть куб даве (удвоения), что позволяет удваивать ставку, повышать интерес. Когда в 1920 году была реализована система удвоения, нарды стали видом спорта;
  • мастерство игрока очень много значит для победы. В длинных нардах велика роль случая.

Короткие нарды, или backgammon, предпочитает большинство людей на Западе.

Результат партии часто бывает неожиданным. Иногда кажется, что один игрок в безвыходном положении, но даже за один ход отчаянная ситуация в корне может измениться. За это и любима эта игра во всем мире. Вариант длинных нардов популярен, но его правила более просты.

С чего начать

Если вы сели за нарды, как играть, правила и основные принципы вы должны изучить заранее.

Перед началом игры важно понять, как устроено игровое поле.

На доске есть 24 треугольника, которые называются «пунктами».

По ним двигаются камни. Изначальное положение шашек называется «голова».

Движение происходит против часовой стрелки. Нужно провести все свои камни через доску в «дом».

Фишки обычно красного и белого или красного и черного цветов.

Главное, они должны различаться по окраске.

Кубики (зары) при броске должны упасть на одну сторону доски и устойчиво лечь на грань. Игра проходит с 2 кубиками.

На них выпадают два числа, например 4-1. Это значит, что одну шашку можно переставить на 4 пункта, а другую - на 1.

Исключение составляет первый ход («с головы»), можно передвинуть только одну фишку. Если во время первого хода она попадает на пункты, где стоят фишки соперника, то допустим ход двумя шашками.

Тактика заключается в том, чтобы овладеть как можно большим количеством пунктов, чтобы ограничить возможности передвижения противника.

Нарды в социальных сетях и для смартфонов

Социальная сеть «ВКонтакте» предлагает поиграть в приложениях. vk.com/igra.nardy — По этой ссылке можно поиграть в длинные нарды, короткие есть здесь — vk.com/korotkie.nardy .

Для iOS есть такое приложение freesoft.ru/zolotye_nardy. С различным дизайном, вариантами игры и уровнями сложности. Или здесь gados.ru/ios/nardy-hd-dlya-ipad-ios/ классическое оформление. Бесплатно можно поиграть и в короткие, и в длинные нарды.

Играя можно получить удовольствие и заработать

На деньги можно поиграть на следующих ресурсах:

  • fpclub.eu — Это одно из наиболее популярных мест, где можно выиграть. Здесь можно найти разные варианты нардов.
  • skill7.net — На этом сайте не нужно скачивать дополнительно клиент для игры. Работают все известные платежные системы.
  • rushplay.com/landing/ — Есть большой выбор столов. Можно подобрать подходящий по уровню, размеру ставок, скорости.

Что нужно сделать для победы

Не забывайте, в чем суть длинных нардов. Нужно раньше противника снять свои шашки с доски. Перед тем, как сделать ход, стоит обдумать его пользу для вас.

Превосходство нужно завоевывать с первых ходов. Для этого каждый ход нужно переставлять одну фишку с начальной позиции, а вторую продвигать вперед. Так очень скоро все будут введены в игру, а забытых и заблокированных противником не останется.

Нельзя давать противнику возможность занимать три пункта подряд возле вашей «головы». Ввести фишки в игру станет значительно сложнее.

Особая комбинация выпавших кубиков из двух одинаковых чисел («куш») дает возможность сделать 4 хода, вместо обычных 2. Постарайтесь к этому приготовиться. Ведь такой случай может изменить ход всей партии.

Блокировка противника на подходе к вашим четвертям поможет замедлить его продвижение вперед. Нужно занять от 3 до 5 пунктов подряд.

На подходе к «дому» шашками нужно занять наиболее выгодные позиции с середины четверти. Один застрявший среди фишек противника камень может привести к поражению.

В короткие нарды следует спокойно следовать по своему плану, противник обязательно постарается сбить вас с толку, если поймет вашу стратегию.

Понимание важности ее приходит с ростом мастерства. Освоение различных тактических приемов принесет уверенность в себе.

Нужно все время держать ситуацию под контролем: кто ближе к победе, как повернуть игровой момент в свою пользу.

Стратегии коротких нард:

  1. Застройка дома. Нужно скорее перевести шашки на позиции в доме. Противнику будет сложнее отойти и ввести сбитые шашки. Фаза сброса окажется ближе.
  2. Комбинирование. Одновременная застройка дома и вывод двух шашек из дома соперника.
  3. Рискованная игра. Стремление занять стратегически выгодные позиции может привести как к скорой победе, так и к не менее скорому поражению.
  4. Отвод шашек. Главной задачей ставится вывод двух шашек с пространства противника. Только броски на 5-6 и 6-6 дают такую возможность.
  5. Игра с якорями. «Якори» на стороне противника хоть и не мешают ему продвигаться к «дому», но подставляют его шашки под выбивание.
  6. Осторожная игра. Игроком делается упор на защиту, игра может затянуться. Один удачный ход противника может решить исход партии.

При игре и в длинные, и в короткие нарды понимание стратегии противника уже приближает вашу победу.

Нарды развивают стратегические и тактический способности не хуже, чем шахматы. Эта игра станет проверкой и тренировкой для внимания и сообразительности.

Стоит поискать достойных реальных, а не виртуальных соперников, ведь они могут стать настоящими учителями для вас, указывая на ошибки и раскрывая интересные комбинации.

Как играть в нарды — правила для начинающих

Обязательно ОЦЕНИ СТАТЬЮ!

Доска для нард похожа на шахматную, только действие происходит с внутренней стороны, а не с внешней, как в шахматах. Поле разделено на 24 лунки, по 12 с каждой из сторон поля. Используется 30 шашек, по 15 штук разного цвета у каждого из двоих играющих, два зара. Зары - обычные игральные кости (кубики).

Расстановка фишек, начало и цель

Нарды длинные. Каждый игрок устанавливает все свои шашки в первую лунку правого верхнего от себя угла доски. Правая её часть называется двор белых, левая – двор черных. Первым ходит тот, чей зар покажет больше очков при броске. Вторую игру начинает победитель. Цель игры – перевести все свои шашки против часовой стрелки на последнюю четверть доски, «дом» (если для своих фишек считать первой ту, где они стоят) и затем выбросить их. Для совершения хода бросают оба кубика. Если хоть один из них упал на ребро доски или вылетел за её пределы, бросок повторяют. Количество выпавших очков определяет число лунок, на которое можно двигать одну или две фишки (какие именно, решает сам игрок).

Движение шашек в длинных нардах

В первый ход одну шашку двигают на то количество лунок, которое покажут зары. За один раз с «головы» (лунка, в которую их ставят в начале) можно брать только одну фишку. Исключение делается в том случае, если на кубиках выпало одинаковое число («куш», допускается четыре хода), тогда можно снять две фишки. Например, если выпали «двойки», есть такие варианты:

Снять с «головы» одну фишку и сходить ею четыре раза по две лунки;

Снять две, и сходить обеими два раза по две;

Снять две, одной - один ход на два деления, второй три хода по два деления.

Когда на поле все шашки, при «кушах» ходят четыре раза, какими фишками и как, решаете сами. Запрещено ставить шашку в ту лунку, где уже стоит чужая, на «голову» своей ставить можно. Если, например, в первый ход выпали «куши» шестерки, единственный вариант – снять две шашки и переставить их в седьмую лунку, следующий ход попадает на «голову» чужих фишек.

Игроку нужно не только как можно быстрее передвинуть свои фишки на последнее поле, но при этом еще и мешать двигаться сопернику, занимая как можно большее количество лунок. Тогда противник будет терять ходы и у него будет меньше вариантов передвижения. Если после броска некуда ходить из-за того, что все возможные для хода деления заняты чужими шашками, пропускают кон. Отказываться от хода, даже если он не выгоден, нельзя.

Выбрасывание фишек, конец игры

Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они будут в «доме». Скидывают их по количеству выпавших очков: выпало 6 и 4, удаляются шашки с шестой и четвертой от конца поля, лунки. Если в гнездах, номер которых выпал, нет фишек, делается ход на это число (выпал 1 и 2, когда все стоят на шестой лунке – делается ход на 1 и 2 деления; 6 и 5 когда все уже на первом поле - просто выбрасываются две).

Ничьих не бывает, победит тот, кто первым сбросит все шашки. Ваш бросок!

Нарды известны с давних времен, но и сегодня данная игра пользуется огромной популярностью. Прародители неизвестны. Есть различные предположения – греки, индусы, персы, египтяне. Однако мы точно знаем, что в нарды играют на протяжении многих тысяч лет, поскольку древнейшая из найденных досок датируется 5 тысячным годом до нашей эры. Доски находят повсюду – начиная от Анатолийского полуострова (Малая Азия) до дельты Нила.

Есть красивая легенда про древних персов и индусов, где упоминается эта интеллектуальная игра. Желая поверить находчивость персов, индусы отправили шахматы, чтобы те самостоятельно догадались, как передвигать фигурки на доске. Персы с легкостью справились с поставленной задачей и послали уже свою игру – сегодня известную, как нарды. Басня гласит, что у жителей Индии не получалось разгадать и понять правила длинных нард более десяти лет!

Игровая доска и вспомогательные атрибуты

Доска состоит из двадцати четырех ячеек (пунктов, полей, треугольников), которые собраны в отдельные группы по шесть штук. Каждому игроку дается по пятнадцать шашек (камней). То есть, всего тридцать шашек – по пятнадцать черного и белого (красного) цвета. Имеется два кубика (кости), которые правильно называются «зарами».

Смысл игры достаточно прост: максимально быстро завести камни в «дом» и убрать их с доски. Первый кто это сделает – тот и одержал победу.


Длинные нарды, правила

Вначале по очереди на доску бросаются кости. Тот игрок, у которого кубики показали больше очков за бросок – и делает шаг первым.

Первоначально шашки располагаются в одну линию в угловом пункте. Эта позиция именуется «голова».

Правила игры в длинные нарды гласят, что с «головы» за шаг снимается только один камень. При первом ходе действует исключение, если случается дубль – выпадает идентичное количество очков. Например, 4-4 или 1-1. В таком случае с «головы» удаляется две шашки.

В длинных нардах все шашки перемещаются строго против часовой стрелки.

Правила игры в длинные нарды с примерами по пунктам

При броске кубиков шашки двигаются, согласно выпавшим очкам, по следующим правилам:

    перемещать разрешено любое количество камней;

    если в ячейке стоит шашка оппонента, то в ту же ячейку свою шашку заводить нельзя;

    в одном пункте можно размещать абсолютно любое число камней;

    ходить необходимо на то число очков, которое показали кости (выпавшие очки нужно реализовать даже себе в ущерб);

    действует правило «полного хода» - если имеется два варианта ходов (с использованием одного кубика и двух), то игрок обязан ходить с использованием двух кубиков;

    шаг пропускается, когда допустимые варианты хода отсутствуют;

    очки на кубиках суммировать не разрешено;

    непроходимый «забор» нельзя делать, если впереди этого заслона имеются не свои камни.

Выбрасывание камней с игровой доски. Правила нарды классические длинные

На финишном этапе игры, когда уже все камни расположены в «доме», переходят к снятию камней с доски. Это делается таким образом:

    шашка снимается с той ячейки, на которую указывают выпавшие очки кубиков;

    при условии, что таких шашек нет, двигается со старших позиций;

    при отсутствии старших позиций, игрок переходит к снятию камней с младших позиций;

    нет необходимости снимать шашки после каждого хода, можно ограничиться перемещением шашек в «доме».

Правила длинные нарды Марс

Если игрок не успел убрать с доски ни одной шашки, а противник к этому времени снял все камни – эта ситуация именуется «марсом». Ставка при такой победе умножается на два. В отличие от коротких нард, здесь «кокса» не существует.

Нарды длинные, правила игры для начинающих. Тактические приемы

1. Начинаем партию. Нужно постараться овладеть выгодными позициями. Известно, что за один ход с «головы» допускается снимать одну шашку (исключение первый ход с дублем очков на камнях), то для этого нужно максимально выгодно использовать каждый шаг. Именно по этим причинам, чаще всего, на первых ходах с «головы» обязательно снимают шашку.

2. Победные позиции. Сбивать шашки оппонента нельзя, поэтому игрок пытается занять на доске максимально выгодные позиции - ячейки.

3. «Заборы». Выстроенные в очередь камни игрока называются «забором». Если в таком «заборе» насчитывается шесть шашек, то его не обойти.

4. Недостаток ходов. Игроку доступно различное количество ходов – от 1 до 6 по граням кубика. Однако возникают интересные случаи (к примеру, во время первого хода), когда при дубле 6-6 игроку доступно два хода, а не четыре. Случается потеря шагов. Успешное использование подобной ситуации считается признаком хорошего опыта и умений игрока.

5. Выброс камней. В четвертой четверти нужно правильно захватить позиции, грамотно ввести камни в зону выброса и, соответственно, осуществить сам выброс.

Результаты

Ничья невозможна при игре в длинные нарды. Игрок выбрасывает все камни? Оппонент считается проигравшим, несмотря на то, что следующим ходом получается также выбросить все шашки. На этом моменте партия считается оконченной.