Что такое заваленный горизонт и линия горизонта и почему этому уделяется такое внимание? Горизонт завален! Хорошо или плохо

Что нужно знать для того, чтобы не завалить горизонт, фотографируя архитектуру и различные здания.

Фотографируя здания, следует следить за тем, чтобы высокие здания не подвергались искажению, превращаясь в подобия пирамид. Чаще всего начинающие фотографы допускают ошибку при съемке широкоугольными объективами. Они заваливают горизонт, вследствие чего здания становятся похожими на Пизанскую башню.

Чтобы избежать этой ошибки есть четыре способа.

Первый способ - фотографирование объекта с точки, возвышающейся над уровнем земли. Снимать можно из окна, с балкона или крыши здания.

Второй способ - увеличение площади переднего плана. На переднем плане можно расположить какой либо объект. Это может быть обычная лужа или небольшой кустарник, различные предметы и приборы. Эти дополнительные объекты должны гармонично вписываться в общий кадр. Многие знаменитые фотографы пользуются этим приёмом. Можно часто встретить снимки зданий, сделанные с другой стороны дороги или даже с другого берега реки или парка.

Третий способ - постобработка в Фотошопе позволит исправить заваленный горизонт или геометрические искажения, но часто на все 100% исправить кадр не удается. Для предотвращения порчи кадров нужно учиться снимать хорошо с самого начала, а не надеяться на Фотошоп.

Четвертый способ - применение в съемке специальных тилт-шифт объективов. Этот способ подойдет не всем, так как такие объективы стоят не дешево, и они не слишком распространены, однако они позволяют избавиться от геометрических искажений на стадии фотографирования.

При фотографировании городских пейзажей может быть очень полезной функция отображения сетки на экране камеры. Благодаря этой сетке очень просто заметить малейшие отклонения от линии горизонта.

Избегать заваленного горизонта стоит там, где его не должно быть. Именно так, ведь наклон линии горизонта является впечатляющим художественным эффектом, который работает на раскрытие замысла фотографа, однако этим приёмом следует пользоваться аккуратно и обдуманно.

Это может показаться одним из самых простых действий в фотографии: выравнивание горизонта. Большинство фотографов старается, чтобы горизонт на фотоснимках был прямым, но обычно этому уделяется не особо пристальное внимание. А почему? Ну, потому что выравнивание горизонта - очень простая задача. Не так ли? На практике, однако, выравнивание видимой границы неба с землей требует большей осторожности, чем многие думают.

Вы не можете просто полагаться на "виртуальный горизонт" своей камеры или инструмент автоматического выпрямления при постобработке. Человеческое восприятие уровня горизонта - более сложно. Давайте разберемся по порядку.

Простые случаи

Иногда выравнивание горизонта вовсе не сложно. В ситуациях, когда он полностью ровный, вокруг нет очевидных отвлекающих факторов, например, морских пейзажей или больших полей. В такой ситуации откорректировать линию действительно просто.

Однако простые случаи попадаются намного реже, чем вы думаете. Чаще всего, что-то в снимаемой сцене приведет к тому, что горизонт окажется неровным или изогнутым. В от дельных случаях, возможно, даже не видно четкого горизонта. Эти ситуации делают проблему намного сложнее.

Перцептивный горизонт

Каждая фотография имеет свой перцептивный, или визуально воспринимаемый, горизонт - угол, под которым изображение выглядит ровно.

Перцептивный горизонт не всегда согласуется с реальным горизонтом. Другими словами, - это когда вы используете пузырьковый уровень на верхней части своей камеры, и он говорит, что изображение полностью ровное, но ваши фотографии визуально воспринимаются сильно наклоненными. То же самое можно сказать и о виртуальном горизонте в камере, который уверяет фотографа не верить глазам своим и считать заваливший весь снимок на бок ровной ограничивающей линией.

Причина? Если удаленные объекты на вашей фотографии наклонены, например, как на фотографии ниже, где длинная гряда проходит посредине кадра, они должны функционировать в качестве новой горизонтальной линии. Если это не так, ваше фото не будет выглядеть ровным, независимо от того, насколько хорошо вы выравнивали камеру относительно реального горизонта в снимаемой сцене.


Нужно помнить, что визуально воспринимаемый горизонт не всегда соответствует "технически правильному" горизонту.

Более сложные случаи

Большинство фотографов соглашаются, что когда на фотоснимке присутствует неравномерная холмистая , необходимо наклонять камеру, чтобы изображение выравнивалось. Но у фотографов-пейзажистов возникают ситуации намного сложнее.

Иногда совершенно другие визуальные сигналы могут сделать фото наклонным. Например, снимок ниже красноречиво демонстрирует это, так как горизонт на фотографии ровный, но для многих людей изображение будет иметь сильный наклон.


Вот эта же фотография с наложенной горизонтальной линией. Линия отмечена немного ниже горизонта, чтобы лучшим образом проиллюстрировать все вышесказанного.

Если вы видите четкий наклон в исходном изображении, о чем это говорит? В случае, который мы рассматриваем, ответ располагается на другом уровне фотографии - визуальный горизонт фиксируется по волнам, вымывающимся на берег. Из-за наклонной природы пляжа и эти линии кажутся наклонными. Таким образом получается, что каждый визуальный сигнал на фотографии говорит зрителю о том, что изображение слишком наклонено вправо вниз. Единственная линия, которая кажется плоской, - это сам горизонт, который недостаточно силен, чтобы перевесить все контрпримеры на переднем плане.

Это не единственный случай, когда сложно понять что же выступает истинным горизонтом на снимке. Человеческую визуальную систему легко обмануть, если сделать все правильно. Взгляните на рисунок ниже. Вы видите четкий наклон (верх налево, низ направо).

На самом деле это не так. Данное изображение полностью ровное, но подавляющее большинство людей увидят в нем неоспоримый наклон, так как мозг человека видит по отдельности каждый сегмент и воспринимает его наклонным, что и создает впечатление общей наклоненности.

Приведенный пример ничем не отличается от фотографий. Даже если горизонт в вашей фотографии является технически ровным, соответствующим ориентировочным линиям в программе для постобработки, это вовсе не означает, что линия горизонта и выглядит ровно.

Что можно посоветовать начинающим фотографам? Приспосабливайтесь к визуально воспринимаемому горизонту, так как это лучший способ сделать свои фото интересными для постороннего зрителя.

Какие еще возникают ситуации, влияющие на возможность выровнять горизонт?

  1. Общий неравномерный наклон в снимаемой сцене.
  2. Заметное искажение объектива.
  3. Простое отсутствие горизонта в некоторых изображениях.
  4. Другие обманчивые визуальные линии.

Что вы можете сделать в таких случаях, то есть в большинстве случаев?

Рекомендации следующие: стремиться к передаче визуальной линии горизонта, а не технической. В большинстве случаев вы хотите, чтобы ваши фотографии выглядели ровно, даже если технически ровными они не являются. Чтобы добиться подобного результата, следите внимательно за любыми линиями, которые попадают в ваш кадр. Вполне вероятно, что в вашей композиции есть дерево, которое будет казаться наклонным, или полоски на переднем плане, влияющие на кажущуюся прямолинейность изображения.

Не используйте слепо опцию "автоматического выпрямления" в своем программном обеспечении при постобработке изображения. То же самое касается пузырькового уровня или линий виртуального горизонта в камере. Даже рисование горизонтальной линии на ЖК-экране для выравнивания изображения не будет стопроцентно надежным. И хотя эти методы работают в определенных ситуациях, они определенно не всегда будут соответствовать перцептуальному горизонту.

Еще один совет, который стоит упомянуть: попробуйте зеркально отразить изображение в горизонтальной плоскости при постредактировании. Посмотрев на новую версию, вы увидите фотографию в новом свете, включая потенциальные проблемы с горизонтом, который могли и не заметить изначально.


Отразите фотографию зеркально по горизонтали

Кроме того, стоит периодически пересматривать свои старые фотографии и проверять выглядит ли на них горизонт ровным и горизонтальным. Посмотрев свежим взглядом вы сможете оценить свои усилия и получившуюся работу и понять не стали ли недостатки кочевать из работы в работу.

Достаточно ли этих советов, чтобы все ваши фотографии стали выглядеть ровненькими? По всей видимости, нет. Выравнивание своих снимков в соответствии с визуальным горизонтом, требует некоторого времени и практики для освоения. На самом деле, наверное, стоит признать, что советы не могут помочь всем безусловно. Каждый человек видит мир по-своему. (То, что выглядит абсолютно ровным для вас может показаться наклонным кому-то другому.)

Тем не менее, стоит попробовать. Заваленный горизонт во многих случаях будет свидетельствовать о непрофессионализме или спешке. Неровный горизонт иногда и только иногда выступает в роли фишки и специально задуманного нюанса. А для большинства фотографов ровная, четко горизонтальная линия соединения неба с землей - то, что нужно. Не забывайте об этом, когда собираетесь снимать, например, пейзажную фотографию.

Во время просмотра недавно сделанных фотографий обнаружили, что на некоторых из них завалена линия горизонта? Не спешите удалять кадры: их ещё можно спасти. Для этого вам потребуется лишь установить на ПК фоторедактор и прочесть эту статью. В ней пошагово разберемся, как исправить заваленный горизонт, а также расскажем, как можно вовсе предотвратить его появление на ваших фотографиях.

Причины появления

Заваленный горизонт - частый гость на работах начинающих фотографов. Но профессионалов эта беда тоже не всегда обходит стороной. И дело совсем не в опыте и знаниях: иногда сбой дает сама техника и преподносит фотографу неприятный сюрприз в виде подпорченных кадров.

Бывают случаи, когда «завал горизонта» используется в качестве художественного приема. Он называется голландский (или немецкий) угол: съемка осуществляется снизу вверх, а сам кадр в итоге частично завален на бок. В фотографию этот прием пришел из кинематографа: режиссеры немецких экспрессионистских фильмов часто использовали его для изображения беспокойства и дезориентации героя.



Если это не ваш случай, то постарайтесь всеми средствами предотвратить появление на фото неровного горизонта. В большинство современных моделей фотокамер уже встроена функция-помощник. Например, в Canon 60D она называется «электронный уровень». Также можно использовать сетку «правило третей», которая поможет не только проследить за горизонтом, но и распланировать композицию кадра.

Линию горизонта постарайтесь выбирать осознанно. Если снимаете пейзаж, то заранее определите, на чем хотите сделать акцент: на верхней части снимка или нижней. Фотографии, на которых линия горизонта проходит строго по центру, часто проигрывают кадрам, на которых он сдвинут чуть ниже или выше. Например, здесь сделан акцент на небо:



Если избежать появления дефекта не удалось, то воспользуйтесь фоторедактором. Это очень легко! Вы исправите заваленный горизонт в программе всего за три шага.

Шаг 1. Запустите программу

Для начала скачайте программу с нашего сайта. Это не займет много времени: дистрибутив весит 39 МБ - это в десятки раз меньше, чем фотошоп и другие популярные фоторедакторы. Установка тоже не вызовет никаких проблем: процесс стандартен и займет не более трех минут. После её окончания запустите «ФотоМАСТЕР». Кликните по кнопке «Открыть фото» и загрузите снимок, который хотите отредактировать.


Шаг 2. Исправьте горизонт

Теперь перейдем непосредственно к решению нашей проблемы. Для этого обратимся к разделу «Композиция» и выберем опцию «Геометрия». Фото можно исправить «на глаз», но лучше сразу включить сетку: только так вы сможете внести максимально точные правки. Попробуйте и убедитесь сами!



Выровняйте горизонт, ориентируясь на линию, расположенную ближе к нему. Когда это будет сделано, кликните «Обрезать автоматически» и белые края, появившиеся из-за поворота, исчезнут.



Шаг 3. Сохраните результат

Теперь вы знаете, что значит завален горизонт на фото и как его можно исправить. Осталось лишь сохранить обработанное фото. Его можно оставить на компьютере в любом графическом формате: JPG, BMP, PNG и TIFF. Также «ФотоМАСТЕР» позволяет распечатывать снимки, предварительно детально настраивая этот процесса.


Другие возможности: быстрая обработка любых фото

Если фотографии не хватает четкости, то вы можете продолжить редактирование и повысить ее резкость. В разделе «Улучшения» > «Резкость» передвигайте бегунки по шкалам и следите за изменениями снимка на экране. Абсолютно аналогично можно скорректировать и другие параметры фотоснимка: экспозицию, баланс белого, насыщенность и т.д.



Также в программе есть подборка инструментов для проведения ретуши и улучшения пейзажных снимков. К примеру, с помощью вы усилите глубину кадра и поможете заиграть ему новыми красками.

Как видите, если на фото горизонт завален, то это значит, что нужно воспользоваться редактором и исправить ошибку. В «ФотоМАСТЕРе» вы быстро разберетесь с этой проблемой и выровняете горизонт на любом фото на раз-два!



Вопрос о том, где нужно располагать горизонт на снимке, может вызывать разногласия, как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения личных предпочтений. Если разместить линию горизонта правильно, то она или сделает композицию лучше, или не будет привлекать к себе внимания. А вот если разместить её неудачно, она может оттягивать внимание зрителя от действительно интересных элементов фотографии.
Одно из основных «правил» о расположении линии горизонта, с которым можно столкнуться во многих письменных источниках, говорит о том, что вам никогда не стоит помещать линию горизонта в центр кадра, лучше оставить её на одной трети от края кадра. Как и в случае с большинством правил, существует много ситуаций, когда на данное правило можно без зазрения совести закрыть глаза, так что вот несколько принципов, которые помогут вам определить в какой части вашей фотографии лучше расположить линию горизонта.

Низкий горизонт

Размещение линии горизонта ближе к нижней части фотографии – это отличный способ подчеркнуть эффектное небо. Оставив горизонт в нижней части кадра, вы делаете верхнюю часть изображения более приоритетной, поэтому в идеале вам нужно, чтобы в ней было что-то, что захватит внимание зрителя. Не размещайте горизонт низко, если на небе нет ничего, потому что в таком случае вы оставите более половины кадра для пустого голубого неба, что не сможет надолго заинтересовать людей, смотрящих на снимок.

Низкий горизонт даёт небу возможность доминировать на фотографии, помогая подчёркнуть движение облаков.

Высокий горизонт

В противоположность сказанному ранее, размещение линии горизонта ближе к верхней части кадра позволяет доминировать нижней части фотографии, что в свою очередь даёт вам возможность выделить детали на переднем плане и провести взгляд зрителя через них к небу.

Пустое небо и передний план, на котором есть много деталей, делают выбор того, где разместить на фотографии горизонт, очень простым.

В обоих из описанных выше случаев, не забывайте об искажении любых вертикальных линий, которые находятся у края кадра (например, деревья, здания). Линии либо окажутся вогнутыми по направлению к центру фотографии, либо будут выгибаться за края, поэтому, возможно, придётся поработать над ними на этапе постобработки.

Горизонт в центре кадра

Это, наверное, самый сложный тип расположения горизонта с точки зрения композиции. Когда линия горизонта находится настолько близко к центру кадра, велика вероятность того, что сцена будет выглядеть несбалансированной. Если вы собираетесь делать подобные снимки, следите за тем, чтобы линия горизонта находилась точно по центру кадра. Если она будет расположена чуть-чуть выше или чуть-чуть ниже, то, скорее всего, будет создаваться впечатление, что вы хотели сделать фотографию с линией горизонта в центре кадра, но не были достаточно аккуратны либо во время работы над композицией, либо при обрезке кадра.
Линия горизонта в центре кадра очень хорошо смотрится на фотографиях с отражением, ведь на подобных снимках изначально очень легко получить сбалансированную композицию.

Расположение линии горизонта в центре может отлично сработать при съёмке отражений.

Также, если кадр будет разделён линией горизонта пополам, желательно следить за тем, чтобы на снимке находилось что-нибудь, что прерывает линию горизонта (идущее от земли к небу). Благодаря этому удастся сохранить связь между двумя половинами фотографии.

Два столбика, прерывающих линию горизонта на данной фотографии, помогают связать небо и передний план, чтобы они не воспринимались как два отдельных элемента.

Без горизонта

В разговоре о размещении линии горизонта стоит упомянуть опцию отсутствия этой самой линии на фотографии. Если небо не добавляет ничего к сцене, которую вы видите перед собой, подумайте над тем, чтобы оставить его вне кадра и сконцентрироваться лишь на деталях ландшафта.

Вы можете вообще убрать линию горизонта со своей фотографии и сконцентрироваться на деталях ландшафта.

Ну, вот, собственно, и все с рассуждениями, которые призваны помочь вам понять, что же вы хотите сфотографировать и где в кадре, исходя из этого, стоит разместить линию горизонта.

Очень часто в сети можно встретить расхожую фразу, которой, по мнению многих, можно "раскритиковать" практически любую фотографию: «Горизонт завален!»

– Горизонт завален! – восклицают восторженные "критики", убежденные в своей правоте. Но всегда ли они правы? Давайте разберемся.

Да, именно "завал" горизонта всегда выглядит некомфортно и не выразительно. Чаще всего "завал" выглядит, как невнятный, неуверенный наклон, который никак не участвует в композиционном решении кадра. Очень часто подобные кадры могут вообще не иметь никакого композиционного решения и являться просто сканом окружающего пространства. А "красиво" может получиться случайно, из-за совпадения съемочных условий и настроек камеры. Такое иногда бывает.

Но не следует путать "завал" с намеренным наклоном, который иногда вводится в кадр и делает снимок более оживленным.

Ни для кого не секрет, что вертикальные и особенно горизонтальные линии придают изображению статичности и наполняют сюжет определенным спокойствием. Но далеко не всегда это решение нам подходит, особенно, если мы хотим наполнить снимок динамикой.

Таким образом, именно наклонные линии позволят придать снимку оживленности и создадут ощущение движения в кадре. Естественно, движение ради "движения" кадр тоже не улучшит и это решение должно всегда подкрепляться конкретной идеей, в которой динамика будет являться основой. Это может быть, например, какое-то активное действие в кадре или динамично развивающийся сюжет.

Следует также помнить, что если мы используем наклон в кадре, то он должен быть явным, выразительным и организованным. Ведь именно этим наклон и отличается от завала. Любой наклон - это всегда намеренное действие, а "завал" - самопроизвольное и неконтролируемое. В этом заключается основная разница между этими двумя, на первый взгляд, схожими понятиями.

Подробнее, о вариантах использования этих приемов и практическом их применении, я рассказываю на своих лекциях по композиции в Киевской Школе Фотографии . На этих занятиях мы детально разбираем когда и что уместно, в какую сторону лучше и в каких случаях, а также, самое главное, когда это нужно сделать. Ведь далеко не всегда новый изученный прием может работать с пользой и момент корректности тоже очень важен.

Поэтому, всегда с радостью ждем всех желающих к нам присоединиться и желаем вам прогрессивного творческого роста и новых идей!