Что общего между заходом солнца и функцией синус? Что общего между Солнцем и шампиньонами? Общего между солнцем

Шампиньоны двуспоровые или попросту шампиньоны — вкусные и богатые питательными веществами белые грибы. Этот сорт грибов является наиболее распространенным в мире. Считается, что они противостоят раковым заболеваниям и укрепляют имунную систему организма. Поскольку шампиньоны — распространенный продукт, многие люди даже не задумываются о том, что они являются не только недорогой и вкусной пищей, но и весьма полезны для здоровья. Шампиньоны являются источником витамина D. Солнце является для человечества не только , но и этого необходимого организму витамина.

На страницах ресурса Health Benefits of Eating в заметке «Health Benefits of White Button Mushrooms» рассмотрены те качества, которые делают шампиньоны непременной составляющей здорового рациона. Впрочем, в любом случае, при составлении рациона и, в особенности, при наличии каких-либо сомнений или противопоказаний следует консультироваться со специалистом, рассматривая информацию из Интернета исключительно в качестве вспомогательной.

Польза шампиньонов для здоровья

Показали, что белые шампиньоны богаты витамином D. Люди принимают солнечные ванны для того, чтобы насытиться этим витамином, в то время, как для получения этого витамина нужно просто ввести в свой повседневный рацион шампиньоны.

Как и другие съедобные грибы, белые шампиньоны являются эффективным противораковым средством. Причиной возникновения раковых заболеваний является деление аномальных клеток. Эти клетки разрушают здоровые клетки организма. Известно множество раковых заболеваний, в том числе — желудка, кожи и ободочной кишки. Белые шампиньоны подавляют соединение ароматазу, которое известно тем, что является причиной возникновения раковых заболеваний. Шампиньоны являются мощными антиоксидантами, помогающими бороться с раковыми клетками.

Шампиньоны нормализуют выработку эстрогена. Гормон эстроген является важным для репродуктивного цикла у женщин. У мужчин эту роль играет тестостерон. Разумеется, чрезмерная выработка любого из этих гормонов также ведет к различным проблемам. К примеру, чрезмерная выработка эстрогена у женщин может привести к раку груди, у мужчин избыток тестостерона — к раку простаты.

Как широко известно, все съедобные грибы богаты калием. Калий способствует предотвращению сердечных приступов, повышения кровяного давления и других недомоганий. Калий также нормализует уровень стресса и водный баланс, поскольку обладает свойством удержания воды.

Особый риск для мужчин представляет рак простаты. Белые шампиньоны снижают риск возникновения этого заболевания репродуктивной системы, препятствуя делению раковых клеток. Кроме того, шампиньоны способны также противостоять раку груди у мужчин, являющемуся хотя и редким, но от того не менее опасным заболеванием.

Питательная ценность белых шампиньонов

В скобках приведен процент от дневной нормы потребления. Питательная ценность приведена из расчета на 100 грамм сырых белых шампиньонов по информации от Министерства сельского хозяйства США, приведенной на страницах ресурса Nutritiondata.self.com

Общие сведения:
энергетическая ценность — 22 килокалории (1%);
углеводы — 3,3 грамма (1%);
белок — 3,1 грамма (6%);
жиры — 0,3 грамма (1%);
клетчатка, входящая в состав пищи — 1,0 грамм (4%).

:
фолиевая кислота (витамин B9) — 16,0 микрограмм (4%);
никотиновая кислота (витамин B3) — 3,6 миллиграмма (18%);
пантотеновая кислота — 1,5 миллиграмма (15%);
пиридоксин (витамин B6) — 0,1 миллиграмма (5%);
рибофлавин (витамин B2) — 0,4 миллиграмма (24%);
тиамин (витамин B1) — 0,1 миллиграмма (5%);
витамин A, которого очень много содержится в магний — 9,0 миллиграмм (2%);
фосфор — 86,0 миллиграмм (9%);
селен — 9,3 микрограмма (13%);
цинк — 0,5 миллиграмма (3%).

Знали ли вы раньше о том, что в шампиньонах содержится «солнечный» витамин D?

То, что без Солнца жизнь на Земле не существовала бы, люди поняли давным-давно, ведь его возвеличивали, ему поклонялись, а отмечая день Солнца, нередко приносили человеческие жертвы. За ним наблюдали и, создавая обсерватории, решали такие простые на первый взгляд вопросы о том, почему Солнце светит днём, какова по своей сути природа светила, когда происходит закат Солнца, где оно встаёт, какие объекты находятся вокруг Солнца, и планировали свою деятельность на основе полученных данных.

Ученые не догадывались, что на единственной звезде Солнечной системы существуют времена года, очень напоминающие «сезон дождей» и «сухой сезон». Активность Солнца попеременно возрастает то в северном, то в южном полушарии, длится одиннадцать месяцев, и столько же времени снижается. Наряду с одиннадцатилетним циклом его активности напрямую зависит жизнь землян, поскольку в это время из недр звезды выбрасываются мощные магнитные поля, вызывающие опасные для планеты солнечные возмущения.

Возможно, кое-кто удивится, узнав, что Солнце планетой не является. Солнце — это огромный, светящийся, состоящий из газов шар, внутри которого постоянно происходят термоядерные реакции, выделяющие энергию, дающую свет и тепло. Интересно, что подобной звезды в Солнечной системе не существует, а потому оно притягивает к себе все объекты более мелких размеров, оказавшиеся в зоне его гравитации, в результате чего они начинают вращаться вокруг Солнца по траектории.

Естественно, в космосе Солнечная система находится не сама по себе, а входит в состав Млечного пути, галактики, что являет собой огромную звёздную систему. От центра Млечного пути, Солнце отделяет 26 тыс. световых лет, поэтому движение Солнца вокруг него составляет один оборот за 200 млн. лет. А вот вокруг своей оси звезда оборачивается за месяц – и то, данные эти приблизительны: оно являет собой плазмовый шар, составные которого вращаются с разной скоростью, а потому трудно сказать, сколько именно времени уходит на полный оборот. Так, например, в районе экватора это происходит за 25 дней, у полюсов – на 11 дней больше.

Из всех известных на сегодняшний день звёзд, по яркости наше Светило находится на четвёртом месте (когда звезда проявляет солнечную активность, она светит ярче, чем когда спадает). Сам по себе этот огромный газообразный шар белого цвета, но из-за того, что наша атмосфера поглощает волны короткого спектра и луч Солнца у поверхности Земли рассеивается, свет Солнца становится желтоватого оттенка, а белый цвет можно увидеть разве что в ясный погожий день на фоне голубого неба.

Будучи единственной звездой Солнечной системы, Солнце также является единственным источником её света (не считая очень далёких звёзд). Несмотря на то, что Солнце и Луна на небе нашей планеты являются самыми крупными и яркими объектами, разница между ними огромная. Тогда как Солнце само излучает свет, спутник Земли, будучи абсолютно тёмным объектом, просто отражает его (можно сказать, что мы также видим Солнце ночью, когда на небе находится освещённая им Луна).

Светило Солнце – звезда молодая, её возраст, по оценкам учёных, составляет более четырёх с половиной миллиардов лет. А потому относится к звезде третьего поколения, которая была образована из остатков ранее существующих звёзд. Его по праву считают самым большим объектом Солнечной системы, поскольку его вес в 743 раза больше массы всех планет, вращающихся вокруг Солнца (наша планета в 333 тысяч раз легче Солнца и меньше его в 109 раз).

Атмосфера Солнца

Так как температурные показатели верхних слоёв Солнца превышают 6 тыс. градусов Цельсия, оно твёрдым телом не является: при такой высокой температуре любой камень или металл трансформируется в газ. К таким выводам учёные пришли недавно, поскольку раньше астрономы выдвигали предположение, что излучаемый звездой свет и тепло являются результатом горения.

Чем больше астрономы наблюдали за Солнцем, тем понятней становилось: его поверхность накалена до предела вот уже несколько миллиардов лет, а так долго ничего гореть не может. По одной из современных гипотез, внутри Солнца происходят те же процессы, что в атомной бомбе – материя преобразовывается в энергию, и в результате термоядерных реакций водород (его доля в составе звезды составляет около 73,5 %) трансформируется в гелий (почти 25%).

Слухи о том, что Солнце на Земле рано или поздно погаснет, не лишены оснований: количество водорода, находящегося в ядре, не безгранично. По мере его сгорания внешний слой звезды будет расширяться, в то время как ядро, наоборот, уменьшаться, в результате чего жизнь Солнца закончится, и оно преобразуется в туманность. Начнётся этот процесс нескоро. По расчётам учёных, это произойдёт не ранее, чем через пять-шесть миллиардов лет.

Что касается внутренней структуры, то поскольку звезда являет собой газообразный шар, с планетой его объединяет разве что наличие ядра.

Ядро

Именно здесь происходят все термоядерные реакции, порождающие тепло и энергию, которые, минуя все последующие слои Солнца, покидают её в виде солнечного света и кинетической энергии. Солнечное ядро простирается от центра Солнца на расстояние в 173 000 км (приблизительно 0,2 солнечного радиуса). Интересно, что в ядре звезда вокруг своей оси вращается намного быстрее, чем в верхних слоях.

Зона лучистого переноса

Ушедшие из ядра фотоны в зоне лучистого переноса сталкиваются с плазмовыми частицами (ионизированным газом, образованным из нейтральных атомов и заряженных частиц, ионов и электронов) и обмениваются с ними энергией. Столкновений наблюдается так много, что фотону, дабы миновать этот слой, иногда требуется около миллиона лет, и это несмотря на то, что плотность плазмы и её температурные показатели у внешней границы уменьшаются.

Тахоклин

Между зоной лучистого переноса и конвективной зоной находится очень тонкий слой, где происходит формирование магнитного поля – силовые линии электромагнитного поля вытягиваются плазмовыми потоками, увеличивая его напряжённость. Есть все основания предполагать, что здесь плазма значительно изменяет свою структуру.


Конвективная зона

Возле солнечной поверхности, температуры и плотности вещества становится недостаточно для того, чтобы энергия Солнца переносилась лишь с помощью переизлучения. Поэтому здесь плазма начинает вращаться, образовывая вихри, перенося энергию к поверхности, при этом чем ближе к внешнему краю зоны, тем больше она охлаждается, а плотность газа уменьшается. В то же время охлаждённые на поверхности частицы находящейся над ней фотосферы уходят в конвективную зону.

Фотосфера

Фотосферой называют самую яркую часть Солнца, которую можно увидеть с Земли в виде солнечной поверхности (называется она так условно, поскольку тело, состоящее из газа, поверхности не имеет, поэтому её относят к части атмосферы).

По сравнению с радиусом звезды (700 тыс. км) фотосфера представляет собой очень тонкий слой толщиной от 100 до 400 км.

Именно здесь во время проявления солнечной активности происходит выделение световой, кинетической и тепловой энергии. Поскольку температура плазмы в фотосфере ниже, чем в остальных местах, и присутствует сильное магнитное излучение, в неё формируются солнечные пятна, порождающие всем известный феномен, как вспышки на Солнце.


Хотя вспышки на Солнце непродолжительны, энергии в этот период выбрасывается чрезвычайно много. А проявляется она в виде заряженных частиц, ультрафиолетового, оптического, рентгеновского или гамма-излучения, а также плазмовых течений (на нашей планете они вызывают магнитные бури, негативно влияющие на здоровье людей).

Газ в этой части звезды относительно разряжён и вращается очень неравномерно: его оборот в районе экватора составляет 24 дня, на полюсах – тридцать. В верхних слоях фотосферы зафиксированы минимальные температурные показатели, из-за которых из 10 тыс. атомов водорода только один имеет заряженный ион (несмотря на это, даже в этой области плазма является достаточно ионизированной).

Хромосфера

Хромосферой называют верхнюю оболочку Солнца толщиной в 2 тыс. км. В этом слое температура резко возрастает, а водород и другие вещества начинают активно ионизироваться. Плотность этой части Солнца обычно невысока, а потому с Земли трудно различима, и увидеть её можно лишь в случае затмения Солнца, когда Луна закрывает собой более яркий слой фотосферы (хромосфера в это время светится красным цветом).

Корона

Корона является последней внешней, сильно раскалённой оболочкой Солнца, которая видна с нашей планеты во время полного солнечного затмения: она напоминает лучистый ореол. В другое время увидеть её невозможно из-за очень невысокой плотности и яркости.


Состоит она из протуберанцев, фонтанов раскалённого газа высотой до 40 тыс. км, и энергетических извержений, которые на огромной скорости уходят в космос, образуя солнечный ветер, состоящий из потока заряженных частиц. Интересно, что именно с солнечным ветром связаны многие природные явления нашей планеты, например, северное сияние. Надо заметить, что солнечный ветер сам по себе чрезвычайно опасен, и если нашу планету не защищала атмосфера, то он погубил бы всё живое.

Земной год

Вокруг Солнца наша планета движется на скорости около 30 км/с и период полного её оборота равняется одному году (длина орбиты составляет более 930 млн. км). В точке, где солнечный диск находится ближе всех к Земле, нашу планету от звезды отделяет 147 млн. км, а в наиболее удалённой точке – 152 млн. км.

Видимое с Земли «движение Солнца» изменяется на протяжении целого года, а его траектория напоминает восьмёрку, вытянутую вдоль оси Земли с севера на юг с уклоном в сорок семь градусов.

Происходит это из-за того, что угол отклонения оси Земли от перпендикуляра к плоскости орбиты составляет около 23,5 градусов, а поскольку наша планета вращается вокруг Солнца, лучи Солнца ежедневно и ежечасно (не считая экватора, где день равен ночи) меняют угол своего падения в одной и той же точке.

Летом в северном полушарии наша планета наклонена в сторону Светила, а потому лучи Солнца освещают земную поверхность максимально интенсивно. А вот зимой, поскольку путь солнечного диска по небу проходит очень низко, луч Солнца падает на нашу планету под более крутым углом, а потому земля прогревается слабо.


Средняя температура устанавливается, когда наступает осень или весна и Солнце расположено на одинаковом расстоянии по отношению к полюсам. В это время ночи и дни имеют приблизительно одинаковую продолжительность – и на Земле создаются климатические условия, являющие собой переходной этап между зимой и летом.

Такие изменения начинают проходить ещё зимой, после зимнего солнцестояния, когда траектория движения Солнца по небосводу изменяется, и оно начинает подниматься.

Поэтому, когда наступает весна, то Солнце приближается ко дню весеннего равноденствия, продолжительность дня и ночи становится одинаковой. Летом, 21 июня, в день летнего солнцестояния, солнечный диск достигает наивысшей точки над горизонтом.

Земной день

Если на небосвод смотреть с точки зрения землянина в поисках ответа на вопрос, почему Солнце светит днём и где оно встаёт, то вскоре можно убедиться, что Солнце всходит на востоке, а его заход можно увидеть на западе.

Происходит это из-за того, что наша планета не только движется вокруг Солнца, но ещё и вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот за 24 часа. Если смотреть на Землю из космоса, то можно увидеть, что она, как большинство планет Солнца, оборачивается против часовой стрелки, с запада на восток. Стоя на Земле и наблюдая за тем, где Солнце показывается утром, всё видится в зеркальном отражении, а потому Солнце встаёт на востоке.

При этом наблюдается интересная картина: человек, наблюдая за тем, где Солнце находится, стоя на одной точке, вместе с Землёй движется в восточном направлении. В это же время части планеты, которые расположены в западной стороне, одну за другой постепенно начинает освещать свет Солнца. Так. например, восход Солнца на восточном побережье США можно увидеть на три часа раньше до того, как Солнце встаёт на западном.

Солнце в жизни Земли

Солнце и Земля настолько связаны друг с другом, что роль самой крупной звезды на небе трудно переоценить. Прежде всего, вокруг Солнца образовалась наша планета и появилась жизнь. Также энергия Солнца согревает Землю, луч Солнца освещает её, формируя климат, охлаждая её ночью, а после того, как Солнце всходит, снова согревает её. Что говорить, даже воздух с его помощью приобрёл свойства, необходимые для жизни (если не луч Солнца, он представлял бы собой жидкий океан из азота, окружающий глыбы льда и промёрзшую сушу).

Солнце и Луна, являясь крупнейшими объектами на небосводе, активно взаимодействуя друг с другом, не только освещают Землю, но и прямо влияют на движение нашей планеты – ярким примером этого действия являются приливы и отливы. На них воздействует Луна, Солнце в этом процессе находится на вторых ролях, но без его влияния тоже не обходится.

Солнце и Луна, Земля и Солнце, воздушные и водные потоки, окружающая нас биомасса, являются доступным, постоянно возобновляющимся энергетическим сырьём, который можно легко использовать (оно лежит на поверхности, его не нужно добывать из недр планеты, оно не образует радиоактивных и токсичных отходов).

Чтобы обратить внимание общественности на возможность использования возобновляемых источников энергии, с середины 90-х гг. прошлого столетия было принято решение отмечать Международный день Солнца. Таким образом, ежегодно, 3 мая, в день Солнца по всей территории Европы проводят семинары, выставки, конференции, направленные на то, чтобы показать людям, как можно использовать луч светила во благо, как определить время, когда происходит закат или рассвет Солнца.

Например, в день Солнца можно побывать на специальных мультимедийных программах, увидеть в телескоп огромные области магнитных возмущений и различные проявления солнечной активности. В день Солнца можно посмотреть на различные физические опыты и демонстрации, наглядно демонстрирующие, насколько мощным источником энергии является наше Светило. Нередко в День Солнца посетители получают возможность создать солнечные часы и проверить их в действии.


…И плюс «роботизация всей страны». Анализ тенденции, начатой футуристами в опере «Победа над солнцем»: «Солярис» и «Сталкер», «Терминатор» и «Матрица», Виктор Цой и Энди Уорхол. Все они вышли из шинели Малевича и его будетлян.

Интернет, ТВ, виртуальное бытие, настойчивые разговоры о вживляемых чипах, современное искусство, доведенное до автоматизма в восприятии реальности: а может, и вправду машины правят миром? Сбылось пророчество из оперы русских футуристов «Победа над солнцем»?

Весь XX век прошел под лозунгом «Роботизация!». Машины внедрены во все сферы человеческой жизни. Современный обыватель не мыслит себя вне компьютера. Даже в кафе пару пирожков проглотить - и то с ноутбуком.

Как жаловался один хороший знакомый: «Сижу тут на даче у друзей без компа! Тоска!» Неужели закаты у реки лучше смотрятся на мониторе?

Мы играемся в тамагочи или они нами? В какой мере машины-роботы-компьютеры для человека остались средством? А может, люди незаметно для себя становятся инструментом для машин?

Давно в обиход вошли словосочетания «политическая машина», «финансовая…», «военная…». Может, человек стал утрачивать черты как биологического вида или как духовного существа?

Что-то говорит нам внутри, что у нас есть единственное, но немалое преимущество перед машинами: интуиция. Ведь именно с ее помощью и было провозглашено в 1913 году русскими футуристами в опере «Победа над солнцем» торжество техники над природой. Таков парадокс!

Путешествие Пестрого глаза

Для судьбоносного спектакля декорации и костюмы разработал Казимир Малевич (текст «заумника» Крученых, музыка Матюшина). Тогда основатель супрематизма впервые ввел черный квадрат как элемент декорации, который заслонял солнце: апокалипсический символ победы человеческого ума над природой. Заодно пнули символистов с бальмонтовским лозунгом «Будем как Солнце».

Интервью с Виктором Мизиано о положении в современном актуальном искусстве в России и на Западе: «В 90-е годы в западной творческой среде интерес к русскому искусству был несравненно выше. Западная ситуация определяется сегодня когнитивной индустрией - производством смыслов, а не вещей…»

Герои оперы - мифические персонажи: Будетлянские силачи, Пестрый глаз, Путешественник по всем векам, Забияка, Похоронщики, Спортсмены, Авиатор.

Общий хор поет: «Мы вольные… Разбитое солнце. Здравствует тьма!» Будетлянские силачи вырывают солнце «со свежими корнями», заявляя: «Солнце, ты страсти рожало, жгло воспаленным лучом. Задернем покрывалом, заколотим в бетонный дом!»

Светило «задергивают» черным квадратом, символизирующим силу человеческого рассудка, логики, анализа. К такому образному решению Малевич пришел, конечно, по наитию, уловив что-то в атмосфере своего времени.

На обвинение критиков в том, что он отрицает всё доброе и светлое своим квадратом, художник ворчал, что «искусство движется и развивается само по себе, нравится нам это или не нравится».

Сейчас в Третьяковке на Крымском Валу проходит выставка «Театр в творчестве художников 1910-1930-х годов».

Наибольший интерес вызвали эскизы костюмов Эль Лисицкого для «Победы над солнцем», но уже 1923 года. Эль Лисицкий (арт-псевдоним Лазаря Марковича Лисицкого) разработал костюмы уже не для актеров, а для электромеханического представления.

«ПНС» мыслилась ему как автоматизированный спектакль с марионетками, по сути, имитирующими роботов. А ведь только в 1921 году Чапек придумал само слово «робот» в пьесе «RUR». Роботоподобный Будетлянский силач Лисицкого просто чуден: кубическое туловище, голова в виде круглой черно-белой антенны, словно знак инь-ян.

Ввел машинерию в канву театра авангардный режиссер Всеволод Мейерхольд, разработав теорию «биомеханики», где «организм человека как автомотор». Режиссер «программирует» актера. В переломные исторические моменты персонажи становятся знаками.

Русские религиозные философы регулярно проклинали технику. Большевики их выслали на «философском пароходе», дабы не портить праздник электрификации всей страны.

Оставшийся Алексей Лосев успел заклеймить свет электроламп: «Свет электрических лампочек есть мертвый, механический свет. Он не гипнотизирует, а только притупляет, огрубляет чувства. В нем есть ограниченность и пустота американизма, машинное и матерое производство жизни и тепла. Это - таблица умножения, ставшая светом».

Темой «таблицы умножения», ставшей основой технократического общества, пронизана антиутопия Евгения Замятина «Мы» (1920) про машиноподобных людей, живущих в Едином Государстве под «стерильным небом». А тут индустриализация СССР полным ходом: романчик завернули. Само общество превращается в машину, где человек уже даже не робот, а винтик.

Американские фантасты поначалу наслаждались миром будущего, где роботы - безропотные слуги-рабы, назначение которых делать человеческую жизнь комфортнее. Айзек Азимов ввел три правила робототехники, общий смысл которых - не навреди хозяину-человеку.

Однако скоро писатели забили тревогу: люди сами стали превращаться в машины! Роман «Симулякры» Филиппа Дика (о президентах-роботах, электромеханических симулякрах) появился задолго до знаменитой работы французского постмодерниста Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Бодрийяр будет пугать метафизикой машинно-рыночного царства. Делёз - человеком как «социальной машиной желания».

Энди же Уорхол невозмутимо признался: «Я - машина». Правда, после покушения он стал менее спокоен и даже стал посещать церковь.

Девица, чуть не отправившая на тот свет короля поп-арта, выйдя на улицу с его «Фабрики», купила мороженое и, доев, гордо сообщила регулировщику: «Я стреляла в Энди Уорхола!»

«Я убил Джона Леннона!» - самодовольно скажет другой «рациональный» сукин сын.

Технический прогресс шагнул в космос. Любопытно, что масштабные космические станции «Звездных войн» Лукаса - почти копии гипсовых архитектонов Малевича, футуристических архитектурных моделей, у которых не было жесткой привязки к условиям земного притяжения.

Через 55 лет после романа Евгения Замятина «Мы» английская рок-группа Pink Floyd исполнила композицию «Добро пожаловать в машину» - о машине шоу-бизнеса.

В альбоме «Стена» тотальная машина разрослась до размеров всего мира, подавляющего личность. Замятин, кстати, списал образ Единого Государства с английских верфей, где работал инженером. Но идейно роман, конечно, был пародией на пролеткультовскую установку, стремящуюся «железной механикой нового коллектива превратить пролетариат в невиданный социальный автомат».

Русские обычно все демоническо-машинные функции отдают на откуп родному государству, чтобы самим всласть разгильдяйствовать, то бишь «жить по-человечески».

Огромное количество советских картин 60-80-х («Июльский дождь», «Москва слезам не верит», «Полеты во сне и наяву») наполнено пикниками.

После диких индустриальных рывков, победы в Великой Отечественной и прыжка в космос СССР пребывал в туристических походах и на шашлыках, пока не налетел пронзительный ветер перемен 80-х.

И снова стало востребовано супрематическое искусство. Обложка альбома «Группа крови» (1988) группы «Кино» - копия афиши Малевича к кинофильму «Доктор Мамбузо» (1922). Там опять черный круг - символ затмения. Это вполне супрематический взгляд: «И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал, между землей и небом - война…»

В Союзе «агрессивная машинерия» стала проявляться в культуре в виде брейк-данса. В финале ленты «Курьер» (1988) пугающе дергаются молодые люди в черных очках.

Однако роботы в советской фантастике не прижились. Русским, с их душевно-эмоциональной доминантой, всегда было трудно серьезно рассуждать на тему человека-машины. Человека-амфибии - еще туда-сюда. Стругацкие, Ефремов создавали в основном футуристические социальные модели. Электроник слабо отличим от своего двойника Сережи Сыроежкина. Здесь идея Буратино-Пиноккио: кукла хочет очеловечиться. Из «самодостаточных» роботов был один яркий персонаж - Вертер, и того укокошили космические пираты. Он единственная жертва «Гостьи из будущего».

Два мира - два типа роботов

У технократических американцев - другое дело. Из их будущего злобный Терминатор падает чуть ли не на голову бедным людям. Если помните, в первой серии голый Шварц «нисходит» прямо с небес на асфальт.

В США уже давно разрабатывалась тема бунта рабов-машин против господ-людей. В рамках системы «жертва - палач», где они часто меняются местами. Как у Кубрика в «Одиссее-2001»: то компьютер HAL 9000 (почти HELL) с искусственным интеллектом мочит экипаж, то чудом оставшийся в живых астронавт мочит зарвавшийся комп. Причем, отключаясь, тот невыносимо щемяще поет детскую песенку, подвергая сомнению тезис, что у машин нет души.

У виртуальной реальности в «Матрице» мифологический размах и библейские аналогии: есть и пророк, и спаситель. Однако этот компьютерный апокалипсис не слишком выделяется на фоне других штатовских картин: Голливуд конец света поставил на поток.

Немцы более серьезные граждане по части метафизики. Именно они сделали вторую постановку «Победы над солнцем», спустя 70 лет после премьеры.

Осуществила проект в 1983 году Западно-Берлинская академия искусств, хоть и не без помощи Калифорнийского института. Самим американцам гораздо больше подошла бы аттракционная версия Лисицкого: тут водораздел в американском и русском восприятии.

Американцы, в силу технократичности цивилизации, насытили свою виртуальную реальность теми же мифическими архетипами. Но подлинности ей придает американская вера… в электричество. Как написал поэт Кормильцев, «эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Американцы верят «Терминатору» и «Матрице» именно потому, что убеждены во всесилии электричества. Там свой Бог и Дьявол, свое добро и зло. Но для русских реальность этого мира сомнительна, поскольку достаточно выдернуть штепсель из розетки - и всё! Очередной конец света!

Вот, примерно, как в Москве сегодня. Сидишь пишешь статейку, и вдруг бац - комп у-у-у. На два-четыре часа свободен - авария на электростанции, что-то сгорело в доме, плановый ремонт - десятки причин. Вы думали, это конец света, а это короткое замыкание.

То ли дело икона, она «работает» на метафизическом токе. Ты можешь ощутить ее действие, используя только собственную душу и воображение. Для Малевича черный квадрат, круг, крест были не просто символами идеи, это - живые мистические знаки. Не случайно «Черный квадрат» на выставке «0,10» он повесил в красном углу.

Заканчивается поэзия, начинается политика

В пятитомнике Казимира Малевича, который выпустило издательство «Гилея», у него на каждой странице рассуждения о Боге и сакральности своих знаков.

Вот его соображения в письме Лисицкому о своей знаменитой картине «Голова крестьянина»: «Я написал обыкновенную голову крестьянина, оказалось, что необыкновенная она. И действительно это так, если посмотреть с точки зрения Востока. Что для западников обыкновенно, то для людей Востока становится необыкновенным, всё обыкновенное обращается в Икону, ибо Восток иконный и есть, а Запад машина, предмет, сортир, утилитаризм, техника».

Цифровая реальность питается электричеством, духовная-мистическая - какой-то более тонкой энергией.

Скажу: как только у нас заканчивается поэзия, начинается политика. Именно поэтому «Победу над солнцем» в России не ставили 69 лет: с 1920-го по 1989-й. Супрематизм пережидал коммунизм. Витебские ученики Малевича думали, что после коммунизма настанет супрематизм. Так и случилось.

Короче, человечество никогда не проиграет машинам, пока не разучится любить. Хотя бы так, как робот ВАЛЛ-И. Тьфу…


Проект подготовила ученица 11 А класса МОУ «Октябрьский лицей» Богданова Дарья. Руководитель: Руссева Людмила Ивановна.

Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. (Ж. Фурье)

Что общего между заходом Солнца и функцией синус?

Цель проекта: математически исследовать явление захода солнца. Задача: Исследовать свойства графика синуса с помощью явления захода солнца.

В течение ряда лет люди излагали первоначальные сведения о тригонометрических функциях исходя из наблюдаемой картины движения Солнца по небесной сфере и описания зависимости момента захода Солнца от даты календаря.

Функцией в математическом смысле является отображение одного множества (Х)на другое (Y), т.е. каждому элементу x множества Х ставится в соответствие ровно один элемент y множества Y , обратное условие не всегда выполняется. Каждому дню соответствует ровно один момент захода солнца; день, когда Солнце не заходит не существует. Причем полярные области – разговор отдельный.

Дата Время Дата Время 1 января 16.05 1 июля 21.13 1 февраля 16.51 1 августа 20.42 1 марта 17.40 1 сентября 19.43 1 апреля 19.30 1 октября 18.36 1 мая 20.18 1 ноября 16.34 1 июня 21.00 1 декабря 15.57 С помощью календаря нетрудно отметить момент захода Солнца в Волгограде на 1-е число каждого месяца 2009 г.

Соединив полученные точки, можно построить график, взяв в качестве оси абсцисс среднее время захода Солнца – 18 часов.

20 19 18 17 16 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2 1

К некоторым отклонениям от «идеального» графика синуса приводит: некоторая сплющенность земного шара вдоль полярной оси; Движение по эллиптической, а не по круговой орбите.

Свойства: Область определения Область допустимых значений Наименьший период Промежутки монотонности Нулевые точки (корни) Важные точки

Область определения: Солнечная система существует если не вечно, то достаточно долго, как в прошлом, так и в будущем. Поэтому можно утверждать, что область определения этой функции (-∞

Примечание: Построив кривую зависимости момента захода Солнца для Волгограда, можно получить аналогичный график для более высоких широт путем вертикального растяжения, а для более низких широт – путем сжатия имеющейся кривой.

Область допустимых значений: Допустимое время захода Солнца может изменяться от момента его захода в день зимнего солнцестояния до момента захода в день летнего солнцестояния.

Наименьший период: По истечении года все моменты захода Солнца повторяются в той же последовательности с 1 января по 31 декабря. период

Промежутки монотонности: Приблизительно с 21 декабря по 21 июня продолжительность светового времени суток возрастает, а после 21 июня и до 21 декабря, наоборот, убывает. возрастает убывает

Нулевые точки (корни): Начало астрономической осени, как и начало весны, соответствует нулевым значениям функции – «узлам» волновой линии.

Важные точки: (0˚; 0), (90˚; 1), (180˚; 0), (270˚; -1), (360˚; 0) Эти точки, изучавшиеся в течение тысячелетий, получили названия начала астрономических весны, лета, осени, зимы.

Вывод: График получен в результате рассмотрения «нематематической» модели, связанной с повседневной жизнью, путем составления таблицы значений времени захода Солнца. Конкретность и наглядность изложения облегчают усвоение таких понятий, как «область допустимых значений», «монотонность», периодичность» и т. д., которые легко можно распространять на изучение других функций.

Используемая литература: Математический журнал для школьников «Альфа» (издавался начиная с 1967 г.)

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев) Конец.

Здесь каждый делает свое дело Солнце светит поэт пишет. Владимир Маяковский стихи НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ (Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла - на даче было это. Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы - деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею - дыра, и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало. И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: "Слазь! довольно шляться в пекло! " Я крикнул солнцу: "Дармоед! занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты! " Я крикнул солнцу: "Погоди! послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы! " Что я наделал! Я погиб! Ко мне, по доброй воле, само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать - и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: "Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! " Слеза из глаз у самого - жара с ума сводила, но я ему - на самовар: "Ну что ж, садись, светило! " Черт дернул дерзости мои орать ему, - сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь - не вышло б хуже! Но странная из солнца ясь струилась, - и степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно. Про то, про это говорю, что-де заела Роста, а солнце: "Ладно, не горюй, смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить легко. - Поди, попробуй! - А вот идешь - взялось идти, идешь - и светишь в оба! " Болтали так до темноты - до бывшей ночи то есть. Какая тьма уж тут? На "ты" мы с ним, совсем освоясь. И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я. А солнце тоже: "Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами". Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала. Стихов и света кутерьма сияй во что попало! Устанет то, и хочет ночь прилечь, тупая сонница. Вдруг - я во всю светаю мочь - и снова день трезвонится. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!