Чеченцы и евреи. Религия

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Культура и быт чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества - языческой мифологии, нартского эпоса - были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев - имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет - он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так - мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Самоназвание: Нохчи, нохчо, нахчу, нахче, нахчи, нохче

Общая численность : около 1,5 млн человек по всему миру

Расселение:

Россия - 1 400 253 (2002) Кабардино-Балкария - 4 200 (2002)
Чеченская республика - 1 031 000 (2002) Северная Осетия - 3 400(2002)
Республика Ингушетия - 95 000 (2002) Ямало-Ненецкий АО - 2 222 (2002)
Республика Дагестан - 87 900 (2002) Воронежская область - 1 815 (2002)
Ростовская область - 15 469 (2002) Орловская область - 1 630 (2002)
Москва - 14 465 (2002) Тюменская область - 1 458 (2002)
Ставропольский край - 13 200 (2002) Турция - 100 000
Волгоградская область - 12 300 (2002) Казахстан - 34 000 (2004)
Санкт-Петербург - 11 000 (2002) Иордания - 15 000
Астраханская область - 10 000 (2002) Азербайджан - 10 000 (оценка 2007)
Саратовская область - 8 500 (2002) Грузия - 4 000 (2007)
Ханты-Мансийский АО - 6 943 (2002) Киргизия - 4 000 (2008)
Калмыкия - 6 000 (2002)

Язык: чеченский
Религия: ислам
Родственные народы : ингуши, бацбийцы

Чече?нцы (самоназвание нохчи, в ед. числе - нохчо(в переводе "Ноев народ", "народ Ноя"; "Нох"/"Ноах" - Ной, "Че"/"Чий" - суффикс принадлежности. Возможно перешло из формы "цIи" - кровь, потомство) - самый многочисленный автохтонный народ Северного Кавказа, насчитывающий около 1,5 миллиона человек во всем мире, основное население
Чечни.

Расселение, антропология

В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно - в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернутся на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.

Относятся к кавкасионскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы.

История

История этнонима

Этноним «чеченцы» - тюркского происхождения, вероятнее всего от селение Чечен-аул. Кабардинцы называют их шашен, осетины - ц?ц?н, аварцы - буртиел, грузины - кисты, дзурдзуки.

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остается окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом ученых, остаются на уровне предположений и гипотез.

На основании исследований В. М. Иллича-Свитыча и А. Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А. К. Векуа, фундаментальными работами Т. В. Гамкрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.

Синокавказский - в пределах Армянского Нагорья и Анатолии - Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие, как хеттский, хурритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).

Праностратическая общность в её современном понимании складывалась на Армянском Нагорье[источник не указан 23 дня]. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX-VI тыс. до н. э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа. Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хаттской - в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской - на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).

Письменным источником о древнем периоде истории вайнахов является труд крупного армянского ученого-энциклопедиста VI в. Анания Ширакаци «Армянская география» в котором впервые упоминается самоназвание чеченцев «нохчаматяне» - люди говорящие на чеченском: У устья же реки Танаис живут Нахчаматеаны [Наксаматы] и другое племя (Из текста «Ашхарацуйц» в переводе Габриелян, 2006:168).

Через территорию Чечни, занимающей очень важное стратегическое положение, проходили главнейшие торговые пути, связывавшие народы Европы и Востока. Археологические раскопки показывают, что предки чеченцев имели широкие торгово-экономические связи с народами Азии и Европы.

Чеченцы в истории России

Само название «чеченцы» было русской транслитерацией кабардинского названия «шашан» и происходило от села Большой Чечень. С начала XVIII века русские и грузинские источники стали называть всех жителей современной Чечни «чеченцами».

Еще до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как Гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735 и затем в 1765 году.

21 января 1781 года и подтверждённый осенью того же года, был подписан документ на базе которого горная Чечня вошла в состав России. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сел Большие и Малые Атаги, Гехи, Моздок и ещё двенадцати селений, то есть всей Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но во многом, этот документ остался формальностью, хотя Российская Империя при этом получила официальное «право» для вовлчения Чечни в состав России, далеко не все Чеченцы особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так начилась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны, под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских селах. После пленения Шамиля, уничтожением ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к тактике «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.

Но конец Кавказской войны, не означал полный мир. Особый спор взывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к конецу XIX-го века когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счет фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племен.

Неудивительно то, что чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал: Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами.

СССР

Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской Революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 - Республику горцев Северного Кавказа). Но разгар войны, наступление Красной Армии, Деникина быстро покончил с республикой. В самой Чечне царила анархия. Для большевиков чеченцы, как и другие народы Kавказа, сыграли в руку, и в результате, после их победы, чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством землей, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политики коренизации огромный вклад был дан в развития чеченцев. Была разработанна письменность чеченского языкa, появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в cоветский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять «формальным», когда в 1934-м году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженских Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руковoдство которой фактически возглавило pусское населениe.

Особенно интенсивно обернулось восстание в 1940-м году Хасана Исраилова и продолжавшийся вплоть до 1944-го года. Хотя множество чеченцев, призванных в РККА, отличились в боях, беспорядки в самой Чечне продолжались, и особенно при подходе немцев к Грозному. В феврале 1944 года, все чеченское население (около полумиллиона) былo депортированo из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

1990-е годы и последствия

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации

Основная статья: Чеченский язык

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространен в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично - в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994-2001 - ок. 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.). Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике - шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.

Литературный чеченский язык сложился в 20 в. на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 существовала на арабской основе, в 1925-1938 - на латинской, с 1938 - на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тI и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского создано в 1860-е годы П. К. Усларом; впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, З. К. Мальсагов, А. Г. Мациев, Т. И. Дешериева и другие исследователи.

Является государственным языком Чеченской республики.

Религия

Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды - Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха.

Чеченские тукхумы и тейпы

Основные статьи: Тейп, Тукхум

Чеченский тукхум - это союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте вайнахского языка.

Чеченский тейп - это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальне союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточенно. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.

Список тукхумов и входящих в них тейпов:

Аккинцы
1. Аккой, 2. Барчахой, 3. Вяппий, 4. Жевой, 5. Зогой, 6. Ноккхой, 7. Пхарчахой, 8. Пхарчой, 9. Ялхорой

Мелхи
1. Бястий, 2. Бинастхой, 3. Жархой, 4. Камалхой, 5. Кеганхой, 6. Коратхой (Кхоратхой), 7. Меший, 8. Саханхой, 9. Тертхой

Нохчмахкахой
1. Алерой, 2. Айткхалой, 3. Белгатой, 4. Беной, 5. Билттой (Белтой), 6. Гордалой, 7. Гендаргеной, 8. Гуной, 9. Даттыхой, 10. Зандакъой, 11. Ихирхой, 12. Ишхой, 13. Курчалой, 14. Сесанхой, 15. Сингалхой, 16. Харачой, 17. Ц1онтарой (Центорой), 18. Чартой, 19. Чермой, 20. Ширди, 21. Шуоной, 22. Эгашбатой, 23. Элистанжхой, 24. Энакхалой, 25. Энганой, 26. Эрсеной, 27. Ялхой. 28. Сарблой

ТIерлой
1. Бавлой, 2. Бешни, 3. Жерахой, 4. Кенахой (Кхенахой), 5. Мацархой, 6. Никарой, 7. Ошний, 8. Санахой, 9. Шюидий, 10. Элтпархой.

Чантий (чеч. ЧIаьнтий)
1.Чантий (чеч. ЧIаьнтий). 2.Дишний. 3.Зумсой. 4.Хьачарой. 5.Хилдехьарой. 6.Кхокхтой 7.Херахой.

Чеберлой
Одни из древнейших поселенцев на чеченской земле,по рассказам историков и лингвистов Крупнова.Картс. 1. Арстхой, 2. Ачелой, 3. Басхой, 4. Бегачерхой, 5. Босой, 6. Бунихой, 7. Гулатхой, 8. Дай, 9. Желашкхой, 10. Зуьрхой, 11. Ихарой, 12. Кезеной, 13. Кири, 14. Кулой, 15. Лашкарой, 16. Макажой, 17. Нохчи-келой, 18. Нуйхой, 19. Осхарой, 20. Ригахой, 21. Садой, 22. Салбюрой, 23. Сандахой, 24.Сиккхой, 25. Сирхой, 26. Тундухой, 27. Харкалой, 28. Хиндой, 29. Хой, 30. Цикарой, 31. Чебяхкинхой, 32. Черемахкхой33.Нижалой,34.Орсой,

Шарой
1. Бути, 2. Дунархой, 3. Жогалдой, 4. Икъарой, 5. Качехой, 6. Кевасхой, 7. Кинхой, 8. Кири, 9. Мазухой, 10. Серчихой, 11. Хашалхой, 12. Химой, 13. Хиндухой, 14. Хихой, 15. Хуландой, 16. Хьакмадой, 17. Чейрой, 18. Шикарой, 19. Цеси.

Шатой
1. Варандой, 2. Вашиндарой, 3. Гаттой, 4. Горгачхой, 5. Дехестой, 6. Келой, 7. Мускулхой, 8. Мяршой, 9. Нихалой, 10. Памятой, 11. Рядухой, 12. Саной, 13. Саттой (Садой), 14. Тумсой (Думсой), 15. Урдюхой, 16. Хаккой, 17. Халкелой, 18.Хьалг1и, 19. Харсеной.

Орстхой
1. Алхой, 2. Андалой, 3. Белхарой, 4. Бокой, 5. Булгучхой, 6. Виелха-некъи, 7. ГIарчой, 8. ГIалай, 9. Гандалой, 10. Мержой, 11. Мужахой, 12. Мужгахой, 13. Оьргхой, 14. Фергхой, 15. Хевхарoй, 16. ЦIечой.

Тейпы, не входящие в тукхумы
1.Нашхой (Нахша, Чармахой, Мозгара, ГIой), 2.Салой, 3.Гухой, 4.Гучингхой, 5.Майсты, 6 .Мулкьой (Коттой, Жайнхой, Медархой, Бавархой, Басхой, Бенгархой, Кейштрой, ГIезир-Къхеллой, Хьуркой) 7.Пешхой, 8.Туркой, 9.Хукой, 10.Чинхой,

Названия народов по-чеченски
1. Абзой, 2. Арселой, 3. Гебертлой, 4. Жугтий, 5. Ногий, 6. Орси, 7. Черказий, 8. Гезлой.

Данные этнонимы не являются названиями тейпов. Чужеродных тейпов среди чеченцев нет, т.к. по чеченским законам лэи ("лай" - раб, батрак, нечеченец) не имели право на создание тейпа. Есть единицы нечеченских ответвлений/родов (доьзал), которые являются семьями, а не тейпами. Так в Чечне от 3 до 6 еврейских гаров, среди ариен-нохчи, 2 чарадинских гара и 1 цунтинский.

Гезлой, Черкси, Гебертлой и т.д. - названия народов по-чеченски. Так же, как и по-русски "Ноев народ" - чеченцы, но от этого чеченцы не стали "русским тейпом".

Нахские народы:
Ингуши, Чеченцы (аккинцы, кистинцы),Бацбийцы

Нахско-дагестанские народы
Дагестанцы: Аварцы | Агулы | Арчинцы | Андийские народы: андийцы ахвахцы багвалинцы ботлихцы каратинцы тиндинцы чамалинцы | Будухцы | Даргинцы | Крызы | Лакцы | Лезгины | Рутульцы | Табасараны | Удины | Хиналугцы | Цахуры | Цезские народы: бежтинцы гинухцы гунзибцы хваршинцы цезы

Нахские народы:
Ингуши | Чеченцы (аккинцы, кистинцы) | Бацбийцы

1. Russian 2002 census
2. Данные Всероссийской переписи 2002 года
3. По материалам Лиги наций Санкт-Петербурга, Ассамблеи народов России
4. Chechens in the Middle East: Between Original and Host Cultures, Event Report, Caspian Studies Program
5. BC: Уроки чеченского. 60 лет назад в Казахстан было депортировано около 500 тысяч человек
6. Российские мусульмане заинтересованы в том, чтобы РФ приняли в ОИК, заявил Кадыров
7. Беженцами в Азербайджане получена гуманитарная помощь
8. Кадыров поможет киргизским чеченцам вернуться на родину
9. Главный итог кавказской войны
10. Мухаджирство или переселение вайнахов на Ближний Восток
11. Ю. Веремеев. История Чечни в 1921-1941 гг.
12. 1
13. Зарема Nбрагимова Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900). - Пробел-2000. - ISBN 5-93494-068-6
14. Тайп (род) и тайповые отношения в Чечне в прошлом и настоящем

Литература

Л. Ильясов. Чеченский тейп // Чеченская республика и чеченцы: История и современность: Матер. Всерос. науч. конф. - Москва, 19-20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176-185 http://ec-dejavu.ru/c-2/Chechen.html
Альфред Кох. Аналитика: «Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда», 3 сентября 2005 http://www.polit.ru/analytics/2005/09/03/4vzglyada.html
В. А. Кузнецов. «Введение в кавказоведение» - Владикавказ, 2004
Нахско-дагестанские народы

См. также в других словарях:

ЧЕЧЕНЦЫ - (самоназвание нохчий) - народ общей численностью 957 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 899 тыс. чел., в т.ч. Чечено-Ингушетия - 735 тыс. чел., Дагестан - 58 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан - 50… (Современная энциклопедия)

ЧЕЧЕНЦЫ - (самоназв. - нохчий) - народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 899 тыс. человек (1992). Общая численность 957 тыс. человек. Язык чеченский. Верующие чеченцы -… (Большой Энциклопедический словарь)

ЧЕЧЕНЦЫ - , чеченцев, ед. чеченец, чеченца, и (устар.). ЧЕЧЕНЫ, ов, ед. чечен, чечена, м. Народ Северного Кавказа, живущий в Чечне, в пределах Чечено-Ингушской Автономной ССР. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. Пушкин. Чечен… (Толковый словарь Ушакова)

ЧЕЧЕНЦЫ - , чеченцев, ед. чеченец, чеченца, и (устар.). ЧЕЧЕНЫ, ов, ед. чечен, чечена, м. Народ Северного Кавказа, живущий в Чечне, в пределах Чечено-Ингушской Автономной ССР. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. Пушкин. Чечен…
ЧЕЧЕНЦЫ - , Цев, ед. Цнец, Цнца. м. Народ, составляющий основное коренное население Чечни.… (Толковый словарь Ожегова)

Чеченцы - кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

ЧЕЧЕНЦЫ - Самое воинственное кавказское племя. (

Чеченцы - древнейший народ Кавказа. Они появились на территории Северного Кавказа в 13 веке в результате разделения нескольких древних городов и являются самым крупным этносом, проживающим на данной территории. Этот народ проделал путь по Главному Кавказскому хребту через Аргунское ущелье и в итоге поселился в гористой части республики Чечня. У этого народа свои многовековые традиции и самобытная древнейшая культура. Помимо названия чеченцы, народ именуется чеченами, нахче и нохчий.

Где живут

На сегодняшний день большинство чеченцев живет на территории Российской Федерации в Чеченской Республике и Ингушетии, есть чеченцы и в Дагестане, Ставропольском крае, Калмыкии, Волгоградской, Астраханской, Тюменской, Саратовской областях, Москве, Северной Осетии, Киргизии, Казахстане и на Украине.

Численность

В результате переписи населения на 2016 год, количество чеченцев, проживающих в Чеченской республике, составило 1 394 833 человека. В мире проживает около 1 550 000 чеченцев.

История

В истории этого народа происходило несколько расселений. Около 5 000 чеченских семей после Кавказской войны в 1865 году переселилось на территорию Османской империи. Называется такое движение мухаджирство. Сегодня основная часть диаспор чеченцев в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками тех переселенцев.

В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им было разрешено вернуться в прежние жилища, но некоторые чеченцы остались в Киргизии и Казахстане.

После двух чеченских войн много чеченцев покинуло свою родину и уехало в арабские страны, Турцию и страны Западной Европы, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно в Грузию.

Язык

Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.

Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.

В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:

  • шатойский
  • чеберлоевский
  • плоскостной
  • аккинский (ауховский)
  • шаройский
  • итум-калинский
  • мелхинский
  • кистинский
  • галанчожский

С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.

Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.


Религия

Большая часть чеченцев исповедует шафиитский мазхаб суннизма. Среди чеченцев суфийский ислам представлен тарикатами: накшбандия и кадирия, которые делятся на религиозные группы, называемые вирдовыми братствами. Их общее количество у чеченцев составляет 32. Самое многочисленное суфийское братство в Чечне это зикристы - последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, и мелкие виды, которые произошли от него: Мани-шейха, Баммат-Гирей Хаджи и Чиммирзы.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз - волк, Леча - сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог.


Еда

Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд - это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец. Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные. Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.

Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:

  • ячменный
  • пшеничный
  • кукурузный

Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.


Жизнь

Главным занятием чеченцев издавна было скотоводство, охота, пчеловодство и хлебопашество. Женщины были всегда ответственны за хозяйственные работы, ткали сукно, изготавливали ковры, бурки, войлок, шили обувь и платья.

Жилище

Чеченцы живут аулами - селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.


Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос - от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины. Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца - папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые - из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.


Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.


Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.


Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.


Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:


Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе
  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

Чеченцы - северокавказский народ, который является основным населением . Впрочем, чеченцы живут не только на территории Чечни, они населяют Ингушетию, Россию, Кабардино-Балкарию и другие регионы. На сегодняшний день всего в мире насчитывается около 1.55 млн. чеченцев, большая часть из которых живет в Российской Федерации.

Хотя государство входит в состав России, чеченцы разговаривают, в основном, на своем, чеченском языке, он же является государственным. Если говорить о , то почти все чеченцы исповедуют ислам, представители других вероисповеданий встречаются редко. По антропологическому признаку чеченцы являются представителями Кавкасинского типа Европеоидной расы.

Абсолютное большинство населения Чеченской республики составляют чеченцы (95,5 %), проживают также , кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши, (также в проживают и другие нацменьшины - , киргизы, таджики). До депортации чеченцев и последующего их возвращения в северных районах республики русские и русскоязычные (терские казаки) составляли абсолютное большинство населения, в городе и бассейне Сунжи их количество также было значительно. Довоенное русское и русскоязычное население было вынуждено покинуть территорию Чечни в период правления Джохара Дудаева в 1991—1994 гг., и значительное число погибло в период активных военных действий в 1994—1996 гг.

Арслан Ахмед Аллаудин — генерал, дважды герой Иордании.

Абдурахманов, Канти — старшина, участник Великой Отечественной войны, герой России.

Узуев, Магомед Яхъяевич — сержант, защитник Брестской крепости, Герой России (1996).

Нурадилов, Ханпаша Нурадилович — сержант, Герой Советского Союза.

Энгиноев, Дуда Эдиевич — разведчик, старший сержант, полный Кавалер ордена Славы.

Шейх Мансур — участник Кавказской войны, национальный герой чеченского народы.

Ямадаев, Руслан Бекмирзаевич — полковник, Герой России (2004).

Ямадаев, Джабраил Бекмирзаевич — лейтенант, Герой России (2003).

Ямадаев, Сулим Бекмирзаевич — подполковник, Герой России (2005).

Альтемиров Руслан Саидович, военный летчик истребитель, полконик, зам. командующего по боевой подготовке Забайкалского Военно-Воздушного округа, умер 1994 году.

Политика:

Арсанукаев-Дышнинский, Иналук — генерал царской армии, Великий визир Северо-Кавказского эмирата (1919-1920)

Ахмат Абдулхамидович — муфтий Чечни, президент Чечни (2003-2004), Герой России (2004).

Кадыров, Рамзан Ахматович — председатель (2005-2007), затем президент Чечни (с 2007).

Хасбулатов, Руслан Имранович — учёный и публицист, председатель Верховного Совета РСФСР (1991-1993).

Хаджиев, Саламбек Наибович — министр нефтехимической промышленности СССР (1991).

Альбиев, Исламбек Цилимович — борец греко-римского стиля, олимпийский чемпион (2008), чемпион России (2005) и (2008).

Бувайса?р (Бувайса?) Хами?дович Сайти?ев (род. 1975 года в Хасавюрте, СССР) — прославленный российский борец вольного стиля, шестикратный чемпион мира, шестикратный чемпион европы, трёхкратный чемпион олимпийских игр, пятикратный чемпион России, семикратный чемпион Красноярского турнира имени Ивана Ярыгина, победитель игр доброй воли. Заслуженный мастер спорта России (1995). Чеченец по национальности.

Адам Хамидович Сайтиев (12 декабря 1977, Хасавюрт, Дагестанская АССР) — российский борец вольного стиля, чеченец по национальности, мастер спорта международного класса (1998), заслуженный мастер спорта России (2000).

Артур Асильбекович Бетербиев (родился 1985, Хасавюрт Дагестан, СССР) — российский боксёр-любитель, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы (2006).

Салман Хасимиков 4-х кратный Чемпион Мира по вольной борьбе, Чемпион Европы, Чемпион СССР

Асланбек Бисултанов- 1973 году выиграл Кубок и личное первенство СССР среди юношей по борьбе 1976 в стал самым молодым чемпионом СССР. 1977 чемпион Европы 1977 Чемпион Мира и обладатель званий «Лучший борец чемпионата мира 1977 года» и кубка «За самую короткую схватку на чемпионате»

Заурбек Байсангуров (родился 1985 в селе Ачхой-Мартан, СССР) — российский боксёр-профессионал, выступающий в лёгкой полусредней (Light Middleweight) весовой категории, ¦ Интернациональный чемпион ВБС (WBC) в первом среднем весе, чемпион мира по версии МБФ (IBF) среди юниоров, Мастер спорта России международного класса, двукратный призёр чемпионатов мира, двукратный чемпион Европы, трехкратный чемпион России среди юношей и молодежи, чемпион России среди любителей.

Леча Курбанов-1997 год. . Чемпионат по «Ояма-каратэ» - I место. 1997 год. Хасавюрт. Открытое первенство города, посвященное 200-летию имама Шамиля - I место. 1998 год. Кутаиси. Международный турнир по каратэ-киокушинкай - III место. 1998 год. . Международный турнир по карате-киокушинкай - III место. В 2000 году на Международном турнире в и в 2001-м на Чемпионате Европы в Венгрии он завоевывает первое место в весовой категории 90 кг.

Общественные деятели

Кунта Хаджи — святой, пацифист, суфийский шейх, основатель зикризма.

Ахтаханов, Магомет — первый врач-чеченец.

Несмотря на все разговоры о репрессиях, численность чеченцев и ингушей в СССР возрастала очень быстро. Советская власть создала почти идеальные условия для их жизни. Численность русских не так быстро, но все же росла вплоть до 1989 года. Потом начался демографический коллапс.

В Российской империи чеченцев и ингушей, как и других народов Кавказа, тоже становилось больше. Но численность этих народов увеличивалась при царях не быстрее, а медленнее, чем численность православных славян. То есть в Империи славяне чувствовали себя намного лучше, чем потом в СССР.

Самыми «проблемными» годами для чеченов и ингушей были годы Кавказской войны (1830-е, 40-е, 50-е, 60-е), когда они не только гибли в ходе военных действий и голода, но массами выселялись в Турцию от «власти неверных». И два десятилетия после Второй мировой войны, когда часть из них была выселена в Казахстан.

Русские и чеченцы как бы символизируют собой прямо противоположные тенденции развития.

В 1861 году в России было 140 тысяч чеченцев. В 1867 году - 116 тысяч, в 1875 году - 139,2 тысячи, 1889 году - 186 618 тысячи, 1897 году - 226,5 тысячи, наконец, в 1913 году - 245,5 тысяч человек.

В течение 1960-х годов по уровню рождаемости чеченцы опережали даже народы Средней Азии. С 1959 по 1970 год их численность возросла на 46,3 процента и составила 612,7 тысяч человек.

По данным переписи населения 1979 года, численность чеченцев выросла до 756 тысяч. В сравнении с показателем предыдущей переписи, прирост их равнялся 23,4 процентам. В следующем десятилетии численность чеченцев увеличилась на 26,8 процента и в 1989 году достигла 958 309 человек.

В течение последних десятилетий неуклонно увеличивалось чеченское население в Сунженском районе и в городе Грозном. В 1970 г. в Сунженском районе проживало 9452 чеченца (15,5 процента от числа жителей этого района), в 1979 г. - 11 240 (18,8 процента), а в 1989 г. - 13 047 (21,4 процента). По другим данным, в Сунженском районе насчитывается около 17 тысяч чеченцев.
Если в 1970 г. в Грозном проживало всего лишь 59 279 чеченцев и их доля в населении города не превышала 17,4 процента, то в 1989 году их было уже 121 350 человек. Другими словами, каждый третий житель Грозного являлся чеченцем.

По данным всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек, из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637. При этом на территории Чечни проживало около 1 100 тысяч человек.
В 2010 году в Чечне осталось 24382 русских (1,9 %). Для сравнения: в 1989 году в одном только Грозном русских было 210 тысяч человек.

Численность постоянного населения Чеченской Республики на 1декабря 2013 года составила 1 344 900 человек и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 21,7 тысячи человек или на 1,6 %. Это самый высокий рост численности населения на территории РФ.

От политики геноцида в Чечне за последние 25 лет пострадали не только русские, но и все русскоговорящее население (украинцы, белорусы, армяне и евреи). В 1989 году в Чечне и Ингушетии их было 326,5 тысячи человек. По переписи 2002 года осталось только 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
половину русскоговорящего населения (24,6 тысячи человек) составляли в Чечне и Ингушетии российские солдаты.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

В ХХ веке численность чеченцев и ингушей в быстро увеличивалась. По данным переписей, она составляла в тысячах человек: в 1926 - 393, в 1939 - 500, в 1959 - 525, в 1970 - 770, в 1979 - 942, в 1989 - 1.114 тысяч.
Численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%, намного сильнее, чем у других народов СССР (например, у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%, у абхазов выросла на 15%)

По нашей оценке, численность чеченцев и ингушей в России в 2002 году составила 1232 тысячи человек (в границах бывшего СССР около 1300 тысяч).
В 2010 году ингушей (галга, галгаи, калгаи, карабулакцы, мелхи (с языком ингушским), орстхоевцы, орстхойцы, ортсхой, орцхо, эрштхой) в России было
444.833 человек.
Чеченцев (бенойцы, вайнахи, гехинцы, ичкерийцы, мелхи, нахчо, нохчий, нохчо, орстхоевцы (с языком чеченским), орстхой, орстхойцы (с языком чеченским), чеченцы-аккинцы, акинцы, аккий, аккинцы, аккой, аккхий, ауховцы, чеченцы-акинцы, экинцы) - 1.431.360 человек.

А вот статистика роста и(или) уменьшения численности русского населения в России:

1898 - 55.667.469
1926 - 74.072.096
1939 - 90.306.276 +21,92%
1959 - 97.863.579 +8,37%
1970 - 107.747.630 +10,10%
1979 - 113.521.881 +5,36%
1989 - 119.865.946 +5,59%
2002 - 115.889.107 -3,32%
2010 - 111.016.896 -4,20%

Эта статистика говорит сама за себя. Она тем более печальна, что после 1991 года русское население РФ постоянно увеличивалось за счет переселения в Россию русских из отделившихся территорий бывшего СССР. Несмотря на это, общая численность русских в последние 25 лет непрерывно падает.

Комментарии читателей (2)

    у Вас тоже нет данных после 2010 г? можно было бы еще добавить, что странно, что засекретили уровень рождаемости и смертности после 2010 г.

    Это статистика русских в России
    опять оговорюсь: РУССКИХ –
    не кавказа, не туркменов, не никогда не существовавших “россиян”
    (год – численность – динамика) :

    1896 = 55.667469
    1926 = 74.072096
    1939 = 90.306276 +21,92%
    1959 = 97.863579 +8,37%
    1970 = 107.747630 +10,10%
    1979 = 113.521881 +5,36%
    1989 = 119.865946 +5,59%
    2002 = 115.889107 -3,32%
    2010 = 111.016896 -4,20%

    С “южными мусульманами” – кавказом энд среднеазиатами –
    динамика ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ!

    численность чеченов:

    за 100 лет – с 1889 по 1989 – выросла в ПЯТЬ раза
    с 186.618 – по 958.309

    за 20 лет – с 1989 по 2010 – выросла на 66 процентов
    с 958.309 – по 1.431.360

    численность “ВАЙНАХОВ” – чеченов энд ингушей –

    за 80 лет – с 1897 по 1979 – выросла почти в ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза
    с 272 тыс. (226,500 + 45,500) – по 942.000 (756.000 + 186.000)

    с 1979 по 2010 – примерно УДВОИЛОСЬ
    с 942.000 (756.000 + 186.000) – по 1.876.200 (1.431.360 + 444.833)
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз)

    С 1861 по 1913 год прирост 105,5 тыс. чел, или 75,4 процентов
    (с 140 по 245,5)
    с 1913 по 1926 год прирост 73 тыс. чел, или 29,9 процентов
    (с 245,5 по 318,5)

    1861 г. – 140 тыс. чел.
    1867 г. - 116 тыс.
    1875 г. - 139,2 тыс.
    1889 г. - 186 618 чел.
    1897 г. - 226,5 тыс. (а по другим сообщениям - 187 635 чел.)
    чеченцев и ингушей – 272 тыс. чел.
    1913 г. - 245,5 тыс. чел.

    1926 г. – 318,5 тыс. чел.
    чеченцев и ингушей – 393 тыс. чел.
    1939 г. – 408,5 тыс. чел.
    Накануне войны – приблизительно в 433 тыс. чел
    чеченцев и ингушей – около 500 тыс. чел.

    1959 – 418,8 тыс. чел.
    с 1939 по 1959 год прирост 2,6 процента
    чеченцев и ингушей – 525 тыс. чел.

    1970 – 612,7 тыс. чел.
    С 1959 по 1970 год прирост 46,3 процента
    чеченцев и ингушей – 770 тыс. чел.

    1979 – 756 тыс. чел.
    прирост 23,4 процента
    чеченцев и ингушей – 942 тыс. чел.

    1989 – 958 309 чел
    прирост 26,8 процента
    чеченцев и ингушей – 1114 тыс. чел.

    численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%
    (у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%,
    у абхазов хотя и выросла, но всего на 15%)

    в г. Грозном
    1970 г. – 59 279 чеченцев – 17,4 процента
    1989 г. – 121 350 чел. – почти треть

    В Грозном до войны проживало 397 тыс. человек
    русских – 210 тыс. человек.

    1989 на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек,
    из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637 и т. д.
    на территории Чечни проживало около 1 100 тыс. человек

    Русскоговорящее население
    В 1989 году – 326,5 тысячи человек

    в Чечено-Ингушской АССР
    в 1989 году – 269130 русских (24,8 % населения)

    в Чеченской республике
    в 2002 – 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
    (из них 24,6 тысячи человек – российские солдаты)

    в 2010 – 24382 русских (1,9 %)

    Численность постоянного населения Чеченской Республики
    2013 год – 1344,9 тыс. человек

    перепись 2002 года – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1773 тыс. чел,
    экспертная оценка –
    1232 тыс. чел,

    в 2010 году – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1.876.200
    Ингуши - 444.833
    Чеченцы - 1.431.360
    С 1979 – примерно УДВОИЛОСЬ
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз –
    за предшествующие 90 лет – с 1889 по 1979 – в ЧЕТЫРЕ раза)

    В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
    Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.