Божьей матери взыскание. Икона взыскание погибших значение в чём помогает: какое значение? Молитва перед иконой «Взыскание погибших»

Чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею.

История

Название иконы связано с восходящей к веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери , к Которой он обращался как к "Взысканию погибших" перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование "Взыскания погибших".

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня , по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы "Взыскание погибших", находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: "Возьмите!" Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова.

По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы "Взыскание погибших" для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Наиболее известные из них находятся в Москве - в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке , в Санкт-Петербурге - в Покровском храме в Мариенбурге , в Самаре - в Покровском кафедральном соборе . Известны также чудотворные списки с иконы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа , а также из города Козлова (ныне - Мичуринска). В году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы "Взыскание погибших" ; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Первая московская святыня

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах , и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Похожий случай произошёл после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь оставшаяся с тремя малолетними детьми жена арестованного священника. Ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке , где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу - изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Когда в 1934 году храм закрылся, икону "Взыскание погибших" собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке , икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

К чудотворной иконе "Взыскание погибших" обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях.

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Использованные материалы

  • Шевченко Э. В., Вероника (Горячева), инокиня. "«Взыскание погибших» Икона Божией Матери" / Православная энциклопедия , т. 8, с. 107-110:
    • http://www.pravenc.ru/text/158344.html - материал использован частично

Икона “Взыскание погибших” приобрела огромное значение, которое обусловлено тем, в чем помогает она многим православным верующим, приходящим к ней с просьбами. К тому же эта святыня имеет длинную и весьма запутанную историю происхождения. Нет одного единого мнения о том, как появилось и получило распространение на Руси это чудотворное изображение, однако многие предания гласят, что первая икона была написана в VI веке и спасла от гибели некоего православного монаха Феофила.

Согласно сказаниям, священнослужитель был подвергнут влиянию клеветы и злых слухов со стороны завистников и недоброжелателей, а затем и вовсе изгнан архиереем из храма. Затаив в душе обиду и злость, Феофил отверг Бога, отрекся от своей веры и, познав всю горечь отчаяния, решился на сделку с самим дьяволом. Вскоре ложные слухи о монахе были раскрыты, а сам он понял какую же большую ошибку совершил. Терзаемый муками совести, Феофил обратился с мольбой , вопрошая о прощении и защите. И тогда Матерь Божия приняла искренние раскаяния мужчины, даровав прощение и исцеление погибающему.

Таким образом, получившая широкое распространение уже в XVIII веке, икона Божьей Матери “Взыскание погибших” считается символом всеобъемлющего спасительного милосердия, которое помогает справиться с самыми сложными преградами на жизненном пути.

Само название иконы говорит о том, что Пресвятая Матерь Божья готова подарить свою любовь, прощение и помощь любому страждущему, стоящему на грани жизни и смерти. Эта святыня – своего рода последняя надежда для тех, кто уже не может справляться с трудностями сам и пришел в отчаяние.

За помощью к иконе “Взыскание погибших” обращаются:

  • люди, которые физически или духовно близки к упадку, гибели, искренне жаждущие покаяния и исцеления;
  • те, кто хочет помолиться о здравии и благополучии близких и родных;
  • люди, желающие укрепить веру и силу воли для избавления от зависимостей;
  • грешники, решившие покаяться и обрести веру в Бога для спасения души;
  • родители, которые хотят защитить своих детей от дурного влияния, помочь им с выбором верного жизненного пути;
  • женщины и девушки, мечтающие создать крепкую, счастливую семью;
  • путешественники, которые жаждут благополучно вернуться домой из долгих странствий.

Чудотворения святого образа

Пресвятая Матерь Божья готова принять любые искренние просьбы людей. Вовсе не важно, о чем именно будут ваши слова и мольбы. Если они идут от самого сердца, выражают ваши истинные чистые и добрые намерения, Богородица обязательно поможет справиться со всеми тяготами.

Стоит сказать, что “Взыскание погибших” имеет важное значение, потому что все, в чем помогает она страждущим, спасает их от гибели как физической, так и духовной. Известно множество случаев, когда святой образ уберегал людей от самоубийства, разорения и нищеты, даровал исцеление безнадежно больным, указывал путь заблудшим. А вера людей, приходящих к иконе за помощью, с каждым днем лишь укрепляет ее чудодейственную силу.

Чудотворная икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» отличается оригинальным исполнением. Она символизирует в общем матерей и отцов, которые возносят молитвы Господу за своих детей. Другими словами данный образ является ликом Богородицы, утешительницы родительской скорби. Иногда эту икону называют «Избавление от бед страждущих».

Появление Святого чудотворного лика

Хранится чудотворная икона в настоящее время в Псковском монастыре. Очень интересной является история создания этого образа. Сама блаженная Матрона Московская дала свое благословение на создание этой уникальной святыни. Согласно преданию однажды Святая поведала Матушке, что ей снится особенный сон, в котором она видит один и тот же образ. Святая Матрона убедила Матушку, что в их монастырь просится сама Царица Небесная. После этого Блаженная дала благословение верующим женщинам и попросила их собирать по всем окрестным деревням деньги на создание иконы. Легенда гласит, что среди всех тех, кто давали деньги на святыню был один мужчина, который нехотя отдал рубль, а его брат при этом кинул на смех одну копейку.

Когда собранные деньги, верующие женщины принесли Святой Матроне, то она их перебрала и взяла в руки именно тот рубль и ту копейку, которая была отмечена сборщиками. За этим последовало указание отдать эти деньги тем людям, которые их дали, чтобы гроши все остальные деньги не испортили.

Вскоре была собрана необходимая сумма. Иконописцу был передан заказ, но перед этим Матрона все ему подробно объяснила и поинтересовалась, под силу ли ему нарисовать такое изображение. Художник согласился, сказав, что это дело для него привычное.

После этого Блаженная приказала ему причаститься у Святых Христовых Тайн и исповедоваться. Прошло время и иконописец отказался от заказа, так как у него по непонятной причине не получается писать образ. Прислушавшись к его словам, Матрона поняла, что причина отказа в том, что есть у этого человека один не исповеданный грех. Она сказала ему об этом, и проницательность Святой настолько поразила мастера, что он снова пошел на исповедь. Он принес покаяние священнику и, вернувшись, попросил прощения у Матроны Московской.



Блаженная с уверенностью сообщила, что теперь у него все получится, и он сможет выполнить церковный заказ. Прошло немного времени, и иконописец написал образ, с которым Матрона Московская не расставалась до самой смерти. И сегодня икона хранится рядом с мощами Святой.

На известной иконе «Взыскание погибших» изображена Богоматерь, придерживающая младенца сплетенными руками. Она с нежностью склонила голову к ребенку. Сын Божий стоит на коленях Пресвятой Богородицы, обнимает ее и нежно прижимается к матери щекой, а из-под его одежды трогательно выглядывают его ножки.

Значение Иконы и молитвенного обращения к Пресвятой Богородице

В названии иконы содержится слово «погибших». Следует понимать, что здесь оно не означает мертвых людей. Таким словом в православной вере принято называть людей, которые перестали видеть что-либо хорошее в окружающем мире. Когда верующего человека называют погибшим, то это акцентирует внимание на том, что он не может разобраться с собственной жизнью.

Именно для таких людей и направлена действенная помощь - икона Святой Богородицы «Взыскание погибших». Если человек потерялся в жизни и молится перед этим образом, то Пресвятая Богородица даст ему силы для борьбы за собственную жизнь и поможет осознать свое предназначение.

Молитвы пред иконой «Взыскание погибших» или «Избавление от бед страждущих»

Очень часто к молитвам перед этой иконой прибегают люди потерявшие веру и отвернувшиеся от Господа. Если для человека это остается единственной надеждой, то Пресвятая Богородица обязательно услышит его и даст знак.

Молитва об исцелении от болезней душевных и телесных

Помогает икона исцелить самые тяжелые недуги и хвори. Кроме того, дома можно молится перед этой иконой, чтобы избавиться от головной боли.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» может звучать следующим образом:

«Преблагословенная Владычица небесная, Богородице Дева Мария. Ты наше спасение и благодать. С верою к тебе прибегаем и молим о помощи, так как ты всегда слышишь страждущих и нуждающихся. Услышь и меня, Раба (-у) Божьего (-ью) (собственное имя), подай надежду на избавление от недуга страшного. Исполни просьбу мою в утешение мне и спасение мое. Защити от всяких бед, даруй мне жизнь во здравии и благополучии. Не дай подвергнуться дьявольским искушениям и убереги меня от грехопадений, за которые придется нести наказание господнее. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва в военное время о защите

Очень многие верующие люди молили о защите себя и своих близких перед иконой «Взыскание погибших».

Молитва в этом случае может звучать так:

«О, Пресвятая и Преблагословенная, Владычица Небесная, великая Богородица! Посмотри на нас милостивым взором своим, молящихся с умилением и искренней верой перед иконою святою твоею. Спаси и сохрани нас, позволь подняться нам из глубины греховной, просвети разум наш, омраченный страстными прегрешениями и залечи язвы нашей души и тела. Нет у нас надежды на другую помощь, кроме как на твою. Ты видишь вся душевные немощи, приводящие нас к свершению прегрешений. Но искренне обращаемся мы к тебе, чтоб не оставила ты нас без своей милости. Даруй свое милосердие, помоги исправить нашу жизнь греховную, не оставь нас с бедами и несчастьями наедине, избавь нас от скорби и от напрасной смерти. Спаси нас от вечных мук и даруй нам надежду на вечную жизнь. Ты истинная скорая Помощница и Заступница всем, кто ищет убежища и защиты. Ходатайствуй за нас перед Всевышним, а мы непрестанно молиться Тебе будем и прославлять все твои благие деяния. Аминь».

Молитва о замужестве

По сложившейся традиции перед этой иконой возносят молитвы девушки, которые мечтают удачно выйти замуж. Также могут просить о замужестве дочерей их матери. Замужние женщины возносят молитвы для того, чтобы получить благословение на счастливую семейную жизнь.

«О, Пресвятая Владычица и Пресвятая Богородица, услышь меня Рабу Божью (собственное имя) подай мне утешение и даруй мне надежду на жизнь благополучную и радостную. Только у тебя могу просить прибежища в скорби и бедах своих. Ты единственная можешь, стоя у престола Господнего, молить Всевышнего о прощении всех моих прегрешений, свершенных по неразумению моему. Услышь меня и сохрани от погибели и печали. Пред твоею Святой иконой стою и в слезах припадаю к образу Твоему, скорая Защитница и помощница всех людей, взывающих к тебе в скорби и печалях своих. Аминь».

Молитвослов - Акафист Богородице «Взыскание погибших»

В молитвослове можно найти акафист Богородице «Взыскание погибших». Читать его рекомендуется в оригинале. Им, как правило, должна сопровождаться любая молитва к пресвятой Богородице перед иконой «Взыскание погибших», которая может содержать любое обращение в произвольной форме.

С Древних времен люди православной веры безоговорочно относились с уважением к этой Иконе и считали этот образ прибежищем, когда находились на грани гибели. Поэтому любая молитва к Пресвятой Богородице дарит светлую надежду в любой трудной жизненной ситуации.

Перевод на русский язык

Чтобы слова молитвы звучали искренне, нужно понимать смысл молитвенного обращения. Перевод акафиста Богородице «Взыскание погибших» приблизительно следующий:

« О, Пресвятая и Преблагословенная Дева Мария, Владычице Небесная, Великая Богородице! Обрати свой взор на стоящих пред святою иконою Твоею и с любовью и искренней и глубокой молящихся тебе, подними нас из глубин греховных, просвети разум наш, помутневший от страстей ненужных, и излечи язвы души и тела. Нет другой помощи кроме твоей, нет другой надежды, кроме как на тебя. Ты видишь все немощи и согрешения наши, это мы приходим к образу твоему и обращаемся: не оставь нас без Небесной поддержки, покажи нам свою милоссть и благодать, спаси и помилуй нас, погибающих. Позволь нам исправить свои прегрешения, избавь нас от печалей, бед и болезней, от напрасной смерти, ада и вечных мук. Ты скорая Помощница и Заступница всем, прибегающим к тебе в своем раскаянии. Подай нам надежду на вечную жизнь в Царствие Божьем. Услышь наше обращение и не отвергни его. Мы радостно славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Слушать акафист молитва «Взыскание погибших»

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

“Взыскание погибших” – почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь – это “не Бог мертвых, но Бог живых”.

Божия Матерь – последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть – не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться.

Существует предание о том, что в XVII веке в Калужской губернии жил некий крестьянин Федот Обухов, известный своими богобоязненностью и благочестием. На Крещение, в самые морозы, в пути его застала пурга. Лошади устали, впереди был лишь непроходимый овраг, а сам Федот стал засыпать, что, как известно, приводит замерзающего к неминуемой гибели. Из последних сил он взмолился Пресвятой Богородице, дав обет, что в случае спасения – сделает для приходского храма икону “Взыскание погибших”, ведь сам он висел на волосок от гибели. Случилось чудо: другой крестьянин, который пережидал пургу дома, услышал под окном чудесный голос, который сказал ему “возьмите”. Пытаясь узнать, в чем дело, он вышел навстречу непогоде и увидел замерзающего человека.

Им был Федот Обухов, выполнивший впоследствии свой обет. Борская икона “Взыскание погибших” стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен – Богородица склоняется к Младенцу Иисусу. Это – пик материнской любви. Она утешает скорбь Младенца. По любви к нам Господь спасает нас тогда, когда кажется, что это уже невозможно.

Достоверных сведений о появлении иконы нет. Многие считают, что на написание образа благословила иконописца Матрона Московская.

Известно одно, образ прославляет Богородицу многочисленными чудесами и исцелениями, совершаемыми по молитве перед ним. Ведь нет родительской любви сильнее, чем любовь нашего Небесного Отца.

Икона Божией Матери “Взыскание погибших”

Списки иконы Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва);
  • В храме Положения Ризы Господней в Москве;
  • В Высоцком мужском монастыре (Серпухов);
  • В Никольском соборе (Серпухов).

Молитвы перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Перед иконой молятся об исцелении от недугов;
  • О помощи в безнадежных ситуациях;
  • О спасении во время бедствий;
  • О защите от власти греха.