Анализ произведения «Тарас Бульба» Гоголя Н.В. Анализ «Тарас Бульба» Гоголь

«Тарас Бульба», автором которого является Николай Васильевич Гоголь, является произведением, которое входит в ряды русской и мировой классики. Повесть очень тяжело воспринимается в юношеском возрасте, однако ее прочтение способно рассказать очень многое с исторической точки зрения.

Немного о произведении

Важно сразу отметить, что существует огромное количество отзывов о книге «Тарас Бульба». Для одних это произведение стало очень трудным для прочтения, другие говорят о том, что книга заворожила душу настолько сильно, что оторваться от нее казалось невозможным.

Несомненно, любое произведение, о котором ведутся споры, уже вызывает определенный интерес. Книга «Тарас Бульба», отзывы о которой так же расходятся, не стала исключением.

Кроме того, важно отметить, что произведение наполнено выражениями, которые сегодня зачастую используются в обиходе. Цитаты «Тараса Бульбы» очень выразительные. Например, довольно известное изречение главного героя: «Я тебя породил, я тебя и убью». Это цитата Тараса Бульбы, которую он произнес перед тем, как убить младшего сына. Другое же выражение принадлежит Андрию: «Отчизна - это самое милое сердцу. Ты - моя отчизна». Эта цитата встречается в книге тогда, когда Андрий отрекается ради любви от семьи.

Из-за глубокого смысла произведения и множества распространенных цитат отзывы о книге "Тарас Бульба" чаще положительные, нежели отрицательные.

Как и любое другое произведение русской классики, повесть часто ищут не в оригинале, а в сокращении. Краткое содержание «Тарас Бульба» Гоголя представлено ниже.

События разворачиваются в обычной казацкой деревне. Главный герой - Тарас Бульба, старый атаман, который пользуется уважением среди своего народа. Двое его сыновей возвращаются с учебы. Старший сын - Остап, младший - Андрий. Оба мальчика крупные, мужественные. При встрече Тарас начинает подшучивать над сыновьями, но Остап не терпит глупых шуток отца и говорит ему о том, что если глава семейства не прекратит, то сын его побьет. Именно так и происходит. Радостная встреча отца и сына заканчивается дракой, в которой Тарас понимает, что Остап силен и сумеет за себя постоять. Тарас хочет точно так же проверить и Андрия в бою, но младшего сына уже обняла мать и не позволяет отцу сделать задуманное.

Поход на Сечь

Когда Тарас встретил сыновей, он принимает решение отправить их на Сечь, объясняя это тем, что молодых казаков это закалит. Тарас собирает всех сотников, рассказывая о своей идее. Получив добро на предложение отправить детей на Сечь, у самого Тараса появляется боевой дух.

Мать, узнав о решении мужа, сильно плачет: от нее вновь отрывают ее сыновей. Она долго прощается с мальчиками, обнимая их.

Недолго думая, главный герой решает отправиться вместе с детьми. Он собирает полк, и вместе они двигаются к землям, что находятся недалеко от Польши.

Тарас вспоминает годы своей молодости, ностальгия охватывает старого казака. Едет атаман, понурив голову.

Остап, имея твердый характер, очень растроган слезами матери.

По дороге на место назначения Андрий думает о девушке, которую встретил во время своего обучения. Полячка влюбила в себя юного бойца. Несмотря на то что долго эти отношения не продлились, Андрий думает о ней очень много.

Приезд

Сечь встречает казаков своим разгульным образом жизни. Именно это и показывает всю красоту запорожской воли. Казаки не привыкли учиться боевому искусству - для них обучение проходит непосредственно во время боя. Юноши пускаются в разгул, а Тарасу такое развлечение не по душе - он привез сюда мальчиков не для того, чтобы они здесь отдыхали. Советуясь со своими товарищами, старый атаман пытается придумать, как поднять жителей Запорожья в поход на поляков.

Главному герою удается уговорить казаков с Запорожья переизбрать своего кошевого, который старался сохранять мир между казаками и поляками. Новый кошевой соглашается с Тарасом, что необходимо вновь «поднять авторитет» казаков и пойти в бой с поляками.

Новый образ жизни

Все поляки, живущие на юго-западе, напуганы набегом запорожцев. Андрий и Остап сильно возмужали за время битв, которые они вели на протяжении месяца. Тарас был очень горд своими детьми, которые сражались в первых рядах.

Казаки пытаются осадить город Дубна, который славился своей огромной казной и богатыми жителями. Взяв город, запорожцы ждут, когда жители начнут голодать. От скуки начинают казаки опустошать все, что находится близ Дубны, выжигая дома и поля.

Остапу и Андрию не нравится такая жестокость. Тарас пытается успокоить мальчиков, обещая им жестокие бои.

Побег Андрия

В одну ночь юноше снится его возлюбленная. Будит Андрия странное существо, которое было очень похожим на призрака. Полностью проснувшись, парень узнал в существе служанку своей возлюбленной. Девушка рассказала, что панночка в городе и очень хочет увидеть Андрия, что она по нему тоскует и любит его так же сильно, как и он ее. Кроме того, служанка передает просьбу панночки: передать ей хотя бы кусочек хлеба, чтобы спасти свою умирающую мать. Андрий набирает полные мешки хлеба и отправляется на встречу к панночке. Встретившись со своей любимой, Андрий решает навсегда отречься от своей семьи. Юноша уходит с панночкой, ничего не сообщая отцу.

Поляки не сдаются

В город прибыло польское подкрепление. Многие казаки были убиты во сне, многие попали в плен.

До Тараса дошли слухи о том, что Андрий прячется с молодой полячкой. Он не может простить своему мальчику предательства. Он пытается разыскать пропавшего сына, но ему это не удается.

Поляки совершают бесконечные вылазки, но казакам пока удается противостоять врагу. Из Сечи приходит весть о том, что татары напали на Запорожье, а казаки не могут противостоять захватчикам, поскольку отсутствует главная сила. Казацкое войско делиться на две части: первая отправляется в Сечь, чтобы спасти казну, а вторая остается для продолжения противостояния польскому врагу.

Во время битвы Тарас замечает во вражеском войске Андрия. Сын сражался за врага, что повергло Тараса в ярость. Старый атаман встречается лицом к лицу с сыном в бою, после чего убивает его как предателя. Умирая, младший сын Тараса Бульбы шепчет имя своей возлюбленной.

Смерть Остапа

Остап попадает в плен. Тарас прилагает все усилия, чтобы добраться до Варшавы, где и держат Остапа. У Тараса остается надежда, что ему удастся выплатить выкуп за сына.

Однако Тарас опаздывает и становится свидетелем страшной казни Остапа на центральной площади. Последнее, что сказал Остап, было: «Слышишь ли ты это, отец?». На что Тарас отвечает: «Слышу». Остапа казнят, а за стариком начинается погоня. Главному герою удается скрыться.

Казачья месть

Вернувшись в свой полк, все стали замечать, насколько свирепым стал Тарас. Это можно объяснить желанием отомстить за казнь Остапа.

Поляки наступали всеми силами, что приносило им победы. Тарас увел свой полк, ведя его по польским землям и разрушая все, что встречалось пути. Именно такой и была казачья месть. В это же время поляки собирают всю свою силу и полностью уничтожают казаков на поле боя.

Трагическая смерть

Польские войска настигают и полк Тараса, который остановился, чтобы немного отдохнуть. Несколько дней пытались казаки сопротивляться врагу. Тарас и другие пытаются скрыться, однако старого атамана все-таки ловят. Его приковывают цепями к дереву, руки прибивают на гвозди и заживо сжигают. Сопротивляясь боли, Тарас кричит своему войску, чтобы парни спускались по реке - только так им удастся спастись. Последние мысли старика были о юношах, у которых будет еще много битв, в которых ему уже не суждено принять участие.

Герои произведения

Говоря о списке главных героев «Тараса Бульбы», нужно отметить тот факт, что героев в книге много. Но мы рассмотрим всего несколько, которые играют важную роль для произведения.

Тарас Бульба - старый казак, атаман своего народа. Играет ведущую роль в произведении. Тарас вспыльчив, горд. Старый атаман чтит традиции. Бульба отменный боец, прошедший не одну битву.

Остап - старший сын Тараса Бульбы. Он горд, хладнокровен. Время, проведенное вне дома, ожесточило юношу, однако мальчику удалось сохранить теплые чувства к матери, за которую он очень переживал, отправляясь на битву.

Андрий - младший сын Тараса. Он мягкосердечный, несерьезный. Влюбленный в польскую красавицу, юноша предает свой народ, за что наказывается. Добрый мальчик, который пошел на все ради любви, погибает в очень раннем возрасте.

Вывод

Что же стало темой повести «Тарас Бульба»? Произведение рассказывает читателю об историческом этапе, когда казачество имело огромную силу. Кроме этого, можно сказать, что произведение рассказывает о традициях и принципах этого народа. Что для казаков было важно? Верность, взаимопомощь. Они бились рука об руку. Казаки никогда не бросали своих в беде. Именно поэтому отзывы о книге "Тарас Бульба" расходятся: все герои несут свою негативную роль, но при этом читателю жаль каждого из них, кто попал в беду.

Чему учит «Тарас Бульба»? Ответить на этот вопрос можно одним словом: товариществу. Повесть является окном в ту жизнь, где люди ценят преданность, умение помогать своему ближнему в сложных жизненных ситуациях. Ярким примером этого стал поступок Андрия, который легко отвернулся от своей семьи, от своего народа ради любви. Он был жестоко наказан за предательство. Важно сохранять верность своим близким людям, уметь протягивать руку помощи, чему учит «Тарас Бульба».

В повести «Тарас Бульба» Гоголю удалось совместить современную историю с величественным тоном древних эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В ней изображен эпизод войны запорожского казачества против иностранной агрессии с севера и юга. Бурный XVII век, беспокойная жизнь, постоянные угрозы и опасности, суровый дух защитников русских и украинских земель получили художественное воплощение в этом эпизоде.

  • Главные герои повести.

История, рассказанная в повести, описывает краткую жизнь и разные судьбы двух молодых братьев - казаков Остапа и Андрия, сыновей полковника Тараса Бульбы.

Главный герой повести - личность сильная и цельная, Тарас Бульба не знает сомнений в выполнении своего долга, он тверд и прям, как герой древнего героического эпоса: «Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. Так продать? продать веру?продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Образ Тараса Бульбы отличается непоколебимой духовной и физической мощью, подобно былинному богатырю: «У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». Единство натуры и характера Тараса Бульбы определяет вера.

В образе Тараса Бульбы соединяются черты народного героя, предводителя народных масс, мужественного, волевого, умного, и черты простого казака. Приведем характеристику Тараса Бульбы, данную Л. М. Крупчановым: «Широкая, свободолюбивая, сильная натура Тараса является олицетворением этого независимого, бесшабашного, гордого духа народа. Но мирная, разгульная жизнь, веселье, пиры лишь эпизоды в жизни Тараса, прошедшей в боях и походах. Вот полковник Тарас Бульба, человек беззаветной храбрости и мужества, цель жизни которого ясна и благородна: укрепляя узы товарищества, отстоять русскую землю. Он говорит: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Образ Тараса, прошедшего через все самые тяжкие испытания, которые только могут выпасть на долю человека, в конце повести овеян ореолом трагического величия. Тарас всегда остается самим собою: и тогда, когда собственной рукою убивает своего сына Андрия, предавшего родину из-за любви к красавице полячке, и когда присутствует на казни старшего сына Остапа, и когда, распятый и сжигаемый на костре, помогает спастись своим товарищам».

Сыновья Тараса Бульбы, выпускники Киевской бурсы, также одарены недюжинной силой и отвагой. Но судьбы потомков богатыря Тараса Бульбы расходятся: Остап унаследовал несгибаемую волю отца, чей эпический характер формируется одним чувством — любовью к родине и ненавистью к врагу. В сердце славного витязя Андрия проникает чувство, превосходящее верность своему народу, — любовь.

Л. М. Крупчанов пишет: «Старший сын Тараса Остап по характеру во многом напоминает отца. Еще совсем молодой, только что закончивший учебу, он быстро завоевывает уважение товарищей и начинает выделяться среди них своей храбростью и находчивостью. Тарас любит его, гордится им, видя в нем родную душу не только по крови, но и по общности цели. Другая натура у Андрия. Он себялюбив, тщеславен, храбрость его в бою носит показной характер. Различие в характерах братьев, намеченное в самом начале повести, затем все более углубляется и приводит в конце концов одного из них к славному, а другого - к позорному концу».

Три героя повести, отец и два сына, показаны в гуще народной жизни и борьбы, посреди разгульного в веселии и грозного в бою запорожского воинства.

  • Художественные особенности повести.

Исследователь М. А. Вокин подробно рассматривает сочетание в повести эпического, романного и лирического начала. По мнению литературоведа, художественная природа «Тараса Бульбы» является сложной и неоднородной, так как наряду с эпическим в произведении присутствуют романное и лирическое начала. Важную роль в повести играет пейзаж, отражающий волю, благоухание, безбрежность украинской степи: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере.

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Один из главных композиционных приемов повести - антитеза, противопоставление великого и героического мелкому и ничтожному. Кодекс казачьей чести.

Настоящий кодекс казачьей чести представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения казаков, которыми им рекомендуется руководствоваться независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества. Казаки — братство людей, исторически объединенных миссией служения Отечеству — Святой Руси, православной вере, своему государству и своему народу. Казаки все равны в правах. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. По одному казаку судят обо всем казачестве.

Казак, следуя заветам предков, призван:

любить и защищать свое Отечество;

сохранять и укреплять казачье братство;

чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков;

быть здоровым духовно и физически;

беречь и приумножать свою семью;

во всех делах быть примером для своих детей;

быть храбрым, защищать слабых;

прощать своих врагов, быть грозой для врагов Отечества.

Казак в служении Отечеству также призван: Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, способствовать своим трудом укреплению гражданского общества и государства; Знать и соблюдать законы своей страны, добросовестно и профессионально нести службу; Быть бескорыстным и честным при несении службы, помнить об ответственности за судьбу общества и государства.

  • Повесть в оценке критиков и литературоведов.

«Тарас Бульба — дивная эпопея, написанная кистию смелою и широкою, резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера… «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..

Если говорят, что в «Илиаде» отражается вся жизнь греческая в ее героический период, то разве одни пиитики и риторики прошлого века запретят сказать то же самое и о ‘Тарасе Бульбе» в отношении к Малороссии XVI века?.. И в самом деле, разве здесь не все козачество, с его странною цивилизациею, его удалою, разгульною жизнию, его беспечностию и ленью, неутомимостью и деятельностию, его буйными оргиями и кровавыми набегами?..

Скажите мне, чего нет в этой картине? Чего недостает к ее полноте? Не выхвачено ли все это со дна жизни, не бьется ли здесь огромный пульс всей этой жизни? Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, которое на нем надето, и как бы вызывающий на драку всякого дерзкого, кто бы осмелился дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами, потому что «многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет»; это мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать в казацкой жизни… И это не эпопея?.. Да что же такое эпопея?..

И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь…» (В. Г. Белинский).

«Почему же Гоголь в основу повести положил трагический сюжет? Вероятно, такой разворот событий позволял полнее выявить характеры героев, их сокровенные качества. Но, полагаем, здесь была и другая причина. Обратившись к прошлому в поисках идеала, писатель не мог не видеть, что искомой гармонии человеческой жизни прошедшие века дать не могли при всем их историческом значении.

Поколение героев-воинов сыграло свою роль, но ушло, а вот что оно оставило настоящему, кроме легенд и преданий? Обратившись к современной ему жизни, писатель увидел милых, благообразных старичков (впрочем, тоже ушедших), забубенных, любящих гульнуть бурсаков, пародийные фигуры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Но не увидел героев. Поэтому скорбное восклицание писателя, которым завершается «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», - «Скучно на этом свете, господа!» - мы вправе отнести не только к этой повести, но и ко всему сборнику «Миргород»» (Г. Я. Беленький). «Но что такое вся эпопея о Тарасе Бульбе, как не ряд гиперболических образов, где и картины Украйны, и удаль казаков, и первобытность их жизни - все изображено в преувеличенном, крайне изукрашенном виде? Идет бой и «летят головы», «снопами валятся ляхи», сияет «сабельный блеск».

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.