Анализ произведения некрасова железная дорога. Некрасов железная дорога анализ стихотворения

«Железная дорога» Некрасов

«Железная дорога» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта - человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть - прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть - описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги - русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть - это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка - и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

«Железная дорога» Николай Некрасов

В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.

К таким глубинным произведениям относится стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, спустя несколько месяцев после отмены крепостного права. В ней автор пытается показать обратную сторону медали строительства путепровода между Москвой и Петербургом, который для многих рабочих стал огромной братской могилой .

Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы и восхитительным пейзажам, которые открываются за окном поезда, проплывающего по лугам, полям и лесам. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу. Следует отметить, что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и животрепещущей, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Если на почтовой карете из Москвы в Петербург можно было добраться примерно за неделю, то путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток.

Однако мало кто задумывался над тем, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия, наконец, превратилась из отсталой аграрной страны в развитую европейскую державу . Символом преображения в данном случае выступила железная дорога, которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи. Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Некрасов Железная дорога анализ стихотворения

План

1.История создания

2.Жанр

3. Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «Железная дорога» написано поэтом в 1864 г. и посвящено строительству первой в России Николаевской железной дороги (1842-1852). Николай I, не учитывая особенностей местности, просто провел по линейке черту на карте. Эта чудовищная беспечность обернулась огромным количеством погибших рабочих при строительстве в непроходимых болотах и лесах.

2. Жанр стихотворения - излюбленная и доведенная поэтом до совершенства гражданская лирика.

3. Основная идея стихотворения - тяжелое положение простого народа, вынужденного расплачиваться своими жизнями за прогресс в России. Царь и его окружение совершенно не считались с ценой за грандиозный проект. Согнанные со всех концов Руси крестьяне работали в нечеловеческих условиях, костями устилая бескрайние просторы своей земли. Не случайно первая часть стихотворения с любовью описывает прекрасный пейзаж, которому суждено было стать огромной братской могилой. Резкий контраст этому описанию представляет возникшая в воображении рассказчика картина тяжелого физического труда. Перед нами проносятся души всех погибших на строительстве. Они не понимали значения своего огромного дела. Крестьян принудили к работе царь земной и царь незримый - голод. В монологе генерала вскрывается циничное отношение высшего общества к рабочим. Удел холопов - пьянство и воровство, поэтому и жалеть их нечего. В этом проявляется абсолютная неграмотность и глупость генерала, не понимающего того, что все достижения и успехи государства опираются на подавляющую массу забитого и униженного крестьянства. «Светлой» картиной, завершающей произведение, является расчет с рабочими. Обессилевшие крестьяне, герои труда, получают награду - …бочку водки. А проявление «безмерной щедрости» начальства - прощение всех недоимок и прогулов. Страна делает огромный шаг вперед, начальники торжествуют, народ же, как всегда, оказывается в дураках.

4. Композиция . Стихотворение «Железная дорога» состоит из четырех частей. Первая - лирическое описание проносящегося мимо путешественников российского пейзажа. Вторая - ужасная картина непосильного труда. В третьей части описаны примитивные размышления и мнение генерала. Заключительная часть - «радостная» картина, результат работы.

5. Размер стихотворения - чередование четырех- и трехстопного дактиля с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Некрасов широко использует эпитеты в описании природы («славная», «ядреной», «студеной») и страданий рабочих («громаден», «страшной», «бесплодные»). Первая часть богата сравнениями: «как тающий сахар», «как в мягкой постели», «как ковер». Ярким олицетворениями описан голод: «царь беспощаден», он «водит», «сгоняет», «ходит». В целом первые части построены на резком контрасте друг с другом. Третья и четвертая части написаны предельно кратким языком без особого использования выразительных средств. Значительно приближает к реальности живая разговорная речь начальника «…нешто… молодца!.. молодца!...».

7. Основная мысль произведения - страдания простого народа неисчислимы. Ему приходится на своих плечах нести цивилизационное развитие России. В конце второй части Некрасов делает главное заявление о том, что русский народ все вынесет и придет к счастливому будущему. Но до этого еще очень далеко, «прекрасная пора» в туманной неизвестности.

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Часто на уроках литературы звучит вопрос: «Насколько актуально это произведение сегодня?». В разной степени меняются жанры и формы литературы, но человеческая натура остается неизменной. Незыблемыми остаются законы человеческого общества: беды и радости народов во все времена одни и те же. Стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога» повествует не только о революционном прорыве в транспортной системе державы, но и об обратной стороне – тысячах загубленных жизней, о рабочих, на костях которых и стоит весь мировой прогресс.

Ходит легенда, что при проектировании железной дороги Санкт-Петербург-Москва Николай I прочертил на карте ровную линию, не огибая болота, топи, овраги. Строительство было крайне тяжелым, и работникам приходилось трудиться в постоянном холоде, голоде, терпя болезни и нищету:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Строили дорогу простые крепостные крестьяне, которые не так давно получили вольную после отмены крепостного права, но не знали, что с этой волей делать. Так как Российская империя считалась еще отсталой аграрной страной, строительство железной дороги приобрело принципиальное стратегическое значение. Оно должно было стать масштабным рывком к производственному и техническому прогрессу. Россия стала бы еще более серьезным игроком на мировой арене. И вот тысячи крестьян, работая без устали в тяжелейших условиях, погибли там же, на строительстве железной дороги, которая призвана была стать символом величия и развития державы. Этому немому, всеми забытому подвигу простых трудяг посвящено стихотворение Некрасова «Железная дорога» 1864 года.

Жанр, направление и размер

Многие литературоведы склоняются к мнению, что «Железная дорога» – это поэма, сочетающая в себе драму, сатиру и даже балладу. По форме своей это разговор попутчиков (генерал и его сын Ваня) с самим лирическим героем.

Некрасов выбрал в качестве размера четырехстопный дактиль и перекрестную рифму, чтобы создать атмосферу повествования, постепенного, но насыщенного разговора. Этот прием по звучанию можно даже сравнить со стуком колес на железной дороге – своеобразная звукопись создает эту непередаваемую атмосферу баллады.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.

Образы и символы

В «Железной дороге» Некрасов создает несколько очень ярких и мастерски проработанных образов. Первый из них – это Россия и русский народ. Поэт называет крестьян Божьими ратниками, мирными детьми труда, братьями, восхищаясь простотой и силой их характеров.

Ярким образом стал замученный белорус, который стал символом всех и каждого, кто был заморен рабским трудом:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах.

Еще один яркий образ – это генерал, с которым разговаривает лирический герой. О нем сказано не много, но несколько ярких деталей позволяют воссоздать портрет гордеца с легкостью. Например, пальто на красной подкладке сразу же выдает в нем генерала, а заносчивые слова о никчемности народа (причем любой страны и национальности) еще и рисуют его как человека самонадеянного, гордого, напыщенного. Генерал перечисляет мировые диковинки архитектуры, явно зная в них толк, но при этом не понимает, кому обязан и должностью, и пальто на красной подкладке. При этом сына Ваню он одел в кучерский армячок, чтобы подчеркнуть близость к народу. Благодаря этим трем деталям, поэт виртуозно нарисовал читателям портрет типичного «начальника» из любой сферы.

Образ лирического героя – это собирательный образ настоящего гражданина, который осознает свой долг перед народом. Он, не боясь гнева генерала, говорит правду, которая колит глаза господам. Это сознательный, совестливый и справедливый человек, который настаивает на справедливой критике в адрес каждой инициативы. Да, дорога – это, безусловно, важно, но не такой ценой.

Темы и проблемы

Некрасов добивается душевного сопереживания читателя с помощью ярких контрастов и противопоставлений, на которых и построено стихотворение. Дивные русские пейзажи сменяются страшными картинами:

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Так же быстро поэт уводит читателя от тягот строительства к одинокому несчастному белорусу, от него – к напыщенному генералу, и снова к уставшим лицам крестьян. Постоянно создавая контрастные ситуации, Некрасов создает напряженную атмосферу, которая полностью поглощает внимание.

Здесь важна роль и поднятых в стихотворении тем. Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда. Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?

Автор поднимает также проблему равнодушия господ к судьбе простых людей. Генерал считает народ сборищем пьяниц, которое не достойно его внимания и сожаления. Для того и создан мужик, чтобы трудиться до смерти, больше он ничего не умеет. Но этот герой даже не понимает, что живет за счет всех этих людей. Если бы не они, он и не смог бы себя обеспечить. Деньги, которыми щедро содержались военные чины, взяты из казны, а кто наполняет ее? Не царь и не его свита, а трудовой народ, который производит то, что продается. Поэтому мы можем выделить и другую проблему – социальную несправедливость, из-за которой сотни людей вынуждены обеспечивать одного такого генерала, который палец о палец не ударяет всю жизнь, так как чин достался ему по наследству.

Основная идея

Весь трагизм эпохи и смысл стихотворения Некрасов сжал до 4 строчек, которые играют роль эпиграфа:

Ваня (в кучерском армячке):
«Папаша! кто строил эту дорогу?»
Папаша (в пальто на красной подкладке):
«Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

Граф Клейнмихель и весь чиновничий свет, который получил лавры, признание и немалое вознаграждение, дорогу не строили. Эти рельсы лежат на костях крестьян, замученных голодом, болезнями, несправедливостью и бедностью. Эту идею, сатирически обрисованную в эпиграфе, поэт доказывает в своем стихотворении, и тем сильнее и масштабнее предстает всечеловеческая проблема: простой народ, который ценой своей жизни строит, воюет, пашет, никогда не получит заслуженной благодарности. Никогда и ни в одной стране мира. Генерал нахально задает вопрос лирическому герою:

Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Да, народ. Но потомкам останется только имя архитектора и царя, а тех, кто создает красоту, кто кормит, везет, защищает свои страны, потомки и не вспомнят. В этом большая человеческая трагедия не только России, но и всего мира. Это и есть главная мысль произведения.

Средства художественной выразительности

Достичь столь масштабной и выразительной картины жизни и труда крестьянского народа Некрасову удается с помощи системы художественных средств.

  1. Во-первых, это яркие эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная;
  2. Во-вторых, метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»;
  3. Здесь же инверсия (привычка к труду благородная);
  4. Аллитерация (листья поблекнуть … не успели);
  5. Ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!