Алгоритм правописания суффиксов. “ИВА”, “ЕВА” суффиксы в глаголах

1 воспит_вать волю

2 исслед_вать местность

3 ступеньки поскрип_вали

4 свёрт_вать палатку

5 пожертв_вал собою

6 обрад_ваться встрече

7 рассе_вать сомнения

8 участв_вал в соревновании

9 проклад_вать теплотрассу

10 завед_вать секцией

1 израсход_вать средства

2 выздоравл_вал быстро

3 откупор_вать бутылку

4 цементир_вать дорожку

5 закап_вать лекарство

6 прокат_вать по асфальту

7 воспит_вал в строгости

8 продл_вать визу

9 перебрас_вать мяч

10 перекле_вать окна

2 корч_вать пни

3 проповед_вать добро

4 танц_вали до утра

5 проб_вать на вкус

6 треб_вал объяснений

7 расспраш_ вать о нём

8 ноч_вать у костра

9 оцен_вать результаты

10 потч_вать гостей

1 гор_вать о погибшем

2 рассматр_вал в бинокль

3 дружески совет_вать

4 рассчит_вать на успех

5 доклад_вать командиру

6 испыт_вать неловкость

7 расстёг_вать пуговицу

8 погляд_вать с интересом

9 запут_вать следы

10 подыгр_вать на гитаре

Упражнение №1. Объясните написание суффиксов глаголов. Образуйте от данных глаголов форму 1-ого лица единственного лица, укажите вид, выделите суффикс.

Упражнение № 2. От глаголов совершенного вида с помощью суффикса –ыва-(-ива-) образуйте глаголы несовершенного вида. Составьте с ними словосочетания (глагол + существительное)

Укажите тип подчинительной связи образованных словосочетаний ____________

Упражнение № 3. Образуйте от данных слов глаголы с помощью суффиксов – ива- (-ыва-) -ева- (-ова-), обозначьте орфограмму.

Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы.

Прослуш_вал записи, корч_вать пни, проповед_вать добро, проб_вать на вкус, расспраш_вать о случившемся, дружески совет_вать , рассчи_вать на успех, оцен_вать результаты, гор_вать о погибшем, треб_вал объяснений, доклад_вать командиру, расстёг_вать пуговицу,строго экзамен_вал, запут_вать следствие, подыграть на гитаре.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Суффиксы глаголов -ива-(-ыва-), -ева-(-ова-), -ва-

Правописание некоторых суффиксов прилагательных

ПРАКТИКА

Задание: выполните тестовую работу.

1. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) заворач. вать 2) огранич. вать 3) отлаж. вать 4) потч. вать

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) выпляс. вать 2) испыт. вал 3) попроб. вать 4) высчит. ваю

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) команд. вать 2) использ. вала 3) преслед. вать 4) развед. вать

4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) врач. вать 2) выпяч. вать 3) корч. вать 4) окольц. вать

5. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) передёрг. вать 2) гор. вать 3) просматр. ваю 4) подмиг. вать

6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) адрес. вать 2) догад. ваться 3) насвист. вать 4) опазд. вать

7. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) обрад. ваться 2) оборуд. вать 3) наклад. вать 4) бесед. вать

8. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) прицел. ваться 2) запечатл. вать 3) зашпакл. вать 4) размал. вать

9. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

10. В каком глаголе нет суффикса –ЕВА-

1) во. вать 2) забол. вать 3) буш. вать 4) ноч. вать

Задание: выполните тестовую работу

Выпишите все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать Б. привередл..вый В. алюмини..вый Г. успока..ваться

А. завистл…вый Б. эмал…вый В. несговорч…вый Г. плеч…вой

Выпишите все слова, где пропущена буква И?

А. налаж..вать Б. сбивч..вый В. откле..ваться Г. стержн..вой

А. фасол..вый Б. отрасл..вой В. настойч..вость Г. догадл..вый

А. вкрадч…вый Б. нож…вое (ранение) В. раскач…вать Г. продл…вать

Выпишите все слова, в которых пропущена буква И?

А. вылавл…вать Б. коч…вать В. Разговорч…вый Г. Вид…мый

А. подогр. вать Б. расспраш..вать В. приветл. вый Г. глянц..вый

Глагольные суффиксы в русском языке. Правописание глагольных суффиксов. Глагольный суффикс -ова-

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс –ова-/-ева-, –ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда – командовать;
  • проба – пробовать;
  • зависть – завидовать;
  • волнение – волноваться;
  • расход – расходовать;
  • горе – горевать;
  • беседа – беседовать;
  • участие – участвовать;
  • чувство — чувствовать;
  • сочувствие – сочувствовать;
  • штрих — штриховать.
  • Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: «Я сейчас что делаю?» Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.
  • Как видно, глагол заканчивается на –ую. В таком случае пишется суффикс –ова-/-ева-.

    Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс –ова-/-ева-:

    • Завидую – завидовать, приветствую – приветствовать, исследую – исследовать, организую – организовать, корчую – корчевать, волнуюсь — волноваться, клюю – клевать, атакую – атаковать, преследую – преследовать, использую – использовать, враждую – враждовать.
    • Морфемы –ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: откусывать.

      Суффиксы –ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

      (что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать.

      Правописание этих морфем тоже зависит от формы глагола 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: «Я сейчас что делаю?» И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», «Я сейчас заканчиваю».

      После этого определяем, что на конце – ываю/-иваю.

      Примеры слов, в которых он выделяется:

      Захлебываюсь – захлёбываться, придумываю — придумывать, замахиваюсь — замахиваться, воспитываю — воспитывать, откусываю — откусывать, отказываюсь – отказываться, обыскиваю – обыскивать, подмазываю – подмазывать, развешиваю – развешивать, раскрашиваю – раскрашивать, распиливаю – распиливать, разматываю – разматывать, растаскиваю – растаскивать, расчерчиваю – расчерчивать, расшатываю – расшатывать, разбрасываю – разбрасывать, подмигиваю – подмигивать, подвешиваю – подвешивать, испытываю — испытывать, вздрагиваю – вздрагивать, задумываюсь – задумываться.

      Суффиксы в причастиях

      Морфемы — ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

      Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

    • жир-ова-л
    • шеств-ова-л
    • гост-ева-л
    • задум-ыва-лся
    • вскак-ива-л
    • лак-иро-вал
    • вздраг-ива-л
    • вычит-ыва-л
    • прикид-ыва-л
      • жир-ова-вший
      • шеств-ова-вший
      • гост-ева-вший
      • задум-ыва-ющийся
      • вскак-ива-ющий
      • лакир-ова-вший
      • вздраг-ива-ющий
      • вычит-ыва-ющий
      • прикид-ыва-вший
      • Глагольный суффикс –ва и гласная перед ним

        В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять –ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной – ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

        Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

      • ослабеть (сов.в.) – ослабе-ва-ть (несов.в.);
      • запотеть (сов.в.) – запоте-ва-ть (несов.вид);
      • полить (сов.в.) – поли-ва-ть (несов.вид);
      • продеть (сов. в.) – проде-ва-ть (несов.вид);
      • напеть (сов.в.) – напе-ва-ть (несов.вид).
      • Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом –ва, нужно пропустить этот суффикс.

        Назревать – назреть, заболевать – заболеть, надевать — надеть, выдавать — дать, выбивать — бить, раздаваться — раздасться, запивать — запить, одеваться — одеть, перебивать — перебить, познавать – познать, вставать — встать, успевать — успеть, создавать — создать, овладевать — овладеть, зашивать — зашить, отогревать — отогреть, преодолевать — преодолеть, претерпевать – претерпеть.

        Внимание! Есть несоответствие правилу в следующих глаголах: застрять – застревать, намереваться, затмить – затмевать, продлить – продлевать.

        Суффикс –ирова-

        Если суффиксы –ыва-/-ива-, -ова-/-ева- имеют варианты, то морфема –ирова- пишется всегда одинаково. Она также образует глаголы несов. вида. Чтобы выделить этот суффикс, нужно определить производящее слово, выделить в нём основу, ориентируясь по которой, легко определить, где начинается словообразовательная морфема: группа – групп-ирова-ть.

        Обычно глаголы с этим постфиксом образуются от основы существительного и обладают значением активного, целенаправленного действия: резерв – резервировать, саботаж – саботировать, тренер – тренировать.

        Суффикс –ирова- имеет очень интересное происхождение. Одна его часть –ier- заимствованная из немецкого языка во времена правления Петра I , соединена с русским –ова-: experimentieren — экспериментировать, gruppieren – группировать, modernisieren — модернизировать, formieren — формировать.

        Примеры слов с суффиксом –ирова-:

      • изолировать;
      • лакировать;
      • лидировать;
      • ликвидировать;
      • маршировать;
      • минировать;
      • оперировать;
      • ориентировать;
      • планировать;
      • приватизировать;
      • реагировать;
      • репетировать;
      • сервировать;
      • сортировать;
      • фаршировать;
      • фотографировать;
      • цитировать.
      • Глагольный суффикс –и-

        В глаголах, сочетающихся с существительным и местоимением в винительном падеже без предлогов, обычно бывает суффикс –и-:

      • избав-и-ть (кого? что?) нас;
      • обеспеч-и-ть (кого? что?) детей;
      • обезлес-и-ть (кого? что?) местность;
      • обезвод-и-ть (кого? что?) территорию;
      • побел-и-ть (кого? что?) стены;
      • подкрас-и-ть (кого? что?) волосы;
      • черн-и-ть (кого? что?) брови.
      • Такие слова обозначают, что это действие кто-то производит по отношению к какому-то предмету. То есть это переходные глаголы.

        Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

      • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
      • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
      • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
      • побел-е-ть (от чего?) от старости.
      • В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

        Гласные перед суффиксом –л-

        Глагольный суффикс прошедшего времени –л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

        Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед –ть, сохранится и перед –л:

      • вертеть – вертел;
      • веять – веял;
      • затеять — затеял;
      • зависеть — зависел;
      • измерить — измерил;
      • каяться — каялся;
      • кланяться — кланялся;
      • лелеять — лелеял;
      • надеяться — надеялся;
      • объездить — объездил;
      • отчаяться — отчаялся;
      • приклеить — приклеил;
      • реять — реял;
      • слушать — слушал;
      • сеять — сеял;
      • чистить – чистил;
      • чуять — чуял.

      Глагольный суффикс в неопределенной форме является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед –в- и –вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

      Задание для закрепления

      Итак, когда известно, какие глагольные суффиксы в русском языке бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

      В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание орфограмм в суффиксах глаголов.

      Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

      Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

      Тест. Правописание суффиксов -ова- (-ева-) / -ыва- (-ива-) в глаголах

      В данном тесте необходимо выбрать один правильный вариант ответа на правописание суффиксов гаголов.

      Список вопросов теста

      Укажите верное продолжение правила:

      Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то.

    • в повелительном и условном наклонениях пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (ева-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ува-
    • Укажите верное написание глагола БЕСЕДУЮ в неопределенной форме.

    • Беседывать
    • Беседовать
    • Побеседывать
    • Беседовал
    • Укажите верное написание глагола РАЗГОВАРИВАЮ в прошедшем времени

    • Разговаривать
    • Разговаревал
    • Разговаревать
    • Разговаривал
    • Укажите глагол с ошибкой в правописании.

    • Беседовать с другом.
    • Необходимо складывать вещи на свои места.
    • Это правило необходимо использывать на уроках.
    • На конкурсе я декламировать рассказывать поэму.
    • Укажите строку, где в неопределенной форме глагола есть суффикс -ОВА-.

    • Завидую, воюю.
    • Рассказываю, горюю.
    • Рисую, командую.
    • Докладываю, мечтаю.
    • Укажите глагол, где в неопределенной форме глагола есть суффикс -ЕВА-.

    • Ночую
    • Советую
    • Командую
    • Опаздываю
    • Укажите верне продолжение правила:

      Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ЫВАЮ- (-ИВАЮ-), то.

    • в неопределенной форме и условном наклонении пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ува-.
    • Укажите глагол, где на месте пропуска пишется буква О.

      Варианты ответов
    • Уклад. вать
    • Салют. вать
    • Выпис. вать
    • Танц. вать
    • Попроб. вать
    • Выпляс. вать
    • Испыт. вал
    • Высчит. ваю
    • Укажите глагол, где на месте пропуска пишется буква Е.

      Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме «Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)»

      Цели урока:

      познакомиться с правописанием суффиксов -ова- (-ева- ), -ыва- (-ива- );

    научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

    I. Организационный момент

    II. Повторение. Словообразовательная разминка

    На карточках.
    Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
    ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?
    Какая приставка поможнт нам завершить действие?
    УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
    Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
    умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ
    (на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
    На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
    Объяснение нового материала.

    III. Постановка проблемы

    – Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
    В какой морфеме?

    ДОКЛАД? ВАТЬ,
    КОМАНД? ВАТЬ,
    ГОР? ВАТЬ,
    НАСТА? ВАТЬ.

    IV. Сообщение темы урока

    Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива- ) и -ова- , (-ева- ) (Приложение 1 . Слайд 1).

    – Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1 . Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1 . Слайд 3).
    Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1 . Слайд 4).
    Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1 . Слайд 5).
    – Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

    Составление инструкции для применения правила (Приложение 1 . Слайд 6).

    V. Применение алгоритма

    – «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы (Приложение 1 . Слайд 7).

    – Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)

    – Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а час, пожалуйста послушайте сказку.

    VI. Грамматическая сказка

    Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова- , -ева- , -ыва- , -ива- . Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
    Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1 . Слайд 8).
    Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
    Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
    А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у- , -ю- , оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1 . Слайд 9).
    Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива- , а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

    – Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

    VII. Закрепление нового материала

    – Это задания не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

    VIII. Работа с карточками

    Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)

    • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
    • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
    • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
    • Всякий трус любит о храбрости беседовать.
    • Новых друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне.
    • IX. Самостоятельная работа (Приложение 1 . Слайд 11)

      – Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
      – Подчеркните, пожалуйста, первые буквы каждого глагола; если правильно выполнили, то вы прочитаете вашу отметку.

      Подведение итога урока. (Приложение 1 . Слайды 15, 16)
      – Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

      X. Дополнительный материал

      Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
      Умолчать – умАлчивать (МОЛЧА)

      – Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда. Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва- , -ива- .
      Подберите проверочные слова., определите гласную в корне.

      Ослабеваю – ослабеть.
      Повелеваю – повелеть.

      В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом.суф -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом.глагола СВ. Записываем в словарики.

      XI. Домашнее задание (на карточках)

      Карточка 1

      От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфлограмму.

      Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу..ствие

      Карточка 2

      К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

      Обвинять – Копить –
      Печалиться – Молчать –

      Карточка 3

      Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

      Торжественно идти –
      Покрывать лаком –
      Быть шефом –
      Принимать участие –
      Проводить расследование –
      Дать совет –

      Сопутствовать, арестовывать, чествовать, участвовать, предчувствовать, отсутствовать, атаковать, заведовать, обследовать, негодовать, горевать, воевать, настаивать, рассеивать, подтаивать, бушевать, тушевать, ночевать, кочевать, корчевать, потчевать, танцевать, перелицевать, кольцевать, гарцевать.

      Угадывать, разбрасывать, воспитывать, перечитывать, посвистывать, подбрасывать, развязывать, приплясывать, усиливать, увеличивать, суживать, постукивать, разгуливать, заканчивать, отсрочивать, приурочивать, рассредоточивать, упрочивать, подытоживать.

      I. 1. На улице царствовала чуткая Тишина. (В. Кур.) 2. Мы ночевали вблизи болота, и я не сомкнул глаз, прислушиваясь к лесным таинственным звукам (С.-М.) 3. Сентябрь холодный бушел, с деревьев ржавый лист валился. (Тютч.) 4. Граф танцевал хорошо и знал это. (Л. Т.)

      II. 1. Лодка резала носом воду, у бортов шум волны мерно откатывались к берегу, набегали на песок. (Прилеж.) 2. Людям по силам хранить, отстаивать, развивать красоту человеческих отношений. 3. Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели. (А. Блок.) 4. Терентий шагал быстро, молчаливо, только инструменты позванивали в его сумке. (Кат.) 5. Лошади по брюхо проваливались в грязь, их развьючивали и вытаскивали веревками. (Алд.-Сем.) 6. Бугорки земли на винограднике были чуть присыпаны снежком, который уже начинал подтаивать с солнечной стороны. 7. Ветер развеивал семена трав. 8. Ученики аккуратно подклеивали страницы книг.

      ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

      Выпишите глаголы в две колонки: 1) с суффиксом -ова- (-ева-); 2) с суффиксом -ыва- (-ива-).

      1. Левинсон решил заночевать в тайге. (Фад.) 2. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось. (Арс.) 3. Почти вся земля в Якутске промерзла и только летом оттаивает не более чем на метр. (Б. Истомин.) 4. …Всякий Ларчиком прекрасным любовался (Кр.) 5. Гусар отмалчивался и все хмурился. (С.-М.) 6. С поля боя выносили раненых, а Зина обеспечивала связь, тащила за собой катушки и аппарат, шла со взрослыми связистами вперед, в новые траншей. (Л. Кондрашова.)

      Словари называют нашими друзьями и помощниками. Они не только помогают правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, знакомят с культурой народа. Словари доставляют огромную радость тем, кто ими пользуется, читает их.

      Со словарями работают ученые, писатели, журналисты, преподаватели, студенты. Словари и справочники помогают людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. И вы, ребята, чаще обращайтесь к словарям. И они станут вашими настоящими друзьями и помощниками. (По В. Сергееву.) (87 сл.)

      2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

      3. Буквы з - с на конце приставок.

      Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги - они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. Книжный шкаф в комнате не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, чем живешь, что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости приглашаешь именно тех, с кем испытываешь потребность общения.

      Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особое постоянство: любимая книга не изменит и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В. Лидин.) (86 сл.)

      1. -Тся и -ться в глаголах.

      2. Мягкий знак после шипящих у глаголов во 2-м лице единственного числа.

      ВОЛОСАТОЕ ДЕРЕВО

      Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево… волосатое. Увидишь и глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое. Ствол снизу звериной шерстью оброс!

      Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое.

      Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесывает. Одна коза почешется, другая потрется, третья поскребется, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление (Н. Сладкое.) (94 сл.)

      1. Мягкий знак после шипящих у глаголов во 2-м лице единственного числа.

      2. -Тея и -ться в глаголах.

      3. Безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных.

      Петушки распетушились,

      Можно перышек лишиться,

      Но подраться не решились,

      Если перышек лишиться,

      Если очень петушиться,

      Нечем будет петушиться.

      (В. Берестов.)

      Много вредных насекомых переловят скворцы за лето для себя и для своих скворчат. Потому и стараются люди принимать скворцов поближе к садам и огородам. Потому и развешивают для них скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости! Полезная птица скворец, а уж какая занятная!.. Послушайте как-нибудь, как он, сидя на ветке около домика, песенки распевает. То засвистит, затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как курица, закудахчет, или начнет скрипеть.

      Слушаешь и дивишься: какие только звуки в его песенке не встречаются! Что услышит скворец, что запомнит, то и старается повторить. (А. Скребицкий.) (88 сл.)

      1, Буквы е и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

      2. Безударные проверяемые гласное ь корне

      Как правильно ехай, едь или езжай? С раннего детства мы знаем, что русский язык очень богат, гибок, способен выразить весь необходимый смысл, причем выразить метко, образно. И все же иногда выясняется, что всего многообразия и гибкости языка вдруг не хватает на образование той или иной формы слова. В самом деле, мы не употребляем в повелительном наклонении такие распространенные глаголы, как видеть, слышать, хотеть. И уж совсем обидно за глагол ехать. Ведь он так часто нам нужен. «Ехай сам». «Езжай налево». «Едь поскорее». Все это неправильные употребления. А единственная возможность выразить свою волю - это форма поезжай. (По Е. Гавриловой.) (97 сл.)

      1. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

      2. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

      Соседи уехали утром купаться

      И пса захватили: пускай порезвится.

      А кошку оставили. Что с ней возиться?

      Подумаешь, тоже мне важная птица!

      О чем-то мурлычет соседская кошка.

      Налью молока - отвернется от блюдца

      И долго глядит, не мигая, в окошко:

      Не видно ль хозяев? А вдруг не вернутся?

      (В. Левин.)

      ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

      1. В предложениях замените выделенные слова синонимами — глаголами с не.

      Я отсутствовал на заседании кружка. Дождь шел всю ночь. Сосед долго искал потерянный ножик. Мой товарищ опоздал к началу спектакля. Этот ученик отстает по математике.

      2. Составьте словосочетания со следующими словами.

      Не спится, не сидится, не хочется, не думается. Недоглядеть - не доглядеть, недоедать - не доедать.

      3. В предложения вставьте подходящие по смыслу глаголы с безударными окончаниями. Объясните их правописание.

      1. Солнце греет, а луна только … . 2. Картофель копают, а клевер … . 3. Капусту сажают, а рожь … . 4. Печи кладут, а крыши … . 6. В хорошую погоду дым из трубы поднимается высоко кверху, а в плохую погоду низко … . 6. Дождь вымочит, а солнышко … . 7. При решении этой задачи сначала вычтем, а потом … . 8. Если кто то и заболеет, то непременно … .

      4. Указанные глаголы замените глаголами антонимами с безударными личными окончаниями.

      Любит, смеется, зажжет, забудет, сбережет, теряет.

      5. К существительным подберите глаголы с безударными личными окончаниями в 3-м лице единственного числа, характеризующие профессию.

      Чертежник, врач, поэт, художник, косарь, рыбак.

      6. В предложениях замените глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени.

      Весна, веяло теплом. Сильнее грело солнце. Днем таяло. Слышалось журчание ручейков. С крыш капало. Дышалось легко.

      7. Перестройте предложения, заменив множественное число единственным.

      Вы замерзнете, если выйдете сегодня без пальто. Когда ляжете спать, то откроете форточку. Если срочно вышлете письмо, то быстро получите ответ.

      8. В предложениях замените глаголы подходящими по смыслу глаголами в повелительном наклонении с мягким знаком

      Присаживайтесь на диван. Заранее подумайте о билете. Берегите время. Не испачкайтесь. Приобретите спецодежду. Наведите справку. Сделайте отметку.

      9. Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

      Отдавать приказание, отдавать команду, давать совет, подводить итог, подвергать критике, подвергать риску, налагать штраф, выражать сочувствие, вести разговор.

      10. Подберите глаголы с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) и вставьте их в предложения.

      Надо чаще (проветривать) помещение. Два часа я (прогуливался) на улице. Кучер (поторапливал) кнутом лошадей. На уроки нельзя (опаздывать). На поляне (выкорчевывали) пни.

      СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

      БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ

      Свежий снег со следами зверей примято называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.

      Новый снегопад - новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители. Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.

      Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра.

      Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. (По Д. Житеневу.) (96 сл.)

      1. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и И спряжения.

      2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

      Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

      Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

      Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

      Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

      • команда - командовать;
      • проба - пробовать;
      • зависть - завидовать;
      • волнение - волноваться;
      • расход - расходовать;
      • горе - горевать;
      • беседа - беседовать;
      • участие - участвовать;
      • чувство - чувствовать;
      • сочувствие - сочувствовать;
      • штрих - штриховать.

      Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

      • я сейчас танцую;
      • я сейчас рисую.

      Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

      Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

      • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

      Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

      Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

      (что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

      Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

      После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

      Примеры слов, в которых он выделяется:

      Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

      Суффиксы в причастиях

      Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

      Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

      Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

      В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

      • ослабе-ва´-ть;
      • запоте-ва´-ть;
      • поли-ва´-ть;
      • проде-ва´-ть;
      • напе-ва´-ть.

      Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

      • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
      • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
      • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
      • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
      • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

      Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

      Суффикс -е-

      Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

      • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
      • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
      • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
      • побел-е-ть (от чего?) от старости.

      В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

      Гласные перед суффиксом -л-

      Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

      Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

      • вертеть - вертел;
      • веять - веял;
      • затеять - затеял;
      • зависеть - зависел;
      • измерить - измерил;
      • каяться - каялся;
      • кланяться - кланялся;
      • лелеять - лелеял;
      • надеяться - надеялся;
      • объездить - объездил;
      • отчаяться - отчаялся;
      • приклеить - приклеил;
      • реять - реял;

      • слушать - слушал;
      • сеять - сеял;
      • чистить - чистил;
      • чуять - чуял.

      Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

      Задание для закрепления

      Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

      В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

      Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

      Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

      Здесь можно ошибиться!

      1. Причастия завешенный, обвешенный, навешенный, развешенный и др., согласно приведенному правилу, образуются от глаголов на -ИТЬ : завесить, навесить, развесить, обвесить : завешенное шторой окно (его завесили), навешенная дверь, развешенный по пакетам сахар, обвешенный покупатель (его обвесили) . Формы на -АТЬ имеют значение «повесить на всем пространстве, со всех сторон, всюду» или «повесить во множестве» : стены завешаны пучками трав; корабли, обвешанные разноцветными флажками, ёлка, увешанная игрушками. В причастиях с другими корнями важно лишь правильно определить форму инфинитива: замешенное тесто - то, которое замесили, замешанный в неприятную историю - замешаться; пристрелянное ружье - пристрелять («настроить прицельно»), пристреленный хищник - пристрелить и проч.

      2. Формы повелительного наклонения образуются с помощью окончания -И(ТЕ)-: умолкни(те), вытри(те), подмети(те ). Эти формы легко опознаются: если отбросить -ТЕ , смысл сохраняется, только вежливая просьба превращается в требование. Иногда эти формы путают с формами изъявительного наклонения в предложениях типа Когда вытрете руки, повесьте полотенце в шкаф , где вытрете - форма будущего времени от инфинитива вытереть (сов. вид), I спряжения (поэтому вытрете). Но: Вытрите руки! (вытри).

      3. Основные суффиксы глагола: -ВА - (ударный), -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) . Перед -ВА пишется та же гласная, что была в инфинитиве перед -ТЬ : преодолевать - преодолеть . (Исключения: застревать, затмевать, продлевать, растлевать ). -ЫВА-(-ИВА-) пишется в том случае, если этот же суффикс присутствует в форме 1 лица ед.ч.: настаивать , потому что (я) настаиваю , запрятывать - запрятываю . Обратите внимание: глаголы на -ЫВА-/-ИВА- - несовершенного вида. Суффикс -ОВА-(-ЕВА-) в форме 1 лица настоящего времени чередуется с У(Ю) : советовать - советую, исповедовать - исповедую . При образовании инфинитива обратите внимание: все глаголы несовершенного вида.

      4. Сравнительно небольшая группа глаголов с начальным ОБЕЗ- образует разные формы в зависимости от смысла: обезводеть (самому) - обезводить кого-то, обезлюдеть (самому) - обезлюдить кого-либо: деревня обезлюдела - фашисты обезлюдили деревню .

      1. Образуйте от данных инфинитивов формы настоящего времени глагола и причастия (если это возможно) и прошедшего времени (глагол и причастие). Укажите спряжение там, где необходимо

      Образец . Видеть - видел, видимый. II спр. - видишь, видят, видящий; виденный.

      Ненавидеть, сеять, чуять, строить, лелеять, обидеть, обижать, веять, зависеть, душить, мучить, полоть, лаять, таять, стоить, выбрать, вспомнить.



      2. Вставьте пропущенные буквы и распределите данные глаголы по группам:

      а) глаголы с суффиксами -ова- (-ева-);

      б) глаголы с суффиксами -ива- (-ыва-),

      в) глаголы с суффиксом -ва-.

      Врач...вать, пересе...вать, св...вать, развед…вать, исповед...вать, выгляд...вать, облиц...вать, навед…ваться, завед…вать, размаз…вать, гор...вать, обнадеж...вать, распроб...вать, танц...вать, раскид...вать, забол...вать, осозн...вать, отвед...вать, вывед...вать, преодол...вать.

      3. Вставьте пропущенные буквы.

      Тяжело дыш…щий человек, мел...щий муку работник, пил...щие дерево лесорубы, плещ...щиеся в воде ребятишки, кле...щий коробочку мальчик, кол...щий дрова хозяин, бор...щиеся с бурей матросы, ре...щие на ветру знамена, леле...мый матерью ребенок, алч...щий бурь и тревог человек, реж...щий ухо голос, ненавид…мый всеми, пыш...щее здоровьем лицо, невид...мые миру слезы, дремл...щий ребенок, стел...щийся туман.

      4. Вставьте пропущенные буквы.

      Где стр...ш…, там и ро...ш.... Эконом...те время - не трат...те его попусту. Стел...щийся туман спускался в долину. Вы пиш...те с ошибками, пиш...те правильно. Больному немож...т...ся. Подстрел…нная собака громко ла...ла. Землетрясение в Турции обескров...ло многих. Необходимо постоянно развед...вать обстановку и доклад...вать командующему. Независ…мое государство. Трава посе...на. Успоко...вшееся море. Обид...вшийся ребенок. Больной вороч...лся в постели. Трава не колыш...тся. Зерно смел...т - хлеб испекут. Едва вид…мый самолет. Ты меня на рассвете разбуд...ш..., проводить необутая выйд...ш..., ты меня никогда не забуд...ш..., ты меня никогда не увид...ш.... Как постел...тся, так и высп...тся. Прыгн...те на лыжах с этого трамплина! Вы почувству...те большое удовлетворение, когда прыгн...те. Чуть шелестят листья берез, едва колебл...мые ветром. На мысли, дыш...щие силой, как жемчуг, ниж…тся слова. Выполн...те три непременных условия, а когда выполн...те все три, возвращайтесь.

      5. Вставьте пропущенные буквы.

      Вкач...нный на гору камень - выкач...нный из сосуда воздух

      Замеш…нное тесто - замеш...нный в преступлении человек

      Вывал…нный в грязи - вывал...нный в грязь

      Обвал…нная в сухарях котлета - навал...нный мусор

      Отстрел...нный пулей сучок – отстрел…нный волк

      Смеш…нный лес - замеш...нный раствор

      Завеш...нные картинами стены - завеш...нное шторой окно

      Увеш...нная орденами грудь - взвеш...нный товар

      Уравновеш...нный человек - навеш...нные повсюду пучки трав

      Вал...ная обувь - свал...нные дрова

      Насто…нный на травах чай – пристро…нный флигель

      Пристрел...нное ружье - пристрел...нный хищник