Алексий человек божий день памяти. Электронные публикации

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»).


Преподобный Алексий, человек Божий. Икона конца XVII века.

Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами:

«Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице.


Алексий человек Божий. Москва . Икона второй половины XVII века.

Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.

Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима.

Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился.

Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423 гг.), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417 гг.). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

От знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую . Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы , где хранился Нерукотворный образ Господа , запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии , родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии , невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция

Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула ( –), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине - в начале века.

Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя - Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Древнейшая славянская пространная версия жития , восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций , была переведена к конце века и вскоре получила распространение на Руси . Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского , вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога . В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам , а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи . Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в году Арсением Греком , печатался в Анфологионе () и Прологе (начиная с ). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги , использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия . Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.

Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия , восходящие к латинским оригиналам. В XVII –XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

Почитание и мощи

Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с - века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к веку. Его широкое распространение связывают с приездом в году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия . Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия . В году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра , где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не сохранилось).

Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия , который первоначально находился на Остоженке, в году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в году - в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия – годов сохранилось, в нем находился Дом детского творчества, в 2000-м году церковь была передана верующим, восстановительные работы начались лишь спустя два года ).

В году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу () и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с года ; во

24.03.2014
Понедельник

17 (30) марта Святая Православная Церковь празднует память преподобного Алексия, человека Божия. Святой Алексий особенно почитается на Руси, его житие пришло к нам из Византии


Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.


Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.



В храме Тихвинской иконы Божией Матери преподобному посвящен отдельный крайний правый предел (в 1824 г. построенную в 1642 г. обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, а престол перенесли к нам). В церкви находится древняя икона с изображением святого (кон. XIX–нач. XX в.): образ в рубище и с босыми ногами, где преподобный воздевает молитвенно руки и видит в небесах самого Господа. Известно, что Тихвинский храм был заложен по приказу царя Алексея Михайловича, небесным покровителем которого и является празднуемый Алексий, человек Божий.


В период царствования Алексея Тишайшего (1645–1676) преподобный Алексий часто изображался на иконах вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной). Считается, что царь Михаил Федорович по молитвам преподобного получил наследника Алексея Михайловича. А в правление последнего была написана и издана в 1671–1674 гг. служба святому Алексию


Подвиг жизни, который взял на себя преподобный Алексей, был чрезвычайно сложен и, на первый поверхностный взгляд, неоднозначен. Добровольно отказавшись от супруги, родителей и наследства, преподобный посвятил всю свою жизнь скитанию и прошению милостыни. Тот, который был единственным наследником у богатых родителей (его отец Евфимиан был знатным римским вельможей), обладавший земными сокровищами и статусом, решил подражать земной жизни Спасителя: не имел своего крова, питался чрезвычайно редко и скудно, терпел поношения и биения от людей, претерпевал великие внешние и внутренние скорби. Вот как описывает жизнь преподобного святитель Димитрий Ростовский: «слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью».



Подвиг преподобного был столь велик в очах Божиих, что Господь открыл ему точное время отшествия его в иной мир. Святой Алексий был стойким и решительным человеком.

Пойти на добровольные унижения и лишения его «заставила» нелицемерная любовь к Богу. Эта та любовь, которая понуждает человека к страданиям Христа ради, вплоть до мученической кончины. Оставив тленное земное, Алексий приобрел нетленное небесное: Христа и вечную жизнь с Ним. Что значило для него богатство, любовь к родителям и супруге в сравнении с любовью к Богу? Ни что: прах и пепел. Его сердце принадлежало Богу, и жизнь свою он отдал Ему на служение.

Вдумаемся в слова сердечной молитвы преподобного, когда он оставил свой отчий дом и вручил свою жизнь Создателю: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Но, скажем мы, ведь своим поступком ухода из дома он принес горе родителям и супруге, которую оставил сразу после бракосочетания. Как возможно верующему человеку так поступать? Не является ли это эгоизмом по отношению к близким? В данном случае конечно нет.

Преподобный Алексий не ушел из дома ради более комфортной и вольготной жизни. Он ушел на добровольную смерть не сколько ради себя, сколь ради своих близких. Его подвиг, молитва, терпение великих скорбей и испытаний - все это пошло на пользу не только его родителям и супруге, но и всем христианам, которые молятся преподобному о помощи в бедах и напастях. Святой стократно более претерпел страданий, чем оставленные им близкие. Этими страданиями он не только спас свою душу, но помог войти в Царствие Небесное и своим сродникам. Подчеркнем, что такой подвиг возможен только для тех, которые искренне отдали свое сердце Христу. Для нас грешных это невозможно.

Вспомним житие всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского: что он сказал своей супруге в первый день после венчания? «Лиза, счастливых семей много, а мы с тобой давай поживем для Бога». И подвиг девства святой праведный Иоанн Кронштадский пронес через всю свою трудную жизнь. И так же как супруга преподобного Алексия, матушка отца Иоанна Елизавета Несвицкая переживала такое решение мужа чрезвычайно тяжело. Был и ропот, и уныние, и решительный протест. Но сила веры о. Иоанна, любовь к Богу и стремление к спасению позволяла ему, как и преподобному Алексию, не только брать подвиг на себя, но и приобщать в некоторой степени к этому подвигу и своих ближних ради их же вечного спасения.



На такое способны только святые. Добровольное мученичество Христа ради при возможности выбрать спокойную и размеренную жизнь. Сколько мучеников, праведников, святых явила нам Святая Церковь: те, которые отказывались от родных, имущества, карьеры ради любви к Богу и ближнему. Уходили странствовать, убегали в монастыри, брали на себя подвиг юродства. Но, подчеркнем еще раз, во главе таких решений стоял не эгоизм и желание послужить своему «Я», а Христос и ближний. Недаром, что только избранные святые, готовые отдать на растерзание свое тело Христа ради, шли на это. И не случайно, что нам, обычным христианам, Святая Церковь рекомендует идти срединным путем, чтобы под видом служения Христу не служить на самом деле своей гордыне. Важно понимать, что решимость Алексия на подвиг была сформирована не сиюминутным сердечным порывом, а глубоким искренним отношением к Христу и Его Церкви. Да и вспомним, что само рождение преподобного не было обычным. Его родители долгое время были бесплотными и горячо просили Бога о наследнике. И Господь не просто услышал их молитву. Он дал им наследника Царствия Небесного.

Как тяжел и небезопасен подвиг преподобного Алексия! Но как величественен и красив он! И каков результат: по кончине преподобного все больные, бесноватые, скорбящие, с верою и любовью подходившие к его гробу, получали помощь. А сколько получивших исцеления было и будет уже после его праведной кончины? Сотни, тысячи, миллионы… Вот это и есть наглядный показатель правильности избранного преподобным пути. Не случайно, что в русской традиции существует глубокое по смыслу выражение: «конец - делу венец»: «сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели».

И пусть нас не смущают те скорби, которые претерпели родители и супруга святого после его ухода из семьи: знаем, что по молитвам преподобного они уже радуются в Царствие Небесном. И мы в свою очередь хоть в малом должны подражать преподобному. Кто-то отказывается от карьеры в пользу семьи, кто-то от своего эгоизма в пользу ближнего, а кто-то от свободного времени в пользу помощи болящему, заключенному или просто ради уборки в храме после вечерней службы. Христос призывает нас послужить Ему каждому на своем месте в меру своих сил и возможностей, чтобы на Страшном суде оказаться одесную Его. Преподобный Алексий является для нас ярким свидетелем любви творения к своему Творцу. И мы должны, по слову апостола Павла: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) - хотя и в малом, но быть верным Христу. Господь не требует от нас схожего с преподобным Алексием подвига полного самоотречения, но призывает нам хотя бы и в малом, но уподобиться ему.

Расскажем же вкратце о житии упоминаемого нами святого ()

«В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у римских цесарей Гонория и Аркадия. Богат он был очень, имел триста рабов-домочадцев в шелковых одеждах с золотыми поясами, но не имел наследника, ибо супруга его была бесплодна. Как человек благоверный, он следовал заповедям Божьим, постился каждый день до девятого часа, устраивал в своем доме три трапезы: одну - для сирот и вдовиц, другую - нищим и недужным, третью - для странников и паломников. Сам же в девятом часу вкушал свой хлеб с чернецами и нищими. А когда шел в палаты, посылал впереди себя милостыню, говоря, что недостоин ходить по Божьей земле. И жена его именем Агласия, благоверная и богобоязненная, тоже соблюдала заповеди, молясь Богу и говоря: «Помяни меня, Господи, недостойную рабу твою, и дай плод чреву моему, да будет мне поводырем в старости и утешением души моей!» И Бог воздал ей за ее добродетель: она зачала и родила сына. И возблагодарили Бога жена и муж. Когда же отроку пришло время учиться, отдали его сначала обучению грамоте, и он познал всю грамматику, церковные правила и немного риторику, и был отрок очень умным.

А когда настало время его женить, Евфимиан сказал своей жене: «Свершим брак сыну своему». И возрадовалась жена словам мужа своего, пала ему в ноги, говоря: «Да утвердит Бог слова, сказанные тобой, свершим брак сына нашего возлюбленного - и да возрадуется душа моя!» И обручили его с невестой царского рода, свершили его брак, женили его, и венчали их праведные священники в церкви Святого Вонифатия. а, отведя его в брачную спальню, все веселились весь тот день до ночи. А он, войдя в спальню, сел на золотой свадебный трон, и снял золотое кольцо, и, завернув в персидский шелк, отдал своей обрученной, сказав: «Возьми и сохрани, и да будет Бог меж тобою и мною до той поры, пока Господь изволит». И иное тайное поведал ей. Выйдя из спальни, пошел он в сокровищницу и, взяв часть своего богатства, покинул Рим тайно ночью. Спустившись с Капитолия, увидел он корабль, стоящий на реке, и, взойдя на него, доплыл до града Лаодикии, называемого Магнарея. Сойдя с корабля, помолился он Богу так: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

Помолившись, тотчас же встретил он погонщиков ослов и отправился с ними, пока не дошли до Эдессы сирийской, где лежит образ Господа нашего Иисуса Христа, который некогда сам дал Авгарю. Войдя в город, продал он все, что имел, и роздал нищим, облекся в бедные одежды и как нищий проситель сидел на паперти церкви владычицы нашей пресвятой Богородицы, постясь от воскресения до воскресения, причащаясь святых тайн, съедая лишь два куска хлеба и выпивая два глотка воды, пребывая без сна все ночи. А если ему подавали милостыню, он все отдавал нищим. Искали его в городе Риме, но не нашли. И отец послал слуг разыскивать его, но и они не нашли его.


Когда слуги пришли в Месопотамию, в город Эдессу, то, не узнав его, подали ему милостыню. Он же, увидев, узнал их и возблагодарил Бога, сказав: «Благодарю тебя, Господи, что сподобил меня принять милостыню от своих домочадцев имени твоего ради». И вернулись его слуги в Рим, сказав своему господину, что не нашли его. Мать же с того свадебного часа, когда искали его и не нашли, вошла в свою спальню, открыла оконце возле своего изголовья и, постлав мешковину, посыпала пеплом и стала молиться Богу, приговаривая: «Не выйду отсюда, пока не узнаю о сыне своем единственном, куда делся». И отец, с тех пор как родился сын его, не прикасался к жене своей, сказал ей: «Помолим Бога, да пощадит дитя, которого нам дал».

Семнадцать лет провел юноша на паперти церкви Святой Богородицы и угодил Господу своему: явилась во сне пономарю святая Богородица со словами: «Введи в церковь мою человека Божия: достоин он царства небесного, ибо молитва его, как миро благоуханное, и, как цесарев венец на голове, почивает на нем Дух Святой. И как солнце сияет для всего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими». Пономарь же, поискав того человека и не найдя, обратился с молитвой к Богородице, чтоб явила ему человека того. И Богородица вновь сказала ему, вторично: «Убогий, сидящий у дверей церковных, это и есть человек Божий». И снова вышел он на паперть, нашел его и, взяв его за руку, ввел в церковь и с той поры служил ему исправно. И разнеслась слава о человеке Божием по всему городу. А когда он понял, что все его узнали, то бежал из этого города, и, прийдя в Лаодикию, сел на корабль, и хотел уехать в Киликию. в Таре, потому что там не знали его. Но, волею Божьей, корабль был подхвачен сильным ветром и пришел в Рим. Сойдя с корабля, он сказал: «Благословен Господь Бог мой! Не буду в тягость никому: войду в дом отца моего, как будто я там неизвестен».



Подходя, встретил он отца своего, идущего из дома в обеденное время, и поклонился ему, сказав: «Раб Божий, помилуй меня, убогого странника, и пусти меня во двор свой, дабы и я насыщался с рабами твоими „крохами, падающими со стола“ твоего. Бог же да благословит лета жизни твоей и даст тебе Царствие Небесное, и странник, которого примешь, благословит и утешит тебя верованием своим». Когда отец его услышал о странниках, которых весьма привечал в своем доме, то сказал своим слугам: «Кто из вас хочет служить ему? Если же угодит ему, да видит Господь, тот будет свободным и получит часть моего имущества. А при входе в мой дом постройте ему хижину, чтобы, входя и выходя, я видел его. Давайте же ему еду с моего стола». Но был он с ним всегда суров. А мать его, сетуя и печалясь, не выходила из своей спальни, а сноха, оставшаяся с ней, говорила: «Не уйду отсюда до смерти моей, а уподоблюсь горлице, пустынножительнице и единомужнице. И я буду терпеть и ждать до тех пор, пока не узнаю о женихе моем, что с ним».

Слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью. Когда же прошло семнадцать лет его пребывания в отчем доме неузнанным, тогда Господь изволил взять у него исповедание о себе; человек Божий сказал отроку, который ему служил: «Брат, принеси мне пергамен и чернила». И тот принес ему. Он взял и написал о тайном, что было у него с отцом и матерью, и о том, что говорил повенчанной с ним в своем брачном чертоге, когда дал ей кольцо и шелк. И всю жизнь свою описал, чтобы узнали его, что это - их сын.

В один из воскресных дней по окончании святой литургии, когда архиепископ Маркиан был еще в церкви, благоверные цесари и все люди услышали неведомый глас из алтаря, изрекший: «Придите все отягощенные и обремененные грехами, и я вас упокою!» Удивились и ужаснулись все и пали ниц, возопив: «Господи, помилуй!» И тогда вновь, вторично, услышали глас: «Поищите человека Божия, да помолится за мир. На рассвете в пятницу покинет он тело свое». А в четверг вечером все собрались в церкви Святого апостола Петра, моля Бога, чтобы явил им человека Божия. И раздался глас, изрекший: «В доме Евфимиана тело его». И обратились оба цесаря к Евфимиану, сказав: «Имея в доме своем такую благодать, почему ты нам не сказал?»

А Евфимиан ответил: «Видит господь Бог мой! Не знал». И призвал он старейшину рабов своих и сказал: «Не знаешь ли среди моих рабов такого?» И тот ответил: «Видит Господь Бог мой, не знаю: все они - ничтожные люди». Тогда цесари велели идти в дом Евфимиана поискать там человека Божия. Для их встречи Евфимиан велел рабам своим поставить столы со свечами и фимиамом и сидения. И пришли цесари, архиепископ и все именитые цесаревы мужи, и в доме стало шумно. Мать же, у которой завешано было оконце занавесью, чтобы ее никто не мог видеть, сказала: «Что это за разговор и шум, и зачем все пришли?» А сноха всех видела из комнаты. И слуга человека Божия сказал своему господину: «Господин, не человек ли Божий тот нищий, которого ты мне поручил, ибо великие и дивные чудеса замечал я за ним. С воскресения до воскресения причащался он святых тайн и, кроме двух кусков хлеба и двух глотков воды, не пил и не ел все воскресения, а ночами не спал. И некоторые из рабов моих мучали его: одни пинали, а другие глумились над ним, иные же обливали помоями, а он принимал все с радостью».



Евфимиан, услышав это, устремился к человеку Божию и, войдя, заговорил с ним, но тот уже был безгласен, а открыв лицо его, увидел, что оно сияет, как у ангела, и держит он в руке пергамен. Евфимиан хотел взять пергамен, чтобы увидеть, что написано на нем, но тот не выпустил его из руки. И Евфимиан возвратился, чтобы сказать цесарям, что он нашел того, кого они ищут, и поведал им, как семнадцать лет назад пришел он к нему, и далее - все по порядку о его житии, а еще о том, что он держит в руке пергамен, но не отдал ему.


Тогда цесари велели соорудить ложе и положить на него святого. И поднялись цесари, архиепископ и все цесаревы мужи, и встали у одра со словами: «Раб Божий, ведомо тебе, что мы, грешные, - цесари, а вот - отец вселенский. Отдай нам послание, дабы мы увидели, что написано в нем, и узнали, кто ты». Тогда он отдал им свое письмо, а они, взяв его, передали церковному дьяку. И когда цесари, архиепископ и Евфимиан сели, архиварий начал читать грамоту. Как только отец услышал чтение письма, тут же вскочил с места, растерзал одежды свои, стал рвать седины, устремился к телу его и бросился ему на грудь. Любовно целовал он его, говоря: «Горе мне, чадо мое! Почто так поступил со мной, за что нанес мне такое огорчение? Сколько лет понапрасну надеялся я услышать либо голос твой, либо речи твои, но ты не открылся мне. Горе мне, поводырь старости моей! Куда мне деться от сердечной скорби моей? Отныне суждено мне лишь оплакивать свою израненную душу».


Когда же его мать услышала, что он сын ее, разодрала она завесу на окне и одежды свои, растерзала свои волосы, горестно глядя на сына своего и прося людей, находящихся в палатах, с мольбой им говорила: «Горе мне, почтенные люди, дайте мне место, да взгляну горестно на чадо свое возлюбленное. Горе мне, братия мои, да узнаю сына моего единственного, агнца души моей, птенца гнезда моего, вскормленного грудью моей, опору жизни моей». И с любовью целуя его, рыдала со словами: «Горе мне, чадо утробы моей! Зачем так поступил со мной? Столько лет попусту провел ты в доме отца твоего, и не открылся мне». Сноха же, вбежавшая в бедных одеждах, оплакивала его, причитая: «Горе мне, горлице, возлюбившей уединение свое! Сколько лет лишена я была возможности слышать голос твой, либо вести о тебе. Куда делся ты и зачем не открылся мне, ставшей с этого дня вдовицей. И не на кого уже мне взирать, и отныне восплачу израненным сердцем».

Люди же дивились их плачу и со слезами молились. Тогда цесари и архиепископ велели нести одр и поставить посреди града. Горожане же, услышав об этом, все собрались над ним. Сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели.

А цесари с архиепископом, видевшие эти чудеса, сами взяли носилки с телом и понесли их, дабы освятиться прикосновением к телу человека божия. Отец же его держался за его руку, шатаясь и стеная и бия себя в грудь. И мать его тоже рыдала, покрыв его своими волосами. И сноха, также скорбя и рыдая, шла за одром с плачем. Люди же теснились возле одра и, задерживая его, не могли двигаться дальше. Тогда цесари велели бросать людям золото и серебро, чтобы, когда они устремятся к деньгам, можно было понести тело человека Божия. Но никто на это не позарился, ибо тело святого было им дороже. Много затруднений было и потом, прежде чем донесли они тело в церковь святого Вонифатия. Благоверные цесари повелели создать золотую раку и украсить ее драгоценными камнями и бисером, а сделав, положили в нее тело человека Божия Алексия месяца июля в 17 день.

И совершали поминовение семь дней, а отец, мать и сноха там пребывали. Божьей благодатью, излилось из раки его миро благовонное. И когда это чудо свершилось, собрались все болящие и, набирая его, мазались им и исцелялись, славя и восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога истинного, ему же слава ныне, и присно, и во веки. Аминь«. Завершая краткое повествование о преподобном Алексии, отметим, что мощи святого находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме, а глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите.

Жизнь святого послужила основой для создания некоторых известных произведений искусства. Преподобному Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. Во Франции поэма Тибо «Жизнь Святого Алексия» положила начало в XI веке французской литературе на простом народном языке. Большую известность и славу заслужила духовная драма «Святой Алексий», поставленная в 1632 году в Риме. В живописном виде полная история жизни святого представлена в интересном собрании в верхней базилике Святого Климента в Риме (2-я пол. XI века). Образ Алексия человека Божия и отдельные эпизоды его жития являлись нередким предметом изображения в живописи и скульптуре в Италии. В древнем Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца 15 в. с изображением преподобного.



В Царской России был широко известен Московский Алексеевский девичий монастырь, воздвигнутый в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Это был первый женский монастырь в Первопрестольной. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. 16.07.2013 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря по новому адресу: 2-й Красносельский переулок, дом 3. И хотя за время своего существования монастырь три раза менял место (первое - Остоженка, второе - место Храма Христа Спасителя, третье - с 1837 г. Красное село) расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского - в честь преподобного Алексия, человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.


«О, великий Христов угодниче, святая человече Божиий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною та свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощники покровитель во спа-сение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Св. Алексий родился в Риме при императоре Аркадии (395--408) в семье знатного и благочестивого сенатора по имени Евфимиан и его супруги Аглаиды после многих лет скорб-ного бесплодия родителей. Он получил самое лучшее образо-вание, а когда вошел в возраст, родители устроили его женитьбу на молодой девушке из знатной римской семьи. В самую ночь свадьбы, перед тем как соединиться со своей супругой в брачном покое, Алексий, влюбленный лишь в одно святое и прекрасное девство, прошептал ей на ухо несколько слов, отдал кольцо и тайно удалился.

Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому ка-равану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.

Между тем его отец отправил слуг во все концы на поис-ки сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребыва-ла безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть ка-кого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и пода-вали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, ко-торое он из любви к Богу переносил с благодарностью, из-менили его телесный облик.

По прошествии долгих лет церковному ризничему яви-лась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел че-ловеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова ре-шил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблаго-приятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, при-гнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собствен-ного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюб-ленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.

Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей от-чего дома, перенося без единого слова недовольства, и да-же радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почув-ствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пе-ром в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.

В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался го-лос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет мо-литься за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое те-ло!» Весь народ начал мо-литься — и снова послышал-ся голос, который открыл, что человек Божий находится в до-ме Евфимиана.

Когда величественная про-цессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раз-давал свое пропитание еще бо-лее бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже ра-дуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижи-ну и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служи-тель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъ-естественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радовать-ся и ликовать от того, что они произвели на свет столь вели-кого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.

У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославля-ли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную бла-годать, дотронувшись до тела святого.

Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия в гробу, украшенном золотом и драгоценными камня-ми. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Преподобный Алексий, человек Божий, своим примером показал образец людской терпимости и смирения в течение многих лет своей жизни.
Алексий поможет в поиске праведного жизненного пути, он помогает людям не забывать о Боге и не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям. Ведь именно эти пристрастия- самый главный корень зла на Земле.
К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Он поможет уберечь от последствий тяжелых недугов, избавит от страха перед испытаниями судьбы, облегчит смиренное принятие непростых жизненных перемен.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕГО

Преподобный Алексий, человек Божий, родился (в IV веке) в Риме в богатой семье. Его отец, Евфимиан, был крупным чиновником, он отличался добротой, милосердием к больным и страждущим, и часто устраивал у себя дома благотворительные обеды для бедных людей.
У благочестивых супругов долго не было детей, но Бог смилостивился и послал им сына, которого нарекли Алексием (в переводе с греческого «защитник»). На радость родителям, ребенок рос здоровым и прилежным в учебе.
По достижении совершеннолетия Алексий должен был вступить в брак. Родители выбрали ему девушку царской крови, очень красивую и богатую. Сразу же после свадьбы, святой Алексий отдал молодой жене свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью ». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
На корабле Алексий прибыл в Лаодикию Сирийскую, здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Родственники святого Алексия, расстроенные его исчезновением, организовали поиски. Их слуги были и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы, даже подавали милостыню святому Алексию, но не узнали его. Через какое-то время поиски прекратились. Родные, скорбя и тоскуя, смирились с его пропажей и положились на волю Божию.

Семнадцать лет преподобный Алексий находился в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая однажды явилась во сне церковному служителю и открыла ему, что нищий Алексий есть человек Божий.
Через какое-то время жители Эдессы стали почитать его за святого и тогда Алексий решил покинуть город. Он задумал направиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором находился преподобный Алексий, попал в шторм и сбился с курса. Долго находились они в пути, пока наконец, изможденные путники не пристали возле Рима.
Святой Алексий, поняв, что это промысел Божий, направился к дому отца своего, он был уверен, что его не узнают.
Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о родных его, пребывающих в странствии. Тот радушно принял нищего, дал ему ночлег в сенях своего дома, велел кормить его едой с хозяйского стола, и даже приставил слугу для помощи ему. Многие слуги стали завидовать этому нищему, оскорбляли его, делали гадости, но преподобный Алексий считал эти козни дьявольским наущением, не реагировал на них. Он даже принимал все их издевательства со смирением и радостью.
Как и ранее, он питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так он прожил еще семнадцать лет. Когда приблизился час его кончины, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра произошло чудо. От святого престола изшел глас свыше:

«Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его».

Весь народ в ужасе и восторге пал ниц, а в четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас:

«В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».

Тогда же, в храме находились римский император Гонорий (395–423) и папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к отцу Алексия, Евфимиану, но тот ничего не смог пояснить. Тогда слуга, который был приставлен к святому Алексию, рассказал всем о его праведности. Евфимиан направился к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. А в руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.
Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта (по старому стилю) 411 года.
Мощи святого были обретены в 1216 году, его житие с древних времен стало одним из самых любимых на Руси.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ

Ублажаем тя, преподобне отче Алексие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

ВИДЕО