Адонис и Афродита. Любовь на века. Богиня Афродита - кто такая Афродита в греческой мифологии

Афродита в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену. Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал Тит Лукреций Кар в поэме "О природе вещей", но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.

Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Антерос (ненависть), Эрот (или Эрос), Гармония, Деймос (ужас), Фобос (страх).

Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу - мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты - анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту. Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.

Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.

Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Афродита (миф древней Греции)

До сих пор никто точно не знает, откуда появилась на свет прекрасная Афродита. Одни считают ее дочерью Зевса и Дионы, а другие уверяют, что красавица Афродита родилась из морской пены. Как будто, когда капли крови раненого Урана упали на землю, одна из них попала в море и образовала пену, из которой и возникла прекрасная богиня. Так и в имени ее слышится: Аф-ро-ди-та – пенорожденная. Но как бы то ни было, очень хорошо, что есть на свете Афродита – прекрасная, золотоволосая богиня любви и красоты. Афродита дарит счастье всем, кто ей верно служит.
Так дала она счастье художнику Пигмалиону, который жил когда-то на чудесном острове Кипр. Это был очень хороший художник, но была в нем одна странность. Он просто терпеть не мог женщин, целыми днями занимался любимой работой и жил уединенно среди своих великолепных скульптур.
Однажды он сделал из блестящей слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая, стояла она перед своим создателем. Казалось, что она дышит – так нежна и прозрачна была ее белая кожа. Казалось, что вот-вот затеплится жизнь в ее прекрасных глазах и она заговорит, засмеется. Часами стоял художник перед своим чудесным творением, и дело кончилось тем, что он горячо полюбил созданную им самим статую, как будто она была живым существом. Весь жар своего сердца отдал он своей любимой. Даже о работе забыл влюбленный Пигмалион. Он дарил безжизненной статуе великолепные украшения из золота и серебра, одевал ее в роскошные одежды. Приносил своей возлюбленной цветы и украшал ее голову венками. Часто Пигмалион прикасался губами к ее прохладному белоснежному плечу и шептал:
– О, если бы ты была живая, моя прекрасная, как я был бы счастлив!
Но статуя оставалась холодной и безучастной к его признаниям. Пигмалион страдал, но ничего не мог с собой поделать. Он перестал выходить из дома и проводил все время в своей мастерской. И наконец он решил обратиться к богам. Только они в силах помочь ему.
Скоро наступили празднества в честь богини Афродиты. Пигмалион заколол упитанного теленка с позолоченными рогами и, когда душистый ароматный дым заструился в воздухе, поднял к небу руки:
– О, всесильные боги и ты, златоречивая Афродита! Если вы услышите мои молитвы, дайте мне в жены девушку, столь же прекрасную, как моя любимая статуя!
Не успел он произнести слова молитвы, как ярко вспыхнул огонь на его жертвеннике. Это значит, что боги услышали его просьбу. Но выполнят ли они ее?
Вернулся художник домой и, как всегда, отправился в мастерскую. Но что же он видит! Пигмалион боялся поверить своим глазам. Случилось чудо! Его статуя ожила. Она дышала, ее глаза нежно смотрели на художника, а губы ласково улыбались ему.
Вот так всесильная богиня наградила художника Пигмалиона за его верность.

И, конечно же, у богини, дарящей людям любовь, не могло не быть страстного любовного романа. Именно Адонис, смертный земной юноша, стал главным персонажем легенды о бессмертной любви Афродиты…

Мир глазами Афродиты

Согласно легенде, прекраснейшая Афродита родилась из белоснежной морской пены близ острова Кипр. Именно за это ее прозвали «пенорожденной» и Кипридой. Бессмертная богиня любви, вечной весны и жизни царила над всем миром, и ни люди, ни боги не могли избежать ее власти. Неподвластны ей были лишь богини Гестия, Афина и Артемида.

В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников (Персефона была похищена, Гера – соблазнена, Деметра – изнасилована), Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты и будет часто обманутым ею. Богиня неоднократно изменяла ему с буйным, необузданным Аресом – богом войны.

Афродиту всюду окружали нимфы и хариты, к ней стаями слетались птицы и сбегались дикие звери. Тому, кто ее почитал, богиня дарила счастье любви. А тех, кто отвергал любовь, она карала.

Так покарала она и красавицу Мирру, мать того самого Адониса...

За непочитание разгневалась Афродита на дерзкую девушку и превратила ее в мирровое дерево. А так как Мирра была на сносях, Адонис, ребенок удивительной красоты, появился на свет уже из треснувшего ствола дерева.

Афродита положила малыша в ларец и отдала на воспитание Персефоне, владычице подземного царства. Адонис вырос крепким юношей, по красоте которому не было равных ни среди смертных, ни среди богов. Обе богини – и Персефона, и Афродита – влюбились в него, но когда Афродита потребовала вернуть ей Адониса, Персефона не пожелала расстаться со своим прекрасным возлюбленным.

Между богинями начался жестокий спор. Но Адонис предпочел Персефоне Афродиту.

Любовь и смерть

Ради Адониса Афродита забыла обо всем – и о своей красоте, и о светлом Олимпе. Целыми днями охотились они вместе в лесу, и богиня редко покидала юношу. Но счастье их длилось недолго…

Персефона, вознегодовав от ревности, отправилась к Аресу и рассказала о том, что его возлюбленная проводит время с простым смертным! Арес в ярости помчался в горы Ливана, где охотился в то время Адонис, и обернулся диким вепрем. Собаки Адониса напали на след этого огромного кабана, и юноша уже радовался богатой добыче. Заметив вепря среди кустов, он поднял копье, чтобы сразить зверя, но вепрь ринулся на него и смертельно ранил своими страшными клыками.

Узнав печальную весть, Афродита бросилась разыскивать любимого. Через мрачные ущелья, по крутым горным тропам неслась она, обезумев от горя, и острые камни и шипы терновника ранили ее нежные ноги. И там, где падали капли крови, вырастали алые, как кровь, розы. Наконец богиня нашла Адониса. Он лежал на траве, весь залитый кровью. Горько плакала Афродита над телом прекрасного юноши и превратила капли его крови в анемоны, чтобы память о ее возлюбленном осталась навсегда.

Душа Адониса отправилась в царство мертвых, но Зевс сжалился над Афродитой и велел Аиду и Персефоне каждый год отпускать Адониса на землю. С тех пор полгода проводит он в царстве теней, а полгода – на земле с Афродитой. И когда юный прекрасный Адонис возвращается к богине любви, на земле наступает весна, ликует вся природа.

Праздники в честь Адониса

Миф об Адонисе – одно из широко распространенных во многих древних религиях представлений об умершем и воскресшем божестве. Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.

Согласно Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему Адонису. Там также рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же присутствуют скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет.

В V в. до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании. В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Поздней весной и ранней осенью женщины сажали горшочках быстро распускающуюся и так же быстро увядающую зелень, так называемые «садики Адониса» – символ мимолетности жизни. По истечении восьмидневного срока их вместе с изображениями умершего Адониса выносили и бросали в море или в ручей.

В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Вдохновение в творчестве

В искусстве Адониса изображали юношей выдающейся красоты, обычно рядом с Афродитой, а иногда раненым или умирающим. К мифу о любви Адониса и Афродиты часто обращались художники Возрождения (Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе), нового времени (Пуссен, Канова, Торвальдсен) и писатели (Шекспир, Лопе де Вега, Лафонтен).

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Произведение было создано в 1554 году, когда король приехал в Лондон, чтобы жениться на английской королеве Марии I. И хотя сюжет картины не связан со свадебной темой, она потакала слабости короля, так как он любил лицезреть обнаженную натуру.

Тициан назвал эту картину поэзией – сюжет был почерпнут им из мифа, но приукрашен, как любят делать поэты. Художник изобразил кульминационный момент, когда Венера обнимает Адониса, не желая отпускать его. Но юноша равнодушен к ее страсти, ведь на рассвете он отправится на охоту, которая приведет к трагическому финалу. Неподалеку лежит спящий Купидон, а лучи уходящего солнца озаряют уходящий день.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но в его картине удержать прекрасного охотника Адониса старается Купидон.

Среди скульптур на данную тему наиболее известна «Гибель Адониса», находящаяся в Эрмитаже. Она выполнена из мрамора мастером Джузеппе Маццуола в1700–1709 годах. Юноша изображен в момент перед падением, после сильного удара зверя. Сложная поза Адониса и плащ передают динамику момента, а обработка материала – от шероховатой поверхности до полировки – усиливает декоративность скульптуры.

Легенда об Адонисе и Афродите вдохновила многих. И до сих пор, глядя на полотна с изображением этого мифического сюжета, испытываешь невольное восхищение. Эта любовь схожа с повестью о Ромео и Джульетте, но с более позитивным и, скорее, альтернативным финалом.

Она же Венера в переводе с др.-греч. истолковывается как - «пена». В греческой мифологии Богиня Афродита считалась богиней красоты и любви. Она также отвечает за плодородие и вечность весны или жизни на Земле. Афродита - богиня браков и родов, а также «вскармливание детей». Ее огромной власти любви подчинялись боги и люди; неподвластными были ей Афина, Артемида и Гестия. Богиня Афродита была всегда безжалостна к тем, кто отвергал ее любовь. Она являлась женой Гефеста или Ареса.

Атрибуты Афродиты

Атрибутами Афродиты, как богине любви, являлись розы, мак, мирты, и яблоко, а также фиалки, нарциссы, анемоны, и лилии. Ей, как богине плодородия служили следующие атрибуты: воробьи и голубки, которые составляли её свиты. Как морской богине, это был - дельфин. Так же атрибутами Афродиты были - золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость и пояс.

Её очень часто могли сопровождать и дикие звери, например: волки, львы, медведи, которых она усмиряла с помощью своего любовного желания.

Появление Афродиты на свет

Самым легендарным место рождения богини Афродиты является город Пафос на острове Кипр.

Много разных версий и сказаний о происхождении богини Афродиты . У Гомера она являлась дочкой Зевса и океаниды Дионы.

Исходя из «Теогонии» Гесиода, она родилась вблизи острова Кифера, появившись из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену. Из этого придания и получила богиня Артемида свое прозвище «пенорожденная». Затем, ветерок ее принёс на остров Кипр.

Классическая богиня Афродита появилась на свет обнаженной из воздушной морской раковины около острова Кипр - отсюда и происходит еще одно ее прозвище «Киприда» - и на этой самой раковине она добралась до берега. После, Оры в золотых диадемах увенчали её голову золотым венцом, и украсили ее золотым ожерельем и золотыми серьгами, в то же время, боги не могли налюбоваться ею и возгорались желанием взять её себе в жены.

Мифы, связанные с богиней Афродитой

В одном из мифов жена громовержца, Гера устроила все так, что богиня Афродита вышла замуж за Гефеста. Он был самым искусным мастером среди всех богов, но в тоже время и самым некрасивым из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в своей опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Гермес, Посейдон, Арес, и другие боги.

Богиня Афродита с превеликим удовольствием внушала любовные чувства богам и людям, да и сама часто влюблялась, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом в ее нарядах был знаменитый пояс, в котором были заключены сила любви, желания и слова обольщения. Этот пояс делал любого влюбленным в его хозяйку. Этим атрибутом любила пользоваться заимствовав у Афродиты, Гера, когда ей хотелось в очередной раз разжечь в Зевсе страсть любви к ней и тем самым ослабить его волю.

Афродита ("Αφροδίτη, лат. Venus, Венера) – древнегреческая богиня любви и красоты. Первоначально, вероятно, Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, но впоследствии черты божества изменились под восточным (финикийским) влиянием, так что Афродита стала во многом родственна финикийской Астарте или сирийской Ашере . Как и Астарту, ее представляли иногда и воинственной богиней и изображали вооруженной, например, на острове Кипре, центре её культа, где во многих местах (Пафе, Идалии, Саламине и др.), она имела древние святилища. От Кипра Афродита получила прозвание Киприды . Она высоко чтилась также на острове Кифере, откуда прозвание её Киферея , в Спарте , Акрокоринфе и др. Афродита – возлюбленная бога Арея (Ареса) и сама называется Арея. С Ареем, как богом ветров, оплодотворяющих землю, она, богиня зиждительных сил, должна была с самого начала находиться в тесной связи. По Гесиоду , она родила от Арея Деймоса и Фобоса («Страх» и «Ужас») и олицетворенное согласие – Гармонию. Поводом к возникновению мифа о происхождении Афродиты из морской пены или половых органов Урана , низвергнутых в море, послужило, вероятно, родство начальных букв её имени с греческим словом Aphros (пена).

Трем царствам, в которых проявляется творческая сила природы, соответствовали и три названия богини: Афродита Urania (Venus coelestis) – небесная Афродита, Афродита Thalassa (Pontia) – морская Афродита, и Афродита Pandemos – богиня, властвующая на земле.

Афродита, плывущая по морю в раковине. Художник Дж. Беццуоли, 1830-е

Как Urania, Афродита – дочь Зевса и Артемиды, которые в двойной форме – мужской и женской – воплощают небесное царство. Как Афродита Pontia, она – богиня моря и в особенности моря спокойного и безмятежного благоприятствующего счастливому плаванию (Euploia). В этом значении чествовалась вместе с Посейдоном , а дельфин считался её священным животным. Наконец, как богиня земли, Афродита имеет своим возлюбленным Адониса , рожденного из дерева и олицетворяющего собою пышный расцвет и умирание природы. Как в мире животном и растительном Афродита Pandemos способствует росту и размножению, так и среди людей она сохраняет подобное значение, являясь покровительницей гетер . Введение культа Афродиты Pandemos в Афинах приписывали герою Тесею . Постоянными спутниками Афродиты, как богини очарования и любви по преимуществу, считались Пифо, Пофос, Гимерос, Хариты , Гименей , но прежде всех Эрот , в котором легенда видела её сына. Римляне отождествили с Афродитой древнеиталийскую богиню Венеру.

Античное искусство с особенной любовью останавливалось на изображении богини красоты. В период первого расцвета художественного гения греков (Фидий) Афродита представлялась в полном одеянии, восседающей на троне или стоящей, но в позднейшую эпоху (Пракситель ) стали изображать ее обнаженной, как бы выходящей из морской пены, и, наконец, еще позже перестали связывать наготу богини с её происхождением, а воплощали в ней идеал красоты женского тела. Черты и выражение лица богини приобрели в позднейших творениях характер изнеженности, сладострастия и кокетства. Прелестный овал лица, улыбка на устах, узкие, томные, дышащие негой глаза – такими чертами рисовалась Афродита пред взорами художников после-фидиевского периода. На знаменитой статуе Праксителя, так называемой Афродита Книдской, полные формы богини ещё дышат здоровьем, но уже на её мюнхенской копии резко выступает черта изнеженности. Большой славой пользовалась в древности статуя Апеллеса – Афродита Anadyomene.

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Из сохранившихся статуй Афродиты первое место по красоте замысла занимает Афродита Милосская (найдена 1820 г. на острове Милосе, в развалинах театра), чей творец и эпоха создания, не установлены. Афродита изображалась также сидящей в раковине, окруженной толпой нереид , или же в воинственной позе вместе с Ареем (степная живопись Помпей), заигрывающей с Эротом, в сонме наряжающих ее харит, или, наконец, посредницей в любви между Парисом и Еленой . Последнему мифу так же, как и суду Париса , особенно посчастливилось в античном искусстве. В Помпеях художники отдавали предпочтение циклу сказаний об Адонисе. На античных вазах встречается изображение Афродиты среди свадебного обряда наряжания невест.