Адекватное восприятие самого себя — путь к успеху! Как вес влияет на восприятие себя

Восприятие мира и себя в нем

Самооценка - это отношение и чувства к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас.

Попробуем ввести в рассуждение образ «котла». В семье психоаналитика на ферме был котел, которым пользовались все, кому это было нужно. Мама готовила в котле суп. В разгар молотьбы котел наполнялся тушеным мясом. В другое время года отец хранил в нем луковицы цветов. Любой, кто хотел использовать этот котел обязательно должен был поинтересоваться: чем он сейчас наполнен? Насколько он полон?

Так и с людьми. Их жизнь может быть наполненной или пустой, они могут быть надломленными ощущениями собственной ненужности. На одной из консультаций присутствовала семья, члены которой никак не смогли объяснить друг другу, что они чувствуют и тогда психоаналитик рассказала им про этот черный котел. Вскоре члены семьи начали говорить о своих индивидуальных «котлах» – есть ли у них чувства уверенности или одиночества, стыда или безнадежности. Эта метафора очень помогла им.

Например, сын скажет: «мой котел пуст». Это говорится тогда, когда он чувствует себя усталым, неинтересным, обиженным, не способным любить.

Кому-то термин «котел» может показаться неуместным. Но многие научные понятия, которые используют профессиональные психологи для определения самооценки, звучат совершенно нежизненно, они выглядят стерильными. Семьям легче выразить свои чувства и ощущения с помощью метафоры и легче понять других людей.

Мы будем пользоваться термином «котел», когда будем иметь в виду самоценность или самооценку.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Тот, кто любим, открыт для нового. Самое важное, что происходит внутри каждого человека и между людьми – это самооценка, личный «котел» каждого.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, он чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту просить помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельно решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть принимать и уважать высокую ценность других людей, он внушает доверие и надежду, он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Он ощущает собственную значимость постоянно. Конечно же, жизнь ставит перед ним сложные задачи, когда возникает состояние временной усталости, когда проблемы вдруг возрастают и требуют своего решения, когда жизнь заставляет прилагать большие усилия одновременно во многих направлениях, самооценка такого человека может снизиться. Однако он воспринимает это временное чувство как собственный результат возникшего кризиса. Этот кризис может оказаться началом каких-то новых возможностей. Ясно, что в период кризиса чувствуешь себя не лучшим образом, но человек с высокой самооценкой не прячется от трудностей, зная, что преодолеет их и сохранит свою целостность.

Чувствовать себя не на высоте – это не то же самое, что чувствовать свою низкую самоценность. По сути, второе из этих чувств означает, что вы испытываете какие-то нежелательные переживания и стараетесь себя вести так, словно их вовсе нет. Нужно иметь достаточно высокую самооценку, чтобы принять переживания неуспеха.

Люди с высокой самооценкой то же могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными, и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница - обманываете ли вы себя, что все в порядке или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справится. Чувствовать себя не на высоте и не признаваться в этом, значит обманывать себя и других. Отрицая, таким образом, свои чувства вы начинаете недооценивать и самих себя. Все остальное, это происходит с нами, часто является следствием такого отношения к себе. До тех пор пока это только отношение, необходимо попробовать поменять его.

Для того чтобы почувствовать себя увереннее можно сделать простое упражнение: расслабиться, закрыть глаза и сосредоточиться на собственных ощущениях. Что Вы чувствуете? Что произошло с Вами или что происходит в эту минуту? Как Вы реагируете на то, что происходит? Что Вы чувствуете по поводу своей реакции? Если Вы чувствует себя скованно, расслабьте Ваше тело и проследите за своим дыханием. Теперь откройте глаза. Вы должны ощущать в себе силы.

В результате выполнения этого упражнения в течение нескольких мгновений вы можете изменить свое состояние. Это придаст устойчивость Вашей позиции и сделает более ясным сознание.

Можно проделать следующие упражнение вместе с членами Вашей семьи. Выберете себе партнера и расскажите друг другу о своих чувствах. Необходимо выслушать друг друга и поблагодарить, не давая ни каких оценок. Нужно как можно чаще делать это упражнение с людьми, которым Вы доверяете. А теперь расскажите друг другу о том, что помогает Вам чувствовать себя на высоте, а что, напротив снижает веру в себя. В результате могут открыться новые перспективы в отношениях с людьми, с которыми Вы жили все эти годы. Вы почувствуете, что стали ближе друг другу, более реалистично посмотрите на себя и своих родных. Когда закончите это упражнение, позвольте себе рассказать о том, что с Вами сейчас произошло.

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые 5-6 лет он формирует свою самооценку почти исключительно на информации, которую получает в семье. Потом в школе на него влияют другие факторы, но роль семьи по-прежнему очень важна. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома:

· уверенный в себе подросток успешно справляется с любыми неудачами в школе и дома;

· ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Каждое слово, мимика, жесты, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей несут ребенку сообщения о - его самооценности. Большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.

Можно проделать следующий эксперимент: вечером, когда вся семья соберется за ужином, постарайтесь почувствовать, что происходит с Вами когда к Вам обращаются другие члены семьи. Конечно же будет много реплик, которые не вызовут никакой реакции. Однако некоторые могут вызвать чувство собственной ценности или приниженности. Все зависит от тона, выражения лица собеседника, от времени когда была произнесена та или иная фраза, а может быть Вас перебили, выразив при этом полное равнодушие к Вашим намерениям важно здесь и то как вы сами к себе относитесь.

Когда ужин будет подходить к середине, взгляните на ситуацию по-другому. Прислушайтесь, что Вы сами говорите своим близким. Постарайтесь поставить себя на их место и представить что они чувствуют когда Вы разговариваете с ними так, как Вы это обычно делаете. Помогаете ли Вы своим близким почувствовать, что они пользуются вашим уважением и любовью?

На следующий день расскажите им о Вашем эксперименте. А теперь предложите. Всем принять участие в нем. А после обеда обсудите то, что Вы заметили и почувствовали.

Ощущение самооценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается, открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведение не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого неотъемлемая часть взаимоотношений. А это и есть атмосфера зрелой семьи. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.

Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У них высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим. Их внутренний потенциал остается нераскрытым.

Подобные различия в самооценки проявляются и у взрослых членов семьи. Если семья не влияет на представление взрослого о себе, то самооценка родителей сильно влияет на то, какой тип семьи они создадут. Родители с высокой самооценкой вероятнее сформируют гармоничную семью. Родители с низкой самооценкой, скорее всего, создадут неблагополучную семью, Система отношений в семье зависит от родителей.

Опыт работы убеждает в том, что все боли человека, его проблемы, а иногда и преступления – это результат низкой самооценки, которую люди не смогли ни осознать, ни изменить.

Попытайтесь провести эксперимент:

· попытайтесь вспомнить те моменты Вашей жизни, когда настроение поднималось (повышение в должности, комплименты по поводу внешности, одежды и т.п.). Постарайтесь вспомнить чувства, ощущения и переживания в эти дни. Тогда Вы поймете, что значит чувствовать себя самооцененным;

· вспомните ситуацию когда допустили промах или серьезную ошибку (обида на коллег, бессилие перед какой-либо ситуацией и т.п.). Вернитесь к тем чувствам, ощущениям, которые Вы тогда переживали, вспомните их, даже если эти воспоминания принесут некоторую боль. Это и значит чувствовать себя малооцененным, переживать низкую самооценку;

Существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, так как самооценка возникает в результате научения. Формирование ее происходит всю жизнь. По этому заняться этим никогда не поздно.

Всегда есть надежда, что Ваша жизнь может измениться, потому что в каждой ее момент Вы узнаете что-то новое.

Сущность человеческой жизни состоит в том, что человек находится в постоянном движении, он развивается и меняется всю жизнь. Чем старше он становится, тем труднее меняется, тем больше времени занимает процесс развития.

Декларация самооценности.

· «Я» - это «Я».

· Во всем мире нет никого в точности такого же как «Я».

· Есть люди в чем-то похожие на меня, но нет никакого в точности такого как «Я».

· Поэтому все, что исходит от меня – это подлинное мое, потому, что именно «Я» выбрал это.

· Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мысли и планы; мои глаза; мои чувства, какими бы они ни были; мой рот и все слова, которые он произносит; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные ко мне самой или к другим.

· Мне принадлежат все мои фантазии, мечты, надежды и страх.

· Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

· Все это принадлежит мне. И поэтому «Я» могу очень близко познакомится с собой, полюбить и подружиться с собой. И «Я» могу сделать так чтобы все во мне содействовало моим интересам.

· Я знаю что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего «Я» не знаю. Но поскольку «Я» дружу с собой и люблю себя, «Я» могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

· Все что «Я» вижу и ощущаю, все что «Я» говорю и что «Я» делаю, что «Я» думаю и чувствую в данный момент, это мое. И это в точности позволяет мне узнавать, где «Я» и кто «Я» в данный момент.

· Когда «Я» вглядываюсь в мое прошлое, смотрю на то, что «Я» видел и ощущал что «Я» думал и как «Я» чувствовал, я вижу что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим. И сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

· Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, что бы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

· Я принадлежу себе, и поэтому «Я» могу строить себя.

· «Я» – это «Я», и «Я» – это замечательно!

Магический узор Вашего «Я».

Представьте, что Вы воспринимаете мир с помощью специальных очков, у которых 8 линз. Каждая из них отражает важную часть Вашего «Я».
Эти линзы следующие:

1. Тело – отражает физическую часть «Я».

2. Мысли – отражают интеллект.

3. Чувства – отражают эмоциональную сферу.

4. Ощущения – отражают работу органов чувств: глаз, ушей, кожи, языка, носа.

5. Отношения – отражают способность вступать во взаимоотношения с различными людьми.

6. Среда – пространство, время, атмосфера, цвет, температура, т.е. факторы существования «Я».

7. Пища – жидкие и твердые продукты питания.

8. Душа – духовная часть «Я».

Через первую линзу Вы видите свое тело со всеми его частями и органами. Если Вы никогда не видели, из чего состоит организм человека, можно посмотреть анатомический атлас. А теперь соотнесите все это с Вашим организмом. Прислушиваетесь ли Вы к потребностям Вашего тела. Организм может сообщить Вам, голодны, ли Вы, или устали, или, быть может слишком напряжены.

Вторая линза отражает интеллект, познавательные способности и возможности вашего мозга. Благодаря когнитивной способности можно получать ответы на вопросы типа: «Как я могу научиться новому? Как могу анализировать ситуацию и решать различные проблемы?»

Через третью линзу отражаются эмоции и чувства. Насколько Вы свободны в осознании и принятии своих чувств? Какие ограничения Вы налагаете на собственные эмоции и переживания? Можете ли Вы дружески относится к ним, ведь от того как Вы обращаетесь с ними очень много зависит. Чувства вносят в жизнь своеобразие, краски, остроту, отражают сиюминутное состояние, связь самооценки и эмоционального «Я».

Четвертая линза дает представление о том, как Вы себя ощущаете. Каково физическое состояние ваших органов чувств? Насколько свободно Вы позволяете себе видеть, слышать и обонять, воспринимать вкусовые и тактильные ощущения? Какие ограничения наложены на действия ваших органов чувств? Можете ли Вы отбросить эти ограничения?

В детстве не разрешалось видеть, слышать, трогать некоторые вещи. Часто это кончалось тем, что мы не в полную меру использовали свои органы чувств. Если же мы полностью принимаем наши ощущения и эмоции, свободно пользуемся нашими органами чувств, мы расширяем круг своих связей с миром и значительно обогащаем себя.

Пятая линза отражает то, как складываются Ваши отношения с людьми. Они формируются в процессе общения. Как Вы оцениваете качество различных отношений, которые складываются между Вами и другими людьми? Как Вы используете свою силу и авторитет? Может быть Вы стараетесь не показывать их и предпочитаете быть жертвой, или используете их, чтобы стать диктатором? Другими словами, Вы используете свою силу для помощи и поддержки других и самого себя или для того, чтоб держать всех в страхе? Можете ли Вы объединится с членами Вашей семьи или с другими людьми для того, что бы действовать сообща? Как обстоят дела с чувствами юмора, любите ли Вы шутить, хватает ли Вам хорошего настроения для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь других людей легче и счастливее?

Вопрос психологу:

Если посмотреть со стороны, то у меня довольна не плохая жизнь: у меня есть молодой человек, с которым мы уже давно вместе, я закончила университет, живу в том городе, в котором хотела, у меня есть работа, друзья и крыша над головой (правда съемная).

НО, я жутко, жутко, жутко ленивая, самовлюбленная, эгоистичная, завистливая и неуверенная в себе. Я не могу назвать даты, когда я стала такой, я такая всю жизнь. Семья у меня хорошая, не идеал, ссорились, но как все родители с детьми.

Итак, парень: он очень хороший человек, и я его люблю, но это не та любовь, которая со страстью и всеми возможными выносами мозга, просто я четко понимаю, что с этим человеком я бы хотела быть рядом всю жизнь. Он надежный, добрый и никогда меня не обидит, и мне с ним хорошо, а что касается страсти и тому подобного, то у меня ни к кому такого не было. Если кто то сильно нравился, это редко было взаимным. Когда мне очень сильно понравился один человек, я вела себя просто унизительно, ну, а ему по закону жанра, было все равно. Т.е. пока я играла гордую недотрогу, была ему интересна, а потом поняла, что он нравится мне и стала унижаться... неприятно вспоминать.

Учеба: в школе училась середничком - не плохо и не хорошо, но в универ поступила на бюджет, считаю, что просто повезло. Поступала по принципу: просто нужно высшее образование. В универе училась из рук вон плохо. Дружим с одногруппницей - обе учились плохо, но она на 3 курсе вдруг резко пошла в отличницы, а я как была двоечницей, так и осталась. И что, самое неприятное, у меня прям какая-то злость и зависть из за этого к ней. Это уже что касается дружбы: с этой одногруппницей мы дружим до сих пор, и она по-прежнему во всем лучше меня и, вроде как, я должна радоваться за нее, но тяжело. Бесит и все. Я злой человек.

Друзей у меня немного, вернее одна эта девочка и есть. Я не социофоб, просто мне как то лень поддерживать отношения с людьми. В школе была отдельная тема: я старалась дружить с девочкой, которую все боготворили и тогда, вроде как, ко мне тоже относились не плохо, но как только мы с ней ссорились, всем на меня было наплевать.

Наверное, я интроверт - мне комфортно наедине с собой, но в то же время я хочу безудержно отрываться с большой кучей народа, при этом, в этой куче я буду чувствовать себя далеко не всегда комфортно.

У моего парня есть друзья, которые ко мне относятся очень хорошо, и мне с ними тоже относительно комфортно, но это не дружба, хотя нельзя сказать что я не пыталась.

Работа: я её ненавижу, я ненавижу свой коллектив, который состоит из 5 человек вдвое старше меня. Ладно, я здесь по распределению и скоро уйду, НО я понятия не имею чем я хотела бы заниматься. Повторюсь, я до жути ленивая.

В общем, я себя ненавижу. Я ненавижу то, что я ленивая, то, что я продинамила свою юность (14-20 лет) ни на что (была очень очень закомлексованной, в особенности из за денег - я не из обеспеченной семьи, скорее из бедной, я ненавижу себя за то, что не умею быть дружелюбной, а когда с кем то начинаю уже сближаться, становлюсь саркастичной и злобной, за то, что я завистливая и т.д.

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.

Алиса, доброго времени суток! Я думаю, что не «открою для Вас Америку» если скажу, что одного желания изменить что-либо недостаточно. Ведь очень часто бывает так, что желания так и продолжают оставаться таковыми, если человек не прилагает никаких усилий к их осуществлению. Ведь в нас так глубоко «сидит» вера в чудеса, в то, что кто-то придет и все за нас решит, осчастливит, облагодетельствует… И главное, что за это не придется платить. Но, как ни парадоксально это звучит, платить придется за все: и за действие, а еще больше, за бездействие. Просто получается довольно-таки странная картина: с одной стороны, Вас не устраивает Ваша лень, с другой – Вам лень с этим что-либо делать. А чему она препятствует? Вашему личностному росту? Отношениям? Возможно не так уж она и бесполезна? Может быть в этой лени для Вас есть какая-то вторичная выгода и она защищает Ваши границы? Подумайте об этом… Ведь, когда мы в глубине души чего-то очень сильно не хотим, то находим массу объяснений нашего бездействия…

Алиса, мне не очень понятен Ваш запрос – все-таки чего Вы хотите? Сначала Вы пишите о том, что считаете себя эгоистичным и самовлюбленным человеком. А затем, опять же про себя, говорите, что ненавидите… Как-то это не совсем складывается в общую картину. Т.е. на основании вышесказанного, получается, что Вы одновременно и любите, и ненавидите себя. Так чего же в Вас все-таки больше: любви или ненависти к себе? Я думаю, что это очень важный вопрос, на который Вас стоит дать ответ.

А теперь разберем по порядку за что Вы, все-таки, себя не любите. Вы пишите, что считаете себя очень ленивым человеком. Смею заметить, что здесь Вы немного лукавите, или принижаете свои достоинства – как, скажите мне, ленивый человек может закончить ВУЗ и ежедневно, в одно и то же время подниматься для того, чтобы пойти на работу. Патологически ленивые люди на это не способны – они вообще кроме своего живота и дивана ничего в жизни не видят. Значит это не совсем про Вас. Я хочу сказать, что здесь речь идет о той лени, которую Вы, при желании, вполне можете контролировать и управлять ею, подчинив своей воле.

Далее Вы пишите о том, что в Вашей семье было недостаточно денег для того, чтобы чувствовать себя самодостаточно. Это Ваше прошлое, которое никто не в состоянии изменить. Но Вы вполне способны откорректировать настоящее и зарабатывать столько, сколько Вам нужно для того, чтобы комплексы, о которых Вы говорите, отошли на второй план, зарабатывать столько, сколько Вам нужно для комфортной и полной жизни.

Что же касается зависти – здесь очень важно прояснить для себя вопрос: «А чему именно я завидую?» Ведь здоровая зависть может быть очень мощным стимулом, той мотивирующей составляющей нашей деятельности, которая помогает подняться на более высокий уровень в профессии, в саморазвитии и т.д. Отметьте на листе бумаги, по пунктам, чему именно Вы завидуете. Вы пишите, что Ваша подруга во всем лучше Вас. В чем именно? Что есть у нее того, чего нет у Вас? Ведь, если посмотреть с другого угла зрения, все можно добрать и Ваш возраст совершенно для этого некритичен.

Еще я услышала о том, что Вы умаляете свои достоинства, не цените того, что Вам дано. Ведь даже о поступлении в ВУЗ Вы говорите, как о везении. Да, с большой натяжкой, могу предположить, что так оно и было, но ведь Вы, как бы то ни было, отучились и закончили институт. А это уже о многом говорит. Больше цените себя, не будьте так критичны по отношению к себе. И иногда разрешайте быть себе «плохой девочкой».

Теперь о Вашей недружелюбности… А сколько подруг Вы бы хотели иметь? Возможно для Вас комфортен именно такой, узкий, круг общения и Ваша ироничность и язвительность – это то, что призвано охранять Ваши границы и не допускать проникновения посторонних на Вашу территорию? Стремление быть в большой компании, в центре внимания – может быть шаблоном, навязанным современным обществом, не имеющим никакого отношения к Вам, как к личности. На мой взгляд, Алиса, Вам нужно научиться слушать себя, свои потребности, понимать, чего же Вы на самом деле хотите. Это непростая наука, но вполне по силам человеку с интеллектом.

Желаю Вам удачи в диалоге с самой собой! С уважением, психолог Сологубова Екатерина.

4.375 Rating 4.38 (8 Votes)

Евгений, а как вы сами воспринимаете себя и как вы воспринимаете окружающий вас мир? Как вы относитесь к себе и как относитесь к окружающему миру?

Это зависит от места восприятия. Дело в том, что в моем восприятии не существует разделения на «я» и «все остальное». Для меня нет никакого остального, которое обычно принято называть окружающим миром. Я и есть весь этот Мир, при чем не только проявленный.

Я воспринимаю различные части себя через все, что можно воспринимать и через все, чем можно воспринимать. Все что только можно воспринять является разными проявлениями меня. Весь мир является проявлением меня, а все живые существа являются моими органами восприятия.

Мир является единым живым организмом. Для более понятного описания его можно сравнить с организмом человека. Как и в организме человека в нем есть свои органы восприятия. В человеческом организме основой органов восприятия являются рецепторы нервной системы.

Благодаря наличию этих рецепторов происходит и поддерживается вся работа организма. Нервные рецепторы наполнят собой все органы и части тела и соединяются через нервную систему с головным мозгом. Благодаря чему головной мозг имеет возможность постоянно контролировать и поддерживать работу всего организма.

Для меня рецепторами являются все живые существа а нервной системой – все взаимодействия между ними, а также все природные явления, такие как дождь, снег, ветер, молния, гром, свет солнца, течение воды, смена времен года и т.д.

Так же в организме постоянно происходит множество различных внутренних процессов. Такие же процессы постоянно происходят и во всем Мире. Это и процессы происходящие в жизни всех Живых Существ, это и процессы происходящие в жизни всей планеты Земля, это и процессы происходящие во всей Вселенной.

Для меня нет разделения на то, в каком месте и какие явления происходят. Либо это явления происходящие в теле с именем Евгений Багаев, либо это явления происходящие в теле с именем Елена Петрова, либо в теле с именем Цветок Ромашка, либо в теле с именем Птица Ворон, либо в теле с именем Планета Земля, либо в теле с именем Планета Плутон, либо в теле с именем Вселенная. Для меня все это является процессами происходящими со мной и во мне.

Мое восприятие себя зависит от того, в каком месте меня сфокусировано внимание. Внимание не стоит на одном месте и постоянно перетекает с места на место, перетекая по разным областям меня. Ширина фокуса внимания тоже меняется. Это зависит от области нахождения внимания. В зависимости от того, где в данном случае сфокусировано внимание и зависит мое восприятие себя. Но где бы ни находился фокус внимания, часть внимания всегда находится в бездонной пустоте Покоя, в которой пребывает весь Мир.

Так же я воспринимаю, а точнее осознаю себя, тем, что находится за пределами всего, что имеет названия. Ближе всего к этому подходит название «чистое осознание», но это не совсем так. Можно назвать это ничем, но это тоже не верно, поскольку что-то при этом все-таки есть. Эту, если так можно выразиться, область меня, я не могу описать ничем. Для описания этого не существует слов, кроме одного – Я. Да и то, я не уверен, что это действительно наиболее подходящее слово, но оно наиболее точно.

Если говорить о том, как я отношусь к себе, то правильнее всего будет сказать, что я к себе никак не отношусь. Я собой являюсь. Я есть, и никакого отношения у меня к себе нет.

При этом, я постоянно испытываю любопытство ко всему происходящему. Ко всему, что оказывается в фокусе внимания. Но как только оно выходит из фокуса внимания, так интерес к нему пропадает.

Некоторую часть внимания заполняет организм с именем Евгений Багаев. Я, можно сказать, по-отцовски продолжаю присматривать за ним и забочусь о нем.

Некоторую часть внимания заполняют ближайшие родственники: дочь, жена, родители. Я, как могу, тоже забочусь о них.

Часть внимания оказывается заполненным всеми остальными родственниками, друзьями и знакомыми Евгения Багаева. Я также забочусь о них и когда что-то требуется сделать, это делается.

Часть внимания заполнено страдающими от различных болезней пациентами, которые постоянно обращаются ко мне за лечением. Я тоже забочусь о них, и как могу, помогаю им.

Часть внимания заполнено духовно ищущими, занимающимися познанием себя и желающими осознать себя людьми. Они часто обращаются ко мне с вопросами. Я так же, как и обо всем остальном, забочусь о них, и как могу, помогаю им.

Часто в фокусе внимания оказывается только тишина, покой и блаженство. Тогда, внимание растворяется там, и есть только тишина, только покой и только блаженство, которые заполняют собой все о чем я забочусь. Они заполняют собой весь мир. Это является заботой обо всем мире, и это является заботой о себе.

Когда я говорю о том, что забочусь о чем-то, то это не значит, что я думаю об этом и думаю, что о чем-то забочусь. Вовсе нет. Я пребываю во всем, что происходит со мной и имею отношение ко всему, происходящему. Это и есть забота. Я и есть это все происходящее и даже больше. Так я и воспринимаю себя.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра специальной психологии

Специфика восприятия самого себя и других людей

младшими школьниками с умственной отсталостью

Курсовая работа

по специальности 050716 «Специальная психология»

Выполнил

Научный руководитель

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью

1.1. Процесс восприятия себя и другого

1.2. Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком

1.3. Возрастной аспект социальной перцепции

1.4. Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей с нарушением интеллекта

Глава 2. Исследование специфики восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками

2.1. Организация, методы и методики исследования социальной перцепции детей младшего школьного возраста с нарушением умственного развития

2.2. Особенности самовосприятия младших школьников с нарушением интеллекта

2.3. Восприятие эмоциональных состояний человека младшими школьниками с умственной отсталостью

Заключение

Список литературы

Введение

Социальная среда, общественные отношения предъявляют к личности детей с нарушениями интеллектуального развития определенные требования, выражающиеся в том, что они должны в зависимости от уровня и активности восприятия и познания окружающих людей правильно распознавать и оценивать их и себя. Они должны регулировать собственное поведение, уметь ориентироваться в различных ситуациях, актуализируя и обогащая свой социальный опыт, принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися в обществе нормами.

Общение детей с нарушением интеллектуального развития с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.

Социальная перцепция является важным звеном, определяющим всю линию поведения человека в общении. Изучение восприятия другого человека и самого себя у ребенка с умственной отсталостью позволяет сделать вывод о зрелости его личности, прогнозировать социальный успех в дальнейшей жизнедеятельности.

Проблема восприятия и понимания человека человеком стала активно разрабатываться в отечественной психологии в 70-е годы XX века. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, В.А. Лабунская, Г.М. Андреева и др. Особенности восприятия и понимания информации о другом человеке у детей и подростков с умственной отсталостью исследовали О.К. Агавелян, С.З. Стернина, Н.Б. Шевченко и др.

Сегодня все больше и больше говорят о социализации умственно отсталых детей, одной из составляющих частей этого процесса должно стать развитие восприятия ими себя и окружающих их людей, что входит в понятие социальной перцепции. Дети данной категории, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.

В данной работе охарактеризован процесс социальной перцепции, рассмотрены его возрастные особенности и специфика у детей с умственной отсталостью, а также представлены результаты экспериментального исследования восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Объектом социальная перцепция младших школьников.

Предмет : специфика восприятия самого себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Цель исследования: выявить особенности социальной перцепции у умственно отсталых младших школьников.

Поставленные перед нами задачи :

1.Анализ понятий «восприятие человека человеком », «восприятие себя».

2.Теоретическое изучение развития социального восприятия в норме и при умственной отсталости.

3.Экспериментальное исследование специфики восприятия самого себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методы и методики: опросник в виде шкалирования – методика «Лесенка» (В.Г. Щур), проективный метод – методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте), тест – методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова).

База исследования - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью

1.1 Процесс восприятия другого человека

Характеристика процесса восприятия человека человеком

Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью , которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку. Также социальному восприятию присуще такие особенности как объективированность и субъективность , целостность и структурность .

Основой целостности и структурности восприятия является отражение формы (и контура) предмета, которая выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого. Так, очертание лица и общий силуэт тела – важнейшие опознавательные признаки человека для воспринимающего субъекта.

Многочисленные исследования показали, что целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается на формирующемся образе человека. А.А. Бодалев пишет, что большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят воспринимаемого объекта. Разница в росте в процессе восприятия оказывает огромное влияние на формирующийся образ .

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность . Так, несмотря на изменения освещенности и удаленности наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Также оно характеризуется активностью , заключающейся в активных микро- и макроскопических движениях глаз. На первой стадии установления перцептивного образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется наводка рецепторов на воспринимаемого человека и определяется его местоположение в поле восприятия.

Восприятие себя и другого характеризуется осмысленностью . Посредством слов в образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом. Благодаря слову в образ воспринимаемого человека включается содержание, не данное непосредственно, чувственно. Оно может действительно характеризовать воспринимаемого, а может быть совсем ему не присуще.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего, т.к. воздействие этих особенностей опосредуется его опытом, внутренним миром, целями, мотивами, установками. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действий другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными и потенциальными возможностями воспринимаемого.

Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, возраст, фигура, лицо и пр.), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего субъекта.

Ю.П. Платонов определяет социально-перцептивный процесс – как сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. Он отмечает, что в данном процессе всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане .

В психологическом знании описываемый нами процесс неразрывно связан с общением и является одним из его компонентов. А. В. Петровский и другие относят процесс восприятия человека человеком к «перцептивной» стороне общения. Он говорит, что общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношения к значимым объектам .

В. Г. Крысько определил функции социального восприятия (социальной перцепции), обычно роли, которые оно выполняет в процессе взаимодействия между людьми, сводятся :

    к познанию человеком самого себя, являющемуся начальной базой для оценки других людей;

    познанию партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;

    установлению эмоциональных отношений, обеспечивающих выбор наиболее надежных и предпочтительных партнеров;

    организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

Итак, восприятие себя и другого неразрывно связаны между собой, Б. С. Волков пишет, что самооценка влияет на восприятие окружающих и при общение важно знать, как себя воспринимает и оценивает собеседник .

Для более полного понимания процесса межличностной социальной перцепции необходимо также знать его механизмы и эффекты, возникающие в процессе восприятия себя и другого человека. Они совпадают, так как эти процессы взаимосвязаны и схожи.

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Человек вступает в общение как личность, и воспринимается партнером также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. С позиции психоанализа эту мысль высказал Л. С. Выготский, написав, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других .

В эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это, как считает Г. М. Андреева, приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию . Кроме того, в этот же процесс включается и каузальная атрибуция .

Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В ситуациях взаимодействия люди чаще всего используют следующий прием: предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко понятию «эмпатия ». Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека, но здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чужой точки зрения не всегда означает отождествить себя с этим человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот другой. Если же человек проявляет к другому эмпатию, то он принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Однако субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Иными словами, процесс межличностного восприятия осложняется явлением рефлексии .

К сожалению, у многих женщин самооценка напрямую зависит от всей любовной сферы. От того, как на них реагируют мужчины. От наличия или отсутствия партнера. У противоположного пола такая проблема встречается реже, хоть тоже бывает.

В спальне женщины-невротики самоутверждаются, ведут переговоры, торги и делают много всего такого, что не имеет никакого отношения ни к любви, ни к удовольствию. У меня нет вопросов к женщинам, которые просто не могут лечь в постель с малознакомым человеком. У представителей обоих полов есть такие индивидуумы - они не испытывают влечения к тем, кого встретили всего несколько дней назад. Чтобы заняться сексом, им нужно чувствовать доверие. «Обнюхать» человека, понять, что это за тип. Это нормально.

Проблемы - это женщины, которые постоянно говорят себе «нет». Они предлагают малознакомым людям, которых встретили пару часов назад в Tinder, поиграть в игру «Завоюй меня». Такие женщины относятся к мужчинам прагматично. Они ставят себе цель - найти партнера, чтобы тот решал их проблемы. Взял замуж или предложил, как девочки говорят, «серьезные отношения». Они превращают интимную жизнь в разменную монету, а свое тело - в товар. И даже если очень хотят заняться сексом, делают все возможное, чтобы этого не произошло. Они лишают себя наслаждения, потому что «иначе он отнесется ко мне, как к дешевке». И ведь речь о нормальных, живых людях, у которых есть желания и тело, к которому прилагаются вполне определенные потребности. Такие женщины после свидания приходят домой и мастурбируют.

Запущенный случай

Есть еще более тяжелая форма невроза. Это женщины, которые используют секс, чтобы восстановить самооценку. Они «динамят» просто для того, чтобы за ними «побегали». Причем нужно им это всего лишь для того, чтобы залатать раны, чтобы почувствовать себя желанными, ощутить, что они достойны любви. И когда мужчины вовлекаются в эту игру, начинают ухаживать, такие женщины чувствуют уверенность, силу. Это дает им мнимое ощущение, что их любят и принимают.

Но самое грустное то, что обе стороны все прекрасно понимают. Женщины отдают себе отчет, что за ними бегают ради секса. Мужчины видят, что от них требуются поступки, и сами копают себе могилу. Всем понятно, что будет дальше: мужчина получит секс и пропадет, а женщина вновь ощутит себя нелюбимой и ненужной. И снова начнет эту игру под названием «завоюй меня»… уже с новым партнером. И так до бесконечности.

Откуда это берется?

Причин несколько. Во-первых, воспитание. И я сейчас не говорю про семьи, где девочкам внушали, что «секс – это грязь и разврат». Я говорю о тех, кого учили не считаться со своими желаниями. Кому внушали, что надо быть удобной, надо нравиться. Кого лишали возможности самостоятельно принимать решения. Кого не спрашивали, что они хотят на завтрак, куда мечтают поступить, и дальше по списку.

Конечно, большую роль играет и родительское подавление. Одних целовали в попку, носили на руках, обожали и хвалили. Такие девушки вырастают в женщин, у которых, как правило, проблем с самооценкой нет. А другим популярно объясняли, что «нос кривой», «руки растут из одного места» и вообще, «кто тебя с таким характером замуж возьмет». Не получив безусловной родительской любви, они выходят во взрослую жизнь и начинают ее искать в каждом встречном. Вот и результат.

Начать жить

Я никого не призываю срочно начать спать со всеми подряд, а говорю о другом. Дело в том, что проблема с сексом - это симптом, индикатор проблемы со всей жизнью. С тем, как вы сами к себе относитесь. Как реализуете свои желания, как проявляете себя, как выстраиваете отношения с другими.

Начните, наконец, с собой считаться. Прислушайтесь к тому, что хотите именно вы, а не к тому, что, как вам кажется, хотят от вас. Научитесь говорить «нет», когда чего-то не хотите. Прекратите всеми силами «стараться понравиться». Не сравнивайте себя с другими и не ищите подтверждений своей привлекательности вовне.

Начните день с того, чего вы реально хотите: от завтрака и макияжа до маршрута, которым идете на работу. Мало-помалу что-то начнет меняться.