Утоли мои печали в чем помогает. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Молитва перед иконой Богоматери Утоли моя печали

«Утоли моя печали». Откуда повелось это удивительно трогательное название Богородичного образа? Из молитвенных текстов иконе можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т.е. греховных страстей, обуревающих сердце. В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может сказать о себе, что он на своем жизненном пути не переживал тяжелых минут несчастья и не искал ни откуда себе поддержки или утешения? Христианин, при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной жизни, невольно мысленно обращается туда, откуда он ждет помощи. И, действительно, не от людей, таких же немощных по своей природе, он получает истинное лекарство, но от самого Господа по ходатайству пред Ним Пресвятой Богоматери.

На иконе Богородица изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.

Первая известная с XVII века икона "Утоли моя печали" находилась в белорусском городе Шклове. Этот образ был привезен в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче. Однако особенное, всероссийское прославление получил замоскворецкий список иконы, находившийся в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее документальные свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является следующий случай, положивший начало почитания иконы как чудотворной. Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смертельного исхода. Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление». Женщина поделилась виденным со своими родственниками, и все с глубокой верой отправились в нелёгкий для болящей путь и по прибытии в Москву отыскали указанный храм. Однако, осмотрев всю церковь, прибывшие не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник, к которому больная обратилась за советом, приказал причётникам принести с колокольни все иконы Божией Матери. Среди принесённых обветшавших и запылённых икон обнаружили икону Богородицы с надписью: «Утоли моя печали». Увидев его, больная воскликнула: «Она! Она!» – и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года. С тех пор было установлено в этот день совершать празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

После разрушения богоборческой властью в 1930-е годы Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы. Праздник иконы, 7 февраля, в Николо-Кузнецком храме всегда отмечается очень торжественно архиерейским чином. У прихожан существует традиция: перед началом службы поклониться чудотворному образу.

Молитва перед иконой Богоматери Утоли моя печали Надеждо всех концев земли и рабам Тво­им (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаяни­ем ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими возды­хание от души и сердца мольбу Ти принося­щих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Но особенно прославилась икона во время эпидемии чумы в России, начавшейся во время русско-турецкой войны (1768–1774). Эпидемия «черной смерти» захлестнула страну, а весной 1771 года достигла Москвы. Как только чума весной – летом 1771 года получила большое распространение, через московские заставы потянулись экипажи с богатыми, которые уезжали в другие города или свои сельские усадьбы. Город замер, мусор не вывозили, появился дефицит продуктов и лекарств. Горожане жгли костры и били в колокола, считая, что их звон помогает против чумы.


В разгар эпидемии, ежедневно в городе умирало до тысячи человек. Мёртвые лежали на улицах и в домах, их некому было убирать. Затем к очистке города привлекли заключенных. Они разъезжали по улицам на телегах, собирая трупы, затем чумные обозы выезжали из города, тела сжигали. Это наводило ужас на оставшихся в живых горожан. От этой чумы в Москве погибло 130000 человек. По указанию императрицы Екатерина II 26 сентября 1771 г. в Москву прибыл граф Григорий Орлов с большим штатом лекарей и в сопровождении четырех полков лейб-гвардии. Москву разбили на санитарные участки, за каждым из которых был закреплен врач. Открывались дополнительные больницы и карантины. «Все это позволило остановить чуму в невиданные для того времени сроки. Вскоре эпидемия прекратилась»,– как пишут современные историки*.


Но они не вспоминают главную причину прекращения ужасной эпидемии: благодатной помощи Божией Матери от Ее иконы «Утоли моя печали». В эти страшные дни множество больных получили чудесное исцеление у иконы. К великому сожалению письменные свидетельства об исцелениях были уничтожены огнем во время пожара, но сам образ Богоматери остался невредим, и находился в храме до его закрытия в 20-е годы XX века. После прекращения эпидемии святыню поместили на почетном месте в храме и устроили в честь нее придел. Был сделан список с иконы.
* Императрица Екатерина II учредила в честь графа Орлова особую медаль: «Россия таковых сынов в себе имеет. За избавление Москвы от язвы в 1771 г.» .

Образ «Утоли моя печали» особенно почитал св. патриарх Тихон; неоднократно совершал он службы перед иконой. 25 января 1925 года, незадолго до своей кончины, он совершил всенощное бдение перед образом «Утоли моя печали».

После закрытия храма свт. Николая в Садовниках чудотворный образ перенесли в храм свт. Николая в Кузнецах (Кузнечной слободе). Храм свт. Николая в Кузнецах был построен по благословению патриарха Иоакима в 1681–1683 годах с приделами в честь преподобного Сергия Радонежского и священномученика Василия Амасийского. В 1805 году храм был разобран и на месте его построен новый. В 1847 году к нему была пристроена трапезная с новыми алтарями. Правый нижний придел был освящен в честь преподобного Сергия, а северный придел митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) освятил лично не во имя священномученика Василия Амасийского, а в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (указав, что память св. Василия следует праздновать как престольный праздник, так как он является покровителем храма). Промыслительность этого деяния святителя Филарета раскрылась, когда образ «Утоли моя печали» был перенесен в храм и поставлен во Введенском приделе.


В 1944 году в день празднования иконы 25 января в храме служил Божественную литургию вновь избраннный Патриарх Сергий в сослужении митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

В 1945 году после Поместного Собора Русской Православной Церкви в день прославления иконы торжественное богослужение было совершено Патриархом Алексием I. После Литургии Патриарх сказал: «Мы переживаем много скорбей я печалей и верим, что только милость Божия и помощь Небесной Молитвенницы Пресвятой Богородицы может не только утолить наши печали, но и печаль превратить в радость. Сознание, что рядом стоит Небесная Утешительница наших скорбей и печалей, утешает нас, потому что ничто не совеошается без воли Божией, и что может быть лучше этого сознания?».

Патриарх Алексий I ежегодно совершал в этот день службу в храме. В 1948 году в храме молился митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) из Антиохийского Патриархата – великий молитвенник и друг России, много потрудившийся для дарования победы нашему народу над фашизмом.

Глубоко знаменательная связь образа «Утоли моя печали» с храмом в честь святителя Николая, которого верующие русские люди называют «Николаем милостивым». До сего дня находится великая святыня Русской Церкви в Николо-Кузнецком храме. Еженедельно по четвергам совершается здесь молбен с акафистом в честь иконы и малым водоосвящением, и верующие люди находят утоление печали и радостъ соборной молитвы предстательством Божией Матери и святителя Николая.


Божия Матерь изображена на иконе со склоненной на левую руку главой, правая рука Еe приоткрывает край мафория: Она слушает молитвы предстоящих. Каждый молящийся чувствует себя предстоящим перед своей любящей Матерью. Эта личная обращенность к каждому человеку, отличающая образ «Утоли моя печали», особенно важна в наше время печалей, болезней, неустройств не только внутренней жизни человека, но и многих бед, обрушившихся на нашу отчизну. Чувство материнской любви и усыновленности Ею зажигает в сердце ответную любовь и надежду. Сострадательная материнская любовь помогает нести тяготы жизни, обращая печаль, скорбь и слезы в светлую, благодатную радость. Об этом говорят церковные песнопения и молитвы.


«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли…»,– поем мы в тропаре иконе. Душа наша названа в этой дивной молитве «многовоздыхающей», ибо от рождения до последнего вздоха жизнь человека – непрерывная цепь скорбей и слез. Иногда кажется, что не вместить сердцу тех страданий и испытаний, которые выпадают на его долю. Различны «воздыхания» души человеческой: потеря близких, обиды, невзгоды, греховные соблазны, семейные раздоры. Сколько слез прольет человек, пока не придет в страну, где нет ни слез, ни печалей, ни воздыханий и где, как говорит Священное Писание, Сам Бог «отрет всякую слезу» (Откр. 21, 4) с очей человеческих.


Сам повод, послуживший прославлению иконы – исцеление простой русской женщины, является одним из многих знаков чуда Божия, совершаемого не только в России, но и во всем православном мире. И это чудо, и сам чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» свидетельствует в наши дни о том, что человечество не потеряно и не оставлено, ибо есть у каждого христианина Всемилостивая Заступница и Предстательница пред Богом.


Она стала Источником утоления скорбей и печалей. Ее молитвенным предстательством и материнской любовью исцеляются больные, изгоняются бесы, прозревают слепые, воскрешаются мертвые. Благодатной силой Ее бывшие блудники и разбойники возрождаются душой и достигают вершин святости. Она пребывает с нами Своей материнской любовью через дивную Свою икону «Утоли моя печали», прославленную многими чудесами. Она утоляет болезни душ человеческих и какое счастье иметь такой родник благодати, утоляющий наши скорби и воздыхания. К Ней, утоляющей наши печали, подходим мы со смирением и сокрушением сердечным, с верой, надеждой, благоговением и любовью.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» – это духовное сокровище нашей Церкви, нашей родной земли, нашего народа, пронесенное через столетия и постоянно дарующее молящимся пред ней силу веры, благодатную помощь, утешение и утоление печалей нашей многоскорбной и многомятежной жизни.


В Москве были еще четыре чтимые иконы Богоматери «Утоли моя печали». Они – точные списки с чудотворной иконы из церкви Святителя Николая, что на Пупышах. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая – в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья – в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской.

В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатерининского канала, также была древняя чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эту святую икону была привез из Москвы в 1765 году 25 сентября купец Роговиков, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» имелась еще в Николаевском Одрином монастыре Орловской губернии. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем.

Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.

Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:
– в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;
– в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии;
– в скиту св. Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Тропáрь, глас 5:

Утоли́ болéзни/ многовоздыхáющия души́ моея́,/утоли́вшая вся́кую слезу́ от лицá земли́:/ Ты бо человéком болéзни отгóниши/ и гpéшных скópби pазpушáеши,/ Тебé бо вси стяжáхом надéжду и утвеpждéние,// Пpесвятáя Мáти Дéво.

Кондак, глас 6:

Предстáтельство христиáн непосты́дное,/ ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное,/ не прéзри грéшных молéний глáсы,/но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас,/ вéрно зову́щих Ти:/ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умолéние,//предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.

Величание:

Величáем Тя,/ Пресвятáя Дéво,/ Богоизбрáнная Отрокови́це,/ и чтим óбраз Твой святы́й,/ и́мже тóчиши исцелéния// всем с вéрою притекáющим.

МОЛИТВА

Надéждо всех концéв земли́, Пречи́стая Дéво, Госпожé Богорóдице, утешéние нáше! Не гнушáйся нac, грéшных, на Твою́ бо ми́лость уповáем. Угаси́ в нас плáмень грехóвный и покая́нием ороси́ изсóхшая сердцá нáша, очи́сти ум наш от грехóвных пóмыслов; приими́ воздыхáние от души́ и сéрдца мольбу́ Ти принося́щих. Бу́ди о нас Ходáтаица к Сы́ну Твоему́ и Бóгу, и укроти́ я́рость Егó прáведную Мáтерними Твои́ми моли́твами. Душéвныя и телéсныя я́звы исцели́, Госпожé Богорóдице, утоли́ болéзни душ и телéс, ути́ши бу́рю злых нападéний врáжеских; отъими́ брéмя грехóв нáших и не остáви нас до концá поги́бнути. Ты бо еси́ возведéние человéческому рóду, в печáли скóрая Помóщница. Мáти и́стинная Христá Бóга нáшего, помогáй нам, грéшным рабáм Твои́м всегдá, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

День празднования иконы: 7 февраля (25 января по старому стилю)

О ПЕЧАЛИ

«Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла, и утоли наша печали».
«Как моль одежде и червь древу, так и печаль вредит сердцу человека» (Притч. 2, 20).
«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Псал. 53, 9).
«Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15).
«Всю печаль вашу возвергните на Господа, яко Той печется о вас» (1 Петр 5, 7)
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 11-13).
«Не давай печали сердцу своему, ибо «мира сего печаль смерть соделовает».
(Прп. Ефрем Сирин).
Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать»
(Свт. Иоанн Златоуст).
«Предлежит нам подвиг – притупить жало едкой печали»
(Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
«Бодрствуй против духа печали, ибо он распространяет многие сети»
(Авва Исаия).

«Погрешают те, кто почитает добродетелью чрезмерную печаль, бывшую у них после совершения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… Они слишком много надеются на самих себя и на силы свои. Ибо думая о себе, что они представляют собой нечто значительное, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не ожидая от себя самого. Поэтому если впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость»
(Прп. Никодим Святогорец).

«Надлежит же нам иметь полезную скорбь (печаль) о своих грехах, когда мы с доброй надеждой на Бога приносим покаяние, зная наверное, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, но все прощает Господь кающемуся и молящемуся человеку»
(Прп. Нил Сорский)

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»


Я з а ж г у с в о ю л а м п а д у
П е р е д о б р а з о м с в я т ы м .
У т о л и м о я п е ч а л и .
П о м о г и р а б о м Т в о и м .

О В л а д ы ч и ц е с в я т а я ,
С е р д ц е р в ё т с я к н е б е с а м ,
С е р д ц е м с л ы ш у , В с е б л а г а я ,
Ш л е ш ь Т ы п о м о щ ь С в о ю н а м .

Б у д т о з о р ь к а з а б л и с т а л а . . .
Б у д т о б л и з и т с я р а с с в е т . . .
С и л а з л а у ж м е н ь ш е с т а л а ,
И о т ч а я н ь я у ж н е т .

И я с н е е м ы с л и с т а л и
П р е д и к о н о ю Т в о е й ,
У т о л и м о я п е ч а л и
Б л а г о д а т и ю С в о е й .

«Утоли моя печали» — чудотворная икона Божией Матери, прославленная помощью больным, нуждающимся и страждущим.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.

Икона была принесена в Москву казаками в 1640 году и передана в дар царю и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.

Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления.

Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» - и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали». В Москве прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах:

Храм святого Иоанна Крестителя, что на Покровке;

Храм святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной;

Храм святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот;

Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (м."Площадь Ильича", ул. Николоямская, 57-59).

В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня.

Ныне Чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в Храме святителя Николая в Кузнецкой Слободе (г.Москва,Вишняковский пер. 15, м."Новокузнецкая").

Тропарь Иконе Божией Матери «Утоли моя печали»

Утоли болезни
многовоздыхающия души моея,
утолившая всяку слезу от лица земли:
Ты бо человеком болезни отгбниши
и грешных скорби разрушаеши,
Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,
Пресвятая Мати Дево.

Эта икона отличается от других Богородичных икон. Божия Мать на ней, держа в правой руке Предвечного Младенца, левую приложила к Своей главе. Жест очень распространенный среди русских женщин. Именно так, пригорюнившись, наши бабушки, матери садились передохнуть от многочисленных хозяйских дел. Посидят минуточку, погрустят, попечалятся и дальше за работу, некогда рассиживаться, время-то бежит, бежит времечко. Может быть, именно поэтому, глядя на икону, я всегда чувствую в душе что-то родное, доверительное, забытое. «Утоли моя печали» – так называется эта икона своим чудесным исцелением, явлением благословившая нас не копить в сердце обиды, неудовольствия, раздражение, все то, что в конечном итоге становится причиной нашей изнуряющей печали.

В приходском храме у иконы стоят бабушка и внучка. Внучка совсем маленькая, но головка по церковному уставу покрыта платочком. Из-под платка – любопытные глаза, нос курносый. Бабушка молодая в кожаном пальто с капюшоном в больших очках. Стоят. Тихо беседуют. Подхожу поставить свечку к иконе «Утоли моя печали». Слышу:

– Бабушка, почему тетя держится за головку? Болит у нее головка? Да? Болит?

– Нельзя так говорить – тетя – надо Богородица.

– Богородица, – дисциплинированно повторяет девочка. – У Богородицы болит головка.

Сначала эта фраза как-то не пришлась к душе, надо бы бабушке и тут поправить, головка может болеть как раз у тети. Про Богородицу так не стоит. Но разве вежливо встревать в разговор, который и слышать-то мне не полагалось? Но зацепилась фраза, услышалась. Стала вспоминать, что знаю про эту необычную икону.


…Все было у женщины: положение в обществе, корни знатного рода. Одного не было – здоровья. Какие только врачи не приходили к ней! Какие только средства не тратили родные, чтобы облегчить ее страдания! Ничего не помогало. Лежала она в полном расслаблении, теряя силы, теряя надежду. Жила эта женщина недалеко от Москвы, и сочтены были ее земные дни. И вдруг, забывшись, услышала она голос, тихий, но очень настойчивый:

– Вели, пусть тебя в Москву отвезут. Там в Замоскворечье, в Пупышеве есть храм, а в нем икона. Икона та называется «Утоли моя печали». Молись перед ней, молись с надеждой!

Женщина очнулась, но ощущение чего-то значительного в ее жизни не проходило: «Молись перед ней, молись с надеждой!»

Повезли больную в Москву. Кто-то отговаривал: «Путь не близкий», – но она твердо настояла на своем: «В Москву, в Пупышево, к иконе!»

Добрались. Внесли женщину в храм Николая Угодника, а там столько икон, глаза разбегаются. Только той самой и нет. Несколько раз обошли родные храм, искали, всматривались, нет той иконы. Священник благословил спустить с колокольни все ветхие иконы: «Ищите!»

И нашли. Покрытый пылью, потемневший образ. Осторожно сняли пыль, поднесли икону к свету и прочитали с ликующим сердцем «Утоли моя печали». Надо ли говорить, как встрепенулось исстрадавшееся сердце женщины, какие полноводные потоки силы устремились к ее уверовавшей душе. Рука, много лет не поднимавшаяся в расслаблении, поднялась для крестного знамения. Потом, когда икону поднесли к больной и она смогла приложиться к ней, сил хватило, чтобы подняться. Да, неходячая больная встала на ноги и сама, без посторонней поддержки, вышла из церкви.

Было это в конце XVII века зимой, 25 января. С тех пор день тот стал днем памяти чудотворной иконы.

Это снова отрывок из книги Натальи Сухининой «Не продавайте жемчужное ожерелье». Спасибо этому автору за столь проникновенные строки об иконах, на которые читатель обязательно обращает внимание после прочтения.


Самый древний и известный из списков иконы "Утоли моя печали" был принесен казаками в Москву в 1640 году, в царствование Михаила Федоровича (1613-1645 гг.).

Счет чудесным исцелениям от иконы бесконечен. Предание сохранило нам память о первом прославлении этой иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. Чудодейственная сила иконы Богородицы "Утоли моя печали" открылась при обстоятельствах, которые вы только что прочитали в отрывке.

Изображение иконы "Утоли моя печали" представляет Богородицу, приложившую левую руку к Своей главе, несколько склоненной набок. Общий Ее вид как бы говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и искренним молитвам всех верующих, прибегающих к ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Правою рукою Своею Богоматерь придерживает Предвечного Младенца, который пред Собою держит в руках, подняв кверху, развернутый свиток.

Тем, кто знает и любит иконы, известно, что образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то, как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца – непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи.


Очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная – «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей эту икону, ее название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».

«Утолимая» означает «утоляющая», укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви св. Николы в Пупышах. Мы читаем ее на свитке, который держит в руках Младенец-Христос.

«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».

Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Нетрудно догадаться, что именно из последней формы этого названия произошло позднейшее – «Утоли моя печали».


Тот смысл, какой соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», прекрасно объясняется нам самою церковью в тех песнопениях и молитвословиях, которые составлены в честь этой святой иконы. В тропаре праздника мы обращаемся к Пресвятой Деве Марии со следующими словами: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушаеши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». «Избранное нам, – читаем в кондаке праздника, и дивное даровася избавление образ Твой честный, преблагословенная Владычице Дево Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его, к нему же взирающе восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, радосте наша! Избави нас от всякаго зла и утоли наша печали». Последние слова кондака: «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякаго зла и утоли наша печали», служат в то же время и припевом акафиста.

Из приведенных слов тропаря, кондака и молитвы можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т. е. греховных страстей, обуревающих сердце. В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может сказать о себе, что он на своем жизненном пути не переживал тяжелых минут несчастья и не искал себе поддержки или утешения? Нет такого человека... И истинный христианин, при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной земной жизни, невольно мысленно обращается туда, откуда он ждет помощи: духовный взор его устремляется к небу, к Пресвятой Деве Марии, и уста его шепчут мольбу: «Утоли моя печали, сокрушающие сердце мое, ибо Ты – скорая Утешительница!» И, действительно, не от людей, таких же немощных по своей природе, как и сам страдающий, этот последний получает истинное лекарство, исцеляющее от душевных и даже телесных болезней, но от самого Господа по ходатайству пред Ним Пресвятой Богоматери.

Нет необходимости здесь говорить о всех благодеяниях Пресвятой Девы Марии, оказанных Ею роду человеческому. Они неисчислимы. Укажем лишь некоторые из них, которые так или иначе соединены с образом Богоматери, именуемым «Утоли моя печали». В Николаевской церкви на Пупышах хранились записи о многих чудесах от этой иконы. Но пожар, бывший 1771-м году, уничтожил все эти записи. Несмотря на этот несчастный случай, бывшие, притом так давно, сказания о чудесах, совершившихся при этой иконе, известны и поныне.

В Москве были еще четыре святочтимых иконы Богоматери, также известных под именем «Утоли моя печали». Они - точные снимки с вышеупомянутой чудотворной иконы. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая - в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья - в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской, четвертая благодатная икона «Утоли моя печали», в серебряной позлащенной ризе, богато украшенной драгоценными камнями.

В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатериненского канала, была также древняя и глубокочтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эта святая икона была привезена из Москвы в 1765 году 25 сентября купцом Роговиковым, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Этому чудотворному образу «Утоли моя печали» оказывалось особенное чествование. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали», или, как ее еще иначе называют, «Утоление печали», имелась еще в Орловской губернии, Карачаевском уезде. Она находилась там в Николаевском Одрином монастыре. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем. Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили там по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.

Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:

в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;

в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии.


Акафист

Кондак 1

Взбранное нам и дивное избавление даровася, Твой образ честный, Преблагословенная Дево Владычице Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его и к нему взирающе, восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Икос 1

Ангел множество, и вся Небесная Воинства славят Тебе, Царицу всех Богородицу, Ты же исполнила еси радости души наша милостивым явлением: нам образа Твоего святаго, Богоизбранная Дево Владычице. К нему же кланяющеся, Тебе умиленная моления возсылаем, милосердому Твоему к нам заступлению со страхом зовущи таковая:

Радуйся, Ты Отца Безначальнаго благословение;

Радуйся, Ты Сына Превечнаго жилище.

Радуйся, Ты Духа Святаго пребывание;

Радуйся, яко Тебе славят многоочитии Херувими.

Радуйся, яко Тебе похвальная приносят шестокрилатии Серафими;

Радуйся, яко Тебе вся Небесная Воинства величают.

Радуйся, яко Тебе вся колена земная Матерь Божию исповедуют;

Радуйся, яко Тобою вся вселенная веселия исполняется.

Радуйся, яко Тобою вся болезни наша исцеляются;

Радуйся, Твоими бо молитвами печали наша утоляются.

Радуйся, Твоими бо ходатайствы вся прошения наша исполняются;

Радуйся, яко Тебе и Сыну Твоему в Твоей честней иконе благодарно поклоняемся.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 2

Видят Тя, Богоизбранная Отроковице, вся Небесныя Силы предстоящу всегда Престолу Славы Небеснаго Царя и за христианы к Сыну и Богу молящуюся, Небесная Царице; мы же, грешнии, на земли зряще Твою святую икону и к ней припадающе, Тебе радостно поклоняемся, зовуще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, Небесная Царице, из уст бо нас скверных, како мощно пети Твоему имени? Яко благих еси нам Ходатаица, сильна еси вспомоществовати во всякой нами требуемой помощи, да Тебе со умилением зовем сице:

Радуйся, молитвы о нас к Сыну и Богу во утешение приносящая;

Радуйся, Твоими молитвами очи наша от вечнаго рыдания избавляющая.

Радуйся, Твоими Матерними молитвами Сына и Бога на милость к нам приклоняющая;

Радуйся, Твоими молитвами праведный на нас гнев Божий утоляющая.

Радуйся, Твоими ходатайствы грехи наша прощающая;

Радуйся, Твоею помощию страсти наша истребляющая.

Радуйся, Твоим предстательством временная наша скорби разрушающая;

Радуйся, Ты во всяких бедах и нуждах нам помогающая.

Радуйся, Тя славящих всегда прославляющая;

Радуйся, Твоею радостию печали наша утоляющая.

Радуйся, непрестанное нам веселие подавающая;

Радуйся, Ты нам райския двери отверзающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя к скорому и теплому заступлению верно притекающих к Тебе и честному Твоему образу поклоняющихся, единен бо токмо Тебе, Нетленней и Пречистей Богоматери, дадеся дар всякое благое наше прошение исполняти, и едина Ты можеши нам помощи, елико хощеши. Тем всяк возраст славословит Сына Твоего и Бога нашего, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земным простираеши руку помощи и подаеши болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по своей их потребе исполняеши. Мы же Тебе благодарно сице поем:

Радуйся, едина Мати, милосердие нам являющая;

Радуйся, милости сокровище многоценное нам открывающая.

Радуйся, безчисленныя щедроты всем подавающая;

Радуйся, слово премудрости просящим дарующая.

Радуйся, преспеяние разума юным подавающая;

Радуйся, раны наша греховныя истребляющая.

Радуйся, праведных в райских селениих насаждающая;

Радуйся, отчаянным будущих благ Надеждо и Укрепление.

Радуйся, всех падших скоро к благодати возставляющая;

Радуйся, всем во всякой требуемой от Тебе помощи помогающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам всегда помогаеши, Небесная Царице, с верою прибегающим к Тебе и поклоняющимся цельбоносней Твоей иконе, ейже первописанней иногда рекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила». И мы истинно веруем, яко послушаеши прошения призывающих имя святое Твое и Сыну Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь Твоя на Небеси о нас ходатайства, Избранная Палато Духа Святаго, исполняет Твоя прошения, мы же грешнии на земли, видевше святую Твою икону, яко светозарное солнце нам светящуюся, Тебе яко Божией Матери дерзаем глаголати:

Радуйся, Солнце Мысленное нам являющая;

Радуйся, светом немерцающим нас просвещающая.

Радуйся, умерщвленных нас грехами оживляющая;

Радуйся, неплодным матерем ложесна разрешающая.

Радуйся, нечаянно находящих на нас злых врагов скоро прогоняющая;

Радуйся, желаемых благ всегда нас наслаждающая.

Радуйся, скоро в бедах и в печалех нас утешающая;

Радуйся, верою Имя Твое призывающих от нечаянныя смерти спасающая.

Радуйся, на Тя уповающим безконечный живот дарующая;

Радуйся, веру и любовь к Тебе имущих к Небеси возводящая.

Радуйся, Предстательство наше крепкое;

Радуйся, во всяких обстоятельствах нас защищающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 5

Боготечную звезду, честную Твою икону Ты нам показала еси, Владычице мира, к нейже мы зряще и верою сердечною молящеся, Тебе, Богородице, глаголем: «Ты еси нам щит непобедимый и стена необоримая, вопиющим Ти: Аллилуиа».

Икос 5

Видеша Силы Небесныя на руку Твоею Создавшаго Своима рукама человеки и Владыку разумевающе Его: мы же грешнии на земли зряще изображенную Тебе Пречистую Матерь Его, любезно Свои руце к нам простирающую, к Тебе умильно зовем:

Радуйся, на руку Твоею Огнь Божественный неопально держащая, Имже грехи наша попаляются;

Радуйся, на руку Твоею Света Неприкосновеннаго носившая, Имже души наша просвещаются.

Радуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая;

Радуйся, любовь и милосердие к нам являющая.

Радуйся, руце Твои в поручение о нас к Богу приносящая;

Радуйся, вход в Царствие Небесное нам отверзающая.

Радуйся, Твоею помощию нас защищающая;

Радуйся, Твоим ходатайством грехи наша прощающая.

Радуйся, Твоим молением печали наша утоляющая;

Радуйся, яко Твоим предстательством всяких благ наслаждаемся.

Радуйся, яко Тобою вся во благих желания наша исполняются.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 6

Проповедницы Богоноснии Апостоли, по Вознесении Господни, при освящении храма Твоего невидимою рукою изображенный шаровными подобии на стене обретше образ Твой, Владычице, рожденному от Тебе Богу воспеша: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси премудростию от Истиннаго Солнца Правды, Богоизбранная Отроковице, и, лучи истиннаго Богоразумия испущающи, теми освещаеши всех верою исповедающих Тя истинную Матерь Божию быти, вопиющих сице:

Радуйся, всех на Небеси славою Твоею просвещающая;

Радуйся, начало человеческого спасения устрояющая.

Радуйся, ковчеже жизни нашея, от потопа смертнаго нас сохраняющий;

Радуйся, в райских селениих жити нам дарующая.

Радуйся, Предстательница наша к Богу, мир спасающая;

Радуйся, в бедах сущих скоро заступающая.

Радуйся, всякия болезни человеческия, телесныя и душевныя, исцеляющая;

Радуйся, немым и косноязычным словеса отверзающая.

Радуйся, всякаго блага просящим у Тебе Подательнице;

Радуйся, учение благодати всем источающая.

Радуйся, тем всякий чин и возраст довольно услаждающая;

Радуйся, всех благия желания исполняющая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 7

Хотя долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия и щедрот бездну, избра Тебе Себе в Матерь, милости неисчерпаемый Источниче, да аще кто праведным судом Божиим осуждения достоин. Твоим всемощным ходатайством сохранен будет и Сыну Твоему и Богу нашему велегласно зовет: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, и дивну даровал еси нам Ея икону, паче лучей солнечных просвещающую людей, яко самую зрящих Богородицу, и верою сердечною от души любовию вопиющих таковая:

Радуйся, икону Твою на земли яко облак всем распростирающая;

Радуйся, тою паче надеяния милосердое к нам заступление являющая.

Радуйся, Твоею иконою источники чудес всюду источающая;

Радуйся, явлением Твоея иконы вся люди просвещающая.

Радуйся, тою новое знамение благодати в Церкви являющая;

Радуйся, яко, на икону Твою взирающе, Самой Тебе, истинней Богородице, поклоняемся.

Радуйся, иконою Твоею, яко столпом огненным, мрак греха отгоняющая;

Радуйся, тою печали наша утоляющая.

Радуйся, Церковь освятившая тоя явлением;

Радуйся, яко мы грешнии сохраняемся Твоим заступлением.

Радуйся, вретище скорби нашея растерзающая;

Радуйся, вечною радостию нас одевающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 8

Странну и преславну в Церкви явльшуюся, святую Твою икону Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей поклонишася, мы же грешнии, припадающе, ожидаем Твоея великия и богатыя милости, с веселием вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуяй Господь, видев Тя Матерь Свою всегда предстоящу Ему и со умилением Ему приносящу моление о нас грешных, обеща исполнити вся прошения Твоя. Мы же грешнии, надеяся на Твоя Матерния о нас молитвы, благодарственная Тебе приносим сице:

Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая;

Радуйся, Ему же всегда о нас моления приносящая.

Радуйся, всех к Тебе прибегающих, Твоею милостию покрывающая;

Радуйся, всех

Радосте, печали наша утоляющая.

Радуйся, примирение наше с Богом соделавшая;

Радуйся, Бога и человека соединившая.

Радуйся, спасение человеческое устроившая;

Радуйся, прародительнаго греха клятву разрушившая.

Радуйся, смертное наше естество безсмертием просветившая;

Радуйся, жестокость сердца нашего умилившая.

Радуйся, отчаянных к Богу возводящая;

Радуйся, сосуды смертная, на нас уготованная, сокрушившая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальныя песни приносит Тебе, Божией Матери и Заступнице всех припадающих Тебе и просящих Твоея помощи, яко твердым и крепким Твоим предстательством праведных веселиши, грешных заступаеши и от бед избавляеши, и печали утоляеши, и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют хвалити славный, Владычице, иконы Твоея праздник, ниже от скверных устен наших приносимыя Ти похвалы достойны, обаче, неисчетныя благодеяния, иконою Твоею нам являемыя, видевше, душею и сердцем радующеся, Тебе глаголем:

Радуйся, от глада нас Хлебом Жизни питающая;

Радуйся, от губительства смертнаго безсмертием нас соблюдающая.

Радуйся, от труса греховнаго нас сохраняющая;

Радуйся, от потопа смертнаго рукою Твоею крепкою нас избавляющая.

Радуйся, от огня росою молитв Твоих нас восхищающая;

Р адуйся, от бед сильным Твоим предстательством нас защищающая.

Радуйся, от нашествия иноплеменник нас спасающая.

Радуйся, от междоусобныя брани истинным миром нас ограждающая;

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий от прелести вражия, Человеколюбец Господь Тебе Матерь Свою дарова земным на помощь, глаголя: «Сынове человечестии, се Мати Моя Покров и Прибежище вам да будет, печальным Утешение, скорбящим Радование, обидимым Заступница, да всех из глубины греховныя воздвигнет, вопиющих: Аллилуиа.

Икос 10

«Царю Небесный, - тако молит за ны всегда Небесная Царица, - приими всякаго человека, славящаго Тя и призывающаго Имя Твое, идеже бывает память Святому Имени Твоему, и прославляющих Мя Имене Твоего ради, и не отрини их от лица Твоего, но благоволи в них и приими от них всякое моление, и всех от бед избави». Мы же грешнии, надеющеся на Твоя Матерния сильным Твоим предстательством нас защищающая.

Радуйся, от меча силою Твоею нас охраняющая;

Радуйся, от нашествия иноплеменник нас спасающая. Радуйся, от междоусобныя брани истинным миром нас ограждающая;

Радуйся, от смертоносныя раны прибегающих к Тебе исцеляющая.

Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия Твоим молением нас свобождающая;

Радуйся, от всякия нас язвы Твоим честным ходатайством изъимающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 11

Пение всеумиленное приими от нас, Небесная Царице, и молитву, приносимую Тебе, Дево Богородице, услыши: к Тебе бо в напастех, скорбех и печалех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, и молим: «Утоли наша печали, и приими сию жертву Твоих рабов, зовущих: Аллилуиа».

Икос 11

Светоприемная свеща истиннаго Света сущих на земли явльшися, души просвещаеши чтущих Твоея иконы явление и к разуму Божественному наставляеши поющих Ти сицевая:

Радуйся, свеще неугасимая Огня невещественнаго, нас просвещающая;

Радуйся, заре незаходимаго Света Божественнаго, нас озаряющая.

Радуйся, Солнце правды, нас облистающее;

Радуйся, Источник жизни райския нам источающая.

Радуйся, Мати Света Истиннаго, благочестивых души просвещающая;

Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных всех души утешающая.

Радуйся, Тя на помощь призывающих и имя Твое славящих спасающая;

Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая.

Радуйся, всем родом, Тя Матерь Божию почитающим и Богородицу именующим, непрестанно помогающая;

Радуйся, осенением святыя Твоея иконы злых духов мечтания от нас прогоняющая.

Радуйся, во внезапных на нас находящих скорбех и печалех скоро нас утешающая;

Радуйся, всему миру радость дарующая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Небеснаго Владыки Сына Твоего и Бога и простри нам руку помощи, и молитвами Твоими утоли наша печали, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, державную Помощницу, хвалим Тя и, молящеся Тебе со умилением, веруем и исповедуем, яко испросиши благая временная и вечная воспевающим Ти:

Радуйся, молитвами Твоими весь мир спасающая;

Радуйся, всю вселенную ходатайством Твоим заступающая.

Радуйся, православным на варвары победы подавающая;

Радуйся, нашествия на христианы иноплеменных побеждающая.

Радуйся, в вере благочестивыя сохраняющая;

Радуйся, непочитающих иконы Твоя Святыя яко прах от лица земли развевающая.

Радуйся, поклоняющимся иконе Твоей и Тя на помощь призывающим, и в печалех бедствующим скоро помогающая;

Радуйся, нас грешных ко спасению и восприятию благ вечных наставляющая.

Радуйся, безконечнаго царствия у Сына Твоего и Бога нашего всем нам испрошающая;

Радуйся, верным безконечную жизнь дарующая.

Радуйся, всем во всякой потребе вся полезная и благая подавающая.

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, утоли наша печали и избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения и грядущаго изми мучения, и сподоби нас рабов Твоих в вечных райских селениях водворитися, зовущих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1 )

Молитва первая святого Ефрема Сирина

Дева, Владычица, Богородица, паче естества и слова родившая Единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества, несравненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, превысшая всякой чести, честь и слава преподобных, непогрешительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных таин, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес. Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбивого Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушения душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истинного Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычице, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горького рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы чрез Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единородного Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, разсей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевного утруждения и подай им светлое благодушие и радость, возстановив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь город и страну, от голода, землетрясения, потопления,огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев обрати, по благоволению и благодати Единородного Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с совечным и животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богоматери Утоли моя печали

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими воздыхание от души и сердца мольбу Ти приносящих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой,

именуемой «Утоли моя печали»

Тропарь, глас 5

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгоняеши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение. Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Православные святыни привлекают внимание за счёт тех удивительных свойств, которыми они обладают. Иконы позволяют исцеляться от различных заболеваний, искренняя молитва им поможет улучшить отношения с родными и близкими, а также избавит от многих жизненных проблем.

В этом материале я предлагаю вам ознакомиться с мистическими характеристиками иконы «Утоли мои печали».

Исторические сведения о создании иконы

Божья Матерь — это традиционная покровительница Руси, но её образ почитается верующими не только лишь по этой причине. Божья Матерь в одно и тоже время выступает и Царицей Небесной, и заступницей, просящей у Создателя за каждого из нас.

Именно у неё принято просить помощи в сложных жизненных ситуациях. Поэтому совершенно неудивительно, что лик «Утоли мои печали» обрёл большую популярность у верующих.

Наименование образа уходит своими корнями к стихире (богослужебные стихи), в которых Пресвятая Дева описана как надежда для православных христиан, способная справиться с любыми печалями, как телесными, так и душевными.

Чудотворный образ появляется в Москве в 1640-м году. Старинное преданье рассказывает нам про одну знатную даму, которую сразила тяжёлая болезнь и которая усердно просила об исцелении Деву Марию. Женщине приносились различные образы из разных храмов, но никакой из них не сумел ей помочь.

Тогда в отчаянии были собраны все образы Пресвятой Девы, хранившиеся в колокольне и их принесли пациентке. Когда женщина, до этого даже не двигающаяся, увидела образ «Утоли мои печали», — смогла самостоятельно перекреститься. А после — вознесла молитву лику и болезнь покинула её тело.

Информация про чудотворный образ начала сразу же распространяться в народе и к ней началось самое настоящее паломничество. Священники не успевали фиксировать все истории удивительных исцелений, которые совершала икона.

Да и мы сейчас не сможем ознакомиться с ними, ведь та информация про удивительные исцеления была уничтожена пожаром, случившимся в 1771-м году. До нас дошли исключительно устные версии преданий.

Иконографический тип иконы Богоматери «Утоли мои печали» — Одигитрия-Путеводительрица. Также образ относим к типу «елеус» — то есть, милостивой, сострадательной.

Обратите внимание! Именно данный тип изображения Девы Марии является самым распространенным и популярным.

Отношение к указанному типу указывает на то, что Святая невероятно милостива и сострадательна ко всем грешникам. Этим и обусловлена главная характеристики образа — почитание и надежда на то, что Матерь Божья заступится за человека в трудной ситуации.

Выделить образ Богоматери «Утоли мои печали» позволяет наличие одной значимой детали: рука Девы Марии приподнята к её наклонившемуся лику. Данный жест, как правило, выполняется, когда человек кого-то очень внимательно слушает и при этом подпирает рукой щёку.

Указанный жест словно ещё больше делает Богородицу ближе к простым людям и призван напоминать про её изначально человеческую природу. А уже благодаря своей личной духовной чистоте и благочестивости получила честь стать Матерью Мессии — Спасателя всего нашего мира.

Кроме того, указанный жест словно пытается приковать внимание к прошению того, кто обращается к Богородице за помощью.

Восседающий на коленях маленький своими руками удерживает манускрипт. Надписи на свитке изменяются на разных иконах, но все они одинаково призывают праведника придерживаться Божьих заповедей и идти по справедливому и милосердному пути. Лишь такой путь способен устранить из жизни человека любые «печали» и тягости.

О чём молиться иконе Божией Матери «Утоли моя печали»?

Уже само название иконы говорит за себя. Если вы страдаете от тоски — приносите свою печаль в храм и не пытайтесь демонстрировать, что вы сильный человек, когда на самом деле душа разрывается от боли и страданий. Помните, что вы не обязаны справляться со своей бедой самостоятельно.

Господь Бог знает и видит, когда человек находится «на грани», поэтому совершенно нет нужды прятать это.

Итак, с какими же конкретно трудностями помогает справиться данный лик?

  • Избавляет от чувства отчаянья, раздирающего человеческую душу на части.
  • Способствует обретению гармонии, душевного спокойствия и веры в себя.
  • Помогает справляться с пагубными страстями.
  • Очищает рассудок от греховных помыслов.
  • Делает волю человека более сильной.
  • Способствует обретению христианской веры.

При этом вы можете обращаться к лику как за помощью для себя лично, когда действительно в этом нуждаетесь, так и просить за кого-то из своего близкого окружения, если видите, что помощь им необходима. К примеру, кто-то из ваших родственников одержим зависимостью (алкоголь, наркотики, азартные игры, плотские страсти и так далее).

С какими ещё просьбами можно обращаться к образу «Утоли моя печали»? Безусловно, икона помогает исцелиться телесно. Причём абсолютно не имеет значения, от каких именно недугов страдает человек — все страдания не разделяются Господом, а всё остальное — это не более, чем просто домысел.

Дозволяется также просить икону помочь в решении дел или поспособствовать успешному завершению конкретного дела (конечно, имеются ввиду исключительно богоугодные дела).

Где можно помолиться иконе?

Аналогично большей части чудотворных ликов, у иконы «Утоли мои печали» существует большое количество списков, каждый из которых имеет свои удивительные способности.

Изначально исторические сведения об образе уходят своими корнями в Белоруссию, где больше трёх столетий тому назад в Воскресенской церкви города Шклово изначально появился самый первый вариант образа.

Первые же московские копии также были написаны в Белоруссии. На Арбате можно обнаружить наиболее старую версию списка, который находится в церкви святого Тихона.

К счастью, эта реликвия сохранилась до сегодняшнего дня и сейчас её можно обнаружить в храме Воскресения Словущего (расположен на Филиповском переулке). Данная икона известна за счёт многих совершенных ею чудес.

Например, известен случай о тяжело болевшей женщине, которая во сне увидала образ Богоматери. Она отправилась в церковь, чтобы совершить молебен Матери Божьей, однако, выяснилось, что нужная икона в храме отсутствует.

Выяснилось, что запыленный и всеми забытый лик валяется на колокольне. Женщина попросила достать и очистить икону и, помолившись у неё, сразу же обрела исцеление, как и было ей обещано во сне Царицей Небесной.

С тех времён в день чудесного события установили отмечать торжество лика «Утоли моя печали». А произошло это седьмого февраля 1760-го года. По прошествии ста лет с того дня был опубликован молебен с акафистом.

Есть в Москве и храм, освящённый в честь данной иконы в 21-м столетии. На его торжественном открытии присутствовал сам Патриарх Алексий, а средства для стройки были собраны жителями города.

В храме мы можем наблюдать большую копию иконы, которая расположена непосредственно у центрального входа. Церковь выстроена в классическом русском стиле.

Пятикупольный храм, имеющий две колокольни — это настоящее украшение города. Обнаружить же его не составит особой сложности, ведь он находится в паре сотен метров от станции метро Марьино.

Изображение данного храма применяется в качестве районного флага.

Из других известных храмов, в которых вы сможете вознести молитву перед иконой «Утоли мои печали» выделяют следующие:

  • Московский храм (Кузнецкая Слободка) — здесь находится чудотворная копия лика, которую привезли в столицу три века тому назад. Заходя в храм, верующие прежде всего, целуют образ и кланяются иконе Богородице.
  • Ещё одну копию иконы можно найти в Леонове. Она была создана в восемнадцатом столетии. Отличается такой же манерой, как и икона «Казанская», висящая напротив. Место расположения церкви — станция «Ботанический сад».
  • И ещё один лик находится в Дивеево. Верующие традиционно кладут у него записки, в которых отмечают свои молитвенные пожелания. В целом подобную благочестивую традицию соблюдают многие обители и она свидетельствует про глубокое почитание реликвий.

В завершение темы хочется ещё раз напомнить, что не важно к какой иконе вы обращаетесь за помощью — самое главное, чтобы ваша молитва была искренней и исходила от самого сердца. Тогда она обязательно будет услышана свыше.

А напоследок предлагаю вам к просмотру увлекательный видео-материал по данной теме: